- Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус
- Виды административных правонарушений
- Ответственность за административные правонарушения
- Классификация видов административных правонарушений
- Page 3
- Разновидности административных правонарушений, посягающих на права граждан
- Субъекты административных правонарушений
- Квалификация административных правонарушений
- Виды административных правонарушений: Классификация видов административных правонарушений осуществляется
Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус
Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.
Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность.
От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве.
Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.
Признаки административных правонарушений:
- действие или бездействие физического или юридического лица;
- виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
- противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
- наказуемость деяния – наступление административной ответственности.
Виды административных правонарушений
Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:
- объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
- направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).
На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:
- Административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
- нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
- нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
- принуждение к отказу или к участию в забастовках;
- нарушение законодательства о труде и об охране труда;
- неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
- увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
- нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
- Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
- сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
- незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
- оборот либо хранение, равно как употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
- Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
- самовольная добыча янтаря;
- самовольное занятие земельного участка, в том числе, участка лесного фонда;
- нарушение правил пользования жилыми помещениями;
- пользование без разрешения водными объектами;
- уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
- Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
- порча земель;
- нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
- искажение экологической информации;
- незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных и другое.
- Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
- нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
- повреждение электрических сетей;
- непроизводительное расходование энергетических ресурсов и другое.
- Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
- нарушение правил карантина животных;
- непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
- Административные правонарушения на транспорте, например:
- действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
- нарушений правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
- безбилетный проезд и другое.
- Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
- управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
- управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
- нарушение ПДД водителями или пешеходами;
- невыполнение требований об остановке транспортного средства и другое.
- Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
- самовольное строительство, установка или проектирование высокочастотных устройств;
- незаконная деятельность в сфере защиты информации;
- нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
- Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
- выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
- нарушение порядка ценообразования;
- ограничение свободы торговли;
- обман потребителей;
- фиктивное банкротство;
- нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю и другое.
- Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
- нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
- нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
- незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
- Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
- незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
- недекларирование товаров и транспортных средств;
- нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ и другое.
- Административные правонарушения, посягающие на институты гос.власти, например:
- незаконное ношение государственных наград;
- невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
- невыполнение законных требований прокурора и другое.
- Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
- нарушение иммиграционных правил;
- реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
- незаконный провоз лиц через границу РФ;
- нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и другое.
- Административные правонарушения против порядка управления, например:
- неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
- неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
- умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
- подделка документов, печатей и бланков, их использование и другое.
- Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
- мелкое хулиганство;
- нарушение сроков регистрации оружия, в том числе, сроков постановки его на учет;
- нарушение требований режима чрезвычайных положений;
- незаконная деятельность в сфере частного сыска;
- распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
- Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
- уклонение от медицинского обследования;
- неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
- порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
- несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете и другое.
Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.
Ответственность за административные правонарушения
Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:
- штраф – денежное взыскание в пользу государства;
- предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
- лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
- приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
- конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
- дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
- обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
- арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
- другие виды наказания.
+7 (499) 288-21-46
Круглосуточно
Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/administrativnoe-pravonarushenie/
Классификация видов административных правонарушений
В широком значении «права человека» включают обширный комплекс прав и свобод личности: на труд, отдых, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п. Более детальной классификацией прав человека является их деление на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и некоторые другие.
Общим признаком всех административных правонарушений является родовой объект посягательства — общественные отношения, обеспечивающие конституционные права и свободы человека и гражданина.
Родовым объектом административных правонарушений, содержащихся в главе 5 Кодекса, являются общественные отношения, реализация которых обеспечивает политические, социальные и иные права и свободы, закрепленные в законодательстве.
По видовому объекту, как основанию классификации, указанные административные правонарушения можно подразделить на следующие группы:
- 1) посягающие на политические права и свободы граждан (ст. 5.1 — 5.25; 5.45 — 5.52; 5.56 — избирательные права и свободы граждан и участников референдума, 5.38 — право проведения публичных мероприятий);
- 2) посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него (ст. 5.26);
- 3) посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст. 5.27 — 5.34, 5.42);
- 4) посягающие на социальную защиту, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 — 5.37);
- 5) посягающие на иные социальные права: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39); непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение (ст. 5.41); нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств для инвалидов (ст. 5.43); незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53); неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете) (ст. 5.54); непредоставление кредитного отчета (ст. 5.55).
Объективная сторона правонарушений, посягающих на права граждан, может выражаться как в действиях, так и в бездействии.
Субъектом рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона данных правонарушений может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.
Дела о правонарушениях соответственно рассматриваются судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностными лицами Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Правонарушителям могут назначаться административные наказания: предупреждение, штраф, конфискация предмета административного правонарушения (юридических лиц — ст. 5.19 — 5.20).
Рассмотрим некоторые административные правонарушения, посягающие на права граждан, подробнее.
Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, сформулированы в гл. 5 Особенной части КоАП РФ.
Распространенными нарушениями в рассматриваемой сфере являются: злоупотребление государственными служащими и иными должностными лицами своим служебным положением для публичной поддержки кого-либо из кандидатов, а также отдельных избирательных объединений и блоков; нарушение правил предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации; подкуп избирателей путем вручения или обещания им денежных средств, подарков или иных материальных благ и т.д.
Объектом проступков, посягающих на избирательные права граждан, предусмотренных статьями 5.1-5.25 КоАП, являются общественные отношения возникающие в связи с реализацией граждан своих пассивных и активных избирательных прав.
Избирательные права граждан — конституционные права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов ания и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях.
Также объектом правонарушения могут выступать не только общие избирательные права граждан, но и права отдельных субъектов избирательного права, получивших дополнительные права и обязанности в связи с приобретением в соответствии с законом определенного правового статуса.
В частности, можно выделить: права избирательной комиссии, члена избирательной комиссии, комиссии референдума и ее членов, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, кандидата, зарегистрированного кандидата, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя средства массовой информации.
Объективная сторона правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, может выражаться как в форме действия (например, проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах ст. 5.10, так и бездействия (например, неисполнение решения избирательной комиссии ст.5.3, непредоставление сведений об избирателях ст.5.4, непредоставление сведений об итогах ания ст. 5.25).
Помимо основного признака объективной стороны — деяния, многие правонарушения в рассматриваемой сфере имеют также ряд дополнительных обязательных признаков необходимых для квалификации проступка: это нарушение сроков рассмотрения заявлений и обращений граждан, нарушение сроков предоставления информации, время и место совершения правонарушения и т.д.
Субъекты правонарушений.
За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе, к ним относятся: должностные лица, члены избирательных комиссий, главные редакторы средств массовой информации (далее СМИ), а также, сами СМИ, как юридическое лицо, кандидаты в депутаты или на выборную должность. В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане, независимо от их служебного статуса, за совершение административных правонарушений. Субъектами ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушений, посягающих на избирательные права граждан характеризуется не только умышленной, но и неосторожной формой вины.
Административное правонарушение в области трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) субъекта трудовых правоотношений, посягающее на трудовые права и свободы граждан, за которое КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектом административных правонарушений, посягающих на права граждан (статьи 5.27-5.34, 5.42), являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда.
Объективная сторона административных правонарушений в области трудовых отношений либо затрагивающих их выражается в действиях или бездействии, непосредственно либо опосредованно направленных на нарушение или на невыполнение законодательства о труде и об охране труда.
Субъектами административной ответственности за административные правонарушения в области трудовых отношений могут быть должностные лица (ст. 5.27 КоАП РФ) и работодатели или лица их представляющие (ст.ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ).
Анализ субъективной стороны рассматриваемых административных правонарушений позволяет утверждать, что их совершение предполагает умышленную либо неосторожную форму вины.
Таким образом, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Конституционные права и свободы человека и гражданина охраняются также нормами, содержащимися в главе 5 и иных главах Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Административные правонарушения в области охраны собственности представляют собой наказуемые в административном порядке виновные противоправные деяния, которые посягают на принадлежность материальных благ соответствующим собственникам, а равно нарушают требования по обеспечению их сохранности.
КоАП РФ содержит 33 статьи, объединенных в главу «Административные правонарушения в области охраны собственности». В ранее действовавшем КоАП РСФСР аналогичная глава содержала всего 8 статей.
Увеличение составов административных правонарушений, посягающих на собственность, включенных в комментируемую главу, произошло в основном за счет отнесения к ним проступков в области охраны земли, недр, водных объектов. И это оправданно, ибо земля, недра, водные объекты, леса (недвижимость) являются составной частью материального субстрата отношений различных форм собственности и одним из видов объектов гражданских прав.
В то же время важно подчеркнуть, что названная глава не исчерпывает всего многообразия административных правонарушений против собственности.
Особенная часть КоАП построена на основе смешанного принципа — по родовому объекту и сфере (отрасли), в которой совершено правонарушение. Поэтому вполне допустимо, что разбор некоторых проступков, причиняющих вред собственности, помещен в других главах.
Родовым объектом рассматриваемых административных правонарушений выступает собственность. Собственность — это сущностная характеристика любого общества.
Она выступает «кристаллизационным ядром» экономической системы, определяет ориентиры и содержание политического и социального развития общества. Такая ее роль предопределяется несколькими факторами.
Во-первых, собственность выступает наиболее гарантированным средством удовлетворения интересов материальных и духовных потребностей граждан, коллективов и общества в целом.
Во-вторых, собственность предоставляет ее обладателям экономическую власть над вещами и отношениями, возникающими по поводу использования этих вещей, а значит, и экономическую свободу в отношениях с другими людьми. В-третьих, собственность обеспечивает ее обладателям стабильность и долговременность удовлетворения потребительских нужд.
Объектом права собственности выступает имущество, результаты интеллектуальной деятельности, имущественные права.
Под имуществом понимаются предметы естественной и искусственной природы, имеющие материально-телесную субстанцию и обладающие потребительской стоимостью.
Результаты интеллектуальной деятельности относятся к категории нематериальных объектов собственности.
Они делятся на две большие группы — художественные (произведения науки, литературы и искусства) и промышленные (изобретения, полезные модели, промышленные образцы).
Имущественные права образуют субъективные правомочия участников отношений собственности, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом и результатами интеллектуальной деятельности, а также с теми имущественными требованиями, которые возникают между участниками отношений присвоения по поводу их принадлежности и оборота.
Непосредственным объектом правонарушений в сфере охраны собственности выступают отношения сохранности.
Предметом выступают чужие вещи административно наказуемых посягательств в сфере охраны собственности и чужие результаты интеллектуальной деятельности.
В частности, ими могут быть: отдельные виды природных ресурсов (водные объекты, земельные участки, участки лесов, полезные ископаемые, объекты животного мира); межевые знаки; наблюдательные режимные скважины; гидротехнические, водохозяйственные и водоохранные сооружения, устройства или установки; объекты культурного наследия; электрическая и тепловая энергия; питьевая вода в системах питьевого водоснабжения; жилые помещения, нежилой фонд, предметы потребления и некоторые другие материальные блага.
Объективная сторона административных правонарушений против собственности чаще всего выражается в следующих действиях: хищение, завладение, уничтожение, незаконное использование и т.д.
Однако часть правонарушений совершается в форме бездействия, уклонения от исполнения обязательств (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия; проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия и др.).
Административные правонарушения в области охраны собственности — это общественно-вредные деяния.
Их вредные последствия состоят, прежде всего, в том, что собственники несут определенные имущественные потери, а виновные лица в определенных случаях получают имущественную выгоду.
Убытки для собственника налицо и тогда, когда он, имея имущество, во владении, встречает препятствия в осуществлении законного права пользования и распоряжения этим имуществом.
В результате действий или бездействия виновных лиц собственнику причиняется имущественный (материальный) вред (ущерб).
Он может быть выражен в виде прямого лишения собственника определенных объектов, а также расходов, которые собственник должен понести по восстановлению объектов собственности из-за их порчи, повреждения, уничтожения либо ухудшения их качества, неполучения собственником доходов (упущенная выгода).
Сущностным признаком объективной стороны административных правонарушений в области охраны собственности является их противоправность. Субъекты данных правонарушений нарушают (не выполняют, не соблюдают) правовые нормы трех видов:
- а) устанавливающие запреты на совершение определенных действий в отношении объектов собственности,
- б) возлагающие обязанности по сбережению материальных благ,
- в) предоставляющие правомочия по распоряжению и пользованию объектами собственности.
Нарушенными в данной связи могут быть нормы закона либо нормы подзаконных актов. Основополагающие нормы права собственности содержит Конституция Российской Федерации.
Она, в частности, устанавливает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами (ст.
35) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.
36) каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35).
Более развернутую характеристику права собственности, правомочий собственников и обязанностей участников отношений присвоения содержит гражданское законодательство.
С субъективной стороны правонарушения против собственности — это деяния в абсолютном большинстве своем с прямым умыслом.
Виновное лицо осознает антисоциальный и противоправный характер своих действий или бездействия, предвидит их вредные последствия, но, несмотря на это, стремится осуществить такое поведение, желая получить для себя определенные имущественные блага, соответствующую материальную выгоду (яркий пример — кража чужого имущества).
Часть проступков совершается с корыстной целью (мелкое хищение, пользование природными объектами без разрешения (лицензии), самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, газопроводам и др.).
Правонарушитель в этом случае получает незаконную материальную (денежную) выгоду, а государство и другие собственники терпят ущерб, утрачивая или недополучая определенное количество имущественных (денежных) ценностей.
Определенная категория имущественных правонарушений совершается по неосторожности.
В этом случае вред собственнику причиняется в результате небрежности виновного лица, когда данный ущерб не предвидится, но должен был предвидеться, или предвидится, но субъект легкомысленно рассчитывает его предотвратить, не допустить.
Это всевозможные случаи повреждения, уничтожения или порчи объектов природы, а также недобросовестного отношения к сохранности (сбережению) имущества.
Субъектом административных правонарушений в сфере охраны собственности выступают граждане, должностные лица и юридические лица.
По составам проступков, предусмотренных статьей 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества); статьей 7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями); статьей 7.27 (мелкое хищение), субъектом их совершения являются только граждане.
Исключительно должностные лица являются субъектами деяний, которые запрещены статьей 7.16 (незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения); статьей 7.
24, частью 1 (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности).
Должностные лица и юридические лица несут ответственность по статье 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений) и статье 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).
Граждане и юридические лица являются субъектами правонарушений по статье 7.28 (нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах). В остальных случаях субъектами правонарушений против собственности выступают как граждане, так и должностные и юридические лица.
За совершение административных проступков в сфере охраны собственности предусмотрены санкции в виде административного штрафа.
Page 3
Административные правонарушения, посягающие на порядок управления, предусмотрены в главе 19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая состоит из 34 статей.
Административными правонарушениями, посягающими на порядок управления, следует признавать противоправные, виновные и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся при осуществлении порядка управления.
Общим объектом административных правонарушений, объединенных в главу 19 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере установленного порядка управления.
Управление в широком смысле означает руководство чем-либо или кем-либо. Под порядком управления понимается определенная последовательность регулирования государственными органами социальной жизни в обществе.
С объективной стороны большинство административных правонарушений рассматриваемой группы совершаются в форме активных действий, например неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий; передача либо попытка передачи запрещённых предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.
Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, являются по своему выражению формальными, т. е. для привлечения к административной ответственности достаточно установление факта совершения противоправного действия (бездействия), без наступления каких-либо вредных последствий.
С субъективной стороны административные правонарушения данной группы совершаются, как правило, умышленно.
Субъектами административных правонарушений против порядка управления являются физические, должностные и юридические лица. Совершение отдельных административных правонарушений в этой сфере возможно только специальным субъектом.
Например, за незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.
17 КоАП РФ) ответственности подлежат соответствующие должностные лица, уполномоченные в предусмотренных законом случаях изымать удостоверение личности (паспорт) у гражданина РФ.
Многие административные правонарушения против порядка управления согласно ст. 23.3 Кодекса относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции). В частности, указанные органы имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.2 (умышленное повреждение или срыв печати (пломбы); ст. 19.
15 (проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации); ст. 19.16 (умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности); ст. 19.
17 (незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог; ст. 19.18 (представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство); ст. 19.
22 (нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок).
К компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) относится и составление протоколов об административных правонарушениях по большинству административных правонарушений рассматриваемой главы Кодекса (п. 1 ч. 2. ст. 28.3).
Помимо органов внутренних дел отдельные дела об административных правонарушениях против порядка управления вправе рассматривать судьи, военные комиссары, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, органы и войска пограничной службы, органы государственного горного и промышленного надзора, органы транспортной инспекции, стандартизации, метрологии и сертификации и др. Должностные лица указанных органов (за исключением судей) по отдельным статьям рассматриваемой главы вправе составлять и протоколы об административных правонарушениях.
Рассмотрим следующее правонарушение — Заведомо ложный вызов специализированных служб (статья 19.13. КоАП РФ).
Объектом рассматриваемого правонарушения являются права и законные интересы граждан, один из способов обеспечения которых — деятельность специализированных служб: пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи и др. Непосредственным предметом посягательства признается порядок нормальной деятельности указанных спецслужб, предназначенных для оказания помощи гражданам в экстренных ситуациях.
Объективная сторона выражается в противоправном деянии — ложном, т.е. намеренно выдаваемом за действительный, вызов пожарной охраны, полиции, скорой помощи или иных спецслужб.
Такими действиями нарушается нормальный, оперативный порядок деятельности спецслужб, что препятствуют их эффективной работе, принятию экстренных мер по спасению жизни и здоровья граждан, их имущества, любой формы собственности, борьбе с административными правонарушениями и преступлениями.
Субъектом названного правонарушения признаются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанного деяния.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме прямого умысла, о чем свидетельствует указание в диспозиции статьи на заведомо ложный вызов
Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), органов, уполномоченных в области здравоохранения.
Необходимо иметь в виду, что в ст. 207 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а именно за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Итак, органы государственной исполнительной власти осуществляют свои полномочия в установленном нормативными актами порядке. Таким образом, нарушение данного порядка приводит к нарушению законных прав и интересов физических и юридических лиц и в конечном итоге негативно влияет на авторитет государственной власти.
Источник: https://studwood.ru/528165/pravo/klassifikatsiya_vidov_administrativnyh_pravonarusheniy
Разновидности административных правонарушений, посягающих на права граждан
Административные правонарушения посягающие на права граждан включены в пятую главу Кодекса об административных правонарушения (КоАП РФ). Она предусматривает правонарушения, которые:
- посягают на избирательные права лиц активного и пассивного характера (статьи 5,1 – 5,25; 5,45 – 5,52, 5,56; 5,58);
- нарушают законы, касающиеся свободы совести, выбора вероисповедания и выбора религиозного объединения (статья 5,26);
- посягают на права в области труда (статьи 5,27 – 5,34);
- касаются прав несовершеннолетних лиц (статья 5,35) или нарушают обязанности негосударственных и публичных лиц в сфере соблюдения этих прав (ст. 5,36 – 5,37);
- нарушают информационные права определенных лиц (статья 5,39), включая административно-правовые нарушения, которые касаются неисполнения предпринимателями публичных информационных обязанностей (статьи. 5,53 – 5,55);
- нарушают порядок рассмотрения гражданских обращений (5,59 статья);
- посягают на общественные. социальные и политические права граждан (статьи 5,40; 5,59 и 5,41 – 5,43; 5,57 соответственно);
- умаляют достоинство и честь человека, причиняют вред репутации (статья 5,61);
- ограничивают права граждан в области гуманитарных, общественных, социальных и политических критериев (статья 5,62);
- нарушают законы, касающиеся предоставления услуг публичного характера (статья 5,63).
В число основных объектов посягательств необходимо включить избирательные права лиц. Ответственность за проступки в данной области предусмотрена для более чем ¾ составов административных правонарушений, которые устанавливает глава 5 КоАП.
Самое распространенное административное наказание представлено административным штрафом. Он исчисляется фиксированной суммой в рублевом эквиваленте. Максимальная сумма такого штрафа предусматривается для граждан в размере 10-20 тысяч рублей. Такой штраф гражданин может получить за нарушенное законодательство в области проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов.
Использование административных штрафов в сумме, которая во много раз выше, чем предельное значение, установленное в части 1 статьи 3.5 КоАП, может происходить только в вышеуказанном случае, включая некоторые нарушения порядка в обществе.
Наиболее обременительными санкциями для предприятий, являющихся нарушителями, регулирует ч. 1 ст. 5,5; ст. 5,8; 5,10; ч. 1 ст. 5,12; ст. 5,18; ч. 1 ст. 5,57 КоАП.
Если рассматривать эти статьи, то в них максимальная сумма административного штрафа может составлять 200 000 рублей.
В минимальной сумме штраф исчисляется в отношении рассматриваемых проступков (ст. 5,38). В некоторых случаях используются прочие имущественные санкции, включая конфискацию (используется вместе с административными штрафами как дополнительное административное наказание), предупреждение (как альтернатива административным штрафам, может быть вынесено в случаях, которые регулирует ст. 5,35).
Субъекты административных правонарушений
Для предпринимательских субъектов, которые могут нарушать законы о труде и его охране, об образовании используют наказание в виде административной приостановки работы. В отношении должностных лиц в этом случае предусмотрена дисквалификация.
Замечание 1
Можно сказать, что в ходе совершения рассматриваемых административных правонарушений происходит применение исключительно санкций, которые ведут к обременению имущественных правомочий лиц (например, административное приостановление работы) или приводят к прекращению правомочий в полной мере (например, конфискация предметов административных правонарушений).
В число субъектов административных правонарушений законодатель включает негосударственные предприятия, должностных лиц публичных органов (негосударственные юридические лица), граждан (физических лиц), которые не имеют правомочий должностного лица.
В некоторых ситуациях к административной ответственности привлекаются и субъекты публичного характера, включая публичные предприятия (муниципальные или государственные СМИ, включая телевизионные и радиовещательные организации), должностных лиц муниципальных или федеральных органов исполнительной власти.
Квалификация административных правонарушений
Необходимо обратить внимание и на определенные особенности, касающиеся квалификации правонарушений.
Так, индивидуальные предприниматели могут являться самостоятельными субъектами административных правонарушений, которые рассматривает часть 1 ст. 5,27 КоАП («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»).
Квалифицируя подобные правонарушения, не происходит использование общей дефиниции должностных лиц, которая способна отождествлять юрисдикционный статус ИП или должностных лиц.
В остальных ситуациях ИП обладают ответственностью, которая предусматривается для должностных лиц, когда проступок предопределяется их профессиональной деятельностью.
Замечание 2
В прочих случаях ИП несет ответственность, которую установила санкция соответствующей статьи, предусмотренной для граждан.
Дела о рассматриваемых правонарушениях, посягающие на активное или пассивное избирательное право, производство по которым производят как административное расследование, рассматривают судьи одного из районных судов.
Если же не требуется проведение административного расследования, то рассмотрение осуществляют мировые судьи. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав этих лиц рассматриваются дела об административных правонарушениях (ст.
5,35; 5,36 КоАП).
Должностные лица ОВД, комиссий референдума и избирательных комиссий, органов соц. защиты, специальных публичных органов (включая федеральную инспекцию труда и подведомственные ей организации), Счетную палату, внебюджетные фонды государства и др.) наделяются отдельными административными и юрисдикционными полномочиями.
Перечисленные субъекты имеют право на составление протоколов об административных правонарушениях, использование определенных мер административного пресечения, осуществление иных процессуальных действий (например, определенное должностное лицо избирательной комиссии или комиссии референдума имеет право осуществить назначение административного расследования).
Прокуратура обладает обширными юрисдикционными полномочиями в рассматриваемой области. В ее ведение входит возбуждение дел об административных правонарушениях, которые регулируют ст. 5,1; 5,7; 5,21; 5,23 – 5,25; 5,45; 5,46; 5,48; 5,52.
Замечание 3
Временный запрет деятельности в качестве меры пресечения используют в случаях, когда субъект предпринимательской деятельности нарушает законодательство о труде и его охране (ч. 1 ст. 5,27).
В соответствии с опасными последствиями для общества часть рассматриваемых правонарушений может квалифицироваться в качестве преступлений.
Административные правонарушения, установленные статьей 5,39 КоАП, считают законченными на момент принятия должностными лицами решения отказаться предоставить гражданам (предприятию) документацию, материалы, в случае нарушения сроков их представления, даче заведомо ложной или неполной информации.
Отметим,что статья 5,39 установила ответственность административного характера за нарушение порядка дачи лицам и организациям документированных сведений, открытый доступ к которым определяет федеральное законодательство.
В состав подобных сведений можно включить нормативные правовые акты, которые формируют обязанности граждан (происходит ограничение их прав) и те, которые подлежат официальному обнародованию (регулирует ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Граждане и предприятия имеют право требовать предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологическая информация), информации, которая характеризует санитарно-эпидемиологическую обстановку, сведения о вероятности или наступлении чрезвычайных обстоятельств, включая катастрофы, стихийные бедствия, аварии.
Подобное право рассматривается в 3 части 41 статьи Конституции РФ, федеральным законодательством, определяющим методы обеспечения информационных прав (например, сведения могут предоставляться не только в письменном, но и в устном виде). Отказ предоставить физическому или юридическому лицу такую информации квалифицирует статья 5,39 КоАП. В этом случае установление состава правонарушения происходит при существовании формальных юридических критериев, которые определены диспозицией данной статьи. Такое правонарушение можно квалифицировать в момент вынесения должностными лицами неправомерных решений, вне зависимости от формы их вынесения (вербальная или письменная).
Замечание 4
Здесь любой индивидуальный правовой акт может быть вынесен вербально лишь в случаях, которые предусмотрены федеральными законами. В число таких актов необходимо включить устное разрешение, которое принимает должностное лицо таможенного органа.
Квалифицируя статью 5,39 КоАП необходимо учесть и прочие составы правонарушений, которые способны установить ответственность за нарушенный порядок распространения сведений.
В частности, это касается отказа в представлении физическим лицам экологической информации (ст. 8,5 КоАП). В случае, если действия, которые определяет диспозиция ст.
5,39 КоАП, причиняют имущественный ущерб (моральный вред) гражданину или предприятию, правонарушения квалифицируются в соответствии со 140 статьей УК.
Возможная корреляция проступков и преступлений в случае совершения правонарушений, которые посягают на избирательные права граждан.
Пример 1
Статья 5,20 КоАП или статья 411 УК рассматривают нарушение порядка финансирования избирательных кампаний, кампаний по проведению референдума в соответствии с суммой используемых денежных средств.
Незаконный выпуск бюллетеней для выборов или ания на референдуме классифицируют в соответствии с частью 3 статьи 142 УК.
Если же происходит сокрытие остатков тиражей этих бюллетеней, то это способно повлечь к административному наказанию по статье 5.23 КоАП.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnaja-otvetstvennost/raznovidnosti-administrativnyh-pravonarushenij/
Виды административных правонарушений: Классификация видов административных правонарушений осуществляется
Классификация видов административных правонарушений осуществляется по различным критериям и признакам. Однако научную основу классификации имеет само кодифицированное законодательство об административных правонарушениях. В качестве критерия при этом выступает родовой и видовой объекты посягательства административного правонарушения или вид деятельности.
В соответствии с этим критерием административные правонарушения подразделяются на следующие виды.
1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ):
• на избирательные права граждан и избирательное законодательство (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом);
• на иные права граждан (например, на свободу совести и вероисповедания, свободу участия в забастовках, собраниях, митингах, шествиях и пикетировании, права на получение гражданином информации);
• на трудовые права граждан и в области охраны труда (например, нарушение законодательства о труде и об охране труда, уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения);
• на права несовершеннолетних (например, неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего).
2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ):
• на здоровье населения (например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов);
• на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (например, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения);
• на общественную нравственность (например, занятие проституцией, получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией).
3. Административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ), посягающие:
• на отдельные виды собственности — государственную, муниципальную и частную (например, уничтожение или повреждение чужого имущества, мелкое хищение);
• на природные ресурсы (например, самовольная добыча янтаря; самовольное занятие лесных участков; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом);
• на интеллектуальную собственность (например, нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах);
• на объекты культурного наследования (например, нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения);
• на отношения в сфере собственности на сооружения, устройства, установки (например, уничтожение специальных знаков; повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки);
• на отношения в сфере геодезической и картографической деятельности (например, уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации; утрата материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации).
4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ):
• посягающие на общественные отношения по охране окружающей среды в целом либо природных комплексов, а также на отношения по обеспечению экологической безопасности населения (например, несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе);
• в области охраны и использования земель (например, порча земель; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению);
• в области охраны и использования недр (например, нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение требований по рациональному использованию недр);
• в области охраны и использования вод (например, нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств);
• в области охраны атмосферы (например, нарушение правил охраны атмосферного воздуха; эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума);
• в области охраны и использования растительного мира (например, нарушение правил лесопользования; нарушение требований к охране лесов; уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений);
• в области охраны и использования животного мира (например, уничтожение мест обитания животных; уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; нарушение правил пользования объектами животного мира);
• в области охраны и использования природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации (например, невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений; незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации).
5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ), а именно:
• в промышленности (например, нарушение требований промышленной безопасности; нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений);
• в области строительства (например, нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию);
• в энергетике (например, нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности).
6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ), посягающие:
• на фитосанитарную безопасность (например, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);
• на установленный порядок культивирования и уничтожения наркотикосодержащих растений (например, непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли; непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли);
• на ветеринарную безопасность (например, нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных);
• на установленный порядок осуществления мелиоративных мероприятий (например, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта; нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений; повреждение мелиоративных систем);
• на установленный порядок ведения племенного животноводства (например, нарушение норм и правил ведения племенного животноводства);
• на установленный порядок оборота семян сельскохозяйственных растений (например, нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений; нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений).
7. Административные правонарушения на транспорте (гл. 11 КоАП РФ), в том числе:
• в области железнодорожного транспорта (например, действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта);
• в области воздушного транспорта (например, действия, угрожающие безопасности полетов; нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов);
• в области водного (морского и речного) транспорта (например, действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил плавания; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления);
• в области трубопроводного транспорта (например, нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов);
• в области автомобильного транспорта (например, нарушение правил перевозки автомобильным транспортом тяжеловесных грузов; осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений);
• правила перевозок посягающие на безопасность на транспорте, (например, нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов; нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте; нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте; безбилетный проезд).
8. Административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), посягающие:
• на безопасность дорожного движения (например, управление транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы или рулевого управления; управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения);
• на установленный порядок управления транспортными средствами (например, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб).
9. Административные правонарушения в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ), в том чисел подвиды:
• в области связи (например, самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания; использование несерти- фицированных средств связи либо предоставление несерти- фицированных услуг связи; самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи);
• посягающие на установленный законом порядок сбора, хранения, использования, распространения или защиты информации ограниченного доступа (например, разглашение информации с ограниченным доступом; нарушение правил защиты информации);
• в области свободы массовой информации (например, злоупотребление свободой массовой информации; воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации);
• посягающие на общие отношения в сфере информации (например, нарушение порядка предоставления статистической информации; нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров; повреждение телефонов-автоматов).
10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), а именно:
• нарушение общих правил и требований к осуществлению предпринимательской деятельности (например, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); ограничение свободы торговли);
• нарушение прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг (например, незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; обман потребителей; нарушение правил продажи отдельных видов товаров);
• нарушения, связанные с банкротством (например, фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве);
• нарушения в кредитной сфере (например, незаконное получение кредита; воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации);
• нарушение правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (например, нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе; использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции);
• нарушения, связанные с осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности (например, нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения; нарушение законодательства о лотереях; нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости).
11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ), в том числе:
• в области налогов и сборов (например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации);
• в области финансов, банковских и бюджетных отношений (например, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования);
• в области рынка ценных бумаг (например, недобросовестная эмиссия ценных бумаг; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг).
12. Административные правонарушения в области таможенного дела, т.е. нарушения таможенных правил (гл. 16 КоАП РФ):
• нарушение правил таможенного оформления (например, незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; представление недействительных документов при таможенном оформлении; несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений);
• нарушение требований таможенного режима (например, недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них; несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита);
• нарушение таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами (например, недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации; невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами);
• нарушение сроков уплаты таможенных платежей (например, нарушение сроков уплаты таможенных платежей);
• нарушения в сфере таможенного контроля (например, несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; нарушение режима зоны таможенного контроля);
• нарушение установленных правил деятельности в области таможенного дела (например, незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела).
13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ), а именно:
• на символы государственной власти (например, незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации; незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов);
• на функционирование государственных органов и должностных лиц, реализующих отдельные институты государственной власти (например, невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; воспрепятствование законной деятельности судебного пристава);
• на осуществление гражданами прав в сфере институтов государственной власти (например, воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя; непредставление информации для составления списков присяжных заседателей).
14. Административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18 КоАП РФ):
• посягающие на установленный режим государственной границы (например, нарушение режима государственной границы РФ; нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации);
• посягающие на пограничный режим (например, нарушение пограничного режима в пограничной зоне; неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы зоны Российской Федерации);
• в области миграционного законодательства, посягающие на установленный порядок (режим) пребывания в зоны Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правила транзитного проезда через российскую территорию (например, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в зоны Российской Федерации; нарушение правил привлечения и использования в зоны Российской Федерации иностранной рабочей силы); незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей).
15. Административные правонарушения против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ):
• в сфере порядка осуществления определенной деятельности (например, нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации; нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов);
• в сфере реализации обязанности граждан, должностных лиц, юридических лиц по совершению определенных действий (например, непредставление сведений (информации); проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации);
• связанные с нарушением предписаний, запрещающих совершение определенных действий (например, передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания; заведомо ложный вызов специализированных служб);
• связанные с нарушением норм, предоставляющих сотрудникам правоохранительных и иных контрольно-надзорных органов предъявлять законные требования (например, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы; невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов).
16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ), в том числе:
• на общественный порядок (например, мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования);
• на общественную безопасность (например, нарушение требований режима чрезвычайного положения; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему).
17. Административные правонарушения в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ), посягающие:
• на установленный порядок воинского учета (например, непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете);
• на установленный порядок исполнения воинской обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; умышленные порча или утрата документов воинского учета).
Подобная классификация видов административных правонарушений позволяет правоприменителям правильно оценить характер совершаемого правонарушения, качественно осуществлять квалификацию деяния и соразмерно применять к виновным лицам административные наказания.
Источник: https://all-sci.net/administrativnoe-pravo_717/vidyi-administrativnyih-pravonarusheniy-61496.html