§ 3. Правовая основа дисциплинарного производства в органах

Дисциплинарное производство

§ 3. Правовая основа дисциплинарного производства в органах

Дисциплинарное производство — это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное производство — это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности.

Нормы о дисциплинарном производстве — это процессуальная форма, использование которой позволяет эффективно осуществить материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности, это — составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса.

В ст. 47 Федерального закона от 30.11.

2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что служебная дисциплина — это соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 48 и 50 Федерального закона от 30.11.

2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.

2011 № 342-ФЗ (в ред. от 19.02.2013) // Собрание законодательства РФ.

2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020..

Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право: учебник. Р н/Д: Феникс, 2012. С.132-133..

О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник).

Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 30.11.

2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.

2011 № 342-ФЗ (в ред. от 19.02.2013) // Собрание законодательства РФ.

2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020. может быть проведена служебная проверка.

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме.

В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.

Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания.

Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

Применяемые к сотруднику органов внутренних дел меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, — в течение одного месяца со дня его наложения.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30.11.

2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.

2011 № 342-ФЗ (в ред. от 19.02.2013) // Собрание законодательства РФ.

2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020., исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.

Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с гл. 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Совершение дисциплинарного проступка может являться основанием для проведения служебной проверки.

Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 29 Федерального закона «О полиции» О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ (в ред. 15.04.2014) // Российская газета. 8 февраля., а также по заявлению сотрудника.

Таким образом, дисциплинарное производство в отношении сотрудников внутренних дел — это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц (сотрудников внутренних дел), виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

Источник: https://studbooks.net/1047709/pravo/distsiplinarnoe_proizvodstvo

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

§ 3. Правовая основа дисциплинарного производства в органах


Наряду с производством по делам об административных правонарушениях и производством по обращению граждан, административная юрисдикция таможенных органов уполномочена осуществлять дисциплинарное производство.

Будучи самостоятельным видом административно-юрисдикционного процесса, дисциплинарное производство характеризуется как урегулированная нормативно-правовыми нормами деятельность, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности.

Правовая основа дисциплинарного производства базируется на нескольких нормативных актов, регулирующих данный вид правоотношений.

Однако основным документом, определяющим права и полномочия субъектов дисциплинарного производства, является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, так как, согласно ст.

2, регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, а также Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ), который устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан.

Также, отдельно для каждого органа исполнительной власти, существуют правовые акты, регулирующие правоотношения относительно сферы применения полномочий.

Для нашего исследования актуальным является Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.

1997 № 114-ФЗ, который регламентирует дисциплинарные взыскания, налагаемые на сотрудников таможенных органов в случае совершения дисциплинарного проступка.

Рассматривая дисциплинарный проступок, как противоправное явление, заключающееся в нарушении трудовой дисциплины за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке, можно сделать вывод, что сущность дисциплинарного проступка состоит в неисполнении сотрудником (работником) своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, воинскими уставами и положениями о внутренней дисциплине, должностными инструкциями, вытекающими из трудового договора, заключенного работником с конкретной организацией [6].

Целями дисциплинарного производства являются:

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дисциплинарного проступка;

2) принятие решения о применении дисциплинарного взыскания;

3) обеспечение выполнения принятого решения;

4) выявление и устранение причин и условий, способствовавших нарушению дисциплины.

Реализуя вышеуказанные цели, дисциплинарное производство обладает также следующими принципами, которые охватывают все стадии дисциплинарного производства, а также являются руководящими положениями при рассмотрении дел о дисциплинарных проступках:

1) общепроцессуальные принципы (законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.);

2) специфические принципы (экономичность, оперативность, целесообразность).

Рассматривая признаки дисциплинарного производства, можно выделить такие как:

− дисциплинарное производство является внесудебным, так как выступает в качестве исполнительно-распорядительной деятельности (исключением из данного положения является норма, закрепленная в ч. 2 ст.

248 ТК РФ, согласно которой, при условии истечения месячного срока добровольного возмещения ущерба или при условии несогласия работника возместить причиненный ущерб в добровольном порядке и сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке);

− дисциплинарное производство вправе осуществлять все работодатели, а также руководители негосударственных организации в отношении своих сотрудников;

− особенность дисциплинарного производства состоит в том, что оно реализуется субъектами линейной власти (руководителями организаций) в отношении их подчиненных — членов легально организованных коллективов;

− дисциплинарное принуждение и дисциплинарное производство является мерой, применяемой в случае дисциплинарные правонарушения, тем не менее, в ряде случаев оно связано с иными неправомерными действиями, а также с нарушениями моральных норм [2].

Также, как и производствах рассмотренных в прошлых главах, дисциплинарное производство имеет свои субъекты, которые классифицируются по трем категориям:

1) субъекты применения дисциплинарных взысканий (лица, занимающие руководящие должности (положение начальника), а также наделенные полномочиями издавать приказ о приеме на службу);

2) субъекты дисциплинарной ответственности (лица, в отношении которых ведется дисциплинарное производство);

3) иные участники дисциплинарного производства, наделенные соответствующими полномочиями.

Наряду с полномочиями, возложенными на субъекты применения дисциплинарных взысканий осуществлять дисциплинарное производство, на них также возложена ответственность в случае:

1) неисполнения требований законодательства о дисциплинарной ответственности;

2) нарушение сроков и процессуальной формы;

3) превышение полномочий, а также неиспользование предоставленных дисциплинарных прав.

Также, регламентируются права и обязанности субъектов дисциплинарной ответственности:

− право ознакомления с материалами дисциплинарного дела;

− использование юридической помощи;

− право давать объяснения и предъявлять доказательства;

− заявлять ходатайства;

− обжаловать решение о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное производство традиционно подразделяется на несколько стадий, логически сменяющих друг друга:

1) возбуждение дела о дисциплинарном проступке;

2) служебное расследование работодателем (уполномоченным должностным лицом);

3) рассмотрение дисциплинарного дела;

4) вынесение решения (издание приказа) о привлечении работника к дисциплинарной ответственности;

5) обжалование решения о дисциплинарном взыскании;

6) пересмотр решения по делу о дисциплинарном проступке;

7) исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания.

Рассматривая дисциплинарную ответственность, которой подвергаются должностные лица, совершившие дисциплинарный проступок, стоит выделить функции, которые реализует дисциплинарное производство:

− регулятивная, направленная на формирование поведения сотрудника (работника), на определение границы между правомерным и и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей;

− превентивная — предупреждение нарушение трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности, так и другими сотрудниками;

− карательная, которая предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных моральных и организационных последствий;

− восстановительная и воспитательная, которая заключается в формировании у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную ответственность [7].

Реализуя вышеперечисленные функции, дисциплинарная ответственность классифицируется по двум основным видам, а именно: общая и специальная дисциплинарная ответственность.

Общая дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что может быть возложена на всех работников, согласно правилам внутреннего трудового распорядка, тогда как специальная дисциплинарная ответственность строго определяет круг лиц, в отношении которых применяются специальные меры дисциплинарного взыскания. Также специальная дисциплинарная ответственность отличается тем, что строго ограничивается круг уполномоченных лиц и органов, осуществляющих дисциплинарное взыскание, которое также обжалуется в особом порядке.

Дисциплинарное производство в таможенных органах характеризуется применением дисциплинарных взысканий, регламентированных правовыми нормами в отношении государственных служащих, совершивших должностной проступок.

Так, должностным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на государственных служащих таможенных органов, а также в однократном нарушении дисциплины, нарушении нормативных правовых актов, в числе которых находятся федеральные законы, указы Президента РФ, а также вступившие в силу решения суда.

Согласно ст. 29 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

− замечание;

− выговор;

− строгий выговор;

− предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;

− увольнение из таможенных органов.

Также, ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Так, помимо основных положений, содержащихся в данной статье, важным является то, что перед наложением дисциплинарного взыскания может проводиться служебная проверка, которая также регламентируется в указанном федеральном законе.

Согласно ст. 59, служебная проверка осуществляется по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. По результатам служебной проверки должны быть всесторонне, объективно и полностью установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы Российской Федерации от 16.11.1998 № 1396, порядок организации и проведения служебной проверки определяется председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Также, если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.

Порядок обжалования решений о привлечении дисциплинарной ответственности также устанавливается вышеуказанным уставом.

Так, в случае несогласия сотрудника с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности, он имеет право обжаловать данное решение начальнику вышестоящего органа и (или) в суд.

В свою очередь, начальник вышестоящего органа обязан всесторонне и объективно рассмотреть жалобу и безотлагательно вынести решение не позднее месяца со дня получения жалобы. Важно также и то, что обжалование не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

Анализируя актуальные проблемы дисциплинарного производства, можно сделать вывод, что учеными-исследователями данной специфики выделяется ряд проблем, замедляющих эффективное производство в случае совершения дисциплинарного проступка [6].

Настоящим исследованием выделяется проблема проведения служебной проверки, выступающей в качестве процедуры, осуществляющей комплекс мероприятий, направленных на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дисциплинарного проступка или обстоятельств, опровергающих сведения, порочащие честь и достоинство государственного служащего.

Изучив нормативные правовые акты, регламентирующие условия проведения служебной проверки, можно сделать вывод, что применение данной меры дисциплинарного расследования является факультативным процессом, инициатором которого является руководитель государственного органа, либо государственный служащий.

Несмотря на закрепленные законодательно основания, при которых проведение служебной проверки является безотлагательной мерой, считаем возможным и необходимым установление служебной проверки как обязательной стадии дисциплинарного производства, применительно к любому виду государственной службы.

Также, результатом данной законодательной реформы является более развернутое регламентирование процесса проведения служебной проверки, полномочий участников служебной проверки, а также перечня процессуальных документов, являющихся основанием для проведения служебной проверки, и документов, составляемых в ходе ее проведения.

Таким образом, в ходе изучения особенностей дисциплинарного производства был проведен анализ правового регулирования, регламентирующего порядок привлечения лиц, совершивших дисциплинарный проступок к ответственности, а также исследованы сущность, цели, признаки и субъекты дисциплинарного производства.

Анализ и исследование актуальных проблем позволил выявить направление, в отношении которого были предложены меры, способствующие повышению эффективности дисциплинарного производства и предупреждению совершения дисциплинарных правонарушений государственными служащими.

Результатом рассмотренных в данной главе вопросов, посвященных особенностям и путям совершенствования правового регулирования направлений административной юрисдикционной деятельности таможенных органов стало определение сущности и правовых основ трех видов производств, входящих в компетенцию административной юрисдикции таможенных органов, а именно: производство по делам об административных правонарушениях, производство по обращениям граждан, дисциплинарное производство. Выявление данных основ позволило проанализировать эффективность применения таможенными органами и их должностными лицами правовых регламентацией в целях реализации поставленных целей и задач, а также рассмотреть ряд актуальных проблем производств, входящих в компетенцию административной юрисдикции таможенных органов и предложить возможные решения, направленные на усовершенствование выделенных направлений производства по делам об административных правонарушениях, производства по обращениям граждан, а также дисциплинарного производства.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/242/55997/

Правовые основы, задачи и принципы дисциплинарного производства

§ 3. Правовая основа дисциплинарного производства в органах

Материальную основу производства по дисциплинарным делам составляют правовые нормы, регулирующие самостоятельный вид юридической ответственности — дисциплинарную ответственность. Эти нормы содержатся в ряде федеральных нормативных правовых актов, к которым, например, относятся: Трудовой кодекс Россий­ской Федерации (ст.

192-195) иные федеральные законы, ведомственные нормативные право­вые акты, Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный указом Президента Российской Федера­ции от 16 ноября 1998 г.

, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 23 мая 2000 г. и др.

Основные особенности дисциплинарной ответственности, отли­чающие ее от иных видов юридической ответственности, состоят в следующем

1.

Дисциплинарная ответственность наступает только для физи­ческих лиц, а именно тех, кто выполняет трудовые или служебные обязанности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях, организациях и т.д., словом, там, где действуют правила внутреннего трудового распорядка, а также иные акты, например, Уставы о дисциплине, распространяющиеся на соответствующие трудовые коллективы в широ­ком смысле слова.

Строго говоря, по субъектному признаку дисциплинарная ответ­ственность стоит в одном ряду с ответственностью уголовной и ад­министративной, хотя с этой последней происходят не свойственные ей новации, в частности, касающиеся распространения администра­тивной ответственности на коллективных субъектов — юридиче­ских лиц.

2. Дисциплинарная ответственность наступает за противоправ­ные виновные правонарушения в форме проступка, т. е.

такого дея­ния, которое, как правило, связано с нарушением или неисполнени­ем установленных трудовых или служебных обязанностей и не обладает признаками преступления.

Так, государственные служащие несут дис­циплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, т. е. за должностной проступок.

Законодательством предусмотрена ответственность за наруше­ние служебной дисциплины, причем специально выделяются при­знаки грубого нарушения служебной дисциплины.

Служебная дисциплина — соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные федеральным законодательством.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;

2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;

3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;

8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;

9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;

13) непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;

15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

3. За совершение дисциплинарного проступка лицо несет ответ­ственность по линии подчиненности перед вышестоящим должно­стным лицом.

Наличие служебной (трудовой) подчиненности — ха­рактерный признак именно дисциплинарной ответственности, отличающий ее от ответственности административной, которая на­ступает за совершение административных правонарушений перед лицом или органом, с которыми правонарушитель не связан линия­ми подчиненности. Это обстоятельство в средствах массовой ин­формации иногда трактуется неверно. Например, сообщая читателям о наложении на виновного государственного служащего, скажем, выговора, читателям сообщается, что на «виновного наложено стро­гое административное взыскание», не учитывая, что администрация предприятия или учреждения имеет в своем арсенале взыскания только дисциплинарные.

4. Дисциплинарная ответственность сопровождается примене­нием мер взыскания, предусмотренных законодательством. В соот­ветствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации к ним относятся: 1) за­мечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Законодательством о дисциплинарной ответственности, а также уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания, например предупреждение о неполном соответствии. Так, для работников морского транспорта эта мера применяется в случаях:

— систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;

— неоднократного совершения дисциплинарных проступков;

— нарушений законов и иных нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

Помимо названных, законодательство предусматривает и иные меры взыскания, например, для сотрудников органов внутренних дел. Такие как:

1) строгий выговор;

2) предупреждение о неполном служебном соответствии;

3) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с общими и специальными дисциплинарными взысканиями, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);

2) лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

3) отчисление из образовательного учреждения.

Производство по дисциплинарным делам в сфере государствен­ного управления осуществляется по правилам, установленным фе­деральными законами, а также постановлениями Правительства Российской Федерации.

Основные из этих правил состоят в следующем:

— за дисциплинарный проступок может быть наложено только одно взыскание. Применение дисциплинарного взыскания не осво­бождает работника, совершившего проступок, от иной ответствен­ности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

— при наложении на работника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного правонарушения, обстоятельства, при которых оно было совершено, его предшествующая служба и поведение;

— лица, правомочные налагать дисциплинарные взыскания, применяют их в соответствии с предоставленными им правами. Ес­ли с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо при­менить дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем;

— до применения дисциплинарного взыскания лицо, его нала­гающее, обязано лично всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах дисциплинарного проступка. Обязательно должно быть получено письменное объяснение лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соот­ветствующего заключения;

— отказ лица от дачи письменного объяснения по существу со­вершенного им дисциплинарного проступка не может служить пре­пятствием для применения дисциплинарного взыскания;

— дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного ме­сяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни ра­ботника, пребывания в отпуске или времени использования сумми­рованных дней отдыха.

Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагать­ся позднее шести месяцев (для членов экипажей морских судов дальнего плавания — один год) со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по уголовному делу;

— дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку;

— вышестоящий руководитель вправе отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему прав) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим должностным лицом, если найдет, что взыскание не соответствует тяжести совершенного про­ступка;

— лицо считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения он не подвергался вновь дисциплинарному взысканию. Руководитель, наложивший дисцип­линарное взыскание или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если работник заслужил это добросо­вестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения слу­жебной дисциплины;

— лицо, подвергнутое дисциплинарному взысканию, вправе обжаловать его вышестоящему руководителю либо в суд.

Таким образом:

Дисциплинарное производство — это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Нормы о дисциплинарном производстве — это процессуальная форма, использование которой позволяет эффективно осуществить материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности.

Основным, базовым правовым документом, регулирующим дис­циплинарное производство, является Трудовой кодекс Российской Федерации, где в главе 29 прописаны основные процессуальные нормы, регламентирующие производство по привлечению к дисци­плинарных взысканий в сфере трудовых отношений.

Учитывая на­личие различных видов трудовых отношений (производство, учеба, собственно государственная служба, военная служба, служба в ор­ганах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркоти­ческих средств и психотропных веществ и т.п.

), производство по привлечению к дисциплинарной ответственности в настоящее вре­мя регламентировано многими нормативно-правовыми актами.

Общее, что характерно для производства по привлечению к дисциплинарной ответственности независимо от специфического характера службы, заключается в том, что дисциплинарное взыска­ние налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Объясняется это тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчи­нения, т.е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисциплинарной властью, суть которой состоит в сово­купности полномочий, предоставленных определенным должност­ным лицам или руководителям предприятий, учреждений или орга­низаций по применению мер поощрения и мер дисциплинарных взысканий к подчиненным по службе работникам. Налицо, следо­вательно, специальный субъект применения этой власти.

Источник: https://studopedia.su/4_12449_pravovie-osnovi-zadachi-i-printsipi-distsiplinarnogo-proizvodstva.html

Вопрос 120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты и стадии

§ 3. Правовая основа дисциплинарного производства в органах

Дисциплинарноепроизводство —вид административно-юрисдикционногопроизводства, урегулированнаяадминистративно-правовыми нормамидеятельность уполномоченных субъектов,направленная на привлечение лиц, виновныхв совершении дисциплинарныхпроступковк дисциплинарнойответственности.

Принципыдисциплинарного производства

  • законность,

  • гласность,

  • объективная истина,

  • демократизм,

  • равенство всех граждан перед законом

Стадии дисциплинарногопроизводства

Принятие решенияо возбуждении дисциплинарного производства

Решение о возбуждениидисциплинарного производства принимаетпервый руководитель учреждения,предприятия, организации в случаеполучения им достаточных данных осовершении подчиненными дисциплинарногопроступка.

В зависимости от объемаинформации, полученной о дисциплинарномпроступке, первый руководитель принимаетрешение о возбуждении дисциплинарногопроизводства с необходимостью проведенияслужебного расследования, либо безтакового.

Служебноерасследование (проверка)

Решение о проведениислужебного расследования произвольнопринимает первый руководитель учреждения,ведомства, предприятия, коммерческойструктуры, в случае, если для решениявопроса о виновности или невиновностисотрудника (работника), допустившегодисциплинарный проступок, нарушениетрудовогодоговораили недобросовестно исполняющегофункциональные обязанности необходимадополнительная проверка .

В случае, когдаимеются достаточные данные, свидетельствующиео наличии в действиях виновного признаковдисциплинарного проступка, а так же,если лицо, допустившее этот проступокполностью признает свою вину, проведениеслужебного расследования не обязательнои первый руководитель принимает решениео наказании минуя стадию служебногорасследования.

Принятие решенияо дисциплинарном наказании

Дисциплинарноевзысканиеналагается лицом (руководителем) илиорганом, назначившим (имеющим правоназначать) совершившего служебныйпроступок на должность.

Взысканиеприменяется непосредственно заобнаружением проступка, но не позднееодного месяца со дня его обнаружения,не считая времени болезни работникаили пребывания его в отпуске. Дисциплинарноевзыскание налагается прямым начальникомв устной (замечание, выговор) илиписьменной форме.

Приказ(распоряжение) или постановление оприменении дисциплинарного взысканияс указанием мотивов его примененияобъявляется (сообщается) служащему,подвергнутому взысканию, под расписку.

Обжалованиерешения о дисциплинарном взыскании

Приказ о наложениидисциплинарного взыскания может бытьобжалован вышестоящему начальнику илив суд. Для обжалования установлентрехмесячный срок.

Особенностидисциплинарного производства

Дисциплинарноевзыскание не может быть примененопозднее шести месяцев со дня совершенияпроступка, а при служебномрасследовании(проверке) — не позднее одного годасо дня его совершения.

За каждый проступокможет быть наложено только однодисциплинарное взыскание.

При наложениивзыскания учитываются: характерпроступка; обстоятельства, при которыхон совершен; прежнее поведение служащего;соответствие степени вины и тяжестисовершенного проступка.

Рассмотрев материалыдела, субъект дисциплинарной властивправе:

• вообще не реагироватьна деяние, признав это нецелесообразнымили признав лицо невиновным;

• ограничитьсянапоминанием о необходимости выполнятьобязанности, предупреждением, строгимуказанием и иными средствами воздействия,которые не являются взысканиями;

• направить материална рассмотрение общественных организаций(суда чести, профсоюзного комитета,студенческого совета и т. д.);

• наложить навиновного дисциплинарное взыскание;

• если руководитель,командир считает предоставленную емудисциплинарную власть недостаточной,направить материалы вышестоящемуруководителю для решения вопроса обответственности;

• при наличии вдействиях виновного признаков преступлениянаправить материал в орган, которыйвправе возбудить уголовное дело.

Права начальниковпо наложению взысканий установлены сучетом особенностей службы в органахвнутренних дел. Дисциплинарные взысканияприменяются прямыми начальниками впределах предоставленных им прав.

Правовыми актамиустановлены сроки давности привлеченияк дисциплинарной ответственности.

Военнослужащие, лица рядового,начальствующего состава МВД по общемуправилу могут привлекаться к ответственностидо истечения 10 суток с того дня, когдакомандиру (начальнику) стало известноо совершенном проступке, а в случаяхпроведения служебной проверки, возбужденияуголовного дела или дела об административномправонарушении — не позднее одногомесяца соответственно со дня окончанияпроверки, рассмотрения компетентныморганом или должностным лицом уголовногодела или дела об административномправонарушении и вынесения по нимокончательного решения, не считаявремени болезни виновного или нахожденияего в отпуске, но не позднее 6 месяцевсо дня его совершения.

Если давностныйсрок истек, а дисциплинарное взысканиене наложено, дисциплинарное производство,на каком бы этапе оно ни находилось,должно быть прекращено.

По общему правилудисциплинарное взыскание налагаетсяпутем издания письменного приказа. Ана военнослужащих, сотрудников милициии некоторых иных милитаризованныхслужащих самые легкие взыскания(замечание, выговор, назначение внеочереди в наряд ) могут налагаться устно.Взыскание, наложенное приказом, не можетбыть снято устно.

Посколькузаконодательство не устанавливаеттребований к форме актов о наложениивзысканий, на практике используютсятакие варианты:

• издается специальныйприказ о наложении взыскания на одногочеловека;

• одним специальнымприказом привлекаются к ответственностинесколько человек;

• в приказе, подводящемитоги деятельности, проверки, содержитсямного пунктов, а один или несколько изних содержат решения о наложениивзысканий;

• взыскание налагаетсярешением коллегии.

За каждый случайнарушения служебной дисциплины можетбыть наложено только одно дисциплинарноевзыскание.

Приказ должен бытьдоведен до сведения виновного подрасписку. В войсковых формированияхпрактикуется объявление приказов передстроем, на совещаниях(собрании).

Дисциплинарноевзыскание приводится в исполнениенемедленно, но не позднее одного месяцасо дня его наложения. По истечении этогосрока взыскание в исполнение неприводится, но подлежит учету.

Как всякийадминистративный акт, приказ может бытьпересмотрен. Основанием для такойфакультативной стадии, как стадияпересмотра, могут быть жалоба наказанного,протест прокурора, усмотрение вышестоящегоруководителя (командира), усмотрениедолжностного лица, подписавшего приказ.

Изменить, отменитьприказ могут его автор, вышестоящийруководитель и суд.

Источник: https://studfile.net/preview/4048494/page:75/

Studio-pravo
Добавить комментарий