§ 3. Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений

Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел

§ 3. Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений

Согласно сложившемуся в юридической литературе мнению[1], под мерами административного пресечения следует понимать предусмотренные нормами административного права юридические способы и средства психического или физического воздействия, применяемые для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства в действия (деятельность) нарушителя.

Меры административного пресечения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел (полицией), характеризуются тем, что их реализация вызывается реально возникшей противоправной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка либо условий общественной безопасности еще не прекращено.

Основная цель применения этого вида административно-правовых мер принуждения состоит в прекращении и устранении противоправной ситуации.

Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел (полицией), являются самостоятельными, а не вспомогательными мерами принуждения, поскольку в результате их реализации восстанавливаются нормальные правовые связи и отношения, достигаются непосредственные цели правоохраны. Посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия.

Федерального закона «О полиции» позволяет рассматривать меры административного пресечения, применяемые в рамках общих полномочий сотрудников полиции (гл. 3), и меры административного пресечения, применяемые на основании специальных полномочий (гл. 4).

К мерам административного пресечения, применяемым в рамках общих полномочий сотрудников полиции, относятся:

  • • требование от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов;
  • • внесение в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;
  • • доставление в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в иное служебное помещение граждан:
  • – в целях решения вопроса об их задержании, установления личности, если имеются основания полагать, что они находятся в розыске;

находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;

  • – несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • • временное ограничение или запрет дорожного движения на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;
  • • ограничение или запрет проведения на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • • запрещение эксплуатации автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра;
  • • приостановление действия или аннулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью;
  • • аннулирование выданных разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию РФ и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему;
  • • аннулирование разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения.

К мерам административного пресечения, применяемым на основании специальных полномочий, относятся:

  • • задержание;
  • • вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;
  • • оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

Источник: https://studme.org/40783/pravo/mery_administrativnogo_presecheniya_primenyaemye_organami_vnutrennih_del

Меры пресечения административных правонарушений: проблемы правоприменения

§ 3. Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений

Пресняков Д. А. Меры пресечения административных правонарушений: проблемы правоприменения // Новый юридический вестник. — 2020. — №1. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/151/4720/ (дата обращения: 08.02.2020).



Данная статья рассматривает проблему выявления сущности мер пресечения в системе мер административного принуждения. Кроме данного, выявлены характерные черты нормативного закрепления применения мер принуждения полицией Российской Федерации, помимо этого применения мер принуждения относительно военнослужащих, а также приведена в качестве примера судебная практика.

Ключевые слова: меры пресечения, административные правонарушения, процессуальное обеспечение.

В федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ в п. 2 ч. 1 ст. 2 установлено, что основное направление деятельности полиции — предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений.

Полиция, в пределах своих полномочий обязана оказывать содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организации по вопросам обеспечения защиты прав и свобод граждан, а также соблюдения законности и правопорядка.

Преобладающей группой в системе мер административного принуждения являются меры пресечения, поскольку они являются самыми многочисленными.

С помощью специальных мер административного пресечения решается большинство правоохранительных задач, в число которых входят: задержание правонарушителей, прямое физическое воздействие на злостных нарушителей, доставка правонарушителей органам государственной власти, прекращение гражданами и должностными лицами противоправных действий, отстранение водителей от управления транспортными средствами, изымать оружие и боеприпасы, ответное применение силы [5].

Из этого следует, что данные меры пресечения должны быть интенсивными и достаточными для выполнения вышеупомянутых задач.

Не вызывает сомнений тот факт, что применение физической силы и специальных средств является крайней мерой защиты прав и свобод человека.

Также стоит отметить, что суть мер пресечения заключается в принудительном прекращении противоправной деятельности граждан, которые нарушают общественный порядок [1].

Однако необходимо подчеркнуть, что назначение мер административного пресечения не ограничивается борьбой лишь с административными правонарушениями. Данные меры применяются для пресечения преступных действий [4].

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что меры административного пресечения — это одно из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Административные меры пресечения способствуют обеспечению защиты прав и свобод граждан. К числу таких прав относятся: избирательные права, права на свободу совести и вероисповедания, право на жизнь, трудовые права, семейные права, права на свободу демонстраций и митингов, права на социальное обеспечение, финансовые права граждан, права на образование, права на свободу обращений [7].

Меры административного пресечения можно разделить на группы, к числу которых относятся: меры имущественного характера, меры применяемые к личности правонарушителя, меры технического характера, меры финансового характера, меры медико-санитарного характера, меры социального характера.

Также принято рассматривать меры административного пресечения в качестве мер процессуального обеспечения [2].

С этих позиций меры пресечения входят в более общее понятие «административное принуждение» и обеспечивает своевременное и соответствующее закону рассмотрение дел об административных правонарушениях и исполнение по ним постановлений. Поэтому эти меры принуждения направлены на: установление личности правонарушителя, обстоятельства совершения правонарушения, обнаружение и фиксацию необходимых доказательств [6].

К числу мер процессуального обеспечения относятся: доставление, личный досмотр, арест товаров, привод и другие. Полный перечень мер процессуального обеспечения закреплен в главе 27 КоАП РФ, который является исчерпывающим.

Вопросы применения мер административного пресечения содержатся в Федеральном законе от 7.02.2011 г. № З-ЗФ «О полиции» [2], действующее законодательство определяет круг органов и должностных лиц, которые наделены полномочиями по применению мер процессуального обеспечения, к числу которых относятся: сотрудники МВД, военнослужащие, сотрудники национальной гвардии и другие органы.

Необходимо отметить деятельность полиции, поскольку она наделена наиболее широкими полномочиями по применению мер административного пресечения.

Так в главе 4 вышеупомянутого федерального закона регулирует применение полицией отдельных мер государственного принуждения, к числу которых относятся: задержание, вхождение в жилые и иные помещения, на земельные участки и другие объекты.

В одном из дел сотрудники полиции задержали гражданина Соколова применив к нему специальные средства в виде наручников.

Соколов в свою очередь подал иск в суд о взыскании компенсации морального вреда в связи с тем, что использованные сотрудниками полиции спецсредства были применены к нему незаконно так как, он не оказывал сопротивления. Суд отказал Соколову в полном объеме мотивируя свое решение тем, что в ст.

21 ФЗ № З-ЗФ «О полиции» сотрудник полиции обладает правом лично либо в составе подразделения применять спецсредства в следующих случаях: для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе [8].

Также в главе 5 Федерального закона № З-ЗФ содержит правовые нормы, посредством которых регулируется применение сотрудниками полиции физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств. Так в одном из дел Юнгблудт В. Г. подал иск в отношении ФГКУ УВО МВД по Республике Коми о возмещении затрат в связи с повреждением здоровья и компенсации морального вреда.

Козлов, в нарушение требованиям ч.1, 3 ст.

19 Закона «О полиции» без предупреждения о применении физической силы и специальных средств, после того как истец подошел к сотруднику вневедомственной охраны Карпенко, затем замахнулся и пытался нанести удар по руке, в которой Карпенко держал и производил видеозапись сотовым телефоном, зафиксировал правую руку истца и произвел болевой прием загиб руки за спину.

Карпенко, отложив сотовый телефон, помог своему напарнику. Суд постановил, что сотрудники вневедомственной охраны действовали в соответствии с требованиями ФЗ «О полиции». Руководствуясь частью 2 ст. 19 ФЗ «О полиции» они воспользовались правом не предупреждать истца о своем намерении применить к нему физическую силу, так как истец своими действиями создал непосредственную угрозу здоровью Карпенко [9].

Необходимо отметить то, что при совершении военнослужащим административного правонарушения, за которое тот в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность, к нему, согласно, Дисциплинарного устава ВС РФ могут применяться также следующие меры принуждения: доставление, задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов, временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование [3]. На практике возникают случаи, когда военнослужащие злоупотребляют своим правовым статусом. Военнослужащий два раза сокрыл свою принадлежность к ВС РФ и потребовал затем отмены постановления о лишении его прав управления транспортным средством на основании нарушения требований закона о подведомственности так как дело рассматривал не военный суд. В результате рассмотрения дела, Верховный Суд счел действия военнослужащего злоупотреблением его правового статуса и оставил принятые по делу акты без изменения [10].

Подводя итог, можно сказать, что главной целью, для которой применяются меры пресечения, является прекращение противоправного поведения, устранение противоправной ситуации, принуждение правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил в обществе.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
  3. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».
  4. Степанюк, В. В. Административное пресечение правонарушений в системе государственного принуждения Российской Федерации. — М.: Закон и право, 2015. № 3. С. 144–146.
  5. Студеникиной, М. С. Административное право. — М.: Норма, 2017. — 488 с.
  6. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс. — М.: Право, 2016. — 588 с.
  7. Шатская Е. Ю. Дисциплинарно-правовое принуждение военнослужащих, совершивших административное правонарушение. — М.: Проблемы права, 2016. № 2. С. 81–83.

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/151/4720/

Вопрос 3. Административно-правовые меры предупреждения и пресечения правонарушений в сфере оборота наркотических средств

§ 3. Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений

Меры административного предупреждения отличает четкая профилактическая направленность. Они преследуют цель недопущения правонарушений и преступлений, а также предотвращения возможности наступления каких-либо вредных, опасных для общества по­следствий. В этой связи указанные меры могут затрагивать различные пра­ва и интересы лиц, вовлеченных в сферу их применения.

Упреждающий характер мер административного предупреждения позволяет им быть важнейшим средством превенции как административ­ных правонарушений, так и преступлений. В частности, практика борьбы с правонарушениями свидетельствует, что задача мер административного предупреждения состоит и в том, чтобы не допустить нарушения уголовно-правовых норм в сфере оборота наркотических средств.

Меры административного предупреждения, будучи относительно самостоятельным институтом, представляют собой сложное образование, слагающееся из совокупности различных принудительных мер разнопланового характера, что и обусловливает необходимость их научно обосно­ванной классификации.

Наиболее полезной представляется классификация мер администра­тивного предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, в зависимости от круга лиц, в отношении которых они реализуются.

В этой связи рассматриваемые меры могут быть разделены на две основные группы:

1) административно-правовые меры предупреждения, применяемые к физическим лицам;

2) административно-правовые меры предупреждения, применяемые к юридическим лицам.

Указанная классификация, на наш взгляд, дает возможность более системно провести анализ отдельно взятых мер предупреждения, приме­няемых милицией, способствует более тщательному выявлению присущих ей специфических особенностей и изучению практики ее осуществления.

Административно-правовые меры предупреждения, применяе­мые к физическим лицам.

Закон Российской Федерации «О милиции» для выполнения возложенных на милицию обязанностей наделяет ее правом проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, ес­ли имеются достаточные основания подозревать их в совершении пре­ступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется по­вод к возбуждению в отношении их дела об административном правона­рушении (п. 2 ст. 11).

Для производства проверки документов не требуется составления специального документа или получения санкции. Право проверять доку­менты — это прерогатива всех сотрудников милиции безотносительно к занимаемой должности.

Применение данной меры становится актуальной и необходимой в местах, где непосредственно произрастают наркотико содержащие растения, особенно в период «сбора урожая».

При этом со­трудники милиции проверяют документы, как правило, в местах большого скопления людей (рынки, площади, вокзалы), вне зависимости от того, ка­ким в дальнейшем окажется правовой статус проверяемых лиц.

Подобный подход, обусловленный неопределенностью ситуаций, в которых вынуж­дены действовать сотрудники милиции, как раз и требует наделения их правом проверять при необходимости документы у всех лиц, с кем они имеют дело.

Следует отметить, что речь также должна идти не только о докумен­тах, удостоверяющих личность, но и о документах, необходимых для про­верки соблюдения правил, действующих в поднадзорной милиции сфере, и других документах, имеющих отношение к профессиональным задачам милиции.

В данном вопросе поддерживаем точку зрения Ю. П. Соловья о пре­доставлении милиции права «проверять у отдельных лиц документы, удо­стоверяющие их личность или должностной статус, а также иные докумен­ты, имеющие отношение к задачам милиции».

При таком подходе граж­данин или должностное лицо, чьи документы проверяет сотрудник мили­ции, не будет заведомо ставиться в неловкое и унизительное положение «заподозренного», а профилактический аспект подобной административно-правовой меры только усилится.

Одной из мер административного предупреждения, довольно широ­ко применяемой милицией в правоприменительной практике и непосред­ственно связанной с вторжением в права и свободы граждан, является дос­мотр.

Данная мера административного воздействия при злоупотреблении сотрудниками милиции остро затрагивает честь и достоинство гражданина, нарушает его конституционное право на неприкосновенность личности, вызывает негативную психологическую реакцию.

Сотрудникам милиции предоставлено право производить личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ, п. 2, 5 ст.

11 Закона РФ «О милиции»); при необходимости осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств без составления протокола и без понятых (п. «г» ст. 12 Федераль­ного конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.

№ 3-ФКЗ, п. 12 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1 -ФКЗ).

В соответствии со ст.

48 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» именно в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в местах произрастания и культивирования наркотикосодержащих растений, а так­же в местах возможного осуществления незаконных перевозок наркотиков решениями органов государственной власти Российской Федерации и ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть определены конкретные территории и в их пределах введен контроль за хранением, пересылкой или перевозкой наркотиков. Подобные решения приняты во многих регионах России.

Административно-правовые меры контроля за незаконной перевоз­кой наркотических средств выражаются в действиях принудительного ха­рактера, осуществляемых уполномоченными органами, в целях предот­вращения и пресечения незаконного перемещения наркотических средств и дальнейшего их незаконного распространения и потребления.

Для производства рассматриваемого вида досмотра не нужны даже подозрения в совершении правонарушения — контроль может иметь не только выборочный, но и сплошной характер.

Следовательно, само нахождение в определенной местности может послужить основанием для приме­нения анализируемой разновидности досмотра, и не обнаружение запре­щенных к хранению наркотических средств и наркотико содержащих рас­тений не делает применение такой меры незаконной.

Таким образом, досмотр в условиях действующего контроля состоит в принудительном изучении, исследовании одежды, вещей (предметов) граждан, транспортных средств, документов на перевозимые грузы с це­лью предупреждения и недопущения незаконной перевозки наркотических средств, неправомерного их распространения и потребления.

К мерам административного предупреждения, применяемых мили­цией, можно отнести и осмотр помещений (в том числе и жилых), земель­ных участков. Определенную остроту в настоящее время приобрела про­блема незаконных посевов наркотико содержащих растений гражданами, которые используют для этих целей принадлежащие им земельные участ­ки.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» предоставил право должностным лицам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органам внутренних дел при нали­чии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка дея­тельности, связанной с оборотом наркотических средств и их прекурсоров, «производить осмотр земельных участков, на которых возможно культи­вирование растений, включенных в Перечень, мест разработки, производ­ства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распреде­ления, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств и их прекурсоров» (ст. 53). Таким образом, законодатель закрепил право производить осмотр тех земельных участков, где осуществляется за­конный оборот наркотикосодержащих растений.

Закон «О милиции» закрепил ее право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные уча­стки и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в соверше­нии преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (п. 18 ч. 1 ст. 11). Однако специфика правонарушений в сфере оборота наркотических средств тако­ва, что далеко не все обстоятельства, требующие производства осмотра зе­мельных участков граждан, являются достаточными данными, указыва­ющими на признаки именно преступления, при наличии которого, как пре­дусматривает уголовно-процессуальное законодательство, возбуждается уголовное дело. В ряде случаев с одинаковой уверенностью можно пола­гать, что речь идет либо о преступлении, либо об административном правонарушении. Выяснение этого вопроса требует самостоятельного ис­следования специалистов.

Кроме того, даже тогда, когда имеют место бесспорные признаки преступления, подчас нет возможности предварить применение рассмат­риваемой меры вынесением постановления о возбуждении уголовного дела.

В настоящее время не определена правовая природа осмотра, его по­рядок, процедура. Не ясно, является ли эта мера принудительной, можно ли преодолевать препятствия, каким должно быть юридическое оформле­ние осмотра.

С учетом всего сказанного рассматриваемое административно-правовое средство можно было бы закрепить в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» путем следу­ющей формулировки: «Входить беспрепятственно в любое время суток с повреждением, при необходимости, запирающих устройств и других предметов в жилые и иные принадлежащие отдельным лицам помещения, их земельные участки, в помещения и на территорию организаций, прони­кать в находящиеся там контейнеры и емкости, осматривать их в случаях, не терпящих отлагательства, при наличии достаточных данных, свидетель­ствующих, что там совершается или совершено административное право­нарушение или преступление в сфере оборота наркотических средств.

Обо всех случаях проникновения в жилище без согласия прожи­вающих там лиц уведомляется прокурор незамедлительно, но не позднее 24 часов».

К числу мер административного предупреждения, на наш взгляд, можно отнести предусмотренное ст.

50 Федерального закона «О наркоти­ческих средствах и психотропных веществах» осуществление наблюдения за ходом социальной реабилитации освободившихся из мест лишения сво­боды лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связан­ные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных ве­ществ и их прекурсоров.

Такое наблюдение устанавливается по решению суда и может предусматривать следующие ограничения: запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенно­го времени суток, ограничение выезда в другие местности без разрешения органов внутренних дел.

Однако упомянутым федеральным законом не определены порядок установления наблюдения за ходом социальной реа­билитации, сроки наблюдения и порядок их продления, основания и поря­док изменения ограничений наблюдаемому; основания прекращения на­блюдения и т. д. Кроме того, в законе не определен государственный ор­ган, уполномоченный осуществлять такое наблюдение.

Исходя из того, что закон допускает выезд в другую местность лицу, находящемуся под наблюдением, лишь с разрешения органов внутренних дел, можно сделать вывод о том, что именно они ответственны за осущест­вление наблюдения.

Следующей мерой административного предупреждения можно счи­тать письменное предупреждение лиц, больных наркоманией, об обязанно­сти пройти лечение и обязательном медицинском наблюдении (ст.

40, 54—57 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). По существу, применение этой меры направлено на учет лиц, больных наркоманией, и недопущение их уклонения от лечения.

Правовое значение данной меры состоит в том, что без нее невоз­можно применение принудительных мер медицинского характера в соот­ветствии с ч. 3 ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Однако анализируемая мера не поддержана принудительными мерами, и ее эффективность весьма сомнительна.

Письменное предупреждение должно являться составной частью конкретных мер принуждения, которые могут быть применены в после­дующем к лицам, проигнорировавшим такое предупреждение.

Меры административного предупреждения, применяемые к юри­дическим лицам.

Закон Российской Федерации «О милиции» наделяет должностных лиц органов внутренних дел (милиции) правом вносить в го­сударственные органы, организации и общественные объединения обяза­тельные для рассмотрения представления. и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и престу­плений.

Представления направляются тем организациям и должностным ли­цам, от которых зависит устранение нарушений законодательства и приня­тие мер по их предупреждению.

Следует отметить, что ни законодатель­ные, ни ведомственные нормативные акты не предусматривают реквизиты предписания об устранении выявленных нарушений. В практике деятель­ности органов внутренних дел встречаются различные его формы.

В ряде случаев указанные предписания оформляются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Однако в УПК РФ, во-первых, гово­рится о представлениях, а не о предписаниях; во-вторых, подобные пред­ставления выносятся по оконченным уголовным делам в целях принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В Законе РФ «О милиции» речь идет о предписаниях, вно­симых не в связи с уголовным делом, а в порядке административно-правовой деятельности.

В некоторых случаях предписания оформляются в форме «информа­ции», актов проверки объектов или помещений и т. д. Отсутствие единой формы предписания об устранении выявленных нарушений негативно ска­зывается на практической деятельности органов внутренних дел. Представляется, что единая форма предписания может быть закреплена в ве­домственном порядке.

Законодательство о лицензионно-разрешительной деятельности пре­дусматривает и другие административно-предупредительные меры.

Подобного рода предупредительными мерами являются:

а) отказ в выдаче лицензии;

б) отказ в допуске к работе с наркотическими средствами также ори­ентирован на предупреждение возможных нарушений со стороны лиц, имеющих ненадлежащие деловые или личные качества, либо тех, кто по состоянию здоровья не может обеспечить безопасные условия оборота наркотических средств.

Таким образом, административно-правовые меры предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств выражаются в действиях принудительного характера, осуществляемых уполномоченны­ми государственными органами, их должностными лицами в целях защиты от противоправных посягательств общественных отношений в области ох­раны здоровья населения и общественной нравственности, обеспечения го­сударственного контроля за оборотом наркотических средств, предотвра­щения их незаконного распространения и потребления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_101469_vopros--administrativno-pravovie-meri-preduprezhdeniya-i-presecheniya-pravonarusheniy-v-sfere-oborota-narkoticheskih-sredstv.html

Административно–правовые основы предупреждения и пресечения полицией правонарушений в сфере оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

§ 3. Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений

— [ Страница 3 ] —

Второй параграф «Административно-правовые меры предупреждения полицией правонарушений в сфере оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» посвящен исследованию административно-правовых мер предупреждения полицией правонарушений в сфере оборота РЭС и ВУ. С учетом современных научных взглядов на институт административно-предупредительных мер принуждения, на основе изучения нормативных правовых актов обозначен перечень средств принуждения, применяемых сотрудниками полиции для предупреждения указанных правонарушений.

Анализируются указанные принудительные меры с использованием специфических признаков специального субъекта; диапазона радиочастот, в котором работают РЭС или ВУ, являющиеся объектами надзора; способа осуществления надзора.

Подробно рассмотрены радиоконтроль, представляющий собой специфическую административно-правовую меру принуждения, а также иные средства принуждения, наиболее часто применяемые сотрудниками полиции в целях превенции административных правонарушений в сфере оборота РЭС и ВУ.

Формулируется комплекс предложений, направленных на повышение эффективности исследуемых мер принуждения. В частности, обоснована необходимость внесения ряда изменений в Федеральный закон «О полиции», приказ МВД России от 2 марта 2009 г.

№ 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Основными целями указанных изменений являются: установление правовых оснований для применения меры пресечения в виде остановки транспортных средств в целях превенции административных правонарушений в сфере оборота РЭС и ВУ; возможность безвозмездного использования средств массовой информации для профилактики обозначенных и других противоправных деяний.

На основе произведенного исследования автором сформулировано определение понятия мер административного принуждения, применяемых полицией для предупреждения анализируемых административных правонарушений.

В третьем параграфе «Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений в сфере оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» рассмотрены особенности соответствующего метода принуждения. При этом в группу указанных принудительных мер включены меры административно-процессуального обеспечения.

С учетом специфики изучаемой административно-правовой сферы, на основе анализа Федерального закона «О полиции», КоАП РФ, нормативных правовых актов, регулирующих оборот РЭС и ВУ в России, а также устанавливающих компетенцию полиции по пресечению исследуемых административных правонарушений, автором определен перечень средств принуждения, применяемых полицией в целях пресечения административных правонарушений в сфере оборота РЭС и ВУ, проведена их классификация по наиболее значимым специальным признакам.

Содержится развернутый анализ средств принуждения, наиболее часто применяемых сотрудниками полиции в указанных целях.

По результатам исследования в параграфе раскрываются административно-правовые и организационно-правовые проблемы, возникающие в процессе применения данных средств принуждения, определены пути их преодоления, в том числе посредством внесения изменений в КоАП РФ и другие нормативные правовые акты. В частности, предлагается дополнить КоАП РФ нормами об ответственности виновных лиц за отчуждение или сокрытие товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, а также за их использование вопреки запрету.

Обоснована необходимость закрепления в ч. 1 ст. 27.

16 КоАП РФ в качестве самостоятельного основания для применения меры административно-процессуального обеспечения в виде временного запрета деятельности нарушение нормального функционирования радиоэлектронных средств органов государственного управления в сферах президентской, правительственной связи, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Отмечается универсальность некоторых мер принуждения, которые, в зависимости от непосредственных целей, достигаемых в результате их применения, могут быть отнесены к различным группам средств административно-правового принуждения, применяемых полицией в исследуемой административно-правовой сфере.

Сформулировано определение мер административного пресечения в сфере оборота РЭС и ВУ, под которыми автор понимает разновидность мер административно-правового принуждения, применяемых сотрудниками полиции в пределах своей компетенции по отношению к физическим и юридическим лицам при обнаружении достаточных данных о совершении деяния, содержащего признаки правонарушения, с целью прекращения этого деяния, предотвращения его повторного совершения, изъятия РЭС и ВУ из незаконного оборота, обнаружения и процессуального оформления доказательств совершения правонарушения.

В заключении изложены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.

В приложении к диссертации представлены авторские проекты федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г.

№ 3-ФЗ «О полиции», федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», проект приказа МВД России «О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185».

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК

  1. Жариков Н.В. Применение мер административного пресечения в сфере оборота радиоэлектронных средств // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 4 (43). С. 10-15. –1,24 п.л..

Статьи, опубликованные в иных изданиях

  1. Жариков Н.В. Проблемы предупреждения и пресечения правонарушений в сфере оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств // Законодательство и практика. 2001. Вып. 2 (7). С. 34-38. –0.5 п.л..
  2. Жариков Н.В. Проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения: межвузовский сборник научных трудов. – Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт». 2003. С. 123 -130. –0.53 п.л..
  3. Жариков Н.В. О роли регионального законодательства в регулировании оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции. – Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт». 2003. Ч. 3. С. 233 – 242. –0.65 п.л..
  4. Жариков Н.В. Применение мер административного предупреждения в сфере оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств // Полицейское право. – Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт». 2006. №1. С. 32-37. –0,71 п.л..

Источник: http://dislib.ru/yuridicheskie/13395-3-administrativno-pravovie-osnovi-preduprezhdeniya-presecheniya-policiey-pravonarusheniy-sfere-oborota-radioelektronnih-sredstv-visokocha.php

Меры административного пресечения, применяемые полицией

§ 3. Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений

Если административно-предупредительные меры применяются в це­лях предупреждения возможных правонарушений, предотвращения насту­пления каких-либо вредных последствий, то реально начавшееся правона­рушение требует немедленного вмешательства полиции и применения мер административного пресечения для его прекращения.

Такими действиями могут быть запрещение эксплуатации объектов разрешительной системы, применение специальных средств принуждения, огнестрельного оружия и другие.

Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Под мерами административного пресечения, применяемыми в адми­нистративной деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, следу­ет понимать предусмотренные нормами административного и администра­тивно-процессуального права юридические способы и средства психиче­ского или физического воздействия, применяемые сотрудниками полиции для прекращения объективно противоправных уголовно или администра­тивно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем пря­мого вмешательства в действия (деятельность) нарушителя.

Меры административного пресечения в зависимости от способа воз­действия подразделяются в свою очередь на общие (обычные) и специаль­ные (особые).

К мерам административного пресечения общего назначенияотно­сятся

1.

Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений (п.1 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

2.

Доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола (п.13 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

3.

Доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.14 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

4.

Доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (п.15 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

5.

Осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; Перечисленные меры административного пресечения носят общий характер и применяются уполномоченными сотрудниками милиции в качестве обычной правоохранительной реакции на выявленное противоправное деяние при выполнении возложенных на них обязанностей. (п.16 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

В свою очередь, специальные меры административного пресечения — это установленные нормами материального и процессуаль­ного административного права способы и средства прямого физического воздействия на лицо, физические предметы или животных, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия, понуждение к исполнению юридической обязанности либо устранение уг­розы безопасности личности или общественной безопасности.

К специальным мерам административного пресечения относятся:

— применение физической силы;

— применение специальных средств принуждения;

— применение огнестрельного оружия;

Меры административно-процессуального обеспечения, применяемые полицией

Принудительные мерами административно-процессуального обеспечения применяются, в рамках производства по делу об этом право­нарушениии направлены на обнаружение орудий и предметов правона­рушения, установление личности нарушителей, обнаружение, закрепление и приобщение к делу доказательств и создание иных условий для объек­тивного, всестороннего и полного рассмотрения дела в целях реализации норм материального права, устанавливающих ответственность, главным образом, за административные правонарушения, а также для реализации некоторых иных административно-правовых санкций.

Они включают в свой состав: 1) меры, обеспечивающие участие обя­занных лиц в производстве по делу об административном правонаруше­нии; 2) меры, направленные на получение доказательств; 3) меры, обеспе­чивающие исполнение вынесенного по делу решения.

В частности, в рамках производства по делу об административном правонарушении применяются меры административно-процессуального обеспечения, закрепленные в главе 27 КоАП РФ.

К числу мер, обеспечивающих участие обязанных лиц в произ­водстве по делу об административном правонарушении,относятся: 1) доставление, 2) административное задержание, 3) привод.

Применение этих мер направлено на то, чтобы создать необходимые условия для вы­полнения обязанными лицами законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правона­рушении.

Их применение позволяет преодолеть препятствия, возникающие в ходе производства по данному делу, обеспечить своевременное и пра­вильное его рассмотрение и исполнение принятого по нему постановления.

Рассмотрим эти меры подробнее.

1.

Доставление.В соответствии с ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ доставление «есть принудительное препровождение физического лица в целях состав­ления протокола об административном правонарушении при невозможно­сти его составления на месте выявления административного правонаруше­ния, если составление протокола является обязательным».

При этом со­трудники органов внутренних дел осуществляют доставление «в служеб­ное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения» (п. 1, 2 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Время, необходимое для доставления нарушителя, конкретно не оп­ределено. В законодательстве лишь отмечается, что оно должно быть осу­ществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ).

О доставлении составляется протокол либо делается соответствую­щая запись в протоколе об административном правонарушении или в про­токоле об административном задержании,

2.

Административное задержание. (Регламентировано ст. 14. ФЗ «О полиции»)

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.

3.

Привод. В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без ува­жительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несо­вершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственно­сти, а также свидетеля, и их отсутствие препятствует всестороннему, пол­ному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное ли­цо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на ос­новании определения судьи, органа, должностного лица, рассматриваю­щих дело об административном правонарушении, в порядке, установлен­ном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Указанных лиц приводят, и они должны находиться там, где рассмат­ривается дело. Эта мера прекращается после вынесения постановления по делу.

Для сбора (обнаружения, закрепления и приобщения к делу) дока­зательств сотрудниками милиции применяются разнообразные, преду­смотренные главой 27 КоАП РФ, принудительные меры обеспечения про­изводства по делам об административных правонарушениях, к числу кото­рых относятся: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физиче­ском лице (ст. 27.7); осмотр принадлежащих юридическому лицу или ин­дивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8); досмотр транспортного средства (ст. 27.9); изъятие вещей и документов (ст. 27.10); направление на меди­цинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 2 ст. 27.12); арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14).

К принудительным мерам, обеспечивающим исполнение выне­сенного поделу решения,применяемым органами внутренних дел (поли­цией) относятся следующие установленные главой 32 КоАП РФ меры, обеспечивающие исполнение отдельных видов административных наказа­ний:

— исполнение постановления о лишении права управления транс­портным средством путем изъятия водительского удостоверения (ч. 1. ст. 32.5; ч. 1 ст. 32.6);

— исполнение постановления о возмездном изъятии или конфиска­ции оружия или боевых припасов (ч. 1 ст. 32.4);

Источник: https://poisk-ru.ru/s80070t1.html

Studio-pravo
Добавить комментарий