§ 3. Виды административных правонарушений, посягающих на

Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус

§ 3. Виды административных правонарушений, посягающих на

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое. 

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность.

От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве.

Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

 Признаки административных правонарушений: 

  1. действие или бездействие физического или юридического лица;
  2. виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
  3. противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  4. наказуемость деяния – наступление административной ответственности.

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия: 

  1. объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
  2. направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы: 

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
    • нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
    • нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
    • принуждение к отказу или к участию в забастовках;
    • нарушение законодательства о труде и об охране труда;
    • неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
    • увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
    • нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
    • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
    • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
    • незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
    • оборот либо хранение, равно как употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
    • самовольная добыча янтаря;
    • самовольное занятие земельного участка, в том числе, участка лесного фонда;
    • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
    • пользование без разрешения водными объектами;
    • уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
    • порча земель;
    • нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
    • искажение экологической информации;
    • незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных и другое.
  • Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
    • нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
    • повреждение электрических сетей;
    • непроизводительное расходование энергетических ресурсов и другое.
  • Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
    • нарушение правил карантина животных;
    • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
  • Административные правонарушения на транспорте, например:
    • действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
    • нарушений правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
    • безбилетный проезд и другое.
  • Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
    • управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
    • управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
    • нарушение ПДД водителями или пешеходами;
    • невыполнение требований об остановке транспортного средства и другое.
  • Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
    • самовольное строительство, установка или проектирование высокочастотных устройств;
    • незаконная деятельность в сфере защиты информации;
    • нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
  • Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
    • выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
    • нарушение порядка ценообразования;
    • ограничение свободы торговли;
    • обман потребителей;
    • фиктивное банкротство;
    • нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю и другое.
  • Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
    • нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
    • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
    • незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
  • Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
    • незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
    • недекларирование товаров и транспортных средств;
    • нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на институты гос.власти, например:
    • незаконное ношение государственных наград;
    • невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
    • невыполнение законных требований прокурора и другое.
  • Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
    • нарушение иммиграционных правил;
    • реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
    • незаконный провоз лиц через границу РФ;
    • нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и другое.
  • Административные правонарушения против порядка управления, например:
    • неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
    • неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
    • умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
    • подделка документов, печатей и бланков, их использование и другое.
  • Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
    • мелкое хулиганство;
    • нарушение сроков регистрации оружия, в том числе, сроков постановки его на учет;
    • нарушение требований режима чрезвычайных положений;
    • незаконная деятельность в сфере частного сыска;
    • распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
  • Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
    • уклонение от медицинского обследования;
    • неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
    • порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
    • несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете и другое.

Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

Ответственность за административные правонарушения

Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются: 

  1. штраф – денежное взыскание в пользу государства;
  2. предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
  3. лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
  4. приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
  5. конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
  6. дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
  7. обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
  8. арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
  9. другие виды наказания.

+7 (499) 288-21-46
Круглосуточно

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/administrativnoe-pravonarushenie/

Классификация видов административных правонарушений

§ 3. Виды административных правонарушений, посягающих на

В широком значении «права человека» включают обширный комплекс прав и свобод личности: на труд, отдых, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п. Более детальной классификацией прав человека является их деление на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и некоторые другие.

Общим признаком всех административных правонарушений является родовой объект посягательства — общественные отношения, обеспечивающие конституционные права и свободы человека и гражданина.

Родовым объектом административных правонарушений, содержащихся в главе 5 Кодекса, являются общественные отношения, реализация которых обеспечивает политические, социальные и иные права и свободы, закрепленные в законодательстве.

По видовому объекту, как основанию классификации, указанные административные правонарушения можно подразделить на следующие группы:

  • 1) посягающие на политические права и свободы граждан (ст. 5.1 — 5.25; 5.45 — 5.52; 5.56 — избирательные права и свободы граждан и участников референдума, 5.38 — право проведения публичных мероприятий);
  • 2) посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него (ст. 5.26);
  • 3) посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст. 5.27 — 5.34, 5.42);
  • 4) посягающие на социальную защиту, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 — 5.37);
  • 5) посягающие на иные социальные права: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39); непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение (ст. 5.41); нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств для инвалидов (ст. 5.43); незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53); неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете) (ст. 5.54); непредоставление кредитного отчета (ст. 5.55).

Объективная сторона правонарушений, посягающих на права граждан, может выражаться как в действиях, так и в бездействии.

Субъектом рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона данных правонарушений может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

Дела о правонарушениях соответственно рассматриваются судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностными лицами Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Правонарушителям могут назначаться административные наказания: предупреждение, штраф, конфискация предмета административного правонарушения (юридических лиц — ст. 5.19 — 5.20).

Рассмотрим некоторые административные правонарушения, посягающие на права граждан, подробнее.

Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, сформулированы в гл. 5 Особенной части КоАП РФ.

Распространенными нарушениями в рассматриваемой сфере являются: злоупотребление государственными служащими и иными должностными лицами своим служебным положением для публичной поддержки кого-либо из кандидатов, а также отдельных избирательных объединений и блоков; нарушение правил предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации; подкуп избирателей путем вручения или обещания им денежных средств, подарков или иных материальных благ и т.д.

Объектом проступков, посягающих на избирательные права граждан, предусмотренных статьями 5.1-5.25 КоАП, являются общественные отношения возникающие в связи с реализацией граждан своих пассивных и активных избирательных прав.

Избирательные права граждан — конституционные права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов ания и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях.

Также объектом правонарушения могут выступать не только общие избирательные права граждан, но и права отдельных субъектов избирательного права, получивших дополнительные права и обязанности в связи с приобретением в соответствии с законом определенного правового статуса.

В частности, можно выделить: права избирательной комиссии, члена избирательной комиссии, комиссии референдума и ее членов, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, кандидата, зарегистрированного кандидата, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя средства массовой информации.

Объективная сторона правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, может выражаться как в форме действия (например, проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах ст. 5.10, так и бездействия (например, неисполнение решения избирательной комиссии ст.5.3, непредоставление сведений об избирателях ст.5.4, непредоставление сведений об итогах ания ст. 5.25).

Помимо основного признака объективной стороны — деяния, многие правонарушения в рассматриваемой сфере имеют также ряд дополнительных обязательных признаков необходимых для квалификации проступка: это нарушение сроков рассмотрения заявлений и обращений граждан, нарушение сроков предоставления информации, время и место совершения правонарушения и т.д.

Субъекты правонарушений.

За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе, к ним относятся: должностные лица, члены избирательных комиссий, главные редакторы средств массовой информации (далее СМИ), а также, сами СМИ, как юридическое лицо, кандидаты в депутаты или на выборную должность. В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане, независимо от их служебного статуса, за совершение административных правонарушений. Субъектами ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушений, посягающих на избирательные права граждан характеризуется не только умышленной, но и неосторожной формой вины.

Административное правонарушение в области трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) субъекта трудовых правоотношений, посягающее на трудовые права и свободы граждан, за которое КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектом административных правонарушений, посягающих на права граждан (статьи 5.27-5.34, 5.42), являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда.

Объективная сторона административных правонарушений в области трудовых отношений либо затрагивающих их выражается в действиях или бездействии, непосредственно либо опосредованно направленных на нарушение или на невыполнение законодательства о труде и об охране труда.

Субъектами административной ответственности за административные правонарушения в области трудовых отношений могут быть должностные лица (ст. 5.27 КоАП РФ) и работодатели или лица их представляющие (ст.ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ).

Анализ субъективной стороны рассматриваемых административных правонарушений позволяет утверждать, что их совершение предполагает умышленную либо неосторожную форму вины.

Таким образом, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Конституционные права и свободы человека и гражданина охраняются также нормами, содержащимися в главе 5 и иных главах Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Административные правонарушения в области охраны собственности представляют собой наказуемые в административном порядке виновные противоправные деяния, которые посягают на принадлежность материальных благ соответствующим собственникам, а равно нарушают требования по обеспечению их сохранности.

КоАП РФ содержит 33 статьи, объединенных в главу «Административные правонарушения в области охраны собственности». В ранее действовавшем КоАП РСФСР аналогичная глава содержала всего 8 статей.

Увеличение составов административных правонарушений, посягающих на собственность, включенных в комментируемую главу, произошло в основном за счет отнесения к ним проступков в области охраны земли, недр, водных объектов. И это оправданно, ибо земля, недра, водные объекты, леса (недвижимость) являются составной частью материального субстрата отношений различных форм собственности и одним из видов объектов гражданских прав.

В то же время важно подчеркнуть, что названная глава не исчерпывает всего многообразия административных правонарушений против собственности.

Особенная часть КоАП построена на основе смешанного принципа — по родовому объекту и сфере (отрасли), в которой совершено правонарушение. Поэтому вполне допустимо, что разбор некоторых проступков, причиняющих вред собственности, помещен в других главах.

Родовым объектом рассматриваемых административных правонарушений выступает собственность. Собственность — это сущностная характеристика любого общества.

Она выступает «кристаллизационным ядром» экономической системы, определяет ориентиры и содержание политического и социального развития общества. Такая ее роль предопределяется несколькими факторами.

Во-первых, собственность выступает наиболее гарантированным средством удовлетворения интересов материальных и духовных потребностей граждан, коллективов и общества в целом.

Во-вторых, собственность предоставляет ее обладателям экономическую власть над вещами и отношениями, возникающими по поводу использования этих вещей, а значит, и экономическую свободу в отношениях с другими людьми. В-третьих, собственность обеспечивает ее обладателям стабильность и долговременность удовлетворения потребительских нужд.

Объектом права собственности выступает имущество, результаты интеллектуальной деятельности, имущественные права.

Под имуществом понимаются предметы естественной и искусственной природы, имеющие материально-телесную субстанцию и обладающие потребительской стоимостью.

Результаты интеллектуальной деятельности относятся к категории нематериальных объектов собственности.

Они делятся на две большие группы — художественные (произведения науки, литературы и искусства) и промышленные (изобретения, полезные модели, промышленные образцы).

Имущественные права образуют субъективные правомочия участников отношений собственности, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом и результатами интеллектуальной деятельности, а также с теми имущественными требованиями, которые возникают между участниками отношений присвоения по поводу их принадлежности и оборота.

Непосредственным объектом правонарушений в сфере охраны собственности выступают отношения сохранности.

Предметом выступают чужие вещи административно наказуемых посягательств в сфере охраны собственности и чужие результаты интеллектуальной деятельности.

В частности, ими могут быть: отдельные виды природных ресурсов (водные объекты, земельные участки, участки лесов, полезные ископаемые, объекты животного мира); межевые знаки; наблюдательные режимные скважины; гидротехнические, водохозяйственные и водоохранные сооружения, устройства или установки; объекты культурного наследия; электрическая и тепловая энергия; питьевая вода в системах питьевого водоснабжения; жилые помещения, нежилой фонд, предметы потребления и некоторые другие материальные блага.

Объективная сторона административных правонарушений против собственности чаще всего выражается в следующих действиях: хищение, завладение, уничтожение, незаконное использование и т.д.

Однако часть правонарушений совершается в форме бездействия, уклонения от исполнения обязательств (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия; проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия и др.).

Административные правонарушения в области охраны собственности — это общественно-вредные деяния.

Их вредные последствия состоят, прежде всего, в том, что собственники несут определенные имущественные потери, а виновные лица в определенных случаях получают имущественную выгоду.

Убытки для собственника налицо и тогда, когда он, имея имущество, во владении, встречает препятствия в осуществлении законного права пользования и распоряжения этим имуществом.

В результате действий или бездействия виновных лиц собственнику причиняется имущественный (материальный) вред (ущерб).

Он может быть выражен в виде прямого лишения собственника определенных объектов, а также расходов, которые собственник должен понести по восстановлению объектов собственности из-за их порчи, повреждения, уничтожения либо ухудшения их качества, неполучения собственником доходов (упущенная выгода).

Сущностным признаком объективной стороны административных правонарушений в области охраны собственности является их противоправность. Субъекты данных правонарушений нарушают (не выполняют, не соблюдают) правовые нормы трех видов:

  • а) устанавливающие запреты на совершение определенных действий в отношении объектов собственности,
  • б) возлагающие обязанности по сбережению материальных благ,
  • в) предоставляющие правомочия по распоряжению и пользованию объектами собственности.

Нарушенными в данной связи могут быть нормы закона либо нормы подзаконных актов. Основополагающие нормы права собственности содержит Конституция Российской Федерации.

Она, в частности, устанавливает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами (ст.

35) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.

36) каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35).

Более развернутую характеристику права собственности, правомочий собственников и обязанностей участников отношений присвоения содержит гражданское законодательство.

С субъективной стороны правонарушения против собственности — это деяния в абсолютном большинстве своем с прямым умыслом.

Виновное лицо осознает антисоциальный и противоправный характер своих действий или бездействия, предвидит их вредные последствия, но, несмотря на это, стремится осуществить такое поведение, желая получить для себя определенные имущественные блага, соответствующую материальную выгоду (яркий пример — кража чужого имущества).

Часть проступков совершается с корыстной целью (мелкое хищение, пользование природными объектами без разрешения (лицензии), самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, газопроводам и др.).

Правонарушитель в этом случае получает незаконную материальную (денежную) выгоду, а государство и другие собственники терпят ущерб, утрачивая или недополучая определенное количество имущественных (денежных) ценностей.

Определенная категория имущественных правонарушений совершается по неосторожности.

В этом случае вред собственнику причиняется в результате небрежности виновного лица, когда данный ущерб не предвидится, но должен был предвидеться, или предвидится, но субъект легкомысленно рассчитывает его предотвратить, не допустить.

Это всевозможные случаи повреждения, уничтожения или порчи объектов природы, а также недобросовестного отношения к сохранности (сбережению) имущества.

Субъектом административных правонарушений в сфере охраны собственности выступают граждане, должностные лица и юридические лица.

По составам проступков, предусмотренных статьей 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества); статьей 7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями); статьей 7.27 (мелкое хищение), субъектом их совершения являются только граждане.

Исключительно должностные лица являются субъектами деяний, которые запрещены статьей 7.16 (незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения); статьей 7.

24, частью 1 (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности).

Должностные лица и юридические лица несут ответственность по статье 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений) и статье 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).

Граждане и юридические лица являются субъектами правонарушений по статье 7.28 (нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах). В остальных случаях субъектами правонарушений против собственности выступают как граждане, так и должностные и юридические лица.

За совершение административных проступков в сфере охраны собственности предусмотрены санкции в виде административного штрафа.

Page 3

Административные правонарушения, посягающие на порядок управления, предусмотрены в главе 19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая состоит из 34 статей.

Административными правонарушениями, посягающими на порядок управления, следует признавать противоправные, виновные и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся при осуществлении порядка управления.

Общим объектом административных правонарушений, объединенных в главу 19 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере установленного порядка управления.

Управление в широком смысле означает руководство чем-либо или кем-либо. Под порядком управления понимается определенная последовательность регулирования государственными органами социальной жизни в обществе.

С объективной стороны большинство административных правонарушений рассматриваемой группы совершаются в форме активных действий, например неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий; передача либо попытка передачи запрещённых предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, являются по своему выражению формальными, т. е. для привлечения к административной ответственности достаточно установление факта совершения противоправного действия (бездействия), без наступления каких-либо вредных последствий.

С субъективной стороны административные правонарушения данной группы совершаются, как правило, умышленно.

Субъектами административных правонарушений против порядка управления являются физические, должностные и юридические лица. Совершение отдельных административных правонарушений в этой сфере возможно только специальным субъектом.

Например, за незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.

17 КоАП РФ) ответственности подлежат соответствующие должностные лица, уполномоченные в предусмотренных законом случаях изымать удостоверение личности (паспорт) у гражданина РФ.

Многие административные правонарушения против порядка управления согласно ст. 23.3 Кодекса относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции). В частности, указанные органы имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.2 (умышленное повреждение или срыв печати (пломбы); ст. 19.

15 (проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации); ст. 19.16 (умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности); ст. 19.

17 (незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог; ст. 19.18 (представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство); ст. 19.

22 (нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок).

К компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) относится и составление протоколов об административных правонарушениях по большинству административных правонарушений рассматриваемой главы Кодекса (п. 1 ч. 2. ст. 28.3).

Помимо органов внутренних дел отдельные дела об административных правонарушениях против порядка управления вправе рассматривать судьи, военные комиссары, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, органы и войска пограничной службы, органы государственного горного и промышленного надзора, органы транспортной инспекции, стандартизации, метрологии и сертификации и др. Должностные лица указанных органов (за исключением судей) по отдельным статьям рассматриваемой главы вправе составлять и протоколы об административных правонарушениях.

Рассмотрим следующее правонарушение — Заведомо ложный вызов специализированных служб (статья 19.13. КоАП РФ).

Объектом рассматриваемого правонарушения являются права и законные интересы граждан, один из способов обеспечения которых — деятельность специализированных служб: пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи и др. Непосредственным предметом посягательства признается порядок нормальной деятельности указанных спецслужб, предназначенных для оказания помощи гражданам в экстренных ситуациях.

Объективная сторона выражается в противоправном деянии — ложном, т.е. намеренно выдаваемом за действительный, вызов пожарной охраны, полиции, скорой помощи или иных спецслужб.

Такими действиями нарушается нормальный, оперативный порядок деятельности спецслужб, что препятствуют их эффективной работе, принятию экстренных мер по спасению жизни и здоровья граждан, их имущества, любой формы собственности, борьбе с административными правонарушениями и преступлениями.

Субъектом названного правонарушения признаются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанного деяния.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме прямого умысла, о чем свидетельствует указание в диспозиции статьи на заведомо ложный вызов

Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), органов, уполномоченных в области здравоохранения.

Необходимо иметь в виду, что в ст. 207 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а именно за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Итак, органы государственной исполнительной власти осуществляют свои полномочия в установленном нормативными актами порядке. Таким образом, нарушение данного порядка приводит к нарушению законных прав и интересов физических и юридических лиц и в конечном итоге негативно влияет на авторитет государственной власти.

Источник: https://studwood.ru/528165/pravo/klassifikatsiya_vidov_administrativnyh_pravonarusheniy

Разновидности административных правонарушений, посягающих на права граждан

§ 3. Виды административных правонарушений, посягающих на

Административные правонарушения посягающие на права граждан включены в пятую главу Кодекса об административных правонарушения (КоАП РФ). Она предусматривает правонарушения, которые:

  • посягают на избирательные права лиц активного и пассивного характера (статьи 5,1 – 5,25; 5,45 – 5,52, 5,56; 5,58);
  • нарушают законы, касающиеся свободы совести, выбора вероисповедания и выбора религиозного объединения (статья 5,26);
  • посягают на права в области труда (статьи 5,27 – 5,34);
  • касаются прав несовершеннолетних лиц (статья 5,35) или нарушают обязанности негосударственных и публичных лиц в сфере соблюдения этих прав (ст. 5,36 – 5,37);
  • нарушают информационные права определенных лиц (статья 5,39), включая административно-правовые нарушения, которые касаются неисполнения предпринимателями публичных информационных обязанностей (статьи. 5,53 – 5,55);
  • нарушают порядок рассмотрения гражданских обращений (5,59 статья);
  • посягают на общественные. социальные и политические права граждан (статьи 5,40; 5,59 и 5,41 – 5,43; 5,57 соответственно);
  • умаляют достоинство и честь человека, причиняют вред репутации (статья 5,61);
  • ограничивают права граждан в области гуманитарных, общественных, социальных и политических критериев (статья 5,62);
  • нарушают законы, касающиеся предоставления услуг публичного характера (статья 5,63).

В число основных объектов посягательств необходимо включить избирательные права лиц. Ответственность за проступки в данной области предусмотрена для более чем ¾ составов административных правонарушений, которые устанавливает глава 5 КоАП.

Самое распространенное административное наказание представлено административным штрафом. Он исчисляется фиксированной суммой в рублевом эквиваленте. Максимальная сумма такого штрафа предусматривается для граждан в размере 10-20 тысяч рублей. Такой штраф гражданин может получить за нарушенное законодательство в области проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов.

Использование административных штрафов в сумме, которая во много раз выше, чем предельное значение, установленное в части 1 статьи 3.5 КоАП, может происходить только в вышеуказанном случае, включая некоторые нарушения порядка в обществе.

Наиболее обременительными санкциями для предприятий, являющихся нарушителями, регулирует ч. 1 ст. 5,5; ст. 5,8; 5,10; ч. 1 ст. 5,12; ст. 5,18; ч. 1 ст. 5,57 КоАП.

Если рассматривать эти статьи, то в них максимальная сумма административного штрафа может составлять 200 000 рублей.

В минимальной сумме штраф исчисляется в отношении рассматриваемых проступков (ст. 5,38). В некоторых случаях используются прочие имущественные санкции, включая конфискацию (используется вместе с административными штрафами как дополнительное административное наказание), предупреждение (как альтернатива административным штрафам, может быть вынесено в случаях, которые регулирует ст. 5,35).

Субъекты административных правонарушений

Для предпринимательских субъектов, которые могут нарушать законы о труде и его охране, об образовании используют наказание в виде административной приостановки работы. В отношении должностных лиц в этом случае предусмотрена дисквалификация.

Замечание 1

Можно сказать, что в ходе совершения рассматриваемых административных правонарушений происходит применение исключительно санкций, которые ведут к обременению имущественных правомочий лиц (например, административное приостановление работы) или приводят к прекращению правомочий в полной мере (например, конфискация предметов административных правонарушений).

В число субъектов административных правонарушений законодатель включает негосударственные предприятия, должностных лиц публичных органов (негосударственные юридические лица), граждан (физических лиц), которые не имеют правомочий должностного лица.

В некоторых ситуациях к административной ответственности привлекаются и субъекты публичного характера, включая публичные предприятия (муниципальные или государственные СМИ, включая телевизионные и радиовещательные организации), должностных лиц муниципальных или федеральных органов исполнительной власти.

Квалификация административных правонарушений

Необходимо обратить внимание и на определенные особенности, касающиеся квалификации правонарушений.

Так, индивидуальные предприниматели могут являться самостоятельными субъектами административных правонарушений, которые рассматривает часть 1 ст. 5,27 КоАП («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»).

Квалифицируя подобные правонарушения, не происходит использование общей дефиниции должностных лиц, которая способна отождествлять юрисдикционный статус ИП или должностных лиц.

В остальных ситуациях ИП обладают ответственностью, которая предусматривается для должностных лиц, когда проступок предопределяется их профессиональной деятельностью.

Замечание 2

В прочих случаях ИП несет ответственность, которую установила санкция соответствующей статьи, предусмотренной для граждан.

Дела о рассматриваемых правонарушениях, посягающие на активное или пассивное избирательное право, производство по которым производят как административное расследование, рассматривают судьи одного из районных судов.

Если же не требуется проведение административного расследования, то рассмотрение осуществляют мировые судьи. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав этих лиц рассматриваются дела об административных правонарушениях (ст.

5,35; 5,36 КоАП).

Должностные лица ОВД, комиссий референдума и избирательных комиссий, органов соц. защиты, специальных публичных органов (включая федеральную инспекцию труда и подведомственные ей организации), Счетную палату, внебюджетные фонды государства и др.) наделяются отдельными административными и юрисдикционными полномочиями.

Перечисленные субъекты имеют право на составление протоколов об административных правонарушениях, использование определенных мер административного пресечения, осуществление иных процессуальных действий (например, определенное должностное лицо избирательной комиссии или комиссии референдума имеет право осуществить назначение административного расследования).

Прокуратура обладает обширными юрисдикционными полномочиями в рассматриваемой области. В ее ведение входит возбуждение дел об административных правонарушениях, которые регулируют ст. 5,1; 5,7; 5,21; 5,23 – 5,25; 5,45; 5,46; 5,48; 5,52.

Замечание 3

Временный запрет деятельности в качестве меры пресечения используют в случаях, когда субъект предпринимательской деятельности нарушает законодательство о труде и его охране (ч. 1 ст. 5,27).

В соответствии с опасными последствиями для общества часть рассматриваемых правонарушений может квалифицироваться в качестве преступлений.

Административные правонарушения, установленные статьей 5,39 КоАП, считают законченными на момент принятия должностными лицами решения отказаться предоставить гражданам (предприятию) документацию, материалы, в случае нарушения сроков их представления, даче заведомо ложной или неполной информации.

Отметим,что статья 5,39 установила ответственность административного характера за нарушение порядка дачи лицам и организациям документированных сведений, открытый доступ к которым определяет федеральное законодательство.

В состав подобных сведений можно включить нормативные правовые акты, которые формируют обязанности граждан (происходит ограничение их прав) и те, которые подлежат официальному обнародованию (регулирует ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Граждане и предприятия имеют право требовать предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологическая информация), информации, которая характеризует санитарно-эпидемиологическую обстановку, сведения о вероятности или наступлении чрезвычайных обстоятельств, включая катастрофы, стихийные бедствия, аварии.

Подобное право рассматривается в 3 части 41 статьи Конституции РФ, федеральным законодательством, определяющим методы обеспечения информационных прав (например, сведения могут предоставляться не только в письменном, но и в устном виде). Отказ предоставить физическому или юридическому лицу такую информации квалифицирует статья 5,39 КоАП. В этом случае установление состава правонарушения происходит при существовании формальных юридических критериев, которые определены диспозицией данной статьи. Такое правонарушение можно квалифицировать в момент вынесения должностными лицами неправомерных решений, вне зависимости от формы их вынесения (вербальная или письменная).

Замечание 4

Здесь любой индивидуальный правовой акт может быть вынесен вербально лишь в случаях, которые предусмотрены федеральными законами. В число таких актов необходимо включить устное разрешение, которое принимает должностное лицо таможенного органа.

Квалифицируя статью 5,39 КоАП необходимо учесть и прочие составы правонарушений, которые способны установить ответственность за нарушенный порядок распространения сведений.

В частности, это касается отказа в представлении физическим лицам экологической информации (ст. 8,5 КоАП). В случае, если действия, которые определяет диспозиция ст.

5,39 КоАП, причиняют имущественный ущерб (моральный вред) гражданину или предприятию, правонарушения квалифицируются в соответствии со 140 статьей УК.

Возможная корреляция проступков и преступлений в случае совершения правонарушений, которые посягают на избирательные права граждан.

Пример 1

Статья 5,20 КоАП или статья 411 УК рассматривают нарушение порядка финансирования избирательных кампаний, кампаний по проведению референдума в соответствии с суммой используемых денежных средств.

Незаконный выпуск бюллетеней для выборов или ания на референдуме классифицируют в соответствии с частью 3 статьи 142 УК.

Если же происходит сокрытие остатков тиражей этих бюллетеней, то это способно повлечь к административному наказанию по статье 5.23 КоАП.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnaja-otvetstvennost/raznovidnosti-administrativnyh-pravonarushenij/

Виды административных правонарушений: Классификация видов административных правонарушений осуще­ствляется

§ 3. Виды административных правонарушений, посягающих на

Классификация видов административных правонарушений осуще­ствляется по различным критериям и признакам. Однако научную основу классификации имеет само кодифицированное законода­тельство об административных правонарушениях. В качестве крите­рия при этом выступает родовой и видовой объекты посягательства административного правонарушения или вид деятельности.

В соответствии с этим критерием административные правона­рушения подразделяются на следующие виды.

1. Административные правонарушения, посягающие на права гра­ждан (гл. 5 КоАП РФ):

• на избирательные права граждан и избирательное законода­тельство (например, нарушение права гражданина на ознаком­ление со списком избирателей, участников референдума; про­ведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом);

• на иные права граждан (например, на свободу совести и ве­роисповедания, свободу участия в забастовках, собраниях, митингах, шествиях и пикетировании, права на получение гражданином информации);

• на трудовые права граждан и в области охраны труда (напри­мер, нарушение законодательства о труде и об охране труда, уклонение от участия в переговорах о заключении коллектив­ного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения);

• на права несовершеннолетних (например, неисполнение ро­дителями или иными законными представителями несовер­шеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию не­совершеннолетнего).

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ):

• на здоровье населения (например, сокрытие источника зара­жения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных ве­ществ, а также оборот их аналогов);

• на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (например, нарушение законодательства в области обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благополучия населе­ния, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения);

• на общественную нравственность (например, занятие прости­туцией, получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией).

3. Административные правонарушения в области охраны собствен­ности (гл. 7 КоАП РФ), посягающие:

• на отдельные виды собственности — государственную, муни­ципальную и частную (например, уничтожение или повреж­дение чужого имущества, мелкое хищение);

• на природные ресурсы (например, самовольная добыча янта­ря; самовольное занятие лесных участков; самовольная пере­уступка права пользования землей, недрами, лесным участ­ком или водным объектом);

• на интеллектуальную собственность (например, нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение установленного порядка патентования объ­ектов промышленной собственности в иностранных госу­дарствах);

• на объекты культурного наследования (например, нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) фе­дерального значения, их территорий и зон их охраны; неза­конный отвод земельных участков на особо охраняемых зем­лях историко-культурного назначения);

• на отношения в сфере собственности на сооружения, устрой­ства, установки (например, уничтожение специальных зна­ков; повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки);

• на отношения в сфере геодезической и картографической деятельности (например, уклонение от безвозмездной переда­чи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации; утрата материалов и данных государ­ственного картографо-геодезического фонда Российской Фе­дерации).

4. Административные правонарушения в области охраны окру­жающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ):

• посягающие на общественные отношения по охране окру­жающей среды в целом либо природных комплексов, а также на отношения по обеспечению экологической безопасности населения (например, несоблюдение экологических требова­ний при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, ре­конструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предпри­ятий, сооружений или иных объектов; нарушение законода­тельства об экологической экспертизе);

• в области охраны и использования земель (например, порча земель; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назна­чению);

• в области охраны и использования недр (например, наруше­ние требований по охране недр и гидроминеральных ресур­сов; нарушение требований по рациональному использова­нию недр);

• в области охраны и использования вод (например, нарушение порядка предоставления в пользование и режима использова­ния земельных участков и лесов в водоохранных зонах и при­брежных полосах водных объектов; нарушение правил экс­плуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств);

• в области охраны атмосферы (например, нарушение правил охраны атмосферного воздуха; эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержа­ния загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума);

• в области охраны и использования растительного мира (на­пример, нарушение правил лесопользования; нарушение тре­бований к охране лесов; уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений);

• в области охраны и использования животного мира (напри­мер, уничтожение мест обитания животных; уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов жи­вотных; нарушение правил пользования объектами животно­го мира);

• в области охраны и использования природных ресурсов внут­ренних морских вод, территориального моря, континенталь­ного шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации (например, невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологи­ческих (живых) ресурсов внутренних морских вод, территори­ального моря, континентального шельфа и (или) исключи­тельной экономической зоны Российской Федерации, преду­смотренных законодательством Российской Федерации обя­занностей по ведению промыслового журнала, а равно внесе­ние в него искаженных сведений; незаконная передача мине­ральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

5. Административные правонарушения в промышленности, строи­тельстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ), а именно:

• в промышленности (например, нарушение требований промышленной безопасности; нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений);

• в области строительства (например, нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капи­тального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию);

• в энергетике (например, нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых се­тей, топливопроводов, совершенное по неосторожности).

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ве­теринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ), посягающие:

• на фитосанитарную безопасность (например, нарушение пра­вил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; нарушение правил производства, за­готовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);

• на установленный порядок культивирования и уничтожения наркотикосодержащих растений (например, непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотиче­ских средств, психотропных веществ и их прекурсоров, под­лежащих контролю в Российской Федерации, и конопли; не­принятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотроп­ных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Рос­сийской Федерации, и дикорастущей конопли);

• на ветеринарную безопасность (например, нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одно­временных массовых заболеваниях животных);

• на установленный порядок осуществления мелиоративных мероприятий (например, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта; нарушение правил эксплуатации ме­лиоративных систем или отдельно расположенных гидротех­нических сооружений; повреждение мелиоративных систем);

• на установленный порядок ведения племенного животновод­ства (например, нарушение норм и правил ведения племен­ного животноводства);

• на установленный порядок оборота семян сельскохозяйствен­ных растений (например, нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортиров­ки и использования семян сельскохозяйственных растений; нарушение правил ведения документации на семена сельско­хозяйственных растений).

7. Административные правонарушения на транспорте (гл. 11 КоАП РФ), в том числе:

• в области железнодорожного транспорта (например, действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил безопасности движения и экс­плуатации промышленного железнодорожного транспорта);

• в области воздушного транспорта (например, действия, угро­жающие безопасности полетов; нарушение правил безопасно­сти эксплуатации воздушных судов);

• в области водного (морского и речного) транспорта (напри­мер, действия, угрожающие безопасности движения на вод­ном транспорте; нарушение правил плавания; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном ли­цом, не имеющим права управления);

• в области трубопроводного транспорта (например, нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов);

• в области автомобильного транспорта (например, нарушение правил перевозки автомобильным транспортом тяжеловесных грузов; осуществление международных автомобильных пере­возок без разрешений);

• правила перевозок посягающие на безопасность на транспор­те, (например, нарушение правил перевозки опасных ве­ществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов; наруше­ние правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте; на­рушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте; безбилетный проезд).

8. Административные правонарушения в области дорожного дви­жения (гл. 12 КоАП РФ), посягающие:

• на безопасность дорожного движения (например, управление транспортными средствами, имеющими неисправности тор­мозной системы или рулевого управления; управление транс­портными средствами водителями в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения);

• на установленный порядок управления транспортными сред­ствами (например, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в ус­тановленном порядке, не прошедшего государственного тех­нического осмотра, с заведомо подложными государственны­ми регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи спе­циальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами ав­томобилей оперативных служб).

9. Административные правонарушения в области связи и информа­ции (гл. 13 КоАП РФ), в том чисел подвиды:

• в области связи (например, самовольные установка или экс­плуатация узла проводного вещания; использование несерти- фицированных средств связи либо предоставление несерти- фицированных услуг связи; самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи);

• посягающие на установленный законом порядок сбора, хра­нения, использования, распространения или защиты инфор­мации ограниченного доступа (например, разглашение ин­формации с ограниченным доступом; нарушение правил за­щиты информации);

• в области свободы массовой информации (например, зло­употребление свободой массовой информации; воспрепят­ствование распространению продукции средства массовой информации);

• посягающие на общие отношения в сфере информации (на­пример, нарушение порядка предоставления статистической информации; нарушение порядка представления обязательно­го экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров; повреждение телефонов-автоматов).

10. Административные правонарушения в области предпринима­тельской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), а именно:

• нарушение общих правил и требований к осуществлению предпринимательской деятельности (например, осуществле­ние предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); ограничение свободы торговли);

• нарушение прав потребителей при продаже товаров и оказа­нии услуг (например, незаконная продажа товаров (иных ве­щей), свободная реализация которых запрещена или ограни­чена; обман потребителей; нарушение правил продажи от­дельных видов товаров);

• нарушения, связанные с банкротством (например, фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве);

• нарушения в кредитной сфере (например, незаконное полу­чение кредита; воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации);

• нарушение правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (например, на­рушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, из­готавливаемых на его основе; использование этилового спир­та, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержа­щей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции);

• нарушения, связанные с осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности (например, нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных ме­таллов и их отчуждения; нарушение законодательства о лоте­реях; нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости).

11. Административные правонарушения в области финансов, на­логов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ), в том числе:

• в области налогов и сборов (например, нарушение срока по­становки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации);

• в области финансов, банковских и бюджетных отношений (например, нарушение порядка работы с денежной налично­стью и порядка ведения кассовых операций; нецелевое ис­пользование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; нарушение валютного законодатель­ства Российской Федерации и актов органов валютного регу­лирования);

• в области рынка ценных бумаг (например, недобросовестная эмиссия ценных бумаг; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг).

12. Административные правонарушения в области таможенного дела, т.е. нарушения таможенных правил (гл. 16 КоАП РФ):

• нарушение правил таможенного оформления (например, не­законное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; представ­ление недействительных документов при таможенном оформ­лении; несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений);

• нарушение требований таможенного режима (например, не­доставка, выдача (передача) без разрешения таможенного ор­гана либо утрата товаров или документов на них; несоблюде­ние порядка внутреннего таможенного транзита или тамо­женного режима международного таможенного транзита);

• нарушение таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами (на­пример, недекларирование либо недостоверное декларирова­ние физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации; невывоз либо неосуществление об­ратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физиче­скими лицами);

• нарушение сроков уплаты таможенных платежей (например, нарушение сроков уплаты таможенных платежей);

• нарушения в сфере таможенного контроля (например, несо­блюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вы­воз товаров с таможенной территории Российской Федера­ции; нарушение режима зоны таможенного контроля);

• нарушение установленных правил деятельности в области та­моженного дела (например, незаконное осуществление дея­тельности в области таможенного дела).

13. Административные правонарушения, посягающие на институ­ты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ), а именно:

• на символы государственной власти (например, незаконные действия по отношению к государственным символам Рос­сийской Федерации; незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных воени­зированных организаций, правоохранительных или контро­лирующих органов);

• на функционирование государственных органов и должно­стных лиц, реализующих отдельные институты государст­венной власти (например, невыполнение законных требова­ний члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; невыполнение законных требований прокурора, сле­дователя, дознавателя или должностного лица, осуществ­ляющего производство по делу об административном право­нарушении; воспрепятствование законной деятельности су­дебного пристава);

• на осуществление гражданами прав в сфере институтов го­сударственной власти (например, воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя; непредставле­ние информации для составления списков присяжных за­седателей).

14. Административные правонарушения в области защиты госу­дарственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностран­ных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Феде­рации (гл. 18 КоАП РФ):

• посягающие на установленный режим государственной границы (например, нарушение режима государственной границы РФ; нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключи­тельной экономической зоны Российской Федерации);

• посягающие на пограничный режим (например, нарушение пограничного режима в пограничной зоне; неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государст­венной границы зоны Российской Федерации);

• в области миграционного законодательства, посягающие на установленный порядок (режим) пребывания в зоны Россий­ской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правила транзитного проезда через российскую территорию (например, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в зоны Российской Фе­дерации; нарушение правил привлечения и использования в зоны Российской Федерации иностранной рабочей силы); не­законная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей).

15. Административные правонарушения против порядка управле­ния (гл. 19 КоАП РФ):

• в сфере порядка осуществления определенной деятельности (например, нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных но­сителей изображения Государственного герба Российской Федерации; нарушение сроков рассмотрения заявлений (хо­датайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов);

• в сфере реализации обязанности граждан, должностных лиц, юридических лиц по совершению определенных действий (например, непредставление сведений (информации); прожи­вание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации);

• связанные с нарушением предписаний, запрещающих совер­шение определенных действий (например, передача либо по­пытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащим­ся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следст­венных изоляторах или изоляторах временного содержания; заведомо ложный вызов специализированных служб);

• связанные с нарушением норм, предоставляющих сотрудни­кам правоохранительных и иных контрольно-надзорных ор­ганов предъявлять законные требования (например, непови­новение законному распоряжению сотрудника милиции, во­еннослужащего, сотрудника органов по контролю за оборо­том наркотических средств и психотропных веществ, сотруд­ника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы; невыполнение в срок законного предписания (постановле­ния, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); не­представление сведений или представление заведомо недо­стоверных сведений в орган, уполномоченный в области го­сударственного регулирования тарифов).

16. Административные правонарушения, посягающие на общест­венный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ), в том числе:

• на общественный порядок (например, мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо прове­дения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пике­тирования);

• на общественную безопасность (например, нарушение требо­ваний режима чрезвычайного положения; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирова­ния, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему).

17. Административные правонарушения в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ), посягающие:

• на установленный порядок воинского учета (например, не­представление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежа­щих первоначальной постановке на воинский учет; несооб­щение сведений о гражданах, состоящих или обязанных со­стоять на воинском учете);

• на установленный порядок исполнения воинской обязанно­сти (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; умышленные порча или утрата документов воинского учета).

Подобная классификация видов административных правонару­шений позволяет правоприменителям правильно оценить характер совершаемого правонарушения, качественно осуществлять квали­фикацию деяния и соразмерно применять к виновным лицам ад­министративные наказания.

Источник: https://all-sci.net/administrativnoe-pravo_717/vidyi-administrativnyih-pravonarusheniy-61496.html

Studio-pravo
Добавить комментарий