§1. Понятие и особенности административных дел, рассматриваемых в

Вопрос 22: Понятие административного процесса и его особенности. Принципы административного процесса

§1. Понятие и особенности административных дел, рассматриваемых в

Административныйпроцесс —совокупность действий, совершаемыхисполнительными органами для реализациивозложенных на них задач и функций.

Особенностиадминистративного процесса:

—  это разновидностьвластной деятельности субъектовисполнительной власти;

—  его цель —достижение определенных юридическизначимых результатов и разрешениеуправленческих дел;

—  промежуточныеи окончательные итоги процессазакрепляются в официальных документах;

—  регулируетсяадминистративно-процессуальныминормами.

Принципы административногопроцесса – основополагающие идеи, общиеначала, лежащие в основе административногопроцесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности– реализацияматериальных административно-процессуальныхнорм должна строиться в точном соответствиис административно-процессуальныминормами.

Принцип процессуальногоравенства означает:во-первых, равенство сторон независимоот пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного идолжностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественнымобъединениям, других обстоятельствперед законом; во-вторых, наделениекаждой стороны определенным объемомвзаимообусловленных прав, обязанностейи ответственности.

Принципматериальной истины– решение,принятое в рамках административногопроцесса, которое должно основыватьсяна тщательном изучении всех условий иобстоятельств управленческого дела, атакже состязательности в ходе егорассмотрения.

Принципдоступностивыражаетсяв беспрепятственной возможности каждойиз сторон участвовать на всех стадияхпроцесса в соответствии с имеющимсяпроцессуальным статусом.

Принцип гласности– административныйпроцесс строится на публичных началах,дающих возможность гражданам получитьинформацию о его ходе и принятых решениях,исключение составляет информация,отнесенная к государственной тайне, атакже сведения об интимных сторонахжизни участников процесса.

Принципнационального языка– процессведется на государственном языкеРоссийской Федерации или языке республики– субъекта РФ, автономной области,автономного округа или большинстванаселения данной местности. Участникипроцесса, не владеющие языком, на которомон отправляется, обеспечиваются услугамипереводчика.

Принцип быстроты{оперативности) – административныйпроцесс должен отправляться в возможнокороткие сроки в рамках, определенныхзаконом.

Принципэкономичности (малозатратности)– административныйпроцесс должен быть организован такимобразом, чтобы свести к минимуму затратыпо его отправлению.

Принципответственности органов государственногоуправления и их должностных лиц заненадлежащее ведение процесса– органыгосударственного управления и должностныелица несут установленную закономответственность за нарушенияадминистративно-процессуальных норм,проявленные при этом бюрократизм иволокиту.

Вопрос 23: Административные производства и их виды

Административноепроизводство— это составная часть властной деятельностиадминистративных органов по разрешениюиндивидуальных административных дел,именуемой административным процессом.

Управленческиепроцедуры распространяются не толькона отношения, что регулируются различнымиотраслями права, но реализуются черезгосударственную исполнительнуюдеятельность.

Эта особенностьадминистративно-процессуальнойдеятельности объясняет численностьадминистративных производств, посколькуадминистративный процесс обслуживаетотрасли права, которые не имеют своихпроцессуальных форм. Выделяют такиепроизводства:

1) по обработке ипринятии нормативных актов;

2) по принятиииндивидуальных актов управления;

3) по применениюадминистративно-процессуальных мер имер пресечения;

4) по делам обадминистративных правонарушениях;

5) по применениюдисциплинарных взысканий;

6)регистрационно-разрешительное;

7) надзорно-контрольное;

8) по заявлениямграждан, в том числе как особый видпроизводства по жалобам;

9) делопроизводство;

10) по земельным,пенсионным, налоговым, бюджетно-финансовыхделах;

11) по делам повозмещению материальных убытков и др.

Независимо отвида производства основным документомадминистративного дела являетсяписьменное заявление(жалоба, протокол,запись обращения).

К административномуделу относятся и другие документы,которые подаются сторонамиадминистративно-правовых отношений ипомогают в решении дела (свидетельстваочевидцев, потерпевших, экспертныезаключения, другие документы, которыекасаются дела).

Орган, который занимаетсяпроизводством по делу может требоватьлибо по собственной инициативе исобственными силами получать необходимыедокументы.

Каждое производствоосуществляется соответственно поопределенным стадиям с соблюдениемпринципов административного процесса.

Источник: https://studfile.net/preview/6008763/page:14/

§ 1. Понятие и особенности состава участников деладминистративного судопроизводства

1. Понятие и классификация субъектов административного судопроизводства.

Рассмотрение административного дела невозможно без привлечения самого разного круга его участников, каждый из которых сообразно своему процессуальному положению наделяется определенным кругом прав и обязанностей, обладает возможностью либо не имеет возможности влиять на динамику административного судопроизводства.

Таким образом, субъекты административного судопроизводства — это участники возникающих при рассмотрении и разрешении дел административного судопроизводства процессуальных отношений.Субъекты административного судопроизводства в зависимости от степени влияния на исход дела, характера заинтересованности имеют разное процессуальное положение. Поэтому субъекты административного, как и гражданского, судопроизводства подразделяются на три группы:1) суды;2) лица, участвующие в деле;3) лица, содействующие осуществлению правосудия.

2. Суд как субъект административного судопроизводства. Суд занимает особое положение в процессуальных отношениях. Понятие суда охватывает суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При этом полномочия судов осуществляют назначенные в установленном законом порядке судьи.

Правовое положение суда в административном судопроизводстве характеризуется соединением в его лице двух качеств: с одной стороны, суд — участник процессуальных отношений, с другой — суд выступает в качестве органа, наделенного правомочием разрешать все вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением конкретного дела .

Суд для участия в судебном административном процессе наделяется самыми разнообразными властными полномочиями, образующими в совокупности его компетенцию. Компетенция как основание участия суда отражает властное начало судейской деятельности и его правовой статус.——————————— См.: Комиссаров К.И.

Применение норм гражданского процессуального права // Проблемы применения норм гражданского процессуального права. Свердловск, 1976. С. 15.

3. Лица, участвующие в деле. К числу указанных лиц согласно ст.

37 КАС относятся стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Правовое положение лиц, участвующих в деле, характеризует прежде всего наличие юридической заинтересованности в исходе административного дела.

Кроме того, лица, участвующие в деле, наделены с целью защиты их прав и охраняемых законом интересов возможностью принимать активное участие в административном судопроизводстве при рассмотрении судом всех материально-правовых и процессуально-правовых вопросов по делу.

Лица, участвующие в деле, могут активно влиять на развитие судебного административного процесса по конкретному делу, вправе высказывать и обосновывать свои суждения в ходе судебного заседания по всем вопросам, возникающим в ходе процесса, в том числе путем подачи жалоб.

4. Права и обязанности лиц, участвующих в деле. Сообразно правовому статусу лиц, участвующих в деле, с учетом их заинтересованности в исходе дела в административном процессуальном законодательстве закреплен широкий круг их правомочий. В соответствии со ст. 45 КАС лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии; заявлять отводы; представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам судебного процесса; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; знакомиться с особым мнением судьи по административному делу; обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов; пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными КАС.В частности, лица, участвующие в деле, вправе направлять в суд заявления, ходатайства, иные документы, связанные с рассмотрением административного дела, в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте суда в сети Интернет в порядке, установленном ВС РФ, представлять в суд сведения в виде электронных документов, изготовленных ими либо иными лицами, органами, организациями. Они также вправе по их ходатайству получать с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен) в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.Важно подчеркнуть, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влекут за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные КАС, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с КАС. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.

5. Краткая характеристика лиц, участвующих в деле. Указанные лица представляют собой сложную по составу группу субъектов административного судопроизводства.

При характеристике сторон важно обратить внимание на то, что административный истец и административный ответчик являются основными участниками процесса по конкретному делу. В связи со спором между ними возникает судебный административный процесс, и перед судом стоит задача разрешить его.

Стороны полностью равноправны в своем правовом положении, их интересы одинаково защищаются административным процессуальным законодательством.

Заинтересованные лица — это лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Они вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Они схожи по своему статусу с третьими лицами в гражданском судопроизводстве по ГПК и АПК. Однако КАС прямо не выделяет третьих лиц как участников административного судопроизводства.
Особое место в административном судопроизводстве занимает прокурор. Он вправе участвовать в судебном административном процессе путем подачи административного искового заявления, возбуждая дело либо вступая в уже начатый процесс для дачи заключения по административному делу. Своеобразие процессуального положения органов, организаций и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, заключается в защите ими в суде интересов не собственных, а других лиц, неопределенного круга лиц либо группы лиц. Судебные представители защищают в административном судопроизводстве интересы представляемых ими лиц.Более подробно характеристика правового статуса отдельных категорий лиц, участвующих в деле, излагается в последующих параграфах данной главы учебника.

6. Лица, содействующие осуществлению правосудия (ст. 48 КАС). В судебном административном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания.

Какими-либо существенными правами лица, содействующие осуществлению правосудия, не наделены. В первую очередь их правовой статус в судебном административном процессе определяется выполнением возложенных на них процессуальных обязанностей. Например, свидетель обязан правдиво сообщить суду известную ему информацию по вопросам, имеющим значение для дела.

Эксперт обязан подготовить экспертное заключение по вопросам, поставленным перед ним судом. Отдельные лица, содействующие осуществлению правосудия, имеют и определенные процессуальные права, наделение их которыми связано с созданием условий для более успешного выполнения возложенных на них обязанностей.

Например, эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами административного дела, относящимися к объекту исследования.

7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность. Согласно ст. 5 КАС способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно КАС и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:1) гражданам, достигшим возраста 18 лет и не признанным недееспособными;2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от 16 до 18 лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста 18 лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.Следует подчеркнуть, что для признания административной процессуальной правоспособности и дееспособности (правосубъектности) за организациями нет необходимости в наличии статуса юридического лица, поскольку последний является основанием для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Правовое положение организаций в административных и иных публичных правоотношениях определяется их статусом как субъектов публичного права. Статус же юридического лица предоставляется, например, государственным органам для материально-технического обеспечения их деятельности и не связан с наделением административной процессуальной правосубъектностью.

Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Источник: https://kommentarii.org/2017/administrativnoe_sudoproizvodstvo/page15.html

Административно-процессуальное право

§1. Понятие и особенности административных дел, рассматриваемых в

Понятие, особенности и виды административного процесса

Административный процесс — это урегулированный нормами административного права порядок управленческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации своих полномочий в отношении физических и юридических лиц.

Административный процесс делится на два вида, каждый из которых имеет в своем содержании ряд определенных процедур.

Административно-регулирующий процесс состоит из процедур (производств), совершаемых органами исполнительной власти или их должностными лицами в сфере управленческой деятельности. Административно-регулирующий процесс имеет два аспекта — нормотворческий и правонаделительный:

административно-нормотворческий процесс состоит из производств по принятию нормативных актов Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;

административно-правонаделительный процесс. В сфере управления осуществляется в числе многих других такая процедура, как регистрация, все ее виды — государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

— имеют административный характер, представляют по своей сути административное производство. Таким образом, административно-правонаделительный процесс — это совокупность определенных административных производств (регистрационное, разрешительно-лицензионное, по аккредитации и аттестованию1Аккредитация (от лат.

accredo — доверять) — процедура официального подтверждения соответствия организации либо оказываемой ею услуги установленным показателям (стандартам); аттестация (от лат. atlestatio — свидетельство) — процедура определения квалификации сотрудника, работника, соответствия его подготовки определенным требованиям. и др.

), которые связаны с целевым предназначением органа исполнительной власти.

Данные производства (процедуры) основаны на нормативном правовом акте (административном регламенте, инструкции о должностных обязанностях и т.п.

) и представляют собой порядок осуществления должностными лицами органа исполнительной власти действий по выполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги.

Существует такое определение административной процедуры данного вида — это «порядок исполнения органом исполнительной власти, должностным лицом установленных для него полномочий (порядок разработки, обсуждения и принятия правового акта, оформления документа, имеющего юридическое значение; порядок приема лиц на государственную службу; порядок прохождения аттестации и оформления соответствующих документов; порядок подготовки материалов о поощрении служащих, привлечении к дисциплинарной ответственности; порядок оформления контрольно-надзорной деятельности и т.д.)».

В содержание административно-регулирующего процесса наряду с принятием нормативных и ненормативных правовых актов и предоставлением государственной услуги по рассмотрению органами исполнительной власти заявлений и обращений граждан и организаций в соответствии с компетенцией входит и такого рода деятельность, как осуществление согласительных процедур между органами публичной (административной) власти для разрешения разногласий между ними.

Административно-юрисдикционный процесс — второй вид административного процесса, который связан с применением к физическим или юридическим лицам различных способов административного принуждения, с их привлечением к юридической ответственности.

В содержание административно-регулирующего процесса входят: а) рассмотрение управомоченными органами власти административных споров, т.е. споров между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями — с другой.

Основанием таких споров является оспаривание нормативного акта органа власти, действия (бездействия) органа власти; б) рассмотрение, разрешение и исполнение дел об административных правонарушениях, а также обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях; в) рассмотрение жалоб граждан и организаций в связи с нарушением их прав.

Субъектами административно-деликтного процесса являются как управомоченные органы исполнительной власти и их должностные лица, так и судебные органы.

Административный процесс имеет следующие особенности:

  • связан с регулированием публичных правоотношений;
  • предусматривает сочетание внесудебного, досудебного и судебного порядка рассмотрения и разрешения дел;
  • в этом процессе используется как управленческая (позитивная) деятельность органов власти, так и правоприменительная (юрисдикционная) деятельность;
  • наряду с общеюридическими процессуальными принципами он предусматривает и специфический принцип рассмотрения дел — принцип оперативности, который требует своевременного разрешения административного спора и в связи с этим допускает специфические способы обеспечения производства (привод, изъятие) и рассмотрения дела (например, рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается дело, если допускается обстоятельствами);
  • административный процесс в его юрисдикционной форме может осуществляться на основании только оконченного правонарушения.

Основные концепции административного процесса в науке административного права

Существует три концепции административного процесса — юрисдикционная, управленческая и интегративная.

Юрисдикционная концепция рассматривает административный процесс правоприменительной деятельности, т.е. деятельности с применением мер принуждения и по рассмотрению споров в сфере государственного управления.

«Юрисдикционная концепция оказала существенное влияние на позицию ученых, которые рассматривают административный процесс как административное судопроизводство («административную юстицию»), т.е.

процессуальную форму деятельности судов (судей) по рассмотрению и разрешению административных споров, возникающих между органами публичной власти и гражданами; о законности нормативных и индивидуальных актов государственного управления и других управленческих действий (решений) — иначе говоря, рассматривающих административное судопроизводство как порядок осуществления судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»2Шатов С.А. Концепции административного процесса: Диалектика научных взглядов // Правоведение. 2005. № 6.. Сторонники данной концепции — М.И. Пискотин, А.А. Демин, Ю.Н. Старилов, С.Н Махина. По их мнению, процедуры управленческого характера (например, процедуры, связанные с регистрацией юридических лиц), непосредственно не связанные с административно-судебными процедурами, образуют отдельный от административного управленческий процесс.

Сторонники управленческой концепции (С.С. Студеникин, А.Е. Лунев, В.Д.

Сорокин), напротив, считают, что понятие «административный процесс» отражает не только правоприменительную деятельность, но и процесс принятия нормативных правовых актов государственного управления, процессы, связанные с разрешительно-лицензионным производством, служебно-кадровым производством, регистрацией, сертификацией, аккредитованием, административным регламентированием организации и деятельности органов исполнительной власти. Все эти процессы основаны на публично- правовом регулировании, имеют административную природу и должны рассматриваться как аспекты административного процесса. По мнению В.Д. Сорокина, «административный процесс не может не отражать характерных черт исполнительной власти, подобно тому, как, скажем, гражданский и уголовный процессы отражают особенности власти судебной».

Сорокин Валентин Дмитриевич — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Из научных работ наиболее значимыми являются монографии: «Проблемы административного процесса» (М.,1968); «Административно-процессуальные отношения» (Л.

, 1968); «Административно-процессуальное право» (М., 1972); «Метод правового регулирования: теоретические проблемы» (М., 1976); «Административный процесс и административно-процессуальное право» (СПб., 2002); «Правовое регулирование: предмет, метод, процесс» (СПб., 2003).

В своих работах В.Д. Сорокин обосновал положение об административном процессе как юридической категории, выдвинул концепцию административно-процессуального права; предложил структуру Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Сторонники интегративной концепции (В.М. Манохин, И.В. Панова) считают административный процесс комплексом нормотворческой деятельности органов исполнительной власти и юрисдикционной правоприменительной деятельности).

Источник: https://isfic.info/safka/

Административный процесс: понятие, виды

§1. Понятие и особенности административных дел, рассматриваемых в

Для использования норм административного и ряда иных направлений публичного права необходимо в большинстве ситуаций использовать особое процессуальное оформление, то есть четкое обозначение сути и последовательности действий относительно рассмотрения и разрешения определенных индивидуальных дел и ряда других действий, которые имеют юридическое значение, рядом органов, которые уполномочены на это, и должностных лиц публичной власти.

Для правоприменительного процесса в области конкретных публичных отношений свойственно изучаться в качестве административного процесса. Он выступает, вместе с уголовным и гражданским процессами, как независимая часть юридического правоприменительного процесса.

Рисунок 1. Типы юридических процессов

Говоря о понятии и видах административного процесса, важно сказать, что в него входит как ряд общих черт и принципов, характерных для юридического процесса в общем и иным его частям, так и ряд характерных особенностей, реализующихся в административно-процессуальном законодательстве.

С теоретической стороны изучение административного процесса возможно с двух его ключевых проявлений.

С одной стороны, в качестве административного процесса выступает урегулированная данными нормами законодательства работа органов публичной власти, которые уполномочены на это, и ряда их должностных лиц и судей относительно разрешения дел индивидуального характера, которые появляются при взаимоотношении органов публичной власти между собой, с гражданами, компаниями коммерческой и некоммерческой направленности.

С другой стороны под административным процессом понимается важный правовой институт, комплекс административно-процессуальных норм, которые контролируют отношения в обществе как в направлении деятельности позитивного характера органов публичной власти, так и в области работы органов публичной власти и судов относительно разрешения споров публично-правового характера, а также относительно использования мер административного принуждения.

Замечание 1

Важно отметить, что если сравнивать материальные и административно-процессуальные нормы, то для вторых свойственно отвечать на вопрос, не что надо сделать, а каким образом надо сделать.

Особое внимание следует уделить тому, что цель административно-процессуального регулирования заключается в обеспечении необходимого порядка действий лиц относительно реализации их обязанностей и прав, которые возникают из отношений материального административного или иного публичного характера. Для прав и обязанностей сторон и иных участников административного процесса свойственно регулироваться административно-процессуальными нормами, которые закреплены в ряде соответствующих законодательных и других нормативно-правовых актов РФ и ее субъектов.

Особенности административного процесса

Если сравнивать административный процесс и гражданский и уголовный процесс, то для первого свойственно иметь более сложный состав, так как его цель заключается в обслуживании множества видов административных правоотношений и правоотношений, которые имеют отношение к применению норм иных направлений права.

Замечание 2

Для административного процесса свойственно быть органически связанным с управленческой работой ряда органов публичной власти, в частности того ее направления, которое называется публичной администрацией.

Исходя из этого, стоит определить ряд следующих групп материальных административно-правовых отношений, осуществление которых связано с появлением административно-процессуальных отношений, а именно:

  • ряд административно-правовых отношений, которые относятся к реализации физическими лицами и компаниями, которые не имеют публично-властных полномочий, их прав, обязанностей и законных интересов в области государственного управления;
  • ряд административно-правовых отношений, появление которых связано с процессом правоприменительной работы органов государственного управления, а также ряда исполнительных органов местного самоуправления из-за осуществления полномочий, которые предоставлены им законами и рядом иных нормативно-правовых актов;
  • ряд административно-правовых отношений, появление которых связано с рядом конфликтов граждан и компаний с органами публичной власти, которые обусловлены обжалованием в административном порядке и оспариванием в судебном порядке действий и решений органов, которые упомянуты выше;
  • ряд административно-правовых отношений, появление которых связано с использованием органами публичной власти принудительных мер для того, чтобы обеспечить законность и пресечь правонарушения со стороны юридических и физических лиц.

Исходя из этого, появление данных отношений происходит как результат правомерного поведения субъекта материально-правовых отношений, так и как итог неправомерного действия данных субъектов.

Возникновение необходимости процессуального регулирования связано с тем, что органы государственного управления взаимодействуют в ситуациях совместного решения вопросов, которые связаны с их компетенцией, в частности, во время подготовки проектов законов, ряда других нормативно-правовых актов, образований межведомственных комиссий.

Замечание 3

Необходимость в нормах данного вида связана и с теми ситуациями, когда для органов публичной власти важно оказывать публичные услуги гражданам или разрешать споры административно-правовой направленности.

Зачастую федеральные законы содержат ряд административно-процессуальных норм, которые необходимы для определения порядка работы органов исполнительной власти относительно осуществления контроля или надзора за тем, как исполняются требования закона и применяются меры воздействия предупредительного и пресекательного характера для того, чтобы обеспечить законность и правопорядок.

Пример 1

Рассмотрим несколько конкретных примеров.

Гражданин направил заявление в налоговый орган с тем, чтобы ему дали государственную регистрацию для занятий индивидуальным предпринимательством.

Для налогового органа важно в установленный срок и необходимом виде произвести соответствующие регистрационные действия, основываясь при этом на правилах федерального закона и нацеленных на осуществление закона нормативно-правовых актах Правительства РФ. Это яркий пример позитивной деятельности государственного органа, который выполняет обязанности, которые установлены законом.

В ситуациях, когда есть факт отказа производить данную регистрацию, для гражданина допустимо обжаловать отказ в судебном порядке. Данная ситуация показывает конфликт гражданина и органа публичной администрации.

Рассмотрим еще один пример. Зафиксирован факт нарушения правила дорожного движения водителем автомобиля. Инспектор ГИБДД его за это оштрафовал. Из-за ряда неправомерных действий гражданина появились отношения административно-процессуального характера, которые имеют отношение к использованию мер административной ответственности.

Тут же мы видим, что гражданин, который полагает, что его привлекают к ответственности на незаконных основаниях, может направить жалобу в районный суд.

Административно-процессуальные нормы КоАП РФ регулируют ряд действий должностного лица и судьи во время рассмотрения дела, а также права гражданина на обращение с жалобами в суд относительно постановления по делу об административных правонарушениях.

Предлагаем рассмотреть еще один пример. Гражданин направил в прокуратуру заявление относительно того, что его жалобу о нарушении закона должностными лицами муниципального органа не была рассмотрена в необходимый срок, а также не был получен ответ от руководства или уполномоченных ими лиц.

Для прокурора допустимо возбуждать дела относительно административных правонарушений, ответственность за которые установлена в ст.5.59 КоАП РФ и направлять свои постановления в суд для того, чтобы соответствующее лицо привлекли к ответственности и наложили на него административный штраф в размере 5000 – 10000 руб.

Приведенные примеры говорят о том, что значительные различия в составе ряда материально-правовых норм связаны с особой сутью административно-процессуальных норм, а из этого следует, их связь с видами административного процесса.

Особенности классификации видов административного процесса

Основываясь на особенностях отношений административно-процессуального характера, выделяют три ключевых типа административного процесса. Речь идет об административных процедурах, административно-юрисдикционных процессах и административном судопроизводстве.

Для каждого из этих видов свойственно базироваться на ряде общих принципов правоприменительного юридического процесса и вместе с этим иметь свою специфику, которая связана с сутью материальных правоотношений, с местом органов публичной власти, которые уполномочены законом решать ряд соответствующих административных дел или дел относительно административных правонарушений.

Во время реализации административных процедур суть процессуальных правоотношений напрямую зависит от управленческой работы государственного органа и органа местного самоуправления.

Возникновение данных правоотношений связано с повседневным разрешением определенных дел индивидуального характера соответствующими государственными или муниципальными органами и не имеют отношения к появлению каких-либо конфликтов.

Замечание 4

И тут важно отметить, что совсем не для всех управленческих действий необходимо специфическое процессуальное оформление.

Для внутриорганизационной работы органов публичной власти свойственно основываться на независимости органов и определении законных форм, средств и путей осуществления своей компетенции.

Именно из-за этого ей в большинстве ситуаций не нужно подробное правовое регулирование. Таким образом, для ряда технико-организационных вопросов допустимо вовсе не быть урегулированными процессуальными нормами.

Процессуальное оформление важно для отношений, которые возникли из-за конкретных дел индивидуальной направленности и оказывают влияние на правовой статус компаний и граждан.

В первую очередь речь идет об отношениях органов публичной власти и не подчиненных ему физических и юридических лиц, у которых нет властных полномочий.

Но в силу закона они имеют право на обращение в необходимые органы за тем, чтобы им оказали публичные услуги, предоставили информацию, реализовали их права и свободы, которые гарантированы Конституцией РФ, рядом других законов и нормативно-правовых актов.

Предмет административно-процессуальных отношений в административно-юрисдикционном процессе – конфликт органа публичной администрации и гражданин или компания.

Для административно-юрисдикционного процесса свойственно охватывать ряд норм и соответствующих отношений, которые с одной стороны имеют отношение к разрешению в административной форме противоречий органов публичной власти и субъектов, которые им не подчиняются, а с другой – к использованию административного принуждения. К данному процессу имеет отношение ряд общественных отношений, которые появляются в области административных правонарушений, а также в области использования мер административно-принудительного и административно-пресекательного характера.

Для норм административного судопроизводства свойственно регулировать особое направление административно-процессуальных отношений, которые появляются из-за разрешения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел относительно оспаривания нормативных и не нормативно-правовых актов, действий, решений или бездействия публичной администрации, которые оказывают влияние на свободы и права граждан, ряд законных интересов компаний.

Замечание 5

Если говорить об административном судопроизводстве, то его можно воспринимать как процессуальную составляющую института административной юстиции. В данном направлении для административно-процессуальных отношений необходимо особо детальное регулирование, а как гарант свобод и прав человека можно воспринимать суд.

Каждый вид административного процесса, если принимать во внимание его внутреннее содержание, имеет ряд конкретных структурных звеньев – производства. Объединение данного явления происходит на основе признаков группы административно-процессуальных норм.

Как основание вычленения производства выступает предмет регулирования.

Речь идет о дисциплинарном производстве, производстве относительно дел административных правонарушений, лицензионном производстве, производстве относительно рассмотрения обращений граждан в ряд органов публичной власти, производстве относительно административного надзора за рядом лиц, которые освобождены из мест лишения свободы и т.д.

В качестве предмета производства помимо этого может выступать род работе органов публичной власти. Речь идет о порядке оказания конкретных видов государственных услуг, порядке работы по проектам актов законодательного и иного нормативно-правового характера.

Также следует сказать, что основанием для классификации производства может служить категория дел, которые рассматриваются органами публичной власти.

Если говорить о административном производстве, то речь идет о производстве по делам относительно признания недействующими нормативно-правовых актов в полной мере или частично, производстве по делам относительно оспаривания решений, действий ряда органов государственной власти и т.д.

Каждый вид административного процесса имеет ряд своих административных производств.

Область административных процедур имеет, как правило, производство относительно рассмотрения обращений юридических лиц и граждан, разрешительные производства, производство по прохождению государственной службы и т.д.

Для административно-юрисдикционного направления свойственно иметь производство относительно рассмотрения в административном порядке жалоб юридических и физических лиц относительно действий органа публичной власти, производство относительно дел по административным правонарушениям и относительно применения мер обеспечения этого производства.

В области административного судопроизводства выделяют судопроизводство по делам относительно оспаривания нормативно-правовых актов, относительно дел об оспаривании решений и ряда действий органа исполнительной власти и т.д.

Рассмотрим обобщенную информацию относительно взаимосвязи типов административного процесса и административных производств в виде схемы:

Рисунок 2. Типы административного процесса и административного производства

Для административно-процессуальных норм в данных производствах свойственно иметь ряд общих для всех норм административного процесса элементов и базироваться на ряде общих принципов данного процесса.

Замечание 6

Но тут же стоит отметить, что данные нормы говорят о специфике определенного производства, что предрешает суть отношений административно-процессуального характера.

Специфика стадий административно-процессуального производства

Существует несколько стадий внутри каждого административно-процессуального производства. Применительно к ним происходит группировка соответствующих административно-процессуальных норм. Речь идет о возбуждении индивидуальных дел, рассмотрении дел и принятии решений и обжаловании или опротестовании решений по делу, которые приняты уполномоченным органом.

Для каждой стадии важно быть обеспеченной рядом процессуальных норм, которые соответствуют принципам административного процесса.

На каждом этапе для участников процессуальных отношений важно совершать ряд конкретных юридических действий, направленных на то, чтобы достигнуть конкретный юридический результат и оформить все соответствующей юридической документацией.

К примеру, для принятых Правительством РФ правовых актов управления важно быть оформленными постановлениями и распоряжениями.

При возбуждении дела относительно административных правонарушений в большинстве случаев необходимо формирование протоколов относительно административного правонарушения.

Для суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы относительно решения суда об оспаривании решения органов государственной власти, допустимо выносить определения относительно отмены решения суда первой инстанции и принять новые решения.

Для стадий свойственно в последовательной форме приходить на смену друг другу:

Рисунок 3. Этапы административно-процессуального производства

Исходя из этого, рассмотрение административного процесса и составляющих его видов допустимо в двух ключевых направлениях.

С одной стороны, в виде правоприменительной деятельности уполномоченного органа публичной власти, урегулированной рядом административно-процессуальных норм в области правоотношений административного и иного публично материального характера.

А с другой стороны, в виде совокупности административно-процессуальных норм, которые регламентируют ряд общественных отношений, которые имеют отношение к определенным задачам и принципам административного процесса, его типам, при регулировании определенных производств в пределах каждого из типов данного процесса для осуществления материальных норм административного права и ряда норм иных направлений публичного права, а также для гарантии законности в работе органов публичной власти.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnyj-protsess/administrativnyj-protsess/

Studio-pravo
Добавить комментарий