§ 3. Международно-правовые проблемы в связи с изменением климата Земли

О международно-правовой охране атмосферы земли и предотвращении изменения климата

§ 3. Международно-правовые проблемы в связи с изменением климата Земли


О международно-правовой охране атмосферы Земли ипредотвращении изменения климата

Шарипова Люция Рамильевна, студент

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматриваются некоторые вопросы международно-правовой охраны атмосферы Земли и предотвращения изменения климата на основе анализа международно-правовых актов, теоретических положений и научных подходов. Автором обращается внимание на имеющиеся проблемы в охране атмосферы Земли и предотвращении изменения климата.

Ключевые слова: международно-правовая, охрана, атмосфера, Земля, предотвращение, изменение, климат, проблема

Одной из глобальных проблем человечества в XXI веке является экологическая проблема.

Загрязнение атмосферы, связанное с ней изменение климата и другие экологические проблемы, негативно влияют на состояние окружающей среды.

Экологическое неблагополучие и экологические кризисы существовали всегда, но сегодня, по мнению автора, человечество находится на грани пропасти, из которой выбираться нужно сейчас.

В XIX веке характеристики окружающей среды оставались стабильными и изменялись в порядке нормы, не нарушая свои естественные показатели. Со временем человек все более и более разрушал экосистему, но природа сдерживала этот «удар».

«Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных регионах Земли стала реальной из-за возросших масштабов хозяйственной деятельности человека. К 70-м годам XX века исчезло свыше 250 видов и подвидов позвоночных животных» [1, с. 1825]. В 80-х годах ХХ веке в среднем ежедневно исчезал один вид животных, а еженедельно — один вид растений.

На данный момент под угрозой выживания находится множество видов животных, птиц, растений.

Прошлый век автор охарактеризует как век экологической катастрофы: загрязнению подверглись вода, земля, воздух; начался процесс разрушения озонового слоя; концентрация углекислого газа в воздухе побивала все новые и новые рекорды; ущерб нанесен фауне и флоре Земли; ядерные, атомные и прочие испытания; аварии на атомных объектах и др.

Для решения проблемы возвращения состояния окружающей нас среды до уровня XIX в. необходимо приложить усилия и организовать международное сотрудничество государств и международных организаций, а также поднять уровень личной ответственности населения нашей планеты. Маяком для данных изменений должны стать международные межправительственные и неправительственные организации универсального масштаба, такие как Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ) [2, с. 234].

Вопросам анализа отдельных вопросов международно-правовой охраны атмосферы Земли и предотвращении изменения климата, и возникающих проблемах в охране атмосферы Земли и предотвращении изменения климата посвящено немало публикаций [3], что ни в коей мере не лишает автора продолжить исследование данной проблемы.

Общепризнано, что международные отношения — одна из наиболее сложных и значимых сфер современных общественных отношений, но при этом одна из важных, так как любое государство стремится [4, с.

486] к сотрудничеству с другими странами и не только по экономическим, политическим, военным и гуманитарным направлениям, но и по вопросам экологической безопасности, в том числе по охране атмосферы Земли и предотвращении изменения климата, охране водных и природных ресурсов, животного и растительного мира.

Прежде чем перейдем к анализу общетеоретических положений и проблем [5, с. 684] в международно-правовой охране атмосферы Земли и предотвращении изменения климата целесообразно определиться в содержании используемых терминов «международно-правовая охрана», «атмосфера», «атмосферный воздух» и «изменение климата».

Международно-правовая охрана атмосферы — это комплекс документов и мероприятий, направленных на сохранение, улучшение и стабилизацию атмосферы Земли [6, с. 21]. Охрана атмосферы тесно связана с такими мероприятиями как предотвращение разрушения озонового слоя, сокращения химических и радиационных выбросов, борьба с изменением климата и другие.

На данный момент ведутся дискуссии по поводу научного определения понятий «атмосфера» и «атмосферный воздух». По предмету правового регулирования охрана атмосферы включает сокращение выбросов соединений серы и азота, озоноразрушающих веществ, парниковых газов (далее — ПГ), летучих органических соединений (далее — ЛОС), стойких органических загрязнителей (далее — СОЗ), тяжелых металлов и др.

Как известно главным международно-правовым актом, действующим на региональном европейском уровне является составленная Европейской экономической комиссией (далее — ЕЭК) ООН Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

В Конвенции нашли отображение такие понятия как «загрязнение воздуха» и «трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния», определен вектор развития международного сотрудничества, обозначены правовые принципы, прописаны методы реализации данной Конвенции.

В рамках Конвенции реализуется Совместная программа наблюдений и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния (далее — ЕМЕП), которая осуществляется с 1977 г. ЕЭК совместно с Программой ООН по окружающей среде (далее — ЮНЕП) и ВОЗ.

В последующем восемь протоколов, регулирующих выбросы едких веществ и загрязнение ими атмосферы, дополняли в разное время Конвенцию [7].

В начале 80-х годов ученые пришли к сенсационному выводу о том, что антропогенное влияние на атмосферу приводит к изменению климата, причем не цикличному, а постоянному.

Научным сообществом был сделан неутешительный вывод о том, что если загрязнение атмосферы продолжится в таком же объеме, то эти действия могут привести к необратимым последствиям вплоть до уничтожения озонового слоя Земли и последующим исчезновением на ней жизни. В 1985 г.

на волне озабоченности угрозой разрушения озонового слоя, защищающего все живое планеты от солнечного ультрафиолетового излучения, была подписана Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. [8], которая впоследствии была дополнена Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г.

Во многом благодаря мерам, прописанным в данном протоколе, страны-участницы сократили выброс в атмосферу веществ разрушающих озоновый слой Земли более чем на 98 % В 2007 г. страны-участницы Протокола договорились о приостановлении производства гидрофторхлоруглерода – озоноразрушающего вещества, способствующего разрушению озонового слоя.

Также были подписаны документы о постепенном уничтожении запасов гидрофторхлоруглерода. А основе Монреальского протокола международному сообществу уже удалось запретить производство и использование более 100 веществ, влияющих на разрушение озонового слоя и загрязнение атмосферы [9].

В целях выработки стратегии противодействия глобальным изменениям климата были подписаны Рамочная конвенция ООН об изменении климата (далее — РКИК) 1992 г. и Киотский протокол к РКИК 1997 г. Решение этой глобальной проблемы постепенно выделилось в отдельное направление регулирования [10].

В сфере охраны атмосферы свои стандарты и нормативы разрабатывают Всемирная метеорологическая организация (далее — ВМО), Международная морская организация (далее — ИМО) и др. Важную роль в охране атмосферы призвана сыграть Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г. [11].

Таким образом, несмотря на достаточное количество международно-правовых актов по регулированию охраны атмосферы Земли, автор разделяет научный подход о необходимости заключения универсальной Конвенции об охране окружающей среды, с целью предупреждения и сокращения глобальных экологических проблем. Такая Конвенция обеспечивала бы комплексное международно-правовое регулирование всех видов природной среды, которые связанны с охраной атмосферы, воды, природных ресурсов, животного и растительного мира, и человечества на планете Земле.

Второй проблемой является тот факт, что многие страны так не подписали, а подписавшие стране не ратифицировали многие международно-правовые акты, в частности такие быстроразвивающиеся страны как Китай, Индия и другие. По мнению автора, комплексная защита атмосферы Земли возможна только в том случае, если все страны согласятся соблюдать международно-правовые нормы, с целью обеспечения защиты атмосферы.

Третья проблема — несоблюдение Конвенций и протоколов. Многие предприятия, в частности в США, Китае, Индии, России и других странах, с целью повышения своих доходов закрывают глаза на экологические требования и запреты, что приводит к ухудшению экосистемы воздуха, земли, воды.

В заключение, автор еще раз делает акцент на том, что необходима комплексная, универсальная Конвенция об охране атмосферы, а также имплементация положений данной Конвенции в законодательстве стран-участниц.

При этом, здесь важно не сколько наличие положений в законодательстве, сколько их обязательное соблюдение государственными органами, должностными, юридическими и физическими лицами.

Необходима система наказания для нарушителей данных норм, вплоть до запрета осуществления деятельности юридическим лицом и уголовной ответственности для физических лиц, а также значительные штрафы, взыскиваемые в казну государства за несоблюдение экологических экологические требования и запреты.

Только при условии, что абсолютно все страны мирового сообщества будут участвовать в соблюдении указанных выше международно-правовых актов, возможен качественный прорыв в экологической безопасности на планете Земля, охране атмосферы и предотвращении изменения климата, охране водных и природных ресурсов, спасении человечества, животного и растительного мира.

Литература:

  1. «Экосистема — это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т. п.)» См.: Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 1888 с.
  2. Лосев К. Земля только одна / К. Лосев // Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. / Глав. ред. В. А. Володин. — М.: Издательский дом «Аванта +», 2001. — 354 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/129/35689/

Изменение климата Земли как глобальная проблема современности

§ 3. Международно-правовые проблемы в связи с изменением климата Земли

статьи:

Климатом называется среднее погодное значение за несколько десятков лет, характерное, для определенного региона. Погода отличается от климата главным образом тем, что характеризует кратковременное состояние атмосферы на той или иной местности. Интересно, что некоторые характеристики могут описывать, как погоду, так и климат, например, атмосферное давление, скорость ветра и влажность.

Климат, как и погода, меняется, но в разы медленнее, на смену климата уходят тысячи лет, а иногда и целые эры. Изменение климата провоцируется неравномерным количеством тепла, получаемое от солнца.

Человек также играет не последнюю роль в формировании климата. Бурная промышленная деятельность на Земле, использование горючих ископаемых, развитие транспорта, все это причины изменения климата.

Дело в том, что атмосфера накапливает много углекислого газа, что способствует дополнительному нагреванию планеты.

Сейчас ученные рассматривают изменение климата Земли, как глобальную проблему человечества. Помимо того, что климатические изменения движутся естественным путем, дополнительных проблем добавляет необдуманная деятельность человека.

Экологические проблемы России и способы их решения

Изменение климата заключается не только в повышении температуры, этот процесс содержит гораздо более глобальное значение. В этот момент, на Земле перестраиваются все геосистемы, а увеличение температуры, это лишь малый отголосок всех последствий.

Исследователи отмечают подъем уровня воды на планете, ледники таят, а осадки становятся нерегулярными. Все чаще случаются природные катаклизмы и распространяются все более опасные болезни. Все это несет опасность не только природной системе и мировой экономике, но и существованию человека.

За последние сто лет, температура в атмосфере Земли возросла на две трети градуса и она не перестает расти.

Поэтому стоит говорить не только о глобальном потеплении, но и о всех возможных сценариях изменения климата. Сейчас Земля находится в межледниковом периоде, но никто не знает наверняка, как долго этот период может продлиться. Ученым рассматривается и такой вариант, как оледенения. Такое может произойти под влиянием астрономических факторов, в случае, если:

  • Земная ось изменит свой наклон.
  • Земля отклонится от своей орбиты, удалившись от Солнца.
  • Неравномерное поступление солнечного тепла на поверхность планеты.

Также рассматриваются и геологические факторы, такие как деятельность вулканов, горные образования, движение материковых плит.

Изменчивость Мирового океана – главный показатель изменений в общей климатической картине. Также, изменение климата может происходить в связи взаимодействия воды и атмосферного слоя. С помощью воды, происходит циркуляция тепла по всей планете, что может оказывать сильное влияние на климатические пояса.

Земля обладает феноменальным свойством – климатическая память. Изменения в климате это не только последствия его изменений, под воздействием определенных факторов, но и вся история его изменений.

Проследить это возможно на простом примере: когда на местности засуха длиться несколько лет, водоемы начинают высыхать, размер пустыни увеличивается. Со временем на этом месте все меньше выпадает осадков.

Это показатель того, что не только природа меняется под воздействием смены климата, но природа оказывает влияние на климат своими переменами.

Вырубка лесов как экологическая проблема. Последствия к которым приводит вырубка лесов и пути ее решения

Под воздействием изменений в атмосфере и поверхности планеты, меняется климат. Существуют два вида факторов: антропогенные и неантропогенные.

Неантропогенные факторы и их воздействие на изменение климата

Итак, что способствует изменению климата, когда речь идет о неантропогенных условиях:

  • Тектоника литосферных плит. Не секрет, что за довольно долгое время, континенты передвигаются при помощи тектонических плит. Таким образом, создаются новые моря и океаны, рушатся или растут горы: создается поверхность, где впоследствии и формируется климат. Как показали факты, прошедший ледниковый период продлило движение двух плит, которые столкнувшись, образовали Панамский перешеек, что помешало смешиванию вод двух океанов, из-за чего возможно, период оледенения продлился дольше.
  • Солнечное излучение. Без света Солнца, невозможно было бы и образование пригодных для жизни условий, и конечно, небесное светило влияет на все процессы, происходящие на живой планете, формирование климатических условий в том числе. В аспекте очень долгого периода, сейчас Солнце стало ярче и дает гораздо больше тепла. Такой долгий процесс тоже влияет на Землю. Если верить исследователям, то на раннем этапе формирования жизни на Земле, Солнце было настолько неактивным, что вода находилась в состоянии льда. Даже в кроткие временные отрезки можно проследить изменение активности светила. К примеру, в начале прошлого века было замечено потепление, что связано с кратковременной активностью Солнца. Влияние звезды на атмосферу Земли, полностью не изучено, но оно не связанно с изменениями, которые происходят на самой Огненной планете.
  • Циклы Миланковича. Изменение траектории земной орбиты сказываются на состоянии климата, и очень похожи по своим действиям на солнечное воздействие. Изменение траектории полета планеты является следствием неравномерное распределения солнечных лучей по Земному шару. Такое явление имеет название циклы Миланковича. Что является следствием связи Земли и Луны с другими планетами, благодаря чему их можно рассчитать со всеми подробностями. Результат таких циклов можно считать изменение размеров пустыни Сахара в небольшие периоды времени.
  • Вулканизм. Как показывают научные исследования, за одним мощным извержением вулкана следует похолодание в данной местности в течение нескольких лет. Не смотря на редкость извержений, вулканы оказывают существенное влияние на особенности формирования климата в течение многих тысяч лет и влияют на вымирание или сохранение целых видов. Изначально считалось, что снижение температуры после извержения, происходит из-за вулканической пыли, так как она может мешать солнечному излучению достигать земной атмосферы. Но, как выяснилось, основная масса пыли рассеивается в течение полугода.

Все эти неантропогенные факторы дают объяснение, как и почему происходят естественные изменения климата.

Антропогенные факторы воздействия на изменение климата

Антропогенные факторы, это последствия деятельности человека, оказывающей воздействие на окружающую среду, а значит и на климатические условия тоже. Уже многие годы ведутся споры, насколько сильное воздействие оказывают действия людей на атмосферу. Но основную проблему не приходится отрицать, в виду ее очевидности.

Из-за потребления огромного количества горючих веществ в качестве топлива, в атмосфере накапливается большое количество углекислого газа.

Также цементная промышленность, сельское хозяйство, скотоводство, вырубка леса, все это влияет на климатические изменения в той или иной степени, и ведет главным образом, к глобальному потеплению.

Глобальное потепление – это возрастание среднего температурного значения, что влечет за собой смену климатических поясов, а это в свою очередь может отрицательно повлиять на дальнейшее существование благоприятных условий для человечества.

Причины глобального потепления

С достоверной точностью сказать, что именно служит причиной глобального потепления в первую очередь, не может сказать ни один специалист. Однако, большинство ученных на стороне версии, где главной причиной потепления является человек, а точнее, его бурная промышленность.

Существуют весомые доказательства, если до промышленного бума, повышение уровня средней температуры на Земле на одну десятую градуса происходило раз в тысячелетие, то теперь уровень температуры неумолимо растет за несколько десятков лет.

Такое стремительное повышение показателей приведет к немыслимым последствиям.

Мирный атом: дорога в никуда или светлое будущее?

Последствия глобального потепления

Повышение среднего значения температуры на Земле приведет к смене климатических поясов, что повлечет за собой таяние ледников на Северном и Южном полюсах, а из-за этого поднимется уровень вод Мирового океана. Глобальное потепление уже воздействует на животный мир. Некоторые виды умирают, некоторые сменяют привычные места обитания.

Также данный катаклизм может привести к возрастанию количества инфекционных заболеваний, аллергий и астм, так как высокая температура благотворно влияет на распространение  вредоносных бактерий.

Глобальное потепление отрицательно скажется на многих отраслях человеческой жизни, в первую очередь, на экономике, туризме и сельском хозяйстве, и сделает непригодной для жизни многие страны.

Чтобы предотвратить глобальное потепление, необходимо объединение всех стран.

Очевидно, что отличным решение проблемы станет экономное использование энергетических ресурсов и ограниченное количество выброса газов в атмосферу.

Активно обсуждается использование альтернативных источников энергии, основанных на неисчерпаемых природных ресурсах, такие как солнечные батареи, ветряные или водяные электростанции.

К антропогенным относится не только глобальное потепление, но и изменение климата в общем, в результате чрезмерной вырубки лесов, сельского хозяйства и использования природных ресурсов Земли.

Влияние на климат антропогенных и неантропогенных факторов вкупе, измеряется общепринятой величиной Вт/м2, это уровень радиационного прогрева атмосферного слоя.

Общий баланс радиации в атмосфере составляет около 3 Вт/м2, воздействие человека от этой цифры составляет не более 1%, а увеличение парниковых газов на 2% (см. Проблема переработки мусора в России.

Сбор, утилизация и переработка мусора как бизнес).

Еще в конце 19 века российскими учеными была выдвинута идея о том, что теплый и холодный климат чередуются во временном промежутке 30-40 лет. В качестве доказательств приведен пример изменения уровня Мирового океана.

Несмотря на огромное количество доказательств о том, что глобальное потепление не за горами, находятся скептики, отвергающие это.

Настроение скептицизма присутствует у многих стран мира, что мешает принимать важные политические решения по предотвращению глобального потепления, чем подвергают существование жизни на Земле большой опасности, ведь никто досконально не в силах сказать, насколько катастрофичные последствия принесет с собой потепление.

Источник: https://promdevelop.ru/izmenenie-klimata-zemli-kak-globalnaya-problema-sovremennosti/

Климатический хаос

§ 3. Международно-правовые проблемы в связи с изменением климата Земли

Чем грозит человечеству потепление, и что делать для предотвращения катастрофы 

В последние годы климат на Земле заметно меняется: одни страны страдают от аномальной жары, другие от слишком суровых и снежных зим, непривычных для этих мест. 

Экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем увеличение средней годовой температуры, вызывающей таяние ледников, и повышение уровня Мирового океана.

Помимо потепления, происходит также разбалансировка всех природных систем, которая приводит к изменению режима выпадения осадков, температурным аномалиям и увеличению частоты экстремальных явлений, таких как ураганы, наводнения и засухи.

По данным ученых, за десять месяцев 2015 года средняя температура планеты оказалась на 1,02 °C выше той, которую фиксировали в XIX веке (когда началось наблюдение за изменениями глобальной температуры). Порог в один градус был превышен впервые в современной истории.

Ученые сходятся во мнении, что именно деятельность человека — сжигание нефти, газа и угля — приводит к парниковому эффекту, который вызывает повышение средней температуры. Эксперты отмечают, что в период между 2000 и 2010 годами наблюдался самый мощный рост выбросов парниковых газов за последние 30 лет.

По данным Всемирной метеорологической организации, в 2014 году их концентрация в атмосфере достигла рекордно высокого уровня.

Чем грозит потепление климата

Если государства не начнут всерьез заниматься проблемой охраны окружающей среды, к 2100 году температура на планете может подняться на 3,7-4,8 °С. Климатологи предупреждают: необратимые последствия для экологии наступят уже при потеплении более чем на 2 °С.

Чтобы обратить максимальное внимание на проблемы климата, ООН привлекла к дискуссии не только политиков и ученых, но и знаменитостей. Голливудский актер Роберт Редфорд в своем заявлении предупредил, что для международного сообщества «закончилось время полумер и отрицания проблемы изменения климата».

Какие же последствия ждут планету, если остановить повышение температуры не удастся?

Природные катаклизмы

Климатические пояса сдвинутся, изменения погоды станут более резкими (сильные морозы, сменяющиеся внезапными оттепелями зимой, рост числа аномально жарких дней летом). Увеличится частота и сила аномальных явлений, таких как засухи и наводнения. 

Связь между изменением климата и возникновением стихийных бедствий доказали американские ученые, которые обнаружили следы потепления при изучении тропических циклонов в Тихом океане, необычно высоких летних температур в Европе, Китае, Южной Корее и Аргентине, а также лесных пожаров в американском штате Калифорния. Климатические изменения послужили также катализатором засухи в Африке и на Ближнем Востоке, снежных бурь в Непале и проливных ливней, вызвавших наводнения в Канаде и Новой Зеландии.

Пожары в Северной Калифорнии, США, 2015 год

© EPA/NOAH BERGER

Непригодные для жизни территории

Некоторые страны из-за повышения влажности и высокой средней температуры к 2100 году могут стать непригодными для жизни. Согласно исследованию американских ученых, в группу риска попадают Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и другие страны Ближнего Востока.

По расчетам климатологов, при текущем темпе роста выбросов парниковых газов уже к 2070 году средняя температура воздуха в странах Персидского залива может составить 74-77 °С. Это сделает территории непригодными для людей. Исключение могут составить крупные мегаполисы с развитой системой кондиционирования. Но и в них люди смогут выходить из дома лишь по ночам.

Удар по биологическому разнообразию

По мнению некоторых ученых, мы находимся в середине шестого по счету в истории Земли массового вымирания видов. И на этот раз данный процесс вызван действиями человека. Если потепление климата не остановить, многие экосистемы, виды живых существ, которые в них входят, станут менее разнообразными, менее насыщенными.

Существуют прогнозы исчезновения до 30-40% видов растений и животных, поскольку их среда обитания будет изменяться быстрее, чем они смогут приспособиться к этим изменениям.

Нехватка питьевой воды, голод и эпидемии

Эксперты ООН предупреждают, что потепление отрицательно скажется на урожайности, особенно в слаборазвитых странах Африки, Азии и Латинской Америки, что приведет к продовольственным проблемам. По данным ученых, к 2080 году число людей, сталкивающихся с угрозой голода, может увеличиться на 600 млн человек.

Другим важным последствием климатических изменений может стать нехватка питьевой воды. В регионах с засушливым климатом (Центральная Азия, Средиземноморье, Южная Африка, Австралия и т. п.) ситуация еще более усугубится из-за сокращения количества осадков.

Голод, нехватка воды, а также миграция насекомых может привести к увеличению эпидемий и распространению в северных районах таких тропических болезней как малярия и лихорадка.

Изменения климата могут коснуться не только здоровья людей, но также повысить риск политических разногласий и конфликтов за доступ к водным и продовольственным ресурсам.

Повышение уровня мирового океана

Одним из самых ощутимых следствий потепления климата, по всей видимости, станет таяние ледников и повышение уровня Мирового океана. Миллионы людей на побережье погибнут от частых наводнений или будут вынуждены переселиться, предсказывают аналитики ООН.

По мнению экспертного сообщества, повышение уровня моря в XXI веке составит до 1 м (в ХХ веке — 0,1-0,2 м). В этом случае наиболее уязвимыми окажутся низменности, прибрежные территории и небольшие острова.

Первыми в зону риска попадают Нидерланды, Бангладеш и малые островные государства, такие как Багамы, Мальдивы.

Значительные территории могут быть затоплены в таких странах, как Россия, США, Великобритания, Италия, Германия, Дания, Бельгия, Ирак, Таиланд и Вьетнам. Серьезный ущерб грозит Китаю, где около 140 млн человек могут лишиться крова, и Японии, где может затопить дома более 30 млн человек — четвертой части населения страны.

Климат в России также заметно меняется. Чаще наблюдаются резкие изменения погоды, аномально высокие и аномально низкие температуры.

По данным Минприроды РФ, в нашей стране с 1990 по 2010 год количество природных катастроф, таких как паводки, наводнения, сели и ураганы, возросло почти в четыре раза и продолжает увеличиваться примерно на 6-7% в год. Экологи предсказывают, что в течение следующих десяти лет их число может удвоиться.

По оценке Всемирного банка, ежегодный ущерб от воздействия опасных гидрометеорологических явлений на территории России составляет 30-60 млрд рублей.

По расчетам Росгидромета, в России средняя годовая температура растет в 2,5 раза быстрее, чем во всем мире. Наиболее активно потепление идет в северных районах РФ, добавляют в МЧС.

Так, в Арктике к концу XXI века температура может вырасти на 7 °С. Уже к середине XXI века средняя температура зимой на всей территории России может увеличиться на 2-5 °С.

Повышение летних температур будет менее выраженным и составит 1-3 °C к середине столетия, полагают спасатели.

Глава Росгидромета Александра Фролова считает, что потепление климата для России несет не только риски, но и преимущества.

Угрозы, связанные с потеплением:

— рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы — в других;

— повышение пожароопасности в лесах и на торфяниках;

— нарушение привычного образа жизни коренных северных народов;

— деградация вечной мерзлоты с ущербом для строений и коммуникаций;

— нарушение экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими;

— увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной территории страны.

Положительные изменения:

— потепление в Арктике увеличит продолжительность навигации по Северному морскому пути и облегчит освоение нефтегазовых месторождений на шельфе;

— сократится отопительный сезон, и, соответственно, снизится расход энергии;

— северная граница земледелия сместится на север, благодаря чему вырастет площадь сельскохозяйственных угодий, особенно в Западной Сибири и на Урале.

В России часто можно слышать, то ли в шутку, то ли всерьез, что Россия — страна северная. Будет на два-три градуса потеплее — не страшно. Может быть, даже и хорошо — меньше будем тратить денег на шубы и другие теплые вещи.

Специалисты по сельскому хозяйству говорят: «Вот и урожай зерновых у нас повышается, и дальше будет повышаться, и слава богу». Это все, конечно, так, но, безусловно, мы должны думать…

о последствиях этих, возможно, глобальных изменений климата…

— президент РФ Владимир Путин

Тушение торфяников в Тверской области, 2014 год

© ТАСС/Сергей Бобылев

Что делать

По мнению ученых, полностью предотвратить изменения климата человечеству вряд ли удастся. Однако международное сообщество способно сдержать рост температуры, чтобы избежать необратимых последствий экологии. Для этого необходимо ограничить выбросы парниковых газов, развивать альтернативную энергетику и разработать стратегию снижения рисков из-за потепления.

Что может сделать обычный человек, чтобы затормозить изменение климата

Адаптация жизни общества к новым условиям

Планы по минимизации ущерба от изменения климата, должны охватить все сферы деятельности человека, в том числе здравоохранение, сельское хозяйство и инфраструктуру.

В России, например, нужно менять ливневую канализацию, готовиться к штормовым ветрам (пересчитывать прочность конструкций), изменять систему пожаротушения — засухи повышают пожарную опасность, поясняет Алексей Кокорин. В Киргизии поднялась снеговая граница в Тянь-Шане, это вызвало проблемы с выпасом скота — нужно принимать меры к сохранению пастбищ.

Однако у разных государств разные возможности нивелировать влияние изменения климата. Так, например, Голландия и Бангладеш испытывают одинаковые проблемы: стало больше штормов, повысился уровень океана.

Но в Голландии уже есть план действий, они знают, как будут усиливать дамбы, откуда возьмут средства.

А в Бангладеш ничего этого нет, причем в 10 раз больше береговая линия и в 10 раз больше население, и на опасных территориях проживают 100 млн человек, которых нужно будет куда-то переселить.

Таким образом, добавляет Кокорин, большая часть мер, необходимых для адаптации, достаточно просты и понятны, но для их реализации необходимы средства и эффективное планирование.

Сокращение выбросов парниковых газов

По оценкам климатологов, чтобы удержать рост температуры в пределах до 2 °C, странам необходимо к 2050 году вполовину снизить глобальные выбросы по отношению к уровню 1990 года, а к концу XXI века — сократить до нуля.

По данным аналитиков PwC, с 2000 года Россия в среднем снижала выбросы углекислого газа на 3,6% в год, Великобритания — на 3,3%, Франция — на 2,7%, США — на 2,3%. Среднегодовое снижение углеродных выбросов за последние 15 лет составило 1,3%.

Однако, этих усилий мало. Чтобы предотвратить необратимые изменения климата, ежегодное снижение выбросов углекислого газа вплоть до 2100 года должно составлять не менее 6,3%.

Это значит, с одной стороны, нужно внедрять энергосберегающие технологии, с другой — переходить на альтернативные источники энергии. 

Угольная электростанция в штате Канзас, США

© AP Photo/Charlie Riedel

Солнце или атом

Безопасными для атмосферы с точки зрения выбросов являются несколько источников энергии: гидроэнергетика, атомные станции и новые возобновляемые источники — солнце, ветер, приливы и отливы.

Гидроэнергетика имеет обозримые физически пределы (рек на Земле не так много), ветер и приливы могут использоваться лишь локально, поэтому главные источники энергии будущего — это Солнце и атом, считает замдиректора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН профессор Рафаэль Арутюнян.

По мнению эксперта, исходя из нынешнего уровня развития технологий, атомная энергетика выглядит более солидно: на долю альтернативных возобновляемых источников энергии сейчас приходится 2% мирового потребления, а атом уже дает 16% электроэнергии мира (в развитых странах — больше 70%, на северо-западе России — 40%).

Достоинство атомной энергетики в том, что это крупная энергетика, это электростанции для крупных промышленных агломераций, крупных городов.

Козырь солнечной энергетики — почти повсеместная доступность и динамичное развитие технологий. Кроме того, солнечная энергетика совершенствуется и может стать значительно более экономичной, в отличие от ядерной энергетики, которую уже не удастся значительно удешевить, спорит со сторонниками атома руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин.

Советник президента РФ и его представитель по вопросам климата Александр Бедрицкий считает, что полностью решить проблему сокращения выбросов парниковых газов за счет возобновляемых источников энергии нельзя.

Эксперт привел в качестве примера гелио- и ветроэнергетику.

По его словам, обеспечить промышленность энергией с помощью солнечных батарей в северных странах, таких как Россия, где полгода на севере солнце есть, полгода — нет, невозможно.

То же самое, по мнению Бедрицкого, касается ветроэнергетики. Она годится для индивидуального потребления, но не для промышленного производства. Ветряки применяются во многих регионах, в основном в прибрежных районах, однако сплошного покрытия территории ими нет.

В России, добавляет советник президента РФ по климату, примерно треть энергетики основана не на минеральном сырье, а на атомной и гидроэнергетике.

Переговоры о противодействии изменениям климата осложняются разногласиями между богатыми и бедными странами.

Переход на экологически чистые источники энергии требует значительных затрат. Развитые страны настаивают, чтобы вклад в эти усилия вносили все участники переговоров. В свою очередь развивающиеся страны считают, что ответственность за изменение климата несут индустриальные державы, которые уже давно загрязняют атмосферу парниковыми газами.

По мнению генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, особая ответственность в борьбе с изменением климата и последствиями этого явления лежит на развитых странах.

В 2010 году для помощи развивающимся странам под эгидой ООН создан «Зеленый климатический фонд» (Green Climate Fund). Средства выделяются большей частью развитыми государствами.

Планируется, что к 2020 году объем фонда должен составить $100 млрд, однако пока в нем чуть более $10 млрд.

Сейчас развитые страны испытывают серьезную нагрузку на госбюджеты, поэтому предпочитают, чтобы климатическое финансирование шло через частные инвестиции или кредиты и займы, поясняет Алексей Кокорин. Уязвимые же страны брать кредиты не готовы.

Несмотря на то, что Россия не имеет обязательств по внесению средств в «Зеленый климатический фонд», Москва готова на добровольной основе его поддерживать, добавляет Александр Бедрицкий. В первую очередь это касается стран СНГ.

В ноябре 2015 года фонд одобрил выделение $168 млн на первые восемь проектов помощи развивающимся странам в адаптации к негативным последствиям изменения климата. Речь идет о трех проектах в Африке, трех — в Азиатско-Тихоокеанском регионе и двух — в Латинской Америке.

Сжигание мусора в Индии

© AP Photo/Anupam Nath

Парижская конференция и новое соглашение

12 декабря 2015 года на Всемирной конференции ООН по климату в Париже 195 делегаций со всего мира одобрили глобальное соглашение, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу, срок действия которого заканчивается в 2020 году.

22 апреля 2016 года 175 стран подписали договор по климату. От России документ подписал заместитель председателя правительства Александр Хлопонин.

Соглашение вступит в силу после того, как оно будет ратифицировано 55 странами, на которые приходится по крайней мере 55% от общего объема глобальных выбросов парниковых газов.

Основные положения документа

цель нового договора, которую подтвердили все страны-участницы, — добиться значительного снижения выбросов парниковых газов и тем самым удержать повышение средней температуры на планете в пределах 1,5-2 °C.

В настоящее время усилий мирового сообщества не достаточно для сдерживания потепления, отмечается в документе.

Так, уровень совокупных выбросов рискует достигнуть отметки в 55 гигатонн в 2030 году, в то время как, по подсчетам экспертов ООН, эта максимальная отметка должна составить не более 40 гигатонн.

«В этой связи странам — участницам Парижского соглашения необходимо предпринять более интенсивные меры», — подчеркивается в документе.

Договор имеет рамочный характер, его участникам еще предстоит определить объемы выбросов парниковых газов, меры по предотвращению изменения климата, а также правила выполнения этого документа. Но ключевые положения уже согласованы.

Участники соглашения обязуются:

     • принять национальные планы по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к климатическим изменениям; данные обязательства государства должны пересматривать в сторону усиления каждые пять лет;

     • планомерно снижать выбросы CO2 в атмосферу; для этого к 2020 году необходимо разработать национальные стратегии перехода на безуглеродную экономику;

     • ежегодно выделять в Зеленый климатический фонд $100 млрд для помощи слаборазвитым и наиболее уязвимым странам. После 2025 года эта сумма должна быть пересмотрена в сторону увеличения «с учетом потребностей и приоритетов развивающихся стран»;

     • наладить международный обмен «зелеными» технологиями в сфере энергоэффективности, промышленности, строительства, сельского хозяйства и т. д.

На момент завершения саммита предварительные планы по сокращению эмиссий парниковых газов представили 189 государств. Пять стран, на долю которых приходится наибольший объем выбросов, предоставили следующие цифры по их снижению по отношению к 1990 году:

     • Евросоюз — 40%;

     • Россия — 30%;

     • США — 12-14%;

     • Китай — 6-18%;

     • Япония — 13%.

Официально страны должны озвучить свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в день подписания документа. Важнейшее условие — они должны быть не ниже, чем уже заявленные цели в Париже.

Для мониторинга выполнения Парижского соглашения и взятых на себя странами обязательств предлагается сформировать специальную рабочую группу. Планируется, что она начнет работу уже в 2016 году. 

Разногласия и пути их решения

«Должны» заменили на «следовало бы»

На этапе обсуждения договора Россия выступала за то, чтобы соглашение носило юридически обязывающий характер для всех стран. Против этого выступали США.

Как заявил неназванный дипломат, слова которого приводит агентство Associated Press, американская делегация настояла на том, чтобы в итоговом документе в разделе о показателях по сокращению выбросов в атмосферу слово «должны» было заменено на «следовало бы».

Такая структура договора позволяет обойтись без ратификации документа в Конгрессе США, который настроен крайне скептично в отношении экологической политики Обамы.

Конкретных обязательств нет

Другим предложением РФ было разделение ответственности за выбросы между всеми странами. Однако против этого выступили развивающиеся страны.

По их мнению, большая часть нагрузки должна ложиться на развитые государства, которые долгое время являлись основными источниками выбросов.

Между тем, сейчас в первую пятерку «загрязнителей» планеты, наряду с США и ЕС, входят Китай и Индия, которые считаются развивающимися странами. Россия находится на пятом месте по уровню выбросов СО2.

Как отметил французский эколог Николя Юло, в ходе конференции некоторые страны, такие как Саудовская Аравия, «приложили все усилия, чтобы максимально ослабить соглашение и вычеркнуть из него неудобные формулировки касательно сокращения выбросов и перехода к новым источникам энергии вместо традиционных углеводородов».

В результате в тексте документа отсутствуют какие-либо конкретные обязательства государств по снижению выбросов парниковых газов: предполагается, что каждая из стран будет самостоятельно определять свою политику в этой сфере.

Данный подход обусловлен тем, что среди стран — участников конференции — государства с разными возможностями, что не позволяет предъявлять им единые требования.

США «за все платить не собираются»

Еще одним пунктом, по которому страны долго не могли прийти к соглашению, стал вопрос финансирования. Несмотря на принятое решение продолжать выделять средства в Зеленый фонд, в Парижском договоре отсутствуют четко прописанные механизмы распределения средств и обязательств развитых стран.

В начале саммита президент Барак Обама признал, что Соединенные Штаты как один из главных «загрязнителей» планеты должны нести ответственность за сохранение окружающей среды для будущих поколений.

Однако в кулуарах встречи члены делегации США четко дали понять, что «за все платить не собираются» и что они рассчитывают на активную финансовую поддержку других стран, таких как богатые нефтяные монархии Персидского залива.

Отличия Парижского соглашения от Киотского протокола

     • Обязательства по сокращению выбросов парниковых газов берут на себя не только развитые страны и страны с переходной экономикой, а все государства независимо от степени их экономического развития.

     • Документ не содержит конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению выбросов CO2. Киотский протокол предусматривал их снижение на 5,2% в 2008-2012 годах по сравнению с уровнем 1990 года.

     • Создается новый международный экономический инструмент устойчивого развития, приходящий на смену механизмам Киотского протокола (в рамках которого была предусмотрена, в частности, торговля квотами на выбросы СО2).

     • В новом соглашении есть специальная статья, посвященная учету способности всех лесов на планете, а не только тропических, поглощать СО2.

     • В отличие от Киотского протокола в Парижском соглашении не прописан механизм строгого контроля за его соблюдением и меры принуждения по его исполнению. Документ лишь предоставляет комиссии международных экспертов право проверять информацию, предоставляемую странами об их достижениях по сокращению выбросов СО2.

Вопрос о юридической силе документа вызывает споры среди юристов.

Однако, как считает специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий, в Парижском соглашении «заложена идеология: не загонять в него, а стимулировать участие, создать такие условия, чтобы у стран не появилось желания не ратифицировать документ или выйти из него».

Еще на открытии конференции президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2030 году Россия намерена уменьшить вредные выбросы до показателя 70% от базового уровня 1990 года.

Путин пояснил, что добиваться результатов необходимо за счет прорывных решений в сфере энергосбережения, в том числе за счет новых нанотехнологий.

Так, разработанная технология добавок на основе углеродных нанотрубок только в России снизит эмиссию углекислого газа к 2030 году на 160-180 млн тонн, сказал президент.

Именно Путин предложил учесть в Парижском соглашении роль лесов как основных поглотителей парниковых газов, что особенно важно для России, которая обладает колоссальными лесными ресурсами.

По окончании конференции министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил, что в ближайшее время российская сторона приступит к работе по присоединению к соглашению путем разработки соответствующего федерального закона.

Донской добавил, что до 2035 года планируется привлечь $53 млрд на развитие возобновляемых источников энергии.

По оценкам экспертов, суммарный потенциал альтернативных источников оценивается в объеме около 3 млрд тонн нефтяного эквивалента в год. «В ближайшее время в России будет введено более 1,5 ГВт солнечной генерации», — сообщил Донской.

Как Россия боролась с изменением климата. Досье

Гроза в Германии

© EPA/PATRICK PLEUL

В тексте использованы материалы научно-образовательного проекта ТАСС «Чердак»

Первое фото: © AP Photo/Charlie Riedel

Источник: https://tass.ru/spec/climate

Международное сотрудничество в области борьбы с глобальным изменением климата

§ 3. Международно-правовые проблемы в связи с изменением климата Земли

Несмотря на различные, порой противоположные точки зрения на причины и последствия глобального потепления климата, которые особенно остро проявились в период подготовки и проведения климатического Саммита ООН в Копенгагене (декабрь 2009 г.

) и получили название «Climategate», государства, следуя принципу предосторожности (см. параграф 22.

4), уже на протяжении нескольких десятилетий предпринимают попытки предотвратить стоящую перед человечеством угрозу в связи с глобальным потеплением, вызываемым так называемыми парниковыми газами.

Первым международно-правовым договором, претворившим эти усилия в жизнь, явилась подписанная на Конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата.

задача Конвенции – регулирование использования глобального ресурса, которым является атмосфера, путем контролирования на равноправной основе глобальных выбросов газов антропогенного происхождения.

Конечная цель Конвенции – достижение стабилизации концентраций «парниковых» газов на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вторжение в климатическую систему (ст. 2).

Согласно Конвенции все государства дифференцированы на три основные группы: промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой; страны ОЭСР; развивающиеся страны и Китай.

Конвенция базируется на принципе общей, но дифференцированной ответственности с учетом социальных и экономических условий стран. Политика и меры в области защиты климатической системы должны быть интегрированы с национальными программами развития (п. 4 ст. 3).

В Конвенции определено (п. 2 «а» ст. 4), что страны Приложения I к Конвенции (в том числе Россия) должны принять национальную политику по борьбе с изменениями климата и его негативными последствиями и продемонстрировать лидерство в этой области для остальных стран.

Статья 21 Конвенции «Временные механизмы» в п. 3 указывает, что Глобальный экологический фонд, ПРООН, ЮНЕП и МБРР являются международными органами, на которые на временной основе возлагается управление финансовым механизмом.

Для реализации целей Конвенции учреждаются: Конференция сторон, Секретариат, Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам, Вспомогательный орган по осуществлению.

Конференция сторон провела свою первую сессию в Берлине с 28 марта по 7 апреля 1995 г.

Тогда же было принято решение (1/СР 1), получившее название «Берлинский мандат», и учрежден новый вспомогательный орган – Специальная группа по Берлинскому мандату для составления Протокола к Конвенции, по юридической силе аналогичный Монреальскому протоколу 1987 г.

, который должен был зафиксировать обязательные для исполнения ограничения на выбросы диоксида углерода и других парниковых газов, а также урегулировать порядок международного сотрудничества в этой области.

В декабре 1997 г. этот процесс завершился принятием в Киото протокола к Конвенции, который вступил в 2005 г. Цель Протокола – сократить негативное влияние хозяйственной деятельности на климатическую систему. Он впервые вводит в качестве имплементирующих мероприятий экономические рыночные механизмы.

В Киотском протоколе закреплены количественные обязательства 36 промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой по стабилизации поступлений парниковых газов в атмосферу, а именно по сокращению на протяжении 2008–2012 гг. выбросов шести основных парниковых газов (углекислого газа, метана, закиси азота, гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и гексафторида серы) на 5% относительно их базового уровня в 1990 г.

Все страны Протоколом поделены на две группы: страны Приложения I к Конвенции (Приложения Б к Протоколу) – страны ОЭСР и страны с переходной экономикой, имеющие количественные обязательства не превышать по выбросам установленный уровень; все остальные (развивающиеся) – страны, не имеющие количественных обязательств.

Киотский протокол имеет смысл благодаря введению четких лимитов – «установленных количеств» – на эмиссии парниковых газов в 2008–2012 гг. для всех промышленно развитых стран.

Но их коллективные обязательства выполнить значительно легче благодаря гибким механизмам, которые служат и для облегчения усилий, и для перераспределения их среди более широкого круга стран.

Три механизма организационно независимы, у них отдельные системы управления, мониторинга, проверки и т.д. Однако конечным результатом каждого механизма является определенный объем эмиссии, который может быть прибавлен или вычтен из общего количества эмиссии парниковых газов, разрешенных для той или иной страны Приложения I.

Механизм чистого развития – установленный ст. 12 Киотского протокола механизм выполнения проектов для сотрудничества между экономически развитыми и развивающимися странами.

В соответствии с механизмом чистого развития государства, имеющие количественные обязательства, получат сертифицированные кредиты на сокращение выбросов при финансировании проектов, связанных с сокращением выбросов в государствах, не имеющих количественных обязательств.

Сокращения выбросов, достигнутые в результате осуществления таких проектов странами, не имеющими количественных обязательств по Протоколу, могут использоваться развитыми странами в счет выполнения ими своих обязательств по нему.

Механизм сам по себе не является источником финансирования, но он призван помочь «в организации, по мере необходимости, финансирования сертифицированных видов деятельности по проектам».

Проекты совместного осуществления предусмотрены ст. 6 Протокола.

Это система, при которой страна, взявшая на себя строгие обязательства по сокращению эмиссий, или компания из этой страны делает инвестиции в программы, позволяющие сократить эмиссии в другой стране.

Первая сторона может претендовать на разрешение зачесть определенное количество эмиссий, сокращенных благодаря реализации программы в другой стране, в счет своих собственных обязательств.

Торговля квотами – покупка и продажа разрешений на эмиссии.

Статья 17 Протокола учреждает торговлю квотами между сторонами и организацию торговли промышленными выбросами на внутренних рынках стран и на международном уровне.

Если одна сторона согласится произвести эмиссий меньше и продать другой стороне право на эмиссию соответствующего объема, то эта другая сторона может осуществить эмиссий больше.

Возникновение систем торговли квотами в ЕС, странах СНГ и Юго-Восточной Азии и США положили начало формированию рынков торговли сертификатами на выбросы парниковых газов.

Начиная с 2005 г., ведутся переговоры об обязательствах по сокращению эмиссии «парниковых» газов на посткиотский период (т.е. после 2012 г.). На 17 Конференции Сторон РКИК в Дурбане (ЮАР) в конце 2011 г. было решено, что новое всеобъемлющее соглашение по климату будет выработано к 2015 г. и вступит в силу после 2020 г.

18-я Конференция Сторон РКИК прошла в Дохе (Катар) в декабре 2012 г. Конференция прошла напряженно и завершилась с опозданием на сутки. Усилиями представителя Катара был утвержден пакет решений конференции.

При этом уже после продолжительных аплодисментов целый ряд стран заявил о серьезных замечаниях к тексту пакета решений, а Россия – о том, что ее протест был просто проигнорирован.

Пакет решений получил название «Дохийский климатический портал» (Doha Climate Gateway) и включает в себя, помимо поправки, пролонгирующее действие Киотского протокола до 2020 г.

, ряд финансовых документов, отчет о первом годе работы над новым глобальным соглашением, а также решение в следующем году создать институт компенсации ущерба, вызванного опасными последствиями изменения климата в развивающихся странах. Таким образом, в Дохе завершился очередной раунд переговоров по климату, проложивший путь к заключению к 2015 г. всеобъемлющего, юридически обязательного соглашения.

Источник: https://studme.org/85518/pravo/mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo_oblasti_borby_globalnym_izmeneniem_klimata

Studio-pravo
Добавить комментарий