§ 2. Статус политического государственного служащего и пути его

Статус государственного служащего в РФ

§ 2. Статус политического государственного служащего и пути его

Под правовым статусом госслужащего следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение госслужащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности госслужбы. В системе госслужбы РФ складываются разные правовые статусы госслужащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Элементами правового статуса государственного служащего являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, поощрения, которые закреплены в законодательстве и гарантированы государством.
Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией РФ, ФЗ-ми.

Особенный правовой статус госслужащегоотражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах госслужбы (гражданской, военной или иной).
Специальный правовой статус госслужащего определяется правовым положением госоргана, его специализацией. Специальный правовой статус госслужащего носит профессиональный характер.

Специальный правовой статус — это статус, специально предоставленный госслужащему для выполнения задач и функций, возложенных на госорган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.
Индивидуальный правовой статус госслужащегоопределяется должностным регламентом (ранее — должностной инструкцией) по занимаемой должности госслужбы.

Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса госслужащего. Таким образом, важнейшим документом, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего, является должностной регламент по занимаемой должности госслужбы. Основные правовые нормы состава должностного регламента установлены ст.

47 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Они включают: квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков гражданского служащего, к образованию, стажу работы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения, участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих решений; сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, с организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Согласно закону «О системе государственной службы РФ» государственные служащие РФ подразделяются на федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов РФ. Федеральный государственный служащий— гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Правовое положение (статус) государственного служащего (независимо от того, является ли он федеральным или гражданским субъекта РФ) устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Рассмотрим ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Статья 13. Гражданский служащий — гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Статья 14.

Гражданский служащий имеет право на:обеспечение надлежащих организационно-технических условий;ознакомление с должностным регламентом и иными документами;отдых (определенную продолжительность служебного времени, выходные, праздничные дни, ежегодные отпуска);оплату труда и другие выплаты; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;доступ в определенном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;доступ в установленном порядке в госорганы, органы мсу, общественные объединения и иные организации;ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности, материалами личного дела;защиту сведений о гражданском служащем;должностной рост на конкурсной основе;дополнительное профессиональное образование и т.д.

Статья 15.

Гражданский служащий обязан:соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ-ны, ФЗ-ны, иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности;исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий;соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;соблюдать служебный распорядок госоргана;поддерживать уровень квалификации, не разглашать сведения, составляющие гостайну, сведения, касающиеся частной жизни граждан или затрагивающие их честь и достоинство;беречь государственное имущество, 9) представлять сведения о себе и членах своей семьи и т.д.Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой:Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу; близкого родства с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу и т.д.

Статья 17.

Запреты, связанные с гражданской службой:В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, за некоторыми исключениями установленными законодательством; приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок по договоренности; разглашать сведения конфиденциального характера, или служебную информацию; допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей; использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других объединений, публично выражать отношение к указанным объединениям и т.д. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Статья 18.

Требования к служебному поведению гражданского служащего:Гражданский служащий обязан:исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, никому не оказывать предпочтение; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов;

не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство и т.д.

Статья 19рассматриваетУрегулирование конфликта интересов на гражданской службе.

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой в определенном порядке образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Статья 20регулирует вопросы, касающиесяПредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи. Непредставление сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Статья 20.1. Представление сведений о расходах.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом РФ, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.Непредставление или представление им неполных или недостоверных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.



Источник: https://infopedia.su/5x2882.html

Основы государственной службы и кадровой политики

§ 2. Статус политического государственного служащего и пути его

Прежде чем приступить к рассмотрению статуса государственного служащего как главного действующего лица в системе государственно-служебных отношений, целесообразно вначале кратко раскрыть теоретический аспект понятия «статус».

Основы социологической концепции статуса заложат в конце XIX в. немец Макс Вебер1Вебер М. Избранные произведения. М., 1989.. Рассматривая социальную структуру общества как многомерную систему, он показал, что в ней важное место наряду с классами и отношениями собственности принадлежит их статусу.

В социологическом смысле понятие «статус (от лат. status — состояние, положение), первоначально означавшее правовое положение юридического лица, впервые употребил английский ученый Г.Д. Мейн. Вариантов определения понятия много.

В настоящее время чаще всего это понятие означает:

  1. совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц, государственных органов или организаций;
  2. установленные государством и обществом меры должного и возможного поведения человека;
  3. позицию человека в обществе с определенными правами и обязанностями;
  4. модель социального поведения;
  5. социальная роль.

Существует несколько вариантов классификации статусов.

Социологи определяют детальную типологию статусов личности, выделяя следующие липы личностных статусов:

естественный статус — подразумевает прежде всего половозрастные характеристики человека, которые дают возможность сравнивать индивидов между собой, классифицируя их не только по полу и возрасту, но и по формам образа жизни, по ролям и функциям, которые они реализуют, и т.п.;

интегральный статус — соответствие поведения человека эталонным, базовым образцам повеления, которые доминируют в обществе (это идеальная модель поведения);

профессионально-деятельностный статус — в нем фиксируется профессиональное, социально-экономическое и производственное положение личности; именно этот тип нам наиболее важен для изучения теории государственной службы;

социально-психологический статус — в нем отражаются значение и роль конкретной личности как реального партнера в системе внутригрупповых и межличностных отношений (или это лидер, или нет);

темпоральный статус — зависимое состояние личности, определяемое его отношением к прошлому опыту и будущим перспективам;

маргинальный статус — пограничный, характеризующий переход личности из одного статуса в другой, из одной социальной среды в другую при кардинальном изменении образа жизни (например, когда принято решение об увольнении работника, но еще нет приказа).

Различают также социальные статусы: прирожденный (предписываемый) — социальное происхождение, национальность; достижимый (достигаемый) — образование, квалификация. Предписываемый статус дается человеку по праву и факту рождения.

Достигаемый статус — это место индивида в социальной иерархии позиций, которого он достигает своими собственными усилиями в результате свободного выбора и находится под контролем человека.

Достигаемый статус в большинстве случаев напрямую связан с должностным положением, тем, который человек занимает в результате своей профессиональной деятельности.

Государственная служба — один из самых важных и необходимых видов общественно полезной профессиональной деятельности людей. Будучи общественно полезной деятельностью, государственная служба определяет социально значимые параметры статуса ее носителя.

Служебный характер деятельности указывает на содержание труда предметом которого является не непосредственное создание материальных ценностей, а обеспечение условий их производства что влечет своеобразие статусных функций и отношений служащих.

Этот вид деятельности реализуется в структуре органов государственной власти с жестко закрепленными статусными предписаниями.

В науке и практике существуют понятия «статус государственной службы» и «статус государственного служащего». Это понятия родственные, но не тождественные.

Статус государственной службы — это ее соотносительное положение в социально-профессиональной структуре общества, формирующееся на основе характера и содержания деятельности государственных служащих и получающее престижную оценку в общественном мнении2Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. М., 1999. С 440..

Высокий статус российской государственной службы, т.е. ее положение, место и роль в государстве и обществе, нормативно определен Конституцией РФ, федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. и другими нормативными правовыми актами.

Наряду с правовым фактором уровень статуса государственной службы определяется факторами исторического, политического, психологического и иного порядка.

Статус государственного служащего рассматривается с двух сторон.

Во-первых, существует внешний статус чиновника, который показывает положение, место и роль государственных служащих как корпоративно-профессиональной категории в обществе среди других социальных групп. Во-вторых, есть внутренний статус государственного служащего.

Он определяет положение, место и роль каждого чиновника в системе государственной службы. Здесь главную роль играет должностной уровень служащего, т.е. его место в иерархии государственных должностей.

Статус государственного служащего (гражданского, военного и правоохранительного) — это положение, занимаемое им в системе государственной службы; это меры должного и возможного поведения служащего, установленные законом в соответствии с занимаемой им должности государственной службы.

Авторы учебного пособия «Государственная служба (комплексный подход)» в содержании понятия «статус государственного служащего» выделяют четыре компонента.

1. Непосредственная причастность по роду работы к подготовке, принятию или проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства.

Это близко к такой составляющей общего понимания статуса государственного служащего, как политический статус, поскольку основное предназначение государственной службы — реализация политики государства в определенной сфере жизнедеятельности общества — это требует эффективного управления государственной службой как профессиональной деятельностью, повышения престижа профессии служащего.

2. Наличие у государственных служащих правомочий и возможностей выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа (и тем самым — от лица государства), представляя государственный интерес.

Данный компонент отражает частично правовой статус, но в то же время является исключительной особенностью именно социального статуса государственного служащего.

Определение полномочий — предмет управления государственной службой.

3. Строгая нормативная регламентированность деятельности в формально-процедурном отношении. Эта важная составляющая не только правового, но и социального статуса с довольно широкими возможностями принятия решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных и социальных норм.

4. Принадлежность к особой профессионально-статусной группе. Эта группа состоит из представителей разных профессий, но объединена фактом управленческой работы в государственных органах.

В данном случае для чиновника главным становится качественное осуществление целей и функций государства посредством практического исполнения должностных обязанностей и правомочий в государственном аппарате3Атачанчук Г.В.

Сущность государственной службы. С. 54..

Государственный служащий — не только профессионал- управленец, но и должностное лицо, в круг полномочий которого входят реализация государственных функций и профессиональное обеспечение выполнения полномочий органов государственной власти. Государственный служащий — это не просто работник, а человек, действующий от имени, по поручению и в интересах государства.

Он является представителем особой социальной общности граждан, выполняющих властные государственные полномочия, реализуя волю народа посредством исполнения полномочий государства в системе государственных органов, решающих социальные задачи в интересах граждан.

В этом принципиальное отличие статуса государственных служащих от статуса, например, предпринимателей, цель которых — получение прибыли.

Статус государственного служащего — явление многогранное и многоуровневое. Поэтому его следует классифицировать.

Структурно статус государственного служащего включает в себя: личный, гражданский, социальный, правовой, служебный, должностной статусы. Это основные составляющие статусного набора государственного служащего.

Наряду с этим многие ученые полагают, что для государственных служащих характерны также нравственный и политический статусы. Этот вопрос является дискуссионным.

Дадим краткую характеристику элементов статусного набора государственных служащих.

Личный (личностный) статус государственного служащего основывается на личностных — физических, умственных и социально-психологических характеристиках каждого служащего.

Поэтому в любом государственном органе, в коллективе государственных служащих есть свои неформальные лидеры — люди, престиж которых и уважение к ним зависят не от занимаемой должности, а от личных качеств: от их интеллекта душевности, коммуникабельности и т.д.

Каждый государственный служащий имеет гражданский статус. Являясь гражданином страны, чиновник включен в процесс отношений, регулируемых Конституцией РФ и нормами гражданского права. На него как на гражданина распространяется весь комплекс прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией.

Статус гражданина для государственного служащего — это не только распространение на него прав и обязанностей, установленных и гарантированных всем гражданам страны. Государственная служба даст чиновнику право участия в регулировании дел других людей и организаций.

Это обязывает его строго следовать в служебном поведении принципам гражданственности и демократии, стоять на защите прав и свобод людей.

Служебный статус государственного служащего рассматривается в контексте приведенных выше его статусных характеристик, но внутренне структурируется исходя из специфичности положения и состояний человека в процессе государственно-служебной деятельности.

Его основой является совокупность взаимосвязанных социально-организационных функций органов государственной власти и обязанностей государственных служащих.

Служебный статус налагает на государственных служащих дополнительные права обязанности, ограничения и запреты.

Должностной статус определяется занимаемой должностью государственной службы. Чем она выше, тем выше должностной статус чиновника.

Нравственный статус государственного служащего, на наш взгляд, также имеет право на жизнь.

В конечном счете, качество государственной службы зависит от трех составляющих — эффективности государственного управления, гуманности общества и нравственности власти.

Наряду с политическими, административными, социальными принципами организации и функционирования государственной службы, которые зафиксированы в современном законодательстве о государственной службе, есть и нравственные основы и принципы этой службы.

Что касается политического статуса государственного служащего, то вопрос о его наличии дискуссионен. Но поскольку основное предназначение государственной службы есть реализация в жизнь политики государства, постольку мы можем говорить о политическом или политико-административном статусе чиновника.

Источник: https://isfic.info/gossab/civserv36.htm

1.2. Социальный статус государственного служащего

§ 2. Статус политического государственного служащего и пути его

Общее положение государственных служащих основывается на трех китах: компетенции — полномочиях — статусе. И первичен в этой триаде статус.

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества социальным признакам, в качестве которых могут выступать экономическое положение, профессия, квалификация, образование и природным признакам (пол, возраст, физические данные и т. д.

Под социальным статусом может пониматься также совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанная с выполнением ими определенной социальной роли.

Такая социальная позиция, которую данная культура определяет как наиболее важную, называется главным статусом. Другие позиции, меньшего культурного «веса», называются второстепенными.

Но выделение определенной позиции в качестве самой важной из всего конгломерата позиций зависит не только от культурных установок, но и от субъективных решений.

У каждого — своя собственная иерархия предпочтений. В формиро-

' Государственная служба (комплексный подход). С.18 —23.

вании такой иерархии играют роль как внешние, объективные факторы, так и внутренние, субъективные. А именно: внешние факторы социальной среды пропускаются через призму субъективного сознания, собственных интересов.

Таким образом, любой индивид является, с одной стороны, носителем социальных, экономических, культурных норм и предписаний той социальной системы, в рамках которой осуществляется его профессиональная деятельность.

А с другой —индивид, удовлетворяя свои специфические потребности, действует в рамках собственных интересов, которые находятся в сложнейшем равновесии с интересами различных профессиональных групп, организаций и общества в целом1.

Для каждого субъекта чрезвычайно важно решить, какую именно позицию он считает для себя самой главной, ибо это подскажет ему, как поступить в случае конфликта обязанностей или ожиданий, связанных с множеством занимаемых позиций.

Такая социальная позиция, которую человек выбирает для себя в качестве наиболее важной, с которой он более всего себя идентифицирует, независимо оттого, совпадает это или расходится с культурными приоритетами данного общества, называется центральным статусом.

В то же время другие позиции, имеющие меньшее субъективное значение, называются периферийными[1] [2].

Разновидностями социального статуса являются предписываемый и достигаемый статусы. Достигаемый статус — это место индивида в социальной иерархии позиций, которого он достигает своими собственными усилиями, в результате свободного выбора. Достигаемый статус в большинстве случаев напрямую связан с должностным, с тем, который человек занимает в ходе своей профессиональной деятельности.

Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать или защищать. Он характеризует совокупность социальных функций личности.

Социальный статус зависит от места личности в совокупной сети позиций, обычно иерархически упорядоченной. Статус — понятие, соотносимое с понятием социальной роли, которая показывает систему социальных функций личности в соответствии с занимаемым местом в системе общественных отношений. Ф.

Знанецкий пишет: «Каждый индивид играет некие социальные роли, занимает некие позиции, осуществляет некие функции в своем социальном окружении, предполагающие определенные права и обязанности, которые в большинстве случаев связаны с подобными позициями и функциями и, таким образом, остаются независимыми от индивида, хотя способ, которым он фактически осуществляет их и выполняет свою социальную функцию в соответствии с каждой позицией, всецело зависит от него»[3].

Понятие «социальный статус» применяется также по отношению к профессии: в этом случае оно выступает как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии среди других профессий, которые в совокупности образуют профессионально-квалификационную структуру общества, обусловленную разделением труда.

Анализ понятия «социального статуса» мы встречаем ещеуМ. Вебера.

Вебер, сравнивая различные типы обществ, утверждает, что стратификация определяется в основном социальными показателями, а статус определяется различными стилями жизни и нормами, традициями, доминирующими в обществе.

Согласно Веберу, признаки ранга включают в себя престиж, честь и оценку, а также признанные законом, обычаем или религией некоторые привилегии либо их отсутствие.

«Если говорить о теории стратификации Вебера в самых общих чертах, то в основании лежат три фактора, или измерения: 1) экономический статус, или богатство как совокупность всех материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие виды собственности; 2) власть как возможность подчинять своей воле других людей (политический статус);

3) престиж — основа социального статуса — как признание и уважение достоинств субъекта, высокая оценка его поступков, являющихся образцом для подражания»[4].

Общество не только создает социальные статусы, но и регулирует распределение членов общества по этим позициям в соответствии с присущей ему иерархизиро- ванной социальной структурой.

Необходимо отметить, что социальной структуре современного российского общества присуща крайняя неустойчивость, идет активное размывание традиционных групп, становление новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, доходам, включенности во властные структуры, социальной самоидентификации. Подвижность социального статуса различных слоев, исчезновение традиционных механизмов регуляции поведения групп, отсутствие форм и методов социальной организации групп препятствуют осознанию групповой общности и скрепляющих их интересов.

В большинстве научных исследований и публикаций по проблемам государственной службы понятие «статус государственного служащего» по своему определению воспринимается как его правовой статус. По нашему мнению, на данную проблему следует взглянуть шире.

На протяжении всей человеческой истории типы культуры отличались друг от друга способом распределения людей по статусам и ролям общественных отношений. Определение социального статуса социальной группы требует учета особенностей формирования группы и выполняемых ролей.

Государственная служба как социально-профессиональная группа тесно связана с типом государства, в котором она функционирует.

Учет исторически сложившихся особенностей и существующих тенденций в государственной службе становится необходимым элементом для исследования социального статуса государственных служащих.

Социальный статус государственного служащего — это его положение в обществе по отношению к положению других граждан, занятых иными видами деятельности. Являясь по природе своей статичным, он в то же время динамичен по своему ролевому наполнению1.

Отдельные авторы в содержании понятия статуса государственного служащего выделяют четыре компонента[5] [6].

Первый — непосредственная причастность по роду работы к подготовке, принятию и проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства.

А это уже ближе к такой составляющей общего понимания статуса государственного служащего как политический статус, поскольку основное предназначение государственной службы есть реализация политики государства в определенной сфере жизнедеятельности общества.

Второй — наличие у государственных служащих правомочий и возможностей выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа (и тем самым от лица государства), представляя государственный интерес. Данный компонент частично отражает правовой статус, но в то же время является исключительной особенностью именно социального статуса государственного служащего.

Третий — наличие строгой нормативной регламентированности деятельности государственных служащих.

Четвертый — принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах.

Статус является интегративным показателем положения государственного служащего в системе государственной службы, с одной стороны, и социально-правового положения государственного служащего как гражданина, занимающегося различными аспектами государственного управления, с другой.

В последнем случае статус государственного служащего зависит от господствующих в обществе в настоящий момент ценностных ориентаций в отношении профессиональной деятельности, от состояния общественного сознания, от престижа такой сферы занятости, как государственная служба. В этом случае статус — это уровень социального уважения, это престиж государственных служащих как социальной группы.

Все, что связано с профессиональной деятельностью государственного служащего, как правило, закреплено в правовых нормах и неразрывно связано с социальными нормами, принимаемыми в обществе: этическими нормами, нормами морали, нормами взаимоотношений, например, между поколениями и полами, с нормами представления и отстаивания экономических интересов отдельных групп граждан, нормами поведения и т. д.

В связи с замещением конкретной должности на государственной службе для достижения социальных целей граждане исполняют заданные социальные роли и обладают особым правовым статусом государственного служащего.

Правовой статус можно определить как установленные государством нормы осуществления профессиональной деятельности граждан на должностях государственной службы, в рамках которых проявляются государственно-служебные отношения.

У государственных служащих особый работодатель — государство. Обладая исключительным правом принуждения, реализуемым в форме законов и подзаконных нормативных актов, государство определило отличительные черты правового статуса государственных служащих Российской Федерации от остальных граждан страны.

К основным компонентам правового статуса государственного служащего относятся:

  • — права;
  • — обязанности;
  • — ограничения;
  • — запреты;
  • — требования к служебному поведению;
  • — гарантии;
  • — ответственность.

В таблице 1.1 представлены основные отличия социальных гарантий государственных гражданских служащих от лиц, занятых в бюджетном секторе экономики1.

Наряду с сохранением прав и свобод человека и гражданина, определенных Конституцией Российской Федерации, ряд прав и гарантий государственных служащих имеют существенное отличие от норм, установленных федеральным законодательством для российских граждан.

Итак, государственный служащий — это лицо, обладающее особым правовым статусом. Суть его заключается в праве должностного лица действовать (принимать управленческие решения) по отношению к клиентам, гражданам и другим организациям от имени государства и в целях государства.

Данная особенность связана с понятием «публичная власть», которой, как правило, обладают государственные служащие, в функции которых входит принятие административных решений.

Кроме того, за принятие или непринятие административных решений, за их эффективность эти лица несут ответственность.

Особенности правового статуса наряду с другими факторами влияют на сплочение государственных служащих как социальной общности, как особой статусной группы, на формирование административной среды государственных служащих и выбор вектора развития социальной организации государственной службы в целом.

Обладание особыми отличительными и привлекательными признаками, которые иногда рассматривают как привилегии, дает возможность говорить о престиже государственной службы.

В этом случае статус государственного служащего следует рассматривать как объективное, закрепленное в нормах права положение государственных служащих.

Престиж является неформальной, социокультурной характеристикой статуса[7] [8].

Механизм формирования социально-правового статуса государственных служащих Российской Федерации во многом про тиворечив и неустойчив. Проводимые в настоящее время административная реформа и реформа государственной службы не предполагают кардинального

Таблица 1.1

Сравнение социальных гарантий государственных гражданских служащих и лиц, занятых в государственном секторе экономики

Государственные гражданские служащие РФЛица, занятые в государственном секторе экономики
Государственные служащие имеют право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия службы, премий за выполнение особо сложных и важ- ных заданий, максимальный размер которых не ограничивается, ежемесячного денежного поощрения.Субъекты Российской Федерации могут предусматривать и иные выплаты для государственных служащих субъектов РФ. Размеры денежных выплат ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляцииУсловия оплаты труда предусматриваются трудовым договором. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно по всей территории РФ законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.В систему основных государственных гарантий по оплате груда работников включаются величина минимального размера оплаты труда, величина минимального размера тарифной ставки, др. В бюджетных организациях индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами
Государственный служащий имеет право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности и денежного содержания (т. е. за счет средств государственного бюджета) по мере необходимости. но не реже одного раза в три года при этом представителем нанимателя, образовательным учреждением или иной организацией обеспечиваются условия для освоения программы дополнительного профессионального образованияНеобходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.Могут быть задействованы финансовые средства предприятий, организаций и самих работников
Государственные гражданские служащие РФЛица, занятые в государственном секторе экономики
Государственному служащему и членам его семьи гарантируется медицинское страхование, в том числе после выхода на пенсию за выслугу лет. Предусмотрен федеральный закон о медицинском страховании государственных служащих РФ. Кроме этого, государственные служащие обслуживаются и в рамках программ обязательного медицинского страхованияГарантировано медицинское обслуживание в рамках программ обязательного медицинского страхования
Государственный служащий имеет право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению с учетом стажа государственной службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней. Порядок установления и выплаты пенсий по государственному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данным Законом устанавливаются основания возникновения и порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии
Государственный служащий имеет право и ему гарантируется предоставление ежегодного оплачиваемого основного и дополнительного отпуска с сохранением замещаемой должности и денежного содержания продолжительностью не менее 30 календарных дней. В особыхРаботникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней

Окончание табл. 1.1

случаях может предоставляться отпуск без сохранения денеж- ногосодержания продолжительностью не более одного года. В этом случае за государственным служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы
Государственному служащему может предоставляться единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской государственной службы

отхода от классических принципов бюрократического управления, основанного на централизации, иерархическом регулировании, системе правил. В то же время содержание этих институтов радикально меняется на кадровом поле. На практике утверждаются новые правила служебного поведения, профессиональной этики, регламенты взаимодействия государственных служащих.

https://www.youtube.com/watch?v=QX9p9rAENcQ

Ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность личности.

В статусном наборе выделяется главный статус, наиболее характерный для человека, определяющий его стиль и образ жизни, круг его знакомых и друзей, манеру поведения.

Это тот статус, с которым его идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Статус является важным условием самореализации личности.

Статус государственного служащего — социальное образование; как и любой социальный факт, он является продуктом взаимодействия людей (общностей) и в порядке обратной связи воздействует на их сознание, поведение и деятельность.

За общим статусом государственного служащего стоит многообразие статусов как формальных, так и реальных, как обезличенных, так и персонифицированных.

Это — статусы должностных лиц и специалистов, наполненные ролями руководителей и подчиненных, статусы различных профессионально-должностных и профессионально-квалификационных уровней и т. д.

Иерархическое и горизонтально- профильноесоотношение статусно-ролевых диспозиций, определяющее качественные различия социального и правового положения служащих, образует стратегическое пространство их квалификационного и должностного продвижения. Отсюда — карьерно-развивающая функция статуса государственного служащего[9] [10].

Если говорить о предписанном и достигаемом статусе применительно к госслужащим, в современной российской действительности необходимо отметить следующую закономерность.

Предписанный статус (определяемый социальным происхождением, возрастом, полом, этнической принадлежностью, т. е. теми факторами, которые даются от рождения и которые трудно изменить), по-прежнему, как и во времена патриархальной организации труда, значительно влияет на положение индивида в системе государственной службы2.

Достигаемый статус — это то положение, которое приобретается путем получения образования, профессии, значимых результатов деятельности, родом занятий, должностным ростом и т. д. Условием успеха в этом направлении является применение принципа «заслуг и достоинств», хотя к успеху могут привести и сомнительные принципы «добычи», «старшинства», «личных связей».

Оценка социального статуса государственных служащих в настоящее время проявляется в двух противоположных мнениях, складывающихся в отношении государственной службы в российском обществе.

С одной стороны, несмотря на все негативные явления, связанные с неэффективной работой государственного аппарата, в обществе высок престиж государственной службы как профессионального вида деятельности. Однозначно признается высокий потенциал власти, сконцентрированный в руках государственных служащих.

Стабильно высоким остается конкурс в 160 учебных заведениях, осуществляющих обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку служащих для государственного и муниципального управления.

С другой стороны, опросы общественного мнения постоянно подтверждают неудовлетворенность населения качеством услуг, оказываемых государственными органами. Очевидна потребность большинства респондентов в уважении, в простом человеческом участии к ним при обращении в органы государственной власти.

На основании анализа материалов социологических опросов населения можно выделить три основные группы недостатков, которые присущи российским госслужащим и свидетельствуют о дисфункциональности государственной службы. Они снижают ее престиж, социальный статус государственных служащих и уважение к ним в обществе[11]:

  • 1. Профессионально-деятельностные отклонения — бюрократизм, коррумпированность и взяточничество, стремление использовать свою работу в корыстных целях, пренебрежение к законам.
  • 2. Профессионально-нравственные отклонения — безразличие, неуважительное отношение к людям, непорядочность, нечестность, отсутствие принципиальности.
  • 3. Профессионально-функциональные отклонения — имитация бурной деятельности, безответственное отношение к своим служебным обязанностям.

В практике очень сложно разделить правовой и социальный статусы государственного служащего, поэтому обычно говорят о социально-правовом статусе. Для целей анализа ряд авторов рассматривают также моральный, экономический, социально-психологический, другие виды статусов.

Посредством ролевого взаимодействия и социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение чиновников, усвоение ими соответствующих нравственных норм, ценностей и требований социальной среды.

Таким образом, основным элементом механизма включения государственных служащих в структуру государственной и муниципальной службы является профессиональная социализация.

Она означает процесс усвоения государственным служащим своей профессиональной роли, осознания места в социально-профессиональной структуре общества, выработки самосознания представителя чиновничьего сословия, включение в его публично-правовые отношения.

Данный процесс осуществляется прежде всего в системе непрерывного профессионального образования, связанного с аттестацией персонала, повышением его квалификации, планированием служебной карьеры и т. п.

Государственная служба как социальный институт и статус государственного служащего не являются застывшими, окостеневшими явлениями. Они развиваются и видоизменяются с течением времени, с учетом социально-экономических изменений, протекающих в обществе.

  • 1. Обозначьте основные подходы к определению бюрократии.
  • 2. Каковы принципы рациональной бюрократии, выделенные М.Вебером?
  • 3. Что включает в себя понятие «социальный статус» индивида?
  • 4. В чём специфика социального статуса государственного служащего?
  • 5. Раскройте понятие «правовой статус» государственного служащего.

Васильев В.П., Деханова Н.Г., Холоденко ЮЛ. Государственное управление: Учеб, пособие. М.: Дело и сервис, 2010. Вебер М. Хозяйство и общество. М., 1959. Государственная служба (комплексный подход): Учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. М.: Дело, 2009.

Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: Учебник. М.: КНОРУС, 2008.

Кашина МЛ., Вагина Л.В. Социология для государственных служащих. СПб.: Издательство СЗАГС, 2006.

Магомедов К.О. Социология государственной службы. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2007.

ОвсянкоД.М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб, пособие. М.: Юрист, 2008.

Ситуационный анализ в учебных курсах по государственному управлению в политике: Учебное пособие / Под. ред. Г.Л. Купряшина М., 2004.

Управление государственной гражданской службой Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2009.

Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: ЗАО «Издательство „Экономика»», 2002.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.

Источник: https://studme.org/125853/menedzhment/sotsialnyy_status_gosudarstvennogo_sluzhaschego

27) Статус государственного служащего

§ 2. Статус политического государственного служащего и пути его

Статус—положение, позиция, место, занимаемоеиндивидом (группой) в обществе или вотдельной его подсистеме. Это интегративныйпоказатель места человека в обществе,его принадлежности к той или инойсоциальной, в том числе профес­сиональной,группе.

Основными составляющими статусавысту­пают социальные роли, которыеопределяются гражданством, об­разованием,квалификационным рангом и общественнойзначимо­стью профессии, занимаемойдолжностью, авторитетом личности.

Посредством ролевого взаимодействияи социального статуса упорядочиваютсяотношения между людьми, происходитусвое­ние политических, юридических,моральных и иных социальных правил,норм, традиций и других императивовсоциальной среды.

Выделяют:Предписываемый (аскриптивный) статус,который занимает че­ловек внезависимости от его личных усилий изаслуг.

Достигаемыйстатус, наоборот, зависит от человека,его образования, квали­фикации, волевыхкачеств, нравственных измерений.

ДляГС-го можно выделить социальный, правовой,профессиональный, экономический,нравственныйполитический и тд статусы. При этом однагруппа статусов со временем трансформируетсяв другую, затем в третью и т.д. — образуюткарьеру.

Социальныйстатус характеризует не только устойчивое(пас­сивное, статическое) положениечеловека внутри системы, но и веськомплекс его отношений с другимииндивидами и группами. Многие из нихрегулируются правом и тем самым предстаюткак правовой статус.

Статусгосударственного служащего определяется:видом ГС (гражданская, военная,правоохранительная); Категорией игруппой замещаемой должности;Профессионализмом государственногослужащего; Нахождением на государственнойслужбе или после увольнения.

Социальныйстатус государственного служащего-положение его в обществе по отношениюк положению других граждан, занятыхиными видами деятельности.

Компонентысоциального статуса:

-Непосредственная его причастность кподготовке, принятию или проведению вжизнь решений в областиисполнительно-распорядительнойдеятельности государства;

-Возможность выступать в пределах своихполномочий от имени государства;

-Строгая нормативная регламентациядеятельности государственных служащих;

Принадлежностьк особой профессионально-статуснойгруппе, хотя и состоящей из представителейразличных профессий, но объединенныхсамим фактом работы в государственноморгане;

Взаимосвязьправового и со­циального статусов:

-социальный статус и правовой статусвыражают один и тот же феномен — местои роль гражданина в системе социальныхи правовых государственно-служебныхотношений;

-социальный статус и правовой статус всвоем органическом единстве отражаютсодержание служебных отношений, выра­жаютсущность социально-правового статусагосударственной службы и государственногоуправления в целом;

-социальный статус и правовой статусслужащего соотносятся между собой какобщее и особенное;

социальныйстатус служит основой определения местаи роли служащего в системе социальных(политических, управленче­ских,организационных, нравственных и др.)отношений и слу­жит основой длясистематизации законодательства о ГС,регламентации повседневной служебнойдея­тельности, более грамотногоосуществления необходимыхорганизационно-структурных преобразований;

-рассмотрение социального и правовогостатусов в их диалекти­ческомвзаимодействии позволяет эффективнееосуществлять отбор, расстановку ипрофессионально-должностное развитиекадров.

Правовойстатус ГС-го — юридическая форма егосоциального положения как работника,находящегося на службе государству.Его состоя­ние включает правосубъектность:права и обязанности (полномо­чия),ответственность, ограничения, запретыи гарантии. Ст.15-17 ФЗ-79 «ОГГС»

Видыправового статуса государственногослужащего:

-Общий правовой статус государственногослужащего установлен КонституциейРоссии, федеральными законами

-Особенный правовой статус государственногослужащего отражает специфику егослужебной деятельности в отдельныхвидах государственной службы (гражданской,военной или правоохранительной).

-Специальный правовой статус государственногослужащего определяется правовымположением государственного органа,его специализацией и носит профессиональныйхарактер. Это статус, специальнопредоставленный государственномуслужащему для выполнения задач и функций,возложенных на государственный органутвержденным о нем положением.

-Индивидуальный правовой статусгосударственного служащего определяетсядолжностным регламентом по занимаемойдолжности государственной службы.Данный правовой статус включает в себянормы общего, особенного и специальногоправового статуса государственногослужащего.

Приэтом на правовое положение государствен­ноюслужащего оказывают влияние такиефакторы, как регули­рующая отрасльправа, юридическая сила правового акта,уста­навливающего статус, а такжестатус статусоустановителя.

Ядромправового статуса государственногослужащего явля­ются обязанности иправа. Они определяют границы должногопо­ведения и действий служащих,юридические возможности действо­ватьв пределах этих границ.

Обязанностипредставляют собою ус­тановленныезаконодательством и обязательные длягосударствен­ных служащих отношения,действия и состояния, неисполнениекоторых несовместимо со статусомдолжностного лица.

Наделение правамиспособствует выполнению этих обязанностей.

Взаконодательстве России остаетсянеразработанной про­блема ответственностигосударственного служащего какнеотъ­емлемая часть его правовогостатуса.

Несмотря на специфику этойответственности, законодатели ориентируютна применение порядка наложениядисциплинарных взысканий, установленногов ТК РФ.

В то же время в уголовномзаконода­тельстве предусмотренаповышенная ответственность должност­ноголица государственной службы занесоблюдение правил, обеспечение которыхвходит в его обязанности.

Гражданскийслужащий— гражданин Российской Федерации, взявшийна себя обязательства по прохождениюгражданской службы.

Гражданский служащийосуществляет профессиональную служебнуюдеятельность на должности гражданскойслужбы в соответствии с актом о назначениина должность и со служебным контрактоми получает денежное содержание за счетсредств федерального бюджета или бюджетасубъекта Российской Федерации.

Государственный(муниципальный) служащий России, как ивсякий субъект права – гражданин РФ,имеет права, свободы и обязанностичеловека и гражданина, установленныеКонституцией и другими нормативнымиправовыми актами. Вместе с тем с моментазамещения государственной (муниципальной)должности государственной (муниципальной)должности он становится субъектомгосударственно-служебных отношений.

Правовойстатус (правовое положение) государственных(муниципальных) служащих –это содержание (сущность)государственно-служебных правоотношений.Правовой статус служащих раскрываетсячерез установление их прав, обязанностей,ответственности.

Правовойстатус государственных (муниципальных)служащих представляет собой совокупностьправ, свобод, обязанностей, ограничений,запретов, ответственности служащих,установленных законодательством игарантированных государством.

Правагосударственного служащего –это обусловленные Конституцией РФ,установленные федеральным законом,иными правовыми нормативными актами иохраняемые государством возможностии свободы профессиональной деятельностипо обеспечению исполнения полномочийгосударственных органов. Общие правагосударственного служащего перечисленыв ст.9 Федерального закона. Их можноразделить на три группы:

1.Права, обеспечивающие уяснение служащимсвоего правового статуса и его правовуюзащиту:

  • право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, организационно-технические условия, необходимые для исполнения служащим должностных обязанностей (п.1 ч.1 ст.9);
  • право на ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений (п.7 ч.1. ст.9);
  • право на проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство (п.10 ч.1 ст.9);
  • право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения и т.п. (ч. 2 ст.9).

2.Права, способствующие непосредственномувыполнению служебных обязанностей:

  • право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п.2 ч.1 ст.9);
  • право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (п.3 ч.1 ст.9);
  • право на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями (п.4 ч.1 ст.9);
  • право на переподготовку, переквалификацию и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета (п.8 ч.1 ст.9);
  • право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции (п.12 ч.1 ст.9).

3.Права, содействующие усилению должностнойактивности государственного служащего,реализации принадлежащих емуконституционных прав и свобод,обеспечивающих социальные гарантиислужащего:

  • право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности (п.5 ч.1 ст.9);
  • право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации (п.6 ч.1 ст.9);
  • право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы (п.9 ч.1 ст.9);
  • право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов (п.11 ч.1 ст.9).

Под обязанностямигосударственного служащего имеютсяв виду обусловленные Конституцией РФи установленные федеральным законом,иными правовыми нормативными актамидля обязательного систематическогоосуществления функции (основныедействия), составляющие в своейсовокупности существо профессиональнойдеятельности по обеспечению исполненияполномочий государственных органов.

Гражданскийслужащий обязан:

1)соблюдать Конституцию и законы, исполнятьдолжностные обязанности в соответствиис должностным регламентом;

3)исполнять поручения соответствующихруководителей, данные в пределах ихполномочий, установленных законодательствомРоссийской Федерации;

4)соблюдать при исполнении должностныхобязанностей права и законные интересыграждан и организаций;

5)соблюдать служебный распорядокгосударственного органа;

6)поддерживать уровень квалификации,необходимый для надлежащего исполнениядолжностных обязанностей;

7)не разглашать сведения;

8)беречь государственное имущество;

9)представлять в установленном порядкепредусмотренные федеральным закономсведения о себе и членах своей семьи, атакже сведения о полученных им доходахи принадлежащем имуществе;

10)сообщать о выходе из гражданстваРоссийской Федерации или о приобретениигражданства другого государства в деньвыхода из гражданства РоссийскойФедерации или в день приобретениягражданства другого государства;

11)соблюдать ограничения, выполнятьобязательства и требования к служебномуповедению, не нарушать запреты, которыеустановлены настоящим Федеральнымзаконом и другими федеральными законами;

12)сообщать представителю нанимателя оличной заинтересованности при исполнениидолжностных обязанностей, которая можетпривести к конфликту интересов, приниматьмеры по предотвращению такого конфликта.

Гражданскийслужащий не вправе исполнять данноеему неправомерное поручение.

Приполучении от соответствующего руководителяпоручения, являющегося, по мнениюгражданского служащего, неправомерным,гражданский служащий должен представитьв письменной форме обоснованиенеправомерности данного поручения суказанием положений законодательстваРоссийской Федерации, которые могутбыть нарушены при исполнении данногопоручения, и получить от руководителяподтверждение этого поручения вписьменной форме. В случае подтвержденияруководителем данного поручения вписьменной форме гражданский служащийобязан отказаться от его исполнения.

Вслучае исполнения гражданским служащимнеправомерного поручения гражданскийслужащий и давший это поручениеруководитель несут дисциплинарную,гражданско-правовую, административнуюили уголовную ответственность всоответствии с федеральными законами.

Гражданскийслужащий, замещающий должность гражданскойслужбы категории «руководители»высшей группы должностей гражданскойслужбы, в целях исключения конфликтаинтересов в государственном органе неможет представлять интересы гражданскихслужащих в выборном профсоюзном органеданного государственного органа впериод замещения им указанной должности.

Гражданскиеслужащие подлежат обязательнойгосударственной дактилоскопическойрегистрации в случаях и порядке,установленных федеральным законом.

Запреты,связанные с гражданской службой:

1)участвовать на платной основе вдеятельности органа управлениякоммерческой организацией, за исключениемслучаев, установленных федеральнымзаконом;

2)замещать должность гражданской службыв случае:

а)избрания или назначения на государственнуюдолжность;

б)избрания на выборную должность в органеместного самоуправления;

в)избрания на оплачиваемую выборнуюдолжность в органе профессиональногосоюза, в том числе в выборном органепервичной профсоюзной организации,созданной в государственном органе;

3)осуществлять предпринимательскуюдеятельность;

5)быть поверенным или представителем поделам третьих лиц;

6)получать вознаграждения)

7)выезжать за границу за счет средствфизических и юридических лиц;

8)использовать в целях, не связанных сисполнением должностных обязанностей,средства материально-технического ииного обеспечения, другое государственноеимущество, а также передавать их другимлицам;

9)разглашать;

10)допускать публичные высказывания;

11)принимать без письменного разрешенияпредставителя нанимателя награды,почетные и специальные звания (заисключением научных) иностранныхгосударств, международных организаций,а также политических партий, другихобщественных объединений и религиозныхобъединений.

12)использовать преимущества должностногоположения для предвыборной агитации,а также для агитации по вопросамреферендума;

13)использовать должностные полномочияв интересах политических партий, другихобщественных объединений, религиозныхобъединений и иных организаций, а такжепублично выражать отношение к указаннымобъединениям и организациям в качествегражданского служащего, если это невходит в его должностные обязанности;

14)создавать в государственных органахструктуры политических партий, другихобщественных объединений (за исключениемпрофессиональных союзов, ветеранскихи иных органов общественной самодеятельности)и религиозных объединений илиспособствовать созданию указанныхструктур;

15)прекращать исполнение должностныхобязанностей в целях урегулированияслужебного спора;

16)входить в состав органов управления,попечительских или наблюдательныхсоветов, иных органов иностранныхнекоммерческих неправительственныхорганизаций;

17)заниматься без письменного разрешенияпредставителя нанимателя оплачиваемойдеятельностью;

3.Гражданин после увольнения с гражданскойслужбы не вправе:

1)в течение двух лет замещать должности,а также выполнять работу на условияхгражданско-правового договора вкоммерческих и некоммерческихорганизациях, если отдельные функциигосударственного управления даннымиорганизациями входили в должностныеобязанности гражданского служащего,без согласия соответствующей комиссиипо соблюдению требований к служебномуповедению государственных гражданскихслужащих и урегулированию конфликтовинтересов, которое дается в порядке,устанавливаемом нормативными правовымиактами Российской Федерации;

2)разглашать или использовать в интересахорганизаций либо физических лиц сведенияконфиденциального характера илислужебную информацию, ставшие емуизвестными в связи с исполнениемдолжностных обязанностей.

Источник: https://studfile.net/preview/5899156/page:27/

О политических государственных служащих. (г. сапаргалиев, директор института государства и права казгюу, д.ю.н., член-корреспондент hah pk)

§ 2. Статус политического государственного служащего и пути его

Источник: Прочие

О политических государственных служащих
Доклад на «круглом столе»: «Законодательное регулирование
системы государственной политической службы в Республике Казахстан
и возможные пути его совершенствования» (20 ноября 2001 года)

Первым актом, специально посвященным государственной службе в Республике Казахстан, был Указ Президента «О государственной службе» от 26 декабря 1995 г., в котором поднимались вопросы, ранее не ставившиеся в Казахстане. 23 июля 1999 г. был принят Закон Республики Казахстан «О государственной службе».

В настоящее время имеется пакет нормативных правовых актов, которые в значительной степени регулируют отношения в сфере государственной службы.

Можно уже говорить о том, что в Казахстане формируется законодательство о государственной службе, которое вбирает в себя опыт передовых государств, учитывает свои национальные особенности.

В данной работе я пытаюсь высказаться по некоторым вопросам, связанным с такой категорией государственных служащих, как политические служащие, их особенности и значение.

Закон «О государственной службе» Республики Казахстан дает следующее определение: политический государственный служащий — это государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политикоопределяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач. Данное понятие полностью политизирует все стороны жизнедеятельности политических государственных служащих (ПГС): назначение (избрание), деятельность и освобождение от исполнения обязанностей. Но это не означает, что политические государственные служащие китайской стеной отгорожены от административных служащих. Обе группы государственных служащих составляют единую государственную службу. Относительно взаимоотношений политических и административных служащих как в законодательстве некоторых стран, так и в специальной литературе сложилось два мнения:

1) можно и нужно провести демаркационную линию между ними;

2) нельзя между ними проводить такую четкую границу.

Сторонники второй позиции приводят в подтверждение следующие аргументы: административные служащие, занимающие важные должности, неизбежно влияют на принятие и тем более на проведение в жизнь политических решений. Они обладают более высоким уровнем профессиональной компетентности по сравнению с политическими.

Средний срок пребывания политического служащего на одной государственной должности небольшой 2-3 года, поэтому он заинтересован быстро сделать что-нибудь заметное и двигаться вверх по политической лестнице или уйти в частный сектор за деньгами.

А административный служащий связан с перспективой постоянной работы на одном месте (органе) и поэтому, старается просчитывать долговременные последствия решений и действий, в которых участвует, стремится улучшить качество работы, повысить профессионализм. Все это не может не влиять на решение политических задач.

Между прочим, вторая позиция поддерживается, по моему мнению, и Агентством по делам государственной службы РК. В проекте Методологии анализа и оценки должностей административных государственных служащих, разработанных агентством, в факторе 4 оценки содержится следующее положение:

4.5. Должность требует знаний отдельных и общих вопросов политики, понимания взаимосвязей между ними;

4.6. Должность требует знаний и компетентности, необходимых для формулирования политики, определения целей, задач и стратегий реализаций.

Итак, очевидно, что определенная категория административных служащих не может быть отделена от политики, от политических отношений.

Закон «О государственной службе» не проводит демаркационную линию между политическими и административными государственными служащими. В законе содержатся принципы государственной службы, в равной мере относящиеся как к политическим, так и к административным служащим.

Всесторонний анализ этих принципов, по моему мнению, обнаружил бы особенности их проявления в отношении политических государственных служащих.

Общими для политических и административных государственных служащих являются ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе (ст.10 закона).

Закон «О государственной службе» РК устанавливает общие для политических и административных государственных служащих требования при поступлении на государственную службу и указывает, что дополнительные требования, предъявляемые для поступления на политическую государственную службу, определяются Президентом РК. В законе приводится перечень общих требований. К ним относятся следующие:

1) обладать гражданством Республики Казахстан;

2) быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством республики;

3) обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.

Положением о порядке прохождения государственной службы, утвержденным Указом Президента 10 марта 2000 г., в качестве дополнительного требования установлено, что занятие политической государственной должности осуществляется при условии прохождения гражданами обязательной специальной проверки.

В то же время имеются существенные особенности в правовом положении политических государственных служащих, отличающие их от административных служащих. Прежде рассмотрим, кто относится к политическим государственным служащим по законодательству Республики Казахстан. К этой категории государственных служащих относятся:

1) Премьер-министр РК и иные члены правительства;

2) Государственный секретарь республики;

3) руководитель Администрации президента и его заместители;

4) помощники, советники Президента республики;

5) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики;

6) акимы областей, городов Астаны и Алматы;

7) чрезвычайные и полномочные послы республики;

8) первый заместитель и заместители руководителя канцелярии Премьер-министра;

9) первые заместители и заместители министров;

10) руководители центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства, их первые заместители и заместители;

11) руководители ведомств, их первые заместители и заместители;

12) председатель Центральной избирательной комиссии, его заместитель, секретарь и члены Центральной избирательной комиссии;

13) члены Счетного комитета республики по контролю за исполнением республиканского бюджета;

14) руководители структурных подразделений Администрации Президента РК, их первые заместители и заместители;

15) специальные представители Президента;

16) первые заместители и заместители руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту;

17) заместители секретаря Совета безопасности РК;

18) члены Государственной комиссии по борьбе с коррупцией, обладающие статусом государственных служащих;

19) исполнительные директора и члены Национальной комиссии по ценным бумагам;

20) директор Архива Президента РК и его заместители;

21) государственные инспектора Администрации Президента РК;

22) государственные инспектора Государственной комиссии по борьбе с коррупцией;

23) начальник Медицинского центра Управления делами Президента РК, его заместители;

24) первые заместители и заместители акимов областей, городов Астаны и Алматы;

25) председатели дисциплинарных советов акимов областей, городов Астаны и Алматы;

26) акимы нижестоящих административно-территориальных единиц;

27) руководители аппаратов Палат Парламента РК и их заместители.

Как видно, корпус политических служащих Республики Казахстан состоит из высших должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к разработке и реализации политических решений, политики.

В силу этого политические государственные служащие должны иметь особенности, отличающие их от административных государственных служащих, а именно: отличия политических государственных служащих от административных при прохождении государственной службы:

1) Для политических государственных служащих не устанавливается испытание, в то время как в отношении административных служащих может быть установлено испытание.

2) Административные государственные служащие проходят аттестацию с целью определения уровня их профессиональной подготовки, правовой культуры, способности работать с гражданами. (Политические служащие такую аттестацию не проходят). Но это не означает, что им не предъявляются соответствующие требования.

3) Продолжительность рабочего времени административных государственных служащих определяется в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом «О государственной службе» (п.2 ст.17).

Однако продолжительность рабочего времени политических государственных служащих не определяется трудовым законодательством. Закон «О государственной службе» не указывает, каким нормативным правовым актом она регламентируется. В ст.

19 закона отмечается, что иные вопросы прохождения государственной службы, не урегулированные этим законом, регламентируются законодательными актами, Положением о порядке прохождения государственной службы, утверждаемым президентом по представлению уполномоченного органа.

Это указание относится к прохождению государственной службы политическими служащими.

4) Закон «О государственной службе» указывает на источники формирования кадрового резерва для занятия должностей административных государственных служащих. Но в законе и других нормативных правовых актах не указываются источники формирования политических государственных служащих. Это не означает, что не формируется резерв политических государственных служащих.

Отличия политических государственных служащих от административных государственных служащих в области ответственности:

1. Ответственность политических государственных служащих, в законом предусмотренных случаях, может носить не столько юридический, сколько политический характер. Основанием ответственности может быть как политика, так и неисполнение законов.

В этих случаях политические государственные служащие несут политическую ответственность. Так, депутаты Палат Парламента вправе заслушивать отчеты членов правительства, являющихся политическими служащими по вопросам их деятельности.

В случае неисполнения членом правительства законов Республики Казахстан депутаты палат вправе принимать обращение к президенту об освобождении его от должности.

Если президент освобождает члена правительства на основании обращения депутатов палат парламента, то это будет ретроспективная политическая ответственность. Административные государственные служащие не несут политической ответственности, а несут дисциплинарную ответственность.

2. В отношении политических и административных служащих законом предусмотрены идентичные меры дисциплинарных взысканий, что подтверждается Правилами о порядке наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих, утвержденными Указом Президента от 29 декабря 1999 г.

Анализ содержания определения дисциплинарного проступка, данного в этих правилах, подтверждает нашу идею о том, что освобождение члена правительства на основании обращения депутатов за неисполнение законов является не мерой юридической ответственности, а мерой политической ответственности.

Дисциплинарный проступок политического государственного служащего определяется как противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащими возложенных на них обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение государственной и трудовой дисциплины.

Здесь, как видно, нет слов «неисполнение законов», которые носят иной, политический смысл, а не юридический. Следует раскрыть смысл, вкладываемый в слова «неисполнение законов», ибо можно их понимать произвольно. Это уже дело Конституционного Совета.

Самой крайней мерой дисциплинарного взыскания является увольнение политического государственного служащего. И в этом есть некоторое отличие.

Большинство политических государственных служащих могут обжаловать в установленном законодательством порядке наложение на них дисциплинарного взыскания в вышестоящем государственном органе, у вышестоящего должностного лица либо в суде.

Эти гарантии не распространяются на политических государственных служащих, назначаемых президентом на должность и освобождаемых им от должности.

3. Среди дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении политических государственных служащих, нет меры о временном отстранении от исполнения им должностных обязанностей.

Применение такой меры в отношении политического государственного служащего противоречит его статусу.

Административный государственный служащий может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем, назначившим его, до решения вопроса об ответственности в установленном порядке.

4. По Закону «О государственной службе» государственный служащий несет ответственность и за неправомерность своих действий. Здесь идет речь не о противоправном действии, что видно из последующего изложения ст.29 закона.

А дальше говорится о том, что при сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение.

Закон здесь имеет в виду и административных, и политических государственных служащих, поскольку не разграничивает их. Но, по нашему мнению, нужно подумать об этичности обращения к президенту политического государственного служащего о правомерности его распоряжений.

Если не делать исключения в отношении президента, то этот вопрос необходимо отрегулировать.

Отличия политических государственных служащих от административных в процессе прекращения государственной службы:

1. Одним из способов прекращения исполнения обязанностей политическим государственным служащим на соответствующей государственной должности является отставка. Отставка осуществляется на основании письменного заявления политического государственного служащего.

Политические государственные служащие уходят в отставку на основаниях и в порядке, установленных Конституцией, законом «О государственной службе» и иными законодательными актами.

Отставка является либо добровольным актом, либо формой обязательного ухода политического государственного служащего в случаях, предусмотренных Конституцией, законодательными актами. Так, в соответствии с п.2 ст.

68 Конституции Республики Казахстан член правительства, не согласный с проводимой правительством политикой или не проводящий ее, подает в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности. Согласно п.2 ст.

70 Конституции любой член правительства вправе заявить президенту РК о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на него функций. Члены правительства обязательно должны уходить в отставку независимо от их желания, если будет принята отставка премьер-министра (п.5 ст.70 Конституции РК). Административные государственные служащие тоже могут прекратить исполнение своих обязанностей по собственному желанию. Но это не называется отставкой.

2. В случае грубого нарушения должностных полномочий, совершения проступков, несовместимых с нахождением на государственной службе, политические государственные служащие увольняются, а не подают в отставку.

Если даже политический государственный служащий, назначаемый президентом, будет считать незаконным увольнение, он не имеет права обжаловать решение в судебном порядке, тем более в уполномоченный орган, поскольку он выносит решение об увольнении. Конечно, здесь можно усмотреть определенное несоответствие конституционному положению о равенстве всех перед судом. Но это другой вопрос.

Административный же государственный служащий в случае незаконного увольнения имеет право обжалования в уполномоченный орган, а также на судебную защиту своих прав и свобод.

3. Смена вышестоящего политического государственного служащего может служить и, как правило, служит основанием (вернее, поводом) для прекращения деятельности политического государственного служащего нижестоящего уровня. Как отмечалось, уход в отставку премьер-министра прекращает деятельность министров.

Новый министр сам подбирает своих заместителей.

А по Закону «О государственной службе» смена политических государственных служащих не может служить основанием для увольнения административных государственных служащих государственной службы с занимаемой должности по инициативе вновь назначенных политических государственных служащих.

4. Политические государственные служащие дают присягу. Указом Президента РК от 13 апреля 2000 г. утвержден текст присяги политического государственного служащего и порядок ее принесения. В указе написано, что нарушение присяги ведет к освобождению политического государственного служащего от занимаемой должности. Административный государственный служащий присягу не приносит.

Политические государственные служащие отличаются от административных государственных служащих по функциям. Положение о порядке прохождения государственной службы, утвержденное указом Президента от 10 марта 2000 г., содержит основные функции политических государственных служащих, к которым относятся:

1) принятие решений, способствующих определению и реализации государственной политики;

2) контроль за ходом исполнения принятых решений;

3) регулирование и оценка хода исполнения, а также персональная ответственность за выполнение государственных и иных программ и проектов;

4) управление деятельностью государственного органа;

5) руководство работой подчиненных государственных служащих.

В указанном положении нет норм об основных функциях административных государственных служащих. Дело в том, что таковых у них не может быть, поскольку административные служащие работают в самых разных органах, функции которых носят специфический, ведомственный характер.

Отличия политических государственных служащих от административных государственных служащих в области обеспечения: в случае ликвидации или реорганизации государственного органа административные государственные служащие, при наличии стажа работы в государственных органах не менее трех лет, обеспечиваются работой во вновь образованном либо в другом государственном органе в соответствии с их квалификацией либо выплатой выходного пособия — по их выбору. Однако в отношении политического государственного служащего не предусматривается такой меры социальной защиты, хотя это не означает, что они не должны рассчитывать на меры социальной защиты.

Указанные особенности правового положения политических государственных служащих являются основанием, достаточным для принятия особого закона о них и формирования особой подотрасли законодательства о политических государственных служащих.

Гайрат Сапаргалиев,

директор Института государства и права КазГЮУ,

д.ю.н., член-корреспондент HAH PK

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1034294

Studio-pravo
Добавить комментарий