§ 3. Минимальные резервные требования как инструмент

Минимальные резервные требования и особенности их применения в мировой практике

§ 3. Минимальные резервные требования как инструмент

Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1863 г — за полвека до создания ФРС

Минимальные резервные требования выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования, и одновременно является регулировщиком кредитной эмиссии.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам как в количественном, так и в качественном отношении:

1) неодинакова \»база\» обязательных резервов, что находит проявление в установлении требований к разным частям баланса — активов или пассивов коммерческих банков В настоящее время наиболее распространенной формой установления я резервных требований является определение нормы как процента от обязательств При этом требования могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к их отдельных статей, чаще всего.

2) нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени ликвидности различных компонентов денежной массы Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам Так, в Великобритании, Италии, Южной Кореи в настоящее время действуют единые нормы минимальных их резервных требований.

3) больше приемлемыми активами, используемыми для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства Качественный состав этих средств различен — это могут быть наличные средства в кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные бумаги, а в некоторых странах (сена, Германия, Швеция) — иностранная валюта на счетах центрального банку.

4) механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период Как правило, расчетный пе риод составляет 1 месяц — подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в Китае расчетный период равняется 2-недельном срока, в Канаде он составляет 2 полумесячной периоду.

5) большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на такой, что повышает гибкость регулируя их мер — этот механизм используется в сена и Франции Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода сохранения.

6) нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры которой зависят от видов обязательств, их размера, а также статуса резидентства коммерческого банка Например, в Германии по вкладам х до востребования (1 месяц) размер минимальных резервов не должен превышать 30%, по срочным обязательствам (от 1 месяца до 4 лет) — 20%, по сберегательным вкладам — ??10% В то же время в отношении обязательств банков-нерезидентов Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов.

7) нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте, значительно ниже норм, применяемых к обязательствам в национальной валюте, а зачастую вклады в иностранной валюте не подлежат уче уванню при расчете минимальных резерве.

8) размер норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного института, наиболее часто встречается в развивающихся странах Так, на Филиппинах для сельскохозяйственных банков н нормы обязательных резервов установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков.

9) в некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований носит штрафной характер — в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы устанавливались в случае превышения объемов депозите ей установленного ровной.

10) частота допустимых изменений С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные затраты адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса.

Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

1014 Развитие операций на открытом рынке

Открытый рынок — рынок, на котором осуществляются операции по купле-продаже ценных бумаг между лицами, которые не являются первичными кредиторами и заемщиками, и средства в результате продажи ценных бумаг на такой ом рынка поступают в пользу держателя ценных бумаг, а не их эмитента, а также операции по рефинансированию.

Операции центрального банка на открытом рынке предполагают непосредственный выход субъекта регулирования на денежный рынок Они могут проводиться в тот момент и в следующих размерах, которые вызовут необходимую в реакцию ринку.

качестве инструмента регулирования, операции на открытом рынке являются предполагаемыми, что и определяет рост потенциала их использования как фактора влияния на денежное обращение, но при этом сужаются возможности для овгострокового антиинфляционного влияние.

Операции на открытом рынке увеличивают (при покупке ценных бумаг) или уменьшают (при продаже ценных бумаг) объем ресурсов банков и банковской системы в целом, что отражается на вартос сти кредита, объеме спроса, и как следствие — в размере денежной масс.

Операции на открытом рынке используются центральными банками всех развитых стран, но в разных масштабах Существует ряд препятствий для их интенсивного использования, среди которых: отсутствие фон ндового рынка ценных бумаг и денежных средств для проведения операций в необходимых размерах.

В мировой практике при регулировании предложения денег используются операции купли-продажи ценных бумаг и операции рефинансирования

Прямые операции (outright transaction) — это покупка и продажа на фондовом рынке ценных бумаг (ЦБ) с целью увеличения или уменьшения предложения денег Эти операции могут проводиться как на первичном рынке (путем выпуска или приобретения без зпосередньо у эмитента ценных бумаг), так и на вторичном На первичном рынке операции осуществляются обычно недостаточной разовью-мости фондового рынка С его становлением и развитием основной ак цент переносится на вторичный рынок, что обеспечивает центральным банкам большую гибкость в выборе времени и объемов операциицій.

Согласно международной практике к категории операций РЕПО (repurchase agreement) относятся как собственно операции РЕПО (прямое и обратное — героев и revers repo), так и операции кредитования под залог ценных них бумаг (collateralized lending / loans) В первом случае это купля-продажа ценных бумаг с соответствующим переходом права собственности на них от продавца к покупателю, во втором — заем под залог ЦБ, где право распоряжения ими ограничено из-за отсутствия перехода права собственности Выбор правовой формы проведения операции РЕПО определяется спецификой национального законодательства и практикой, ст Алас в той или иной странні.

С экономической точки зрения все эти операции денежным кредитом под обеспечение ценных бумаг, поэтому в рамках данной статьи операции РЕПО отнесено к операциям рефинансирования банков, по которым ценными бумагами ры используются как застал.

Однако существуют некоторые особенности относительно приоритетности того или иного вида операций центральных банков Это зависит от тыла финансовой системы страны — ориентированной на фондовый рынок или банкоцентричнои

В странах, финансовые системы которых ориентированы на фондовый рынок (сена, Канада, Япония, Великобритания), денежно-кредитное регулирование центральными банками осуществляется в основном посредством прямых в операций (табл. 1011).

Центральные банки стран с банко-центрическим типом финансовой системы (страны еврозоны, Исландия, Норвегия, Швеция, Швейцария) предложение денег основном регулируют через операции рефинансирования банки ей Прямая покупка или продажа ценных бумаг центробанками этих стран осуществляется очень редко, как правило, в чрезвычайных ситуадиях Например, Европейский центральный банк раз использовал их в в ересни 2001 г, после терактов в СШСША.

Таблица 101

основные операции центральных банков ведущих стран мира при проведении денежно-кредитной политики

Страна Прямые операции Эмиссия собственных ценных бумаг РЕПО Ломбардные кредиты
Япония Да Да Да Да
Канада Да Ни Да Да
Великобритания Да Ни Да Ни
США Да Ни Да Ни
Страны еврозоны Да Да Да Да
Исландия Ни Ни Да Да
Норвегия Ни Ни Да Да
Швеция Ни Ни Да Да
Швейцария Ни Ни Да Да
Дания Ни Да Ни Да

О предоставлении преимущества тем или иным видам операций при проведении денежно-кредитной политики свидетельствует анализ структуры активов центральных банков В странах, финансовые системы которых ориентировано на фондовом й рынок, основную долю активов центробанков составляют долговые ценные бумаги: в США — 88%, Канаде — 85, Японии — 60% Основная доля активов центральных банков стран с банкоцентричною финансовой си СТЭМ — это кредиты финансовым учреждениям: в Исландии — 83%, Швеции — 62, Швейцарии — 84, странах еврозоны — 77% Имеет определенные особенности и применение тех или иных видов ценных бумаг в операциях цен тральных банков при регулировании предложения денегшей.

В операциях прямой купли-продажи ценных бумаг центробанки предпочитают тем из них, которые имеют высокую ликвидность и характеризуются незначительными рисками Учитывая эти критерии, большинство центральных них банков остановили свой выбор на государственных ценных бумагах Так, среди долговых ЦБ в активах центробанков стран, которые, регулируя предложение денег, используют прямую куплю-продажу ЦБ, основную долю составляют государственные долговые обязательства, в частности в США — это только долговые ценные бумаги правительства В большинстве развивающихся стран, на выбор именно государственных ценных бумаг при осуществлении операций их пр ямои купли-продажи влияет степень развитости фондового рынка Как правило, рынок корпоративных ЦБ этих стран еще недостаточно развит, чтобы можно было эффективно проводить денежно-кредитную политику частности он не формирует справедливой цены на акции и облигацийації.

В отличие от операций прямого купли-продажи ЦБ, в операциях рефинансирования центральные банки наряду с государственными широко используют корпоративные ценные бумаги (табл. 102)

Таблица 102

виды ценных бумаг, используемых в операциях центральных банков ведущих стран мира

Страны Государственные ценные бумаги Ценные бумаги правительственных агентств Ипотечные ценные бумаги Ценные бумаги финансовых институтов Другие корпоративные ценные бумаги Иностранные ценные бумаги
Операции РЕПО
Страны еврозоны Да Да Да Да Да Ни
Исландия Да Да Ни Ни Ни Ни
Швеция Да Да Да Ни Ни Ни
Швейцария Да Да Да Ни Ни Да
Япония Да Ни Ни Ни Ни Ни
Великобритания Да Да Ни Да Ни Да
США Да Да Ни Ни Да Ни
Залог за ломбардной займу
Страны еврозоны Да Да Да Да Да Ни
Дания Да Да Да Ни Ни Ни
Исландия Да Да Ни Ни Ни Ни
Швеция Да Да Да Да Да Да
Швейцария Да Да Да Да Да Да
Япония Да Да Ни Ни Да Да
Прямая покупка или продажа
Япония Да Ни Ни Ни Ни Ни
Великобритания Да Да Ни Да Ни Ни
США Да Да Ни Ни Да Ни

Это объясняется тем, что большинство операций являются краткосрочными — в основном на одну-две недели или даже на один день (операции овернайт) Проводятся они с целью уменьшения колебания ликвидности и снижению ния дефицита денежных средств при завершении расчетов платежных систем конце каждого рабочего дня На таком коротком временном промежутке финансовые риски, даже в операциях с корпоративными эти нным бумагами, минимизируютсяся.

Широкое использование центробанками стран еврозоны, Исландии, Норвегии, Швеции и Швейцарии в операциях рефинансирования корпоративных ценных бумаг объясняется особенностью фондового рынка этих стран Он в основном представлен облигациями банков и акциями предприятий Например, в Германии корпорации редко эмитируют облигации, их доля в общем объеме долговых обязательств является незначительной — близкими в 2 %.

Центральные банки стран еврозоны используют корпоративные ценные бумаги при регулировании денежно-кредитного рынка потому, что, в отличие от США, имеют доступ к рынку ЦБ компаний как финансового, так и нефинансового секторе.

Политика открытого рынка заключается в изменениях объемов покупки и продажи ценных бумаг центральным банком Эти операции обусловливают изменение резервов коммерческих банков, в свою очередь, сказывается на объеме с и стоимости банковских кредитов Поэтому центральный банк может влиять на размер денежной массы и на уровень рыночной процентной ставкики.

Существуют два типа операций на открытом рынке:

1 Динамические — направленные на изменение объемов резервов, когда центральный банк продает ценные бумаги из своего портфеля, чтобы стабилизировать или уменьшить массу денег в обращении и сдержать рост платежеспособного ости спроса, способствует повышению уровня процентной ставки и уменьшению инфляцииї.

Если центральный банк размещает ценные бумаги непосредственно в банковской системе, уменьшаются избыточные резервы банков, а депозитная база остается неизменной Все это уменьшает денежное предложение

В случае продажи ценных бумаг небанковским участникам фондового рынка уменьшаются резервы коммерческих банков и одновременно уменьшается их депозитная база

2 Защитные — направлены на возмещение влияния на монетарную базу других факторов В этом случае центральный банк покупает ценные бумаги, чем увеличивает денежную массу в обращении

Объектом операций на открытом рынке в основном являются ценные бумаги, имеющие высокую ликвидность и пользуются повсеместным спросом незначительных колебаний рыночной стоимости

Преимущества операций на открытом рынке по сравнению с другими средствами денежно-кредитной политики такие:

полный контроль со стороны центрального банка над объемом и временем проведения операций;

возможность точного определения объема проведения операций от очень малых до значительных объемов продажи или покупки ценных бумаг;

легко поддаются корректировке, если центральный банк обнаружит, что при проведении денежно-кредитной политики и допущена ошибка и предложение денег, к примеру, слишком увеличилась вследствие слишком большого об бсягу приобретенных ценных бумаг

можно быстро среагировать и выполнить обратное действие, то есть продать определенное количество ценных бумаг

1015 Инструменты административного характера

Важным инструментом административного, или прямого, воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу является регулирование уровня процентных ставок, прироста кредитов, объема портфельных инвестиций

Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно для развивающихся государств, хотя в отдельные годы данный метод использовался и в промышленно развитых странах В условиях ограничения верхних пределов процентных ставок возникает избыточный спрос на кредит, в результате чего процентная политика способствует административному распределению финансовых ресурсев.

последнее время наблюдается отход центральных банков от политики лимитирования верхнего уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских институтов Это обусловлено тем, что выгоды от ис ористання данного метода регулирования имеют место лишь в течение непродолжительного периода времени, а негативные последствия очень значительныхі.

К инструментам административного характера относят:

кредитные потолки — предельная сумма кредитования с целью сдерживания чрезмерной кредитной экспансии;

прямые лимиты на банковское кредитование или ограничение темпов его прироста;

селективная кредитная политика — финансирование определенных отраслей экономики (установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, создание специальных кредитно-финансовых ус станов, осуществляющим кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и получают льготы при переучета векселей в центральном банке, распространение различного рода льгот на банк овские институты, кредитующие преимущественно приоритетные сферы экономики.

Инструменты прямого действия играют определенную роль в денежно-кредитной политике, проводимой центральными банками стран с развитой рыночной экономикой, но более активно они используются центральными банками развивающихся стран, а также стран с переходной экономико.

https://www.youtube.com/watch?v=OPGan2znuqI

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_162252_minimalnie-rezervnie-trebovaniya-i-osobennosti-ih-primeneniya-v-mirovoy-praktike.html

Литература

§ 3. Минимальные резервные требования как инструмент

Экономическиенауки /1. Банки и банковская система

Федченко Т.В., Литвин Е.В.

Донецкийнациональный университет экономики и торговли

Им. М. Туган-Барановского

РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙПОЛИТИКИ

Актуальность данной темы обусловленатем, что в Украине минимальные резервные требования применяются как источникпогашения обязательств кредитной организации передвкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций.Это характеризует украинскую банковскую систему как далеко не высокоразвитую в условияхэкономической и банковской кризисной ситуации.

Цельюданной статьи является исследование принципов использования инструментовденежно-кредитной политики как средства влияния на экономическое развитие.

Задачей данной статьи являетсяизучение сущности обязательного резервирования, порядка формированияобязательных резервов, их влияние на величину процентных доходов банковскихучреждений.

Обязательныерезервные требования – это один из монетарных инструментов, которыйиспользуется центральными банками для регулирования денежной массы в обращениичерез воздействие денежного мультипликатора, то есть способность денег черезкредитную активность создавать новые деньги.

Влияние этого монетарногоинструмента на эффективность регулирования денежного обращения зависит от общейэкономической ситуации в государстве, наличия других монетарных инструментов,которые могут воздействовать на регулируемые процессы денежно-кредитного рынка[1. с. 16].

То есть определение и регулированиеобязательных резервов банков является основными инструментами денежно-кредитной политики НБУ [2].

Всовременной практике минимальные резервные требования используютсяпреимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования для решениядолгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционнойборьбы.

Резервные требования применяются для ограничения темпов роста денежноймассы и регулирования спроса на банковские резервы.

Для высокоразвитойбанковской системы характерно применение минимальных резервных требований некак гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструментарегулирования деятельности банков.

Величинаминимальных резервов может определяться двумя способами — по отношению кбанковским пассивам либо к банковским активам ﴾рис.1﴿.

Рис. 1. Определение величины минимальных резервов

Способопределения резервных требований к банковским пассивам является наиболеестарым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать вобязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах вцентральном банке.

В подавляющем большинстве стран применяется именно этотспособ определения объема резервных требований. В немногих странах базисомисчисления размера минимальных резервов служат предоставленные кредиты.

Напрактике нормы обязательных резервов по пассивам могут устанавливаться поотношению ко всем банковским пассивам или к их отдельным статьям.

Разновидностьюметода определения резервных требований по отношению к банковским пассивамявляется метод установления минимальных резервов к изменению объема совокупныхпассивов банков, то есть к увеличению или уменьшению их сальдо за определенныйпериод времени, которое формируется в результате поступлений денег на основныекорреспондентские счета и выдачи с них денежных средств. В большинстве страниспользуется именно этот способ установления резервной базы, особенно удобнойпри введении схемы резервных требований.

Второйспособ определения величины резервных требований по отношению к банковскимактивам (кредитам) считается чисто французским изобретением и на практикеприменяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании(количественном ограничении) кредитных вложений посредством установленияверхних пределов общей суммы кредитов или их прироста.

Указанные параметрыустанавливаются в индивидуальном порядке для каждого коммерческого банка. Могутлимитироваться объем и число кредитов, предоставляемых банком одному клиенту.

На практике рассмотренные выше директивные параметры в области развитиякредитных операций банков получили название «кредитные потолки», асам метод определения величины резервных требований по отношению к банковскимкредитам нередко называется методом «кредитных потолков» (ограничений).

За нарушение установленных кредитных лимитов коммерческие банки подвергаются состороны центрального банка санкциям в виде уплаты высокого учётного процентаили обязательного перечисления на беспроцентные счета в центральном банкесуммы, равной превышению этих лимитов.

Подведяитоги работы, можно сказать, что требования обязательного резервирования имеютне только монетарно-регулирующую, но и фискальную природу.

Норма обязательногорезервирования является налогом на процентную маржу, который устанавливаетцентральный банк, прямо влияя на величину процентных доходов банковскихучреждений.

Применение данного монетарного инструмента требует крайневзвешенного и осторожного подхода, в особенности, при изменении его отдельныхпараметров.

В условиях бурного развития ранка ценных бумаг, появление болеепривлекательных и гибких финансовых инструментов, потребность в такоммонетарном инструменте, как обязательное резервирование, скорее всего, отпадет.Он может оставаться в запасе центрального банка только в качестве способабыстрого и мощного административного управления денежно-кредитной сферой.

1.          ВолковаН. И., Герасименко Р. А., Чашко Г. А. Управлениебанковской деятельностью: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. П. В. Егорова. —  Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2003. – 338 с.

2.          Васюренко О. В.Банківські операції: Навч. посіб. – 4-те вид.,перероб. і доп. – К.: Знання, 2004. – 324 с. – (Вищаосвіта ХХІ століття).

Источник: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Economics/21102.doc.htm

2.3. Минимальные резервные требования

§ 3. Минимальные резервные требования как инструмент

Однимиз наиболее активно применяемыхцентральным банком инструментовденежно-кредитного регулированияявляются резервные требования в отношенииобязательств коммерческих банков. Этотинструмент отличается простотойприменения, что в совокупности снепосредственным воздействием науровень ликвидности коммерческих банковделает его весьма привлекательным.

Минимальныерезервы- этообязательная норма вкладов коммерческихбанков в центральном банке. Посредствомизменения нормы минимальных резервныхтребований центральные банки поддерживаютобъем денежной массы в заданных параметрахи регулируют уровень ликвидностикоммерческих банков.

В результатеповышения норы обязательных резервныхтребований центральным банком уменьшаютсясуммы свободных денежных средств,находящихся в распоряжении коммерческихбанков и используемых для расширенияактивных операций.

Снижение нормырезервов, напротив, увеличиваетвозможности кредитования.

Изменениенорм минимальных резервных требований-один изстарейших и наиболее распространенныхинструментов регулирования денежно-кредитнойсферы. Впервые нормы банковских резервовбыли введены в США в1863 г.- за полвекадо создания ФРС.

Минимальныерезервные требования как инструментденежно-кредитного регулированиявозникли в качестве своего родаобеспечения обязательств по депозитамкоммерческих банков. Это их назначениесохранилось и в настоящее время.

Онивыполняют две основные функции; создаютусловия для текущего регулированиябанковской ликвидности, представляясобой инструмент «жесткого регулирования»,и одновременно являются ограничителемкредитной эмиссии, причем значениевторой функции постоянно возрастает,поскольку центральные банки все большепредпочтения отдают более гибкиминструментам регулирования.

Нормаминимальных резервных требованийустанавливается в законодательномпорядке. Механизм использования резервныхтребований достаточно дифференцированпо странам как в количественном, так ив качественном отношении.

Прежде всегонеодинакова «база» обязательныхрезервов, что находит проявление вустановлении требований к разным частямбаланса- активамили пассивам коммерческих банков. Внастоящее время наиболее распространеннойформой установления резервных требованийявляется определение нормы как процентаот обязательств.

При этом требованиямогут устанавливаться к общей суммепассивов или к их отдельным статьям,что практикуется наиболее часто.Общепринятыми пассивами для установлениярезервных требований являются срочныедепозиты и депозиты до востребования.

Вместе с тем с появлением новых видовбанковских обязательств или вследствиерастущего значения уже существующих в«базу» резервных требований сталивключаться все новые виды пассивов.Так, в Германии в середине 80-х гг.

резервныетребования были распространены напредъявительские ценные бумаги срокомдо2 лет, а вСША- набанковские обязательства в евровалютах.В то же время отдельные виды обязательствв различных странах не подпадают под«базу» исчисления обязательных резервов.Практикуется также исключение из «базы»минимальных резервных требованийдепозитов нерезидентов- такаясистема действует в Германии.

Освобождениеотдельных видов обязательств от резервныхтребований приводит к определеннымотрицательным последствиям- в частности,банки начинают манипулировать составомсвоих депозитов, пытаясь большую частьпривлеченных средств перевести вкатегорию свободных от резервныхтребований. В этом случае центральныебанки прибегают к штрафным санкциям.

Какправило, нормы обязательных резервовдифференцируются по отдельным видамдепозитов, что обусловлено разграничениемпо степени «денежное» различныхкомпонентов денежной массы. Разграничениепо степени «денежности» необходимо длядифференцированного управления динамикойразличных видов депозитов.

Как правило,на депозиты до востребования устанавливаетсяболее высокая норма резервных требованийпо сравнению с нормами по срочным исберегательным депозитам. Но и в такойсложившейся практике имеются отклонения.

Так, в Великобритании, Италии, ЮжнойКорее в настоящее время действуют единыенормы минимальных резервных требований.

Согласносложившейся практике наиболее приемлемымиактивами, используемыми для установлениярезервных требований, являютсявысоколиквидные средства.

Качественныйсостав этих средств различен- это могутбыть наличные средства в кассах банков,наиболее ликвидные виды активов,государственные ценные бумаги, а внекоторых странах (США, Германия, Швеция)- иностраннаявалюта на счетах центрального банка.

Влюбом случае все они должны бытьмаксимально «денежными», обеспечиваятем самым возможность использованиярезервных требований как инструментавоздействия на денежное обращение.

Механизмприменения резервных требованийпредусматривает размещение в центральномбанке депозитов коммерческих банковна уровне, устанавливаемом как среднийза определенный период. Как правило,расчетный период составляет1 месяц- подобнаясхема используется в Японии, Франции идругих странах; в США расчетный периодравняется 2-недельному сроку, в Канадеон составляет2 полумесячныхпериода.

Большоезначение в практике применения резервныхтребований имеет возможность зачетаили переноса избытка или дефицитаобязательных резервов с текущего периодана следующий, что повышает гибкостьрегулирующих мер — тот механизмиспользуется в США и Франции, Существуюттакже возможности варьирования расчетногопериода и периода хранения.

Как правило,нормы резервных требований определяютсяна основании предыдущего расчетногопериода, поэтому чем больше временнойинтервал между расчетным периодом ипериодом хранения, тем меньше связьреальной величины резервов с состояниемв данный момент денежно-кредитной сферы,а следовательно, ниже эффективностьрегулирующих мер, особенно в краткосрочномплане.

Вместе с тем временной разрыврасчетного периода и периода храненияимеет большое значение для коммерческихбанков: если он составляет1 месяц, токоммерческие банки имеют достаточновремени для использования резервныхактивов, и их ликвидность возрастает;более короткие периоды- до1 дня- способствуютустановлению жесткого контроляцентрального банка над денежной массой.

Как правило, интервал между расчетнымпериодом и периодом хранения не превышает2 недель.

Нормыобязательных резервных требованийимеют верхнюю границу, размеры которойзависят от видов обязательств, ихвеличины, а также статуса резидентствакоммерческого банка.

Например, в Германиипо вкладам до востребования(1 месяц)величина минимальных резервов не должнапревышать30%, посрочным обязательствам (от1 месяцадо4 лет)- 20%, посберегательным вкладам- 10%.

В тоже время в отношении обязательствбанков-нерезидентов Бундесбанк можетустанавливать ставку100% наприрост банковских депозитов.

Нормырезервных требований, устанавливаемыена вклады в иностранной валюте, значительнониже норм, применяемых к обязательствамв национальной валюте, а зачастую вкладыв иностранной валюте не подлежат учетупри расчете минимальных резервов. Иногдауровень нормы минимальных резервовзависит от размеров депозитов, включаемыхв базу их расчета,- подобнаяпрактика характерна для Японии и Австрии.

Величинанорм минимальных резервов может такжезависеть от вида кредитного института,что наиболее часто встречается вразвивающихся странах. Так, на Филиппинахдля сельскохозяйственных банков нормыобязательных резервов установлены наболее высоком уровне, чем для другихвидов банков.

Внекоторых странах установление болеевысоких норм обязательных требованийносит штрафной характер- в Японии,например, в отдельные годы высокие нормыустанавливались в случае превышенияобъемов депозитов установленногоуровня.

Нормыобязательных резервных требованийнеодинаковы в разных странах. Наиболеевысокий их уровень наблюдается в Италии(25%) и Испании(17%).

Вусловиях высокой инфляции в Южной Кореев отдельные периоды нормы минимальныхтребований на прирост банковскихдепозитов повышались до100%. В Японии,напротив, норма минимальных резервовв последние годы составляет2,5%.

БанкАнглии, который практически не используетданный инструмент денежно-кредитнойполитики, устанавливает норму на уровне0,45% объемаобязательств коммерческих банков.

Центральныебанки варьируют величину нормыобязательных резервных требований впределах установленных в банковскихактах максимальных величин. Частотадопустимых изменений- одна изсложнейших проблем, стоящих передцентральным банком.

С одной стороны,частый пересмотр норм минимальныхрезервных требований делает данныйинструмент денежно-кредитной политикиболее гибким и действенным. С другойстороны, частые изменения уровня нормымогут повлечь за собой нежелательныепоследствия, значительные издержкиадаптации для банковской системы,нахождение ее в состоянии непрерывногостресса.

Коммерческие банки могут вообщеперестать реагировать на данную меруцентрального банка, запасаясь избыточнымирезервами.

Так, в США в ответ на повышениенормы минимальных резервов коммерческиебанки быстро нашли другие источникинеобходимых финансовых средств, вчастности от продажи правительственныхценных бумаг, что создало серьезнуюугрозу подрыва устойчивости системыгосударственных финансов. В настоящеевремя ФРС США практически отказаласьот использования инструмента минимальныхрезервов.

Следует отметить,что большинство центральных банков непрактикует выплату процентов пообязательным резервам коммерческихбанков.

Политикаустановления минимальных резервныхтребований в качестве эффективногоинструмента денежно-кредитногорегулирования в последние годы заметноутратила свое значение. Все большуюроль начинает играть такой инструментденежно-кредитного регулирования, какоперации на. открытом рынке.

Источник: https://studfile.net/preview/516486/page:6/

Studio-pravo
Добавить комментарий