§1. Определение горизонтальных соглашений и инструменты для их анализа

Основные методы экономического анализа. Горизонтальный и вертикальный анализ

§1. Определение горизонтальных соглашений и инструменты для их анализа

Экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности) — наиболее распространенный метод исследования в экономической теории, является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе, ведь для их обоснования необходимо выявлять производственные и финансовые риски, прогнозировать воздействие принимаемых решений на конечные результаты деятельности предприятия.

Любой квалифицированный экономист (бухгалтер, финансист, аудитор и др.) должен владеть современными методами экономических исследований для проведения комплексного экономического анализа.

В зависимости от того, какой вид отчетности служит источником экономического анализа, выделяют финансовый и управленческий анализ деятельности предприятия.

Финансовый анализ проводится по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности и регистров бухгалтерского учета, на основе которого готовится отчетность. Управленческий анализ проводится на основе как бухгалтерского учета и финансовой отчетности, так и управленческого учета и отчетности.

Отметим, что финансовый анализ является обязательным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

Для проведения финансового и управленческого анализа предприятия используются определенные методы и инструментарий. Основные методы финансового и управленческого анализа:

  • горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный анализ — определение структуры итоговых показателей, выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда — основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, то есть проводят перспективный прогнозный анализ;
  • коэффициентный анализ — соотношение отдельных показателей финансовой (управленческой) отчетности;
  • факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Сущность горизонтального анализа. Примеры применения

Горизонтальный анализ предполагает изучение абсолютных показателей статей отчетности организации за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку.

Для этого строятся аналитические таблицы, в которых абсолютные показатели отчетности дополняются показателями относительными, т.е. просчитываются изменения абсолютных показателей в сумме и в процентах.

Примеры применения горизонтального анализа представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1 – Пример горизонтального анализа при оценке выполнения плана
Вид товараОбъем производства, шт.Абсолютное отклонение, шт.Темпы роста, %
планфакт
А300325325-300 = 25(325/300)*100 = 108
В250213213-250 = -37(213/250)*100 = 85
Итого:550538538-550 = -12(538/550)*100 = 98

Из таблицы 1 видно, что план по производству товара А перевыполнен на 8%, а по изделию В — недовыполнен на 15 %. В целом план по производству товаров А и В выполнен на 98%, то есть недовыполнен на 2%.

Таблица 2 – Пример горизонтального анализа эффективности мероприятий по совершенствованию производства
МероприятияВыпуск товаров, шт.Изменения (+,-)
По плануФактическиАбсолютное, шт.Относительное, %
1.Внедрение новой технологии150120120-150 = -30(120/150)*100-100 = -20
2.Модернизация действующего оборудования300270270-300 = -30(270/300)*100-100 = -10
3.Приобретение новой техники500545545-500 = +45(545/500)*100-100 = +9

Из таблицы 2 видно, что не выполнен план увеличения выпуска товаров по первым двум мероприятиям, выявленный резерв – 60 изделий. План увеличения выпуска товаров по третьему мероприятию перевыполнен на 45 изделий – работа на новой технике является более эффективной.

Сущность вертикального анализа. Пример применения

Назначение вертикального анализа заключается в возможности проанализировать целое через отдельные его элементы, то есть определить структуру (удельный вес) — относительную долю составного элемента в общей сумме.

Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму принимают за сто процентов, и каждый элемент (слагаемое) этой суммы представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.

Пример применения вертикального анализа представлен в таблице 3.

Таблица 3 – Пример расчета удельного веса
Наименование товараОбъем продаж, тыс. руб.Удельный вес, %
А100(100/330)*100 = 30,3
В150(150/330)*100 = 45,5
С80(80/330)*100 = 24,2
Итого:330100

Из таблицы 3 видно, что наименьшую долю в объеме продаж имеет товар С, удельный вес которого 24,2%. Наибольшую долю имеет товар В с удельным весом 45,5%.

Поскольку горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, то на практике часто строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Горизонтальный и вертикальный анализ широко применяется для первичного анализа финансовой, бухгалтерской отчетности предприятия, а также при межхозяйственных сопоставлениях.

Источник: http://www.ekonomika-st.ru/drugie/metodi/metodi-ekon-analiz-1-1.html

Горизонтальный анализ

§1. Определение горизонтальных соглашений и инструменты для их анализа

Горизонтальный анализ означает метод сопоставления значений одинаковых показателей в течение определенного временного периода. Другим названием метода является временной или динамичный, ведь проводится оценка изменения в определенном году по сравнению с показателя в предыдущем или базовом.

Горизонтальный анализ подразумевает сопоставление данных одного периода с предыдущим. В рамках финансового горизонтального анализа баланса происходит сравнение значения, например, дебиторской задолженности за 2016 год с дебиторской задолженностью за 2015 год.

Расчет абсолютных и относительных отклонений является важным элементом этого метода. Абсолютное отклонение означает изменение показателя, выраженное в рублях или другой валюте. Относительное отклонение означает изменение показателя, выраженное в процентах.

Простыми словами: Горизонтальный анализ – это сравнение данных за определенный времени.

Горизонтальный анализ, как и вертикальный анализ, также может использоваться при изучении основных форм финансовой отчетности предприятия: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств. Кроме этого, в процессе анализа следует сравнивать между собой приросты показателей из различных форм финансового отчета, что позволит сформировать дополнительные выводы и рекомендации.

Методика проведения горизонтального анализа отчетности

Процесс предусматривает определение абсолютного отклонения, а также относительного прироста показателя. Например, при определении изменения суммы основных средств формула будет иметь вид:

Абсолютный прирост =

сумма основных средств в текущем году —

— сумма основных средств в предыдущем году

Относительный прирост =

абсолютный прирост

сумма основных средств в предыдущем году

*100%

При исследовании длительных явлений, происходящих в течение трех лет и более, целесообразно применять дефляторы для получения реальных результатов изменения явления в процессе его развития.

При выполнении анализа изменений из года в год, соблюдайте следующие правила:

1. Если элемент имеет значение в базовом году, и не имеет нулевое значение в следующем периоде, снижение равно 100%.

2. Осмысленное процентное изменение не может быть посчитано, если одно число является положительным, а второе число отрицательное.

3. Процентное изменение не может быть вычислено, если нет числа в базовом периоде.

Понимание результатов проведенного горизонтального анализа

Трактовка результатов зависит от явления, которое исследуется. Например, уменьшение стоимости основных средств может быть свидетельством снижения производственного потенциала предприятия, т.е. является негативным явлением.

В то же время сокращение объектов незаконченного строительства свидетельствует о введении предприятием новых основных средств в деятельность, т.е. является положительным явлением.

Увеличение суммы собственного капитала приводит к улучшению показателей финансовой устойчивости.

Пример

При изучении финансовой отчетности и коэффициентов также важно определить тенденции, ведь они столь же важны для понимания деятельности компании, как и абсолютные или относительные показатели.

Анализ тенденций дает важную информацию относительно исторических показателей и роста и, учитывая достаточно длинную историю точной сезонной информации, может оказать большую помощь в качестве инструмента планирования и прогнозирования для управленцев и аналитиков.

Таблица 1 – Горизонтальный анализ баланса для гипотетической компании в течение 5 лет, тыс. руб.

ПоказателиПериодАбсолютное отклонениеОтносительное отклонение
12345
Основные средства92618-1-11,1
Внеоборотные активы92618-1-11,1
Запасы252536152728
Дебиторская задолженность67413744791217,9
Финансовые вложения67714-2-33,3
Денежные средства и эквиваленты1929273916-3-15,8
Оборотные активы11710210799126-9-7,7
Активы126104113100134-8-6,3

Таблица 1 представляет собой частичный баланс для гипотетической компании в течение пяти периодов. В двух последних столбцах таблицы показаны изменения за период №5 по сравнению с периодом 1, что выражается как в абсолютной валюте (в данном случае, в рублях), так и в процентах.

Стоит рассмотреть причины, по которым происходит изменение, что позволит понять тенденции, которые сформировались в компании. В этом примере наибольший процент изменения показывают инвестиции, которые уменьшились на 33,3 процента. Тем не менее, исследование абсолютной валютной суммы изменений показывает, что инвестиции изменились лишь на 2 тыс. руб.

, и более значительным изменением стало увеличение на 12 тыс. руб. дебиторской задолженности.

Горизонтальный анализ балансов выдвигает на первый план структурные изменения, которые произошли в бизнесе. Прошлые тенденции, очевидно, не обязательно являются точным предсказателем будущего, особенно когда происходят экономические или конкурентные изменения окружающей среды.

Исследование прошлых тенденций является более ценным, когда макроэкономические условия и конкурентная среда являются относительно стабильными и когда аналитик рассматривает стабильный или зрелый бизнес. Тем не менее, даже в менее стабильных условиях, исторический анализ может служить основой для разработки прогнозов.

Понимание прошлых тенденций является полезным в оценке того, сохранятся ли эти тенденции или изменят свое направление.

Одним из показателей успеха для компании является более быстрый рост по сравнению со скоростью роста рынка, в котором она работает.

Компании, которые растут медленно, могут оказаться не в состоянии привлечь капитал.

С другой стороны, компании, которые растут слишком быстро, могут обнаружить, что их административные и информационные системы управления не могут идти в ногу со скоростью расширения.

Связи между формами финансовой отчетности при горизонтальном анализе

Данные тренда, генерируемые горизонтальным анализом, можно сравнить с другими элементами финансовой отчетности.

Например, темпы роста активов для гипотетической компании в таблице 1 можно сравнить с ростом выручки компании за тот же период времени.

Если доходы растут быстрее, чем активов, то компания повышает свою эффективность (то есть, производит больше выручки на каждый рубль, вложенный в активы).

В качестве еще одного примера рассмотрим ежегодные процентные изменения для гипотетической компании:

Выручка +20%

Чистая прибыль +25%

Операционный денежный поток -10%

Активы +30%

Чистая прибыль растет быстрее, чем выручка, что свидетельствует о растущей рентабельности. Тем не менее, аналитик должен был бы определить, возникли ли более высокие темпы роста чистой прибыли от обычной деятельности или от неосновной деятельности.

Кроме того, снижение на 10 процентов операционного денежного потока, несмотря на рост выручки и чистой прибыли, явно требует дальнейшего расследования, поскольку это может указывать на проблемное качество прибыли. Наконец, тот факт, что активы росли быстрее, чем выручка, показывает снижение эффективности компании.

Аналитик должен изучить факторы увеличения активов и причины этих изменений.

Источники:

Thomas R. Robinson, International financial statement analysis / Wiley, 2008, 188 pp.

Когденко В.Г., Экономический анализ / Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 399 с.

Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия / Учебник. — М.: КноРус, 2016. — 332 с.

Источник: https://www.finalon.com/ru/metody-analiza/95-horyzontalnyj-analiz

Горизонтальные и вертикальные соглашения

§1. Определение горизонтальных соглашений и инструменты для их анализа

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Горизонтальные и вертикальные соглашения, наряду с традиционными монополиями, могут быть самым крупным источником антиконкурентного поведения в рыночной экономике.

Такие соглашения снижают положительный эффект рыночной экономики, поскольку устраняют независимость принятия решений компаниями для эффективного распределения ресурсов, стимулирования эффективности производства и создания новой продукции.

Соглашения между конкурентами, которые ограничивают возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, принимают характер горизонтальныхсоглашений.

Термин охватывает широкий круг моделей поведения: от создания совместны предприятий, единой технологии размещения рекламы, проведения совместных маркетинговых исследований, деятельности отраслевых ассоциаций до фиксирования цен и выставления мошеннических заявок.

Не все соглашения между конкурентами ограничивают конкуренцию. Многие виды совместной деятельности положительно сказываются на состоянии конкуренции: они могут стимулировать факторы эффективности, снижать риск, создавать новые виды продукции или методы ее распределения (дистрибуции),повышать качество информационных потоков и, следовательно, конкурентный характер функционирования рынка.

Однако горизонтальные соглашения между конкурентами могут устранять конкуренцию, сокращая объемы выпуска продукции и поднимая цены. В каких то аспектах горизонтальные соглашения стимулируют конкуренцию, одновременно в целом ограничивая ее.Антимонопольные органы различают соглашения, стимулирующие конкуренцию, и антиконкурентные соглашения.

Так, горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию,не приводят к интеграции хозяйственных операций, созданию нового товара или метода распределения или к какой-либо иной совместной деятельности, стимулирующей конкуренцию.

Они часто характеризуются как «неприкрытое» ограничение торговли, картельное поведение или сговор и основываются на фиксировании цен, подаче мошеннических заявок и распределении территории или клиентов, а также на бойкоте или отказе от деловых контактов.

Рассмотрим подробнее такие виды горизонтальных соглашений, как карательное соглашение, бойкот и совместный отказ от ведения дел.

Картельные соглашения. Существует много видов картелей, но все они снижают выпуск продукции и повышают цены, устраняя конкуренцию между сторонами по соглашению о создании картеля.

Чаще всего продавцы или покупатели заключают между собой следующие виды картельных соглашений: соглашения о фиксировании цен, соглашения о подаче мошеннических заявок на торгах, соглашения о распределении клиентов, соглашения о распределении территории и соглашения о сокращении объема выпуска продукции.

Полностью устранить конкуренцию картели не способны. Конкуренты могут договориться лишь об устранении конкуренции за определенных клиентов или в определенных районах страны. Иногда члены картеля могут договориться о цене, но не прекращать конкуренции за оказание какой-то услуги или в области качества.

Монопольные прибыли могут целиком или частично нивелироваться этими ограниченными формами конкуренции. И все же свой вред наносят и ограниченные картели без них и цены были бы ниже, и объем выпуска продукции выше.

В картелях могут быть и иные изъяны: так, некоторые члены картеля могут мошенничать, продавая товары ниже согласованной цены или за пределами отведенной им территории. Проанализируем виды картельных соглашений и формы их реализации.

Фиксирование цен используется для обозначения самых разнообразных действий, предпринимаемых конкурентами с целью прямого воздействия на цены. Простейшей формой фиксирования цен является соглашение о цене или ценах, взимаемых с некоторых или со всех покупателей.

Если покупатели не имеют альтернативы предлагаемому картелем товару и не могут сократить его потребление, то повышение цены может быть весьма существенным.

Подача мошеннических заявок представляет определенную тактику поведения при конкурсах или торгах. Один или несколько участников торгов соглашаются не подавать заявки, или участники договариваются, что один из них запросит наименьшую цену, а остальные подадут заявки по цене выше намеченной или искусственно завышенной по сравнению с ценой будущего победителя.

Процесс торгов должен проводиться таким образом, чтобы обеспечить справедливость и самые низкие и возможных цен, а подача мошеннических заявок подрывает этот конкурентный процесс.

Распределение заказчиков и территорий. Фирмы могут контролировать цены, договариваясь о распределении между собой клиентов или рынков и таким образом устранять конкуренцию.

Соглашения о разделе рынков могут оказать более существенное воздействие на конкуренцию, нежели фиксирование цен. Когда на рынке остается лишь один игрок, с ним никто не может конкурировать по ценам, услугам, качеству и инновации.

Соглашения о распределении рынков устраняют необходимость отслеживать методы ценообразования у компаний, являющихся сторонами такого соглашения, равно как и необходимость в согласовании цен между производителями с разным уровнем себестоимости.

Бойкот и совместный отказ от ведения дел.

Совместным отказом от ведения дел или бойкотом является горизонтальное соглашение между конкурентами, направленное на отказ ведения дел с другими конкурентами, поставщиками или клиентами.

Такие соглашения могут заключаться в рамках картельной деятельности или быть частью некартельного договора, связанного с совместным предприятием или договором о сотрудничестве, которые потенциально конкурентно благоприятны.

Кроме того можно выделить Отраслевые ассоциации и лоббирование.

Отраслевые ассоциации поддерживают связи с правительством от лица членов ассоциации через лоббирование и активное представительство при участии в законотворческом процессе.

Так, отраслевые ассоциации могут убедить правительство пойти на антиконкурентные действия: провести через решение правительства или законодательные органы власти льготы или преференции, позволяющие достигнуть монопольной власти, легализации картелей, ограничения импорта; выделение квот; разграничение рынка; установление картельных цен или ограничений по выходу на рынок. Нередко ассоциации ставят перед собой задачи информационного обмена, снабжения членов ассоциации агрегированной информацией о рынке экономических тенденциях. Вместе с тем ассоциации нередко решают более широкий круг задач социальные программы, спонсоринг, обучение и подготовку кадров.

Экспортные картели

Экспортные картели занимаются лишь экспортными сделками и являются законными вомногих странах. Они могут выводить подобное поведение из-под действия норм антимонопольного права.

Логика этого исключения состоит в том, что экспортные картели наносят вред лишь зарубежным потребителям, которые не интересуют национальные органы власти.

Однако даже там, где такие картели существуют законно, их деятельность может оказать воздействие и на внутренний рынок.

Например, участники картеля в ходе согласования экспортных ценили условий продажи могут обмениваться информацией о внутренних ценах или объеме выпуска продукции, что позволит им заключить оформленное или неоформленное соглашение, затрагивающее внутренний рынок.

Вертикальные соглашения.

Одним из направлений деятельности компаний, позволяющих повысить эффективность их функционирования на рынке, является вертикальноемежфирменноевзаимодействие, которое может осуществляться в виде вертикальной интеграции или вертикальных соглашений (вертикальных договорных ограничений).

Наиболее распространенной формойвертикальныхсоглашений являются отношения между предприятиями, находящимися на разных уровнях производства или реализации товара.

Эти соглашения могут быть оформленными или неоформленными. Фирмы могут по своему выбору заключать детальные письменные контракты или полагаться на устные договоренности или устоявшуюся практику, о которой известно участникам.

Независимо от формы вертикального договора в ходе экономического анализа соглашения в первую очередь необходимо рассматривать фирмы-участники технологической цепочки как единую вертикальную структуру.

Решения вертикальной структуры, которые принимаются на уровнях upstream или downstream или совместно на обоих уровнях, определяют производственные издержки, характер и качество продаваемого товара или услуги, цену, по которой продается товар или услуга, объем продаж и географию рынков или клиентов.

Кроме того, эти решения определяют совокупную прибыль, получаемую коллективно фирмами-участниками картеля при условии соблюдения внешних ограничений.

Виды вертикальных отношений:

-Соглашение о поддержании цен при перепродаже;

-Эксклюзивные соглашения о распределении;

-Соглашения о связанной продаже;

-Эксклюзивные дилинговые соглашения;

-Навязывание объема закупок.

Соглашения о поддержании цен при перепродаже, в соответствии с которыми розничная цена фиксируется производителем или навязываются верхний и нижний пределы цены.

Эксклюзивные соглашения о распределении, в соответствии с которыми распределительные организации (дистрибьютеры) получают эксклюзивное право работы в данной местности или с определенными видами клиентов, или с определенными товарами.

Эксклюзивные дилинговые соглашения, в соответствии с которыми фирмам downstream запрещается вести дела с производителями-конкурентами или дистрибьюторами-конкурентами.

Соглашения о связанной продаже, в соответствии с которыми торгово-посреднические фирмы обязаны закупать навязанный ассортимент товаров, чтобы выкупить выбранный товар. Крайним примером этого вида соглашения является «навязывание полного ассортимента».

Навязывание объема закупок, в соответствии с которым от торгово-посреднических фирм требуется закупать определенный минимальный объем какого-либо товара.

Этот перечень отнюдь не является исчерпывающим. Соглашения между фирмами, находящимися на различных этапах технологической цепочки или воспроизводственного цикла, могут быть очень сложными и включать большое количество взаимных гарантий и обязательств.

Кроме того, если существуют высокая рыночная концентрация, следует тщательно рассмотреть воздействие соглашения на конкуренцию; необходимо определить, наблюдается значительный рост эффективности, вытекающий из соглашения, который перевешивает вред от ограничения конкуренции

24.Органы власти, на которые распространяется действие закона « О защите конкуренции».

1.Федеральными органами исполнительной власти,

2.Органами государственной власти субъектов Российской Федерации(исполнит./законодат. власть)

3. Органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органы или организации.

4.Государственные внебюджетные фонды

5.Центральным банком Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установлены законодательством полномочий антимонопольного органа)

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.

Федеральный антимонопольный орган в пределах своих функций и компетенции наделяет территориальные органы полномочиями, направленными на развитие конкурентной среды и предпринимательства, контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. В ведении ФАС России находится 84 территориальных управления.

Территориальные органы не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ и централизованно подчиняются Федеральной антимонопольной службе.

Независимость антимонопольных органов от систем власти субъектов Федерации необходима для эффективного исполнения им своих полномочий, в частности, в сфере контроля соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления и их должностными лицами. функции, полномочия и организация деятельности были определены в приказе Федеральной антимонопольной службы «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы».

В соответствии c этим приказом основными функциями территориальных органов являются:

⎯осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;

⎯контроля и надзора за деятельностью субъектов естественных монополий, работающих на региональных рынках в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

⎯контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при заключении соглашений и ведении согласованных действий хозяйствующими субъектами, расположенными на территории субъекта РФ, а также с участием органов власти;

⎯контроля и надзора за соблюдением требований не дискриминационного доступа на рынки.

Территориальные управления вправе:

⎯ выдавать обязательные для исполнения предписания в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ;

⎯ рассматривать дела об административных нарушениях, налагать административные взыскания;

⎯в пределах полномочий, делегированных ФАС, рассматривать дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях и принимать по ним решения;

⎯обращаться в суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

⎯устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках;

⎯осуществлять контроль и проводить проверку цен и тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий;

⎯заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики;

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 1894 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/1-57164.html

Горизонтальные соглашения и картели. Запрет на горизонтальные соглашения

§1. Определение горизонтальных соглашений и инструменты для их анализа

Горизонтальные соглашения представляют наибольшую угрозу для конкуренции, поскольку они почти всегда увеличивают степень монополизации товарного рынка.Остроумное замечание Адама Смита о том, что «….

представители одного и того же вида торговли или ремесла редко собираются вместе даже для развлечений и веселья без того, чтобы их разговор не закончился заговором против публики или каким‑либо соглашением о повышении цен»[218], следует рассматривать в качестве пусть и косвенного, но авторитетного свидетельства распространенности таких соглашений.

По степени воздействия на состояние конкуренции на товарном рынке горизонтальные соглашения можно классифицировать следующим образом :

1)«жесткие» {заведомо вредоносные ) картели[219]– соглашения, оказывающие наибольшее отрицательное воздействие на конкуренцию.

Цель их создания – установление конкурентами определенных в соглашении цен на свою продукцию, раздел рынка между конкурентами по географическому принципу (территориальный раздел рынка) либо по кругу покупателей товара, а также установление конкурентами квот на производство либо продажи товара на рынке[220];

2) иные горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию, –соглашения хозяйствующих субъектов – конкурентов, которые имеют цели, отличные от указанных в и. 1, однако в результате реализации которых ограничивается (может быть ограничена) конкуренция (например, соглашение конкурентов об отраслевом стандарте, об используемом программном обеспечении и др.);

3) малозначительные соглашения,не оказывающие заметного воздействия на конкуренцию, – соглашения конкурентов, обладающих – как каждый в отдельности, так и все в совокупности – незначительной рыночной долей и рыночной властью, при условии что их соглашение по своим целям не является «жестким» картелем (1). В практике Евросоюза такими признаются соглашения компаний:

– если совокупная рыночная доля участников соглашения не превышает 10 % на любом из соответствующих рынков, подвергающихся воздействию соглашения, в случае если соглашение заключается действительными или потенциальными конкурентами на любом из таких рынков (соглашение между конкурентами);

– если рыночная доля каждого из участников соглашения не превышает 15 % на любом из соответствующих рынков, подвергающихся воздействию соглашения, в случае если соглашение заключается компаниями, которые не являются действительными или потенциальными конкурентами на любом из таких рынков (соглашения между неконкурентами);

– если совокупная рыночная доля участников соглашения не превышает 10 % на любом из соответствующих рынков, подвергающихся воздействию соглашения, в случае если представляется затруднительным классифицировать соглашение в качестве соглашения конкурентов или соглашения неконкурентов[221];

4) соглашения, не оказывающие воздействия на конкуренцию,либо соглашения, положительный социально‑экономический эффект которых значительно превосходит потери общества от незначительного ограничения ими конкуренции.

К таким соглашениям право Евросоюза относит, например: соглашения о проведении конкурентами совместных научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских работ; соглашения конкурентов о специализации (договоренность о том, какая продукция будет производиться и реализовываться каждым из них, договоренность о промышленной кооперации и взаимной поставке комплектующих изделий для сборки конечной продукции) при условии что такие соглашения не являются «жестким» картелем в соответствии си. 1. В российском конкурентном праве также сформировалось представление о горизонтальных соглашениях, не оказывающих воздействия на конкуренцию[222].

Сформированная в праве Евросоюза классификация горизонтальных соглашений – наиболее детальная из всех известных. Обычно выделяются два вида таких соглашений – «жесткие» картели и иные соглашения конкурентов.

Разделение всех горизонтальных соглашений на две группы связано с особенностями применения запрета на антиконкурентные соглашения в отношении горизонтальных соглашений, сформированными в большинстве юрисдикций, имеющих антимонопольное законодательство:

– горизонтальные соглашения, которые являются «жесткими» картелями, запрещаются per se; административный орган или суд, применяющий такой запрет, не устанавливает вредоносное воздействие соглашения на конкуренцию, а запрещает его по формальным основаниям (по цели соглашения и природе отношений, в которых состоят стороны соглашения – конкуренты);

– иные горизонтальные соглашения подпадают под запрет лишь в том случае, если будет доказано, что они приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; считается, что для оценки таких соглашений применяется «правило разумности» (rule of reason).

Дифференцированный подход к применению запрета на антиконкурентные соглашения возник в американском праве в конце XIX – начале XX в.

[223]Потребность в дифференциации вытекала из необходимости определить процедуру применения судом общего запрета в отношении самых разнообразных соглашений конкурентов.

В пользу признания запрещенными per se как можно более широкого круга соглашений судьи и представители юридической общественности приводили следующие доводы[224]:

• простота и однозначность определения перечня соглашений, запрещенных per se, позволит компаниям избежать незаконных действий и быть уверенными в законности используемых ими соглашений.

Ясные запреты также предупреждают деяния, способные нанести серьезный ущерб конкуренции.

В отсутствие заданной оценки легальности соглашения многие пытались бы балансировать на границе дозволенного в надежде остаться незамеченными или доказать, что результаты оправдывают такое поведение; ясные нормы заранее предупреждают компании, что определенное поведение запрещено, и предотвращают искушение нарушить их. Наконец, применение особо строгих санкций – уголовного наказания – предполагает однозначность запретов: граждане не должны быть оштрафованы или лишены свободы за нарушение туманных положений закона;

• наличие широкого перечня соглашений, запрещенных per se, приведет к существенной экономии ресурсов при рассмотрении дел антимонопольными органами и судами.

Ведь исследование воздействия соглашения на состояние конкуренции – дорогостоящий процесс, включающий в себя выяснение мнения специалистов, опросы потребителей и поставщиков товара, эконометрическое моделирование, а также использование иных средств экономического анализа.

Однако и встречные доводы противников расширительного толкования круга запрещенных per se соглашений не менее убедительны. Их основной аргумент состоит в том, что необходимо учитывать экономическую эффективность соглашений и вклад конкретного соглашения в суммарное благосостояние участников товарного рынка.

Если оставить в стороне взгляд на конкуренцию как на ценность идеологического порядка, для применения запрета на антиконкурентное соглашение останется, по их мнению, единственное основание экономического свойства: соглашение подлежит запрету, если оно уменьшает общественное благосостояние.

При этом не должны учитываться перераспределительные аспекты соглашений (например, уменьшение в результате соглашения благосостояния покупателей товара и пропорциональное увеличение благосостояния продавцов), поскольку антимонопольный орган или суд должен учитывать лишь окончательный баланс, а именно прирост или уменьшение общественного благосостояния в результате реализации соглашения[225].

Применение методов экономического анализа для оценки вклада соглашения в общественное благосостояние убедительно доказывает, что круг соглашений, которые всегда и при всех обстоятельствах уменьшают общественное благосостояние, предельно узок.

Экономическая оценка соглашений позволяет также выделить те из них, которые в нормальных условиях почтивсегда негативно влияют на общественное благосостояние.

Однако участникам и таких соглашений, по‑видимому, целесообразно предоставить возможности для защиты, основанные на оценке вклада соглашения в общественное благосостояние.

Равно убедительная аргументация сторонников и противников расширительного толкования перечня запрещенных per se соглашений привела к тому, что суды США, а следом и иных стран со сложившимся антимонопольным законодательством включали в перечень запрещенных per se соглашений различный их набор. Так, в США подход к оценке горизонтального соглашения о фиксации цен как запрещенного per se окончательно утвердился лишь с 1940 г.[226]

Сегодня, как уже отмечалось выше, в большинстве стран – членов ОЭСР запрещенными per se признаются только «жесткие» картели. Применение запрета на антиконкурентные соглашения по российскому праву содержит ряд особенностей. В своем современном виде положения антимонопольного законодательства о запрете антиконкурентных соглашений сформировались в России недавно, в 2012 г.[227]

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами‑конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

2. Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

3. Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

4. Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

5.

Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1–3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

6. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

7.

Положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

9. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Модификация Закона о защите конкуренции 2012 г. уточнила круг соглашений хозяйствующих субъектов, к которым может быть применена ст. 11 Закона: в силу появившихся в статье ч.

7 и 8 она применяется к любому соглашению хозяйствующих субъектов, за исключением соглашения, все участники которого входят в одну группу лиц и находятся между собой в отношениях подконтрольности (т. е.

когда участник соглашения контролирует одного или несколько иных участников соглашения и (или) когда участники соглашения подконтрольны какому‑либо третьему лицу). Что такое контроль одного хозяйствующего субъекта над другим, раскрывает ч. 8 ст. 11 Закона.

К горизонтальным соглашениям применяются ч. 1 и 4 ст. 11 Закона. Легальное определение картеля приводится в ч. 1 ст. 11. Исчерпывающий перечень соглашений, являющихся картелями по российскому праву, включает соглашения конкурентов‑продавцов, которые приводят либо могут привести к:

– установлению ими согласованной друг с другом цены (тарифов, скидок, надбавок, доплат, наценок и, в частности, к установлению цены на торгах);

– разделу между ними товарного рынка (раздел может осуществляться по географическому принципу, по объему продажи или покупки товара, по ассортименту товара, а также по составу продавцов или покупателей товара);

– сокращению или прекращению производства товара;

– отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями товара.

В чем же особенность российского определения картеля? Во‑первых, оно включает в себя так называемый бойкот покупателей или продавцов товара(согласованный отказ от заключения договоров с ними), что расширяет круг запрещенных per se соглашений в сравнении с общепринятым определением «жесткого» картеля в праве Евросоюза и США.

Во‑вторых, Закон о защите конкуренции в качестве картелей определяет соглашения продавцовтовара, что существенно уже круга соглашений, которые являются картелями по праву США или Евросоюза (где картелями, кроме того, признаются соглашения покупателейтовара, а также потенциальныхпродавцов или потенциальныхпокупателей).

Новейшие изменения в Законе являются серьезным продвижением к установлению в российском законодательстве института запрещенных per se горизонтальных соглашений: введение термина «картель», а также узкое и исчерпывающее указание перечня запрещенных соглашений должно, по мысли законодателя, привести к полному отказу антимонопольного органа и суда от рассмотрения таких соглашений с применением «правила разумности».

Интересным в методическом плане представляется рассмотренное ФАС России дело в отношении «спичечного картеля»[228].

Оно является редким примером раскрытия «классического картеля», подпадающего под запрет per se, исключительно методами административного расследования, в ходе которого антимонопольный орган не выходил за пределы своих полномочий, определенных Законом о защите конкуренции, и не получал помощи от правоохранительных органов.

«На протяжении длительного периода времени (не менее 8 лет) организации‑участники регулярно (ежеквартально) проводили совещания на территории ОАО “ЛХК “Научлеспром”.

Организатором проводимых совещаний выступало ОАО “ЛХК “Научлеспром”, которое в целях подготовки данных совещаний на основании договоров об оказании услуг, заключенных с организациями‑участниками разрабатывало программу (план) по организации и проведению со специалистами “спичечной промышленности” тематических ежеквартальных совещаний, собирало и обобщало сведения по вопросам объемов производства и реализации спичек, средней цены спичек, цен на сырье.

ОАО “ЛХК “Научлеспром” регулярно направляло в адрес организаций‑участников приглашения для участия в совещаниях с указанием необходимости перечисления денежных средств на его расчетный счет.

Решения, принятые организациями‑участниками, оформлялись протоколами совещаний, в том числе протоколами, подписанными всеми участниками этих совещаний.

Фактом, подтверждающим участие руководителей вышеперечисленных организаций‑участников в совещаниях, организуемых ОАО “ЛХК “Научлеспром”, являются приказы о командировании руководителей организаций‑участников, пассажирские билеты руководителей, отметки ОАО “ЛХК “Научлеспром” на командировочных удостоверениях о прибытии и убытии руководителей организаций, письменные объяснения самих руководителей и сотрудников организаций‑участников.

Источник: https://studopedia.su/15_15314_gorizontalnie-soglasheniya-i-karteli-zapret-na-gorizontalnie-soglasheniya.html

Понятие горизонтальных, картельных, вертикальных соглашений

§1. Определение горизонтальных соглашений и инструменты для их анализа

Горизонтальные соглашения заключаются между конкурирующими хозяйствующими субъектами (группами лиц) и традиционно рассматриваются как самые опасные для конкуренции.

К сожалению, Закон о конкуренции не дает легального определения горизонтального соглашения, определяя только самую опасную их разновидность — картели как соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к определенным в ст. 11 Закона о конкуренции негативным последствиям.

Вертикальные соглашения в самом общем виде можно представить как соглашения между хозяйствующими субъектами, относящимися друг к другу как поставщик — покупатель, т.е. действующими на разных рынках, но в одной вертикальной цепочке перемещения товара.

Закон о защите конкуренции дает легальное определение вертикальных соглашений. Согласно п. 19 ст. 4 Закона, «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.

Не является «вертикальным» соглашением агентский договор.

В рамках горизонтальных и вертикальных соглашений хозяйствующие субъекты договариваются об определенной модели рыночного взаимодействия.

Так, в рамках горизонтальной договоренности конкуренты могут договориться о разделе рынка или едином уровне цен продажи товара, а в рамках вертикальной, например, между производителем и продавцом товара — об ограничении доступа конкурента производителя к торговым площадям продавца.

Таким образом, предметом вертикального соглашения является не сама купля-продажа, а побочные условия порядка такой продажи, препятствующие или ограничивающие конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 11 признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Механизмы предупреждения и пресечения соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Основной формой предупреждения монополистической деятельности, используемой в мировой практике и отечественном антимонопольном законодательстве, является институт контроля экономической концентрации хозяйствующих субъектов.

Понятие экономической концентрации определено в ст. 4 Закона о конкуренции — это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Процедуры контроля экономической концентрации представляют собой согласование антимонопольным органом ряда сделок и действий, предусмотренных в гл.

7 Закона о защите конкуренции в соответствии с определенными там же критериями, указывающими какие виды сделок и действий и в каких случаях подлежат согласованию, а в каких — нет. В мировой практике контроль экономической концентрации также называют нередко контролем слияний компаний.

В самых общих чертах задачей контроля экономической концентрации является недопущение возникновения на рынке ситуации, при которой возникнет или усилится рыночная власть (доминирующее положение) одного или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке или рынок войдет в состояние высокой концентрации, например в рамках олигополии, что, в свою очередь, приведет к легкой возможности участников рынка в будущем злоупотреблять своей рыночной властью (доминирующим положением) или заключать антиконкурентные (горизонтальные) соглашения и/или осуществлять согласованные действия. В таких случаях государство должно воспрепятствовать таким сделкам, которые приводят к чрезмерному усилению рыночной концентрации и чреваты указанными последствиями.

Вместе с тем бывают случаи, когда в силу положительного эффекта для потребителей и экономики в целом экономическая концентрация может быть оправдана.

Вред от ограничения конкуренции может быть меньшим, чем польза от слияния компаний.

В связи с тем что результат слияний (экономической концентрации) заранее не может быть однозначно определен как негативный, слияния не запрещены, но поставлены под контроль государства в лице уполномоченных органов.

Пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов осуществляется посредством общей административной процедуры рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

По итогам рассмотрения дела выносится решение о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. При наличии такого нарушения виновным лицам выдается предписание, в котором содержатся требования, направленные на пресечение нарушений, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства.

Также в предписании может содержаться санкция, например обязанность перечислить в бюджет незаконно полученный доход.

В случае если данные соглашения и согласованные действия содержат признаки административного правонарушения по КоАП РФ, также возбуждается дело об административном правонарушении (административная процедура по применению к нарушителям мер административной ответственности).

Особенности антимонопольного регулирования в отдельных сферах деятельности (на выбор учащегося: антимонопольные правила в сфере торговой деятельности, использования водных и лесных ресурсов, недр, электроэнергетики).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_30926_ponyatie-gorizontalnih-kartelnih-vertikalnih-soglasheniy.html

4.3. Виды горизонтальных и вертикальных соглашений

§1. Определение горизонтальных соглашений и инструменты для их анализа

Горизонтальные и вертикальные соглашения,наряду с тра­диционными монополиями, могут быть самым крупным источ­ником антиконкурентного поведения в рыночной экономике.

Такие соглашения снижают положительный эффект рыночной экономики, поскольку устраняют независимость принятия ре­шений компаниями для эффективного распределения ресурсов, стимулирования эффективности производства и создания новой продукции.

Антимонопольная политика строится на основе предполо­жения о том, что общество может утратить порождаемые конку­ренцией преимущества, если разрешит конкурентам действовать согласованно и объединять свою рыночную мощь.

Соглашения стары как мир, и еще Адам Смит в труде «Богатство наций» от­мечал, что когда люди занимаются одним ремеслом, они редко встречаются даже для веселья и развлечений, но когда они все же встречаются, их беседа завершается заговором против пуб­лики или какими-то ухищрениями, чтобы поднять цены.

Соглашения между конкурентами, которые ограничивают возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, принимают характер горизон­тальных соглашений.

Термин охватывает широкий круг моде­лей поведения: от создания совместных предприятий, единой технологии размещения рекламы, проведения совместных мар­кетинговых исследований, деятельности отраслевых ассоциаций до фиксирования цен и выставления мошеннических заявок [2].

Не все соглашения между конкурентами ограничивают кон­куренцию. Многие виды совместной деятельности положитель­но сказываются на состоянии конкуренции: они могут стимули­ровать факторы эффективности, снижать риск, создавать новые виды продукции или методы ее распределения (дистрибуции), повышать качество информационных потоков и, следовательно, конкурентный характер функционирования рынка.

Конкуренты могут совместно инвестировать средства в строи­тельство нового предприятия, коммуникационные сети или объ­екты совместной инфраструктуры, которые ни один из них не смог бы построить самостоятельно, осуществлять исследования и разработки, дорогостоящие для одной компании; совместно закупать сырье и материалы и, следовательно, снижать издерж­ки; создавать сеть поставщиков, чтобы предложить новый про­дукт или снижать совокупные затраты по логистике; организо­вывать отраслевую ассоциацию для сбора статистических дан­ных и оперативной информации.

Однако горизонтальные соглашения между конкурентами могут устранять конкуренцию, сокращая объемы выпуска про­дукции и поднимая цены. В каких-то аспектах горизонтальные соглашения стимулируют конкуренцию, одновременно в целом ограничивая ее.

Антимонопольные органы различают соглашения, стимули­рующие конкуренцию, и антиконкурентные соглашения.

Так, горизонтальные соглашения, ограничивающие конку­ренцию,не приводят к интеграции хозяйственных операций, созданию нового товара или метода распределения или к какой- либо иной совместной деятельности, стимулирующей конку­ренцию.

Они часто характеризуются как «неприкрытое» огра­ничение торговли, картельное поведение или сговор и основы­ваются на фиксировании цен, подаче мошеннических заявок и распределении территории или клиентов, а также на бойкоте или отказе от деловых контактов. Вред, наносимый такими со­глашениями, не компенсируется никакими проистекающими из них благами экономического или общественного характера.

В большинстве стран картельные соглашения являются серьез­ными нарушениями конкурентных норм, а в ряде стран они пре­следуются как преступление [2, 4, 5].

Рассмотрим подробнее такие виды горизонтальных согла­шений,как карательное соглашение, бойкот и совместный отказ от ведения дел.

Картельные соглашения

Существует много видов картелей, но все они снижают вы­пуск продукции и повышают цены, устраняя конкуренцию между сторонами по соглашению о создании картеля.

Чаще всего про­давцы или покупатели заключают между собой следующие виды картельных соглашений: соглашения о фиксировании цен, со­глашения о подаче мошеннических заявок на торгах, соглашения о распределении клиентов, соглашения о распределении террито­рии и соглашения о сокращении объема выпуска продукции.

Полностью устранить конкуренцию картели не способны. Конкуренты могут договориться лишь об устранении конкурен­ции за определенных клиентов или в определенных районах страны. Иногда члены картеля могут договориться о цене, но не прекращать конкуренции за оказание какой-то услуги или в области качества.

Монопольные прибыли могут целиком или частично нивелироваться этими ограниченными формами конку­ренции. И все же свой вред наносят и ограниченные картели — без них и цены были бы ниже, и объем выпуска продукции вы­ше.

В картелях могут быть и иные изъяны: так, некоторые чле­ны картеля могут мошенничать, продавая товары ниже согласо­ванной цены или за пределами отведенной им территории.

Картелю иногда приходится потратить немало усилий, что­бы держать своих членов в согласованной команде или бороться с нарушениями картельных договоренностей. Ценовая конку­ренция и нарушение картельных правил могут снизить ущерб от картеля, но не устраняют его полностью.

Побудительным моти­вом для вхождения в картель — это неспособность членов ком­пании решать сложные задачи функционирования на рынке.

Во многих странах, особенно там, где ранее существовала эконо­мика централизованного планирования, компании могут рас­сматривать сговор как средство наведения порядка на рынке, обеспечение благополучия своей отрасли.

Однако в настоящее время деятельность конкурентных сил почти повсеместно при­знается в качестве лучшего средства распределения ресурсов в экономике и максимального увеличения общественного благо­состояния [2].

Проанализируем виды картельных соглашенийи формы их реализации.

Фиксирование цениспользуется для обозначения самых разнообразных действий, предпринимаемых конкурентами с це­лью прямого воздействия на цены.

Простейшей формой фикси­рования цен является соглашение о цене или ценах, взимаемых с некоторых или со всех покупателей.

Если покупатели не име­ют альтернативы предлагаемому картелем товару и не могут сократить его потребление, то повышение цены может быть весьма существенным.

Подача мошеннических заявокпредставляет определенную тактику поведения при конкурсах или торгах.

Один или не­сколько участников торгов соглашаются не подавать заявки, или участники договариваются, что один из них запросит наимень­шую цену, а остальные подадут заявки по цене выше намечен­ной или искусственно завышенной по сравнению с ценой буду­щего победителя.

Процесс торгов должен проводиться таким образом, чтобы обеспечить справедливость и самые низкие из возможных цен, а подача мошеннических заявок подрывает этот конкурентный процесс.

Распределение заказчиков и территорий.Фирмы могут кон­тролировать цены, договариваясь о распределении между собой клиентов или рынков и таким образом устранять конкуренцию. Соглашения о разделе рынков могут оказать более существен­ное воздействие на конкуренцию, нежели фиксирование цен.

Когда на рынке остается лишь один игрок, с ним никто не мо­жет конкурировать по ценам, услугам, качеству и инновации.

Соглашения о распределении рынков устраняют необходимость отслеживать методы ценообразования у компаний, являющихся сторонами такого соглашения, равно как и необходимость в со­гласовании цен между производителями с разным уровнем се­бестоимости.

Нередко фирмы, участвующие в картельных соглашениях, пытаются оправдать картели, защищать свою деятельность, на­зывая ее эффективной и полезной. Эти аргументы подвергают сомнению ценность конкуренции как таковой в конкретных от­раслях или в конкретных обстоятельствах, являясь ничтожными по своей сути.

Бойкот и совместный отказ от ведения дел

Совместным отказом от ведения дел или бойкотом является горизонтальное соглашение между конкурентами, направленное на отказ ведения дел с другими конкурентами, поставщиками или клиентами.

Такие соглашения могут заключаться в рамках кар­тельной деятельности или быть частью некартельного договора, связанного с совместным предприятием или договором о сотруд­ничестве, которые потенциально конкурентно благоприятны.

Совместный отказ вести дела с клиентами, если те не согла­сятся на ценовые или иные условия, установленные участвую­щими в этом отказе фирмами, — это форма давления, позволяю­щая настоять на определенных условиях.

Подобное поведение расценивается как незаконное в юрисдикциях, где проводится различие между принципом «per se» и анализом на основе прави­ла разумного подхода, и не может повысить эффективность.

Если же конкуренты объединяются, чтобы оказать давление на по­ставщиков или клиентов с целью заставить их прекратить дела с другим конкурентом, то они также ведут себя как картели.

В целом для бойкотов, которые следует рассматривать как антиконкурентные, характерны попытки поставить конкурентов в экономически невыгодное положение, нанести ущерб их репу­тации либо вообще лишить их возможности вести деятельность.

Бойкот закрывает доступ к нужному ресурсу (товару, пред­приятию или H&P), особенно если бойкотирующая фирма обла­дает доминирующим положением на рынке. К тому же такая линия поведения не обеспечивает никаких факторов эффектив­ности. Вероятность антиконкурентных последствий очевидна, а вот возможности стимулирования конкуренции ограничены.

Однако в одних случаях совместный отказ от ведения дел может стимулировать повышение эффективности, сделав рынки более конкурентными, в других — повышает экономическую эф­фективность или отвечает общим экономическим интересам группы, не пытаясь снизить прибыль какой-то одной группы, а в отдельных случаях решаются общественные и моральные зада­чи, которые в целом не связаны с хозяйственными и экономиче­скими интересами группы [2].

Примером договора, потенциально стимулирующего конку­ренцию, является совместное соглашение о закупках, заключен­ное группой мелких конкурентов.

С помощью такого соглаше­ния группа может воспользоваться экономией масштаба при закупках и складировании и, следовательно, может эффективно конкурировать с более крупными соперниками.

Такая закупоч­ная организация может ограничить членство, чтобы другие кон­куренты не обеспечили себе тоже снижение издержек, которое досталось и членам группы [2].

Кроме перечисленных соглашений выделим отраслевые ас­социации и лоббирование и экспортные картели.

Отраслевые ассоциации и лоббирование

Отраслевые ассоциации поддерживают связи с правитель­ством от лица членов ассоциации через лоббирование и актив­ное представительство при участии в законотворческом процес­се.

Так, отраслевые ассоциации могут убедить правительство пойти на антиконкурентные действия: провести через решение правительства или законодательные органы власти льготы или преференции, позволяющие достигнуть монопольной власти, легализации картелей, ограничения импорта; выделение квот; разграничение рынка; установление картельных цен или огра­ничений по выходу на рынок. Нередко ассоциации ставят перед собой задачи информационного обмена, снабжения членов ас­социации агрегированной информацией о рынке и экономиче­ских тенденциях. Вместе с тем ассоциации нередко решают бо­лее широкий круг задач: социальные программы, спонсоринг, обучение и подготовку кадров.

Экспортные картели

Экспортные картели занимаются лишь экспортными сделка­ми и являются законными во многих странах. Они могут выво­дить подобное поведение из-под действия норм антимонополь­ного права. Логика этого исключения состоит в том, что экс­портные картели наносят вред лишь зарубежным потребителям, которые не интересуют национальные органы власти.

Однако даже там, где такие картели существуют законно, их деятель­ность может оказать воздействие и на внутренний рынок.

На­пример, участники картеля в ходе согласования экспортных цен или условий продажи могут обмениваться информацией о внут­ренних ценах или объеме выпуска продукции, что позволит им заключить оформленное или неоформленное соглашение, затра­гивающее внутренний рынок.

Хотя экспортные картели могут существовать в стране-экс­портере, в странах-импортерах они могут преследоваться. Их положение зависит от норм экстерриториальности конкурентно­го права этих стран.

В любом случае расширение сотрудничест­ва между антимонопольными ведомствами и давление с целью гармонизации антимонопольной политики во всем мире могут привести к тому, что экспортные картели перестанут быть ис­ключением из правил.

Одним из направлений деятельности компаний, позволяющих повысить эффективность их функционирования на рынке, является вертикальное межфирменное взаимодействие,которое может осуществляться в виде вертикальной интеграции или вертикаль­ных соглашений (вертикальных договорных ограничений).

Наиболее распространенной формой вертикальных согла­шенийявляются отношения между предприятиями, находящи­мися на разных уровнях производства или реализации товара.

Эти соглашения могут быть оформленными или неоформ­ленными. Фирмы могут по своему выбору заключать детальные письменные контракты или полагаться на устные договоренно­сти или устоявшуюся практику, о которой известно участникам.

Независимо от формы вертикального договора в ходе эко­номического анализа соглашения в первую очередь необходимо рассматривать фирмы-участники технологической цепочки как единую вертикальную структуру.

Решения вертикальной струк­туры, которые принимаются на уровнях upstream илиdownstream или совместно на обоих уровнях, определяют производственные издержки, характер и качество продаваемого товара или услуги, цену, по которой продается товар или услуга, объем продаж и географию рынков или клиентов.

Кроме того, эти решения определяют совокупную прибыль, получаемую коллективно фирмами-участниками картеля при условии соблюдения внеш­них ограничений.

Приведем следующие примеры ограничивающих вертикаль­ных соглашений:

  • Соглашения о поддержании цен при перепродаже,в со­ответствии с которыми розничная цена фиксируется производи­телем или навязываются верхний и нижний пределы цены.

  • Эксклюзивные соглашения о распределении,в соответст­вии с которыми распределительные организации (дистрибьюто­ры) получают эксклюзивное право работы в данной местности или с определенными видами клиентов, или с определенными товарами.

  • Эксклюзивные дилинговые соглашения,в соответствии с которыми фирмамdownstream запрещается вести дела с произ­водителями-конкурентами или дистрибьюторами-конкурентами.

  • Соглашения о связанной продаже,в соответствии с ко­торыми торгово-посреднические фирмы обязаны закупать навя­занный ассортимент товаров, чтобы выкупить выбранный товар. Крайним примером этого вида соглашения является «навязыва­ние полного ассортимента».

  • Навязывание объема закупок,в соответствии с которым от торгово-посреднических фирм требуется закупать определенный минимальный объем какого-либо товара [4].

    Этот перечень отнюдь не является исчерпывающим.

    Соглашения между фирмами, нахо­дящимися на различных этапах технологической цепочки или вос­производственного цикла, могут быть очень сложными и включать большое количество взаимных гарантий и обязательств.

Кроме того, если существуют высокая рыночная концентра­ция, следует тщательно рассмотреть воздействие соглашения на конкуренцию; необходимо определить, наблюдается ли значи­тельный рост эффективности, вытекающий из соглашения, кото­рый перевешивает вред от ограничения конкуренции [4, 5].

Источник: https://studfile.net/preview/5873043/page:17/

Studio-pravo
Добавить комментарий