§ 2. Профессионализм и компетентность государственных служащих как

Базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих

§ 2. Профессионализм и компетентность государственных служащих как

Галиакберова Э. З. Базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих // Молодой ученый. — 2020. — №4. — С. 109-112. — URL https://moluch.ru/archive/294/66723/ (дата обращения: 08.02.2020).



В статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: государственная служба, профессиональная компетентность, базовые требования, государственные служащие, профессионализм.

Актуальность данной темы обуславливает изменение подходов к профессионализму и компетентности в системе государственного управления.

За текущими изменениями профессиональных компетенций следуют как положительные, так и отрицательные явления, такие как увеличения объемов работы госслужащих, снижения качества оказываемых государственных услуг: ответов на запросы, обращения граждан, подготовки необходимой документации и т. д.

Таким образом, повышение уровня социально-экономического развития общества является следствием повышения качества и эффективности деятельности государственных гражданских служащих.

Для повышения эффективности и результативности деятельности гражданских служащих необходимо повышать уровень профессиональной компетентности государственного гражданского служащего. Повышать уровень профессионализма кадрового состава государственной службы.

Для рассмотрения вопроса о профессионализме государственных гражданских служащих необходимо рассмотреть нормативно-правовые основы государственной гражданской службы.

Следует учитывать принцип равного доступа граждан к государственной службе, что гарантирует защиту прав граждан при поступлении на гражданскую службу от различного рода дискриминаций, учитывать конкретизацию ФЗ-58 «О системе государственной службы Российской Федерации» конституционных норм и формулировку ряда других принципов доступа граждан к государственной службе.

Так ст.12 58-ФЗ гласит, что «на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным “законом” о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида» [1].

Итак, перечислим факторы, от которых зависит реализация принципа равного доступа к государственной службе:

– требования к наличию гражданства РФ,

– требования к владению государственным языком,

– достижение совершеннолетия.

Также имеются и специальные требования, к которым законодательно отнесены требования к специальному образованию, стажу работы, определенной квалификации, а также другие требования, установленные нормативно-правовыми актами соответствующего органа.

Необходимо упомянуть и Федеральный закон 79-ФЗ, в котором регулируется процесс прохождения различных уровней и видов государственной и муниципальной службы: «на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом» [2].

Проводимые реформы в системе государственных органов, новые требования к государственным гражданским служащим формируют новые подходы к уровню профессионализма государственных гражданских служащих.

Принципы компетентности и профессионализма государственных гражданских служащих, законности и открытости регламентируются и Федеральным законом № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3].

Понимание профессионализма предполагает следующие понятия: направления деятельности определенного государственного органа: готовность к исполнению обязанностей государственным гражданским служащим в соответствии с должностным регламентом, интересами населения государства. О профессиональной компетентности государственных служащих можно сказать как о наборе личностных качеств и способностей, а также профессиональных знаний и навыков, необходимых сотруднику для успешного выполнения своих должностных обязанностей [4, с. 54].

Итак, определение профессиональной компетентности заключается в готовности к деятельности, а не формальный перечень должностных обязанностей.

При анализе методических разработок различных министерств и ведомств было выявлено, к группам показателей эффективности деятельности государственных служащих, группа показателей к профессионально важным качествам государственного служащего принадлежат следующие показатели [5], представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели эффективности деятельности государственных служащих и показатели к профессионально важным качествам государственного служащего, входящие в понятие «Профессиональная компетентность [6, с. 24]

Необходимо учитывать, что критериями и показателями эффективности деятельности государственных гражданских служащих, как правило, выделяют следующие показатели:

– количество выполненных работ — общее количество выполненных плановых и внеплановых работ за определенный период времени;

– качество выполненных работ — интегральный показатель, включающий сдачу работы с первого предъявления, прогрессивность предлагаемых и принимаемых решений;

– соблюдение сроков выполнения работ.

Таким образом, для постоянного повышения профессиональной компетентности, в целях реализации принципа профессионализма и компетентности государственным служащим необходимо регулярно проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

По профессиональной подготовкой и переподготовкой понимается обучение государственных служащих с целью получения ими дополнительных знаний и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности либо достижения уровня подготовки, соответствующего квалификационным требованиям по замещаемым ими должностям [8].

Кадровая политика и кадровая служба в системе государственной гражданской службы должна быть направлена на постоянное совершенствование профессиональных компетенций государственных гражданских служащих [9, с. 122], что подразумевает непрерывное профессиональное образование на базе высших учебных заведений, имеющее системный и опережающий характер.

В настоящее время данный процесс имеет глубокие системные проблемы, которые заключаются в следующем:

– нерегулярный и не системный характер подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих;

– финансирование курсов повышения профессионализма и компетентности, как правило, производится нерегулярно, средства выделяются из местных бюджетов, на основании целевых программ, в крайне недостаточных объемах на реализацию.

Важным является компетентностный подход и опережающий принцип обучения, который подразумевает решение более сложных задач, чем требуется на текущем рабочем месте государственного служащего, при этом реализуя максимально все способности госслужащего, что подстегивает профессиональное развитие [9, с. 22].

Таким образом, базисным критерием оценки качества деятельности государственного служащего должна выступать профессиональная компетентность как интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [10, с. 24].

Итак, компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, публичной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Литература:

  1. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 25 апреля 2003 года № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 апреля 2003 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 мая 2003 г. // Российская газета 30 мая 2003 г.- Федеральный выпуск — № 0(3217).
  2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 — ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2004 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июля 2005 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 31.
  3. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 25 апреля 2003 года № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 апреля 2003 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 мая 2003 г. // Российская газета 30 мая 2003 г.- Федеральный выпуск — № 0(3217).
  4. Внучкович-Стадник А. Оценка персонала. Четкий алгоритм действий и качественные практические решения. — М.: Эксмо, 2010. — 208 с.
  5. Дергачев С. В. Управление профессионально-квалификационным развитием персонала государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации: автореф. дис…канд. соц. наук: 22.00.08. — М., 2008. — 195 с.
  6. Кудрявцева Е. И. Менеджмент компетенций в системе государственной гражданской службы / Е. И. Кудрявцева // Управленческое консультирование. 2013. № 6(54). С. 22–31.
  7. Козырева О. А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития // Educational Technology & Society. 2007. 10(4). С. 376–379.
  8. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования// Педагогическое образование в России. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-professionalnogo-razvitiya-cheloveka-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.01.2020).
  9. Обухова Л. А. Профессионализация кадрового обеспечения государственного управления: проблемы и перспективы // Этносоциум и межнациональная культура. 2007. № 5. С. 21–30.

Источник: https://moluch.ru/archive/294/66723/

Дипломная работа на тему:

§ 2. Профессионализм и компетентность государственных служащих как

Страницы:   1   2   3

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих в РФ
  • 1.1. Государственная гражданская служба: сущность и основные характеристики
  • 1.2. Принцип профессионализма и компетентности в государственной гражданской службе
  • Глава 2. Методологические основы оценки деятельности государственных гражданских служащих
  • 2.1. Система оценки деятельности государственных гражданских служащих в РФ
  • 2.2. Основные методы оценки деятельности государственных гражданских служащих
  • Глава 3. Система оценки деятельности государственных гражданских служащих на примере Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
  • 3.1. Методика системы комплексной оценки эффективности деятельности судебных приставов на примере Пермского края
  • 3.2. Совершенствование оценки профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих
  • Заключение
  • Список источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования.

Эффективность деятельности различных органов государственной власти и системы государственного управления имеет очень большое значение для развития общества, что говорит об актуальности проблемы исследования профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, то как именно на них «лежит большая ответственность за сохранение российского общества и государства в России и ее огромными просторами, самыми важными в мире границами и самым сложным в мире составом населения».

Профессию государственного гражданского служащего можно отнести к одной из самых древних и сложных областей профессиональной деятельности. Деятельность работающих в данной сфере оказывает влияние на жизни и судьбы целого народа.

И как следствие проблемы профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих можно отнести к разряду наиболее значимых, как для общества, так и для государства. По словам И.А.

Газиевой в России уровень профессионализма государственных гражданских служащих на протяжении многих лет остаётся далеким от идеала, на основе чего мы делаем выводы об актуальности данной проблематики на протяжении уже многих лет в отечественной науке.

И как следствие необходимость на базе комплексного социологического исследования состояния государственной гражданской службы и компонентов, которые составляют профессиональную компетентность гражданских служащих, разработать алгоритмы повышение эффективности деятельности служащих в современной ситуации российского общества. В этом и содержится суть научной и практической актуальности проблематики выпускной квалификационной работы.

В настоящее время идет активное реформирование системы государственной службы и какего следствие поископтимальной системы оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих, которая позволит установитьуровни их профессионализма и компетенции и указать пути их повышения. Разработка и внедрение успешной системы является важным научным направлением в сфере исследований современной государственной службы Российской Федерации, на чём основывается выбор данной проблематики для написания выпускной квалификационной работы.

Степень научной разработанности темы.Аспекты исследуемой темы нашли свое отражение в большом количестве работ российских исследователей.

Государственная гражданская служба и ее кадровая политика стали объектами пристального изучения многих отечественных авторов,такими как Д.Ю. Знаменский, И.А. Газиева,В.А. Герасименко Д.А., Г.В. Грызунова, А.А. Дёмин, Г.Г.

Игнатов, В.В. О.В. Малохова, Ю.В. Гаврилкина, В.В. Черепанов. Профессионализм и компетентность методы, и факторы их формирования рассматривали такие ученые какЛ.И. Воронина, И.В. Абакумов,Е.И. Васильева и другие авторы.

При анализе работ раскрывающих проблему правового обеспечения профессионализма и компетентности служащих мы вывели отсутствие системного анализа. Обычно акцент делается на спецификуотдельных органов управления государственной службой.

Во многом не раскрыта тема применения системы оценки профессионализма и компетенции государственных гражданских служащих, в основном рассматриваются пути повышения профессионализма и компетентности, когда сама система оценки упоминается достаточно поверхностно.

Основываясь на этом можно заключить о необходимости дальнейшего исследования актуальность проблемы определение уровня профессионализма и компетентности гражданских служащих и путей их повышения.

Объектом исследования является профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Предметом исследования является система оценки профессиональной деятельности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и пути ее совершенствования на примере Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.

Цель исследования – анализ существующей системы оценки профессиональной деятельности государственных гражданских служащих на примере Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю и поиск пути ее совершенствования.

Для осуществления поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • Проанализировать теоретические аспекты профессионализма и компетенции государственных гражданских служащих в Российской Федерации;
  • Изучить нормативно-правовую базу регулирующую деятельность гражданских служащих и ее оценку;
  • Проанализировать на основе системы комплексной оценки деятельность Федеральной службы судебных приставов;
  • Выявить основные проблемы действующей системы оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации;
  • Выдвинуть предложения по совершенствованию системы оценки профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих.

Теоретико-методологическую основу исследования представляю нормативно-правовые документы, которые регламентируют внедрение и осуществление системы комплексной оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих, учебная литература по данной тематике, научные статьи в периодических изданиях.

Для осуществления исследования были использованы следующие методы: метод научного анализа теоретической базы, метод социологического опроса запятая метод документационного анализа, метод статистических сопоставлений, анализ экспериментальных результатов, моделирование на базе полученных данных путей совершенствование системы комплексной оценки.

Нормативно-правовая база

Источник: https://xn--d1aux.xn--p1ai/professionalnaya-kompetentnost-gosudarstvennyh/

Профессионализм и компетентность государственного служащего

§ 2. Профессионализм и компетентность государственных служащих как

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих отражает сущность государственной службы как профессиональной служебной деятельности.

В научной литературе профессионализм определяется как «высший уровень психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях». Профессионализм тесно связан с понятием «компетентность» (от лат. competens — соответствующий, способный). Компетентность означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации деятельности, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности.

Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, обязаны совершенствовать профессиональное мастерство, стремиться к достижению максимально высокого уровня своей деятельности в соответствии с принципами формирования кадрового состава государственной гражданской службы, заложенными статье 60 Закона 79-ФЗ.

Спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной деятельности является обязательное проведение аттестации государственных служащих. Так, например, статьей 48 Закона 79-ФЗ предусмотрен порядок проведения аттестации на государственной гражданской службе.

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г.

№110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» утверждено «Положение об организации и проведении аттестации на государственной гражданской службе».

Данным Положением устанавливаются периодичность проведения аттестации на государственной гражданской службе, перечень лиц, не подлежащих аттестации, порядок формирования аттестационной комиссии, непосредственно порядок организации и проведения аттестации.

На повышение профессионализма и компетентности граждан, находящихся на государственной службе, направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка, регламентируемые ст. ст. 62 и 63 Закона 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами.

Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются: 1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; 2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; 3) результаты аттестации гражданского служащего.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.

Согласно п.

2 Указа от 12 августа 2002 №885 «Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: 1) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов; 2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; 3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа; 4) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения».

Проблема создания современной высокоэффективной системы государственной службы в России находится под усиленным вниманием Президента РФ, поскольку от решения этой ключевой проблемы во многом зависит не только состояние экономических реформ, но и политическое, социально-культурное формирование России, ее становление как истинно демократического государства.

Корпоративная культура

Корпоративная культура – это совокупность ценностей, идей, норм и правил, принятых на предприятии. Также корпоративную культуру можно определить как уровень доверия, гостеприимства, стремления и ценности, разделяемые всеми работниками предприятия. Эта культура может изменяться (например, под воздействием внешнего управленческого звена или неформальных групп в пределах предприятия).

Корпоративная культура занимает важное положение в жизни предприятия и находится под пристальным вниманием руководства. Специально выработанная стратегия и тактика позволяют оказывать влияние на формирование корпоративной культуры.

Особенности проявления корпоративной культуры зависят от сферы деятельности, например в банковской сфере существует строгий дресс-код, поведение персонала четко определено.

В сфере торговли и продаж стиль общения менее формален, приветствуются энергичность и коммуникабельность.

Корпоративная культура формируется на основе двух составляющих, таких как формальная и неформальная система ценностей.

1. Формальную систему ценностей создает руководство с помощью разработанных инструкций, стратегий и планов, систем обучения и повышения квалификации, разработки единой корпоративной политики и другими способами.

Корпоративной целью является создание емкого девиза (или лозунга), который должен отражать сущность гостиницы. Например, гостиница «Новотель-Москва» имеет лозунг: «Качество и скромность – с улыбкой».

Сущность стандартов заключается в выполнении служащими работы, которая соответствует общепринятым требованиям, предъявляемым к данному виду работы или услуге. В стандарты, предъявляемые к сотрудникам, входят: 1) внешний вид; 2) речевой этикет; 3) движения; 4) служебная форма и др.

Уровень соответствия выполняемой сотрудником работы существующим стандартам организации напрямую зависит от квалификации данного сотрудника.

При возникновении стрессовых ситуаций сотрудник должен знать, как их разрешить.

Обучение сотрудников. Каждый сотрудник должен владеть определенными знаниями, которые необходимы ему для выполнения своих обязанностей.

Теоретические знания – форма научных знаний об объектах окружающей действительности.

Технологические знания – это выполнение правил, инструкций и стандартов. Данные знания приобретаются непосредственно в процессе работы в гостинице.

Специальные знания – знания, необходимые специалисту для работы в конкретной сфере (например, знание иностранного языка).

В сфере гостиничного бизнеса сотрудник должен иметь такие личные качества, как открытость, готовность к контактам, умение расположить к себе клиентов.

Обучение проходит в течение двух-трех месяцев. Сотрудник учится правильно вести себя с клиентами и с другими работниками гостиничного предприятия.

2. Неформальной системой ценностей являетсявнутренняя среда коллектива. Данная система ценностей, базируясь на использовании социально-психологических знаний, позволяет установить место сотрудника в коллективе, выявить лидеров, обеспечить эффективные взаимоотношения с коллективом.

Руководителям необходимо учитывать, что по мере увеличения коллектива обязанности должны распределяться и контролироваться более жестко. Существует феномен – эффект социального лодыря. Его обнаружили совершенно неожиданно. Экспериментировали на группе гребцов и засекали время, которое возрастает по мере увеличения количества участников.

При увеличении членов команды показатели не улучшаются. Происходит перераспределение ответственности на всех присутствующих. Данный феномен начинает работать в условиях большого коллектива. Его надо учитывать при формировании каких-то психологических аспектов. В большом коллективе руководителю необходимо контролировать формирование корпоративной культуры.

Корпоративная культура становится инструментом воздействия на персонал.

Необходимо создать корпоративную программу, которая бы отражала представление о том, каким хотят видеть гостиничное предприятие гости, партнеры и сотрудники.

Следует отметить, что главным достоянием организации является персонал и информация.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 2343 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/15-76753.html

Профессионализм и компетентность государственных служащих

§ 2. Профессионализм и компетентность государственных служащих как

Принцип профессионализма предполагает, что государственный служащий должен иметь высокую квалификацию, быть компетентным в вопросах государственной службы, иметь высокие моральные устои и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности, государственных служащих является ведущим началом при организации и функционировании государственной службы. Это не только одно из основных требований, определяющих формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий.

Профессионализм государственных служащих можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае речь идет о необходимости получения общего профессионального образования, позволяющего выполнять не только узкоспециальные функции, но и общие функции управления.

Во втором случае предполагается качественное выполнение именно специальных функций и задач, характерных для конкретного вида государственной деятельности, отрасли или сферы управления.

Некоторые категории государственных служащих должны обладать как общей, так и специальной подготовкой.

Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Данный принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности.

Решения, которые разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать требованиям целесообразности, законности, соответствия положениям правовых актов управления. Некомпетентные решения, принимаемые государственными служащими, могут причинить ущерб общественным отношениям. Поэтому подготовке и принятию таких решений нужно придавать особо важное значение.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, за превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных законодательными актами о государственной службе ограничений связанных с государственной службой, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Принцип верховенства Конституции и федеральных законов

Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г.

государственная служба основывается на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

Этот принцип требует, чтобы организация государственной службы осуществлялась на основе и во исполнение Основного Закона РФ и федеральных законов.

Правовыми нормами на основе Конституции РФ регулируются все основные стороны государственной службы: порядок установления служебных полномочий, прохождения государственной службы и прекращения государственно-служебных полномочий, применения мер поощрения, привлечения к юридической ответственности и т.д. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. В некоторых законодательных актах этот принцип называется принципом законности.

Применительно к каждому государственному служащему требование данного принципа означает, что такой служащий должен защищать верховенство Конституции РФ и федеральных законов.

Только тогда он может выполнить обязанность соблюдения Конституции РФ, вменяемую в качестве служебного долга каждому государственному служащему. Не всегда просто, однако, обосновать этот принцип в субъектах РФ.

Здесь следует руководствоваться требованиями Конституции РФ.

Исходя из требования верховенства Конституции РФ, каждый государственный служащий обязан выполнять свои должностные обязанности в духе конституционных принципов, как-то:

* демократизм, законность, равноправие граждан, гуманизм, разделение властей, многопартийность, равноправи6е и самоопределение народов.

Закон о гражданской службе выделяет также следующие принципы:

— Стабильность гражданской службы.

Данный принцип — гарантия эффективности государственной гражданской службы, поскольку лишь при высококвалифицированном и стабильном аппарате возможно решение целей государственной службы.

Следует отметить, что аппарат должен быть не только стабильным, но и соответствовать необходимому профессиональному уровню.

В Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» предусмотрен ряд мероприятий, необходимых для совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих.

Государственная служба стабильна тогда, когда все остальные принципы постоянно осуществляются на практике. Стабильность с точки зрения законодателя проявляется в поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем качественно осуществлять функции государства.

Стабильность — это постоянство государственно-служебных отношений она обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления учебой, проведением занятий, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и т.д.

Принцип стабильности должен стать гарантией для служащего от незаконного увольнения со службы.

— Доступность информации о гражданской службе.

Данный принцип является своего рода логическим продолжением принципом равного доступа граждан к государственной службе и принципа открытости государственной службы.

— Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

Посредством закрепления данного принципа гражданская служба не противопостовляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним, что видно уже из ее названия.

Однако государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций.

При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и общественных объединений, преследующих политические цели.

Источник: https://studwood.ru/861428/pravo/professionalizm_kompetentnost_gosudarstvennyh_sluzhaschih

Профессионализм и компетентность государственных служащих;

§ 2. Профессионализм и компетентность государственных служащих как

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба.

Это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Таким образом, различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона.

Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ — их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2] предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:

по категориям:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

по группам:

высшие должности гражданской службы;

главные должности гражданской службы;

ведущие должности гражданской службы;

старшие должности гражданской службы;

младшие должности гражданской службы.

В свою очередь, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» — на высшую, главную, ведущую и старшую группы, а категории «обеспечивающие специалисты» — на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы[3].

Военная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»[4]. Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту); а иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;

2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Кроме того, руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица этих организаций — управляющих компаний, согласно новому Жилищному кодексу РФ, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более 3 месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

1) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

2) производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

3) направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

Правоохранительная служба — это также один из видов федеральной государственной службы, т.е.

деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (например, работа в органах прокуратуры, юстиции и органах внутренних дел).

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 1038; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-14761.html

Профессиональные компетенции государственных служащих

§ 2. Профессионализм и компетентность государственных служащих как

Эффективность деятельности органов государственной власти во многом определяется качеством их кадрового состава, его способностью и готовностью к решению сложных задач в динамично развивающихся и усложняющихся условиях реформирования системы публичной власти. Особенности таких профессиональных групп как государственные служащие заключаются не только в их правовом статусе, но и в тех требованиях, которые предъявляются к ним для эффективного исполнения функциональных обязанностей.

Поэтому формирование высокопрофессионального и компетентного кадрового корпуса государственной службы с соответствующим уровнем профессиональной компетентности представляется принципиально важным условием успешной реализации реформ и решения задач, стоящих перед органами власти на современном этапе.

Персонал государственных органов реализует в соответствующих правовых формах и при помощи определенных методов управления государственную власть в различных сферах общественной жизни.

Государственные служащие:

1) реализуют полномочия распорядительного, регулирующего характера, т. е. функции так называемого положительного государственного управления во всех сферах государственного строительства;

2) осуществляют юридически-властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и т. д.);

3) реализуют юрисдикционные действия, т. е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам (к различным субъектам права);

4) совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и пр.)

5) осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан.

Труд служащих — интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный — связан главным образом с воздействием на сознание людей, их поведение и воспитание — с осмыслением и продуцированием сложнейшей социальной информации.

Компетенция государственных служащих имеет три уровня: гражданский, профессиональный, политический.

1. Гражданский уровень компетенции является базовым. Какой бы деятельностью ни занимался гражданин, она регламентирована Конституцией, законами, представлениями о морали, нравственности, справедливости, бытующими в обществе.

Особые требования гражданской компетентности предъявляются к государственным и муниципальным служащим, ибо они, как уполномоченные государства и общества, призваны не только руководствоваться правовыми и моральными нормами, но укреплять, защищать конституционный строй, формировать положительный образ государства и соответствующее отношение к нему граждан.

2. Профессиональный уровень компетенции характеризуется спецификой сферы деятельности, квалификацией.

3.

Политический уровень компетенции неразрывно связан с первыми двумя, но качественно отличается от них, характеризует политическую культуру профессионала-управленца как целостную систему его знаний, убеждений и действий, позволяющую рассматривать политическое сознание и политическую деятельность в единстве. Деятельность государственного и муниципального служащего имеет политический характер, который обнаруживается в ее связи с властными отношениями, в умении регулировать интересы, потребности различных слоев общества, принимать взаимоприемлемые решения.

Умение работать с людьми, убеждать и отстаивать свои позиции, брать на себя ответственность, проявлять требовательность в сочетании с человечностью — все эти навыки политической деятельности являются составной частью профессионально важных качеств служащих. Подобный методологический подход к пониманию компетентности государственного (муниципального) служащего обусловливает требования и модель профессионально-компетентного специалиста.

Такая модель может быть представлена в виде трех блоков:

1. Что должен знать специалист.

2. Что должен уметь специалист.

3.

Какими способностями, личностными свойствами должен обладать специалист.

Специалист должен знать:

— Конституцию РФ, конституцию субъекта РФ и устав муниципального образования, с территорией которого специалист связывает свою профессиональную деятельность;

— законодательство конкретной сферы общественной жизни, к функционированию в которой подготовлен специалист;

— основные источники, учения и научные школы в области гуманитарных, экономических, социальных, политических знаний;

— теорию, основные концепции управления обществом, развитием территорий;

— закономерности формирования личности, ее свободы и ответственности перед обществом, государством за сохранение и развитие жизни, природы, культуры;

— историческое прошлое Отечества, ретроспективу и мировой опыт управления общественными процессами и отношениями;

— признанные в обществе морально-этические, правовые, политические нормы взаимодействия и отношений, механизм их применения и защиты;

— сущность и систему государственной власти и управления, муниципального самоуправления;

— основы российской правовой системы и законодательства, механизм государственно-правового регулирования процессов и отношений в обществе, охраны правозаконности и общественного порядка.

Специалист должен уметь:

— учитывать конституционно-законодательные положения и нормы при решении вопросов теории и практики политического и административного управления;

— основываться на морально-этических и правовых нормах при разработке проектов и программ комплексного развития территорий и конкретных сфер жизнедеятельности общества;

— на научной основе организовать свой труд, использовать современные методы сбора, хранения и обработки информации, применяемые в профессиональной деятельности;

— осваивать научные инновационные методы познания природы, общества, владеть ими на уровне, необходимом для решения управленческих задач и выполнения профессиональных функций;

— осмысливать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы научных дисциплин в их системности, определяющей конкретную область административно-управленческой деятельности.

Специалист должен владеть навыками:

— делового общения и этикета;

— составления документа, применения делового литературного письменного и устного языка;

— диалога, логического доказательства и убеждения, посредничества, управления конфликтом;

— приобретения новых знаний, освоения новых технологий и средств управления;

— взаимодействия с различными группами и институтами власти, общества;

— формулирования целей, задач, связанных с реализацией профессиональных функций;

— анализа управленческой ситуации и в целом аналитической работы;

— разработки социальных планов, программ, инфраструктуры обслуживания;

— работы с компьютером, другими современными техническими средствами.

Специалист должен обладать определенными личностными качествами, к числу которых относятся:

— общая культура, корректность, порядочность;

— умение анализировать, объективность;

— коммуникабельность, внимание к окружающим;

— политическая и социальная эрудиция и культура;

— ответственность гражданская и служебная;

— профессиональная мобильность;

— способность к творчеству, открытость «новому»;

— взвешенность при принятии решений, проведении реформ.

При рассмотрении государственного служащего как работника, исполняющего конкретную должность в органе власти, оба смысла понятия «компетенция» сливаются, что создает невероятные методологические сложности при построении системы оценки эффективности деятельности как отдельных государственных служащих, так и соответствующих учреждений (ведомств, органов власти).

Фактически, говоря о компетенциях государственных служащих, одновременно мы должны говорить о полномочиях, определяемых характеристиками конкретного органа государственного управления, об обязанностях, определяемых должностной инструкцией и регламентом конкретной должностной позиции, об особенностях поведения и реализации действий, связанных с индивидуальными характеристиками сотрудника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_186714_professionalnie-kompetentsii-gosudarstvennih-sluzhashchih.html

Studio-pravo
Добавить комментарий