§ 3. Исторический аспект правового регулирования естественных

Исторические аспекты развития правовой системы в России

§ 3. Исторический аспект правового регулирования естественных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Общая характеристика и структурные элементы правовой системы

1.1 Понятие и структура правовой системы

1.2 Система права и система законодательства

2. Особенности российской правовой системы

2.1 Исторические аспекты развития правовой системы в России

2.2 Развитие правовой системы в советский период

2.3 Особенности становления российской системы права

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Произошедшие в начале предыдущего десятилетии изменения социально-политического устройства Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования системы общественных отношений, содержащихся в правовой системе.

В связи с этим, теоретическая разработка концепции современной российской правовой системы и реальное ее воплощение в практической деятельности, составляет одну из первоочередных задач, от решения которой зависят многие другие правовые проблемы, в частности, вопросы, связанные с совершенствованием права в целом, определением его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов.

Это становится актуальным в условиях построения демократического правового государства, где право приобретает ведущее значение, а правовая наука нуждается в обобщающей категории, позволяющей оперировать ею при научном анализе всей правовой действительности.

Такой универсальной категорией и является понятие «правовая система».

Правовая система, являясь основной регулирующей общественные отношения силой, осуществляет правовое регулирование в соответствии с существующими социальными, экономическими, политическими, духовными и складывающимися на их основе правовыми принципами, существующими в обществе на конкретной стадии его развития.

Следовательно, одним из факторов, определяющих формирование правовой системы, является государственная идеология.

С этих позиций необходимо отметить, что эффективность правовой системы напрямую зависит от качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного нормативно-правового акта.

Другим конститутивным аспектом построения правовой системы является ее объективация, которая находит свое выражение во всей совокупности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти.

Поэтому, основной задачей, без решения которой невозможно достичь успехов в любой сфере общественной жизни, является, прежде всего, укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти.

Принцип федерализма, заложенный в системе законодательства Российской Федерации, обуславливает формирование сложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых систем ее субъектов.

Обязательным условием успеха начатых преобразований является урегулирование отношений между федеральным и региональным уровнями власти, так как отсутствие должного механизма взаимодействия между ними приводит к возникновению определенных проблем в процессе созидания ценностей, соответствующих уровню гражданского общества и правового государства. Алексеев С.С. Теория права. М. 2004.

Рассмотрение проблем, связанных с созданием и функционированием современной правовой системы Российской Федерации является стержневым, так как именно правовая система воплощает в себе доминирующие на данном этапе развития общества социально-политические, социально-экономические и политико-правовые идеи, опосредуя их в общеобязательное государственно-властное веление. Рассмотрение данного вопроса позволит также выявить основные направления в развитии правовой системы в соответствии с доктриной федеративного демократического правового государства, пути воплощения в реальную жизнь основных его принципов и возможности оптимизации деятельности государственно-политических институтов власти.

1. Общая характеристика и структурные элементы правовой системы

1.1 Понятие и структура правовой системы

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия — объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом.

Позитивное право, являясь нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность, имеет собственное содержание и источники развития.

Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана.

В теории права выработаны неоднозначные трактовки понятия «правовая система». Согласно одной из них, под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая система».

Понятие «правовая система», используемое в другой трактовке, тесно связано со сравнительным правоведением и служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством конкретно-исторического развития их элементов, отражающих относительную самостоятельность правовой формы, особенности технико-юридического содержания права, являющихся основанием для их интеграции в правовые семьи. В этой связи правовая система выступает объектом исследования сравнительного правоведения как исходная база, основа сравнительно-правовых исследований.

Что же касается понятия правовой системы в узком смысле, то здесь также высказываются различные точки зрения. В частности, С.С.

Алексеев считает, что правовая система — это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности — правовой идеологией и судебной практикой. Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М. 2006.

Соответственно элементами правовой системы являются: собственно объективное право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовая идеология активная сторона правосознания; судебная практика. По мнению Ю.А.

Тихомирова, понятие правовой системы станет более однородным, если будет включать четыре группы элементов: Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система. // Журнал российского права. 2005 г. №4-5, С. 74-75

а) правопонимание — правовые взгляды, правосознание, правовую культуру, правовые теории, концепции, правовой нигилизм;

б) правотворчество — как познавательный и процессуально-оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов;

в) правовой массив — структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов;

г) правоприменение — механизм реализации правовых актов и обеспечения законности.

Однако, указанные подходы не характеризуют правовую систему именно как системное явление, под которым понимается объективное объединение по содержательным признакам отдельных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.

При рассмотрении структуры правовой системы необходимо иметь в виду, что в качестве основного элемента она включает в себя право, которое является результатом взаимодействия государства и общества в создании содержащихся в правовых нормах легитимных предписаний, выражающих основное содержание общественного правосознания и уровень его развития во всех сферах жизнедеятельности. Роль общества в формировании властных предписаний является определяющей по отношению к деятельности органов государства, непосредственно создающих нормы права, так как оно является носителем основных критериев регулирования существующих в нем отношений. Данные критерии впоследствии трансформируются в основные принципы права, которые развиваются и конкретизируются в правовых нормах, создавая при этом определенные способы и методы правового регулирования.

Чтобы освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и дифференциации юридических норм. С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек.

Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество.

Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное.

Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе.

Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти).

При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Право также дифференцируется на частное, направленное на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, и публичное, охраняющее общие интересы государства.

Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы.

Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить принципы, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику.

В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).

Исторический взгляд, раскрывая генетические связи системы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени и пространстве.

Это связано, в частности, с развитием человека как индивида и члена различных социальных образований. Здесь проявляются влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических факторов, соотношение между ними.

В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.

Системно-структурный срез обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права.

Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие.

Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт права — это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида.

В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании.

Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.

Им присущи следующие черты: 1) жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует.

Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания.

Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения.

Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

1.2 Система права и система законодательства

Правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления.

При этом система права призвана реализовывать положения правовых принципов, которые в результате объективации в конкретных правовых нормах осуществляют непосредственное регулятивное воздействие, а система законодательства соответствует в своем содержании системе права и одновременно создает систему внешне выраженных его источников Шафеев Д.Р. Современная правовая система Российской Федерации // Автореферат дисс. на соискание ученой степени к. юр. н. Казань, 2002. 25 с. с. 14..

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права.

Совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно.

В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями.

На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/2c0b65635b2bd69b5c43b88421306d36_0.html

Исторический аспект возникновения и развития понятия и концепций государственного регулирования естественной монополии

§ 3. Исторический аспект правового регулирования естественных

Теория развития представлений о естественных монополиях имеет более чем вековую историю. Впервые понятие «естественная монополия» было применено в целях установления контроля за использованием природных ресурсов.

Данное явление исследовал французский экономист Антуан-Огюстен Курно в работе «Исследования математических принципов теории богатства» (1838 года). Давая анализ рыночной монополии, А.

Курно начал со случая чистой монополии, для иллюстрации которой привлек естественную монополию. Он проанализировал случай, когда существует уникальный, неповторимый в природе источник минеральной воды, который принадлежит единственному владельцу . В своих исследованиях А.

Курно открыл, что для каждого товара существует различная реакция спроса на изменение цены, которую автор назвал эластичностью спроса.

Таким образом, изначально термин «естественная монополия» ассоциировался с монополией на природные ресурсы. Однако постепенно он стал наполняться иным содержанием, далеким от такого понимания.

Несколько позднее (в 1848 году) Дж. Милль рассмотрел проблему «неоправданного дублирования сетей», которая наблюдалась в сферах общественного пользования. В работе «Основы политической экономии»2 Дж.

Миллем проанализирован и выделен основополагающий признак естественной монополии, заключающийся в преимуществе масштаба производства. Рассматривая процессы водо — и газоснабжения Дж.

Милль пришел к выводу об общественной пользе функций, выполняемых такими предприятиями и необходимости государственного контроля над их деятельностью.

В рамках развития теории естественной монополии Дж. Милль определил разницу между искусственной и естественной монополиями. Первая создается государством, ее статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение должно способствовать росту национального богатства. Естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и законам .

В 40-60 гг. XIX в. естественная монополия еще не получила широкого распространения. Для данного периода, прежде всего для европейских государств, характерно провозглашение идей экономического либерализма, основанных на установлении принципа невмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности.

Поэтому основные идеи ученых высказывались с позиции рыночной трактовки этой категории. Но уже в начале XX в.

в западной экономической литературе практически одновременно стали развиваться два направления по исследованию естественной монополии — рыночное и технологическое, в которых заключались различные подходы к определению и месту данного явления в экономической структуре.

Интерес представляет собой работа основоположника неоклассического направления А. Маршалла «Принципы политической экономии», опубликованная в 1890 году.

В данном исследовании анализируется стихийное регулирование цен в условиях свободной конкуренции.

Согласно неоклассическому подходу, естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна .

В конце XIX столетия, изучая механизмы конкуренции, свое представление о естественной монополии высказал известный французский ученый — экономист Л.

Вальрас, который рассмотрел естественную монополию на примере строительства и функционирования железных дорог. Как замечает А. Тарушкин, в своих теоретических исследованиях Л.

Вальрас стремился продемонстрировать экономические преимущества ценового регулирования и государственной собственности на естественные монополии, в том числе на землю .

Таким образом, А. Курно, Дж. Милль, А.Маршалл, Л. Вальрас заложили основы современного понимания естественной монополии, представление о которой сформировалось в западной экономической науке только к 40-м годам XX века, и определялось как особый вид монополии, существование которого связано с наличием экономии от масштаба (economy of scale).

Для того чтобы теоретические представления о сущности и целесообразности государственного регулирования естественных монополий нашли свое отражение в нормативных правовых актах различных государств, потребовалось не только существование доктринальной формы выражения этих идей, но и наличие существенных объективных факторов необходимости законодательного закрепления рассматриваемого явления.

В середине XIX в. определение «естественная монополия» в различных странах наполнялось неодинаковым содержанием. Государственное регулирование естественных монополий в США имеет более чем вековую историю.

Если обратиться к истории электроэнергетической отрасли, то следует отметить, что в период 70-90 гг. XIX столетия данная сфера не подлежала регулированию. Компании получали от муниципальных органов франшизу на обслуживание и действовали на свое усмотрение.

В результате сложилась ситуация, когда сами представители отрасли инициировали идею ограничения свободного входа и введения государственного регулирования цен и прибылей, которые напрямую зависели от рыночного ценообразования, характерного для ранней истории отрасли.

Начиная с 1897 года, президент Национальной Электрической Ассоциации неоднократно выступал в пользу введения «исключительного» лицензирования в отрасли и государственного контроля за «справедливыми» ценами и прибылями51.

Следует отметить, что такая ситуация существовала во многих сферах, относящихся к «предприятиям общественного назначения».

В этот период судами уже начинала формироваться прецедентная практика по вопросам52: лицензирования деятельности естественных монополий; права фирм оказывать конкретные услуги; раздела спорных территорий между обслуживающими фирмами; определения необходимого минимума обслуживания; обязанности естественных монополий обслуживать всех обратившихся потенциальных потребителей; дискриминации отдельных групп потребителей по ценам и уровню обслуживания; определения приемлемого уровня тарифов и цен и др. Формирование перечня естественных монополий, таким образом, происходило исходя из судебной практики, путем придания той или иной сфере статуса общественной значимости.

Отличительная особенность системы государственного регулирования США заключается также в локальном характере естественных монополий, которые формировались на местном уровне и, как правило, находились в собственности муниципалитетов.

Локальный характер расположения и функционирования естественных монополий стал причиной для появления еще одной особенности электроэнергетической отрасли, заключающейся в том, что в США изначально не создавалась единая национальная сеть передачи электрической энергии. Данный принцип, явившийся впоследствии одним из основополагающих в других национальных энергетических системах (в числе которых и российская энергосистема), не рассматривался при разработке нормативных правовых актов в данной сфере.

Как отмечает Е. И. Королькова, исследование периода 1900-1920 гг.

показывает, что штаты, первые принявшие идею регулирования, имели самые низкие расценки на электроэнергию, самые низкие прибыли и самый высокий объем выпуска.

В связи с этим «введение регулирования было ответной реакцией на «запрос» отрасли защитить прибыли и не имело изначально цели оградить потребителей от монопольных цен»53.

Королькова Е. И. Указ. Соч. С. 242.

Таким образом, исторически сложился принцип бесприбыльной деятельности предприятий, представляющих общественную важность и подлежащих, в силу этого, государственному регулированию.

Конец XIX — начало XX веков характеризуются значительным ростом числа слияний в форме трестов и картелей. По мере роста концентрации производства, накопления и централизации капитала стали появляться крупные промышленные структуры.

Процесс изучения механизмов организации рынков рассматривался уже в неразрывной связи с промышленной организацией и к концу XIX века ассоциировался с развитием антитрестовской политики и государственным контролем над монополиями.

Такая тенденция отражается в ряде экономических работ исследователей, а также в законодательной деятельности государств.

Данный факт отмечает в своей работе «Фирма, рынок и право» Рональд Коуз: «В конце XIX века, когда экономисты обратили внимание на проблемы промышленной организации, они столкнулись с проблемой трестов в Соединенных Штатах и картелей в Германии…. С развитием антитрестовской политики в США интерес к антитрестовским аспектам промышленной организации стал господствующим в этой области»54.

Если обратиться к истории антимонопольного законодательства зарубежных стран, то США являются первым государством, в котором был принят антитрестовский Закон Шермана от 2 июля 1890 г. (The Sherman Antitrust Act).

Источник: https://studexpo.ru/670889/administrativnoe_pravo/istoricheskiy_aspekt_vozniknoveniya_razvitiya_ponyatiya_kontseptsiy_gosudarstvennogo_regulirovaniya_estestvennoy

Studio-pravo
Добавить комментарий