1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Билет №1 Сущность финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Функции финансов

1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Билет №1 Сущность финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Функции финансов.

Финансы – эконом категория, функционирующая в различных общественно – экономических формациях. Они имеют абстрактную единую сущность во всех формациях, но и принципиально новое содержание в каждой из них.

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Финансы часто ассоциируются с понятием деньги, но это разные эконом. Категории. Денежные отношения более широкие показатели, а финансы лишь часть денежных отношений. Кроме этого финансы и деньги выполняют разные функции. Деньга выпол. След.

Функции: средства платежа, обращения, накопления, мировые деньги, мера стоимости. Финансы выполняют в основном 2 функции : Распределительная и контрольная. Считается, что термин финансы впервые был введен фр. Ученым Ж.Баденом в 1577г. В русс. Язык этот термин пришел в 18в. И долгое время употреб. Как понятие казна.

Более широкую трактовку дал Витте, который определил понятие не только как доход но и как расход государства включая го. Долг.

Т.О. Финансы — объективная эконом. Категория, связанная с развитием материального производства, его закономерности в опред. Условиях причем в рамках организации этих отношений выступает гос-во,которое активно воздействует на финансы в зависимости от полит. Устройства и др. задач и причин.

Материальной базой существования финансов являеться фонды денеж.средств. Финансы отражают уровень развития ПС.

К финансовым отношениям относяться след. Виды денеж.отношений:

1 Взаимоотношения м/у Субъектами хозяйствования в процессе купли-продажи

2 м/у п/п и финансовой системой

3 м/у п/п и вышестоящими организациями

4 м/у звеньями бюджетной системы

5 м/у п/п и ее работниками

6 м/у финансовой системой и населением и т д

Финансы – совокупность денеж. Отношений по поводу формирования, распределения, и использования централизованных фондов денеж. Средств государства в целях выполнения его функций и задач и децентрализованных фондов денеж. Средств хозяйствующих субъектов и допол. Хозяйств с целью обеспечения расширенного воспроизводства.

К централизованным фондам денеж. Ср-в можно отнести: пенс. Фонд, фонд соц. Страх-ия, бюджеты разных уровней.

К децентрализованным фондам денеж. Ср-в: уставный, резервный, добавочный капитал, валютный фонд, амортизованфй фонд, фонд оборотных средств и т д

Функции финансов:

1 Распределительная – связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, с формированием у субъектов хозяйствования доходов и накоплений с созданием фондов денеж. Средств

В результате перераспределения общественного продукта и нац. Дохода образуеться вторичные или производные доходы.

Перераспределение общественного продукта связано: с наличием непроизводственной сферы, в кот. Нац доход не создаеться (здравоохранение,образование), с неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хоз-ва.

В результате распр-ия и перераспр-ия формируються дох.гос-ва,дох.отдел. отраслей непроизводственной сферы,население получ. Соц. Выплаты

2 Контрольная – тесно связана с распределительной. Она проявляеться уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет контроль за трем на сколько правильно было осуществлено это распределение.

Она прояв-ся в ходе расходывания ср-в по целевому назначению. Фрмой проявления контрольной ф-ей явл-ся финн. Контроль. Он проявляеться на макро и микро уровнях охватывает сферу бюдж. Отношений и отношений хозяйствующих субъектов. Фин контроль осущ-ся со стороны: органов финн.

Власти, вышестоящих отрганов, аудиторских организаций и др.

3Регулирующая – проявляется через воздействие гос-ва на эконом развитие т.е. воздействие на развитие: отдельных отраслей и территорий с помощью финн. Рычагов. Инструментами такого воздействия являються налоги, гос расходы, установление предельных цен и т д

Билет № 2 История развития финансов и финансовой науки

1эт. Не раз-ая форма финансов которой был присущ непроизводный характер, т.е. основная масса денежных средств 2/3 бюджета расходов на военные цели, и практически не оказывали воздействия на экономику.

2эт. В настоящее время повсевместно независимо от экономического,политического устройства государства финансы вступили в новый этап своего развития это обусловлено многозвенностью функионирования систем,высокой степенью воздействия на экономику,большим разнообразием финансовых отношений.

3 основных государственных фондов денежных средств:

1 гос.бюджет,главным источником поступления которого были налоги (промысловый налог)

2 Фонд государственного имущественного и личного страхования формируется за счет обязательных и добровольных взносов страхователей

3 Фон гос-го социального страхования за счет взносов предприятия,организаций и отдельных лиц,использующих наемную рабочую силу

Тенденции

1 Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль,но уже не является таким всеобъемлещим как прежде,если при административно-командной системе более 70% финн.ресурсов концентрируется гос.бюджете,то сейчас не более 40%

2 Значительного снижения гос.доходов из ранее действительных источников, основной упор сделает налоги, с 1992 налоговая система- сложнейшая противоречивая система 3Невмешательство гос-ва в эк-ку подтверждается след. Цифрами 80-е г. Более 57% бюджета страны расходуются на народное хозяйство,в последнии годы не более 12

История развития финн.науки

В античном мире финансовой науки не было. Фин. Наука возникла в 15в. На Севере в Италии. Деамид Графри 1-й начал вводить научные основы управления финансами, впервые ввел деление расходов. Науч. Ученый 16в. Боден который в сочинении «Финансы-нервы гос-ва» привел 7 источников дохода гос-ва. Налоги с населения в его классификации отсутствовали. Томас Гобс 1642г.

Признавал право паролей на обложение поданных налогом. В 18в. А.Смиту принадлежит приоритет в разработке общих принципов налогообложения, ватер в 1970г. Ввел финн.принципы достаточности и эластичности обложения налогами, в 19в. Тургенев написал трактат «Опыт технологии налогов», Озеров считал что фин. Наука с 1-ой стороны является экономической наукой с др.

стороны правовой

Билет № 5 и значение финн.политики

Вся сис-ма упр-ия финансами базируется на фин.политики,которые являются инструментом воздействия на нее. В разработке фин.политике учавствуют: законодательные и исполнительные органы власти.

Президент РФ в ежегодных посланиях Фед.собранию определяют осн-ые направления финн.политики на очередной финн.год и плановый период. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации осн-х направлений развития эк-ки и соц-ой сферы. При этом правительство должно вносить в Гос.Думу проекты законов кот.будут способствовать реализации финн.политики.

Т.О. Фин.политика-целенаправленная деятельность гос-ва, по реализации поставленных перед страной задач на предстоящий период в области развития эк-ки и соц-ой сферы.

Финн политика включает:

— принципы управления

-финансовое прогнозирование

-фин.програмирование

-фин.планирование

-фин.регулирование

-фин.контроль

-фин.законодательство

— финн.анализ

Во всех государствах финн.политика реализуется через финн.систему,деятельность которой строится на следующих причинах:

1 Управление финансами с учетом специфики звеньев финн.системы

2 Общность функций всех финн.учреждений

3 Общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется:

— финн.стратегия- долговременный план (пр.антиинфляционная политика)

— финн. Тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общности отлич. Гибкостью,подвижностью, обычно задачи ограничены годом или несколько большим промежутком времени (пр.новые задачи кот.ставятся на предстоящий год

Фин.стратегия и тактика д.б. взаимосвязаны но тактика подчиняется стратегии. Фин. Политика-это элемент надстройки, а финансы –это элемент базиса следовательно нельзя проводить пол-ку не принемая во внимание историческое развитие финансов и особенности категорий финансов

Виды финн.политики:

1 классическая существовала до конца 20-х г. 19 в. Была основана на трудах классиков политэкономии- А.Смит,д.Рекардо и их последователи. В основе ее следующие направление:

-Не вмешательство гос-ва в эк-ку

-Сохранение свободной конкуренции

-Использование рыночного механизма, как главного регулятораэконом. Процессов

2 Регулирующая финн политика- в основе эконом. Теория Кейнса (1083-1946) и его последователи обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования гос-ом цикличного развития эк-ки

Инструменты регулирования: Гос.расходы за счет которых формировался дополнительный спрос и как следствие рост производства ликвидация безработицы, увелечения нац.дох. Главным мех-м регулирования был подоходный налог исчисляемый по прогрессивным ставкам,гос.кредит явл-ся регулятором и рынок ссудных капиталов.

Из единого органа упр-ия выделились отдельные службы занимающиеся планированием бюджета,бюджетных расходов и их финансированием,контролем за поступлением налогов и упралением гос.долга – 30-60г. В 70 в основу финн пол-ку положена неконсеративная стратегия ограничивающая вмешательство гос-ва в эк-ку. Регулирование становится многоцелевым:

— рег-ся эк-ий рост и занятост

— денежное обращение

— валютный курс

-соц.факторы

Структурная перестройка хоз-ва

Фин мех-м направлен на сокр.объема перераспределения нац.дохода через финн.систему на снижение бюджетного дефицита,стимулирование роста сбережений как форму1

3 Планово директивная-примен-ся и исп-ся в странах административно-командной сист-мы упр-ия

Билет №1 Сущность финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Функции финансов.

Финансы – эконом категория, функционирующая в различных общественно – экономических формациях. Они имеют абстрактную единую сущность во всех формациях, но и принципиально новое содержание в каждой из них.

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Финансы часто ассоциируются с понятием деньги, но это разные эконом. Категории. Денежные отношения более широкие показатели, а финансы лишь часть денежных отношений. Кроме этого финансы и деньги выполняют разные функции. Деньга выпол. След.

Функции: средства платежа, обращения, накопления, мировые деньги, мера стоимости. Финансы выполняют в основном 2 функции : Распределительная и контрольная. Считается, что термин финансы впервые был введен фр. Ученым Ж.Баденом в 1577г. В русс. Язык этот термин пришел в 18в. И долгое время употреб. Как понятие казна.

Более широкую трактовку дал Витте, который определил понятие не только как доход но и как расход государства включая го. Долг.

Т.О. Финансы — объективная эконом. Категория, связанная с развитием материального производства, его закономерности в опред. Условиях причем в рамках организации этих отношений выступает гос-во,которое активно воздействует на финансы в зависимости от полит. Устройства и др. задач и причин.

Материальной базой существования финансов являеться фонды денеж.средств. Финансы отражают уровень развития ПС.

К финансовым отношениям относяться след. Виды денеж.отношений:

1 Взаимоотношения м/у Субъектами хозяйствования в процессе купли-продажи

2 м/у п/п и финансовой системой

3 м/у п/п и вышестоящими организациями

4 м/у звеньями бюджетной системы

5 м/у п/п и ее работниками

6 м/у финансовой системой и населением и т д

Финансы – совокупность денеж. Отношений по поводу формирования, распределения, и использования централизованных фондов денеж. Средств государства в целях выполнения его функций и задач и децентрализованных фондов денеж. Средств хозяйствующих субъектов и допол. Хозяйств с целью обеспечения расширенного воспроизводства.

К централизованным фондам денеж. Ср-в можно отнести: пенс. Фонд, фонд соц. Страх-ия, бюджеты разных уровней.

К децентрализованным фондам денеж. Ср-в: уставный, резервный, добавочный капитал, валютный фонд, амортизованфй фонд, фонд оборотных средств и т д

Функции финансов:

1 Распределительная – связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, с формированием у субъектов хозяйствования доходов и накоплений с созданием фондов денеж. Средств

В результате перераспределения общественного продукта и нац. Дохода образуеться вторичные или производные доходы.

Перераспределение общественного продукта связано: с наличием непроизводственной сферы, в кот. Нац доход не создаеться (здравоохранение,образование), с неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хоз-ва.

В результате распр-ия и перераспр-ия формируються дох.гос-ва,дох.отдел. отраслей непроизводственной сферы,население получ. Соц. Выплаты

2 Контрольная – тесно связана с распределительной. Она проявляеться уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет контроль за трем на сколько правильно было осуществлено это распределение.

Она прояв-ся в ходе расходывания ср-в по целевому назначению. Фрмой проявления контрольной ф-ей явл-ся финн. Контроль. Он проявляеться на макро и микро уровнях охватывает сферу бюдж. Отношений и отношений хозяйствующих субъектов. Фин контроль осущ-ся со стороны: органов финн.

Власти, вышестоящих отрганов, аудиторских организаций и др.

3Регулирующая – проявляется через воздействие гос-ва на эконом развитие т.е. воздействие на развитие: отдельных отраслей и территорий с помощью финн. Рычагов. Инструментами такого воздействия являються налоги, гос расходы, установление предельных цен и т д



Источник: https://infopedia.su/11x56fe.html

Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений

1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Общепризнанным считается, что все экономические отношения в обществе опосредованы стоимостными экономическими категориями.

Финансы являются одной из таких стоимостных экономических категорий товарно-денежного хозяйства, наряду с такими категориями как деньги, кредит, товар, прибыль и другими. На уровне восприятия денежные отношения и финансовые отношения, как деньги и финансы, трудно различимы.

Однако, в отличие от денег, финансы всегда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимостной оценке.

Такое внешнее проявление финансовых отношений привело к различным толкованиям понятия и сущности финансов.

Не вносит определенности и слово финансы, которое произошло от латинского слова financia и в переводе означает «денежный платеж».

Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные изменения в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних стадиях развития товарного хозяйства), finis (окончание, финиш), fiscus (корзина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов). Как видно из определений, слово «финансы» близко к слову «деньги», но не аналогично ему.

В экономических кругах, практически, все денежные отношения и расчеты стали причислять к финансовым – организаций всех форм собственности, инвестиционных институтов, банковской сферы, домашнего хозяйства и другие, имеющие стоимостное выражение.

Финансы в широком смысле слова представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соответствии с присущими им функциями.

Для определения сущности финансов необходимо выделить отличительные признаки финансов от денег, как экономических категорий, выражающие определенные экономические отношения.

В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, а также на имеющие и не имеющие стоимостную оценку.

Совокупность денежных отношений представляет собой определенную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение.

В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимозависимы между собой и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.

Денежные отношения подразделяются на обслуживающие воспроизводственный процесс, то есть отношения, являющиеся объективно необходимыми для воспроизводственного процесса.

Это такие отношения как: рынок товаров, работ и услуг, рынок капиталов, рынок кредитов, рынок денег, которые приводят к приросту имеющихся ресурсов в обществе, прибыли в предпринимательских структурах, имущества в собственности граждан, предприятий и т.д. в соответствии с экономическими законами и разделением труда и капитала.

Другая часть денежных отношений возникает и функционирует вне воспроизводственного процесса и связана с перераспределением денежных ресурсов и других средств, имеющих стоимостную оценку, в силу наличия государства, как органа управления экономикой, и выполнения им своих функций.

Именно эти последние, формирующие денежные фонды и средства, необходимые для выполнения функций общегосударственного органа управления обозначаются как финансовые. К финансам относят и отношения по распределению и использованию денежных фондов и средств, связанных с функционированием общегосударственного управления.

Следует иметь в виду, что денежные фонды и средства различаются между собой в зависимости от целевого признака. Первые (фонды) — имеют строго целевой порядок формирования и использования средств, вторые (средства) – не имеют заранее закрепленной системы формирования и целей использования.

В зарубежной экономической литература вся совокупность денежных отношений, связанных с воспроизводственными процессами, относится к составным частям менеджмента и составной его частью является финансовый менеджмент.

Финансы же трактуются как публичные (государственные) финансы, то есть денежные отношения, необходимые только для функционирования общегосударственного органа управления. Поэтому заранее проведена грань между стоимостными и денежными отношениями внутри хозяйствующих субъектов и финансами.

Причем, следует иметь в виду, что в практической деятельности каждое самостоятельно развивающееся государство принимает различные варианты организации финансов (кейнсианские, монетаристские, рыночные и другие экономические модели).

Финансовыми отношениями можно считать денежные отношения, обусловленные фактом существования общегосударственного органа управления экономикой и необходимостью выполнения им своих функций.

https://www.youtube.com/watch?v=NxELk62poio

Объективность организации финансовых отношений зависит от многих факторов функционирования самого общегосударственного органа и звеньев его управления.

Финансовые отношения имеют императивную (волевую) форму организации и государственно-властную (законодательно закрепленную) форму проявления для всех хозяйствующих субъектов.

Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обязательность использования всеми хозяйствующими субъектами и государством установленных требований, зафиксированных в законодательных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.

Финансы, как система экономических денежных отношений, формируют и опосредуют формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств, используемых на выполнение государством своих функций во всех областях деятельности.

Финансовые отношения представляют собой обособленную часть экономических денежных отношений. Специфика финансов, как экономической категории, проявляется в ее функциональном назначении, т.е. экономическом предназначении. Экономическое предназначение финансов проявляется в трех функциях:

1. Формирования денежных фондов (доходов) и средств.

Под содержанием этой функции понимается способность через финансовые отношения сформировать централизованные (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды и другие доходы государства) и децентрализованные (хозяйствующих субъектов) денежные фонды и суммы средств, полученные в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (вернее совокупного общественного продукта). Кроме того, через систему государственного регулирования финансы могут способствовать формированию этих фондов (доходов) и средств в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта. В первом случае проявление функции возникает в процессе отношений хозяйствующих субъектов с государством по налоговым платежам, отчислениям в бюджетные и внебюджетные фонды и т.п. Во втором случае – в процессе применения на практике норм и нормативов, правил ведения бухгалтерского и налогового учета и др.

2. Использования денежных фондов (доходов) и средств.

В этой функции через организацию финансовых отношений общегосударственный орган управления обязан производить дальнейшее перераспределение средств денежных фондов для выполнения государством его функций в части решения общегосударственных задач в оперативной и стратегической деятельности и в числе основных можно назвать расходы на содержание бюджетной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование структурной перестройки и реструктуризации экономики, инвестирование средств на финансовый рынок и др.

3. Контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности по отношению к категории финансов. Она реализуется в сочетании с первой или со второй функцией. По сути, эта функция присуща управлению, в том числе государственному.

Так как финансы являются категорией тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция, которая проявляется в деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов, реализующих на практике финансовую политику государства.

Именно в этих функциях проявляется то общее и те особенности, что связывают и обличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Роль финансов в системе денежных отношений, как категории состоит в полноте выполнения ими своих функций по формированию и использованию централизованных (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды) и децентрализованных (хозяйствующих субъектов) денежных фондов и сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за их рациональностью функционирования в рамках единой системы.

Итак, финансы – это система экономических денежных отношений, имеющая императивную форму образования, выражающая процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством своих функций, принимающая законодательно закрепленный характер использования.

Субъектами управления финансами являются руководящие органы и руководимые ими хозяйствующие субъекты (см. рис. 1.1).

Контрольные вопросы:

1. Дать определение финансов как экономической категории.

2. Какие функции выполняют финансы.

3. Чем отличается категория «финансы» от категории «деньги».

4. В чем заключается роль финансов в системе денежных отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_366142_sushchnost-i-funktsii-finansov-ih-rol-v-sisteme-denezhnih-otnosheniy.html

Роль финансов в системе денежных отношений

1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Экзамен по финансам

Социально экономическая сущность и функции финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы – это продукт экономического развития общества, который формировался в процессе становления государства и развития товарно-денежных отношений.

Причиной возникновения финансов явилась потребность субъектов ведения хозяйства и государства в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения их деятельности.

Функции финансов. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

1.Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.

2. Контрольная функция. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.

Процесс воспроизводства включает 4 стадии: производство, распределение, обмен, потребление, которые тесно переплетены, взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одновременно.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых хозяйствующими субъектами и государством.

В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют экономические субъекты: домашние хозяйства; хозяйствующие субъекты; государство. Все они потребляют множество материальных и денежных ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы.

Таким образом, все экономические субъекты воспроизводственного процесса имеют своеобразные «бюджеты», состоящие их доходной и расходной частей. При этом могут возникать профициты и дефициты этих бюджетов.

Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов.

Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождается распределением и перераспределением этих доходов, необходимых для регулирования экономики в условиях рыночных отношений с помощью государственных финансов и финансовых посредников, финансового рынка.

Таким образом, финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса и могут оказывать регулирующее воздействие на его составляющие:

• создавая условия для всех хозяйствующих субъектов равные условия для самофинансирования и частично регулируя структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, льгот, ограничения МРОТ;

• обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов и амортизационной политики;

• создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения аккумулирования свободных денежных средств и их перераспределения.

Роль финансов в системе денежных отношений.

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах. Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития финансов.

Материальную основу финансов образуют деньги. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает. Цивилизованный рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения.

Регулируемый рынок при социализме служил важным фактором обеспечения планомерного развития экономики. В общей системе народного хозяйства рынок должен стать как связующее звено между производством и потреблением. Рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

Финансы — это экономическая категория, особенность которой заключается в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

1. Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег.

2. Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.

3. Наличие государства. Ф. Энгельс указывал, что с появ­лением государства возникли налоги как материальная основа его существования.

Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.

Финансы — неотъемлемая часть экономических отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения хозяйствующими субъектами.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/20019.html

Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства

1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 1.1 Сущность и содержание финансов. Функции финансов

Финансы(фр. Finance от ср.-лат. financia — наличность, доход) — это совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования.

Предпосылки возникновения финансов:

— в результате первых буржуазных революций в Центральной Европе произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично

— формирование и использование бюджета стало систематическим, т.е. возникла система государственных доходов и расходов, законодательно закрепленная

— налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер

Внутренняя природа финансов — это отношения между участниками общественного производства или общественные отношения. По характеру эти отношения — производственные (экономические), т.к.

возникают непосредственно в общественном производстве. Эти отношения возникают во всех сферах общественной деятельности, на всех уровнях хозяйствования.

Однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, образуют экономическую категорию.

Финансы выражают реальные производственные отношения, имеют объективный характер и специфическое общественное назначение, и, следовательно, выступают в качестве экономической категории.

Признак финансов как экономической категории — распределительный характер финансовых отношений (возникаюти функционируют на стадии распределения стоимости общественного продукта — каждый участник общественного производства должен получить свою долю этой стоимости).

Денежная форма финансовых отношений— важный признак финансов. Деньги — обязательное условие существования финансов. Нет денег — не может быть и финансов, так как финансы это общественная форма, обусловленная существованием денег. Деньги — одновременно и условие, и предпосылка существования финансов.

Денежные отношения становятся финансовыми, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников общественного воспроизводства и происходит использование этих доходов.

Финансовые отношения охватывают 2 сферы:

-экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных фондов государства — бюджет, государственные социальные внебюджетные фонды

-экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию децентрализованных фондов предприятий и организаций, а также денежных доходов и накоплений домашних хозяйств

Типы финансовых отношений:между государством и хозяйствующими субъектами; государством и непроизводственной сферой; государством и населением; государством и финансово-кредитной системой; государством и зарубежными банками, компаниями, государствами; различными экономическими субъектами, минуя государство и т.д.

Первичное распределение стоимости общественного продукта — она распадается на необходимый и прибавочный продукт, происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Такие доходы называются первичными — с помощью финансов образуется прибыль предприятий, зарплата работников.

Перераспределение стоимостиобщественного продукта — образуются доходы государства через налоговый механизм, и направляются на выполнение функций государства, а также предприятия направляют оставшуюся прибыль на развитие производства.

Финансовые ресурсы –этоматериальные носители финансовых отношений. К финансовым ресурсам относятся денежные доходы, накопления, поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства для целей расширенного воспроизводства.

Виды финансовых ресурсов: прибыль, налоги, страховые платежи, амортизационные отчисления.

Использование финансовых ресурсов — через денежные фонды специального назначения. Главный источник денежных фондов — национальный доход (вновь созданная стоимость).

Общий признак финансовых отношений для всех общественно-экономических формаций — формирование денежных доходов и накоплений в форме финансовых ресурсов и использование их через финансовые фонды, как составной части общей системы денежных фондов.

Специфическое общественное назначение финансов — распределять и перераспределять стоимость ВВП, выраженную в денежной форме, между субъектами хозяйства.

Функции финансов:

распределительная функция — через нее реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми финансовыми ресурсами. Объекты функции — стоимость ВВП в денежной форме и часть национального богатства, принявшего денежную форму.

То есть функция обеспечивает формирование первичных (основных) доходов на основе распределения вновь созданной стоимости и в этот процесс вовлекается часть национального богатства при перераспределении стоимости ранее накопленного производственного потенциала, при возмещении ущерба от стихийных бедствий и т.д.

В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы (налоги, доходы непроизводственной сферы, инвестиции). Субъекты функции — государство, предприятия, население.

— контрольная функция — финансы обладают свойством количественно, через финансовые ресурсы и фонды, отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы, т.к. финансы связаны с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме. Инструмент реализации контрольной функции — финансовая информация.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1383; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-13725.html

Studio-pravo
Добавить комментарий