1.1. Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации

Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации. Виды и

1.1. Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации
Система финансового контроля в Российской Федерации в основном отвечает требованиям к подобным системам, действующим в странах с рыночной экономикой. Как отвечен в [Ц], система финансово­го контроля подразделяется на государственный финансовый кон­троль, общественный контроль и аудит (независимый контроль).

1.

Государственный финансовый контроль состоит из общегосу­дарственного и ведомстт энного. цегосударственный контроль охватывает все хозяйств- Ющ -е субъекты независимо от формы соб­ственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ве­дется как в масштабе Р~сийской Федерации, так и в ее субъектах.

На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осущест­вляют: Счетная палата Российской Федерации, Федеральная нало­говая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральн,т слу жба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, пед 'ральная таможенная служба, Центральный банк Российской Федерации, контрольные органы законодательных (ис­полнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выпол­няет определенные задачи и функции.

К ним относятся следующие: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнитель­ной власти, на которые возложено практическое проведение финан­совой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной по­литики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

%»новз те функции включают: проверку правильности о' разо- вания государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в отношении использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внут­р шнего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в право­охранительные органы.

Правом назначения проверок соответствующими органами поль­зуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Главное контро тьт ое управление Пре­зидента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы — суды, проку­ратура, милиция, федеральные службы безопасности — в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансо­вого контроля.

Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные и муниципальные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государст­венных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и свое­временностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджета­ми субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильным ведением учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно­кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный. Денежно­кредитный и валютный контроль в основном осуществляет Цент­ральный банк РФ.

Страховой контроль — Федеральная служба стра­хового надзора, таможенный контроль реализуют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль — Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделениями.

Использование государственных (преимущественно бюджетных) средств на различных уровнях государственного управления, а зна­чит и бюджетной системы РФ, контролирует Федеральное казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и редставительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри от­ельных государственных ведомств (министерств, федеральь ых с. жб, федеральных агентств, органов управления исполнительной власти).

Для '.ой * ,ли в структуре ведомств предусмотрены органы I ;ДОМ- ственного финансового контроля, которые и проводят такой кон­троль.

Основным объектом контроля является производственная и фи 'ансовая деятельность подведомственных организаций и учре­ждений.

Для проведения ведомственного контроля могут привле­каться ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного над­зора ее подразделений.

Вневедомственный контроль осуществляется, например, Феде­ральной службой финансово-бюджетного надзора в отношении раз­личных предприятий и организаций в виде ревизий п 'оиз одствен- но-хозяйственной деятельности. Аудит также представ,, яет форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является незави­симым контролем.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутри­хозяйственных формирований ведется на предприятиях их руко­водителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами).

2. Общественный контроль 'еали'уется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юриди­ческим и физическим).

В организации обще о ного контроля большую роль играют средства массовой информации 'газеты, журналы, радио, телевиде­ние), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур.

Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственною финансового контроля, прежде всего счет­ными палатами ч федеральной и субъектов РФ), для которых глас­ность — важнейший принцип деятельности.

3. Наря, у с у азанными видами финансового контроля в Рос­сии используется такая форма финансового контроля, как аудитор­ский финансовый контроль.

С. дует та, же отличать собственно аудит именно финансовой отчетнос, * от определений таких видов аудита, как экологически7', уг равленческ ий (производственный), технический, аудит персона­ла, кадровый аудит, аудит эффективности, аудит интеллектуальной собственности и т.д.

в со' тветствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудит орской д. ттельности» аудиторская деятельность (аудиторские услу. 7) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, инди­видуальными аудиторами.

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, п 'оверяющее состояние финансово-хозяйственной де.тель- ности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по ре­зультатам проверки, и т.д.

Понятие «аудит» значительно шире таких поший, как ■ реви­зия» и «контроль».

Аудит обеспечивает не только проверку досто­верности финансовых показателей, но и, что не менее важно, раз­работку предложений по оптимизации хозяйственно* лея' ельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыл*. Как пра­вильно отмечено в [6], аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Известный американский специалист в области теории и прак­тики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска [10]. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. От­личие состоит в том, что аудит — независимая проверка, а судебно­бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.

Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой , орме, обеспечивающей получение доказательств на основе экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уго­ловного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгал­терская экспертиза не может существовать вне уголовного или ар­битражного дела, поскольку представляет собой процессуально­правовую форму (правовую сторону) данного вида экспертизы.

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоя- тр ьно опре, еляет методы исследования, так как несет ответст­венность за обоснованность своих выводов.

Уголовный кодекс Российской Федерации [13] не предусматривает никаких ограниче­ний для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта- бухгалтера.

В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирова­ния, проводится работа по аттестации аудиторов.

В зависимости от времени проведения контроль под­разделяется на предварительный, текущий (оперативный), после­дующий.

Предварительный контроль проводится до принятия управленче­ских решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер.

Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др.

Цель предварительного контроля — предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономиче­ски нецелесообразные хозяйственные операции.

Предварительный контроль полезен и необходим на всех уров­нях управления. Он способствует предотвращению непроизводи­тельных расходов, неправильного оформления документации хозяй­ственных операций.

Текущий контроль, как правило, организуется в процессе совер­шения различных хозяйственных операций. Именно поэтому теку­щий контроль называют также оперативным контролем. И действи­тельно, этому виду контроля присуща максимальная оперативность. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем предварительного.

Последующий контроль осущест я юя после совершения хозяй­ственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов: задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении реви­зии, и при организации аудиторской проверки.

Субъектами последующего контроля являются различные фи­нансовые и налоговые органы, органы валютного и таможенного контроля и др. Среди субъектов последующего контроля внешний аудит занимает особое место.

В зависи ост — от источников информации кон­троль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль предусматривает использование пер­вичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регист­ров и отчетности.

Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, ла­бораторного анализа и других способов проверки фактического со­стояния объектов. К объектам фактического контроля относятся наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материаль­ные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги.

Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действи­тельное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольны ' д йст- вий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизию, аудит, тематическую проверку, следствие, служебное рас­следование.

Ревизия — это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подведом­ственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должност­ных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия проводится од­новременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит — независимая экспертиза состояния бухгалтерского уче­та, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

Тематическая проверка представляет собой проверку определен­ной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, например проверку организации учета товарно-материальных ценностей, сохранности денежных средств и ценных бумаг и др.

Следствием является процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с п, освоением денежных средств, ма­териальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением долж­ностных злоупотре лений. с ледствие осуществляется судебно-след­ственными органами и регулируется особым процессуальным зако­нодательством.

Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также должностных инструкций, регулирующих производственные отно­шения. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой при­казом руководителя предприятия в случаях выявления хищений, недостач, потерь, порчи материальных ценностей и др.

Приве енные классификации показывают разнообразие видов и методов контроля и, не будучи исчерпывающими, дают общее представление о подходах к этой проблеме.

1.1.

Источник: https://all-sci.net/audit/sistema-finansovogo-kontrolya-audita-60346.html

Система финансового контроля и аудита в РФ

1.1. Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации

Финансовый контрольэто контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муници­пальных образований в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов.Общественный контроль осуществляется обществом за деятельностью государства, отдельных экономических субъектов и лиц. Основывается на положени­ях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе право на участие в управлении делами государства (ст. 32).

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.

Государственный финансовый контроль подразделяется на ведомственный и вневедомственный. Ведомственный государственный финансовый контроль — это контроль минис­терств, ведомств, других органов исполнительной власти, государ­ственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подраз­деления (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Рабо­та контрольно-ревизионных подразделений находится под контро­лем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации.

Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Прави­тельству РФ. В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяй­ственный финансовый контроль, т.е.

контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, от­делами планирования и нормирования заработной платы и др.).

Министерство финансов РФ имеет в своей структуре специальные подразделения, предназначенные именно для про­ведения финансового контроля или надзора, Департамент государ­ственного финансового контроля и аудита, Департамент страхово­го надзора.

В задачи Департамента государ­ственного финансового контроля и аудита входит контроль за испол­нением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов, организацией денежного обращения, использова­нием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутрен­него и внешнего долга, государственных резервов, предоставлени­ем налоговых льгот и преимуществ.

Органы федерального казначейства, находящегося в подчине­нии Министерства финансов РФ,наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнение феде­рального бюджета и использование средств государственных (фе­деральных) внебюджетных фондов.

На Центральный банк как орган государственного управле­ния возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций.

При этом он вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в администра­тивном порядке. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. в них были внесены изменения.

Центральный банк Российской Федера­ции осуществляет также контроль за соблюдением законодатель­ства о валютном регулировании и денежном обращении.

Министерство РФ по налогам и сборам и его терри­ториальные органы по городам и районам — система специализированных органов финансового контроля, дея­тельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательст­ва, правильности исчисления, полноты и своевременности внесе­ния налогов в бюджет, а также в установленных случаях — во внебюджетные фонды. Налоговые органы наделены широким кру­гом контрольных полномочий и прав по применению мер прину­дительного воздействия к нарушителям налогового законодатель­ства. Налоговый кодекс РФ закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок при­менения.

Вневедомственный финансовый контроль осуществляется контрольными органами ведомств в отношении предприятий и организаций, не находящихся у них в прямом подчинении. Например, контроль Департамента государ­ственного финансового контроля и аудита в отношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности.

Со стороны орга­нов представительной власти финансовый контроль осуществляет Счетная палата Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную па­лату РФ.

Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде­ляются федеральным законом. К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации назначает и освобождает от должности замести­теля Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала­ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собствен­ности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, что закреплено в их законодатель­стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п.

органы) как органы постоянно действующего государствен­ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава­емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

В целях повышения эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ существует специальный контрольный орган — Глав­ное контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии — Контрольно­го управления Президента РФ).

К основным функциям Главного контрольного управления от­несены:

— контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенст­вовании деятельности федеральных органов исполнительной влас­ти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои­ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд­жета в соответствующем регионе.

Аудиторский финансовый контрольэто независимый вневе­домственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности — аудита. Появление такого вида контроля связано с переходом к рыноч­ным отношениям и изменением методов регулирования экономи­ки.

Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяй­ственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъек­тах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятель­ностью в целом, поскольку контроль компетентных государствен­ных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и каче­ственности учета и отчетности по финансово-хозяйственной дея­тельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджет­ных средств на контрольную деятельность.

В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предуп­реждения нарушений финансовой дисциплины.

В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению докумен­ты, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе со­вершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования де­нежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осущест­вляемый после совершения финансовых операций (после исполне­ния доходной и расходной частей бюджета; использования пред­приятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисцип­лины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы, способы и средства его осу­ществления. Используются следующие методы финансового контроля: реви­зии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.

), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докла­дов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как пра­вило, планируется.

Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Основной метод финансового контроля — ревизия, т. е. наибо­лее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий, организаций, учреждений с целью про­верки ее законности, правильности и целесообразности.

Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансо­вые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций.

Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетент­ных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные).

По организационному признаку они могут быть плановыми (предус­мотренными в плане работы соответствующего органа), внеплано­выми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), ком­плексными (проводимыми совместно несколькими контролирую­щими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются доку­менты, в особенности первичные денежные документы (счета, пла­тежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей.

Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, ор­ганизации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны фи­нансово-хозяйственной деятельности (например, проверка коман­дировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).

Срок проведения ревизии — не более 30 дней.

История развития аудита

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г.

до нашей эры квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами) Римской империи осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах.

Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Такая практика и дала термин «аудитор», что означает в переводе с латинского «слушать».

Кроме того, основываясь на публикациях в области истории бухгалтерского учета, авторы «Аудита Монтгомери» указывают на наличие в Афинах в V веке до н.э. контроля доходов и расходов со стороны Народного Собрания. Финансовая система включала правительственных аудиторов, которые проверяли документы всех должностных лиц по истечении их полномочий.

В англоязычных странах самое древнее упоминание об аудите датируется 1130 г. (документ архива казначейства Англии и Шотландии).

В начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились аудиторы и с тех пор в архивах множество документов, свидетельствующих о широком признании значения аудита и о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий. Сам аудит в Великобритании того периода подразделялся на два типа.

1. «Публичный аудит», т.е. в буквальном смысле заслушивание аудиторских отчетов в присутствии должностных лиц и граждан. Аудиторские отчеты читал вслух казначей. Такая практика велась с учетом того, что грамотой владели далеко не многие. К середине XVI века в отчетах аудиторов указывалось «выслушано нижеподписавшимися аудиторами».

2. Детальная проверка счетов уплат управляющих финансами крупных поместий — устный отчет аудитора перед владельцем и советом управляющих поместья. При этом аудитор обычно являлся членом совета. Согласно выводам авторов «Аудита Монтгомери», этот вид аудита является предтечей современного внутреннего аудита.

В 1805 году в Эдинбурге был издан справочник, где были приведены имена 17 аудиторов, которые вскоре создали свою профессиональную организацию.

(Как известно, профессиональные организации в то время были уже у многих профессий, начало им было положено в средневековье с образованием гильдий). В 1854 г.

в Эдинбурге было образовано «Общество бухгалтеров», которое объединило бухгалтеров-аудиторов.

После принятия в 1862 г.

закона о британских компаниях, согласно которому компании по меньшей мере один раз в год должны были представить счета и отчеты для проверки специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю, ряды аудиторов существенно пополнились. В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии и Уэльсе. Всего в Великобритании насчитывается шесть основных бухгалтерских и аудиторских организаций, в том числе:

· Ассоциация дипломированных бухгалтеров;

· Институт бухгалтеров-калькуляторов и бухгалтеров-управленцев;

· Институт присяжных бухгалтеров Шотландии;

· Присяжный институт общественных финансов и учета;

· Институт присяжных бухгалтеров в Ирландии.

Тем не менее правом заниматься именно аудитом обладают только члены институтов присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии и Ассоциации дипломированных бухгалтеров.

Английские ученые внесли большой вклад в развитие теории и методов аудита. Им же современный аудит обязан появлением анкет, позволяющих существенно сократить трудоемкость проверок.

Английская методика оказала большое влияние на становление и развитие аудита в других странах. В первую очередь это касается США, на это прямо указывает американский автор Уильям Стемберг, который писал, что «функция аудита…

была перенесена в Соединенные Штаты британскими бухгалтерами в конце XIX столетия».

До начала XX века в США аудит основывался на английской модели, предусматривающей детальные исследования данных, относящихся к балансу. В 1886 г. в США был принят первый закон о присяжных бухгалтерах, который дал начало процессу образования аудиторских фирм. В 1887 г.

была образована ассоциация аудиторов Америки, а в 1896 в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность, в частности, должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Однако темпы развития бизнеса в США резко отличались от британских, для Америки английские методы стали неприемлемыми вследствие того, что британский стиль проверки требует чересчур много времени и средств.

Американский аудит вследствие специфики сверхбыстрых темпов роста американского бизнеса конца XIX — начала XX века нуждался в быстрых темпах проведения проверок, а следовательно, в прогрессивных технологиях аудита.

Американские аудиторы стали практиковать применение «тестового аудита», сбора свидетельств о деятельности фирмы у партнеров по бизнесу с целью проверки операций.

Они начали учитывать интересы инвесторов, уделять все больше внимания оценке актива и пассива и отошли от достаточно преобладающей в английской школе детальной проверки, которую Роберт Монтгомери, знаменитый теоретик американского аудита, охарактеризовал как «проверка канцелярской точности».

В США имеются два типа профессиональных и негосударственных аудиторских организаций. Один из них представлен на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским институтом дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA). Этот институт возник в 1887 г.

и с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров. Он удостоверяет квалификацию соискателя, который сдает соответствующие экзамены и получает диплом бухгалтера-аудитора.

Институт руководит научной и методической работой в США, публикует монографии и издает ряд журналов по аудиту, среди которых наибольшую популярность имеет «Джорнэл оф Эккаунтенси».

Кроме общенационального института существуют профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров.

Члены этих обществ имеют право на проведение аудиторских проверок и оказание консультационной помощи на территории своих штатов. Бухгалтеры-аудиторы могут заниматься своей деятельностью в рамках частной практики или же быть сотрудниками аудиторских фирм.

Наиболее квалифицированные аудиторы ведут преподавательскую работу в университетах и колледжах.

Активный процесс стандартизации начался с 1939 года, когда AICPA учредила Комитет по аудиторским процедурам и он издал первое Положение об аудиторской процедуре. С 1939 г.

AICPA начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита — первые оригинальные документы института, касающиеся стандартизации аудита. В первом отчете по процедурам аудита было приведено 7 ключевых положений, лежащих в основе формирования профессии аудитора.

В отчете признаны обязательными процедурами аудита изучение инвентарных ведомостей и подтверждение дебиторской задолженности, рекомендовано избирать независимых аудиторов Советом директоров (акционеров компании), а компаниям создавать независимые комитеты по аудиту для наблюдения за внутренними проверками и бухгалтерскими процедурами, сформулированы образцы заключений аудитора по представленной финансовой информации.

Определения аудита разными организациями в США различаются.

Так, например, Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров определяет аудит как «процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям», а комитет Американской ассоциации бухгалтеров по основным концепциям учета дал такое определение: «Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими реформами в стране в конце 1980-х годов.

Важным шагом в деле становления аудита можно назвать создание акционерного общества «Инаудит» в 1987 году.

Необходимость его создания была вызвана бурным ростом внешнеэкономической активности, а также созданием предприятий с иностранным капиталом.

Первый вклад в дело регламентации аудита в России внес Центробанк — 6 февраля 1991 г. утверждено «Положение об аудиторской деятельности в банках». 22 декабря 1993 г.

был подписан Указ Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», с которого начинается формирование нормативной базы аудита.

Этим указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование аудита.

7 августа 2001 года был принят Федеральный закон № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который регулировал аудиторскую деятельность до 1 января 2009 года.

30 декабря 2008 года был принят новый Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Он открывает собой следующий этап развития аудита в России. Саморегулирование аудиторской деятельности — главное новшество этого закона.

Новым законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2010 г.

, которое заменяется обязательным членством аудиторов в саморегулируемых аудиторских организациях, которые действуют в соответствии с Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Основные цели такого решения состоят в следующем:

-освобождение государства от выполнения потенциально избыточных функций;

— существенное снижение административного давления на аудиторскую профессию;

— укрепление аудиторской профессии;

— осуществление общественного надзора за развитием профессии;

— развитие саморегулирования;

— повышение качества услуг на аудиторском рынке;

— сближение норм законодательства Российской Федерации в области аудиторской деятельности с международными нормами.

Саморегулируемым аудиторским организациям передаются функции обучения, повышения квалификации и контроля качества работы аудиторских организаций.



Источник: https://infopedia.su/7x82f9.html

Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации

1.1. Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации

Система финансового контроля включает:

1) государственный финансовый контроль,

2) общественный контроль;

3) аудит как независимый контроль.

Государственный финансовый контрольосуще­ствляется в следующих формах:

1) общегосударственной форме;

2) ведомственной форме.

Об­щегосударственный контрольохватывает всех хозяйствующих субъ­ектов независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Россий­ской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного само­управления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осу­ществляют: Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейст­во, Федеральная таможенная служба, Банк России, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выпол­няет определенные задачи и функции.

К основным задачам финан­сового контроля относятся:

-контроль за образованием и исполь­зованием государственных средств РФ и ее субъектов;

-контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

-контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Основные функции включают:

проверку правильности образова­ния государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования;

контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

обеспечение обоснованности и правомер­ности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

контроль государствен­ного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Ведомственный контроль должны осуществлять федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ, государственные и унитарные предприятия. В данном случае контроль осуществляется:

1) за за­конностью расходования государственных средств, поступивших в распоряжение данных органов и предприятий,

2) за полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед гос.бюджетом и внебюджет­ными фондами по налогам и другим обязательным платежам,

3) за правильностью ведения учета и т.д.

Общегосударственный контроль подразделяется на:

-денежно-кредитный,

-валютный,

-страховой,

-налоговый,

-таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осуще­ствляет Банк России. Страховой контроль осуществляет Федераль­ная служба страхового надзора, таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и ее подразделения, нало­говый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и ее подразделениями.

Использование государственных (бюд­жетных) средств на разных уровнях государственного управления и бюджетной системы РФ контролирует Федеральное казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, созда­ваемые органами исполнительной власти (административный кон­троль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контрольпроводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, федеральных агентов, федеральных служб, органов управления исполнитель­ной власти).

Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и про­водят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений.

Для проведения ведомственного кон­троля могут привлекаться ревизоры федеральных служб и их под­разделений.

Общественный контрольреализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной вла­сти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных орга­низаций, партий и других структур.

Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государствен­ного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ).

Ауди­торский финансовый контрольосуществляется в соответствии с нормамиФЗ «Об аудиторской деятельности».

Он определяет что, аудиторская деятельность и аудит это предпринимательская дея­тельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтер­ской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпри­нимателей.

Аудит обеспечивает как проверку дос­товерности финансовых показателей, так и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятель­ности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Т.е. аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. Кроме того, под аудитом также понимают деятельность, направленную на уменьшение предпринимательско­го риска.

Источник: https://studopedia.org/5-111199.html

Studio-pravo
Добавить комментарий