§ 3. Очерк истории государственной службы в Республике Казахстан

Государственная служба в Казахстане

§ 3. Очерк истории государственной службы в Республике Казахстан

С1 января 2000 года вступил в силу ЗаконРеспублики Казахстан «О государственнойслужбе» и Указы Президента Республики,которыми утверждены Положение о порядкепрохождения государственной службы,текст Присяги государственного служащего,Правила служебной этики государственныхслужащих, Правила наложения дисциплинарныхвзысканий на государственных служащих,Порядок проведения аттестацииадминистративных государственныхслужащих, Порядок формирования кадровогорезерва и другие акты, регулирующиеотношения в сфере государственнойслужбы: постановление Правительства опорядке передачи имущества государственныхслужащих в доверительное управление,акты Агентства по делам государственнойслужбы — Правила проведения конкурсовна занятие административной государственнойдолжности, Типовые квалификационныетребования к категориям административныхгосударственных должностей. Такимобразом, можно сказать, что с началаэтого года в Казахстане началафункционировать новая модельгосударственной службы11.

Основныенаправления реформирования государственнойслужбы Казахстана были изложены впослании Президента республики «СтратегияКазахстан 2030»: «Построить для Казахстанаэффективную, современную государственнуюслужбу и структуру управления, оптимальнуюдля рыночной экономики…».

Впериод подготовки Закона и подзаконныхактов были проведены опросы государственныхслужащих Казахстана, которые позволиливыявить имевшиеся проблемы.

Изучениемнения государственных служащих озаконодательстве показало, что однойиз основных проблем в своей деятельностигосударственные служащие видятнеопределенность своей карьеры, особеннопри смене руководства, когда значительнаячасть сотрудников сменялась новыминазначенцами.

Опросы также показали,что при необязательности конкурсногоотбора фактически у нас сложиласьпатронажная система отбора и продвижениякадров, что способствовало формированиюзначительной части госаппарата попринципу лояльности к конкретномуруководителю государственного органа.

Как следует из результатов опроса,кадровый резерв формировался ииспользовался формально. По мнениюбольшинства опрошенных государственныхслужащих, действовавшее законодательствоне обеспечивало социальную защиту,высокий престиж и привлекательностьгосударственной службы.

Исходяиз вышеизложенного, были определеныцели реформирования государственнойслужбы, это:

-созданиепрофессионального аппарата, способногоудовлетворять потребности общества,его каждого гражданина;

-построениемодели государственной службы, основаннойна принципах меритократии (личныхзаслуг), что в свою очередь основано наприеме на государственную службу извсех сегментов общества, через конкурсныйотбор, равной оплаты труда за выполнениеравнозначной работы, стимулированиепрофессионального роста государственныхслужащих и увольнение с государственнойслужбы неспособных;

-создание механизма реализацииконституционного права граждан наравный доступ к государственной службе.

Государственнаяслужба в Республике Казахстан основываетсяна принципах:

1)законности;

2)казахстанского патриотизма;

3)единства системы государственнойслужбы, независимо от разделениягосударственной власти на законодательную,исполнительную и судебную ветви;

4)приоритета прав, свобод и законныхинтересов граждан перед интересамигосударства;

5)общедоступности, то есть равного праваграждан республики на доступ кгосударственной службе и продвиженияпо государственной службе в соответствиисо своими способностями и профессиональнойподготовкой;

6)добровольности поступления граждан нагосударственную службу;

7)профессионализма и компетентностигосударственных служащих;

8)равной оплаты труда за выполнениеравнозначной работы;

9)обязательности исполнения решений,принятых вышестоящими государственнымиорганами и должностными лицами в пределахих полномочий, для подчиненныхгосударственных служащих и служащихнижестоящих государственных органов;

10)подконтрольности и подотчетностигосударственных служащих;

11)учета общественного мнения и гласности,за исключением деятельности, составляющейгосударственные секреты или инуюохраняемую законом тайну;

12)правовой и социальной защищенностигосударственных служащих;

13)поощрения государственных служащих задобросовестное, инициативное исполнениедолжностных обязанностей, выполнениезаданий особой важности и сложности;

14)личной ответственности за неисполнениелибо ненадлежащее исполнениегосударственным служащим должностныхобязанностей и превышение им своихполномочий;

15)непрерывности повышения квалификациигосударственных служащих.

Вгосударственных органах не допускаетсясоздание организаций политическихпартий. Государственные служащие приисполнении должностных обязанностейруководствуются требованиямизаконодательства и не связаны решениямиполитических партий, общественныхобъединений их органов.

Государственныедолжности на политические и административные.

Данный принцип направлен не только наобеспечение демократизации в сферегосударственной службы, но также связанс тем, что как показывают исследования,проведенные международными экспертами,в странах, где глубина политическихназначений велика (уровень сменяемостипри смене руководства), эффективностьгосударственного аппарата крайне низка.

Закономчетко установлены границы политическихназначений, что будет снижать влияниеполитических процессов на аппаратпрофессиональных служащих.

К политическимгосслужащим на уровне министерствотносятся министр и его заместители,на региональном уровне — акимы областейи их заместители, акимы районов, городов,сел и аулов, все остальные должности висполнительной ветви власти относятсяк административным.

Административныеслужащие, которые составляют 96-97%государственных служащих, защищеныЗаконом от необоснованных увольненийпри смене политических назначенцев иполучили стимулы для своего совершенствованияв системе государственной службы.

Такимобразом, структуру государственныхорганов составляют политическиегосударственные служащие, административныегосударственные служащие в том числеи принимаемые по срочному трудовомудоговору (в целях замещения временноотсутствующих работников), а такжеработники временно исполняющиеобязанности, предусмотренные вакантнойадминистративной государственнойдолжностью, и не являющиеся государственнымислужащими, которые принимаются на работув исключительных случаях служебнойнеобходимости по трудовому законодательствуна срок не более 3 месяцев.

Открытый,гласный конкурсный отбор являетсяединственным механизмом реализацииконституционного права граждан наравный доступ на государственную службу.

При этом, хотя любой конкурс не можетна 100% исключить влияние субъективныхфакторов, в мире пока не придумалидругого механизма подбора наиболееподготовленных кадров, кроме открытогоконкурсного отбора.

Об этом свидетельствуетпрактика преуспевающих государственныхслужб и частных фирм.

Следуетотметить, что для совершенствованиямеханизма конкурсного отбора пораспоряжению Президента Казахстана сфевраля 2000 г. был введен обязательныйконкурсный отбор в центральныхисполнительных органах. Анализируяитоги выполнения распоряжения Президента,можно сделать следующие выводы:

1)Вопреки мнению о дефиците кадров, дажепри низком уровне оплаты, конкурс всреднем составил более 4-х человек наместо.

2)До реализации распоряжения проблемадля многих квалифицированных специалистов(в том числе для значительного числапобедителей) заключалась в отсутствииинформации о вакансиях.

3)Многие руководители государственныхорганов положительно оценили возможностьвыбора из широкого круга кандидатов,так как раньше не имели полной информацииоб имеющихся квалифицированныхспециалистах.

Следуетотметить, что конкурсы с 1 января 2000 г.проводятся самими государственнымиорганами, имеющие вакансии. Агентствомгосударственной службы осуществляетсялишь первый этап конкурса — тестированиекандидатов.

Установление на начальномэтапе пороговых значений тестов будетгарантировать отсев самых неподготовленныхкадров. Окончательный же отбор из числавыдержавших тестирование будутосуществлять сами государственныеорганы.

Таким образом, процедура отборана административную государственнуюслужбу становится максимально открытойи прозрачной.

Вто же время учет реалий обусловилвведение в законодательство как открытой,так и закрытой формы проведения конкурса,что придает казахстанской моделигосударственной службы определеннуюгибкость.

Закрытый конкурс не означаетего закрытость от общества, наоборот,он проводится гласно, но в данном случаеречь идет о конкурсе только средигосударственных служащих.

Кроме того,отличительной особенностью законодательстваКазахстана является возможностьвнеконкурсного занятия должности внутриодного государственного органа впределах одной категории должностей,а также политическими госслужащими,депутатами Парламента и депутатамимаслихатов.

Дляобеспечения стабильности пребыванияадминистративных госслужащих нагосударственной службе, Закономобеспечивается их правовая защита отнеобоснованных увольнений. В нем прямозаписано, что смена политических служащихне является основанием для прекращенияслужбы административными государственнымислужащими.

В недавнем прошлом при сменеминистра или акима некоторые аппаратысменялись наполовину, а в ряде случаеви более, что приводило, с одной стороны,к вымыванию квалифицированных кадров,а с другой, вызывало у служащих чувствотревоги и обеспокоенности за своюдальнейшую судьбу.

Очевидно, что в этихусловиях не могло быть и речи обэффективности работы госорганов истремлении госслужащих повышать свойпрофессиональный уровень.

Другой нормойЗакона обеспечивается гарантиятрудоустройства административныхгосслужащих при реорганизации илиликвидации государственного органа,кроме того, дано исчерпывающее определениеоснований и процедур наложениядисциплинарных взысканий, в том числеи увольнения административных госслужащих.

Нельзяне отметить ярко выраженный антикоррупционныйхарактер законодательства о государственнойслужбе.

В нем впервые закрепленыобязанности по принесению присягигосслужащими, а также впервые предусмотреноинформирование руководителей в случаяхпересечения или противоречия частныхинтересов государственных служащих сих полномочиями.

При поступлении нагосударственную службу гражданин обязандать согласие в письменной форме напринятие ограничений, связанных спребыванием на государственной службе.

Государственныйслужащий, в случае возникновения сомненийв правомерности полученного отруководителя для исполнения распоряжения,должен незамедлительно в письменнойформе сообщить об этом своемунепосредственному руководителю ируководителю, давшему распоряжение ипотребовать письменного подтвержденияраспоряжения.

С начала этого года вкаждом государственном органе должныработать постоянно действующиедисциплинарные комиссии, которыепризваны всесторонне рассматривать идавать объективную оценку действийгосударственных служащих, в случаесовершения ими дисциплинарных проступков.

Надо отметить, что и сам конкурс являетсядейственной антикоррупционной меройпри поступлении и продвижении погосударственной службе.

Нарядус занятием административных государственныхдолжностей на основе конкурсов,предусмотрены случаи назначения внеконкурса граждан, находящихся в кадровомрезерве. Положением о кадровом резерведля занятия должностей административныхгосударственных служащих четко определенпорядок его формирования.

ВЗаконе и подзаконных актах определенымеры, направленные на повышениепрофессионализма государственныхслужащих путем установления квалификационныхтребований, предъявляемых к категориямадминистративных государственныхдолжностей, что является надежнымбарьером для попадания на госслужбунекомпетентных людей. В частности, кадминистративным должностям государственнойслужбы предъявляются следующиетребования:

  • к профилю и уровню профессионального образования, его соответствию специальности государственной должности;
  • к профессиональной компетентности (знания);
  • к стажу и опыту работы;
  • к профессиональным умениям и навыкам.

Высокийпрофессионализм государственной службы- отнюдь не очередной лозунг. Напротив,одна из особенностей текущего этапареформирования — это последовательнаяработа по созданию действенныхинструментов совершенствованиягосударственной службы и самихгосударственных служащих.

В новомзаконодательстве четко определеныинструменты контроля профессионализмачиновников через механизм их периодическойаттестации.

Каждые 3 года аттестациябудет определять уровень профессиональнойподготовки государственных служащих,их правовой культуры и способностиработать с гражданами.

По результатаматтестационной комиссией в каждомгосударственном органе будет выноситьсявердикт о служебном соответствии либоувольнении сотрудника. Комиссия можеттакже рекомендовать госслужащему пройтиобучение по тому или иному курсу,необходимому для повышения квалификации.

Разделениедолжностей на группы категорийадминистративных государственныхдолжностей позволило привестиклассификацию должностей в соответствиес действующей структурой управления.

Административные государственныеслужащие разделены на группы категорийA, B, C, D, E, где (A — это АдминистрацияПрезидента, B — аппараты органов ветвейвласти на республиканском уровне, C -аппараты государственных органовреспубликанского уровня, D — аппаратыорганов ветвей власти на местном уровне,Е — местные исполнительные органы).

Правовойстатус казахстанского государственногослужащего складывается из прав,обязанностей, ограничений.

В частности,среди прав государственного служащегопредставлены право требовать отруководителя точного определения задачи объема служебных полномочий всоответствии с должностью, занимаемойгосударственным служащим; на уважениеличного достоинства, справедливое иуважительное отношение к себе со стороныруководителей, иных должностных лиц играждан. К основным обязанностямгосударственного служащего относятся:

1)соблюдать Конституцию и законодательствореспублики;

2)приносить присягу государственногослужащего в порядке, утвержденномПрезидентом Республики Казахстан;

3)обеспечивать соблюдение и защиту прав,свобод и законных интересов граждан июридических лиц, рассматривать в порядкеи сроки, установленные законодательством,обращения граждан, принимать по нимнеобходимые меры;

4)осуществлять полномочия в пределахпредоставленных им прав и в соответствиис должностными обязанностями;

5)соблюдать государственную и трудовуюдисциплину;

6)принимать на себя ограничения,установленные законом;

7)соблюдать нормы служебной этики,установленные законодательством;

8)выполнять приказы и распоряженияруководителей, решения и указаниявышестоящих органов и должностных лиц,изданные в пределах их полномочий;

9)хранить государственные секреты и инуюохраняемую законом тайну, в том числеи после прекращения государственнойслужбы в течение времени, установленногозаконом, о чем дают подписку;

10)сохранять в тайне получаемые приисполнении служебных обязанностейсведения, затрагивающие личную жизнь,честь и достоинство граждан, и нетребовать от них предоставления такойинформации, за исключением случаев,предусмотренных законодательством;

11)обеспечивать сохранность государственнойсобственности;

12)незамедлительно информировать должностноелицо, имеющее право их назначения, вслучаях, когда частные интересыгосударственного служащего пересекаютсяили входят в противоречие с их полномочиями;

13)повышать свой профессиональный уровеньи квалификацию для эффективногоисполнения служебных обязанностей.

Нагосударственную службу не может бытьпринято лицо:

1)признанное в установленном порядкенедееспособным или ограниченнодееспособным;

2)лишенное судом права заниматьгосударственные должности в течениеопределенного срока;

3)в соответствии с заключением медицинскогоучреждения имеющее заболевание,препятствующее выполнению должностныхполномочий, в случаях, когда специальныетребования к состоянию здоровья длязанятия соответствующих должностейустановлены в квалификационныхтребованиях;

4)отказавшееся принять на себя ограничения,установленные законом, в целях недопущениядействий, которые могут привести киспользованию их статусам основанногона нем авторитета в личных, групповыхи иных неслужебных интересах;

5)которое в течение года перед поступлениемна государственную службу привлекалоськ дисциплинарной ответственности засовершение коррупционного правонарушения;

6)на которое в течение года передпоступлением на государственную службуналагалось в судебном порядкеадминистративное взыскание за умышленноеправонарушение;

7)имеющее судимость, которая ко временипоступления на государственную службуне погашена или не снята в установленномзаконом порядке.

Существеннуюроль в регулировании деятельностигосударственных служащих играют Правиласлужебной этики.

Всвоей деятельности государственныеслужащие должны:

1)быть приверженными принципамгосударственной службы и высшимнравственным принципам;

2)соблюдать присягу государственногослужащего.

Долгоми обязанностью государственногослужащего, как представителя государства,является:

1)неукоснительное следование Конституциии законам Республики;

2)защита интересов государства;

3)содействие укреплению единства народаКазахстана и межнационального согласияв стране;

4)беспристрастное и честное исполнениесвоих служебных обязанностей;

5)соблюдение принятых на себя ограничений,установленных законом;

6)неразглашение государственных секретови иной охраняемой законом тайны, которыестали известными ему при исполнениислужебных обязанностей;

7)невмешательство в деятельность лиц,ответственных за принятие решений ввопросах, лично касающихся государственногослужащего;

8)непринятие обязательств и недопущениедействий, выступлений и высказываний,способных дискредитировать Республику,а также препятствующих нормальномуфункционированию государственныхорганов и выполнению служебныхобязанностей;

9)бережное хранение служебного удостоверенияи других документов.

Вотношениях с гражданами и юридическимилицами государственные служащие обязаны:

уважатьчесть и достоинство других лиц;

недопускать проявлений бюрократизма иволокиты при рассмотрении их обращений,в установленные законом сроки приниматьпо ним необходимые меры;

поддерживатьавторитет государства;

обеспечиватьсоблюдение и защиту гарантированныхКонституцией прав, свобод и законныхинтересов граждан и юридических лиц;

уважительноотноситься к государственному и другимязыкам народа Казахстана, многообразиюего обычаев и традиций;

проявлятьскромность, не подчеркивать своегодолжностного положения.

Государственныеслужащие, имеющие подчиненных, обязаны:

точноопределять задачи и объем служебныхполномочий своих подчиненных всоответствии с занимаемыми имидолжностями;

непонуждать подчиненных к совершениюпротивоправных поступков или поступков,не совместимых с общепринятыми нормамиэтики.

Кчислу первоочередных практическихзадач по совершенствованию государственнойслужбы следует отнести внедрениеконкурсного отбора при приеме ипродвижении на государственной службе.Как было сказано, с этого года конкурсыпроводятся самими государственнымиорганами.

Агентство государственнойслужбы Казахстана и его территориальныеорганы осуществляют тестированиекандидатов на вакантные должности. Внастоящее время для отбора кандидатовразработаны тесты на знание законодательстваРеспублики Казахстан.

В ходе тестированияконкурсанты должны показать знаниеКонституции, Закона «О борьбе скоррупцией», Закона «О государственнойслужбе», Гражданского кодекса (общейчасти), кроме этого, для конкурсантов,претендующих на руководящие должности,предусмотрена сдача невербально -логического теста.

Для каждой категориидолжностей установлены пороговыезначения, что предполагает отбор наиболеедостойных кандидатов. Таким образом,обязательное тестирование кандидатовявляется еще одним барьером на путипопадания на госслужбу неподготовленныхлюдей.

Вдальнейшем программы тестированиябудут совершенствоваться за счетразработки тестов по ряду законодательныхактов.

При этом, привязку каждой программыпредполагается осуществлять уже не ккатегориям, а к административнымгосударственным должностям определенныхгосударственных органов (к примеру:Закон «О бюджетной системе» для работниковМинистерства финансов, Закон «Огосударственных закупках» для работниковАгентства по государственным закупками т.д.).

Говоряо повышении эффективности государственнойслужбы, необходимо отметить ряд мер,выходящих за рамки Закона «О государственнойслужбе». Прежде всего, было бы целесообразнымпринять Закон «Об административныхпроцедурах».

Необходимо, чтобы этотЗакон предусмотрел обязательностьрегламентации процедур принятия решенийгосударственными органами, доведениеих до граждан и установление личнойответственности чиновников за соблюдениеданных процедур.

Установление процедури их строгое соблюдение будет способствоватьснижению коррупции и укреплениюзаконности как основного принципадемократии. Не зря говорят, что демократия- это процедуры.

Следующимфактором, повышающим профессионализмгосударственной службы, являетсявнедрение новых методов менеджмента,и в частности методов управленияперсоналом, как важнейшей составнойчасти менеджмента.

При этом ключевыммоментом является то, что эффективноеуправление персоналом должно бытьнаправлено на улучшение качествапредоставляемых услуг населению. Этотем более важно, так как государственныеорганы, в отличие от субъектов рынка,работают в условиях отсутствияконкуренции.

Эффективность их деятельностидолжна обеспечиваться законодательством,высоким профессионализмом кадровгосаппарата и эффективными методамиуправления.

Кметодам эффективного управленияперсоналом можно отнести и ведениемониторинга кадров государственнойслужбы. В этой связи ведется работа повнедрению глобальной информационнойсистемы управления кадрами.

Источник: https://studfile.net/preview/6326937/page:53/

Этапы становления государственной службы в Республике Казахстан

§ 3. Очерк истории государственной службы в Республике Казахстан

Шайхисламова Г. Ш. Этапы становления государственной службы в Республике Казахстан // Молодой ученый. — 2017. — №8.1. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/archive/142/40321/ (дата обращения: 08.02.2020).



Для Казахстана процесс становления государственной службы совпал с периодом обретения суверенитета и формирования основ государственного управления.Процесс развития системы государственного управления в Казахстане с момента обретения своей независимости можно разделить на три этапа.

Первый этап становления и развития системы государственного управления пришелсы на 1990–1993 годы и проходил под знаком перехода Казахстан к самостоятельному развитию, становления в стране основ суверенной государственно-административной системы.

Данный период характеризовался сильной централизованностью системы государственного управления, проведением широкомасштабных рыночных преобразовании и поиском оптимальной для Казахстана модели организации государственной службы.

Второй этап развития системы государственного управления, пришедший на 1993–1995 годы, характеризуется изменениями в политической системе общества в связи с принятием первой Конституции Республики Казахстан 28 января 1993 года. В этот период был законодательно закреплен базовый принцип разделения ветвей власти.

Согласно основному закону страны представительные, исполнительные и судебные органы страны были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Данный этап характеризуется как смешанная форма правления (полупрезидентский), когда полномочия представительных органов были ограничены.

Третий этап реформирования системы государственного управления охватывает период с 1995 года по настоящее время.Его основной характеристикой стали продолжение реформ в системе государственных институтов и процесс создания сегодняшнего стержня государственно-политического устройства Казахстана.

Наступление данного этапа связано с принятием ныне действующей Конституции 30 августа 1995 года.Согласно Конституции был образован двухпалатный парламент(Сенат-верхняя палата,Мажилис-нижняя палата). Данная Конституция установила президентскую форму правления.Президент получил конституционные полномочия осуществлять согласование действий все трех ветвей власти. [1]

Начало строительства системы государственного управления было заложено ещё в 1995 году.

Указом Главы государства «О государственной службе», что позволило урегулировать основные принципы иерархии государственных должностей, определить правовой статус и установить социальные гарантии.

Глобализация и современные вызовы показали актуальность повышения качества принимаемых решении, эффективность которых в значительной степени определяется уровнем профессионализма государственного аппарата.

Закон Республики Казахстан «О государственной службе» принятый в 1999 году определил новый, отвечающий актуальным потребностям подход к формированию профессиональной и эффективной системы государственной службы и единой кадровой политики.Впервые в истории государственной службы Казахстана был введен классификация государственных служащих на два вида: административный государственный служащий и политический государственный служащий.

Следующей вехой в развитии государственной службы стала стратегия «Казахстан-2030» определившая в 1997 году в качестве долгосрочного приоритета государственного развития формирования профессионального правительства.

В «Стратегии «Казахстан-2030» на новом этапе развития Казахстана были определены 30 важнейших направлениий нашей внутренней и внешней политики.

и основные идеи реформирования государственной службы и кадровой политики.

Вопросы квалификационных характеристик соответствующих должностей процедур подбора, расстановки и рационального использования кадров, механизма стимулирования труда, приобретало перевостепенное значение.

Успешное развитие государства во многом зависит от кадров-это аксиома.Казахстану, стремящемуся войти в число 30 развитых стран, необходимо создать надежный, устойчивый кадровый и интеллектуальный потенциал.

В современной кадровой политике Казахстана как и в других государствах существует многочисленные проблемы, которые могут тормозить процесс дальнейшего развития страны и повышение ее конкурентоспособности на международной арене. Руководитель государственной службы передвигаясь по иерархической лестнице приводит в новую структуру свою команду.

И чаще всего такие кадры отличает не профессионализм, а личная преданность своему начальнику, родство или землячество. Это явление наблюдается в некоторых органах государственного местного самоуправления. [2]

Согласно Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года Указом Президента Республики Казахстан утверждена «Концепция новой модели государственной службы Рсепублики Казахстан» в которой отмечено, что профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспососбности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению. Новая модель государственной службы Республики Казахстан была и остается смешанной, включая в себя элементы карьерной и позиционной моделей государственной службы, а также в ней будет четко прослеживаться корпусная вертикаль:политические государственные служащие, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы.

Рис.1. Основные принципы и общие методы развития государственной службы

Казахстан с учетом мирового опыта формирует собственную структуру государственной службы,.построенную на синтезе позиционной и карьерной моделей. Карьерная модель характерна для тех стран, как Германия, Япония, Франция, где идет карьерный рост с низшей должности.

Поступление на государственную службу происходит по конкурсному экзамену на основании принципа равенства всех кондидатов. Обязательными условиями при поступлении являются наличие базового образования и специальное предварительное обучение.

Таким образом, государственная служба основана на карьерном росте основным принципом которой является «посвящение себя службе». Позиционная модель функционирует в США, Канаде, Британии, в этих странах на госслужбу можно поступать с позицией выше, извне госслужбы.

Основной характеристики модели является акцент на концепцию Нового государственного менеджмента (New public management) и систему оценки качества и результативности работы. В то же время англо-саксонская система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях.

Вся система приема, обучения и продвижения по службе организована так, чтобы создать тип профессионального управленца. Разделение действующих административных государственных служащих на управленческий корпус и исполнительный корпус будет осуществлено по должностному критерию. [3]

Модернизация в сфере государственных услуг в нашем государстве электронное правительство (е-gov) было создано в 2005 году.

В Казахстане приобретает свое функциональное значение программа «Электронный Казахстан», которая является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Казахстана и программы административной реформы.

По мере развития информационно-коммуникационных технологии их роль в модернизации системы государственного управления возрастает. В этой связи, необходимо содействовать масштабной информатизации властной вертикали с тем чтобы перевести управленческие процессы в «электронную».

Для повышения эффективности и производительности кадровых служб госорганов внедрена интегрированная информационная система управления персоналом государственной службы «е-қызмет», которая позволит получиь полную кадровую информацию о госслужащих центральных и региональных уровней в режиме он-лайн и сократить бумажный документооборот, автоматизировать бюрократические процессы кадровой работы и повысить прозрачность конкурсных отборов в госслужбе. На ососбо контроле стоят вопросы сменяемости кадров, внедрение института наставничества, повышение и переподготовки государственных служащих. В первой половине 2017 года планируется проведения комплексной аттестации государственных служащих корпуса «Б», Аттестация служащих является правовым средством расширение демократичесих начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализация целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в сфере государственной службы. [2]

Развитие казахстанской государственной службы является ярким примером последовательного и поступательного реформировани, базирующегося на стратегическом видении и политической воле Главы государства.

Именно благодаря его мудрой политике сегодня у Казахстана своя, уникальная модель госслужбы.

Как сказал Глава государства в своей програмной статье «План нации-путь к казахстанской мечте», модернизация государственной службы –ключевой механизм успеха всего замысла модернизационного процесса в Казахстане.

В 2012 году президент Н.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новый политический курс состоявшегося государства» указал на необходимость грамотного проведения децентрализации управления.

«Суть идеи децентрализации заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решении от центра к региональным органам власти».Указом Президента Казахстана от 28 ноября 2012 гоа № 438 была утверждена Концепция развития местного самоуправления в РК.

Согласно данной Концепции которая предпологает два последующих этапа, развитие местного самоуправления пойдет по пути расширения потенциала действующей системы на нижних уровнях управления, и в дальнейшем на развитие непосредственно местного самоуправления.

Согласно Концепции предпологается создание эффективной системы органов местного самоуправления, обладающих определенной экономической и финансовой самостоятельностью, способных оказать помощь государству в проведении социально-экономических преобразовании и решать различные вопросы местного значения.

Для этого необходимо проводить повышения правовой грамотности населения в области своих прав и обязанностей, своих возможностей, которые могут быть реализованы в сфере местного самоуправления. [3]

В заключении можно сделать основной вывод что, процесс реформирования государственного управления в становлении государственной службы в Республике Казахстан требует большой организационной и законодательной работы, это длительный и сложный процесс, требующий усилии всего общества.

Литература:

  1. О государственной службе: Закон Республики Казахстан № 453 от 23 июля [электронный ресурс] // электронное правительство РК. www.egov.kz
  2. Черных И. А. «Казахстан в 2013 году: актуальные вопросы развития страны через призму общественного линия», КИСИ при Президенте РК, Алматы, 2014г.
  3. Ю.Магер «Внедряя принцип меритократии», Казахстанская правда № 319 (27593) 20.01.2013г

Основные термины(генерируются автоматически): государственная служба, Казахстан, государственное управление, местное самоуправление, кадровая политика, карьерная модель, карьерный рост, позиционная модель, служащий.

Источник: https://moluch.ru/archive/142/40321/

Президент республики казахстан н.а. назарбаев и государственная служба

§ 3. Очерк истории государственной службы в Республике Казахстан

Произошедшие в начале 90-х годов изменения в политической, экономической, социальной сферах жизни суверенного Казахстана выдвинули на первый план вопросы кардинального преобразования органов государственного управления и государственной службы.

В современных условиях проблемы реформирования государственной службы во всех странах приобретают решающее значение.

Стабильное социально-экономическое развитие стран с рыночной экономикой невозможно без рациональной системы государственного управления и государственной службы.

К 1991 году перед молодой республикой встало много проблем: перейти от плановой социалистической экономики к рыночной, сохранить стабильность в обществе, заручиться поддержкой крупных мировых держав.

Президент Казахстана стал первым политическим лидером на постсоветском пространстве, который взял курс на стратегическое планирование кадровой политики. Многие союзные республики еще по инерции пытались решать кадровые проблемы по старинке, а в Казахстане уже разрабатывалась собственная долгосрочная стратегия.

Так, в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» в 1992 году Н. А.

Назарбаев указал основное направление государственной кадровой политики: «В рамках усиления внешнеэкономической деятельности республики необходима подготовка кадров в области международного права и маркетинга, статистики, налоговых инспекторов, банковских работников, переводчиков, финансистов, аудиторов, бухгалтеров, специалистов по внешней торговле и других профессий, которые нужны для рынка и компетентного управления реформой». Ведь отсутствие стратегии управления кадрами могло привести к тому, что рычаги государственного управления могли оказаться в руках дилетантов.

Перед Президентом серьезно встала кадровая проблема, которая заключалась в недостатке квалифицированных управленческих кадров. Именно поэтому в 1992–1994 гг. по инициативе Н.А.

Назарбаева в Алматы на базе бывшей Высшей партийной школы был образован Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП), ориентированный на подготовку высокообразованных специалистов в сфере мировой экономики.

Для подготовки управленческой элиты, свободно ориентирующейся не только в сфере экономики, но и в сфере международного права, владеющей новыми информационными технологиями, современными методиками ведения документооборота была образована Национальная высшая школа государственного управления (НВШГУ).

Учебный процесс был организован по модели одногодичной магистратуры Школы государственного администрирования Франции (ЕНА). Сегодня можно уверенно сказать, что эти проекты, предложенные и реализованные при непосредственном участии Президента, заложили мощный фундамент в процесс становления отечественной школы менеджеров государственного управления. В них удалось применить лучший зарубежный опыт подготовки кадров для этой сферы. 

Другой важной инициативой Н.А. Назарбаева было учреждение в 1993 году международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» для обучения талантливой молодежи в ведущих учебных заведениях США, Великобритании, Франции, Германии и других стран.

Глава государства дал поручение Правительству: «ежегодно, начиная с 1994 года, выделять для этих целей необходимые валютные средства».

Несмотря на то, что в казне с трудом изыскивали необходимые финансы для оплаты обучения казахстанской молодежи за рубежом, Президент считал, что это не пустая трата денег, а инвестиции в будущее страны. Ставка была сделана на молодежь.

Понимая важность и высокий статус государственной службы, Президент осознанно шел к законодательному закреплению этого важного института. Это нашло отражение в Конституции Республики Казахстан 1993 года.

Согласно статье 61 Конституции, государственная служба в Республике Казахстан основывалась на ответственности государственных служащих перед народом республики и ее каждым гражданином.

В статье 17 Конституции нашло отражение еще одно из достижений большинства демократических государств – это равные права граждан при поступлении на государственную службу. Каждый гражданин имел право реализовать себя на государственной службе, быть полезным государству и обществу.

Президент решительно приступил к реализации стратегии коренного реформирования правительства республики и его многочисленных чиновников.

В 1994 году за счет проведенной оптимизации было сформировано 14 областей вместо 19 и 169 районов вместо 230.

Соответственно штат служащих сократился на 25 тысяч человек, были сэкономлены миллионы тенге бюджетных средств, которые пошли на выплату пенсий и зарплат.

Наиболее актуальными в области политики государственного управления стали проблемы совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности государственного аппарата.

Указом Президента Республики Казахстан, имевшим силу закона «О государственной службе» от 26 декабря 1995 года № 2730 были заложены основы для построения эффективной системы государственного управления, законодательного оформления прохождения государственной службы чиновниками.

К числу необходимой и прогрессивной инициативы относится также введение требований к морально-нравственному облику государственных служащих. Одной из особенностей казахстанского общества транзитного периода являлся переход от одной системы ценностей к другой, новой.

С одной стороны, это затрудняло опору на любые профессиональные кодексы, а с другой – требовало разработки и принятия правил служебной этики, которые бы способствовали формированию у госслужащих общепринятых моральных норм. Нравственное сознание госслужащего должно находить опору в общественно значимых нравственных принципах.

От человека требовалось действовать не по традиции и не по обстоятельствам, а в соответствии с этими принципами. Указом Президента Республики Казахстан № 3542 от 16 июня 1997 года были утверждены Правила служебной этики государственных служащих Республики Казахстан.

В Правилах констатировалось, что «пребывание на государственной службе есть выражение особого доверия со стороны общества и государства, предполагающее, что государственный служащий должен соблюдать общепринятые этические нормы и принципы».

Правила регламентировали, что при исполнении служебных обязанностей государственный служащий должен строго следовать Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан, защищать интересы государства и быть привержен политике Президента Республики Казахстан, быть справедливым, объективным и беспристрастным, противостоять проявлениям коррупции, уважать честь и достоинство других лиц. Кроме того, Правила налагали ограничения, запрещая брать на себя какие-либо обязательства и предпринимать действия, способные дискредитировать республику, нанести ущерб ее авторитету, использовать служебную информацию в корыстных и иных личных интересах, отдавать подчиненным явно невыполнимые распоряжения и требовать от них исполнения поручений, выходящих за рамки их служебных обязанностей, допускать проявления бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан и организаций.

В октябре 1997 года Президент Казахстана обратился к народу с Посланием «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в котором был обозначен новый курс развития государства и государственной службы.

Развитие государственной службы было представлено Президентом Республики Казахстан в Стратегии в долгосрочном приоритете «Профессиональное государство, ограниченное до основных функций».

Глава государства сформулировал свое концептуальное видение: «создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей».

В этих условиях подготовка управленческих кадров нового поколения стала одной из первостепенных дел государственной службы.

Для реализации задач, поставленных в Стратегии «Казахстан-2030», в Астане Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшей оптимизации системы государственных органов Республики Казахстан» № 4073 от 18 сентября 1998 года было создано Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы. Создание Агентства явилось институциональным оформлением административной реформы.

В сжатые сроки Агентством был разработан проект Закона «О государственной службе», и 23 июля 1999 года он был подписан Президентом Республики Казахстан.

Основной целью Закона было правовое обеспечение реформирования государственной службы, направленное на повышение профессионализма государственных служащих, а также обеспечение их социальной защищенности. Он ознаменовал следующий этап реформ в системе государственной службы нашей страны.

Данным законом, а также принятыми в соответствии с ним подзаконными актами была определена модель государственной службы Республики Казахстан.

Подводя итоги первого десятилетия независимости, Н.А. Назарбаев подчеркнул, что «мы добились успехов и в реформировании государственной службы, и многие наши соседи с интересом изучают наш опыт».

Международные эксперты подтвердили, что успех реформы государственной службы в Казахстане стал возможен благодаря целенаправленной политике первого руководителя страны и институциональному оформлению реформы государственной службы. 

Коррупция стала серьезным вызовом для кадровой политики Н.А. Назарбаева с первых дней независимости. Лидер страны все годы независимости бескомпромиссно и последовательно борется с этим злом, объявив войну с коррупцией одним из приоритетов кадровой политики и реформы системы управления.

Важное место среди нормативных правовых актов антикоррупционного характера занимает Указ Президента Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц».

Во исполнение этого Указа Агентством был разработан Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан, и 3 мая 2005 года уникальный для всего постсоветского пространства документ был утвержден Указом Президента Республики Казахстан. Кодекс чести заменил действовавшие до этого Правила служебной этики государственных служащих.

Новый свод норм и правил поведения государственных служащих кардинально отличается от предыдущих тем, что вобрал в себя новые детализированные нормы, предъявляемые к поведению госслужащих.

Основными новеллами Кодекса чести являются запрет на участие в азартных играх с вышестоящими или нижестоящими по службе лицами, недопущение фактов принятия подарков от граждан и организаций в связи с исполнением должностных обязанностей, лоббирование чьих-либо интересов и вмешательство в предпринимательскую деятельность.

14 апреля 2005 года Указом Президента были образованы Дисциплинарные советы Агентства по делам государственной службы Республики Казахстан в областях, городах Астана и Алматы. Так, призваны были проводить инициативные и плановые проверки, субъектами которых являлись служащие высокого ранга, например, заместители акимов областей.

В целях исключения келейности заседаний Дисциплинарных советов в их работе стали принимать участие представители местной общественности и СМИ. По данным Агентства по делам государственной службы, в сентябре 2005 года дисциплинарными советами было рассмотрено 341 обращение граждан, по которым было проведено 559 соответствующих проверок.

Их результатом стало возбуждение 67 дисциплинарных дел. На 16 заседаниях советов было рассмотрено 92 вопроса. На личных приемах в дисциплинарных советах был принят 201 гражданин, осуществлено 75 выездных приемов граждан.

По рекомендациям дисциплинарных советов 119 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных дисциплинарных проступков (в том числе государственных служащих, работников правоохранительных структур, должностных лиц государственных организаций).

Деятельность Дисциплинарных советов, построенная на принципах максимальной прозрачности, продемонстрировала высокий уровень своей эффективности. Вопросы укрепления государственной и трудовой дисциплины среди государственных служащих были взяты под особый контроль.

Особую настойчивость и требовательность проявлял Президент в вопросах внедрения современных информационных технологий в казахстанскую модель государственной службы.

Благодаря этому была разработана Республиканская информационная система управления кадрами, при помощи которой представляется возможным обеспечить проведение процедур конкурсного отбора и аттестации, кадрового менеджмента и определения текущего состояния государственной службы. Кроме того, важным инструментом повышения качества кадров является система оценки эффективности кадрового менеджмента в самих государственных органах, построенная по рейтинговой системе. Это позволяет оценивать деятельность кадровых служб и дисциплинарных комиссий, определять потребность государственной службы в укреплении кадрового менеджмента в отраслевом и региональном аспектах.

В настоящее время Н. А. Назарбаев выступил с новыми инициативами в реализации кадровой политики, которые подвели мощный базис под алгоритм протекающих в стране реформ. 17 июня 2008 года в докладе на Международной конференции по вопросам государственной службы Президент Н. А.

Назарбаев заявил, что государственная служба, как основной элемент активизации дальнейших реформ, требует нового качества. Главой государства была поставлена задача разработки концепции новой модели государственной службы Казахстана, эффективной, современной государственной службы и структуры управления, которые были бы оптимальными для рыночной экономики.

Для этого необходимо изучить и применить международный опыт таких стран, как США, Франция, Великобритания, Германия, государств Юго-Восточной Азии и других.

Мировой финансово-экономический кризис заставил внести коррективы в кадровую политику государства.

В целях усиления режима экономии бюджетных средств вышло распоряжение Президента Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года № 289 «О мерах по сокращению административных расходов в центральных и местных государственных органах, холдингах, национальных компаниях, социально-предпринимательских корпорациях», обязывающее все центральные и местные государственные органы «потуже затянуть ремни». Глава государства запретил приобретение транспортных средств, проведение капитального ремонта служебных зданий, проведение торжеств за счет средств государственного бюджета, приобретение дорогостоящей офисной мебели, проведение совещаний, семинаров в г. Астане, командирование за границу должностных лиц за счет средств государственного бюджета. Слаженность, оперативность и эффективность работы всех государственных органов, Правительства, акимов позволила решить поставленные Президентом задачи. В результате реализации запланированных мероприятий удалось сохранить стабильность социально-экономической и общественно-политической жизни страны.

В июле 2011 года был провозглашен переход к новой модели государственной службы. Основным новшеством стало создание корпуса высших административных государственных служащих, так называемого корпуса «А».

Главной целью введения корпуса «А» является отбор профессиональных кадровых государственных менеджеров. Отбор в корпус «А» начался в апреле 2013 года и к июню было проведено 14 заседаний специальной государственной комиссии.

После этапа тестирования собеседования прошли более тысячи претендентов. Комиссия рекомендовала зачислить в кадровый резерв корпуса «А» 940 человек.

Глава государства обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ на расширенном заседании Правительства в Астане 6 мая 2015 года.

В рамках первой реформы – формирование профессионального госаппарата – предполагается модернизировать процедуру поступления на госслужбу, том числе оплачивать труд госслужащих по результатам работ.

В этой связи будет разработан и принят новый профильный закон.

Можно сказать, что в 90-х годах началась история формирования и развития аппарата управления Республики Казахстан. В недавнем советском прошлом считалось, что для управления организацией, и даже страной, совсем не обязательно иметь профессиональные управленческие знания. Утопичность таких представлений доказала сама жизнь.

Создание эффективного, слаженно функционирующего государственного аппарата далось нелегко. Значительный вклад в этот процесс внесли как Президент, так и такие институты, как Парламент, Правительство, НПО, СМИ и т.д. Но основу всему, всем необходимым законам, преобразованиям заложил Глава государства. Заслуга Главы государства Н.А.

Назарбаева последовательно и целенаправленно развивавшего в условиях новой системы государственную службу Казахстана очевидна.

По существу, Казахстан переживает процесс создания новой модели государственной службы, определения новых приоритетов, принципов и технологий решения кадровых вопросов, отражающих современный уровень управленческой науки и практики, постоянно растущие потребности обновления общества. Республикой накоплен ценный опыт кадровой политики, и он должен быть востребован. И он будет востребован в целях сохранения преемственности лучших традиций, осмысления принципов и сущностных характеристик.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Список использованных источников: 

1. Лисин Б.К. Кадровая политика КПСС: социологические очерки. – М.: Волтерс Клувер, 2010.

2. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. – Алматы, 2003.

3. Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства // Казахстанская правда. 1992. 16 мая.

4. Национальный архив Республики Казахстан, ф. 64, оп.1, д. 544.

5. Национальный архив Республики Казахстан, ф. 64, оп.1, д. 1099.

6. САПП Республики Казахстан. 1994. № 36. Ст. 389.

7. Есекина Б.К. Приоритеты подготовки управленцев новой формации в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан // Государственное управление и государственная служба. 2008. №3.

8. САПП Республики Казахстан. 1993. № 43. Ст. 515.

9. Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Казахстан, 1993.

10. Толмачев Г. И. Лидер. Документальная повесть о Первом Президенте Республики Казахстан Н. А. Назарбаеве. – Алматы: Дәуір, 2000.

11. Назарбаев Н. А. Казахстанский путь. – Караганда, 2006.

12. САПП Республики Казахстан. 1996. № 24. Ст. 206.

13. Турисбеков З. К. О госслужбе и государственных служащих // KAZAKHSTAN. 2006. № 2.

14.

«Положение о стаже государственной службы для выплаты процентных надбавок за выслугу лет и порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий государственным служащим Республики Казахстан», утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 3 июня 1996 года №3014; Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 1996 года №720 «Положение о порядке и условиях предоставления государственным служащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, земельных участков для индивидуального жилищного строительства».

15. Указ Президента Республики Казахстан от 12 июля 1996 года №3056 «Об утверждении Положения о порядке формирования и организации работы с кадровым резервом государственной службы» // САПП Республики Казахстан. 1996. № 31. Ст.

280; Указ Президента Республики Казахстан от 20 августа 1996 года № 3088 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения аттестации государственных служащих» // САПП Республики Казахстан. 1996. № 30. Ст.

268; Указ Президента Республики Казахстан от 16 июня 1997 года № 3542 «Об утверждении Правил служебной этики государственных служащих Республики Казахстан» // САПП Республики Казахстан. 1997. № 25. Ст. 223.

16. САПП Республики Казахстан. 1996. № 31. Ст. 280.

17. САПП Республики Казахстан. 1996. № 30. Ст. 268.

18. САПП Республики Казахстан. 1997. № 25. Ст. 223.

19. Современный Казахстан. Стратегия успеха. – Алматы, 2008.

20. Назарбаев Н. А. В сердце Евразии. – Алматы: Атамура, 2005.

21. Назарбаев Н.А. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, сентябрь 1998 г. URL: http://www.akorda.kz

22. Назарбаев Н.А. Свободному, эффективному и безопасному обществу: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, октябрь 2000 г. URL: http://www.akorda.kz

23. Турисбеков З.К. Совершенствование госслужбы в Республике Казахстан. – Астана, 2002.

24. Капаров С.Г. Государственная служба: основы казахстанской модели // ЧиновникЪ. 2001. № 6.

25. Назарбаев Н.А. О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, сентябрь 2001 г. URL: http://www.akorda.kz

26. Дисциплинируют советы // Казахстанская правда. 2005. 1 ноября.

27. Назарбаев Н.А. Роль государственной службы в повышении конкурентоспособности страны // Государственное управление и государственная служба. 2008. № 3.

28. Назарбаев Н.А. Через кризис к обновлению и развитию: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана 6 марта 2009 г. URL: http://www.akorda.kz

29. Четкая стратегия и жесткий контроль // Казахстанская правда. 2010. 13 марта. 

30. Опубликованы 100 конкретных шагов по реализации пяти реформ Президента // Казахстанская правда. 2015. 20 мая

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/6735

Studio-pravo
Добавить комментарий