§ 5. Административно-правовой статус субъектов экономических отношений

Административно-правовой статус субъектов административных отношений

§ 5. Административно-правовой статус субъектов экономических отношений

Особенностью АП является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще 1 особенность АП — обычно обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам АПО.

Субъект АП — это участник общественных отношений, носитель конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах АП. Это граждане, гос органы, общественные объединения. Права и обязанности субъекта АП образуют в совокупности его правовой статус.

Полномочия субъектов АП могутвыражать право гражданина на получение высшего образованияили занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства и т.д.

По своему административно-правовому статусу субъекты АП делятся на 2 группы: физ лица и организации. Физ лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Организации как субъекты АП делятся на гос. и негос.

Гос. организации:

1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством,

2) базируются на гос собственности,

3) управляются гос-вом.

Это органы гос аппарата — представит, исполнит, судеб, органы прокуратуры и др., гос предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негос – не выполняют задач и функций государства, не финансируются государством.

Это: профсоюзы, спортивные общества, партии, религиозные организации, коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Структура административно-правового статуса гражданинавключает:

1) правовой статус личности;

2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере АП регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).

Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу, окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

Конституция РФ устанавливает в исключит случаях возможность ограничения прав личности “только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Например, право на неприкосновенность жилища м.б. ограничено сотрудниками полиции при наличии оснований, в частности при розыске преступника, если в кв. или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и т.д.

Вторая составная часть административно-правового статуса – статус гражданина РФ. Как субъект АП каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие АП статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в гос и обществ деят-ти. Это нормы об участии в управлении делами гос-ва (ст. 32 Конституции), право на объединение (ст.

30), обязанность нести воинскую службу (ст. 59), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собственности и др.

А также нормы, определяющие АП статус гражд в личной или семейной сфере, нап-р, право на изменение Ф.И.О.

Чтобы быть участником административных правоотношений, гражданин, как и др. субъекты АП, должен располагать административной правоспособностью. Это фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юр. обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью.

Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной, соц, культурной и административно-политической сферах. Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определённых законодательством. Например, не все граждане по состоянию здоровья, могут быть зачислены на действительную срочную военную службу.

В качестве социального элемента АП статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.

Четвертый элемент АП статуса гражданина называют особым статусом – это права и обязанности, кот граждане приобретают по желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей.

Например, любители-охотники, туристы, коллекционеры и т.д.

Есть особенности АП статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, кроме:

1) они не могут избирать и быть избранными в гос органы власти и ОМСУ;

2) не несут обязанностей по военной службе;

3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответ. правовым актом;

4) им не м.б. проданы земельные участки;

5) они не могут заниматься предпринимательской или любой др. деят-тью, связь с обороной страны и гос. безопасностью, пользованием информацией, составляющей гос. тайну;

6) исключительно к ним м.б. применена и такая мера адм ответственности, как административное выдворение за пределы РФ.

Правовой статус органов исполнительной власти.

ОИВ — это орг-ция, которая, являясь частью гос аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с зак-вом, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Из определения следует, что этот орган:

— является частью гос. аппарата (Министерство является часть Правительства);

— имеет свою структуру;

— имеет территориальный масштаб деятельности и свою компетенцию (действует на определенной территории);

— образован в соответствии с законодательством; выступает от имени государства (например, когда Прав-во осуществляет свою деятельность за пределами РФ);

— осуществляет руководство в различных сферах деятельности (в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).

АП статус ОИВ определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, фед. и иными законами, положениями об органах (например, Положение «Министерстве внутренних дел Российской Федерации»).

Все ОИВ обладают административной правосубъектностью. Административная правоспособность и дееспособность ОИВ возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением.

АП статус ОИВ определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Характерные черты органов исполнительной власти:

— осущ-ляют исполнительно-распорядительную деят-ть;

— наделены оперативной сам-тью;

— имеют, как правило, постоянные штаты;

— образуются вышестоящими органами;

— наделены правом распорядительства (правом издавать подзаконные юр. акты, в т.ч. акты норматив характера);

— подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления.

Виды органов исполнительной власти:

1. В соответствии с федеральным государственным устройством:

— ФОИВ, распространяющие свою деятельность на всей территории России (Президент России и Администрация Президента, Правительство России, федеральные министерства, гос комитеты и др.);

— региональные ФОИВ, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

— ОИВ субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий субъектов. В масштабе республик действуют главы республик, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства.

В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

2. В зависимости от объема и характера компетенции:

— органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (правительства, администрация краев, областей);

— органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

— органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.

3. По порядку разрешения вопросов:

— коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

— единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью.

4. По основаниям образования:

— образование которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрация, правительства);

— создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_129217_administrativno-pravovoy-status-sub-ektov-administrativnih-otnosheniy.html

Субъекты административных правоотношений и особенности их правового статуса

§ 5. Административно-правовой статус субъектов экономических отношений


В статье раскрыта сущность дефиниции «субъекты административного права» с позиции науки административного права; выделены особенности субъектов административного права; определены виды субъектов административных правоотношений; раскрыта сущность административной правосубъектности, административной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности; рассмотрены особенности правового статуса различных субъектов административных правоотношений.

Ключевые слова: административное право, административные правоотношения, субъекты административных правоотношений, административная правосубъектность, административная дееспособность, административная правоспособность, частные субъекты административных правоотношений, публичные субъекты административных правоотношений.

The article reveals the essence of the definition “subjects of administrative law” from the standpoint of the science of administrative law; highlighted the features of subjects of administrative law; types of subjects of administrative legal relations are defined; the essence of administrative legal personality, administrative legal capacity, legal capacity and delictual capacity is disclosed; considered the features of the legal status of various subjects of administrative legal relations.

Keywords: administrative law, administrative legal relations, subjects of administrative legal relations, administrative legal personality, administrative capacity, administrative capacity, private subjects of administrative legal relations, public subjects of administrative legal relations.

Административное право отличается сложной системой субъектов административных правоотношений, состав и положение которых постоянно модернизируются под влиянием изменений, происходящих в обществе.

К примеру, в последние годы появились такие новые субъекты, как иностранные агенты, публично-правовые компании, саморегулируемые организации и пр. При этом изучение субъективного состава является основополагающим при исследовании любой отрасли права. В. М.

Манохина справедливо отметила, что эффективность отраслевых норм находится в прямой зависимости от качества знаний о субъекте правоотношений, регулируемых ими [10, с. 188].

Субъект является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект.

С позиции научной литературы под субъектами понимаются физические и юридические лица, а также государственные и муниципальные органы, которые в силу положений нормативных актов наделены способностью иметь и осуществлять права и обязанности (т. е. субъекты наделены правосубъектностью).

С. С. Алексеев выделяет два основных признака субъекта права [4, с. 320]:

1) субъект права — это лицо, выступающее участником общественных отношений, которое в силу своих особенностей может выступать носителем субъективных прав и обязанностей;

2) субъект права должен обладать реальной возможностью участвовать в правоотношениях.

В науке административного права понятие «субъект права» исследуется отдельно, при этом признаётся, что вопрос о сущности субъекта административных правоотношений является одним из важнейших. Система субъектов административных правоотношений более сложная в сравнении с другими отраслями [11, с. 189].

К субъектам административных правоотношений относятся:

1) лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений, а именно: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;

2) общественные (негосударственные) объединения; служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;

3) представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

В науке административного права субъекты административных правоотношений принято объединять в три группы [12, с. 175]:

1) Индивидуальные субъекты (физические лица);

2) Коллективные субъекты (юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления и пр.);

3) Специальные субъекты.

При этом существуют и иные взгляды на классификацию субъектов административных правоотношений. К примеру, А. Б.

Агапов выделяет индивидуальные и корпоративные субъекты (публично-правовые и частноправовые участники) [5, с. 186]. Т. Б.

Макаров говорит о необходимости классификации субъектов административных правоотношений, исходя из их правового положения в механизме государственного управления [8, с. 43].

Также в качестве основания классификации субъектов административного права рассматривают их правовое положение в системе публичного администрирования [7, с. 17]. Поэтому, по мнению А. М.

Волкова, разумнее говорить о субъектах, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектах, таковыми не наделенных, выделяя две основные группы субъектов административных правоотношений: публичные (властные) субъекты и частные (невластные) субъекты [6, с. 210].

Классификация субъектов административного права на публичные и частные не является бесспорной, так как серьёзного осмысления требует сама концепция публичной и частной правосубъектности участников административно-правовых отношений.

В этом направлении достаточно удачным считается разъяснение, данное применительно к субъектам налоговых правоотношений. Подвергая критике классификацию административной и налоговой правосубъектности на «активную» и «пассивную», Д. В. Винницкий [12, с.

175] предложил подразделять налоговую правосубъектность на частную (носителями которой выступают граждане, иностранцы, организации) и публичную (где носители — государственные и муниципальные органы, общественно-территориальные образования).

Соответственно, субъектов налогового права он считает необходимым подразделять на частных и публичных, используя в качестве основного критерия наличие (или отсутствие) публичной власти у субъекта.

Субъекты административных правоотношений становятся элементами административно-правовых отношений и приобретают административную правосубъектность в разное время. Так, российские граждане обладают им с рождения.

Иностранные граждане и лица без гражданства — с момента пересечения государственной границы Российской Федерации. Юридические лица приобретают административную правосубъектность после регистрации в установленном порядке.

Государственные и общественные (негосударственные) служащие — с момента назначения на должность.

В качестве частных лиц в аспекте административных правоотношений выступают субъекты, которые в публичных правоотношениях не обладают официальными властными полномочиями, не подчиняются публичной воле. Потому к категории частных лиц не относят должностных лиц.

Д. М. Овсянко видит главную особенность, характеризующую граждан как участников административно-правовых отношений, в том, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные права и обязанности в сфере исполнительной власти [12, с. 175].

Административно-правовое положение частных лиц зависит прежде всего от объема и характера их административной правосубъектности, которая включает три основных элемента: административную правоспособность и дееспособность, а также деликтоспособность.

Административная правоспособность представляет собой признаваемую законом возможность физического лица быть субъектом административного права, иметь права и обязанности в рамках административных правоотношений. Если речь идёт о гражданах Российской Федерации, то возникает правоспособность с момента рождения и прекращается смертью лица.

В научной литературе правосубъектность рассматривается как способность лица иметь и осуществлять предоставляемые ему права и обязанности. Г. И. Петров отмечал, что основанием правосубъектности является государственная воля, которая получила выражения в соответствующем акте государственной власти [9, с. 54]. К. К.

Лебедев понимает под административной правосубъектностью признание субъектов данного вида участниками общественных отношений, регламентируемых нормами административного права, и наделение их способностями к определенной, в данном случае административной, деятельности [8, с. 47].

Административная дееспособность предполагает способность личными действиями приобретать права и обязанности в рамках административных правоотношений, осуществлять их, а также нести личную ответственность за правонарушения.

Стоит отметить, что, если правосубъектность частных лиц характеризуется правоспособностью и дееспособностью, то в случае с публичными лицами она определяется компетенцией.

Под компетенцией при этом необходимо понимать объем государственно-властных полномочий, которым было наделено конкретное звено системы органов государственного управления.

Компетенция закрепляется в соответствующих положениях, утверждённых в установленном порядке.

Сущность общей административной правоспособности органа государственного управления заключается в его способности самостоятельно осуществлять соответствующий объем исполнительно-распорядительных функций [10, с. 190]. Для органа государственного управления со специальной административной правоспособностью присуще предоставление ему особых полномочий, соответствующих возлагаемым на него задачам.

Административная деликтоспособность представляет собой способность субъекта административно-правовых отношений лично нести юридическую ответственность за совершенное административное правонарушение.

Административная деликтоспособность физического лица зависит от двух факторов: вменяемости и возраста.

В то время как административная деликтоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется датой оформления нормативных документов и открытия права гражданина, являющегося ИП.

В зависимости от того, к какому из видов относится субъект различаются права и обязанности, которыми он наделяется. Так, права и обязанности граждан в сфере государственного управления закрепляются в Конституции РФ. В административной науке они подразделяются на две основные группы: статутные и адекватные.

Статутные определяют положение гражданина в социальной структуре и являются базовыми (право на жизнь, запрет на принудительный труд и пр.).

Адекватные права и обязанности взаимосвязаны с теми сферами, в которых данные права и обязанности возможно реализовать (личные права и обязанности, социально-экономические права и пр.).

При этом субъекты административно-процессуальных правоотношений наделены определенным общим административно-правовым статусом, т. е., вступая в отношения даже процессуального характера, они реализуют свои права, определенные нормами материального административного права.

А, к примеру, процессуальный статус субъектов административно-процессуальных правоотношений является производным от общего административно-правового статуса и предусматривает реализацию процессуальных прав и выполнение процессуальных обязанностей в ходе возникновения, изменения или прекращения административно-процессуальных правоотношений.

Таким образом, с позиции публично-правовых отношений, как правило, выделяют два вида участников: субъекты, которые представляют публичный интерес и субъекты, реализующие частный интерес. При этом стоит отметить, что понятие «частное лицо» практически не используется в российском административном праве, предпочтение отдаётся термину «физическое лицо».

Подводя итог, необходимо отметить, что главной особенностью субъектов административного права является их неравенство, которое находит выражение в том, что одна из сторон всегда обладает властными полномочиями, то есть, фактически, орган публичного управления является обязательным участником административных правоотношений. Сама сущность административно-правовых отношений предполагает отношения «власти-подчинения».

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/269/61893/

Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов

§ 5. Административно-правовой статус субъектов экономических отношений

Понятие, содержание и структура административно-правового статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций

Лекция № 8. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций

План лекции:

1. Понятие, содержание и структура административно-правового статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций

2. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов

3.

Административно-правовой статус учреждений

4. Административно-правовой статус общественных объединений

Источники

Хозяйствующие субъекты и некоммерческие организации относятся к коллективным субъектам административного права. Коллективный субъект представляет собой группу лиц, объединенных в организацию.

Организации создаются для выполнения определенных целей: либо для извлечения прибыли, либо для реализации законных прав, интересов, духовных потребностей граждан. В зависимости от этого, организации можно разделить на: коммерческие и некоммерческие.

К коммерческим организациям согласно Гражданскому кодексу РФ относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности[81]. Таковыми являются хозяйствующие субъекты – организации (предприятия), созданные для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В ГК РФ определены следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. В иных организационно-правовых формах, кроме как указанных в ГК РФ, коммерческие организации создаваться не могут.

К некоммерческим организациям принадлежат учреждения, общественные и религиозные объединения, различные фонды, благотворительные организации и т.д., то есть – те организации, целью создания которых является не получение прибыли, а реализация конституционных прав граждан, удовлетворение их духовных потребностей[82].

Хозяйствующие субъекты и некоммерческие организации относятся к коллективным субъектам административного права, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права.

При этом необходимо учитывать, что одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права: гражданского, трудового, финансового, и т.д.

соответствующих правоотношений раскрывается через правосубъектность их участников, состоящей из двух элементов: правоспособности и дееспособности.

Под административной правоспособностью следует рассматривать возможность рассматриваемых субъектов иметь права и обязанности в сфере государственно-управленческой деятельности.

Административная дееспособность хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций представляет собой их способность через своих представителей (органы управления или уполномоченных должностных лиц) приобретать права и обязанности, реализовать их в сфере государственно-управленческой деятельности, а также нести административную ответственность за совершенные административные правонарушения (административная деликтоспособность).

В отличие от граждан эти две составляющие у данных субъектов возникают одновременно, по общему правилу – при их государственной регистрации.

Административно-правовые отношения с участием хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций становятся возможными тогда, когда участники этих отношений приобретают административную право-и дееспособность, т.е.

потенциальную возможностью воспользоваться установленными для них правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия[83].

Реализация же прав и обязанностей указанных субъектов обеспечивается наступлением юридических фактов.

Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций определяется их нормативно закрепленными целями, задачами, функциями, принципами деятельности, обязанностями, правами, гарантиями и ответственностью.

Реализовать свой правовой статус указанные субъекты могут, вступая в конкретные правоотношения (регистрация юридического лица и постановка на учет в налоговом органе, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности, обжалование в суд действий либо бездействий должностных лиц органов исполнительной власти, нарушающих законные права, свободы и интересы организации).

Каждый из рассматриваемых субъектов имеет присущие только ему особенности административно-правового статуса. Вместе с тем между ними есть и общие черты.

1. Организации, являющиеся объединением физических лиц различной численности, создаются для производства материальных или духовных ценностей, а также для реализации иных потребностей граждан.

2. Они имеют обособленное имущество и возглавляются органами управления в лице единоличного руководителя и возглавляемого им управленческого аппарата (администрация, совет директоров и т.п.).

3.

Правовое положение коммерческих и некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе актами локального действия (положениями, уставами). В этих нормативных правовых актах определяются их цели, задачи и функции, права и обязанности руководителя, порядок создания и ликвидации, взаимодействия с органами исполнительной власти.

4. Организация считается созданной с момента ее государственной регистрации. Факт регистрации отражается в едином государственном реестре. Если организация занимается предпринимательской деятельностью, то она обязана встать на учет в налоговых органах.

Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо получить специальное разрешение государства – лицензию. Некоторые виды учреждений – медицинские, образовательные, научные — подлежат государственной аттестации и аккредитации.

Нарушение установленного законом порядка регистрации, лицензирования, осуществления других позитивных процедур или несоответствие представленных для этого документов влечет отказ от регистрации, отказ в выдаче лицензии, аттестации и т.д.

5. Права и обязанности организации реализуются через ее функции и осуществляются как руководителем, так и согласно распределению функциональных обязанностей иными должностными лицами и работниками.

Администрация, выполняя функции по управлению организацией, распоряжается от ее имени имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает штаты, издает приказы, обязательные для всех сотрудников организации, осуществляет распорядительные полномочия юридически властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации. При этом необходимо заметить, что управленческие функции, выполняемые администрацией, направлены на внутриорганизационные отношения. На осуществление внешнего управления, т.е. управления другими субъектами, администрация организаций не уполномочена, так как не наделена государственно-властными функциями. В то же время организации взаимодействуют с различными субъектами административного права, в том числе с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими органами государственной власти, но при этом они сами являются объектом управленческого воздействия с их стороны.

6. Хозяйствующие субъекты и некоммерческие организации являются участниками как позитивных, так и административно-юрисдикционных отношений. Они все выступают в качестве объектов контрольно-надзорной деятельности со стороны органов исполнительной власти.

Данные органы контролируют соблюдение организациями антимонопольного, земельного, трудового, налогового и иного законодательства, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, требований по защите здоровья работников предприятий и др.

При выявлении нарушений, эти органы могут вмешиваться в деятельность организаций и применять к ним меры административного принуждения. В ряде случаев организация может быть ликвидирована решением суда по ходатайству контролирующих инстанций.

Ликвидация организации допускается при осуществлении ею деятельности с грубыми нарушениями закона (противоречие уставным целям, отсутствие лицензии) либо с нарушениями лицензионных условий и требований, при признании организации банкротом[84], а также в других случаях.

7. Гарантией реализации административно-правового статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций является их право на обжалование неправомерных действий должностных лиц государственных органов в административном и судебном порядке, а также юридическая ответственность за такие неправомерные действия.

К числу характерных особенностей административно-правового статуса хозяйствующих субъектов относятся:

1) обязательность их государственной регистрации. В соответствии со ст. 23 и п. 1 ст.

51 ГК РФ юридическое лицо, а также приравненных к ним по статусу индивидуальные предприниматели подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц (налоговые органы).

Такая государственная регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Отказ в государственной регистрации рассматриваемых субъектов допускается только в случаях, установленных законом. Отказ, а также уклонение от регистрации могут быть обжалованы в суд.

В настоящее время государственную регистрацию коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют органы Федеральной налоговой службы РФ. Государственная регистрация некоммерческих организаций отнесена к компетенции Федеральной регистрационной службы РФ.

Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется по общим правилам, определенным Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», однако с учетом особенностей, предусмотренных специальными федеральными законами о конкретных видах некоммерческих организаций;

2) обязательность лицензирования в случае осуществления определенных видов деятельности. Одним из многочисленных общественных стереотипов является мнение, что лицензирование — это порождение бюрократической системы государственного управления. Однако следует признать, что законодательной основой лицензирования является гражданское право.

Представляется, что введение института лицензирования является вполне обоснованным. Не секрет, что существует значительное количество видов деятельности, где недостаточно только желания заниматься предпринимательством и получать прибыль, необходимо, кроме того, наличие определенных знаний, опыта, материальных ресурсов и т.п.

Кроме того, многие виды деятельности потенциально опасны и при ненадлежащем качестве выполнения работ могут угрожать личной и общественной безопасности. Поэтому требуется предварительная проверка лиц, желающих осуществлять данные виды деятельности, на предмет их способности и готовности к этой работе.

Результат подобной проверки, имеющий материальное воплощение в виде лицензии подтверждает возможность допуска конкретного субъекта к осуществлению такой деятельности.

Государство в лице специально уполномоченных органов выполняет функцию своеобразного экзаменатора, который не только принимает решение о выдаче лицензии, но и следит за тем, как лицензиаты осуществляют разрешенную деятельность, проводя проверки, рассматривая возможные претензии и т.п.

В настоящее время основу лицензирования в РФ составляют Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»[85], а также ряд федеральных законов, определяющих порядок лицензирования видов деятельности, в отношении которых это дополнительно оговорено в законодательстве (оборот гражданского и служебного оружия и боевых припасов к нему; частная охранная и частная детективная деятельность и др.);

3) представление в уполномоченные органы исполнительной власти налоговой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности. Требования к порядку представления налоговой отчетности определены Налоговым кодексом РФ.

Бухгалтерская отчетность юридических лиц представляется в соответствии с общими требованиями, определенными Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[86];

4) осуществление деятельности, в том числе предпринимательской, участие в гражданско-правовых отношениях с учетом рамок, определенных нормами административного права. Совершение юридическими лицами сделок с недвижимым имуществом в рамках гражданско-правовых отношений требует государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[87]. Совершение ряда хозяйственных операций, гражданско-правовых по содержанию, требует во многих случаях предварительного согласия либо последующего уведомления специально уполномоченных органов исполнительной власти.

Примером таких операций могут служить сделки, попадающие в сферу государственного антимонопольного регулирования;

5) взаимодействие с органами исполнительной власти в связи с различными аспектами своей деятельности (участие юридических лиц в конкурсах на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; получение разрешений на осуществление строительства, проведение государственной экологической экспертизы, государственного технического осмотра, прием квалификационных экзаменов у частных охранников и т.п.);

6) выполнение специфических административно-правовых обязанностей и соблюдение прямых административных запретов (в сфере пожарной и экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия[88], мобилизационной готовности[89], транспорта[90] и т.п.);

7) деятельность юридических лиц проверяется органами исполнительной власти в рамках их компетенции. Эти проверки могут иметь характер контроля или надзора. Так, в рамках налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом РФ осуществляются камеральные и выездные налоговые проверки юридических лиц.

Кроме того, органы исполнительной власти осуществляют валютный контроль; бюджетный контроль; банковский и страховой надзор; транспортный контроль (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории РФ); государственный контроль (надзор) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов; таможенный контроль; иммиграционный контроль; контроль безопасности при использовании атомной энергии; контроль за обеспечением защиты государственной тайны; государственный пожарный надзор; надзор за соблюдением законодательства о труде и др. Данные виды контроля и надзора осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

К числу особенностей административно-правового статуса организаций можно отнести такой специфический вид административных наказаний, как административное приостановление деятельности, которое может применяться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 3.

12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Оно применяется в случае угрозы жизни ил и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и в иных опасных ситуациях, обусловленных нарушениями, допущенными организациями.

Источник: https://studopedia.su/6_25983_administrativno-pravovoy-status-hozyaystvuyushchih-sub-ektov.html

Административно-правовое регулирование в сфере экономики Саидов Заурбек Асланбекович

§ 5. Административно-правовой статус субъектов экономических отношений

к диссертации

Введение

Глава 1. Концептуальные основы административно правового регулирования в сфере экономики 27

1. Теоретические подходы к формированию концепции административно-правового регулирования в сфере экономики 27

2. Методологические аспекты административно-правового регулирования экономики 41

3. Теоретический анализ методов и форм административно-правового регулирования экономики 55

4. Функциональная составляющая административно-правового регулирования экономики 79

5. Принципы административно-правового регулирования экономики и проблемы их реализации 95

Глава 2. Специфика механизма административно-правового регулирования в сфере экономики 111

1. Общая характеристика механизма административно-правового регулирования экономики 111

2. Административно-правовые средства регулирования экономики 134

3. Меры административного принуждения и стимулирования в сфере регулирования экономики 149

4. Правовые нормы и акты правоприменения в механизме административного регулирования экономики 164

5. Административно-правовой статус субъектов экономических отношений 174

Глава 3. Совершенствование механизма административно-правового регулирования государственного сектора экономики 216

1. Государственный сектор экономики как объект административно правового регулирования 216

2. Государственно-частное партнёрство в механизме административно правового регулирования государственного сектора экономики 234

3. Анализ организационно-правовых мер поддержки государственного сектора экономики 249

4. Специфика правового обеспечения безопасности в государственном секторе экономики 265

Глава 4. Особенности административно-правового воздействия на негосударственный сектор экономики 279

1. Негосударственный сектор экономики как объект административно правового воздействия 279

2. Частные интересы в экономике и специфика административно-правового воздействия на них 294

3. Анализ соотношения частных и публичных интересов в негосударственном секторе экономики 309

4. Вопросы повышения эффективности административно-правового воздействия на негосударственный сектор экономики 323

Глава 5. Проблемы разрешения экономических споров и обеспечения законности в механизме административно правового регулирования экономики 338

1. Правовая природа экономических споров и анализ алгоритмов их разрешения 338

2. Административная ответственность как средство обеспечения законности в сфере экономики 371

3. Виды административных правонарушений, посягающих на экономические отношения, и проблемы их квалификации 389

4. Административно-правовой режим обеспечения правопорядка в сфере экономики и экономической стабильности 413

Заключение 434

Библиографический список 447

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На протяжении последних лет в российской экономике происходили самые разнообразные процессы, которые не всегда позитивно отражались на качестве жизни людей, а также на уровне дисциплины и законности в сфере государственного управления.

Так, в 2015 году объем промышленного производства в нашей стране снизился по сравнению с 2014 годом на 3,4 %, при этом объем продукции предприятий обрабатывающих производств упал сразу на 5,4 %1.

По данным Росстата, количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось с 16,1 миллиона до 19,2 миллионов человек, что является максимальным показателем за последние десять лет2.

Негативно на развитии экономики нашей страны отражается и теневая занятость населения — за 2015 год она выросла до 21,2 %.

В 2017 году доходы прогнозируются в объёме 13,4 трлн рублей, расходы — 16,1 трлн, в связи с чем дефицит государственного бюджета будет составлять 2,7 трлн рублей.

В 2018 году доходы будут составлять 13,99 трлн, расходы — 15,98 трлн, дефицит бюджета — 1,99 трлн рублей.

В 2019 году прогнозируются следующие показатели: доходы государственного бюджета — 14,82 трлн, расходы — 15,96 трлн, в итоге дефицит будет составлять 1,14 трлн рублей3.

Согласно информации, представленной в докладе «Глобальный индекс

конкурентоспособности 2016–2017» на Всемирном экономическом форуме, Россия заняла 43-е место из 138 стран, участвовавших в рейтинге. Эксперты также обращают внимание и на то, что сдерживающими факторами экономического развития являются экономическая преступность, административная деликатность, а также коррупция4.

Однако, несмотря на вышеуказанные данные, государственные экономические

институты в последние пятнадцать лет периодически обращают внимание на положительно

прогнозируемые тенденции экономического роста, увеличение доходов граждан, а также

формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. В

частности, индекс промышленного производства в годовом исчислении в начале 2016 года

увеличился на 1 %, при этом объёмы добычи полезных ископаемых выросли сразу на 5,8 %5.

По информации Министерства экономического развития Российской Федерации, темпы роста российской экономики в 2017 году могут составлять 1,5–2 % в год. В ближайшие годы, по мнению ряда ведущих экономистов, уровень инфляции может снизиться до 7,5 %, а к концу 2018 года он будет составлять 5,5 %6.

Между тем, несмотря на звучащие позитивные официальные заявления о благоприятном развитии российской экономики, сегодня наша страна непосредственно столкнулась с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, девальвацией национальной валюты, экономическими санкциями, а также падением мировых цен на основные энергоносители.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года7 Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что главные причины торможения экономики кроются во внутренних проблемах: «Это, прежде всего, дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата»8.

Источник: http://www.dslib.net/admin-pravo/administrativno-pravovoe-regulirovanie-v-sfere-jekonomiki.html

04. Субъекты экономических правоотношений, их правовой статус

§ 5. Административно-правовой статус субъектов экономических отношений

В узком смысле — хозяйствующий субъект, то есть осуществляющий предпринимательскую деятельность.

Может быть как юридическим, так и физическим лицом. В последнем случае имеется в виду индивидуальный предприниматель, в первом — коммерческие организации:

  • хозяйственные товарищества и общества (в том числе акционерные);

  • производственные кооперативы;

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;

  • некоммерческие организации, имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность исключит, в рамках уставных целей;

  • потребительские кооперативы и фонды.

В широком смысле — участник взаимосвязей, складывающихся на рынке товаров, работ и услуг.

Под эту категорию подпадают:

  • союзы;

  • ассоциации;

  • иные объединения хозяйствующих субъектов, не имеющие права вести предпринимательскую деятельность.

По виду деятельности к субъектам экономических отношений относятся:

  • различные финансовые институты;

  • страховые организации;

  • биржи;

  • и т.п.

05. Основные направления экономической деятельности государства в условиях рыночных отношений

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сба­лансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

.

06. Законность и правопорядок как основные принципы правового обеспечения экономики

Законность (лат. aequitas) — один из основных правовых признаков и принципов правового государства, выражающий режим реального действия права в государстве, то есть буквально понимая, когда все действия совершаются согласно нормативно-правовому акту, то есть закону или подзаконному правовому акту.

Иногда законность отождествляют с признаком верховенства закона, согласно которому государственные органы и должностные лица, а также граждане должны неукоснительно исполнять закон, другие правовые акты и судебные решения.

Таким образом, законность выступает в трёх значениях:

  1. как метод государственной власти;

  2. как принцип права;

  3. как общественно-политический режим.

Формы законности

  • Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.

  • Верховенство основного закона — иерархия законов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).

  • Неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов всеми членами общества и государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь.

  • Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов

Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами действий государства и его структур.

Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Источник: https://studfile.net/preview/845899/page:2/

Studio-pravo
Добавить комментарий