§ 3. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление

Содержание
  1. Антиконкурентные соглашения — вид сговора и картель как наиболее опасная его форма
  2. Понятие и виды антиконкурентных соглашений
  3. Виды соглашений
  4. Антиконкурентное соглашение как согласованная воля сторон
  5. Рассмотрим признаки подобных соглашений
  6. Проанализируем более подробно видовое разнообразие антиконкурентных соглашений
  7. Как определить возникновение картели?
  8. Антиконкурентные соглашения с участием финансовых организаций
  9. Недопустимые и допустимые соглашения
  10. Ответственность и виды наказания за антиконкурентные соглашения
  11. Освобождение от ответственности
  12. Пример из судебной практики:
  13. 6.3. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия
  14. Ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Допустимость соглашений, согласованных действий хозяйствующих субъектов
  15. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Антиконкурентные соглашения — вид сговора и картель как наиболее опасная его форма

§ 3. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление

Антиконкурентные соглашения — это сговор, договоренности, заключенные в письменной или устной форме между хозяйствующими субъектами, конкурентами. В итоге они приводят или могут привести к нарушению принципов добросовестной соперничества и ограничению конкуренции на потребительском рынке.

Понятие и виды антиконкурентных соглашений

Общие характерные признаки антиконкурентных соглашений основаны на противоправном договоре сторон, ставящем целью ограничение конкуренции в определенном сегменте рынка.

Недобросовестная конкуренция, базирующаяся на антиконкурентных соглашениях, приводит к монополистическим отношениям с клиентами, нанося им реальный вред. Это происходит тогда, когда компании отказываются от здоровой конкурентной борьбы для того, каждая из них могла получить в этом случае свою выгоду.

Такие соглашения вредны и опасны для экономики, так как они основаны не на добросовестной и равной конкуренции, а на противоправных, корыстных деяниях, имеющих целью извлечение сверхприбылей. А ведь конкурентная рыночная экономика, в конечном итоге, должна служить именно интересам конечных потребителей.

В целях ограждения граждан от вышеназванных последствий, законодательством такие действия запрещены и считаются противоправными, а иногда и преступными.

Так, ст. 11 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции», разъясняет и определяет рамки действий хозяйствующих субъектов, за которые нельзя выходить.

Простой потребитель может не заметить факта монополизации рынка, не имея представления о незаконном сговоре. Ведь факты неправомерного соглашения не афишируются и хранятся в тайных документах и в головах его придумавших бизнесменов.

(речь идет об устных и письменных соглашениях, о чем подробнее читайте далее).

Реализация контроля в этой области, выявления фактов нарушений и борьбы с ними осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее структуры на местах.

Виды соглашений

Антиконкурентные соглашения базируются на их структуре. Существуют различные виды таких соглашений, каждый со своей трактовкой и специализацией. Эти виды достаточно условны, так как они постоянно эволюционируют и все чаще носят более изощренный характер. Итак, можно выделить из них следующие:

  1. Горизонтальные соглашения. Осуществляются между конкурентами, приобретающими или продающими товары на одном рынке. Такое соглашение приводит к обоюдной выгоде договаривающихся сторон и ущемляет права потребителя.
  2. Вертикальные соглашения. Сговор происходит между партнерами, а не между конкурентами, имеющими экономическое отношение к товару или услуге. Например, между производителем и дистрибьютором. Применение к ним запретительных действий возможно на основании лишь одного признака: когда доля продукции одного из партнеров соглашения превышает двадцать процентов ее присутствия на рынке.
  3. Конгломератные соглашения. Более сложная схема, когда ее участники не являются конкурентами и осуществляют деятельность на разных товарных рынках.

Виды запретов по вертикальным соглашениям:

Первый запрет: партнеры не имеют права договариваться между собой об установлении выгодных им цен при перепродаже продукции.

Второй запрет: они также не имеют права отказывать в реализации силами своих ресурсов товаров конкурента.

Антиконкурентное соглашение как согласованная воля сторон

В антимонопольном законодательстве понятие договора имеет несколько иное значение, чем в гражданском законодательстве и они не равнозначны. По этой причине при разрешении разных конфликтов в области конкурентного права нельзя руководствоваться нормами ГК.

В антимонопольных законах понятие соглашения трактуется как согласованное выражение воли двух или более участников. Согласованность выражения воли должна содержать при этом два неотъемлемых признака:

  1. каждый из участников сговора должен быть осведомлён о намерениях других участников действовать определенным образом.
  2. у любого из участников должно быть намерение действовать не хаотично, а сообразно предполагаемым шагам партнеров.

Еще один важный элемент, характеризующий факт нарушения антимонопольного законодательства, состоит в том, что договоренность между участниками сговора должна быть реальной, а именно: участники должны быть к ней готовы, и ее в принципе должно быть возможно фактически реализовать.

К примеру, если директор некого ООО сам непосредственно участвовал в подобном соглашении, то как бы оно потом ни реализовалось, успешно или нет — это однозначно будет считаться фактом совершенного антиконкурентного соглашения.

Если же, например, вместо директора в сговоре участвовало аффилированное лицо, то в этом случае нельзя однозначно сказать, что сговор состоялся. И если договаривавшимся сторонам не удалось в полной мере осуществить задуманное, то «правовая судьба» этой сделки и ее участников будет зависеть от многих других факторов и в итоге может и не квалифицироваться как нарушение.

Рассмотрим признаки подобных соглашений

По субъектам : такие соглашения могут заключать между собой следующие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, финансовые организации, а также физические лица (ч. 4 ст. 11 ФЗ-135)

По форме: соглашения могут иметь различную специфику:

  • узкий смысл сговора (устный или письменной договор безотносительно формы составления и соблюдения формальностей)
  • решения ассоциаций или организаций (например, рекомендация крупной сетевой торговой организации ).
  • действия компаний по намеченному плану на основе выработанных соглашений, следствием чего может стать долговременное повышение цен на товары или услуги)

По последствиям: главным фактором в этом случае является нанесение ущерба другим организациям, имеющим отношение к той же продукции, реализацией которой занимаются сговаривающиеся стороны.

Проанализируем более подробно видовое разнообразие антиконкурентных соглашений

  1. Картель: особая и самая опасная форма горизонтального соглашения. Происходит, как правило, между конкурирующими предприятиями в одном рыночном сегменте. задача здесь – обман потребителей и получение сверхприбылей путем ограничения конкуренции.
  2. Картель ценового характера: характеризуется установлением идентичных цен на похожую продукцию или услуги.
  3. Картелью можно считать также любого рода соглашения, приводящие к снижению уровня конкуренции на определенном рынке.
  4. Предварительное соглашение на торгах: подобный сговор ставит своей целью обоюдную выгоду после победы одной из договаривающихся сторон.
  5. Раздел рынка: субъекты сговариваются о распределении преференций.

    Это могут быть потребительские группы, сферы влияния, объемы продаж, географические территории, на которых происходит реализация товара, и многое другое.

  6. Вертикальные неправомерные договоры: в этом случае происходит связывание нескольких организаций, не являющихся конкурентами, но имеющих возможность дополнять продукцию друг друга различными услугами или товарами с целью навязыванию потребителю всего пакета ненужных ему услуг.

Из всех вышеперечисленных объединений самыми опасными последствиями обладают формы картельного сговора. Такое антиконкурентное соглашение приводит к реальной монополизации захватываемого рынка. В результате ликвидируется конкуренция, чем наносится реальный экономический ущерб нам с вами, как потребителям.

Как определить возникновение картели?

В первую очередь, факт такого рода неправомерных сделок-договоренностей определяют последствия следующих соглашений:

  • Установление монополистических цен и их поддержание.
  • Повышение или понижение, в зависимости от ситуации, цены на торгах.
  • Разделение рынка продукции по одному из вышеперечисленных принципов.
  • Сокращение ассортимента товара или полный отказ от его выпуска.
  • Отказ от подписания договоров с определенными физическими или юридическими лицами.

Антиконкурентные соглашения с участием финансовых организаций

Антиконкурентные сговоры могут происходить не только между потенциальными конкурентами, но и с участием финансовой организации. Проводимые исследование государственными органами выявили сферы, где чаще всего происходят подобные соглашения. Это:

  1. Область услуг, связанных с управлением многоквартирным жильем.
  2. Обязательное страхование ответственности собственников автомобилей.
  3. Кредитный рынок, относящийся к физическим лицам.
  4. Технический осмотр транспорта.
  5. Страховые услуги лизинга.

Как работает подобная схема? В основном, описываемые рынки имеют смежную специализацию, в результате чего и происходит преступный сговор. Примером здесь может служить взятие клиентом простого кредита в банке.

Эта финансовая организация сразу навязывает «добровольное страхование» жизни клиента в страховой компании, состоящей с ней в антиконкурентном сговоре. Хотя, согласно законодательству, такое действие можно производить только при передаче в залог банку собственности клиента.

Часто финансовые организации пользуются юридической неграмотностью наших сограждан.

Все это приводит к нарушению прав потребителей, ненужным финансовым затратам и ограничению присутствия на рынке других организаций.

Следует акцентировать внимание также на том, что такие соглашения, чаще всего, носят устный, реже — письменный характер. Но в последнее время при антиконкурентных соглашениях используется и цифровая среда. При такой форме ведения переговоров труднее отследить факты возникновения подобного соглашения.

Недопустимые и допустимые соглашения

К недопустимому типу антиконкурентных соглашений относятся любые согласованные действия сторон, приводящие к узурпации конкурентной среды на определенном рынке.

При этом не имеет никакого значения форма такого сговора: письменная, устная или электронная.

Ограничением для подобных действий может стать подписание законного договора гражданско-правовой формы с соблюдением всех юридических норм.

Все соглашения, ущемляющие права потребителей, происходящие в вертикальной цепочке, признаются недопустимыми и запрещаются. Закон регламентирует также и допустимые аспекты соглашения субъектов хозяйствования. К ним относятся:

  • любые договоры, носящие признаки коммерческих концессий, если они не приводят к разделу товарных рынков;
  • торговые соглашения между организациями, не являющимися конкурентами, с долей присутствия на рынке, составляющей двадцать процентов и менее.

Возможно также применить некое правило разумности и описать ряд недопустимых причин в антиконкурентных отношениях. При таком соглашении не существует возможности отдельным лицам ликвидировать конкуренцию в данном сегменте рынка.

Не возникает ограничений для участников соглашения или третьих сторон по достижению коммерческих целей.

Такие соглашения приводят к совершенствованию производства, созданию инновационных технологий, повышению конкурентоспособности продукции на мировых рынках или получению потребителем соразмерной выгоды.

Ответственность и виды наказания за антиконкурентные соглашения

Надо отметить, что нарушения в области антимонопольного законодательства и борьба с ними присутствуют практически во всех странах мира с устойчивой рыночной экономикой. В России основными методами наказания являются:

  1. Уголовная ответственность по ст. 178 Уголовного кодекса РФ «Ограничение конкуренции». Предусматривает следующие виды наказаний:

— штрафы: от трехсот тысяч руб., далее зависит от тяжести совершенного нарушения;

— принудительные работы: максимально до 5 лет;

— лишение права заниматься определенной деятельностью до трех лет;

— лишение права занимать определенные должности до трех лет;

— лишение свободы: максимально — до семи лет при отягчающих обстоятельствах.

  1. Административная ответственность (согласно статьям КоАП РФ):

— ст. 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти»;

— ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности»;

— ст. 14.33 «Недобросовестная конкуренция» .

Эти статьи предусматривают два вида наказания:

  • административный штраф: от двенадцати тыс. до миллионов рублей;
  • дисквалификация на срок до трех лет.

В антимонопольном законодательстве России также существует «Программа по смягчению ответственности». Она подразумевает смягчение карательных мер тем лицам, которые сотрудничают со следствием в области разоблачения антиконкурентных, картельных соглашений. Этот механизм в настоящее время совершенствуется и прорабатывается.

Что касается сегодняшних реалий России, то самая эффективная мера по борьбе с картелями заключается в проведении внеплановой проверки субъекта антимонопольными органами. При этом полномочия в борьбе с такими организациями несут запрет на уведомление проверяемого объекта о начале процедуры по определению наличия фактов антиконкурентных соглашений.

Освобождение от ответственности

В российском законодательстве, в частности, в УК и КоАП, а также в официальных разъяснениях ФАС РФ, даются основания освобождения от ответственности за участие в сговоре в антиконкурентных соглашениях. Главное условие здесь – добровольное заявление лицами-участниками о совершенных ими противоправных деяниях.

Однако, существуют четкие условия, при наличии которых данное чистосердечное признание будет учтено, и они следующие:

  1. Если участник сделки отказался участвовать в антиконкурентном соглашении или же отказался от дальнейшего участия в согласованных действиях и добровольно заявил об этом.
  2. Если на момент такого обращения территориальный антимонопольный орган уже располагал документальными или иными сведениями о совершенном факте. Данный пункт как бы отсекает тех, кто уже попался, что называется, де-факто, но, пытаясь схитрить, избежать неминуемого наказания, решил обратиться с повинной.
  3. Все представленные в соответствующий орган документы и сведения должны однозначно установить факт, место, время, состав участников совершенного правонарушения и его организатора.
  4. И последнее, самое главное: освобождается от ответственности тот участник из группы, который заявил о правонарушении первым.

Пример из судебной практики:

Им может служить ситуация, сложившаяся в одном из городов Центральной России. Два крупных поставщика нефтепродуктов вступили в сговор с целью получения выгоды. Так как на данной территории других продавцов горючего не существовало, то в течение года им удавалось поддерживать на своих АЗС цену на бензин выше среднерыночных, вполне их устаивающую, но в ущерб интересам покупателей.

После проверки территориальным антимонопольным органом было возбуждено соответствующее производство с последующей передачи дела в суд. В результате виновные были наказаны крупными денежными штрафами.

Автор текста: admin

Источник: https://pravdaisud.ru/pravovaya-zhizn/antikonkurentnye-soglasheniya

6.3. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия

§ 3. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление

Однойих самых сложных и до настоящего временине до конца решенных проблем конкурентногозаконодательства является доказательствоограничивающих   конкуренцию  согласованных   действий  (сговоров).    Эта

проблемахарактерна не только для российскойантимонопольной судебной и административнойпрактики, но и для антимонопольнойпрактики зарубежных стран.

Статья11 Закона о защите конкуренции регламентируетзапрет на два вида нарушений правилконкуренции:

1)      соглашения, ограничивающие конкуренцию;

2)      согласованные действия, ограничивающиеконкуренцию (сговоры). В Законе содержитсяопределение обоих видов нарушений.

Согласност. 4 «соглашение-договоренность в письменной форме,содержащаяся в документе или несколькихдокументах, а также договоренность вустной форме».

Вст. 8 дано определение согласованныхдействий:«…согласованнымидействиями хозяйствующих субъектовявляются действия хозяйствующихсубъектов на товарном рынке, удовлетворяющиесовокупности следующих условий:

1)  результат таких действий соответствуетинтересам каждого изуказанныххозяйствующих субъектов только приусловии, что их действиязаранееизвестны каждому из них;

2)  действия каждого из указанных хозяйствующихсубъектов вызваныдействиями иныххозяйствующих субъектов и не являютсяследствиемобстоятельств, в равноймере влияющих на все хозяйствующиесубъекты насоответствующем товарномрынке.

Такими обстоятельствами, вчастности,могут быть изменениерегулируемых тарифов, изменение цен насырье,используемое для производстватовара, изменение цен на товар намировыхтоварных рынках, существенноеизменение спроса на товар в течение неменеечем одного года или в течениесрока существования соответствующеготоварногорынка, если такой срок составляет менеечем один год».

Вп. 2 ст. 8 указано, что «совершениехозяйствующими субъектами действий посоглашению не относится к согласованнымдействиям». Данная формулировка(сомнительная с точки зрения юридическойтехники) введена именно по причине того,что, несмотря на определение в Законепонятий «соглашения» и «согласованныедействия», по-прежнему отсутствуетчеткость в понимании различий данныхкатегорий.

Донастоящего времени практика, связаннаяс выявлением сговоров, крайне сложна. Но именно данный сегмент нарушенийявляется одним из наиболее опасных.Ограничивающие конкуренцию сговоры нарынке нефти, дизельного топлива, в сфересотовой связи способны нанести огромныйвред и

потребителям,и конкуренции в целом.

Хозяйствующиесубъекты очень редко свое намерениеввести то или иное ограничение (к примеру,установить единые цены) фиксируют вдоговорах.

Поэтому ограничивающиеконкуренцию соглашения на практикевстречаются достаточно редко. Совсеминой вопрос — согласованные действия.Данные действия нет необходимостификсировать документально.

А результатданных действий может принестизначительную прибыль лицам, их совершающим.

Статья12. Допустимость «вертикальных»соглашений

1.

Допускаются «вертикальные»соглашения в письменной форме (заисключением «вертикальных»соглашений между финансовымиорганизациями), если эти соглашенияявляются договорами коммерческойконцессии.

2.

Допускаются «вертикальные»соглашения между хозяйствующимисубъектами (за исключением «вертикальных»соглашений между финансовымиорганизациями), доля каждого из которыхна любом товарном рынке не превышаетдвадцать процентов.

Всесоглашения, в отношении которыхантимонопольным законодательствомпредусмотрены запреты, можно условноразделить на следующие виды:

• горизонтальныесоглашения – это соглашения междухозяйствующими субъектами-конкурентами,т.е. хозяйствующими субъектами,осуществляющими продажу товаров наодном товарном рынке;

вертикальныесоглашения – это соглашения междухозяйствующими субъектами, которые неконкурируют между собой, один из которыхприобретает товар или является егопотенциальным приобретателем, а другойпредоставляет товар или является егопотенциальным продавцом (п. 19 ст. 4 Законао защите конкуренции);

• конгломератныесоглашения – это соглашения междухозяйствующими субъектами, которые неконкурируют между собой, и осуществляютдеятельность на разных товарных рынках.

4.

Недобросовестная конкуренция.

Недобросовестнаяконкуренция —это нарушение общепринятых правил инорм конкуренции.При этом нарушаются законы и неписаныеправила. Кроме того нарушается КонституцияРФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Недопускается экономическая деятельность,направленная на монополизацию инедобросовестную конкуренцию»

Ст.4 Федерального закона от 26.07.

2006 №135-ФЗ»О защите конкуренции» трактуетэто понятие как: любые действияхозяйствующих субъектов (группы лиц),которые направлены на получениепреимуществ при осуществлениипредпринимательской деятельности,противоречат законодательству РоссийскойФедерации, обычаям делового оборота,требованиям добропорядочности, разумностии справедливости и причинили или могутпричинить убытки другим хозяйствующимсубъектам — конкурентам либо нанеслиили могут нанести вред их деловойрепутации.

Формынедобросовестной конкуренции установленыст. 14 указанного выше закона. Это:

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Вомногих странах официально запрещён демпинг,тайный сговор на торгах и созданиетайных картелей, ложная информация иреклама и другие методы недобросовестнойконкуренции.

ВРоссии существует специфический термин«административныйресурс»,часто используемый в конкурентнойборьбе. Под этим обычно понимаетсянарушение государственными должностнымилицами своих полномочий, то есть коррупция.

Такжек недобросовестной конкуренции частоотносят так называемый vendorlock-in,то есть практику, при которой поставщиккаких-либо продуктов или сервисовсоздаёт потребителю препятствия к сменепоставщика или взаимодействию спродуктами других поставщиков. Кответственности поставщиков, использующихэту практику привлекают нечасто. Одиниз известных случаев — судебныйпроцесс Еврокомиссии противкорпорации Microsoft.

Федеральныйзакон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защитеконкуренции»: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122945

5.Ответственность за монополистическуюдеятельность и недобросовестнуюконкуренцию. Принудительное разделениеили выделение коммерческих организаций,а также некоммерческих организаций,осуществляющих деятельность, приносящуюим доход.

Занарушение антимонопольного законодательстваустановлена гражданско-правовая,административная и уголовнаяответственность.

Гражданско-правоваяответственность выражается в видевозмещения убытков, причиненныхпротивоправными виновными действиями(бездействием) хозяйствующих субъектов,а также органов государственной властии местного самоуправления и их должностнымилицами.

Доход,полученный вследствие нарушенияантимонопольного законодательстваподлежит перечислению в федеральныйбюджет на основании предписанияантимонопольного органа.

При этомантимонопольный орган не связан фактами,изложенными в заявлении заинтересованноголица, которое послужило основание длярассмотрения дела о нарушенииантимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган вправе рассматриватьдела о нарушении антимонопольногозаконодательства и по собственнойинициативе и обязан сам собиратьдоказательства. Перечисление прибыли,неосновательно полученной хозяйствующимсубъектом, производится не в пользуконтрагента, а в федеральный бюджет.

Административнаяответственность состоит в применениисанкций, предусмотренных статьями 19.5.

КоАП («Невыполнение в срок законногопредписания (постановления, представления,решения) органа (должностного лица),осуществляющего государственный надзор(контроль)») и 19.8.

КоАП («Непредставлениеходатайств, уведомлений (заявлений),сведений (информации) в федеральныйантимонопольный орган, его территориальныеорганы, органы регулирования естественныхмонополий или органы, уполномоченныев области экспортного контроля»)[2].

Уголовно-правоваяответственность за нарушениеантимонопольного законодательствапредусмотрена статьей 178 УК РФ[3] какответственность за недопущение,ограничение или устранение конкуренции.

Коммерческиеорганизации и некоммерческие организации(их должностные лица), федеральные органыисполнительной власти (их должностныелица), органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации (ихдолжностные лица), органы местногосамоуправления (их должностные лица),иные осуществляющие функции указанныхорганов органы или организации (ихдолжностные лица), а также государственныевнебюджетные фонды (их должностныелица), физические лица, в том числеиндивидуальные предприниматели, обязаныисполнять решения и предписанияантимонопольного органа в установленныйтакими решениями и предписаниями срок.

Занарушение антимонопольного законодательствадолжностные лица федеральных органовисполнительной власти, органовгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местногосамоуправления, должностные лица иныхосуществляющих функции указанныхорганов органов или организаций, а такжедолжностные лица государственныхвнебюджетных фондов, коммерческие инекоммерческие организации и ихдолжностные лица, физические лица, втом числе индивидуальные предприниматели,несут ответственность, предусмотреннуюзаконодательством    РоссийскойФедерации.[4]

 Привлечениек ответственности этих лиц не освобождаетих от обязанности исполнять решения ипредписания антимонопольного органа,представлять в антимонопольный органходатайства или уведомления длярассмотрения либо осуществлять иныепредусмотренные антимонопольнымзаконодательством действия.

Также производится принудительное разделениеили выделение коммерческих организаций,а также некоммерческих организаций,осуществляющих деятельность, приносящуюим доход.

В случае систематического осуществлениямонополистической деятельностизанимающей доминирующее положениекоммерческой организацией, а такженекоммерческой организацией, осуществляющейдеятельность, приносящую ей доход, судпо иску антимонопольного органа (вотношении кредитной организации поиску антимонопольного органа посогласованию с Центральным банкомРоссийской Федерации) вправе принятьрешение о принудительном разделениитаких организаций либо решение овыделении из их состава одной илинескольких организаций. Созданные врезультате принудительного разделенияорганизации не могут входить в однугруппу лиц.

 Решениесуда о принудительном разделениикоммерческой организации или выделениииз состава коммерческой организацииодной или нескольких коммерческихорганизаций принимается в целях развитияконкуренции, если выполняются всовокупности следующие условия:

1)существует возможность обособленияструктурных подразделений коммерческойорганизации;

2)отсутствует технологически обусловленнаявзаимосвязь структурных подразделенийкоммерческой организации (в частности,тридцать и менее процентов общего объемапроизводимой структурным подразделениемпродукции, выполняемых работ, оказываемыхуслуг потребляется иными структурнымиподразделениями этой коммерческойорганизации);

3)существует возможность самостоятельнойдеятельности на соответствующем товарномрынке для юридических лиц, созданных врезультате реорганизации.

 Решениесуда о принудительном разделениикоммерческой организации либо выделениииз состава коммерческой организацииодной или нескольких коммерческихорганизаций, а также о таком разделенииили выделении в отношении некоммерческойорганизации, осуществляющей деятельность,приносящую ей доход, подлежит исполнениюсобственником или уполномоченным иморганом с учетом требований, предусмотренныхуказанным решением, и в срок, которыйопределен указанным решением и не можетбыть менее чем шесть месяцев.

ЗАКОНО ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ — Статья 38.Принудительное разделение или выделениекоммерческих организаций, а такженекоммерческих организаций, осуществляющихдеятельность, приносящую им доход

1.

В случае систематического осуществлениямонополистической деятельностизанимающей доминирующее положениекоммерческой организацией, а такженекоммерческой организацией, осуществляющейдеятельность, приносящую ей доход, судпо иску антимонопольного органа (вотношении кредитной организации поиску антимонопольного органа посогласованию с Центральным банкомРоссийской Федерации) вправе принятьрешение о принудительном разделениитаких организаций либо решение овыделении из их состава одной илинескольких организаций. Созданные врезультате принудительного разделенияорганизации не могут входить в однугруппу лиц.2. Решение суда о принудительномразделении коммерческой организацииили выделении из состава коммерческойорганизации одной или несколькихкоммерческих организаций принимаетсяв целях развития конкуренции, есливыполняются в совокупности следующиеусловия:1)существует возможность обособленияструктурных подразделений коммерческойорганизации;2)отсутствует технологически обусловленнаявзаимосвязь структурных подразделенийкоммерческой организации (в частности,тридцать и менее процентов общего объемапроизводимой структурным подразделениемпродукции, выполняемых работ, оказываемыхуслуг потребляется иными структурнымиподразделениями этой коммерческойорганизации);3)существует возможность самостоятельнойдеятельности на соответствующем товарномрынке для юридических лиц, созданных врезультате реорганизации.3. Решениесуда о принудительном разделениикоммерческой организации либо выделениииз состава коммерческой организацииодной или нескольких коммерческихорганизаций, а также о таком разделенииили выделении в отношении некоммерческойорганизации, осуществляющей деятельность,приносящую ей доход, подлежит исполнениюсобственником или уполномоченным иморганом с учетом требований, предусмотренныхуказанным решением, и в срок, которыйопределен указанным решением и не можетбыть менее чем шесть месяцев.

4.

Запрет на ограничивающие конкуренциюакты и действия (бездействие) федеральныхорганов исполнительной власти, органовгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местногосамоуправления, иных осуществляющихфункции указанных органов или организаций,а также государственных внебюджетныхфондов, Центрального банка РоссийскойФедерации. Антимонопольные требованияк торгам и особенности отбора финансовыхорганизаций. Предоставление государственнойили муниципальной помощи.

Статья15.

Запрет на ограничивающие конкуренциюакты и действия (бездействие) федеральныхорганов исполнительной власти, органовгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местногосамоуправления, иных осуществляющихфункции указанных органов органов илиорганизаций, организаций, участвующихв предоставлении государственных илимуниципальных услуг, а также государственныхвнебюджетных фондов, Центрального банкаРоссийской Федерации

Информацияоб изменениях:

Федеральнымзаконом от6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в часть 1 статьи15 настоящего Федерального закона внесеныизменения, вступающиев силу поистечении тридцати дней последня официальногоопубликования названногоФедерального закона

См.текст части в предыдущей редакции

1.

Федеральным органам исполнительнойвласти, органам государственной властисубъектов Российской Федерации, органамместного самоуправления, инымосуществляющим функции указанныхорганов органам или организациям,организациям, участвующим в предоставлениигосударственных или муниципальныхуслуг, а также государственным внебюджетнымфондам, Центральному банку РоссийскойФедерации запрещается принимать актыи (или) осуществлять действия (бездействие),которые приводят или могут привести кнедопущению, ограничению, устранениюконкуренции, за исключением предусмотренныхфедеральными законами случаев принятияактов и (или) осуществления таких действий(бездействия), в частности запрещаются:

1)введение ограничений в отношениисоздания хозяйствующих субъектов вкакой-либо сфере деятельности, а такжеустановление запретов или введениеограничений в отношении осуществленияотдельных видов деятельности илипроизводства определенных видов товаров;

2)необоснованное препятствованиеосуществлению деятельности хозяйствующимисубъектами, в том числе путем установленияне предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации требований ктоварам или к хозяйствующим субъектам;

3)установление запретов или введениеограничений в отношении свободногоперемещения товаров в РоссийскойФедерации, иных ограничений правхозяйствующих субъектов на продажу,покупку, иное приобретение, обментоваров;

4)дача хозяйствующим субъектам указанийо первоочередных поставках товаров дляопределенной категории покупателей(заказчиков) или о заключении в приоритетномпорядке договоров;

5)установление для приобретателей товаровограничений выбора хозяйствующихсубъектов, которые предоставляют такиетовары;

6)предоставление хозяйствующему субъектудоступа к информации в приоритетномпорядке;

7)предоставление государственной илимуниципальной преференции в нарушениетребований, установленных главой5 настоящегоФедерального закона;

8)создание дискриминационных условий;

9)установление и (или) взимание непредусмотренных законодательствомРоссийской Федерации платежей припредоставлении государственных илимуниципальных услуг, а также услуг,которые являются необходимыми иобязательными для предоставлениягосударственных или муниципальныхуслуг;

10)дача хозяйствующим субъектам указанийо приобретении товара, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации.

2.

Запрещается наделение органовгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местногосамоуправления полномочиями, осуществлениекоторых приводит или может привести кнедопущению, ограничению, устранениюконкуренции, за исключением случаев,установленных федеральными законами.

Информацияоб изменениях:

Федеральнымзаконом от27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ в часть 3статьи 15 настоящего Федерального законавнесены изменения

См.текст части в предыдущей редакции

3.

Запрещается совмещение функцийфедеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, иныхорганов власти, органов местногосамоуправления и функций хозяйствующихсубъектов, за исключением случаев,установленных федеральными законами,указами Президента Российской Федерации,постановлениями Правительства РоссийскойФедерации, а также наделение хозяйствующихсубъектов функциями и правами указанныхорганов, в том числе функциями и правамиорганов государственного контроля инадзора, если иное не установлено Федеральнымзаконом от1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «ОГосударственной корпорации по атомнойэнергии «Росатом» и Федеральнымзаконом от30 октября 2007 года N 238-ФЗ «ОГосударственной корпорации построительству олимпийских объектов иразвитию города Сочи как горноклиматическогокурорта».

ГАРАНТ:

См. Рекомендации ФАСРоссии от 16 октября 2014 г. по применениюстатьи 15 настоящего Федерального законав случае непроведения органами местногосамоуправления конкурсов по отборууправляющих организаций для управлениямногоквартирными домами (МКД)

См. схему «Запретна акты и действия органов власти иуправления, ограничивающие конкуренцию»

См.комментарии к статье 15 настоящегоФедерального закона

Статья16.Запрет на ограничивающие конкуренциюсоглашения или согласованные действияфедеральных органов исполнительнойвласти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, иныхосуществляющих функции указанныхорганов органов или организаций, а такжегосударственных внебюджетных фондов,Центрального банка Российской Федерации

Запрещаютсясоглашения между федеральными органамиисполнительной власти, органамигосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местногосамоуправления, иными осуществляющимифункции указанных органов органами илиорганизациями, а также государственнымивнебюджетными фондами, Центральнымбанком Российской Федерации или междуними и хозяйствующими субъектами либоосуществление этими органами иорганизациями согласованных действий,если такие соглашения или такоеосуществление согласованных действийприводят или могут привести к недопущению,ограничению, устранению конкуренции,в частности к:

1)повышению, снижению или поддержаниюцен (тарифов), за исключением случаев,если такие соглашения предусмотреныфедеральными законами или нормативнымиправовыми актами Президента РоссийскойФедерации, нормативными правовымиактами Правительства РоссийскойФедерации;

2)экономически, технологически и инымобразом не обоснованному установлениюразличных цен (тарифов) на один и тот жетовар;

3)разделу товарного рынка по территориальномупринципу, объему продажи или покупкитоваров, ассортименту реализуемыхтоваров либо по составу продавцов илипокупателей (заказчиков);

4)ограничению доступа на товарный рынок,выхода из товарного рынка или устранениюс него хозяйствующих субъектов.

Статья17.Антимонопольные требования к торгам,запросу котировок цен на товары, запросупредложений

1.

При проведении торгов, запроса котировокцен на товары (далее — запрос котировок),запроса предложений запрещаютсядействия, которые приводят или могутпривести к недопущению, ограничениюили устранению конкуренции, в том числе:

1)координация организаторами торгов,запроса котировок, запроса предложенийили заказчиками деятельности ихучастников;

2)создание участнику торгов, запросакотировок, запроса предложений илинескольким участникам торгов, запросакотировок, запроса предложенийпреимущественных условий участия вторгах, запросе котировок, запросепредложений, в том числе путем доступак информации, если иное не установленофедеральным законом;

3)нарушение порядка определения победителяили победителей торгов, запроса котировок,запроса предложений;

4)участие организаторов торгов, запросакотировок, запроса предложений илизаказчиков и (или) работников организаторовили работников заказчиков в торгах,запросе котировок, запросе предложений.

2.

Наряду с установленными частью 1 настоящейстатьи запретами при проведении торгов,запроса котировок, запроса предложений,если организаторами торгов, запросакотировок, запроса предложений илизаказчиками являются федеральные органыисполнительной власти, органыисполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местногосамоуправления, государственныевнебюджетные фонды, а также при проведенииторгов, запроса котировок, запросапредложений в случае закупок товаров,работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд запрещается непредусмотренное федеральными законамиили иными нормативными правовыми актамиограничение доступа к участию в торгах,запросе котировок, запросе предложений.

3.

Наряду с установленными частями1 и 2 настоящейстатьи запретами при проведенииторгов, запроса котировок, запросапредложений в случае закупок товаров,работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд запрещаетсяограничение конкуренции между участникамиторгов, участниками запроса котировок,участниками запроса предложений путемвключения в состав лотов товаров, работ,услуг, технологически и функциональноне связанных с товарами, работами,услугами, поставки, выполнение, оказаниекоторых являются предметом торгов,запроса котировок, запроса предложений.

4.

Нарушение правил, установленных настоящейстатьей, является основанием дляпризнания судом соответствующих торгов,запроса котировок, запроса предложенийи заключенных по результатам такихторгов, запроса котировок, запросапредложений сделок недействительными,в том числе по иску антимонопольногооргана.

5.Положения части 1 настоящейстатьи распространяются в том числена все закупки товаров, работ, услуг,осуществляемые в соответствиис Федеральнымзаконом от18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупкахтоваров, работ, услуг отдельными видамиюридических лиц».

Источник: https://studfile.net/preview/4514076/page:3/

Ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Допустимость соглашений, согласованных действий хозяйствующих субъектов

§ 3. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление

Ст. 11, 11.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливают запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. сокращению или прекращению производства товаров;
  5. отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 Федерального закона), если:

  • такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
  • такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца.

Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

  • о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
  • об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Положения ст.

11 ФЗ не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

  1. распоряжение более чем 50% общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
  2. осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. сокращению или прекращению производства товаров;
  5. отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.

Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие согласованные действия приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Запрещаются иные, не предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия по:

  • навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ogranichivaiuschie-konkurentsiiu-soglasheniya-ili-soglasovannie-deystviya-chozyaystvuiuschich-subektov-na-tovarnom-rinke-dopustimost-soglasheniy-soglasovannich-deystviy-chozyaystvuiuschich-subektov

Studio-pravo
Добавить комментарий