§ 6.2. Обязанности негосударственных организаций как субъектов

Государственные и негосударственные организации как субъекты административно-правовых отношений

§ 6.2. Обязанности негосударственных организаций как субъектов

Общие положения. Наряду с гражданами, субъектами административного права выступают юридические лица. Их определение дается в ст. 48 Гражданского кодекса РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Это определение значимо для всех отраслей права. Помимо этого, Гражданский кодекс в ст.

51 содержит и чисто административные нормы о том, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Подробнее регистрация регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (см. также Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г.

№ 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»). Регистрирующим органом власти является Федеральная налоговая служба (см. Положение о Федеральной налоговой службе).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Не позднее одного рабочего дня с момента регистрации заявителю выдается (направляется) документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей, а также в государственные органы, определенные Правительством РФ, в частности, в Росстат. Последнее правило направлено на практику «одного окна» для удобства учредителей. В дальнейшем регистрации также подлежат внесение изменений в устав, реорганизация и ликвидация юридических лиц.

В гражданском праве, как известно, юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации, а также на виды лиц в зависимости от имущественных прав учредителей на передаваемое в уставный капитал имущество, наконец, на организационно-правовые формы юридических лиц (общества, кооперативы, союзы и др.).

Ни в одном нормативном акте административного права нет своей четкой классификации юридических лиц, но, исходя из публичных целей данной отрасли права, научно-практическое значение будет иметь деление нами их при рассмотрении на государственные и негосударственные организации.

Надо, конечно, понимать всю условность такого деления, т.к. с точки зрения гражданского права частной собственностью является собственность всех юридических лиц, получается, что и любые юридические лица являются частными субъектами.

Тем не менее административный подход требует выделения государственных организаций с особыми властными правами государства в отношении их.

Также как и физические, юридические лица по ходу своей деятельности вступают в многочисленные административно-правовые отношения.

Кроме уже названного, это, например, отношения с трудовыми инспекторами, статистической и противопожарной службой, лицензионными органами, местными администрациями по разнообразным вопросам. В этом смысле субъектами административного права выступают все юридические лица.

Помня об этом, мы посвятим большую часть параграфа организациям, теснее других связанным с органами исполнительной власти, прежде всего государственным организациям.

Следует также иметь в виду, что в отличие от гражданского права, где филиалы и представительства юридических лиц не являются субъектами правоотношений, в административном праве, в частности, в налоговых целях, они приобретают статус особого зависимого субъекта.

Государственные организации. Основными организационно-правовыми формами государственных организаций, предусмотренных различными федеральными законами, являются: унитарные предприятия, учреждения, государственные корпорации, государственные фонды и ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ.

(Следует также иметь в виду, что близкими по природе к государственным выступают муниципальные унитарные предприятия и учреждения, и правила о них довольно сходны.

) Основными их следует считать в отличие от, например, хозяйственных обществ, которые в случае преобладающего участия в них государства также, по сути, будут государственными организациями.

Унитарные предприятия могут учреждаться только государством в виде Российской Федерации или субъекта федерации и муниципальным образованием.

Несмотря на свой публичный статус — это коммерческие организации, но особенностью их является владение переданным им имуществом не на праве собственности, а праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенные предприятия), и запрет деления имущества на доли (ст. 113 Гражданского кодекса РФ и ст.

2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Сразу приведем в качестве реальных примеров таких предприятий ФГУП «Рособоронэкспорт», ФГУП «Учхоз «Пригородное», ГУКП «Бийский олиумный завод» и ГУКП «Алтайагропрод».

Встречаются государственные предприятия, не являющиеся унитарными — форма, не предусмотренная Гражданским кодексом, например, Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (ФГП ВО ЖДТ России).

Само создание и прекращение, вещные и обязательственные права, принятие на работу руководителей и ряд иных вопросов данных юридических лиц укладываются в предмет гражданского и трудового права. Мы лишь остановимся на сугубо административных аспектах правового положения.

Унитарные предприятия создаются только по решению органов исполнительной власти, значит, в регистрирующий орган предоставляется в т.ч. соответствующий распорядительный акт. Закон (п. 4.

ст. 8) при этом прописывает причины для принятия такого решения.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае: 1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ; 2) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; 3) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; 4) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ; 5) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ; 6) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Казенное предприятие может быть создано в случае: 1) если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта федерации или муниципального образования; 2) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ; 3) необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; 4) необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ; 5) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; 6) необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; 7) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий. Проекты уставов предприятий, например, согласно Порядку утверждения уставов государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минэкономики России (утв. Минэкономики РФ 16 октября 1997 г.

№ АП-108/243-19/65) разрабатываются в соответствующих департаментах, согласуются с правовым и заинтересованными департаментами и передаются с проектом приказа на утверждение замминистра.

При этом руководствуются Примерным уставом федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 г. № 205). А в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г.

№ 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» зарегистрированные уставы федеральных предприятий в течение 10 дней после их регистрации представляются руководителями этих предприятий в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

Согласно ст. 17 Закона, предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органами власти (прибылью казенного предприятия целиком распоряжаются органы власти).

Государство также в отношении предприятия имеет право, в частности, назначать руководителя, согласовывать кандидатуру главного бухгалтера, утверждать показатели экономической эффективности деятельности, доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 20). Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам власти бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется органами власти (ст. 26).

Учреждения — это некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-куль-турных или иных функций некоммерческого характера. Обычно, это больницы, университеты, воинские части, колонии, заповедники и др. (например, ГУ «Ведомственная охрана Министерства финансов РФ»).

В форме специализированных финансово-кредитных и иных учреждений (форма не вполне подпадающая под понятие учреждения) при Правительстве РФ действуют государственные фонды (Российский фонд федерального имущества, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Пенсионный фонд РФ) и их отделения, управляющие соответствующими накоплениями (см.

, например, Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования РФ»). В отличие от унитарных предприятий они могут быть не только государственными и муниципальными, но и частными (ст. 120 Гражданского кодекса РФ). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным (с 2011 г.), бюджетным или автономным.

Казенное и бюджетное учреждение, согласно п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Особенностью бюджетного и автономного учреждения в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 3 ноября 2006 г.

№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» является то, что по его обязательствам собственник не отвечает. Тем не менее учредитель и для него устанавливает задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. В состав учредительных документов государственных учреждений включается акт органа власти о создании. Так, с 2004 г.

решения о создании федеральных учреждений принимаются Правительством РФ, а инициативы и проекты документов готовятся в соответствующих цели учреждения ведомствах (см. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений»).

В отношении тех или иных государственных учреждений нередко принимаются типовые положения (например, уже называемое Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)

2008 г.) и примерные уставы (Примерный устав государственного (муниципального) стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения (утв. приказом Минтруда РФ от 4 ноября 1997 г. № 283).

Немаловажным для административного права являются случаи передачи государственным учреждениям отдельных полномочий органов власти.

Это наблюдается в государственных фондах, заповедниках, колониях или, к примеру, в ФГУ «Государственная речная судоходная инспекция РФ» (Устав федерального государственного учреждения «Государственная речная судоходная инспекция РФ» (утв.

приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2003 г. № 193) или в ФГУ «Верхнеобское бассейновое управление по охране водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства Федерального агентства по рыболовству (Верхнеобьрыбвод)».

Государственные корпорации — это сугубо государственные и притом федеральные организации некоммерческого характера. Эта форма предусмотрена ст. 7.1 Федерального закона от 12 января

1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Итак, это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственные корпорации создаются на основании отдельных федеральных законов, поэтому для их регистрации не требуется учредительных документов. Приняты, например, Федеральные законы от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития», от 21 июля 2007 г.

№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Имущество, переданное государственной корпорации, является собственностью государственной корпорации.

Государство не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственные компании — некоммерческие организации, не имеющие членства и созданные Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Это новая организационно-правовая форма, предусмотренная ст. 7.

2 Закона о некоммерческих организациях, в основном совпадающая с государственными корпорациями, за исключением того, что помимо права собственности на переданное в качестве взноса государственное имущество, получает также право доверительного управления в отношении иного определенного государственного имущества.

Государственные академии наук — некоммерческие самоуправляемые научные организации: Российская академия наук (РАН) и отраслевые академии (Российские академия сельскохозяйственных наук, медицинских наук, образования, архитектуры и строительных наук, художеств) (см. ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г.

№ 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). В силу своей профессиональной значимости, академии наук в отдельных случаях получают на согласование подзаконные акты министерств (в области экологии и др.).

Фондом, для целей Гражданского кодекса, признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118). Несмотря на это определение, учредителями фондов могут выступать и государственные органы. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах, например, Федеральный закон от 13 мая 2008 г. № 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий» предусматривает создание Администрацией Президента РФ соответствующих центров в форме фондов, без права их банкротства. Властями Алтайского края учрежден «Алтайский гарантийный фонд».

Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ — это некоммерческие организации, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов федерации и которые создаются на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов федерации (см.

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ»). Таковой, в частности, является Ассоциация «Сибирское соглашение».

Руководящие органы ассоциации и их должностные лица представляют интересы ассоциации в федеральных, региональных и муниципальных органах власти в пределах полномочий, определенных учредительным договором и уставом ассоциации.

(Аналогом этих ассоциаций на международном уровне являются международные правительственные организации, но их правовое положение это уже предмет международного права.)

Негосударственные организации. «Частные» организации (коммерческие и некоммерческие) обычно не обладают какой-либо особой правосубъектностью в области административного права.

Даже политические партии — разновидность общественных организаций, мало чем отличаются от большинства негосударственных организаций, за исключением отношений с избирательными комиссиями; в прежние, советские годы, было иначе: КПСС играла закрепленную законом руководящую роль и нередко официально была в числе органов принятия подзаконных нормативных актов.

Стоит же остановиться, как было сказано, на хозяйственных обществах (акционерных и с ограниченной ответственностью), где так или иначе преобладающим участником является государство. Есть примеры «государственных» обществ с ограниченной ответственностью, например, 99% долей в уставном капитале ООО Алтайский краевой коммерческий «Сибирский социальный банк» принадлежат Алтайскому краю.

Более обычным случаем является участие государства в акционерных обществах, например, в 100% акций ОАО «Российские железные дороги», «Особые экономические зоны», «Объединенная зерновая компания» и «Алтайводсервис», что объясняется выбором этой формы при постепенной приватизации госпредприятий (акционирование госсектора). В науке XIX в.

(Штейн, Пахман) было даже распространено мнение о необходимости деления акционерных компаний на частные и публичные, преследующие преимущественно государственно-хозяйственные цели. Русский ученый И.Т.

Тарасов в своей диссертации по полицейскому (административному) праву (последнее не случайно), посвященной акционерным обществам, в меньшей степени, но также считал данные хозяйственные общества своеобразным органом управления (самоуправления). Сегодня вряд ли можно согласиться с таким «полицейским» подходом к акционерным обществам, являющимся обычной формой коммерческих организаций. Тем не менее и сегодня среди всех хозяйственных обществ ряд акционерных сильнее вовлечены в административно-правовые отношения.

Когда государству принадлежит большинство акций, то права государства на управление в таких обществах очевидны. Но предусмотрены и случаи особого влияния государства на акционерные общества, где ему принадлежит меньшая часть акций. Во-первых, ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено утверждение перечня стратегических организаций. Сейчас действует Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (утв. указом Президента РФ от 4 августа 2004 г.

№ 1009), где названы, например, ОАО «Газпром» (около 38% акций государства), ряд оборонных заводов, портов и аэропортов и др. Во-вторых, согласно ст.

38 этого же Закона, в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Правительство РФ и органы субъектов федерации могут принимать решения об использовании специального права на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотая акция»).

Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

Для этого назначаются представитель государства в совет директоров (наблюдательный совет), который участвует в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений, и представитель в ревизионную комиссию общества. Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества.

Источник: https://magref.ru/gosudarstvennyie-i-negosudarstvennyie-organizatsii-kak-subektyi-administrativno-pravovyih-otnosheniy/

6.4. Общественные и иные негосударственные объединения и их служащие

§ 6.2. Обязанности негосударственных организаций как субъектов

Подобщественным объединением понимаетсядоброволь­ное, самоуправляемое,некоммерческое формирование, создан­ноепо инициативе граждан, объединившихсяна основе общ­ности интересов дляреализации общих целей, указанных вуставе общественного объединения.

Правограждан на создание общественныхобъединений предусмотрено ст. 30Конституции РФ.

этого пра­ва,основные его государственные гарантии,статус обществен­ных объединений,порядок их создания, деятельности,реорга­низации и ликвидации регулируютсяФедеральным законом от 19 мая 1995 г. «Обобщественных объединениях»1,17 мая 1997 г.

№ 78-ФЗ « О внесении измененийв ФЗ «Об обществен­ных объединениях»(СЗ РФ от 19 мая 1997, № 20, ст. 2231), Гражданскимкодексом РФ и другими законами оботдельных видах общественных объединений— политических партиях, закон от 12января 1996 г.

«О профессиональных союзах,их правах и гарантиях деятельности»(СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 3(21); закон 11 августа1995 г. «О благотворительной деятель­ностии благотворительных организациях»(СФКЗ и Ф3.1995, выпуск 12) и другими правовымиактами.

При этом следуетотметить, что действие указанногозако­на «Об общественных объединениях»распространяется толь­ко на общественныеобъединения, созданные по инициативеграждан, за исключением религиозныхорганизаций, а также некоммерческихсоюзов (ассоциаций).

1 Российская газета, 25 мая 1995 г. 34.

2СЗ РФ. 1998.№ 8. Ст.224.

169

Важнейшийпризнак общественного объединения —доб­ровольностьформирования. Граждане имеют правосоздавать по своему усмотрению любые,не запрещенные законом обще­ственныеобъединения без предварительногоразрешения орга­нов государственнойвласти и органов местного самоуправле­ния.

Организованныегражданами общественные объединениямогут регистрироваться в установленномпорядке и приобре­тать права юридическоголица или функционировать безгосу­дарственной регистрации иприобретения прав юридического лица.

Учредителями,членами и участниками общественногообъе­динения могут быть физическиелица и юридические лица -общественныеобъединения, чья заинтересованность всовмес­тном решении задач данногообъединения оформляется инди­видуальнымизаявлениями или документами, позволяющимиучитывать количество членов общественногообъединения.

Созданноеобщественное объединение действует отсвоего имени. Права предоставляются иобязанности возлагаются в целом наобъединение. Изменения в персональномсоставе общественного объединения невлияют на его правовой ста­тус.

Общественныеобъединения могут создаваться вследую­щих пяти организационно-правовыхформах: общественнаяорганизация; общественное движение;общественный фонд; общественноеучреждение; орган общественнойсамодеятель­ности. Каждое из названныхобъединений имеет свои особен­ностиили черты.

1.

Общественной организацией являетсяоснованноена членстве общественное объединение,созданное на основе со­вместнойдеятельности для защиты общих интересови дости­жения уставных целейобъединившихся граждан.

Высшим руководящиморганом является съезд (конференция)или об­щее собрание. Постояннодействующим руководящим органом являетсявыборный коллегиальный орган, подотчетныйсъез­ду или общему собранию.

В случаегосударственной регистрации общественнойорга­низации ее постоянно действующийруководящий орган осу­ществляет праваюридического лица от имени общественнойорганизации и исполняет ее обязанностив соответствии с ус­тавом.

170

Собственникамиимущества являются общественныеорга­низации, обладающие правамиюридического лица, каждый индивидуальныйчлен общественной организации не имеетправа собственности на долю имущества,принадлежащего об­щественнойорганизации. Их структурные подразделенияиме­ют право оперативного управления,закрепленным собствен­ником.

2.

Общественноедвижение состоитиз участников и не име­ет фиксированногочленства массовое общественноеобъедине­ние, преследующее социальные,политические и иные, обще­ственнополезные цели, поддерживаемые участникамиэтого движения. Выборный коллегиальныйорган является постоян­но действующимруководящим органом и с моментагосудар­ственной регистрацииприобретает права юридического лица,действует в соответствии с принятымуставом.

От имени общественногодвижения право собственника имуществаосуществляет их постоянно действующийруково­дящий орган, указанный в уставе.

3.Общественныйфонд —это один из видов некоммерчес­кихфондов и представляет собой не имеющеечленства обще­ственное объединение,цель которого заключается в форми­рованииобщего имущества на основе добровольныхвзносов и иных, не запрещенных закономпоступлений и использова­нии данногоимущества на общественно полезные иблаготво­рительные цели.

Руководящийорган фонда формируется его учредителямии/или участниками либо решениемучредите­лей общественного фонда,принятым в виде рекомендаций илиперсональных назначений, либо путемизбрания участника­ми на съезде(конференции) или общем собрании.

Вслучае государственной регистрацииобщественного фонда он свою деятельностьосуществляет в порядке, предусмотреннымГК РФ.

От имени общественногофонда права собственника имуще­стваосуществляет его постоянный руководящийорган.

4.Общественнымучреждением являетсяне имеющее член­ства общественноеобъединение создаваемое с целью оказанияконкретного вида услуг, отвечающихинтересам участников учреждения исоответствующим уставным целям этогообще­ственного объединения. Управлениеобщественным учрежде­нием и егоимуществом осуществляется лицами,назначенны­ми учредителем. Можетсоздаваться коллегиальный орган,

171

имеющий правосовещательного голоса, но не вправераспоря­жаться имуществом общественногоучреждения, если иное не установленоучредителем. В случае государственнойрегистра­ции осуществляет своюдеятельность в порядке, установлен­номГК РФ.

Собственникомимущества является .учредитель, которыйможет передать право оперативногоуправления имуществом общественномуучреждению. Последнее может бытьсобствен­ником созданного или законноприобретенного имущества.

5.

Создание органаобщественной самодеятельности пре­следуетцель совместного решение различныхсоциальных проблем, возникающих уграждан по месту жительства, ра­ботыили учебы, направленное на удовлетворениепотреб­ностей неограниченного кругалиц, чьи интересы связаны с достижениемуставных целей и реализацией программорга­на общественной самодеятельностипо месту его создания. Орган общественнойсамодеятельности формируется поини­циативе граждан. В случаегосударственной регистрации онприобретает права и обязанностиюридического лица в соот­ветствии суставом. Орган общественной самодеятельностиможет быть собственником созданногоили законно приоб­ретенного имущества.

Все организационно-правовыеформы общественных объе­динений могутосуществлять предпринимательскуюдеятель­ность лишь постольку, посколькуэто служит достижению ус­тавных целей,ради которых они созданы, и соответствующуюэтим целям. Предпринимательскаядеятельность осуществля­етсяобщественными объединениями в соответствиис ГК РФ и другими законодательнымиактами.

Потерриториальной сфере деятельностисуществует сле­дующиевиды общественных объединений:общероссий­ские,межрегиональные, региональные и местныеобществен­ные объединения.

Ихдеятельность основывается на прин­ципахдобровольности, равноправия, самоуправленияи за­конности. Общественные объединениясвободны в определе­нии своей внутреннейструктуры, целей, форм и методовдея­тельности.

Их деятельность должнабыть гласной, а ин­формация об ихучредительных и программных документах— общедоступной.

Законом запрещаетсясоздание и деятельность обществен­ныхобъединений, цели или действия которыхнаправлены на

172

насильственноеизменение основ конституционного строяи нарушение целостности РоссийскойФедерации, подрыв безо­пасностигосударства, создание вооруженныхформирований, разжигание социальной,расовой, национальной или религи­ознойрозни.

В законе определено,что государство, не вмешивается вдеятельность общественных объединений,при этом обеспечи­вает соблюдение ихправ и законных интересов, оказываетим поддержку, законодательно регулируетпредоставление им оп­ределенныхналоговых льгот.

На съезде(конференции) или общем собраниипринимает­ся решение о созданииобщественного объединения, об утвер­жденииего устава и о формировании руководящихи кон­трольно-ревизионных органов. Спринятием решения обще­ственноеобъединение считается созданным.

Онос этого мо­мента осуществляет своюуставную деятельность, приобретаетправа, за исключением прав юридическоголица, и принимает на себя соответствующиеобязанности.

Полная административ­наяправоспособность общественногообъединения как юриди­ческого лицавозникает с момента государственнойрегистра­ции данного объединения всоответствующих органах юсти­ции. Вданном случае ему выдается соответствующеесвиде­тельство.

Государственнаярегистрация общественных объеди­нений— это своеобразная форма государственногоконтроля за их деятельностью, однако,государство при этом не вмеши­ваетсяв их деятельность.

Международные иобщероссийские общественные объеди­нениярегистрируются Министерством юстицииРФ, межреги­ональные общественныеобъединения — органами юстиции по местунахождения постоянно действующегоруководящего орга­на общественногообъединения, региональные и местныеоб­щественные объединения регистрируютсяорганами юстиции соответствующихсубъектов Федерации.

Длягосударственной регистрации в органыюстиции по­даются необходимыедокументы: заявлениев регистрируе­мый орган, подписанноечленами постоянно действующегору­ководящего органа с указаниемместа жительства каждого; уставобщественного объединения в двухэкземплярах; выпис­ка из протоколаучредительного съезда (конференции),общего собрания, содержащего сведенияо создании общественного объединения,об утверждении его устава и о формированиируководящих и контрольно-ревизионныхорганов; сведения об

173

учредителях;документ об уплате регистрационногосбора; до­кумент о представленииюридического адреса общественномуобъединению, протоколы учредительныхсъездов (конферен­ций) или общихсобраний структурных подразделенийдля международного, общероссийского имежрегионального обще­ственныхобъединений.

При использованииобщественным объединением личногоимени или символики, защищеннойзаконодательством Рос­сии — документы,подтверждающие правомочия на ихисполь­зование.

Основополагающеезначение в определении статусаобще­ственного объединения имеет егоустав. /

Ондолжен предусматривать: название,цели, организаци­онно-правовую формуобъединения; структуру, руководящие иконтрольно-ревизионные органы; территорию,в пределах которой объединениеосуществляет свою деятельность; усло­вияи порядок приобретения и утраты членствав объедине­нии; права и обязанностиего членов; компетенцию и порядокформирования, сроки полномочий; местонахождения руково­дящих органовобъединения; порядок внесения измененийи дополнений в устав объединения;источники формирования денежных средстви иного имущества, права по управлениюимуществом; порядок реорганизации и/илиликвидации объе­динения.

Государственныеорганы, регистрирующие общественныеобъединения, включают их в единыйгосударственный реестр юридическихлиц, открытый для всеобщего ознакомления.

При этом общественныеобъединения в силу своей социаль­нойприроды не обладают государственно-властнымиполномо­чиями, но могут быть наделенынекоторыми правами и обя­занностямив сфере исполнительной власти и могутбыть уча­стниками некоторыхадминистративно-правовых отношений.

Приосуществлении уставных целей общественноеобъеди­нение имеет право: свободнораспространять информацию о своейдеятельности; участвовать в выработкерешений органов государственной властии органов местного самоуправления впорядке и объеме, предусмотренномзаконодательством; про­водить собрания,митинги, демонстрации, шествия ипикети­рование; учреждать средствамассовой информации и осуще­ствлятьиздательскую деятельность; представлятьи защищать свои права и законные интересысвоих членов (участников), а также другихграждан; осуществлять в полном объемеполно-

174

мочия, предусмотренныезаконами об общественных объеди­нениях;выступать с инициативами по различнымвопросам общественной жизни и вноситьпредложения органы государ­ственнойвласти; участвовать в избирательныхкампаниях, при условии наличия в уставеэтого права и если с момента егорегистрации исполнилось шесть месяцев.

Общественноеобъединение обязано: соблюдатьзаконода­тельство Российской Федерации,общепризнанные принципы и нормымеждународного права, касающиеся сферыего деятель­ности, а также нормы,предусмотренные его уставом и инымиучредительными документами; ежегоднопубликовать отчет об использованиисвоего имущества или обеспечиватьдоступность ознакомления с этим отчетом;ежегодно информировать орган,регистрирующий общественные объединения,о продолжении своей деятельности суказанием действительного местанахож­дения постоянно действующегоруководящего органа, его на­звания иданных о руководителях в объеме сведений,включа­емых в единый государственныйреестр юридических лиц.

Объем административнойправоспособности общественных объединенийкак юридических лиц может быть различными зависит от уставных целей общественногообъединения.

Органы прокуратурыосуществляют надзор за соблюдениемзаконов общественными объединениями

Контроль засоответствием деятельности общественныхобъединениях их уставным целямосуществляют органы юс­тиции, которыерегистрируют эти общественные объединения.

Контролирующий орган вправе: запрашиватьу руководя­щих органов общественныхобъединений их распорядитель­ныедокументы; направлять своих представителейдля учас­тия в проводимых имимероприятиях; в случае выявлениянарушений общественными объединениямизаконодательства или совершения имидействий, противоречащих их уставнымцелям, органом юстиции может бытьвынесено руководящим органам объединенийписьменное предупреждение.

За правомерностьюих хозяйственно-экономическойдеятель­ности осуществляют контрольфинансовые органы. Они конт­ролируютисточники поступления доходов общественныхобъе­динений, размеры получаемых имисредств и правильности уплаты налогов.

Имуществообщественного объединения формируетсяна основании вступительных взносов,если их уплата предусмот­рена уставом;добровольных взносов и пожертвованийи дру­гих не запрещенных закономпоступлений.

175

Административныйнадзор и специальный контроль за

выполнениемобщественными объединениями существующихнорм и стандартов могут осуществлятьсяэкологическими, по­жарными,эпидемиологическими и иными органамигосудар­ственного надзора и контроля.

Государствомгарантирована защита законных интересовобщественным объединениям и гражданам,чьи права оказа­лись нарушенными. Онив соответствии с законом могут обра­титьсяс исковыми заявлениями в судебные органыили с за­явлениями и жалобами ввышестоящие органы исполнитель­нойвласти.

Государственныеорганы и органы местного самоуправле­нияи их должностные лица, причинившие ущербобществен­ным объединениям вследствиенарушения указанными орга­нами идолжностными лицами законодательства,несут ответ­ственность, предусмотреннуюуголовным, гражданским и ад­министративнымзаконодательством РФ.

Общественныеобъединения, втом числе не зарегистриро­ванные ворганах юстиции, в случае нарушениязаконодатель­ства РФ несутответственность всоответствии с действующим законодательством.

При совершенииобщественными объединениями, в томчисле не зарегистрированными в органахюстиции, деяний, наказуемых в уголовномпорядке, лица, входящие в руководя­щиеорганы, при доказательстве их вины заорганизацию ука­занных деяний могутпо решению суда нести ответственностькак руководители преступных групп.Другие члены и участ­ники такихобъединений несут ответственность зате преступ­ные деяния, в подготовкеили совершении которых они уча­ствовали.

При осуществленииорганами исполнительной властикон­трольных и надзорных полномочийза деятельностью обще­ственныхобъединений, а также при рассмотрениижалоб по поводу нарушения прав и законныхинтересов граждан и об­щественныхобъединений возникают самые разнообразныеад­министративные правоотношения.

Вслучае выявления незаконных действийсо стороны об­щественных объединенийих деятельностьможет быть при­остановлена нао срок до решения суда в случае нарушенияКонституции РФ, конституций (уставов)ее субъектов, законо­дательства, атакже совершения действий, противоречащихуставным целям.

176

Ликвидацияобщественного объединения можетбыть осуществлена по решению съезда(конференции) или общего собрания, илипо решению суда. Ликвидация общественно­гообъединения в судебном порядке означаетзапрет на его деятельность независимоот факта его государственной ре­гистрации.

Ликвидация по решению суда в случаях:нару­шений требований ст.

16 (переченьзапретов на создание об­щественныхобъединений);виновных в нарушении своимидействиями прав и свобод граждан;неоднократных грубых нарушений законаили иных правовых актов либо осуще­ствлениесистематической деятельности,противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд оликвидации общероссийского илимеж­дународного общественногообъединения в данной статье осно­ваниямвносится Генеральным прокурором РФ.

Решение суда оприостановлении деятельности илиликви­дации общественного объединенияможет быть обжаловано в случаях ипорядке, установленном федеральнымизаконами.

Отмена решения оликвидации общественного объединениявлечет возмещение государством всехубытков, понесенных общественнымобъединением в связи с его незаконнойликви­дацией.

После принятиярешения и оставлении его в силе оликви­дации общественного объединения,являющегося юридическим лицом, оно(решение) направляется в орган,зареги­стрировавший общественноеобъединение, для исключения этогообъединения из единого государственногореестра юри­дических лиц.

Субъектамиадминистративного права являются такжепредприятия, учреждения и иныенекоммерческие органи­зации,осуществляющиеразличные виды хозяйственно-эконо­мической,социально-культурной, организационнойи иной деятельности по удовлетворениюжизненных потребностей на­селения.

Предприятиесоздается дляпроизводства товаров, продук­тов,различных работ и услуг населению.

Учрежденияреализуютгосударственные и общественные функциисоциально-культурного иадминистративно-полити­ческогосодержания. Основное различие предприятийи учреж­дений состоит в характере ихдеятельности, первые связаны спроизводством, вторые реализуютобслуживающие функции

177

управленческого,социального, культурного, образовательно­го,научного и другого характера.

Взависимости от форм собственностипредприятия яв­ляются государственными,муниципальными, общественны­ми,кооперативными, индивидуальными,семейными и смешан­ных форм собственности.Предприятия могут также класси­фицироватьсяпо выпускаемой продукции или выполняемымработам. Они могут быть коммерческиеили некоммерческие, объединяться всоюзы, ассоциации и др.

В своюочередь, учреждениятакже могут различаться по формесобственности, похарактеру выполняемых обслужи­вающихфункций (культурно-просветительные,образователь­ные, социальной защиты,здравоохранения, научные и др.).

Административно-правовоеположение предприятий,уч­реждений и организаций определяетсяКонституцией РФ, кон­ституциямиреспублик, уставами субъектов федерациифеде­ральными законами, в первуюочередь, ГК РФ, законами субъек­товфедерации и другими нормативно-правовымиактами.

Предприятия,учреждения и организации вступают вад­министративно-правовые отношенияс органами исполнитель­ной власти ииными субъектами административногоправа в связи с реализацией своих прав,обязанностей и законных ин­тересовв сфере своей деятельности.

Нормы административногоправа регламентируют правовой статусэтих субъектов права независимо от формих собствен­ности (11, с. 128).

Это относится крегулированию отношений, возникающиху предприятий, учреждений и организаций:

• с органамиисполнительной власти, государственногоуп­равления;

• при государственнойрегистрации или отказе в регист­рации;

• по ведениюбухгалтерского учета;

• по выполнениютребований государственной статисти­ческойотчетности.

Предприятия,учреждения, организации и иные юриди­ческиелица как субъекты административногоправа обяза­ны соблюдать: всеправила и нормы пожарной безопасности,налоговое законодательство, экологическое,антимонопольное, санитарно-гигиеническиенормы и правила, сертификации и качествавыпускаемых товаров и продуктов,безопасности ве­дения работ и др.

Специальные органыисполнительной власти осуществля­ютадминистративный надзор за точнымисполнением норм и правил всемипредприятиями, учреждениями иорганизация­ми независимо от формсобственности.

Однакоадминистративно-правовое положениесубъектов государственной формысобственности отличается отнегосу­дарственных тем, что первыеобразуются и ликвидируются государственнымиорганами власти.

Они же утверждают устави назначают руководителей, контролируютих деятельность, определяют заказы,если собственность передана на правеопе­ративного управления илихозяйственного ведения.

Это дает большевозможностей в организации производствапродукции и ее реализации.

Административно-правовоеположение муниципальных предприятий,учреждений и организаций аналогичногосудар­ственной форме собственности.

Негосударственныепредприятия, учреждения и организа­циисвободны в организации своей деятельностии реализации продукции, то есть закономзапрещено какое-либо вмешатель­ствогосударственных органов власти и органовместного само­управления в иххозяйственную деятельность. Имгарантиро­вана государством защитасо стороны правоохранительных органов.

Однако негосударственныепредприятия, учреждения и орга­низациив случаях нарушения законодательстванесут адми­нистративную ответственностькак юридические лица.

Служащиенегосударственных предприятий, учрежденийи организаций являются субъектамиадминистративного права. За совершениеадминистративных правонарушений онинесут административную ответственностьна общих основаниях.

Дол­жностныелица в соответствии с административнымзаконода­тельством за неисполнениеили ненадлежащее исполнение своихобязанностей, влекущих нарушениеадминистративных норм и правил,привлекаются к специальной административнойот­ветственности.

'Вопросы для самоподготовки и контроля

1. Понятие государственных служащих ихклассификация.

2. Полномочия и социальные гарантиигосударственных служа­щих.

178

179

3. Понятие, принципы и прохождениегосударственной службы.

4. Административно-правовой статусмуниципальных служащих.

5.

Прохождение муниципальной службы.

6. Административно-правовой общественныхи иные негосудар­ственные объединенийи их служащих.

7.Организационно-правовые формы общественныхобъединений.

Раздел

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ

Небеспокойся о том, что люди тебя не знают,а беспокойся, что ты не знаешь людей

Чевист

Источник: https://studfile.net/preview/4414168/page:21/

Понятие и виды организаций как субъектов АП

§ 6.2. Обязанности негосударственных организаций как субъектов

Организации как субъекты административного права также разделены на виды и группы:

государственные (выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством): органы государства, государственные предприятия и учреждения;

негосударственные (не выполняют государственных задач и функций, не финансируются государством и им не управляются): общественные объединения граждан (профсоюзы, спортивные организации и другие), кооперативные объединения, объединения по другим интересам и т.д.

Вопрос 35

АПС предприятий учреждений

Предприятие – это разновидность организации, созданная собственником для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

По организационно-правовой форме предприятия м б:

1) полные товарищества;

2) товарищества на вере;

3) ООО;

4) ОДО;

5) АО;

6) производственные кооперативы;

7) унитарные предприятия;

8) и т.д.

В зависимости от производственно-технологической специализации:

1) промышленные предприятия;

2) сельскохозяйственные;

3) транспортные;

4) предприятия связи;

5) предприятия торговли;

6) жилищно-коммунальные;

7) и т.д.

Предприятие создаются физическими или юр лицами. Учредительным документом является устав и учредительный договор. Предприятие считается созданным с момента гос регистрации.

Порядок гос регистрации регламентирован ФЗ «о Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрирующий орган – Федеральная Налоговая Служба.

Кроме регистрации для осуществления некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии. Порядок получения лицензии установлен ФЗ «о Лицензировании отдельных видов деятельности».

Право контроля за соблюдением действующего законодательства предоставлено многим органам ИВ. Для предотвращения злоупотребления контрольными полномочиями в РФ принят ФЗ «о Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Ликвидация предприятия возможна следующими путями:

1) по решению учредителей;

2) по истечению срока, на который оно было создано;

3) по решению суда.

Имеются существенные различия между АПС гос и негосударственных предприятий. Влияние государства на гос предприятия значительно больше, чем на негосударственных. Это связано с тем, что отдельные виды деятельности разрешены только гос предприятиям. Например, производство оружия. Гос предприятия м б основаны:

1)на праве хозяйственного ведения;

2)на праве оперативного управления.

Учреждение – это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих и социально-культурных функций. Учреждения представляют собой особый вид некоммерческой организации. Как правило, оно не является собственником имущества. Имущество закрепляется на праве оперативного управления.

Учредительным документом учреждения является устав или положение. Учреждение подлежит гос регистрации в Федеральной налоговой службе и так же для осуществления отдельных видов деятельности требуется получение лицензии.

Образовательные учреждения требуют так же гос аккредитации. По форме собственности учреждения м б гос и негосударственными. Влияние гос органов на гос учреждения> значительно, чем на не гос.

Контроль за деятельностью учреждений, ликвидация учреждений аналогичны предприятиям.

Вопрос 36

АПС общественных объединений

Правовое положение общественных объединений регламентируется: ФЗ «об Общественных объединениях», «о Благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «о Некоммерческих организациях», «о Профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «о свободе совести и религиозных объединениях», «о Политических партиях».

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут осуществлять свою деятельность как юр лица, так и без гос регистрации, когда общественные объединения не обладает статусом юр лица. Регистрирующий орган – министерство юстиции.

Тем не менее, независимо от факта гос регистрации запрещается создание и деятельность общ объединений, цели и деятельность которого направлены на насильственное изменение основ КС, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание различного рода рознь.

Для создания общественного объединения необходимо: созвать общее собрание членов объединения, на котором будет принят устав и сформированы руководящие и контрольно-ревизионные органы.

По организационно-правовой форме общественное объединение м б:

1) общественные организации;

2) общественные движения;

3) общественный фонд;

4) общественные учреждения;

5) органы общественной самодеятельности;

6) политические партии.

В зависимости от территории действия:

1) международные;

2) общероссийские;

3) межрегиональные;

4) региональные;

5) местные.

Особенности взаимоотношений гос органов и общественных объединений заключается в том, что органы ГВ не вправе вмешиваться в деятельность общественных объединений.

Тем не менее, органы ИВ определяют требования устава общественного объединения, регистрируют их в качестве юридических лиц, оказывают поддержку в деятельности, в частности регистрирующий орган осуществляет контрольные полномочия по определению соответствия деятельности общественного объединения уставным целям, имеет право запрашивать определённые документы, может направлять своих представителей для участия в проводимых мероприятиях, выносить в адрес общественного объединения письменное предупреждение. В случае выявления нарушений КоАП предусматривает административную ответственность по ст. 19.4 и 19.5 КоАП РФ. В связи с контрольными полномочиями органов ИВ, о о обязаны:

1) соблюдать законодательство;

2) ежегодно публиковать отчёт об использовании своего имущества;

3) ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности;

4) допускать представителей органов ИВ на проводимые мероприятия.

О о вправе:

1) участвовать в выработке решений органов ГВ и МСУ;

2) проводить митинги, собрания, шествия и т.д.;

3) учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;

4) выступать с инициативами по отдельным вопросам общественной жизни.

Общественное объединение м заниматься предпринимательской деятельностью, если это соответствует их основным целям.

Вопрос 37

Источник: https://studopedia.net/6_106394_ponyatie-i-vidi-organizatsiy-kak-sub-ektov-ap.html

Тема Государственные и негосударственные организации как субъекты административного

§ 6.2. Обязанности негосударственных организаций как субъектов

Тема. Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права

1. Понятие и виды организаций Организация — объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов.

Орган управления организации — ее администрация.

Административно-правовой статус организации – положение организации в системе административно-правовых отношений, включающее совокупность ее прав, обязанностей, гарантий и ответственности как правосубъектного участника отношений в сфере организации и осуществления исполнительной власти.

Элементы административно-правового статуса организаций Административная правосубъектность – способность выступать субъектом административно-правовых отношений Административная праводееспособность — возникает и прекращается на основании закона или акта управления Административная деликтоспособность – возникает при создании организации и прекращается с ее ликвидацией Административные права Административные обязанности Гарантии реализации административных прав Административная ответственность

Виды организаций в административном праве 1. По формам собственности 1. государственные 2. муниципальные 3. международные 4. частные 5. общественные 6. религиозные 2. По значению деятельности 1. Общероссийского значения 2. межрегионального значения 3. регионального значения 4. местного значения 3. По цели деятельности 1.

коммерческие организации – организации, имеющие основной целью деятельности извлечение прибыли и распределяющие прибыль среди учредителей (участников, акционеров, членов); 2.

некоммерческие организации — – организации, не имеющие основной целью деятельности извлечение прибыли, не распределяющие прибыль между участниками и действующие для достижения общественного блага

4. по роду деятельности 1. Предприятия – предназначены для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг 2. Учреждения — предназначены для решения управленческих (государственных, муниципальных, общественных) задач виды учреждений по отраслям деятельности

Виды предприятий по отраслям 1. промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др. ); 2. сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и артели, рыболовецкие артели, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и др.

); 3. строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные объединения); 4.

транспортные предприятия (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные предприятия водного транспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды, ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортные объединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные предприятия; объединения и предприятия трубопроводного транспорта и др. ); 5. предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др. ); 6. предприятия торговли (универмаги, гастрономы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинаты и др. ); 7. предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные, буфеты, бары и др. ); 8. жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтноэксплуатационные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др. ); 9. другие виды предприятий.

§ Учредительным документом предприятия устав или учредительный договор. является § Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.

§ Для осуществления отдельных видов деятельности предприятию необходимо получение специального разрешения государства — лицензии.

§ Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права.

Собственник (государство)имущества унитарного предприятия: • принимает решение о создании унитарного предприятия; • определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; • утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения; • принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия; • формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия; • назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор; • утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия; • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; • дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия; • имеет другие права

Административно-правовой статус негосударственных предприятий действуют в пределах административноправового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные.

Виды учреждений по отраслям деятельности • учреждения, осуществляющие управленческие функции, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д. • здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.

); • образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др. ); • культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.

); • экспертные учреждения; • научные учреждения; • иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства); • другие виды учреждений.

По организационно-правовой форме различаются: • • полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив; потребительский кооператив; унитарные предприятия и др.

Понятие и виды общественных объединений — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Система законодательства об общественных объединениях включает ФЗ «Об общественных объединениях» , «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» , «О некоммерческих организациях» , «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» , «О свободе совести и о религиозных объединениях» , «О политических партиях» и ряд других актов.

Участниками общественного объединения являются физические и получившие права юридического лица другие общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и его конкретным акциям, а также принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия (если иное не предусмотрено уставом данного общественного объединения). Участники общественного объединения — физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: • • • общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности объединившихся граждан для защиты их общих интересов и достижения целей, стоящих перед организацией.

Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, которые поддерживаются участниками общественного движения.

Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение.

Цель деятельности общественного фонда заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественное учреждение — это общественное объединение, не имеющее членства и ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы.

Политическое общественное объединение — это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями. Важнейшее положение, определяющее статус общественных объединений, — отсутствие руководства их деятельностью со стороны государства.

Общественные объединения, в свою очередь, вправе: • свободно распространять информацию о своей деятельности; • участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование; • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других общественных объединениях; • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; • участвовать в избирательных кампаниях (при условии государственной регистрации данного общественного объединения и при наличии в его уставе положения об участии в выборах).

Особенности административно-правового положения профессиональных союзов профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, которое создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» .

Права прфсоюзов: • право профсоюзов на представительство и защиту социальнотрудовых прав и интересов работников; • право принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, осуществлять контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости; • право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров; • право участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления; • право на участие в подготовке и повышении квалификаций профсоюзных кадров; • право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде; • права в области охраны труда и окружающей среды; • право на социальную защиту работников; • право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров и др.

Основы административно-правового положения религиозных объединений Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, и др.

Они могут производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; вправе осуществлять благотворительную деятельность, создавать культурно-просветительные, образовательные и другие организации, учреждать средства массовой информации. Им предоставлено также право осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия.

Основаниями для решения суда о ликвидации религиозной организации и запрета на ее деятельность в судебном порядке являются: • нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; • действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя; • создание вооруженных формирований; • пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничество; • посягательство на личность, права и свободы граждан; • принуждение к разрушению семьи; • склонение к самоубийству; • побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, к совершению иных противоправных действий и другие обстоятельства.

Источник: https://present5.com/tema-gosudarstvennye-i-negosudarstvennye-organizacii-kak-subekty-administrativnogo/

Studio-pravo
Добавить комментарий