§2. Субъективные авторские права.: Автор произведения в отношении созданного им произведения обладает

субъективного авторского права

§2. Субъективные авторские права.: Автор произведения в отношении созданного им произведения обладает

1. Авторское право, как и любое субъективное право, предоставляет его правообладателю определенные возможности. Если в содержание субъективного права собственности входит три возможности, то в авторском праве их значительно больше, поэтому удобнее будет их классифицировать.

2. Исключительное право. Это единственное имущественное право из всех авторских правомочий. Его содержание составляет возможность использовать произведение в любой форме и любым законным способом (п. 1 ст. 1270 ГК). В указанной статье дан перечень возможных способов использования произведения. Их 11, но перечень не закрытый, поэтому могут быть и иные.

По своей природе это абсолютное право (можно сказать, монопольное), как и право собственности. В.А. Дозорцев относил его к одной из ветвей абсолютных прав . Сказанное означает, что использовать произведение может только сам правообладатель, все остальные — лишь с его согласия, т.е. путем заключения с ним договора.

Поэтому любое бездоговорное использование является нарушением авторского права. Из этого общего правила есть исключения — случаи свободного (без заключения соглашения) использования, предусмотренные ст. ст. 1273 — 1279 ГК. Это ограничение свободы автора установлено в интересах общества, которое заинтересовано в максимальной доступности произведений.

Еще одним противовесом власти автора является установление срока действия исключительного права. Оно (право) существует с момента создания произведения и прекращается по истечении 70 лет после смерти автора. Точнее, этот срок по общему правилу начинает течь с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Затем произведение становится общественным достоянием, и его может использовать любое лицо без заключения договора с наследниками автора и без выплаты вознаграждения.

———————————

Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Юридический мир. 2000. N 3.

Исключительное право оборотоспособно, оно может перейти к другим лицам по договору либо в порядке универсального правопреемства (при наследовании или реорганизации юридического лица — правообладателя).

Для оповещения о наличии исключительного права может быть проставлен знак охраны авторского права в виде латинской буквы «C» в окружности (от анг. copyright) с указанием правообладателя и года опубликования.

3. Помимо имущественного (исключительного) права у автора одновременно появляются и личные неимущественные права (по законодательству других стран — моральные).

Они сродни обычным гражданско-правовым правам такого рода: принадлежат личности как таковой, непередаваемы и не имеют срока действия, поэтому охраняются бессрочно.

Если имущественное право возникает лишь одно, то личных неимущественных прав появляется сразу несколько:

1) право авторства — это возможность считаться создателем (творцом) произведения;

2) право на имя — это возможность, предоставленная только автору, выбрать по своей воле один из трех вариантов: указать собственное имя или псевдоним (вымышленное имя) либо совсем не указывать имени (выпустить произведение в свет анонимно);

3) право на обнародование — это возможность довести произведение до сведения неопределенного круга лиц, ознакомить с ним общество. Способы обнародования могут быть различными.

Авторским правом охраняются и необнародованные произведения, поэтому при жизни только автор может принять решение о его обнародовании.

После смерти автора это могут сделать его правопреемники при условии, что обнародование не будет противоречить воле автора, которую он выразил письменно. Например, он в дневнике сделал запись о своем нежелании выпускать произведение в свет;

4) право на отзыв — это возможность для автора, сначала приняв решение об обнародовании произведения, затем отозвать его (например, посчитав, что оно нуждается в доработке). Не зря говорится: нет предела совершенству. Такая возможность у автора есть, но он обязан возместить причиненные этим убытки, к примеру, издательству, начавшему уже работу с его рукописью;

5) право на неприкосновенность — это возможность воспрепятствовать любому вмешательству в форму произведения. Оно должно существовать в том виде, в каком его создал автор.

Он, и только он, может изменять собственное произведение, все остальные — лишь с согласия автора при его жизни.

Затем такое разрешение может дать его правопреемник при условии, что это не будет противоречить выраженной письменно воле автора, не исказит его замысел и не нарушит целостность восприятия произведения.

4. Помимо исключительного права и личных неимущественных прав автор наделен и иными интеллектуальными правами.

1. Право доступа позволяет художнику, передавшему свою картину (например, по договору купли-продажи или дарения), потребовать от ее собственника обеспечения возможности воспроизвести (скопировать) свою картину. Введением (с 1991 г.

) этого правила законодатель разрешил конфликт между собственником оригинала картины, имеющим на него вещное право собственности, и художником, которому принадлежат интеллектуальные права.

Право доступа касается только произведений изобразительного искусства и архитектуры.

2. Право следования — это возможность художника при публичной (через галерею, художественный салон и т.п.) перепродаже его картины по более высокой цене получить определенную часть цены перепродажи , по тексту Бернской конвенции — право долевого участия в каждой продаже, следующей за первой.

Оно позволяет еще при жизни автора «воздать ему должное» , потому что повышение цены на произведение свидетельствует о признании обществом значимости работ художника.

Право следования распространяется и на автографы (рукописи, выполненные авторами литературных либо музыкальных произведений), которые высоко ценятся в мире искусства.

———————————

Размеры таких отчислений установлены Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. N 285, принятым в развитие положений ГК.

Так бывает не всегда, например у Ван Гога, посмертно признанного великим, при жизни купили всего одну картину.

3. Право на получение вознаграждения (гонорара) за создание служебного произведения (п. 2 ст. 1295 ГК). По природе это имущественное право, но оно по общему правилу необоротоспособно, так как не может перейти ни по договору, ни по наследству.

Источник: https://pravo163.ru/soderzhanie-subektivnogo-avtorskogo-prava/

Субъективные авторские права

§2. Субъективные авторские права.: Автор произведения в отношении созданного им произведения обладает

Авторские права

Понятие авторского права

Авторское право – один из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы и искусства.

Под авторским правом в объективном смысле понимается система, совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле авторское право – это личные неимущественные и исключительные права создателей (авторов) произведений науки, литературы и искусства, а также имущественные права иных правообладателей авторского права в силу закона или договора.

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права, то есть лицами, обладающими исключительным правом на произведение, считаются, прежде всего, авторы произведений.

Автор– гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Если произведение создано двумя или несколькими лицами (соавторство), то каждый из них является автором. Переводчик, переработчик, составитель являются авторами.

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

правообладателями часто являются различные организации (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;

если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;

в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму.

Ещё одним, специфическим субъектом авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.

Субъективные авторские права

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права.

Неимущественные авторские права включают в себя:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть, их нельзя передать другому лицу.

Имущественные авторские права.

В свою очередь, имущественные авторские права включают в себя право:

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Следует отметить, что имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми).

Договор о передаче части или всех имущественных прав называется авторским договором, Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём Правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты.

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 1831; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-30062.html

А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО

§2. Субъективные авторские права.: Автор произведения в отношении созданного им произведения обладает

Авторы: Г. К. Дмитриева, Е. Э. Чуковская

А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО, раз­дел граж­дан­ского пра­ва, ре­гу­ли­рую­щий от­но­ше­ния, свя­зан­ные с соз­да­ни­ем и ис­поль­зо­ва­ни­ем про­из­ве­де­ний ли­те­ра­ту­ры, нау­ки и ис­кус­ст­ва, т. е. ре­зуль­та­тов творч. дея­тель­но­сти; один из ви­дов т. н.

прав интеллектуальной собственности, или ис­клю­чи­тель­ных прав. А. п.

определяет пра­ва ав­то­ра про­из­ве­де­ния, его пра­во­пре­ем­ни­ков, ос­но­ва­ния воз­ник­но­ве­ния и по­ря­док осу­ще­ст­в­ле­ния субъ­ек­тив­ных ав­тор­ских прав, их за­щи­ту от на­руше­ний, ба­зи­рую­щие­ся на них обя­за­тель­ст­вен­ные от­но­ше­ния.

За­ко­но­да­тель­ст­во об А. п. ста­ло фор­ми­ро­вать­ся по­сле изо­бре­те­ния в 15 в. И. Гу­тен­бер­гом пе­чат­но­го стан­ка, од­на­ко пер­вые нор­мы за­креп­ля­ли ис­клю­читель­но пра­ва из­да­те­лей и за­щи­щали их от не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции.

С раз­ви­ти­ем кни­го­из­да­ния и кни­го­тор­гов­ли ав­то­ры до­би­лись за­щи­ты сво­их ин­те­ре­сов. Пер­вый из­ве­ст­ный за­кон в этой сфе­ре – Ста­тут ко­ро­ле­вы Ан­ны (1710, Ве­ли­ко­бри­та­ния). В 18–19 вв. боль­шин­ст­во ев­роп.

стран при­ня­ли соб­ст­вен­ное ав­тор­ское за­ко­но­да­тель­ст­во. Осо­бен­но­стью воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия А. п. в Рос­сии яв­ля­лась его тес­ная связь с цен­зур­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом. Пер­вый за­кон, за­кре­пив­ший пра­ва ав­то­ров на ис­поль­зо­ва­ние лит.

про­из­ве­де­ний, по­явил­ся в 1828 в ка­че­ст­ве спец. гла­вы Цен­зур­но­го ус­та­ва.

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва сло­жи­лось два основных под­хо­да к сущ­но­сти А. п. – кон­ти­нен­таль­ный (droit d’au­te­ur) и ан­гло­сак­сон­ский (co­py­right).

Для пер­во­го ха­рак­тер­но при­зна­ние лич­но­го ха­рак­те­ра ав­тор­ских прав, что вы­ра­жа­ет­ся в на­ли­чии ши­ро­ко­го спек­тра не­иму­ще­ст­вен­ных прав, а так­же в от­сут­ст­вии тре­бо­ва­ния со­блю­де­ния фор­маль­но­стей для воз­ник­но­ве­ния ох­ра­ны про­из­ве­де­ния; вто­рой ори­ен­ти­ро­ван на ком­мерч. ис­поль­зо­ва­ние ре­зуль­та­та творч. тру­да, при­зна­ние прав на не­го не толь­ко у его соз­да­те­ля, но и у лиц, ока­зав­ших ав­то­ру тех­нич., ор­га­ни­зац. и фи­нан­со­вое со­дей­ст­вие, а так­же за­ви­си­мость пре­до­став­ле­ния ох­ра­ны про­из­ве­де­ния от вы­пол­не­ния фор­маль­но­стей (ре­ги­ст­ра­ции про­из­ве­де­ния, де­по­ни­ро­ва­ния его эк­зем­п­ля­ров в спец. ор­га­ни­за­ци­ях и пр.).

Авторское право в России

Кон­сти­ту­ция РФ от­но­сит при­ня­тие норм А. п. к ком­пе­тен­ции Фе­де­ра­ции. В Рос­сии дей­ст­ву­ет За­кон «Об ав­тор­ском пра­ве и смеж­ных пра­вах» 1993 (в ред. 2004).

К объ­ек­там, ох­ра­няе­мым А. п., от­носят­ся су­ще­ст­вую­щие в объ­ек­тив­ной фор­ме (даю­щей воз­мож­ность вос­при­ятия треть­и­ми ли­ца­ми) про­из­ве­де­ния нау­ки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, яв­ляю­щие­ся ре­зуль­та­том творч. дея­тель­но­сти, не­за­ви­си­мо от на­зна­че­ния, дос­то­инств, спо­со­ба вы­ра­же­ния, а так­же от об­на­ро­до­ва­ния про­из­ве­де­ния.

Ох­ра­на пре­до­став­ля­ет­ся не толь­ко «тра­ди­ци­он­ным» про­из­ве­де­ни­ям (лит., дра­ма­тич., аудио­ви­зу­аль­ным, муз., муз.-дра­ма­ти­че­ским; про­из­ве­де­ни­ям изоб­ра­зит. иск-ва и т. п.), но и про­из­вод­ным (пе­ре­во­ды, аран­жиров­ки, ин­сце­ни­ров­ки, ре­фе­ра­ты, ре­зю­ме и т. п.) и со­став­ным (ан­то­ло­гии, эн­цик­ло­пе­дии, ком­пи­ля­ции и т. п.

) про­из­ве­де­ни­ям не­за­ви­си­мо от то­го, ох­ра­ня­ют­ся ли про­из­ве­де­ния, лёг­шие в ос­но­ву со­став­ных и про­из­вод­ных ре­зуль­та­тов творч. дея­тель­но­сти. За­кон со­дер­жит лишь при­мер­ный пе­ре­чень ви­дов объ­ек­тов А. п. (сре­ди них – про­грам­мы для ЭВМ и ба­зы дан­ных); он пол­но пе­ре­чис­ля­ет толь­ко ви­ды произ­ве­де­ний, не ох­ра­няе­мых А. п.

(про­из­ве­де­ния народ­ного твор­че­ст­ва, офиц. до­ку­мен­ты, гос. сим­во­лы и зна­ки, ин­фор­мац. со­об­ще­ния). А. п. не рас­про­ст­ра­ня­ет­ся на идеи, прин­ци­пы, си­сте­мы, спо­со­бы, ме­то­ды, кон­цеп­ции, от­кры­тия и фак­ты, ко­то­рые мо­гут ох­ра­нять­ся при по­мо­щи норм па­тен­т­но­го пра­ва или иных от­рас­лей.

Ох­ра­на не тре­бу­ет оформ­ле­ния или со­блюде­ния к.-л. фор­маль­но­стей.

Пер­во­на­чаль­ным субъ­ек­том А. п. яв­ля­ет­ся автор – фи­зич. ли­цо, творч. трудом ко­то­ро­го про­из­ве­де­ние соз­да­но: толь­ко ему пре­дос­тав­ля­ет­ся пол­ный объ­ём прав. Юри­дич. ли­цо не мо­жет быть ав­то­ром. Ес­ли про­из­ве­де­ние соз­да­но со­вме­ст­ным творч.

тру­дом не­сколь­ких лиц, они яв­ля­ют­ся со­ав­то­ра­ми; им со­вме­ст­но при­над­ле­жат ав­тор­ские пра­ва на про­из­ве­де­ние в це­лом, а их взаи­мо­от­но­ше­ния мо­гут оп­ре­де­лять­ся со­гла­ше­ни­ем ме­ж­ду ни­ми.

Пра­ва со­ав­то­ров раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, об­ра­зу­ет ли про­из­ве­де­ние не­раз­рыв­ное це­лое или со­сто­ит из час­тей, ка­ж­дая из ко­то­рых мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на са­мо­стоя­тель­но. К субъ­ек­там А. п. от­но­сят­ся так­же пра­во­пре­ем­ни­ки ав­то­ра, в т. ч. по ав­тор­ско­му до­го­во­ру (ими мо­гут быть и юри­дич.

ли­ца); к ним пе­ре­хо­дит толь­ко часть прав автора – иму­ще­ст­вен­ные пра­ва. Субъ­ек­та­ми А. п. яв­ля­ют­ся и ­ли­цен­зи­аты – ли­ца, по­лу­чив­шие по ли­цен­зии пра­во ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ния в оп­ре­де­лён­ных ею пре­де­лах.

Субъ­ек­тив­ные пра­ва ав­то­ров за­кон де­лит на не­иму­ще­ст­вен­ные и иму­ще­ст­вен­ные.

К не­иму­ще­ст­вен­ным от­но­сят­ся: пра­во ав­тор­ст­ва (пра­во при­зна­вать­ся ав­то­ром про­из­ве­де­ния); пра­во на имя (пра­во обо­зна­чать при ис­поль­зо­ва­нии про­из­ве­де­ния своё под­лин­ное имя, вы­мыш­лен­ное имя – псев­до­ним или вы­сту­пать без обо­зна­че­ния имени – ано­ним­но); пра­во на об­на­ро­до­ва­ние про­изве­де­ния (пра­во от­кры­тия все­об­ще­го дос­ту­па к не­му); пра­во на за­щи­ту ре­пу­та­ции ав­то­ра (на за­щи­ту про­из­ве­де­ния от ис­ка­же­ния или иных по­ся­га­тельств, спо­соб­ных на­нес­ти ущерб чес­ти и дос­то­ин­ст­ву ав­то­ра). Ав­то­ром про­из­ве­де­ния счи­та­ет­ся ли­цо, ука­зан­ное в ка­че­ст­ве ав­то­ра на ори­ги­на­ле или эк­зем­п­ля­ре про­из­ве­де­ния (по­ка не до­ка­за­но об­рат­ное). Ав­то­ру при­над­ле­жат ис­клю­чи­тель­ные пра­ва на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния в лю­бой фор­ме и лю­бым спо­со­бом, к ко­то­рым от­но­сят­ся пра­ва на: вос­про­из­ве­де­ние (из­го­тов­ле­ние од­но­го или бо­лее эк­зем­п­ля­ров про­из­ве­де­ния или его час­ти в лю­бой ма­те­ри­аль­ной фор­ме); рас­про­стра­не­ние (про­да­жа, сда­ча в про­кат и пр.); им­порт; пуб­лич­ный по­каз (экс­по­ни­ро­ва­ние кар­ти­ны на вы­став­ке и т. п.); пуб­лич­ное ис­пол­не­ние (напр., в те­ат­рах, кон­церт­ных за­лах); пе­ре­да­чу в эфир и со­об­ще­ние для все­об­ще­го све­де­ния по ка­бе­лю; пе­ре­вод; пе­ре­ра­бот­ку; при­ме­не­ние ди­зай­нер­ско­го, ар­хи­тек­тур­но­го, гра­до­строи­тель­но­го, са­до­во-пар­ко­во­го про­ек­тов. Ав­тор мо­жет рас­по­ря­дить­ся сво­им про­из­ве­де­ни­ем, пе­ре­дав пра­во его ис­поль­зо­ва­ния др. ли­цу (пра­во­пре­ем­ни­ку) или пре­дос­та­вив та­кое пра­во в оп­ре­де­лён­ных пре­де­лах и со­хра­нив его в це­лом за со­бой (вы­дать ли­цен­зию). За раз­ре­ше­ние на ис­поль­зо­ва­ние и за са­мо ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния ав­тор име­ет пра­во на воз­на­гра­ж­де­ние. Дей­ст­вие прав ав­то­ра ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся во вре­ме­ни: они воз­ни­ка­ют с мо­мен­та соз­да­ния про­из­ве­де­ния и дей­ст­ву­ют в те­че­ние всей жиз­ни ав­то­ра и 70 лет по­сле его смер­ти (изъ­я­тия спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­ют­ся в за­ко­не). По ис­те­че­нии сро­ка ох­ра­ны иму­ще­ст­вен­ных прав ав­то­ра про­из­ве­де­ние по­па­да­ет в т. н. сфе­ру об­ществ. до­сто­я­ния и мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но лю­бы­ми ли­ца­ми без чье­го-ли­бо со­гла­сия, но при ус­ло­вии соблю­де­ния лич­ных не­иму­ще­ст­вен­ных прав – пра­ва ав­то­р­ст­ва и пра­ва на имя, а так­же прав на за­щи­ту ре­пу­та­ции ав­то­ра или неприкосновенность произведе­ния (эти пра­ва ох­ра­ня­ют­ся бес­сроч­но).

За­кон мо­жет ус­та­нав­ли­вать ис­клю­чения из иму­ще­ст­вен­ных прав в от­но­шении, как пра­ви­ло, об­на­ро­до­ван­ных про­из­ве­де­ний – слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ний без со­гла­сия ав­то­ра и вы­пла­ты воз­наг­раж­де­ния или ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ния без со­гла­сия ав­то­ра, но с вы­пла­той воз­наг­раж­де­ния.

К пер­вым от­но­ся­т­ся си­ту­а­ции, об­ус­лов­лен­ные не­об­хо­ди­мо­стью удов­лет­во­ре­ния по­треб­но­стей в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, нау­ки, ин­фор­ма­ции и т. п., нужд ор­га­нов су­да и след­ст­вия, обес­пе­че­ния доступа к куль­турным ценностям лиц с ограниченны­ми возможностями, а также в офиц. и ре­лиг. це­лях.

Вто­рая груп­па яв­ля­ет­ся по су­ти ком­про­мис­сом в тех об­ла­стях ис­поль­зо­ва­ния, где лич­ный конт­роль ав­то­ра за эк­сплу­а­та­ци­ей про­из­ве­де­ния за­труд­нён или не­воз­мо­жен – ча­ст­ное ко­пи­ро­ва­ние, пе­ре­да­ча в эфир или по ка­бе­лю, ме­ха­нич. вос­про­из­ве­де­ние и т. п.

Для упо­ря­до­че­ния та­ких си­ту­а­ций, ис­поль­зо­ва­ния и сбо­ра при­чи­та­ю­ще­го­ся воз­наг­раж­де­ния соз­да­ют­ся ор­га­ни­за­ции по кол­лек­тив­но­му уп­рав­ле­нию иму­щест­вен­ны­ми ав­тор­ски­ми пра­ва­ми (пер­вая из­ве­ст­ная ав­тор­ская ор­га­ни­за­ция – Об-во дра­ма­тич.

ав­то­ров и ком­по­зи­то­ров бы­ло со­зда­но во Фран­ции в 1777 при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии П. Бо­мар­ше).

Взаи­мо­от­но­ше­ния ав­то­ра (пра­во­об­лада­те­ля) с поль­зо­ва­те­лем про­из­ве­де­ния оп­ре­де­ля­ют­ся, как пра­ви­ло, ав­тор­ским до­го­во­ром.

Один вид ав­тор­ско­го договора – до­го­вор об уступке – пре­ду­смат­ри­ва­ет пе­ре­да­чу прав на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния, дру­гой вид – ли­цен­зи­онный договор – пре­ду­смат­ри­ва­ет вы­да­чу раз­ре­ше­ния на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния в оп­ре­де­лён­ных пре­де­лах (с со­хра­не­ни­ем прав ав­то­ра). За­кон выделя­ет раз­но­вид­но­сти лицензии – ис­клю­чи­тель­ную, по ко­то­рой ис­поль­зова­ние в обо­зна­чен­ных пре­де­лах раз­ре­ша­ет­ся толь­ко ли­цен­зиа­ту, и не­ис­клю­чи­тель­ную. Ав­тор­ский до­го­вор счи­та­ет­ся пе­ре­даю­щим не­ис­клю­чи­тель­ные пра­ва, ес­ли в нём не пре­ду­смот­ре­но иное. До­го­вор пред­по­ла­га­ет­ся воз­мезд­ным, за не­ко­то­ры­ми ис­клю­че­ния­ми (напр., вос­про­из­ве­де­ние в лич­ных це­лях), он дол­жен быть за­клю­чён в письм. фор­ме.

Осо­бый по­ря­док ис­поль­зо­ва­ния ус­та­нов­лен для слу­жеб­ных про­из­ве­де­ний, к ко­то­рым от­не­се­ны про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в по­ряд­ке вы­пол­не­ния слу­жеб­ной обя­зан­но­сти или слу­жеб­но­го за­да­ния.

Пра­ва на та­кие про­из­ве­де­ния при­над­ле­жат ав­то­ру, но ис­поль­зу­ют­ся они без за­клю­че­ния ав­тор­ско­го до­го­во­ра, при со­хра­не­нии за ав­то­ром пра­ва на об­на­ро­до­ва­ние про­из­ве­де­ния.

Ис­клю­чи­тель­ное пра­во их ис­поль­зо­ва­ния при­над­ле­жит, как пра­ви­ло, ра­бо­то­да­те­лю.

К ав­тор­ским пра­вам по дей­ст­вую­ще­му за­ко­но­да­тель­ст­ву при­мы­ка­ют т. н. смеж­ные права – пра­ва ис­пол­ни­те­лей, про­из­во­ди­те­лей фо­но­грамм, ор­га­ни­за­ций эфир­но­го и ка­бель­но­го ве­ща­ния и др.

Международная охрана авторских прав

В 1-й пол. 19 в. мн. стра­ны за­клю­чи­ли дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния о вза­им­ной ох­ра­не А. п., но соз­да­ние меж­ду­нар. си­сте­мы за­щи­ты прав твор­цов свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем Бернской конвенции об охране литературных и художественных про­изведений (1886). Кон­вен­ция не толь­ко за­креп­ля­ла прин­ци­пы меж­ду­нар. А. п. (напр., прин­цип пре­до­став­ле­ния иностр.

ав­то­рам на­ци­о­наль­но­го ре­жи­ма), но и со­дер­жа­ла нор­мы фак­ти­че­ски пря­мо­го дей­ст­вия, не­об­хо­ди­мые для вклю­че­ния в нац. за­ко­но­да­тель­ст­во стра­ны-уча­ст­ни­цы, при­чём эти нор­мы не толь­ко ус­та­нав­ли­ва­ли вы­со­кий уро­вень ох­ра­ны ин­те­ре­сов ав­то­ра, но и бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на го­су­дар­ст­ва кон­ти­нен­таль­ной си­сте­мы пра­ва.

Это соз­да­ва­ло пре­пя­т­ст­вия для пол­но­цен­но­го уча­стия стран ан­г­ло­сак­сон­ской тра­ди­ции в меж­ду­нар. ох­ра­не ав­тор­ских прав. За­да­чу сбли­же­ния двух под­хо­дов к А. п.

и соз­да­ния уни­вер­саль­ной си­сте­мы ох­ра­ны ин­те­ре­сов твор­цов вы­пол­ни­ла Всемирная конвенция об авторском праве (1952), ко­то­рая ус­та­но­ви­ла ме­нее стро­гие тре­бо­ва­ния для при­со­е­ди­ня­ю­щих­ся стран.

Рос­сия так­же уча­ст­ву­ет с 1995 в Же­нев­ской кон­вен­ции об ох­ра­не ин­те­ре­сов про­из­во­ди­те­лей фо­но­грамм от не­за­кон­но­го ис­поль­зо­ва­ния (1971). В 1996 был за­клю­чён мно­го­сто­рон­ний До­го­вор по ав­тор­ско­му пра­ву, спе­ци­аль­но на­прав­лен­ный на ох­ра­ну А. п. в се­ти Ин­тер­нет (Рос­сия не уча­ст­ву­ет).

Глав­ное со­дер­жа­ние ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вой ох­ра­ны ав­тор­ских прав:

а) пре­одо­ле­ние тер­ри­то­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра ав­тор­ских прав: пра­ва ав­то­ра на ху­до­же­ст­вен­ное или иное про­из­ве­де­ние, воз­ник­шее в од­ном из уча­ст­вую­щих го­су­дарств, при­зна­ют­ся и ох­ра­няют­ся на тер­ри­то­рии др. государств;

б) ох­ра­на оп­ре­де­лён­но­го объ­ё­ма ав­тор­ских прав. Ав­то­рам ох­ра­няе­мых про­из­ве­де­ний пред­остав­ля­ет­ся нац. ре­жим, т. е. пра­ва, пре­ду­смот­рен­ные собств. за­ко­но­да­тель­ст­вом, и сверх то­го пра­ва, пре­ду­смот­рен­ные до­го­во­ром. Наи­боль­ший объ­ём ав­тор­ских прав со­дер­жит Берн­ская кон­вен­ция;

в) ог­ра­ни­че­ние дей­ст­вия ав­тор­ских прав во вре­ме­ни. Пра­ва ав­то­ра ох­ра­ня­ют­ся в те­че­ние всей его жиз­ни и по­сле смер­ти. Ми­ни­маль­ный срок ох­ра­ны про­из­ве­де­ния по­сле смер­ти ав­то­ра со­став­ля­ет 50 лет, однако во многих странах ус­тановлены иные сроки: напр.

, 25 лет – в Ал­жи­ре, на Ку­бе, в Ли­вии; 30 – в Ира­не, Ни­ка­ра­гуа; 60 – в Бра­зи­лии, Ис­па­нии; 70 – во Фран­ции (в от­но­ше­нии муз. про­из­ве­де­ний), Гер­ма­нии, Из­ра­и­ле; 75 – в Мек­си­ке; 80 – в Ко­лум­бии и Гви­нее; 99 – в Кот-д’Ивуа­ре.

В не­ко­то­рых стра­нах ус­та­нов­ле­ны осо­бые сро­ки ох­ра­ны иму­ще­ст­вен­ных прав в оп­ре­де­лён­ных си­ту­а­ци­ях. Так, в рос.

за­ко­но­да­тель­ст­ве осо­бые сро­ки дей­ст­ву­ют в от­но­ше­нии про­из­ве­де­ний, со­здан­ных в со­ав­тор­ст­ве, впер­вые вы­пу­щен­ных в свет по­сле смер­ти ав­то­ра ано­ним­ных про­из­ве­де­ний, а так­же в слу­ча­ях, ес­ли ав­тор про­из­ве­де­ния был реп­рес­си­ро­ван и ре­а­би­ли­ти­ро­ван по­смер­т­но или ра­бо­тал во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны, или уча­ст­во­вал в ней;

г) ус­та­нов­ле­ние ус­ло­вий ох­ра­ны А. п.: ох­ра­на ли­бо в си­лу са­мо­го фак­та соз­да­ния (опуб­ли­ко­ва­ния) про­из­ве­де­ния, без вы­пол­не­ния к.-л. фор­маль­но­стей, ли­бо при ус­ло­вии вы­пол­не­ния оп­ре­де­лён­ных дей­ст­вий (напр., ре­ги­ст­ра­ция, де­по­ни­ро­ва­ние эк­зем­п­ля­ров и пр.). В го­су­дар­ст­вах, где спец. тре­бо­ва­ния к А.

 п. не ус­та­нов­ле­ны, на всех эк­зем­п­ля­рах про­из­ве­де­ния по­ме­ща­ет­ся т. н. знак ох­ра­ны (со­стоя­щий из трёх эле­мен­тов: пер­вой бук­вы сло­ва co­py­right в ок­руж­но­сти ©, име­ни ав­то­ра или на­име­но­ва­ния пра­во­об­ла­да­те­ля и го­да пер­во­го вы­пу­ска про­из­ве­де­ния в свет), оз­на­чаю­щий, что лю­бые фор­маль­но­сти вы­пол­не­ны.

Ав­тор­ские пра­ва гра­ж­дан РФ за гра­ни­цей в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве го­су­дарств при­зна­ют­ся лишь при уча­стии РФ и этих го­су­дарств в ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ни­ях или на на­ча­лах вза­им­но­сти. Ав­тор­ские пра­ва ино­ст­ран­цев в РФ оп­ре­де­ля­ют­ся внут­рен­ним рос. за­ко­но­да­тель­ст­вом и меж­ду­нар. до­го­во­ра­ми РФ.

В сфе­ре А. п. дей­ст­ву­ют неск. меж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций, наи­бо­лее из­ве­ст­ны­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся Все­мир­ная ор­га­ни­зация ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти (ВО­ИС) и ЮНЕС­КО.

Со­дей­ст­вие в за­щи­те прав рос. ав­то­ров, ока­за­ние им кон­суль­та­ци­он­ных ус­луг и пра­во­вой по­мо­щи по ох­ра­не ав­тор­ских и смеж­ных прав за ру­бе­жом мо­жет ока­зы­вать Рос.

ав­тор­ское об­ще­ст­во.

Источник: https://bigenc.ru/law/text/1850408

Субъекты авторского права

§2. Субъективные авторские права.: Автор произведения в отношении созданного им произведения обладает

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения.

Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники.

Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юриди-ческими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы про-изведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ,2006. С.783.

Автор — это физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано. Мельников В. Бестселлер XXI века «Код да Винчи» — предмет судебного разбирательства/В.Мельников // ИС. Авторское право и смежные права.-2008. -N 2.- С.72-83.- Библиогр.: с.

83 (5 назв.).

Носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его подлинный автор — человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения определенного правового результата.

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в со-держание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека.

Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведе-ния, т. е. юридический поступок, а не сделка.

Но поскольку юридиче-ские поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полно-стью недееспособных граждан авторские права осуществляют их роди-тели и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произ-ведения российских граждан охраняются независимо от места их об-народования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:

  • · либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;
  • · либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 2006 г., с.783.

Авторские произведения нередко создаются не одним, а дву-мя или несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.

Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятель-ности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.

Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно.

При «неделимом» соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при «раздельном» соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного). О.Н.

Макаренко Гражданское право учеб., пособие для студ., сред.. проф., образования, М.:2002г-319 с.

Условием признания тех или иных лиц соавторами про-изведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произве-дением.

Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необ-ходимость внести в него изменения и дополнения творческого харак-тера.

Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как воз-можность возникновения соавторства без совместной творческой ра-боты над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С783.

В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое не является соавторским, для использования уже созданного произведения требуется согласие всех соавторов.

Если хотя бы один из них возражает, то произведение может быть использовано только по решению суда; при недостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему усмотрению. Ю.Г.

Поронов Гражданское право общая и особенная части, учеб. для студ. высш. проф. обр., М.: 2006г-677с.

Нет соавторства при помещении статей различных авторов в научных сборниках, энцикло-педических словарях, журналах или в других периодических изданиях. В этом случае появляется единое произведение, например — журнал как таковой, словарь в целом и т.д.

Но здесь единство достигается благодаря такой творческой работе (тематическая подборка, расположение материала и т. п.), в которой отдельные авторы никакого участия не принимали.

Поэтому, будучи авторами своих собственных произведений, они не становятся соавторами журнала или словаря.

Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельного произведения на основе чужого опубликованного (если имеет место дозволение).

Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие.

Прежде, всего к наследникам переходят все авторские права, а в основном лишь те из них, которые носят имущественный характер. Что касается личных неимущественных прав, то по прямому указанию ст.29 Закона об авторском праве не переходят по наследству право автора, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

Наследники, однако, вправе осуществлять защиту указанных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор е назначил в своём завещании для этих целей специальное лицо.

По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой наследники также становятся полноценными обладателями таких личных неимущественных прав умершего автора, как право на обнародование и право на опубликование.

Далее, в отличии от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права наследников действуют в течении 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Срок действия авторского права на произведение

  • 1. Авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
  • 2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия авторского права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, авторское право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
  • 3. Авторское право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
  • 4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия авторского права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.
  • 5. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия авторского права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

Наконец, важной особенностью авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке как единое целое, не подлежащее не выделу, ни разделу.

Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решению суда. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.

Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.784.

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использова-нием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Становясь обладателями авторских прав, эти организации исполь-зуют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установлен-ных ими пределах.

От указанных организаций, являющихся производными правообладателями авторских прав, следует отличать организации, которые приобретают авторские права в силу прямого указания закона и поэтому считаются их первоначальными обладателями.

К ним относятся, например, организации-работодатели, по служебному заданию которых созданы авторские произведения.

Имущественные права подобных организаций, как правило, гораздо шире аналогичных правы, приобретаемых у авторов организациями-правопреемниками.

Источник: https://vuzlit.ru/1490297/subekty_avtorskogo_prava

Основные термины и понятия в авторском праве

§2. Субъективные авторские права.: Автор произведения в отношении созданного им произведения обладает

Юрист Елена Марина разбирает основные понятия и термины авторского права. В этом выпуске рассмотрим все, что касается автора, исполнителя и соавторов произведения.

Автор

Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ).

Не признаются авторами произведения граждане, не внесшие творческого вклада в его создание, в том числе оказавшие автору только техническое консультационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на произведение или его использование, а также граждане осуществляющие контроль за выполнением соответствующих работ (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, заказчик, редактор или продюсер не являются соавторами.

Авторами аудиовизуального произведения (фильма, видео, рекламы) являются:

режиссер-постановщик;

автор сценария;

композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Закон также определяет авторов произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшее ранее (автор произведения, положенного в основу сценария), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.) п. 5 ст. 1263 ГК РФ.

Таким образом автор романа, который был положен в основу сценария, оператор-постановщик и художник-постановщик также являются авторами, но, следуя буквальной трактовке закона, они авторы своей части, а не всего фильма как в случае с режиссером-постановщиком, автором сценария и композитором.

Продюсер не является автором. Он определяется законом как лицо,организовавшее создание аудиовизуального произведения (изготовитель аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ).

Блогер также может являться автором. Например, если блогер пишет посты, то на него распространяются права авторов в полном объеме.

Правовой статус видеоблогера зависит от того, какую роль он выполняет в создании контента. Например, блогер полностью берет на себя съемку видео. Таким образом, он выступает в качестве режиссера-постановщика и тогда он тоже будет автором.

Если съемку для него организуют другие люди и тексты также написаны другими лицами, то с правовой точки зрения блогер выступает в качестве исполнителя и права автора на него не распространяются.

Исполнитель

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (ст. 1313 ГК РФ).

Артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).

Соавторы

Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами (ст. 1258 ГК РФ).

Не признаются авторами произведения граждане, не внесшие творческого вклада в его создание, в том числе оказавшие автору только техническое консультационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на произведение или его использование, а также граждане осуществляющие контроль за выполнением соответствующих работ (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, заказчик, редактор или продюсер не являются соавторами.

Закон не устанавливает процентное соотношение или минимальную долю в создании произведения, чтобы признаваться соавтором.

Таким образом, если вы написали сценарий, а другое лицо одну сцену или одни диалог в этом сценарии, то вы с указанным лицом являетесь соавторами.

Произведение

Его еще называют объектом авторского права (ст. 1259 ГК РФ).

Произведения науки, литературы и искусства:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (фильм, видео, включая видео снятое с камеры телефона, рекламный ролик);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Закон устанавливает открытый перечень, это означает, что к произведению можно отнести и другие объекты науки, литературы и искусства не перечисленные в статье, но подходящие по формальным признакам, установленным законом.

Произведения охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа его выражения. Это значит, что рисунок ребенка и картина профессионального художника являются объектом авторского права и с законодательной точки зрения различий между ними нет. Также нет различий в правовой охране готового сценария или одной сцены или диалога, финального драфта или черновика.

К объектам авторских прав относятся:

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Например, если роман переработан в сценарий, то производным произведением является сценарий;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. К составным произведениям относится, например, интернет-сайт, база данных.

Авторские права распространяются как на обнародованные (ставшие доступными для всеобщего сведения), так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко— или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Необходимо понимать, что закон защищает форму, а не содержание произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Но тем не менее рекомендуется защищать свои авторские права, заранее собирая доказательства авторства.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Не являются объектами авторских прав:

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко— или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. ( Источник tinoradio.ru)

Источник: https://pikabu.ru/story/osnovnyie_terminyi_i_ponyatiya_v_avtorskom_prave_6975870

Studio-pravo
Добавить комментарий