§1. Общие положения о государственном кредите (понятие, сущность,

Общие положения о государственном кредите (понятие, сущность, принципы, формы)

§1. Общие положения о государственном кредите (понятие, сущность,

Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства, облигации и др., выступает в качестве заемщика.

Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Государственный кредит отражает отношения по поводу привлечения временно свободных денежных средств населения-кредитора государством-заемщиком.

Большинством ученых  государственный кредит признается важным инструментом управления экономическими процессами, в финансово-экономической науке до сих пор не присутствует его целостного понимания. Вместе с тем, можно утверждать, что, будучи экономической  категорией, государственный кредит находится на стыке двух видов отношений – финансов и кредита и совмещает их особенности.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юр. лицами с другой, при котором государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. форма кредитных отношений сегодня государство заемщик средств. Значительно реже оно выступает как кредитор.

В тех же случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов, или выполнение других   обязательств взятых юр. или физ. лицами, оно выступает как гарант.

Как экономическая категория государственной кредит находится на стыке двух  видов денежных отношений — финансов и кредита, и несет в себе как черты тех, так и других: Финансы: В качестве звена финансовой системы, обслуживает формирование и использование централизованных, денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Кредит: Как один  из видов кредита ГК имеет ряд особенностей отличающих его от финансовых категорий (например от налогов) . Отличия: — добровольный характер; — движение средств осуществляется в 2-х направлениях функции кредита возвратности, платности и срочности в полной мере присуще ГК. Особенности ГК: 1.

Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступает какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество государства, находящееся в его собственности, либо имущество территориальной единицы, либо ее доход. 2.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют целевого характера, в то время как займы у коммерческих банков чаще всего имеют строгую целевую направленность. 3. Как и любой др. заемщик государство привлекает средства на заранее определенный срок. По договору гос.займа, заемщиком выступает РФ (или субъект РФ), а заимодавцами юр. и физ. лица. Гос.

займы является добровольными и изменение условий выпущенного займа не допускаются. Функции ГК: распределительная – через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах платности, срочности и возвратности. Финансирование расходов на капитальное строительство за счет государственных заимствований имеет положительное значение.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием гос.

долга), регулирующая – вступая в кредитные отношения государство воздействует на а) состояние денежного обращения, б) на уровень процентных ставок на рынке капиталов, в) на производство и занятость; и контрольная —  тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность полученных средств, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется использование средств и сроки возврата. Гос. займы можно классифицировать по ряду признаков: 1. По субъектам заемных отношений: -размещаемые центральные (федеральные), региональные и местные органы власти и управления. 2. В зависимости от места размещения, гос. займ делится на внутренние и внешние. 3. В зависимости от обращения на рынке. Гос. заемные инструменты бывают: -рыночные свободно продаются и покупаются — является основание при финансировании бюджетного дефицита; -нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов специфическим интересом кот. они отвечают. 4. В зависимости от срока привлечения средств: -краткосрочные до 1г., используются для финансовая временных разрывов в поступление доходов и расходование средств; -среднесрочные от 1 до 1,5 лет; -долгосрочные от 5 и выше. 5. В зависимости от обеспечения обязательств: закладные — обеспечиваются чем-то конкретным (доход, имущество). Выпускаются обычно местными органами власти; -без закладные — не обеспечиваются ничем, определенным. Обеспечением служит все имущество государства или данного муниципалитета. Выпускаются — центральными органами. 6. По характеру выплачиваемого дохода: -выигрышные — выплата дохода осуществляется на основе лотереи; -%-е — доход по ним выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов; — с 0-м купоном — продаются со скидкой от наминала, а выкупаются по номиналу. В основном они краткосрочные. 7. В зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым и с плавающим доходом. 8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа: 8.1. с правом досрочного погашения: а) если заем гасится частями, в зависимости от распределения  по срокам погашения выделяют 3-и варианта: -заем гасится равными частями в течение определенного срока; -возрастающими долями (удобно при наращении дохода заемщика) ; -сжигающими долями. 8.2. без права. Долговые отношения РФ: государственный долг России, как внутренний так и внешний является ярким свидетельством финансового кризиса страны. В соответствии с законом РФ о государственном внутреннем долге РФ под ним понимаются обязательства правительства перед физическими и юридическими лицами. Следует различать общегосударственный и государственный долг. Общегосударственный долг – понятие более широкое, это как обязательства правительства РФ, так и органов управления республиками, входящими в состав РФ и местных органов власти. РФ не несет ответственности по долгам национально-государственных и административно-территориальных образований, если они не были гарантированы правительством РФ. Внешний долг РФ подразделяют на: 1) задолженность России по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствам различных стран; 2) внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на мировом межбанковском рынке; 3) задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 91 года. Под управлением гос.кредитов в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи: 1) минимизация стоимости долга для заемщика, 2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами и резкого колебания их курса, 3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за их целевым использованием, 4) обеспечение своевременного возврата кредитов, 5) максимальное решение задач определенной финансовой политикой. После дальнейшего  рассмотрения основных принципов (добровольность, срочность, возмездность) и форм государственного кредита сделан акцент на то, что особенность финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе государственного кредита заключается в том, что государственный кредит как категория представляет собой отношения между государством с одной стороны и прочими субъектами  — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта. С правовой точки зрения государственный кредит – это указанная совокупность финансово-экономических отношений, урегулированная нормами права.  Именно многообразие и комплексный характер отношений в сфере государственного кредита предопределили длительный поиск места норм, регулирующих эти отношения, в системе российского права.  В результате этого поиска на современном этапе развития науки финансового права был сделан справедливый вывод о том что, учитывая наличие самостоятельного предмета регулирования, финансово-правового метода и многообразие отношений, которые складываются в институты, государственный кредит следует рассматривать как подотрасль финансового права.  Отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развитие международного сотрудничества государств. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга. Образование государственного долга является следствием возникновения государственных кредитных отношений. Государственный кредит представляет собой одну из форм мобилизации денежных ресурсов государством для выполнения своих функций . Однако государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств, государство выступает как кредитор, а другая сторона — как заемщик. Таким образом, государственные кредитные отношения проявляются в форме государственных заимствований, государственных гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов. В российской и зарубежной экономической литературе государственный кредит рассматривается как один из основных элементов макроэкономической системы государства: он является важным инструментом денежной, бюджетной политики. Используя инструмент государственного кредита, государство регулирует денежную массу, находящуюся в обращении, сбалансированность бюджетов различных уровней, поддерживает развитие отраслей народного хозяйства, получает безинфляционный источник средств. Следует отметить, что в настоящее время нет единого мнения относительно круга отношений, описываемых категорией «государственный кредит». Так, M.H. Bouchet , Л.Н. Федякина, А.М. Бабич и Л.Н. Павлова  отмечают, что государственный кредит охватывает деятельность государства в качестве кредитора, гаранта и заемщика. О.И. Лаврушин  и Г.М. Колпакова  считают, что государственный кредит относится исключительно к деятельности государства как кредитора и гаранта. Деятельность государства в качестве заемщика предлагается рассматривать через призму категории «государственные займы». Представляется, что первая позиция является более верной, поскольку общность признаков отношений, в которых государство выступает в качестве должника и кредитора, общность природы этих отношений влечет необходимость их описания одной категорией. Исходя из изложенного понимания кредита, категория государственный кредит в полной мере отвечает поставленной задаче: описывает кредитные отношения, в которых одной из сторон выступает государство, учитывая все существенные их признаки. Необходимо отметить, что государственный заем традиционно понимается в качестве одной из форм государственного кредита. Одними из первых эту позицию сформулировали М.М. Сперанский и М.Ф. Орлов . Причиной возникновения отношений государственного долга является такая экономическая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Как отмечают П.А. Самуэльсон и В.Д. Нордхаус, «государственный долг — это задолженность, накопившаяся у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов» . У правительства есть несколько источников получения ресурсов для экономического развития. Основными источниками являются налоги, доходы от государственной собственности и кредиты внутри страны и за рубежом. Государственный кредит наряду с налогами является важнейшим инструментом привлечения дополнительных денежных ресурсов в бюджет. Различие этих двух источников доходов для бюджета заключается в том, что государственный кредит носит преимущественно добровольный и договорный характер, а налог — односторонний и принудительный характер. Известный французский политолог-финансист Поль М. Годме провел подробный анализ юридической и экономической природы займа и сопоставил его с налогом. С юридической точки зрения заем отличается от налога тем, что носит добровольный характер. Посредством займа государство обеспечивает себя средствами без применения принуждения: путем взятия на себя обязательств. Заем представляется для государства более обременительным, чем налог. Налог не требует возвратности, а заем влечет за собой уплату процентов и возврат самого займа. Чтобы возместить расходы, связанные с займом, государство должно в будущем повышать налоги. Заем не является окончательным доходом. Если уплата налога влечет за собой уменьшение собственных средств налогоплательщика, то при предоставлении средств взаймы государству такого уменьшения не происходит, поскольку у кредитора остается документ, подтверждающий его право требовать возврата данных средств у государства. Полученный государством налог не влечет за собой каких-либо обременений для него, встречного требования. Следовательно, использование государством займов в дальнейшем требует от него принятия соответствующих мер для возврата привлеченных таким образом средств. Авторы книги «Государственный кредит в капиталистических странах и в СССР» (М., 1933) Н. Левин, М. Пановко, М. Сайгушкин считали, что между займом и налогом много общего. Налог есть источник погашения займов. Рост займов неизбежно влечет за собой рост налогов. Но и рост налогов приводит в конце концов к достижению налоговой границы, что опять-таки вызывает заключение займов, т.е. рост государственного долга. Займы и налоги — это не противоположности, а наоборот, явления, неразрывно связанные, находящиеся в теснейшей внутренней связи друг с другом; заем и налог — это не антиподы, а близнецы, родные братья. Заем есть не что иное, как антиципированный налог, т.е. налог, полученный наперед, до срока. В этой связи представляется, что проведение государственных займов предпочтительнее, чем использование таких методов, как повышение налогов или эмиссия. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что успех финансовой политики государства заключается в умелом сочетании этих двух инструментов для пополнения доходной части бюджета. Так, М.Ф. Орлов писал о том, что «вся наука финансов состоит в том, чтобы оба сии средства — т.е. налоги и кредит — поставить в совершенное равновесие таким образом, чтоб налоги не вредили кредиту, а кредит облегчал налоги». Необходимо отметить как положительные, так и отрицательные стороны роста долговых обязательств государства. Положительная роль роста долговых обязательств заключается в безэмиссионном пополнении доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для совершенствования организации денежного обращения, улучшения состояния расчетов в хозяйственном обороте в условиях дестабилизации экономики страны. Привлекая путем увеличения долговых обязательств дополнительные финансовые ресурсы, государство получает новые возможности для экономического роста и преодоления отставания от более развитых стран. Отрицательное воздействие роста долговых обязательств обусловлено тем, что необходимость долговых выплат снижает возможности решения важнейших социально-экономических проблем, ухудшает вследствие роста налоговой нагрузки эффективность производства, т.е. в долгосрочной перспективе оказывает депрессивное воздействие на рост ВВП. Рост государственного долга, как было сказано ранее, означает увеличение нагрузки на будущие поколения. Особенно сложное положение возникает, когда процентные ставки по государственному долгу превышают темпы роста национального дохода. Международный кредит способствует созданию и укреплению в странах-должниках выгодных для стран-кредиторов экономического и политического режимов. В целях укрепления позиций ведущих стран международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, государства и банки периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады в отношении определенных стран, политика которых им неугодна . Повышение юридического статуса нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность государства, в том числе в сфере государственного долга, — одна из перспектив развития финансового законодательства. Показательно, что в некоторых зарубежных странах (Бельгия, Германия, Швеция и др.) в конституциях (основных законах) финансовая проблематика выделяется даже в самостоятельный раздел . Таким образом, регулирование финансовой деятельности государства, в частности, в области государственного долга, осуществляется на конституционном уровне. Бюджетный кодекс РФ, к сожалению, не содержит понятия государственного кредита. Согласно ст. 6 БК РФ государственный или муниципальный заем (заимствование) — это передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. БК РФ (гл. 15) понятие «государственный кредит» впервые применяет исключительно к отношениям, в которых государство выступает в качестве кредитора (причем только иностранных государств). В тех же случаях, когда государство выступает в качестве заемщика временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иностранных государств, субъектов международного права и т.п., Кодекс говорит об отношениях «по государственному заимствованию», о «долговых обязательствах» и т.п. Такой подход законодателя к изменению теории государственного кредита ничем не обоснован. Понятие «долг» в толковом словаре проф. Б.М. Волина и проф. Д.Н. Ушакова раскрывается как «обязанность, взятое взаймы, преимущественно деньги». Понятие «долг» еще и «…категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести».

В настоящее время общепринятого понятия государственного долга в действующих международно-правовых документах не существует. В Венской (1983 г.) конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов под государственным внешним долгом понимается совокупность всех финансовых обязательств государства. Данная Конвенция еще не вступила в силу, но это не мешает государствам использовать дефиниции, содержащиеся в ней, в заключаемых ими соглашениях. Данное понятие было использовано государствами — членами СНГ при заключении соглашений о правопреемстве в отношении внешних долгов и активов бывшего СССР.

Заказать аналогичную работу   Каталог работ

Узнайте цену написания своей работы

  • Общие положения о государственном кредите (понятие, сущность, принципы, формы)
  • Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства, облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего разм…

  • Законодательство о государственном кредите
  • Рассмотрим процесс становления российского законодательства, регулирующего отношения в рассматриваемой сфере (выделяются два этапа). При этом первый этап (1991-1998) характеризуется отсутствием сис…

  • Общие положения о страховании Понятие и значение страхования

Источник: http://a-n-p.ru/referat-1427.htm

Правовые основы государственного и муниципального кредита

§1. Общие положения о государственном кредите (понятие, сущность,

Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государственный (муниципальный) кредит.

Кредитные отношения получили широкое распространение в современной российской экономике.

Государственный (муниципальный) кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

Государственный (муниципальный) кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ).

Независимо от уровня кредит (государственный и муниципальный) можно рассматривать в двух значениях (аспектах): экономическом и правовом.

Кредит (государственный и муниципальный) как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. И если сущность самой категории кредита рассматривается как передача платежных средств кредитором заемщику для использования их последним на началах возвратности и в собственных интересах, то экономическая сущность государственного и муниципального кредита заключаются в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Особенность финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе государственного и муниципального кредита, заключается в их субъектном составе.

Как совокупность финансово-экономических отношений государственный кредит представляет собой отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в роли заемщика временно свободных денежных средств указанных субъектов.

При муниципальном кредите заемщиком, соответственно, является муниципальное образование, а кредиторами — граждане и организации. Таким образом, обязательным субъектом правоотношений по государственному и муниципальному кредиту является государство или муниципальное образование.

Государственный и муниципальный кредит можно рассматривать и в правовом аспекте.

С правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.

Основная причина использования государственного кредита — это нехватка доходов бюджета для покрытия государственных и муниципальных расходов.

Для реализации операций по государственному (муниципальному) кредиту необходимо наличие временно свободных средств юридических лиц и граждан. Использование этих средств в качестве кредитных ресурсов позволяет государству не прибегать к эмиссионной деятельности.

Поэтому роль государственного (муниципального) кредита заключается не только в том, что он используется как дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из факторов улучшения денежного обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты.

Кредитные отношения также складываются на уровне субъектов РФ и местного самоуправления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня на основе законодательства РФ.

Среди основных источников правового регулирования муниципального кредита особо следует выделить Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №136-Φ3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Порядок заключения договора государственного займа получил правовое закрепление в ч. II ГК РФ.

Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также конституциями и уставами субъектов РФ, а также уставами конкретных муниципальных образований.

Общие же положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Все правоотношения в области государственного кредита носят государственно-властный характер. Несмотря на то, что государство в этих отношениях является должником (заемщиком), именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения и изменения.

Юридические и физические лица, добровольно вступив в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все условия займа.

В отличие от правоотношений по банковскому кредиту субъекты здесь неравноправны, ибо основным методом регулирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит функция управления государственным внутренним долгом. Временные рамки действия правоотношений в сфере государственного кредита в одностороннем порядке устанавливаются государством (должником).

В сфере государственного кредита возникают, однако, правоотношения не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком (государством) и кредиторами), но и правоотношения, опосредуемые функционированием государственного долга.

Государственный и муниципальный кредит напрямую связаны с такими финансово-правовыми категориями, как государственный и муниципальный долг.

Так, в результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

Муниципальный внутренний долг представляет собой общую сумму задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Юридический аспект понятия внутреннего государственного долга России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законом РФ, первоначально был закреплен в ст. 1 Закона РФ от 13 ноября 1992 г.

№3878-I «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Ранее специального нормативного акта, закрепляющего основные положения государственного кредита РФ, не было. Не было такого закона и в бывшем Союзе ССР. В настоящее время данный Закон утратил силу в связи с принятием БК РФ.

Государственный долг обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

В БК РФ государственному и муниципальному долгу посвящена отдельная глава. БК РФ впервые закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ.

Государственный долг РФ определяется как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ.

При этом закрепляется, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

Это несколько шире гарантий, установленных Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

Муниципальный долг как совокупность долговых обязательств муниципального образования полностью и без условий, как закреплено в ст. 100 БК РФ, обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

В БК РФ определена структура государственного долга РФ, которая представляет собой группировку долговых обязательств РФ по установленным видам долговых обязательств. При этом долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств:

  • 1) по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  • 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 4) государственным гарантиям РФ;
  • 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

  • 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  • 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  • 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;
  • 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

  • 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;
  • 3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Структура и виды государственного долга субъекта РФ аналогичны соответствующим категориям государственного долга РФ.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств:

  • 1) по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
  • 2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • 4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах.

В объем муниципального долга включаются:

  • 1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • 2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
  • 3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • 4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;
  • 5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до десяти лет включительно).

В целях оформления государственного долга выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-Φ3 «О рынке ценных бумаг», удостоверяющим право их владельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Эмитентом, т.е.

органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг РФ, выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.

Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

Облигация (от лат.

obligatio — обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ.

Облигации бывают различных видов: на предъявителя и именные. Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а физические лица — за счет личных средств.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств.

Казначейские обязательства — это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

Владельцами казначейских обязательств могут быть юридические и физические лица. Обращение казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме.

К числу ограничений, устанавливаемых Минфином России, могут относиться строго целевое использование казначейских обязательств (только на погашение кредиторской задолженности); ограничения на право передачи казначейских обязательств (только юридическим лицам); определение минимального числа операций по казначейским обязательствам; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Муниципальные займы также могут иметь форму казначейских обязательств (КО).

Самостоятельной формой государственного внутреннего долга являются также долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Долговые обязательства в данном случае — это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номиналом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов их владельцы получали право на соответствующее весовое количество золота.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности.

Различают краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет) обязательства.

Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных — 10 лет.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) оформлялись путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществлялась с дисконтом, т.е.

со скидкой, а погашались они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно продать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг.

Как и любые ценные бумаги государства, они могли быть использованы как средство залога при кредитовании. После дефолта 1998 г. выпуск ГКО был прекращен.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

БК РФ в ст. 120 закрепляет создание единой системы учета и регистрации государственных заимствований РФ.

На Минфин России возложена обязанность по ведению государственной долговой книги РФ (книги внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносится информация об объеме долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Субъекты РФ и муниципальные образования ведут учет заимствований и других обязательств, также внося информацию об этом в специальную Государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу.

Источник: https://studme.org/20031219/pravo/pravovye_osnovy_gosudarstvennogo_munitsipalnogo_kredita

Понятие, сущность и функции государственного кредита

§1. Общие положения о государственном кредите (понятие, сущность,

Государственный кредит– это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика кредита и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов.

Государственный кредит функционирует в следующих формах:

1. Государственные займы – осуществляется за счет эмиссии и размещения ценных бумаг, а также для получения иностранного кредита.

2. Кредиты. Они могут предоставляться в следующих видах:

а) бюджетные ссуды (инвестиционный налоговый кредит)

б) товарный кредит

в) льготные кредиты.

3. Гарантированные займы. Федеральное правительство в форме условленного государственного долга дает гарантированное обязательство под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, либо хозяйственными субъектами.

Как один из видов государственный кредит имеет ряд особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий (налогов):

1. добровольность

2. возвратность

3. платность

Государственный кредит отличается от таких основных форм, как банковский и коммерческий, обеспечением.

При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности.

При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства займы не имеют целевого назначения. Заимствование на более низких уровнях характеризуется целевой направленностью.

Функции кредита:

1. Распределительная.Здесь подразумевается формирование денежных фондов и использование. Здесь проявляется принцип возвратности и срочности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения, т.е.

идет формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств, так и предприятий, организованных на стадии первичного распределения и не предназначенных для текущего потребления:

а) финансирование дефицита бюджета, т.е. после налогов это второй методов финансирования дефицита бюджета.

б) при положительном бюджетном сальдо финансируются экономические и социальные программы, и этот фактор имеет положительное значение для ускорения экономического развития страны.

Финансирование расходов капиталистического характера за счет позаимствованных средств имеет положительное значение. Финансирование перекладывается на все поколения, которые будут пользоваться этим объектом.

2. РегулирующаяГосударство может проводить ту или иную финансовую политику, сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики.

Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, следовательно, более дорогим становиться кредит для предпринимателей.

Государство, выступая в качестве кредитора и гаранта, может стимулировать ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики.

3.Контрольная.

Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и местными органами управления.

2. По месту размещения: внутренние и внешние займы.

3. По обращению на рынке:

— Рыночные (займы свободно продаются и покупаются).

— Не рыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг).

4. По срокам привлечения средств: краткосрочные, среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

5. По обеспеченности долговых обязательств:

— Закладные (обеспечены конкретным доходом или имуществом).

— Беззакладные (обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента)

6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые) займы.

Процентные займы подразумевается доход в виде начисления процента.

Выигрышные – доход в виде выигрышей в момент погашения.

При поцентно-выигрышном займе облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть – в форме выигрышей.

Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.

Беспроцентные (целевые) не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров.

7. В зависимости от условий обращения различают займы с правом досрочного погашения и без него.

8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_106469_ponyatie-sushchnost-i-funktsii-gosudarstvennogo-kredita.html

Государственный кредит — что это такое простыми словами? Особенности кредитования, функции и виды государственного кредита

§1. Общие положения о государственном кредите (понятие, сущность,

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Основные функции:

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/gosudarstvennyj-kredit/

Сущность и значение государственного кредита

§1. Общие положения о государственном кредите (понятие, сущность,

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – имеет особенности и финансов, и кредита.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Государственный кредит отличается от банковского кредита видом обеспечения, сроками и порядком использования.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

* поиск финансовых ресурсов для финансирования

* государственных расходов, увязки доходов и расходов;

* регулирование макро- и микроэкономических процессов;

* воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Функции государственного кредита

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование денежных доходов и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Формы гос кредита, классификация займов.

Под формой кредита понимается внешнее проявление тех экономическихотношений, которые выражаеткредит.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета.

Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы.

Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственныезаймыхарактеризуютсятем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц,привлекаются для финансирования общественных потребностей путемвыпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

1) по эмитентам – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;

2) в зависимости от места размещения – внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке – рыночные и нерыночные;

4) в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств –закладные и беззакладные ;

6) по характеру выплачиваемого дохода – долговые обязательства выигрышные, процентные и с нулевым купоном;

7) в зависимости от метода определения дохода – долговые обязательства с твердым или плавающим доходом;

8) в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске – обязательствас правом досрочного погашения и без права досрочного погашения;

9) по методам размещения – добровольные, размещаемые поподписке и принудительные.

71. Государственный долг, его содержание и виды.

Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату

В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Классификационные критерии Виды государственного долга.

1.уровень власти

Централизованный долг государства;

2.виды займов

внутренний долг; внешний долг.

3.сроки образования и погашения. капитальный; текущий.

4.формы долговых обязательств. Облигационные займы; безоблигационные займы.

5. сроки погашения. краткосрочные займы; долгосрочные займы.

В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги.

Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, как это было принято в СССР.

В основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валюте.

Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.

По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний — перед нерезидентами.

Влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности республики.



Источник: https://infopedia.su/8x7d9b.html

Studio-pravo
Добавить комментарий