§ 3.1. Понятие административно-правового статуса негосударственных

3. Административно-правовое положение негосударственных организаций

§ 3.1. Понятие административно-правового статуса негосударственных

Административно-правовой статус негосударственных организаций регулируется следующими Федеральными законами: «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и др.

Негосударственные (частные) предприятия могут существовать в следующих основных формах: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и др.

Акционерным обществом признается коммерческая организация открытого или закрытого типа, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. По каждой категории (типу) акций общество выплачивает акционерам дивиденды.

Они выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества — иным имуществом.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии, а также объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кооператив является коммерческой организацией, юридическим лицом.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. Порядок распределения прибыли предусматривается уставом кооператива.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет. В состав исполнительных органов, которые осуществляют руководство деятельностью кооператива, входят правление и (или) председатель кооператива.

Негосударственные учреждения создаются для выполнения социальных функций.

В настоящее время действуют негосударственные образовательные учреждения, негосударственные учреждения культуры, негосударственные научные учреждения, которые не являются коммерческими.

Для осуществления своей деятельности такие учреждения должны быть аккредитованы государством, а в случаях, предусмотренных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности — иметь лицензию.

Иными негосударственными организациями являются:

• объединения граждан — добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан;

• потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;

• фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридически лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ);

• ассоциации (союзы) — добровольные объединения учреждений и иных некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что особенностью административно-правового статуса негосударственных (частных) предприятий, является то, что влияние на них со стороны государства ограничено, так как оно не управляет ими.

Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

Учредительным документом является устав (положение) предприятия, учреждения, организации, который утверждается его учредителями (участниками).

Негосударственные предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации подлежат государственной регистрации и считаются созданными с момента государственной регистрации, за исключением случаев, когда объединение граждан может существовать без приобретения статуса юридического лица. Данные регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц.

Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Уклонение компетентного органа от производства регистрации могут быть обжалованы в суд.

Их ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Негосударственные предприятия, учреждения могут быть ликвидированы в случае признания их банкротами.

Гарантиями самостоятельности негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций являются: запрет на вмешательство органов государства в их деятельность за исключением случаев, предусмотренных законом; право на защиту самостоятельности в административном и судебном порядке.

Неправомерные действия или незаконные акты государственных органов, в том числе и органов исполнительной власти, могут быть обжалованы в прокуратуру, суд или арбитражный суд.

Вместе с тем предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами юридической ответственности, в том числе административной.

В частности, они несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства, за несоблюдение правил и сроков представления статистической отчетности и другие административные правонарушения.

В целом, для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены: государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений; получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности; запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий (учреждений); обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности; представление государственным органам соответствующей информации; обязанность соблюдать законодательство и др.

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей.

Вместе с тем, государственные органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями и учреждениями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и др.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/55428

Особенности административно-правового статуса негосударственных коллективных субъектов

§ 3.1. Понятие административно-правового статуса негосударственных

1. Наличие не всех элементов статуса, а только лишь одного или максимально двух.

2. И в минимальном объеме административно-правового статуса включается право и порядок формирования государственного признания, права на собственное имя (наименование) и право самостоятельно вступать в административно-правовые отношения с государственными органами.

Тема 5: Субъекты административного права
Граждане как субъекты, их виды

Граждане относятся к индивидуальным субъектам. Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 года различали разновидности граждан: граждане СССР; иностранцы; граждане без гражданства.

При образовании СНГ и принятии Российского закона о гражданстве, граждане делятся:

· граждане РФ;

· лица с двойным гражданством;

· почетные граждане;

· граждане ближнего зарубежья (СНГ, кроме России);

· иностранцы;

· лица без гражданства.

Существует три основных категории граждан:

1. Граждане РФ:

* обычные;

* почетные;

* двойное гражданство.

2. Иностранные граждане:

* ближнего зарубежья;

* дальнего зарубежья.

3. Граждане без гражданства.

Тема 6: Административно-правовой статус гражданина
Административная правосубъектность

Административная правосубъектность — социально-правовая способность лица быть носителем прав и обязанностей в сфере реализации административной власти.

Она не является каким-то прирожденным от природы данным свойством человека. Возникновение, изменение и прекращение правосубъектности связано не только с фактом рождения, развития и смерти человека, но и с определенным комплексом социальных условий (материальные и юридические предпосылки).

Категория правосубъектности многогранна. Она складывается из взаимосвязанных элементов.

Правоспособность — способность субъекта иметь административные права и нести соответствующие обязанности.

Дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать для себя права, реализовывать их, а также создавать для себя обязанности и их выполнять.

Деликтоспособность — способность лица нести ответственность за совершенное административное правонарушение.

Тема 6: Административно-правовой статус гражданина
Соотношение правосубъектности и субъективного права

Нельзя отождествлять понятия правосубъектностиисубъективного права.

Правосубъектность — это не право и не суммарное выражение субъективных прав. В понятии правоспособности существо в том, что не “вправе”, а в “способности”, которыми наделяет закон лиц к обладанию правами.

Различие правоспособности и субъективных прав в том, что если первая представляет собой способность лица иметь права, то субъективное право — определяемая законом мера возможного поведения лица.

Субъективное административное право — определяемая законом мера возможного поведения конкретного лица.

Субъективная административная обязанность — определяемая законом мера должного поведения конкретного лица.

Административно-правовой статус граждан РФ составляет важнейшую и органичную часть их общественного и правового статуса.

Общеправовой статус устанавливается Конституцией РФ и Законом о гражданстве и регламентируется другими нормативно-правовыми актами.

административно-правового статуса граждан составляет:

1. Комплекс их прав и обязанностей.

2. Гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизмом защиты органами государственной власти.

Однако не все права и обязанности являются производными от конституционных (например: права и обязанности управления транспортом).

При реализации прав различают 6 степеней свобод:

1. полная.

2. связанная с обязанностью уведомления субъекта власти (явочный порядок реализации прав).

3. связанная с обязанностью регистрации действий.

4. ограниченная обязанностью получать разрешения.

5. свобода ограниченная дискреционными полномочиями власти при выдаче разрешения на осуществление прав (исключение: разрешительный порядок).

6. полная несвобода.

Среди прав по содержанию различают:

— права на участие в государственном и муниципальном управлении, социально-политическая активность;

— права на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций;

— право на защиту. Основные формы реализации: возможность подавать административную жалобу, жалобу в суд, необходимая оборона, право на самозащиту, защита в административных юрисдикционных производствах.

Среди обязанностей граждан в сфере управления выделяют:

абсолютные — безусловные, возлагаются на каждого, не зависят от конкретных обстоятельств;

относительные — возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими, а также из правонарушений (обязанность платить штраф).

Тема 6: Административно-правовой статус гражданина
Административно-правовые гарантии прав граждан

К ним относятся закрепляющие их правовые нормы, а также и автоматически действующие гарантии, провозглашающие права и свободы. Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон, который выполняет функцию гаранта лишь при соблюдении ряда условий:

1. Закон должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране.

2. Должен быть стабильным.

3. Должен отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном правовой системы.

4. Должен быть конкретным, не декларативным.

5. Любой закон должен определять круг органов и должностных лиц, которые обязаны осуществлять меры по реализации прав и свобод.

6. Любой закон должен содержать меры ответственности органов и должностных лиц за ущемление прав граждан.

Все гарантии можно разделить на 2 вида: судебные и несудебные.

Для обеспечения прав и свобод граждан имеет соблюдение конституционных требований, особенно тех, которые закрепляют непосредственное действие прав и свобод граждан:

1. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободу человека и гражданина.

2. Ограничение таких прав и свобод возможно Федеральным законом и только при наличии особых обстоятельств.

3. Ограничить права и свободы можно только за исключением тех, которые определены конституционно.

Тема 7: Способы защиты прав граждан
Юридические гарантии субъективных прав граждан

Право на защиту является важным правом субъектов, в том числе любого гражданина. Государство легализует это право, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации и устанавливает обязанности государственных и общественных органов, а также должностных лиц в определенные сроки рассмотреть и принять меры в связи с обращением граждан.

Кроме того, государство обеспечивает это право государственным принуждением и, таким образом, права на защиту становится регулируемым законом или юридическим правом.

Существует два направления юридической защиты граждан:

· защита прав личности от преступления;

· от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Основные средства защиты прав и интересов граждан от неправомерных действий должностных лиц.

1. Создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных органов, которые выполняют задачу по защите правопорядка.

2. Существование и деятельность независимых от государства институтов, способных оказать помощь гражданам (адвокатура, профсоюзы).

3. Активная деятельность самих граждан, использующих предоставляемые им права.

Все способы взаимосвязаны, используются одновременно.

Основной гарантией прав граждан в настоящее время является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по собственной инициативе, так и в связи с поступлением обращений граждан.

Тема 7: Способы защиты прав граждан
Виды обращений граждан

В настоящее время в Конституции РФ определен порядок права граждан обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основными видами обращений граждан являются:

1. Предложение — привлечение внимания на несовершенство организации деятельности или регулирования в этой или иной области и указания на пути их устранения.

2. Заявление — обращение граждан по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

3. Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина

Среди административных жалоб по правовым признакам различают:

1. Общие — обладают все граждане; делятся на 2 вида:

· на административное обжалование — порядок рассмотрения регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан» и Законами субъектов РФ.

В соответствие с данным Указом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, круг лиц, имеющих право подать жалобу неограничен.

· на судебное обжалование – порядок урегулирован ФЗ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также нормами ГПК РФ.

2. Специальные — порядок рассмотрения регулируется специальными нормами, в дополнение к общим (уставы, положения и так далее), предоставлены лицам, как участникам гражданского процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.

Тема 7: Способы защиты прав граждан
Административная и судебная жалобы

Административная и судебная жалобы различаются не адресатом, а порядком рассмотрения.

В соответствие с законом административная жалоба подлежит рассмотрению в срок до 1 месяца. Жалоба в административном порядке подается в те органы или тем должностным лицам, в непосредственном подчинении которых находятся органы или должностные лица, чьи действия обжалуются.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. запрещено рассмотрение анонимных заявлений и жалоб. В Указе определено, что жалоба должна содержать Ф.И.О.

лица, подающего жалобу, адрес его места жительства, сведения о месте его работы или учебы. Кроме того, жалоба должна быть подписана лицом ее подающим. Ф.И.О.

указываются обязательно, а адрес и место работ альтернативно, или то, или иное. Наличие подписи в этом случае не обязательно.

Административная жалоба может быть подана в письменной или устной форме. В суд — в письменной форме.

Для общей административной жалобы установлены, кроме общего месячного срока рассмотрения, исключения:

· заявления и жалобы, не требующие изучения и проверки рассматриваются немедленно, но не позднее 15-ти дней;

· по жалобам, требующим проведения специальной проверки или истребования дополнительных материалов установлен срок продления для рассмотрения на 1 месяц.

· жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в 15-ти дневный срок в центральных органах, 7-дневый срок в местных органах, также срок может быть продлен не более чем на 15 дней.

В целях усиления судебной защиты прав граждан 27 апреля 1993 г. был принят закон РФ, который закрепляет право граждан обжаловать в суде коллегиальные и единичные действия государственных органов, органов местного самоуправления, действия органов предприятий, учреждений, организаций, их объединений и должностных лиц, действиями которых:

1. Нарушены права и свободы граждан;

2. Созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;

3. На гражданина незаконно возложена какая — либо обязанность;

4. Гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Не могут быть обжалованы действия и решения, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной судебный порядок обжалования.

Устанавливается альтернативный порядок обжалования. Гражданин может обратиться в суд, либо в вышестоящий орган в порядке подчиненности.

Если гражданину органом или должностным лицом отказано в удовлетворении жалобы, либо он не получил ответа в течение месяца со дня подачи жалобы, он вправе обратиться в суд с жалобой. Датой подачи жалобы будет считаться дата регистрации в органе (кому подана жалоба).

Гражданин может обратиться с жалобой в суд по месту жительства, либо по месту нахождения органа, нарушившего право гражданина.

Обращаться в суд можно в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и в течение 1-го месяца со дня отказа вышестоящим органом или со дня истечения подачи жалобы, поданной в административном порядке, если гражданин не получил письменного ответа.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалованное действием незаконным, может отменить меру ответственности, либо иным путем восстановить нарушенные права.

Если обжалованное действие законно, суд отказывает в удовлетворении жалобы. Жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

Если обжалуется нормативное решение, суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вообще.

Право на судебное обжалование закреплено Конституцией РФ, где определено право гражданина обращаться в Конституционный суд в отношении актов, противоречащих конституционному праву. Такие жалобы рассматривает и Арбитражный суд, в части категорий дел, связанных со сферой управления. В Арбитражных судах не рассматриваются Акты нормативного характера.

В производстве по жалобам граждан выделяют 4 стадии:

· первичной обработки;

· проверка жалобы;

· принятие решения;

· исполнение принятого решения.

Тема 7: Способы защиты прав граждан
Специальная жалоба или специальное право жалобы

Специальная жалоба или специальное право жалобы — связано с особенностями правового статуса граждан, как лиц выполняющих те или иные социальные функции.

Признаки:

1. Наличие специальных норм, устанавливающих особый порядок ее подачи, рассмотрения.

2. Специальные основания для обжалования прямо названными в законе.

3. Четким определением субъектов права, как правило лично заинтересованных в деле лиц и их личными представителями.

4. Четким определением адресатов жалобы.

5. Специальными сроками подачи жалобы.

6. Характеризуется процедурными особенностями по конкретным видам жалоб.

7. Специальными, более короткими сроками рассмотрения.

Специальная жалоба должна быть обязательно в письменной форме.

Адресат — вышестоящий орган.

Срок для подачи 10 дней, для рассмотрения 10 дней.

Специальная жалоба часто находится вне сферы административного права.

Тема 8: Административно-правовые основы теории государственного управления
Социальное управление

Это управление, связанное с деятельностью общества.

Особенности социальной сферы, важной чертой которой является наличие управления связей, реализуемых через отношения людей.

Признаки:

1. Присутствует только там, где есть совместная деятельность людей.

2. Основная цель: упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности.

3. Основной объект воздействия — поведение участников совместной деятельности.

4. Достигает цели регулирования поведения людей управленческими отношениями.

5. Базируется на соподчиненности воли людей участников управленческих отношений. Воля управления приоритетна, но относительно к воли управляемого.

6. Наличие властно-волевого момента управления.

7. Имеет особый механизм его реализации, который реализуется субъектами управления.

Социальное управления имеет и специальный смысл: социальное управление характеризуют как государственное управление.

Тема 8: Административно-правовые основы теории государственного управления
управленческой деятельности

Источник: https://studopedia.su/1_47381_osobennosti-administrativno-pravovogo-statusa-negosudarstvennih-kollektivnih-sub-ektov.html

Studio-pravo
Добавить комментарий