§3. Понятие авторского права и история его возникновения.

Теоретические аспекты и история авторского права

§3. Понятие авторского права и история его возникновения.

Глава “Теоретические аспекты и история авторского права” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP носит менее практически направленный характер, чем другие разделы.  Но в ней рассматриваются вопросы, без знания которых трудно понять систему авторского права в целом и логику развития авторского права.

В частности, здесь Вы узнаете об истории авторского права в России и мире, о том, что такое форма и содержание произведения и какими свойствами должно обладать произведение, чтобы охраняться авторским правом.

Если Вы найдете ответ на интересующий вопрос здесь, попробуйте обратиться к общему разделу “Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права” или к разделу “Авторское право” Библиотеки Sum IP.

 1. История авторского права в мире

Первые законы об авторском праве были приняты в Европе в XVIII веке.

До этого момента понятия “интеллектуальная собственность”, “права автора” не существовали, а предоставление монополии на занятие определенной деятельностью осуществлялось посредством привилегий, выдаваемых монархами отдельным лицам. Первые законы об авторском праве закрепили противоположный принцип: государство обязано охранять авторские права любых лиц.

Одним из первых был принят закон Англии 1709 года. Первый французский закон об авторском праве относят к 1791 году.

Первоначально правовая охрана распространялась только на литературные произведения, причем защищались в первую очередь интересы не автора-творца, а книгопечатников.

Сама необходимость в защите интеллектуального труда была связана с развитием техники книгопечатания, когда без особого труда стало возможным изготавливать большое число экземпляров произведения.

Позже авторское право распространилось и на другие объекты: произведения изобразительного искусства, драматические, музыкальные произведения.

Важнейшей вехой в истории развития авторского права является 1883 год, когда была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений.

Во-первых, благодаря Бернской конвенции была расширена территория действия авторских прав (см. подробнее здесь). Во-вторых, Бернская конвенция во многом унифицировала законодательство разных стран в области авторского права.

Тем самым был создан международный стандарт защиты прав авторов.

2. История авторского права в России

Первый закон об авторском праве в России был принят в 1828 году. Он распространялся только на литературные произведения и защищал права авторов и издателей.

Затем в 1911 году был издан новый закон, который существенно расширил сферу действия авторских прав и в то время отвечал общепринятым мировым стандартам.

Однако судьба закона 1911 года была предрешена событиями Великой октябрьской революции.

После ряда изменений законодательства об авторском праве в 1925 году в СССР был одобрен новый закон. Его логика была предопределена сложившимся экономическим устройством  Советского Союза.

Так как предприятия не конкурировали друг с другом, бессмысленно было и закреплять исключительные права на интеллектуальную собственность за кем-то одним. Поэтому по закону 1925 года правообладателями могли выступать только сами авторы.

Но все авторские права сводились к личным неимущественным правам и к праву на получение вознаграждения за использование произведения. Такое регулирование авторских прав сохранилось вплоть до конца 80-х годов.

В 1993 году был принять Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, который вернул законодательство об авторском праве в русло рыночных отношений. Его создатели опирались на опыт зарубежных стран и международные соглашения в области интеллектуальной собственности.

С 1 января 2008 года вступила в силу часть IV Гражданского кодекса РФ. Соответственно, с этой даты прекратил действие Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Часть IV Гражданского кодекса сохранила основные положения, закрепленные в Законе 1993 года, однако внесла и ряд существенных изменений.

В частности, с принятием части IV Гражданского кодекса поменялась система договоров в авторском праве.

5. Что такое соавторство? Виды соавторства

Произведение, охраняемое авторским правом, может быть результатом творческой деятельности двух и более лиц. Такие лица признаются соавторами. Чаще всего соавторство возникает при создании фильмов, программ для ЭВМ, музыкальных произведений с текстом.

Важно, что соавтором признается только лицо, внесшее творческий вклад в создание произведения. В частности, соавторами не будут лица, которые:

  • оказали только техническую, консультационную или организационную помощь;
  • финансировали создание произведения;
  • содействовали оформлению авторских прав на произведение

Соавторство влияет на порядок использования произведения и распоряжения исключительным правом на него. По общему правилу, каждый из соавторов вправе использовать произведение самостоятельно. Однако распоряжаться правами соавторы могут только совместно. Иное может быть предусмотрено соглашением между ними.

Существуют два вида соавторства:

  1. Делимое соавторство возникает, когда произведение состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Соответственно, у каждой части есть свой автор. Пример делимого соавторства – музыкальное произведение, мелодию для которого написал композитор, а слова сочинил поэт.
  2. Неделимое соавторство возникает, когда произведение включает части, имеющие самостоятельное значение. Например, роман “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

 6. Оригинальные и производные произведения

Слово “original” в переводе с английского означает “первоначальный, исходный”. Такое значение лучше всего объясняет понятие “оригинальное произведение“, т.е. произведение, созданное автором полностью самостоятельно, а не на основе какой-либо другой работы.

Производное произведение – это произведение, созданное на основе оригинального путем его творческой переработки.

Чаще всего мы сталкиваемся с такой разновидностью производного произведения, как художественный перевод книг.

Перевод, особенно стихов, требует не просто хорошего знания языка, но и творческих усилий по адаптации текста, поиску правильного контекста. Поэтому переводчик приобретает независимые авторские права на созданный им перевод.

Важно знать, что автор производного произведения вправе осуществлять и защищать свои авторские права только при условии, что переработка оригинального произведения была законна. Для этого необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем оригинального произведения.

7. Копирайт: юридическое значение

В России знак охраны авторского права © имеет исключительно информационное значение. Он означает лишь декларацию того, что произведение охраняется авторским правом.

Его наличие не доказывает авторство, не является условием правовой охраны, не свидетельствует о регистрации авторских правах.

С юридической точки зрения, копирайт лишь предупреждает третьих лиц о наличии авторских прав на произведение.

Как ставить копирайт правильно?

©(Имя или наименование правообладателя), (Год первого опубликования произведения)Пример правильного написания предупредительной маркировки (копирайта):

©ООО “Юридическая фирма “ЭрГрэинпат”, 2013

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/teoreticheskie-aspekty-istoriya-avtorskogo-prava/

Возникновение авторского права

§3. Понятие авторского права и история его возникновения.

1) авторское право возникает с момента и в силу создания произведения в какой-л. объективной форме. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется специальной регистрации произведения.

Обладатель исключительных прав для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: а) латинской буквы «С» в окружности ©; б) имени (наименования) обладателя исключительных прав; в) года первого опубликования произведения.

Объекты АП — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

и других.

Самими объектами авторского права могут выступать:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

и другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Субъекты авторского права

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения– создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского прававсегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав.

Субъектом производного авторского праваявляется физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами.

Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане: авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители.Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда.

Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Авторское право переходит по наследствуи в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

Соавторство — совместное творческое участие двух или нескольких лиц в создании единого произведения, охраняемого авторским правом.

Соавторство на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно.

Существуют два вида соавторства:

1) нераздельное, возникающее в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое;

2) раздельное, которое возникает в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Между соавторами еще не созданного произведения могут заключаться договоры, в которых будет определяться вклад каждого автора и порядок использования произведения, но так как произведение еще не существует, то эти соглашения будут иметь правовой характер.

В таких договорах соавторы устанавливают последовательность обозначения имен авторов, закрепляют разделы для написания, могут определять распределение вознаграждения.

Личные неимущественные права – права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

  1. личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;
  2. личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующие личные неимущественные права автора:

  1. право признаваться автором произведения (право авторства);
  2. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);
  3. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  4. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные авторские права – права автора или иного правообладателя использовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.

Имущественные права включают в себя право:

а) воспроизводить произведение (право на воспроизведение) – повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей;

б) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение) – право отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения;

в) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), – распространение экземпляров произведения на территории зарубежных государств;

г) публично показывать произведение (право на публичный показ) – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц;

д) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение) – такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения, а восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей);

е) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Передача в эфир подразумевает сообщение произведения с помощью передачи сигналов;

ж) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

з) переводить произведение (право на перевод) – право самостоятельно переводить произведение на другой язык или разрешать осуществлять перевод другому лицу;

и) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

к) сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти. Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

б) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов ;

в) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска;

г) в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации ;

д) в случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года .

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора.

В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

45. Патентное право. Объекты патентного права. Результаты интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентного права. Субъекты патентных прав. Оформление патентных прав. Права и обязанности патентообладателя.

Патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей ипромышленных образцов.

Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Для того чтобы результат творческой деятельности признавался объектом патентного права, он должен обладать свойством патентоспособности.

Патентоспособность — это свойство новшества быть признанным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом в правовом смысле.

В отличие от технического или дизайнерского решения, именуемого в обиходе изобретением или плодом технической эстетики, в юридическом смысле под изобретением или промышленным образцом понимается только решение, отвечающее всем легальным условиям патентоспособности и прошедшее установленную законом квалификацию.

Органом, осуществляющим акт признания новшества в качестве изобретения, является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Условиями патентоспособности изобретения являются: его новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_107484_vozniknovenie-avtorskogo-prava.html

Авторское право: История появления и принцип действия — Право на vc.ru

§3. Понятие авторского права и история его возникновения.

В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика).

Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ.

Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.

Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство — я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство.

Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль).

Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.

В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами.

Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» — претору.

Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.

Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий.

Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения.

А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).

Концепция авторских прав

Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли).

Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором.

Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).

Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее.

О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) — произведение нельзя приписывать никому, кроме автора.

Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.

Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.

Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход — авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться — самый простой из возможных.

Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку.

Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.

С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения.

Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему.

Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.

Доказывание первенства

Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство — опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.

Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.

Другой вариант датировать документ — нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса — устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии — и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.

Более серьезный вариант — депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле).

В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.

произведения

Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом.

То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам.

Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии.

Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось).

Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени».

Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники).

А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки.

Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами.

В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее.

Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений.

Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

Смежные права

Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.

Однако ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Эти права называются смежными («смежные с авторскими») и имеют совершенно ту же природу.

Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.

Другое смежное право, которое тоже часто встречается — право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.

Защита прав

Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право — это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.

Представьте, что вы позвали друга в гости, ушли в магазин за пивом, а когда вернулись, он отказался вас впускать. У вас есть абстрактное право на жилище, возможно, даже право собственности на квартиру. Но для наряда милиции, который приедет разбираться с ситуацией, сыграет роль в первую очередь штамп в вашем паспорте: прописки будет достаточно, чтобы вскрыть дверь и выпроводить друга.

Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право — это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.

Из-за этого всего защита авторских прав — долгое и кропотливое дело. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подобные гиганты берут судебную и прочую волокиту на себя.

Но как быть исполнителям, которые сами хотят зарабатывать на своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, занимающиеся «защитой прав», в организации, борющиеся за копирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов исками и штрафами, а музыканты получают с этого определенный процент.

Правда, случается и «friendly fire» — например, когда копирайт-головорезы группы Deep Purple засудили саму группу за концерт в Ростове-на-Дону. И юридически, кстати, были совершенно правы.

В общем, авторские права — самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной не на форме, а на содержании. Я имею в виду изобретения (патенты), о них в следующем выпуске.

P. S. Какие темы вам еще интересны? Напишите в комментарии, и я обязательно про них расскажу.

Источник: https://vc.ru/legal/8977-about-copyright

1.1. История становления и развития авторского права

§3. Понятие авторского права и история его возникновения.

и смежных прав

С древних времен человечество стремитсязащитить и сохранить то, что являетсянеобычным, оригинальным и исключительным.Поэтому понятие интеллектуальнойсобственности появилось достаточнодавно.

Более 200 лет назад в европейскихстранах возникло право на нематериальныерезультаты интеллектуальной деятельности(произведения литературы, искусства,изобретения и др.).

Оно было сконструированопо аналогии с правом собственности наматериальные объекты.

Первый «авторский» закон появилсяв 1710 г. в Англии. Он известен под названием»Статут королевы Анны».

Закономбыл закреплен один из важнейших принциповавторского права — принцип «копирайт»,предоставлявший автору право на охрануопубликованного произведения изапрещавший тиражирование произведениябез его согласия.

Закон устанавливалправо издателя на опубликованноепроизведение в течение 14 лет с моментаего опубликования , а также давалвозможность продлить этот срок еще на14 лет при жизни автора.

———————————

Риверс Т. Справочник для вещателейо владении, приобретении, освобождении,взыскании и административном управленииправ. Лондон, 1998. С. 22.

Во Франции в Декрете Учредительногособрания 1789 г. было провозглашено: «Все,что автор открывает для публики,становится общественной собственностью».Однако чуть позже были приняты двазакона (1791 и 1793 гг.), которые впервые вистории гарантировали защиту всех формтворчества (литературного, драматического,музыкального, изобразительного) привоспроизведении всеми известными тогдаметодами.

Вслед за Англией и Францией положенияавторского права были восприняты идругими европейскими странами.

В 1886 г. была принята Бернская конвенцияоб охране литературных и художественныхпроизведений, а затем и другие международныедоговоры (конвенции), регулирующие сферуинтеллектуальной собственности.

В XIX в.

французский опыт правовогорегулирования авторских отношений сталосновой для Всеобщей декларации правчеловека (принята на третьей сессииГенеральной Ассамблеи ООН Резолюцией217 A (III) от 10 декабря 1948 г.

), ст. 27 которойгласит: «Каждый имеет право на защитуего моральных прав и материальныхинтересов, являющихся результатомнаучных, литературных или художественныхтрудов, автором которых он является».

В 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия предоставилиисполнителям и производителям звукозаписисмежные права.

Поскольку уже тогда былаочевидна непосредственная взаимосвязьправ исполнителей, производителейфонограмм и вещателей, была высказанаидея об объединении их в одном институте.

Эта идея нашла свое отражение вМеждународной конвенции об охранеинтересов артистов-исполнителей,производителей фонограмм и вещательныхорганизаций (Римская конвенция),заключенной в 1961 г.

Становление и развитие авторского правав России отличаются определеннымиособенностями.

В России авторское право появилось лишьв 1828 г. Изначально права автороврезультатов творческой деятельностив той или иной степени приравнивалиськ праву собственности, а иногда и прямоотносились к движимому имуществу. Такойподход основывался во многом на теорииестественного права, которая признавалаза создателем произведения правособственности на достигнутый творческийрезультат .

———————————

См.: Канторович Я.А. Литературнаясобственность. С приложением всехпостановлений действующего законодательствао литературной, художественной имузыкальной собственности. СПб., 1895. С.11 — 18.

Поскольку на всем протяжении историив России господствовала цензура, неудивительно, что именно царский Уставо цензуре и печати , утвержденный22 апреля 1828 г., содержал отдельную главу»О сочинителях и издателях книг».

Эта глава включала в себя 5 статей идополнялась Положением о правахсочинителей, которое было приложениемк Цензурному уставу.

В соответствии с§ 1 Положения, касавшегося тольколитературных произведений, сочинительили переводчик книги имел «исключительноеправо пользоваться всю жизнь своюизданием и продажей оной по своемуусмотрению как имуществом благоприобретенным».

При этом срок авторского права былустановлен в 25 лет со дня смерти автора,после чего произведение «становилосьсобственностью публики» (§ 137 Цензурногоустава). Защита авторского права зависелаот соблюдения цензурных правил, поскольку»напечатавший книгу без соблюденияправил Цензурного устава лишался всехправ на оную» (§ 17 Положения) .

———————————

Свод законов Российской империи.Т. 14.

См.: Елизаров Е.А. Авторский договорв гражданском праве России // Внешнеторговоеправо. 2006. N 2; Чупова И.Д. История авторскогоправа в России XIX века: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2000. С. 9.

В 1830 г. было утверждено новое Положениео правах сочинителей, переводчиков ииздателей, которое значительно дополнилоправила 1828 г., решив вопросы об охранестатей в журналах, частных писем,хрестоматий и т.д.

Далее положения авторского права былизакреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальнойсобственности, в 1846 г. — в Положении охудожественной собственности.

В 70-е годы XIX века в России началосьформирование системы авторских обществ- 29 ноября 1870 г. было учреждено «Собраниерусских драматических писателей».

К концу XIX века стало очевидно, чтозаконодательное закрепление отдельныхправил, касающихся авторского права,не отвечает потребностям времени.Поэтому с 1887 года все нормы авторскогоправа были объединены в Своде законовРоссийской империи , а 20 марта 1911года был принят Закон Российской империи,который назывался «Положение обавторском праве» .

Общая частьЗакона закрепляла основные понятияавторского права: охраняемые объекты,срок действия авторского права, вопросыправопреемства, возможные нарушенияавторских прав и способы защиты и т.п.Отдельные главы были посвящены авторскимправам на литературные, музыкальные,драматические, художественные,фотографические произведения.

Длядальнейшего развития авторского правамногие положения Закона имели весьмасущественное значение.

———————————

Свод законов Российской империи.Свод законов гражданских. Т. X. Ч. 1. СПб.:Государственная типография, 1990. С. 61,291 — 297.

Собрание узаконений и распоряженийПравительства, изд. при Правительствующемсенате. СПб., 1911. 1-е полугодие. Ст. 560.

Так, авторские права наравне с русскимиподданными признавались за иностранцами;понятие «литературная и художественнаясобственность» было заменено понятием»исключительные права».

Впервыебыло законодательно закреплено правоавторов на перевод их произведений.

Этоправо действовало в течение 10 лет содня издания произведения при условииподготовки автором перевода в течение5 лет со дня издания оригинала.

Указывалось, что договоры об отчужденииавторского права относительно будущихпроизведений автора сохраняют силу насрок не свыше 5 лет, хотя бы в договоребыла установлена большая егопродолжительность или бессрочность.

В целом это был прогрессивный закон,который учитывал международный опытрегулирования авторских отношений.

———————————

Лишь некоторые положения Законане соответствовали принципам Бернскойконвенции (например, допускался свободныйперевод зарубежных произведений).

Закон действовал вплоть до его отменыв 1917 г.

, когда был принят целый ряддекретов ЦИК и СНК, многие из которыхбыли направлены на установлениегосударственной монополии на произведениянауки, литературы и искусства.

Так,например, Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г.»О государственном издательстве»закрепил право объявлять государственнуюмонополию сроком не более чем на пятьлет на сочинения, подлежащие изданию.

26 ноября 1918 г. был издан Декрет СНК «Опризнании научных, литературных,музыкальных и художественных произведенийгосударственным достоянием». Онсделал возможным признание достояниемРСФСР любых произведений: литературных,музыкальных, научных, опубликованныхи неопубликованных и т.д. За авторамипроизведений, не объявленных достояниемгосударства, сохранялись все права пораспоряжению ими.

Постановлением Народного КомиссариатаПросвещения от 16 августа 1919 г. «Онационализации музыкальных произведенийнекоторых авторов» были признаныдостоянием РСФСР все произведения 17русских авторов, в том числе П. Чайковского,М. Мусоргского, П. Римского-Корсакова.

С середины 20-х годов отношения в областиавторского права регулировалисьдекретами и постановлениями СНК,изданными в 1925 (Декрет СНК от 30 января1925 года «Об основах авторского права»)и 1928 (Декрет СНК от 16 мая 1928 года «Основыавторского права Союза ССР») годах,а также постановлением СНК союзныхреспублик.

За всеми авторами признавалосьисключительное право на созданные имипроизведения, которое по Закону 1925 г.имело силу в течение 25 лет с моментапервого издания или первого публичногоисполнения произведения. С 1928 г. срокдействия авторского права сталпожизненным.

Использование произведенийдопускалось только на основе договоровс авторами, условия которых детальнорегулировались законом.

В 30-е годы XX века в СССР стали образовыватьсятворческие союзы, учредившие управления,каждое из которых занималось своейсферой охраны авторских прав.

В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г.»Об утверждении Основ гражданскогозаконодательства Союза ССР и союзныхреспублик» были приняты Основыгражданского законодательства СоюзаССР и союзных республик, которые быливведены в действие с 1 мая 1962 года.Авторскому праву был посвящен разделIV.

Согласно ст. 96 Основ, авторское правораспространялось на произведения науки,литературы или искусства независимоот формы, назначения и достоинствапроизведения, а также от способа еговоспроизведения.

Автору принадлежалиправо на опубликование, воспроизведениеи распространение своего произведениявсеми дозволенными законом способамипод своим именем, под условным именем(псевдоним) или без обозначения имени(анонимно); право на неприкосновенностьпроизведения; право на получениевознаграждения за использованиепроизведения другими лицами, кромеслучаев, указанных в законе.

Исходя из Основ был принят Гражданскийкодекс РСФСР (далее — ГК РСФСР 1964 года),который введен в действие с 1 октября1964 г. Статья 492 ГК РСФСР 1964 года допускаласвободное бесплатное использование нарадио и телевидении любых опубликованныхпроизведений, что существенно снижалоуровень охраны авторских прав в СоветскомСоюзе.

Срок действия авторского права составлял15 лет после смерти автора. Этот срок былувеличен до 25 лет в связи с тем, что в1973 г. Советский Союз стал участникомВсемирной (Женевской) конвенции обавторском праве 1952 г. (пересмотрена вПариже 24 июля 1971 г.).

С 3 августа 1992 г. были введены в действиеОсновы гражданского законодательстваСоюза ССР и республик 1991 г. (утвержденыВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1), которые впервыепризнали смежные права. До этого временисмежные права законодательством неохранялись. В соответствии с Основамиони включались в понятие авторскогоправа.

Основы увеличили срок действия авторскогоправа до 50 лет и исключили содержащиесяв прежнем законодательстве многиеслучаи использования произведений безсогласия правообладателей и без выплатыим вознаграждения.

Спустя год, 3 августа 1993 г., раздел IVОснов, посвященный авторскому праву,был признан недействующим в связи спринятием Закона РФ от 9 июля 1993 г.

N5351-1 «Об авторском праве и смежныхправах» (далее — ЗоАП).

Вступление всилу ЗоАП и Закона РФ «О правовойохране программ для электронныхвычислительных машин и баз данных»от 23 сентября 1992 года N 3523-1 стало новымэтапом в развитии российского авторскогоправа.

Объектом правового регулирования ЗоАПбыли два вида правоотношений. Первуюгруппу составляли отношения, связанныес созданием произведений литературы,науки и искусства (авторское право). Вовторую группу вошли правоотношения,возникающие в связи с созданием ииспользованием исполнений, постановок,фонограмм, передач организаций эфирногоили кабельного вещания (смежные права).

ЗоАП (ст. 44) впервые к числу субъектовавторского права отнес организации,управляющие имущественными правамиавторов и обладателей смежных прав наколлективной основе.

Такие организациидолжны были создаваться непосредственнообладателями авторских и смежных прави действовали в пределах полученных отних полномочий на основе устава, которыйутверждался в установленном закономпорядке.

Допускалось создание либоотдельных организаций по различнымправам и различным категориям обладателейправ, либо организаций, управляющихразными правами в интересах разныхкатегорий обладателей прав, либо однойорганизации, одновременно управляющейавторскими и смежными правами.

Впервые были четко обозначены авторскиеправомочия, в совокупности составляющиесубъективное авторское право: личныенеимущественные права и имущественныеправа. Ранее действовавшее законодательство(ст.

479 ГК РСФСР 1964 года и ст. 135 Основ 1991года) не знало такого деления авторскихправ, в связи с чем в науке авторскогоправа по этому вопросу шла дискуссия,а практика оказывалась противоречивой.

На тот период законодательство обинтеллектуальной собственности былодостаточно разрозненным: продолжалиприменяться некоторые нормы ГК РСФСР1964 г., общие положения об интеллектуальнойсобственности были закреплены вГражданском кодексе Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г.

N51-ФЗ (далее — ГК РФ, Кодекс), отдельныеобъекты регулировались специальнымизаконами (см. Закон Российской Федерацииот 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторскомправе и смежных правах»). Отсутствиеединой системы норм делало применениезаконодательства об интеллектуальнойсобственности крайне неудобным инеэффективным.

Назрела необходимостьрешения целого ряда насущных вопросов:о соотношении норм об интеллектуальнойсобственности с общими положениямигражданского законодательства (осубъектах, сделках, исковой давности,представительстве, договорах и др.

);устранение расхождений и противоречиймежду действующими нормами разныхзаконов; усиление защиты обладателейисключительных прав и т.д.

———————————

Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть первая) от 30 ноября1994 г. N 51-ФЗ.

Кроме того, все большую остроту сталиприобретать вопросы международнойохраны авторских и смежных прав. С 9марта 1995 г.

Россия присоединилась кВсемирной конвенции об авторском правеи к Бернской конвенции об охранелитературных и художественных произведенийот 24 июля 1971 года — с 13 марта 1995 г.

Поэтомунормы авторского права должны былисоответствовать Бернской и Всемирной(Женевской) конвенциям , Конвенциипо охране интересов производителейфонограмм от незаконного воспроизводстваих фонограмм от 29 октября 1971 г.

———————————

Всемирная конвенция об авторскомправе от 6 сентября 1952 г. (пересмотренав Париже 24 июля 1971 г.). ПересмотреннаяКонвенция и Протоколы к ней вступили всилу 10 июля 1974 г.

Россия продолжает вести работу поприсоединению к Всемирной торговойорганизации (ВТО). В соответствии со ст.XVI Соглашения об учреждении ВТО от 15апреля 1994 г. неотъемлемым условиемприсоединения государства к этоймеждународной организации являетсяприведение национального законодательствав соответствие с требованиями ВТО.

Все это подчеркивало важность масштабнойкодификации всего законодательства всфере интеллектуальной собственностии делало очевидной необходимостьприведения его в соответствие с темимеждународными договорами, участникомкоторых Россия является в настоящеевремя и может стать в ближайшем будущем.

Решить указанные вопросы призвана частьчетвертая Гражданского кодекса РФ,которая регламентирует права нарезультаты интеллектуальной деятельностии приравненные к ним средстваиндивидуализации юридических лиц,товаров, работ, услуг и предприятий.

Часть четвертая ГК РФ была введена вдействие 1 января 2008 года Федеральнымзаконом от 24 ноября 2006 года N 231-ФЗ «Овведении в действие части четвертойГражданского кодекса РоссийскойФедерации».

Федеральный закон N 231-ФЗпризнал утратившими силу некоторыезаконы Российской Федерации и РСФСР,среди них Гражданский кодекс РСФСР;Патентный закон Российской Федерацииот 23 сентября 1992 года N 3517-1; ЗаконРоссийской Федерации от 23 сентября 1992года N 3520-1 «О товарных знаках, знакахобслуживания и наименованиях местпроисхождения товаров»; ЗаконРоссийской Федерации от 23 сентября 1992года N 3523-1 «О правовой охране программдля электронных вычислительных машини баз данных»; Закон РоссийскойФедерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Обавторском праве и смежных правах» идр.

Источник: https://studfile.net/preview/3200161/page:2/

Studio-pravo
Добавить комментарий