§ 2. Объективные и субъективные признаки административных

2.2 Объективная и субъективная сторона административного правонарушения

§ 2. Объективные и субъективные признаки административных

административный правонарушение субъект

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние — это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия — негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь — это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично — ч.1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть — ч.2 ст. 2.2 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель — предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив — осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

* доказыванию по делу об административном правонарушении;

* учету при определении меры и вида административной ответственности;

* анализу при изучении причин совершения правонарушения.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/2004

Состав административного правонарушения. Объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения

§ 2. Объективные и субъективные признаки административных

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.

Конкретное деяние является правонарушением, когда содержит все признаки состава, закрепленный перечень которых позволяет квалифицировать деяние как административное правонарушение.

Если отсутствует хотя бы один из признаков, закрепленных для конкретного состава, то отсутствует и состав. Следовательно,  невозможно квалифицировать деяние в качестве правонарушения по статье КоАП.

Различают формальный и материальный состав административного правонарушения.

При формальном составе для привлечения лица к административной ответственности достаточно лишь совершения противоправного деяния, указанного в Особенной части КоАП, независимо от наступивших последствий. Например, нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37).

При материальном составе для привлечения лица к административной ответственности необходимо наступление последствий при условии, что между деянием и наступившим последствием существует причинная связь, например, умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1).

Крамник А.Н. по способу отражения (описания) в законе признаков состава выделяет простой (однозначный) и альтернативный состав.[3]

Простой состав содержит четкое указание на конкретное деяние. Например, оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненных ему по службе (ст. 23.5).

Альтернативный состав описывает не одно деяние, а два и более варианта, и наличие хотя бы одного из них образует объективную сторону правонарушения. Например, состав распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 17.

8) определяется как изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Составы правонарушений можно делить на виды и по мотиву поведения: корыстные и некорыстные.

Мотивом корыстных правонарушений служит извлечение материальной выгоды. Так глава 10 КоАП включает 9 составов правонарушений против собственности, в основе совершения которых лежит именно корыстный мотив.

Некорыстные правонарушения не связаны с получением выгоды. Большинство составов правонарушений, закрепленных КоАП, являются некорыстными: правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, против здоровья населения, против общественного порядка и нравственности и другие.

Рассмотрим объективные признаки состава преступления.

Различают общий объект, родовой, видовой и непосредственный.

 Общий объект —  общественные отношения, регулируемые нормами административно-деликтного  права (в ряде случаев, трудового, налогового, финансового, банковского и др.).

Родовой  объект —  общественные отношения, составляющие в своей совокупности неотъемлемую часть общего объекта. Родовые объекты свойственны однородной группе административных правонарушений и содержаться они в названиях глав Особенной части КоАП. Всего их 17.

Видовые объекты входят в состав родовых объектов и представляют собой группы в системе родового объекта со своими специфическими чертами и свойствами.

Непосредственный объект состава административного правонарушения образуют  конкретные общественные отношения в определенной отрасли административного права.

Административные правонарушения каждой из 17 глав можно разделить по видовому и непосредственному объекту посягательства.

Например, правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные главой 9 КоАП, делятся на правонарушения против здоровья человека (ст.9.1.

), против достоинства человека (ст.ст. 9.2., 9.3.), против прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.4.-9.26).

Установление непосредственного объекта каждого административного правонарушения есть необходимое условие правильной квалификации совершенного деяния.

Для правильной квалификации совершенного административного правонарушения в отдельных случаях необходимо от непосредственного объекта посягательства отличать предмет правонарушения. Так, например, при мелком хищении (ст. 10.

5. КоАП) предметом хищения может быть любое имущество юридического лица (деньги, вещи, ценности и т.д.), однако непосредственным объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения собственности.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

Признаки объективной стороны делятся на:

-обязательные;

-факультативные.

К обязательным признакам объективной стороны относится само противоправное деяние или противоправное бездействие, последствия, которые наступают в результате противоправного деяния (бездействия) и причинная связь между ними.

К факультативным признакам объективной стороны относятся способ, средства, место, время, обстановка совершения правонарушения. Для материальных  составов – наличие вредных последствий.

В случае если эти признаки указаны в диспозиции статьи Особенной части КоАП, они приобретают характер обязательных признаков. Следовательно, их необходимо выявлять и доказывать при оценке совершенного деяния. В иных случаях они учитываются при назначении административного взыскания.

Субъектом административного правонарушения, в отличие от уголовного права, может быть физическое, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Физическое лицо  — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 1.3. КоАП).

Физическое лицо как субъект административного правонарушения должно быть вменяемым и достигшим ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 4.3 КоАП.

Возраст, как и вменяемость, является признаком субъекта административного правонарушения.  

Невменяемость заключается в отсутствии у лица во время совершения противоправного деяния возможности осознавать фактический характер и противоправность своих действий и руководить ими.

Так, физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь за:

— умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

— мелкое хищение (статья 10.5);

— умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

— нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

— жестокое обращение с животными (статья 15.45);

— разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

— мелкое хулиганство (статья 17.1);

— нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая — третья, пятая статьи 18.3);

— нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

— нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

— нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

— нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

— уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

— нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

— незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

—  незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

 Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Физическое лицо в административно-деликтных правоотношениях может выступать в качестве общего или специального субъекта.

К общим субъектам относятся граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие общими признаками, присущими любому физическому лицу как субъекту административного правонарушения.

К специальным субъектам относятся физические лица, обладающие,  кроме общих признаков, специальными признаками (должностные лица, родители или лица их заменяющие (ст. 9.4), члены религиозных организаций (ч.

4 ст. 9.9), продавец (ст. 12.9.), медицинский работник (ст. 16.5), пассажиры (ст. 18.30), военнообязанный (ст. 25.8) и др.). Специальные субъекты могут совершать правонарушения в силу их правового статуса.

Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь). В качестве субъекта административного правонарушения физическое лицо как индивидуальный предприниматель может рассматриваться при наличии следующих условий:

-физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;

-совершенное правонарушение должно быть связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью;

-совершенное правонарушение должно быть предусмотрено соответствующей нормой КоАП.

Юридическим  лицом, в соответствии со ст.

44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая государственную регистрацию в установленном порядке.

Юридическое лицо может быть субъектом административного правонарушения, если оно обозначено в диспозиции административно-деликтной нормы.

Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и его последствиям, которые характеризуются конкретной формой вины, мотивом и целью.

Вина является обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения. Факультативными признаками субъективной стороны являются мотив и цель.

Согласно ст. 3.1. КоАП, вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Правонарушение, совершенное умышленно – противоправное деяние, совершенное с прямым (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления) или косвенным (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично) умыслом.

Правонарушение, совершенное по неосторожности — противоправное деяние, совершенное по легкомыслию (лицо предвидело возможность наступления вредных последствий и без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий, при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).

Как мы отмечали выше, ряд правонарушений, закрепленных в КоАП, могут быть совершены только в форме умысла. В данном случае деяния совершаются путем активных противоправных действий. Например, лжепредпринимательство (ст.12.

12 КоАП) — создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, если в этих деяниях нет состава преступления, предусмотренного ст.

234 УК Республики Беларусь. Деяния, входящие в состав лжепредпринимательства, могут быть совершены только путем активных противоправных действий.

Ряд правонарушений, закрепленных в КоАП, могут быть совершены только в форме неосторожности. Например, разглашение служебной тайны по неосторожности (ст. 22.15).

Мотив правонарушения – побуждение, которым руководствуется лицо при совершении административного правонарушения.

В отдельных случаях, мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Например, совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни (п. 6 ч. 1 ст. 7.3. КоАП). Однако мотив не является необходимым признаком состава каждого административного правонарушения.

Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.

 Цель правонарушения — конечный результат,  к которому стремится лицо при совершении правонарушения.

Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследует. Так, например, состав административного правонарушения «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» (ст. 23.3.

КоАП) требует наличия цели — воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели — добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения «Лжепредпринимательство» (ст.12.12.

КоАП) требует наличия цели — получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

Мотив и цель побуждают лицо к интеллектуальной и волевой деятельности, лежащей в основе совершения административного правонарушения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/15/677.html

Лекция № 1. План лекции: 1) Понятие соучастия. 2) Объективные и субъективные признаки соучастия. 3) Значение института

§ 2. Объективные и субъективные признаки административных

Предыдущая17181920212223242526272829303132Следующая

План лекции:

1) Понятие соучастия.
2) Объективные и субъективные признаки соучастия.
3) Значение института соучастия.
4) Формы соучастия.

1) Понятие соучастия. Совершение преступления совместными действиями двух или более лиц называется соучастием в преступлении. В ст. 32 УК соучастие определяется как «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления».

Как свидетельствуют данные статистики, более чем 34,7% всех преступлений совершаются в соучастии. Совместное совершение преступления представляет, по сравнению с иными случаями, повышенную общественную опасность.

Это обусловлено тем, что несколько человек, как правило, способны причинить больший вред, кроме того, в преступную деятельность оказываются втянутыми не один, а несколько виновных, что существенным образом повышает вредоностность совершаемого деяния.

Участие в преступлении нескольких лиц позволяет тщательнее маскировать преступную деятельность, что нередко затрудняет работу правоохранительных органов по ее своевременному разоблачению и пресечению.

Как особая форма преступной деятельности соучастие характеризуется рядом объективных и субъективных признаков.

2) Объективные и субъективные признаки соучастия. Объективные признаки соучастия: а) Участие в совершении преступления двух или более лиц — соучастие имеет место в тех случаях, когда в совершении преступления участвуют два либо более лиц, являющихся субъектами преступления, то есть вменяемые и достигшие установленного законом возраста уголовной ответственности.

Однако в некоторых преступлениях преступную группу наряду с «годным» субъектом могут образовать лица, которые не отвечают требованиям, предъявляемым ст.19 УК к субъекту преступления.

Так, действия участника группового изнасилования, разбоя или грабежа, которые совершены группой лиц, следует рассматривать как совершенные в группе (групповым способом), даже если остальные участники преступления вследствие невменяемости или малолетнего возраста не подлежат уголовной ответственности.

Использование лицом, отвечающим признакам субъекта преступления, невменяемых и малолетних для непосредственного совершения преступления не означает безнаказанности данного лица. Данное лицо влечет уголовную ответственность как непосредственный исполнитель преступления.

б) Совместность как объективный признак соучастия означает, что действия каждого из соучастников направлены на совершение общего для них преступления. Объединив усилия для достижения единого преступного результата, лица, участвующие в совершении преступления, могут внести в него различный вклад.

Одни из них являются непосредственными исполнителями преступления, другие способствуют им в этом, т.е. обеспечивают сокрытие его следов или иным образом препятствуют раскрытию. Учитывая, что преступный результат является общим для всех. Каждый из соучастников подлежит ответственности за него независимо от выполняемой им роли.

в) Наличие причинной связи между действиями каждого соучастника и наступившим последствием — необходимо, чтобы преступное поведение любого сообщника находилось в закономерной связи с наступившим последствием.

Соучастие налицо лишь в таком преступлении, где преступные последствия причиняются объединенными усилиями всех соучастников, причем содеянное каждым из них в отдельности является необходимым звеном в цепи, приводящей к совершению преступления. Выпадение этого звена влечет разрушение причинной связи и невозможность оценки содеянного лично субъектом по правилам соучастия в преступлении.

г) Соучастие возможно только на стадии неоконченного преступления — совместная деятельность соучастников возможна, пока преступление еще совершается, но еще не закончено.

В том случае, если преступление уже завершено, возможность соучастия в нем исключается, так как предусмотренное законом последствие уже наступило, следовательно, результат преступления, к которому стремился виновный, уже достигнут (невозможно соучастие в уже совершенном убийстве, так как потерпевший уже мертв).

Не исключается соучастие в виде присоединяющейся деятельности, когда лицо своими действиями способствует осуществлению начатого другим лицом преступления, при условии, что оно не доведено им до конца (например, помогает похитителю открыть дверь в чужую квартиру).

Это означает, что соучастие в совершении преступления возможно на стадии приготовления к преступлению или при покушении на преступление.

Участие в совместном совершении преступления может выражаться, как правило, в активных действиях; бездействие тут возможно только как заранее обещанное соучастникам невыполнение лицом возложенных на него обязанностей (например, невключение охранной сигнализации).

Несообщение о готовящемся или совершенном преступлении, а также заранее не обещанное укрывательство преступления ввиду отсутствия признака совместности соучастием не признается. Субъективные признаки соучастия: а) Первый субъективный признак соучастия: это умысел каждого участника в отношении совершаемого совместно преступления. В соответствии с законом (ст.

32 УК) с субъективной стороны поведение соучастников в ходе совершения преступления всегда характеризуется умыслом. В неосторожном преступлении соучастие невозможно. Соучастие проявляется в совершении одного единственного преступления, в котором отражаются и единая воля, и единое намерение совершить преступление.

б) Второй субъективный признак — взаимная осведомленность о совместном совершении преступления. Он предполагает, что каждый из соучастников сознает, что совместно с другими участвует в совершении одного и того же преступления. Взаимная осведомленность о совместном совершении преступления по-разному проявляется в различных формах соучастия. В сложном соучастии требуется, чтобы соучастники знали об исполнителе и совершаемом им преступлении. В первую очередь исполнитель должен быть осведомлен о каждом соучастнике и его действиях, характеризующих состав учиняемого преступления. В групповом преступлении взаимная осведомленность предполагает, что действия каждого из них совершаются умышленно. При этом каждый из участников должен сознавать, что он совершает преступление совместно с другими исполнителями «заведомо сообща». в) Третий субъективный признак соучастия предполагает наличие двусторонней субъективной связи между исполнителем и другими соучастниками, т.е. сознание исполнителем общественной опасности собственных действий, охватываемых признаками состава преступления, сознание общественной опасности действий других соучастников, предвидение наступления общественно опасного преступного результата совместной деятельности.

Итак, соучастием признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Соучастие характеризуется рядом объективных и субъективных признаков: участие в преступлении двух или более лиц, совместная деятельность виновных, умысел каждого участника в отношении совершаемого преступления, взаимная осведомленность о совместном совершении преступления, наличие двусторонней субъективной связи между исполнителем и другими соучастниками.

3) Значение института соучастия. Значение института соучастия заключается в том, что он: Во-первых, позволяет обосновать ответственность лиц, которые сами непосредственно не совершали преступление, но определенным образом способствовали его выполнению.

Во-вторых, он позволяет определить правила квалификации действий соучастников.

В-третьих, выработанные им критерии позволяют индивидуализировать ответственность и наказание в отношении лиц, принимавших то или иное участие в совершении преступления, в соответствии с принципами законности, виновности и справедливости уголовного преследования.

4) Формы соучастия. Совместная преступная деятельность соучастников, в зависимости от характера этой деятельности, может иметь различные формы. Формы соучастия выражают формы связи между действиями соучастников, типовые особенности выполнения соучастниками состава того или иного преступления.

Основанием деления соучастия на формы является не характер субъективной связи между соучастниками, а связи между их действиями. Формы соучастия определяются исходя из того, какими совместными действиями соучастников совершается преступление.

Основными критериями, по которым можно классифицировать соучастие, являются: а) наличие соглашения между участниками преступления; б) способ совместного совершения преступления. Первый из этих критериев отражает степень согласованности действий лиц, совместно совершающих преступление.

Согласованность же непосредственно зависит от наличия договоренности (сговора) участников преступления. Сговор таким образом, выступает как самостоятельный критерий классификации соучастия. Исходя из этого выделяется: а) соучастие без предварительного сговора; б) соучастие с предварительным сговором.

В свою очередь на основе критерия, способа совместного совершения преступления, выделяются следующие формы соучастия: а) Простое соучастие (соисполнительство и совиновничество). Оно характеризуется тем, что все соучастники совершают действия, образующие объективную сторону состава преступления, например, грабежа.

В других случаях возможно разделение ролей, например, один осуществляет подготовку к совершению преступления, другой — исполняет, причем такое разделение ролей не изменяет существа простого соучастия — оно остается соисполнительством. Каждый соучастник отвечает по соответствующей статье Особенной части УК без ссылки на ст33 УК РФ.

б) Сложное соучастие или соучастие в узком смысле слова, характеризуется распределением ролей между соучастниками, которые совершают внешне разные действия, а преступный результат достигается их совместными усилиями.

«Сложна» эта форма потому, что отличается сравнительно сложной, многоуровневой структурой взаимоотношений между соучастниками, особым способом их объединения: один является организатором преступления, другой — исполнителем, третий — склоняет исполнителя к общественно опасным действиям, содействует их совершению.

При этом действия соучастников не только различны по содержанию и форме, но и не совпадают по времени и месту совершения, хотя объединены единством умысла.

Соучастие в зависимости от наличия предварительного сговора и степени согласованности действий соучастников разделяется на формы: а) без предварительного соглашения; б) с предварительным соглашением; в) соучастие особого рода (преступная организация или преступное сообщество).

Перечисленные формы соучастия отличаются один от другого по характеру и устойчивости связей, степени организованности объединения лиц, созданные для совершения преступлений. В ст. 35 УК названы четыре формы: а) группа лиц без предварительного сговора; б) группа лиц с предварительным сговором; в) организованная группа; г) преступное сообщество (преступная организация).

Группа лиц без предварительного сговора — преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора. При этом каждый из них в полном объеме или хотя бы частично должен совершить действия, составляющие объективную сторону конкретного преступления.

Группа лиц без предварительного сговора — наименее опасная форма соучастия в преступлении, так как ее участники специально не оговаривают время начала совершения преступления, способ, который облегчит им доведение преступления до конца и позволит достичь желаемого результата. Они лишь помогают друг другу в процессе преступного посягательства.

Группа лиц по предварительному сговору — преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Сговор признается предварительным, если участники преступления договорились о совместном его совершении хотя бы незадолго до его начала, т.е.

на стадии приготовления к преступлению. Он возможен в устной (реже — письменной форме), с помощью жестов, мимики, условных знаков. При недоказанности факта предварительного сговора между виновными лицами каждый их них несет самостоятельную ответственность.

Организованная группа — преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Организованная группа является одной из наиболее опасных форм соучастия, так как представляет собой слаженное, объединенное образование, специально ориентированное на совершение преступных деяний.

Признаки организованной группы: устойчивость — наличие между участниками группы крепких, устоявшихся связей, стабильность состава, группа не распадается от воздействия случайных, незначительных факторов; объединенность — члены группы сознают себя единым образованием, решающим общие цели, представителями которого они являются; наличие материально-технической базы — группа обладает собственными средствами транспорта, связи, орудиями преступления; направленность на совершение одного или нескольких преступлений. Организованная группа может состоять из двух человек и создаваться для совершения одного преступления. В этих случаях требуется длительность ее существования, наличие между соучастниками устоявшихся связей (двое сообщников в течение полугода совместно и целенаправленно готовятся к совершению вооруженного нападения на отделение сбербанка). Все участники организованной группы признаются соисполнителями всех совершенных группой преступлений, о которых они были осведомлены, независимо от фактически исполняемой ими роли (в том числе лица выполняющие в группе функции, например, наводчика).Распределение ролей между участниками группы не влияет на юридическую оценку их действий. Преступное сообщество — преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной, организованной группой, созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях. Указанная форма соучастия является наиболее опасной по сравнению с предыдущими, характеризуясь наличием наиболее сложных форм совместной деятельности его участников. Следует учитывать, что согласно закону можно выделить два вида преступного сообщества: организация и объединение организованных групп. Организация представляет собой сплоченную организованную группу, имеющую развитую внутреннюю вертикальную и горизонтальную структуру, а также характеризуется наличием устойчивых связей между ее членами. Преступное сообщество характеризуется более широким кругом вовлеченных в него участников — не менее восьми-десяти человек (как правило, гораздо больше). Объединение организованных групп включает в себя несколько ранее самостоятельных организованных преступных групп, объединившихся в единое целое. Признаки преступного сообщества: сплоченность группы — наличие между членами группы, стойких сформировавшихся связей, постоянство форм и методов преступной деятельности; развитая внутренняя иерархия группы — вертикальное разделение внутри группы. Как правило, преступное сообщество характеризуется наличием нескольких горизонталей: руководство, руководители отдельных звеньев, рядовые участники и т.п.; наличие разветвленной структуры — внутреннее деление организации на различные подразделения, решающие разные задачи(руководящий штаб группы, отдел контрразведки, подразделение, занимающееся сбытом наркотиков и т.п.); специальная цель — совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Участники преступного сообщества, как и члены организованной группы, признаются соисполнителями всех совершенных группой (сообществом) преступлений, о которых они были осведомлены, независимо от фактически исполняемой ими роли.

Отличие организованной группы от преступного сообщества: Во-первых, преступное сообщество характеризуется наличием более крепких и устойчивых связей между сообщниками, нежели организованная группа.

Во-вторых, организованная группа создается для совершения любых преступлений, в то время, как преступное сообщество создается с целью совершения тяжких и особо тяжких. В-третьих, организованная группа может состоять из двух или более человек, преступное сообщество характеризуется гораздо более широким кругом участников.

В-четвертых, для преступного сообщества обязательным является наличие развитой внутренней структуры, в том время как в организованной группе указанный признак может отсутствовать.

Предыдущая17181920212223242526272829303132Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/8-72890.html

Административное правонарушение

§ 2. Объективные и субъективные признаки административных

Виновность означает, что являющееся административным правонарушением деяние совершается при наличии вины. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние (даже противоправное) административным правонарушением. Вина может выступать в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности (статья 2.2 КоАП РФ). Статья 1.

5 КоАП РФ непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ — что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

7

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность. Иногда за совершение противоправного деяния законодательством предусмотрена иная ответственность (дисциплинарная, уголовная и др.) либо не установлено никакой ответственности.

В этом случае деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Например, движение транспортного средства со скоростью, не соответствующей реальным дорожным условиям, однако не превышающей установленных ограничений, само по себе не является наказуемым в административном порядке и не может квалифицироваться в качестве административного правонарушения по статье 12.9 КоАП РФ.

Одна из серьезных проблем российского законодательства в области административной ответственности заключается в том, что законодатель нередко вводит запрещающую или предписывающую императивную норму и даже указывает на возможность привлечения к ответственности в случае ее нарушения, однако конкретных мер ответственности не устанавливает. Так, например, ч. 2 ст.

6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» устанавливает обязанность работодателя по оснащению специально отведенных мест для курения табака. При этом ч. 3 той же статьи указывает, что «нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответствености в соответствии с законодательством».

8 Однако КоАП РФ никаких санкций за невыполнение данной обязанности не предусматривает, что делает невозможным привлечение виновных лиц к ответственности.

В данном примере деяние (бездействие), совершенное работодателем, будет иметь все признаки административного правонарушения: общественную опасность, виновность, противоправность (поскольку нарушаются положения Федерального закона), кроме одного — наказуемости.

В то же время не за каждое деяние, даже содержащее все вышеназванные признаки, будет наступать административная ответственность. Отсутствие в деянии состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица, его совершившего, к административной ответственности.

2. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Состав – совокупность признаков, установленных нормой административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.9

Все признаки состава делятся на:

  • объективные – объект, объективная сторона;
  • субъективные – субъект, субъективная сторона.10

                                                                                                               Рис. 1

Общественная опасность, противоправность и наказуемость

Субъект

Субъективная сторона

Объективная сторона

Объект 

По особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:

  1. Материальные и формальные.

Материальные – составы, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий совершенного деяния или описывается деяние, обязательно влекущее наступление вредных последствий, хотя последствия законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Формальные – составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

  1. Простые и квалифицированные.

Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

  1. Однозначные и альтернативные.

В однозначных составах описывается одно противоправное деяние, за которое устанавливается административная ответственность.

         В альтернативных составах описывается два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу

2.1 Субъективные признаки

Субъект административного правонарушения – административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 – летнего возраста, в ст. 2.

8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности.

Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности.

Наряду с общим выделяется и специальный субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные. К признакам спец. субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.

По видам спец. признаков выделяют следующие спец. субъекты:

  • должностные лица;
  • водители;
  • работники торговли, общественного питания;
  • допризывники, призывники, военнообязанные;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • родители или лица их заменяющие;
  • лица, совершившие в состоянии алкогольного опьянения;
  • лица, совершившие административное правонарушение повторно;
  • лица, находящиеся под надзором;
  • и др.

Спец. субъекты выделяются в целях индивидуализации административной ответственности граждан.

Административная ответственность спец. субъектов является повышенной; это заключается в том, что к ним применяются все без исключения административные взыскания.

Спец. субъекты одновременно могут привлекаться к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.11

Санкции в статьях, устанавливающих ответственность спец. субъектов имеют более строгий характер.

Признаки общего и спец. субъекта включаются в составы как обязательные, вместе с тем в нормативных актах указывается значительное число признаков субъектов административной ответственности, которые в состав не включаются, но имеют юридическое значение.

Признаки таких субъектов объединяются в отдельную группу и на этой основе выделяют особый субъект административной ответственности. К особым субъектам в административном праве относятся:

  • совершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет;
  • инвалиды I и II группы;
  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей до 1 года и до 12 лет;
  • военнослужащие, сотрудники ОВД, а также другие лица, указанные в ст. 2.5 КоАП РФ.

Признак особого субъекта может выполнять роль смягчающего обстоятельства, исключить наложение некоторых административных взысканий, влияет на порядок привлечения к административной ответственности.

Субъективная сторона. Основным признаком субъективной стороны является вина (психическое отношение лица к совершенному деянию и его следствия). Помимо вины в некоторые составы в субъективную сторону могут включаться такие понятия как цель.

Цель – факультативный признак.

Эмоции лица при совершении правонарушения в субъективную сторону не включаются, они могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств. В ст. 4.2 ч.1 п.3 названо совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнении (аффекта) либо при стечении личных и семейных обстоятельств.

Вина при совершении административного правонарушения может быть в виде умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступления этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее предвидело возможность наступление своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на его предотвращение, либо на предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

В большинстве административных проступков форма вины в состав не вводится.

Цель – мысленный образ результата, к которому стремится правонарушитель; если цель вводится в состав правонарушения, то тогда деяние всегда совершается умышленно.12

2.2 Объективные признаки

Объект. Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

В теории административного права выделяется 3 вида объектов:

         1.Общий объект – вся совокупность общественных отношений, охраняемая нормами административного права.

         2.Родовой объект – признается группа однородных близких по содержанию общественных отношений составляющих часть общего объекта. Родовые объекты указываются в названиях глав особенной части II раздела КоАП РФ (пр.: глава 11 “Административные правонарушения на транспорте”). Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.

         3.Непосредственный объект – каждый отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению. Данное конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, будет являться непосредственно объектом правонарушения.

          Объективная сторона состава проступка – совокупность предусмотренных нормой права признаков характеризующих внешнюю сторону проступка.

Обязательным признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием).

Факультативные признаки объективной стороны – место, время, способ, средство совершения правонарушения; если состав материальный, то в объективную сторону включаются такие признаки как наступление материального ущерба и причинная связь между деянием и наступлением последствия.

За неоконченное административное правонарушение гражданин к административной ответственности не привлекается. Исключение ст. 19.2 КоАП РФ “Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждении уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания”.

Признаки объективной стороны:

         1. Место – территория (определенная), на которой устанавливается специальные правила поведения и нарушения этих правил влечет признание деяний административным правонарушением (общественное место, автодорога, пограничная зона, государственная граница, железнодорожный путь, лес и др.);

          2. Время – признаком действия является период, в рамках которого совершение определенных действий будет признаваться правонарушением. Временным признаком бездействия является период, по истечению которого бездействие признается правонарушением;

          3. Способ совершения правонарушения включает: порядок, метод, последовательность действий, приемы применяемые правонарушителем;

          4. Средства совершения правонарушений – предметы, при помощи которых совершается правонарушение (транспортные средства, взрывчатые вещества, спиртные напитки и т.д.).13

Источник: https://www.referat911.ru/Administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/86202-1783578-place2.html

5.3 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения

§ 2. Объективные и субъективные признаки административных

Субъектправонарушения –правонарушитель (дееспособный индивидили организация). Понятие субъектаадминистратив­ного проступка включаетв себя совокупностьпризнаков, кото­рые должно иметь лицо,чтобы совершенное им деяние было признаноадминистративным правонарушением.Эти признаки делятся на общие испециальные.

Общие признакиобязательны для субъекта любогоадмини­стративного правонарушения.К их числу относятся возрасти вменяемостьлица.

В соответствии сост. 4.3 КоАП административной ответ­ственностиподлежат лица, достигшие к моментусовершения административногоправонарушения шестнадцатилетнеговоз­раста, заисключением случаев, предусмотренныхчастью 2 дан­ной статьи.

Вменяемость лица– второйобязательный признак субъектаадминистративного проступка – способностьлица отдавать от­чет в своих действияхи руководить ими. Вменяемость лица,совершившего противоправное деяние,является необходимой предпосылкойвины.

Статья 4.4 КоАПопределяет, что лицо, которое во времясо­вершения противоправного деяниянаходилось в состоянии не­вменяемости,не подлежит административнойответственности.

Невменяемость какюридическое понятие характеризуетсямедицинским и юридическим критериями.Медицинский кри­терий предполагаетналичие у лица хронической душевнойбо­лезни, временного расстройствадушевной деятельности, слабо­умияили иного психического заболевания.

Хроническойдушевной болезньюпризнается психическое заболевание,носящее затяжной, устойчивый характер(шизофре­ния, некоторые формы эпилепсии,прогрессивный паралич и др.).

Временнымрасстройством душевной деятельностиявляет­ся психическое заболевание,проходящее в виде приступов (ост­рыйалкогольный или интоксикозный психоз,так называемые реактивные состояния,патологический аффект и др.).

Слабоумием(олигофренией)признается психическая болезнь,выражающаяся в нарушении нормальнойпсихической деятель­ности. Психопатияявляется примером в ряду иныхпсихических заболеваний.

Юридическийкритерий невменяемости отражает степеньвлияния психического заболевания (иногоболезненного состоя­ния) на способностьлица осознавать совершаемые действия,ру­ководить ими.

Такимобразом, для признания лица невменяемымнеобхо­дима совокупность какмедицинского, так и юридическогокри­терия. Наличиедушевного заболевания фатально непредопределя­ет невменяемости лица,им страдающего.

Вопрос о невменяемо­ститакого лица решается применительно кконкретному совер­шенному им деянию.

Специальныепризнакисубъектаадминистративного право­нарушенияприсущи лишь некоторым составамадминистра­тивных правонарушений,поэтому по отношению к общим признакамсубъекта они могут рассматриваться какфакультатив­ные.

Так, нарушение правилпо стандартизации и качеству про­дукцииявляется правонарушением в случае, еслиих совершало должностное лицо,ответственное за выпуск продукции.

Совер­шение того же деяния рабочим,техником, инженером-конструк­торомпредприятия не образует составаправонарушения.

Ответственностьза ненадлежащее отношение к воспитаниюдетей несут родители или лица, ихзаменяющие (опекуны, попе­чители).

Уклонение иных родственников отвоспитания несо­вершеннолетних необразует состава этого правонарушения.

Следовательно, субъектами некоторыхправонарушений могут быть не любыевменяемые лица, достигшие шестнадцатилет, а лишь те, кто обладает дополнительнымиспециальными призна­ками.

Специальныепризнаки отражают либо особенностидолж­ностного положения лица(должностное лицо; лицо, ответственноеза соблюдение определенных правил),либо семейное положение (родители), либоиные особенности правового статусалица, пря­мо указанные в правовойнорме, формулирующей составадми­нистративного проступка(военнообязанные, иностранные граж­дане,лица, состоящие под превентивнымнадзором, и др.).

Юридическоезначение состава административногоправона­рушения заключается в том,что установление в деянии лица всех егопризнаков дает основание констатироватьсовершение лицом конкретного видаадминистративного проступка и по­зволяетосуществить правовую оценку (квалификацию)содеян­ного.

Субъективнаясторона правонарушения характеризуетвнут­реннее, психическое отношениеправонарушителя к противоправ­номудеянию и его последствиям.

Обязательныйпризнак субъективной стороныадминистра­тивного проступка – вина– психическоеотношение лица к сво­им деяниям и ихпоследствиям, которое может проявлятьсяв формах умысла или неосторожности.Формы вины различаются соотношениеминтеллектуальных и волевых моментов,харак­теризующих внутреннее отношениелица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальныекритерииотражают процессы, происхо­дящие всфере сознания правонарушителя, –понимание обще­ственной опасностисовершенного деяния и предвидение егоопас­ных последствий. Волевойкритерийхарактеризует состояние воли лица –его желание (или предвидение) наступленияуказанных послед­ствий.

Административноеправонарушение признается совершеннымумышленно, если лицо, его совершившее,сознавало противоправ­ный характерсвоего деяния, предвидело его вредныепослед­ствия, желало их или сознательнодопускало их наступление.

Таким образом,умысел характеризуется осознаниемхарак­тера совершенного деяния,предвидением его вредных послед­ствийи желанием их наступления (прямой умысел)или созна­тельным допущением этихпоследствий (косвенный умысел).

Административноеправонарушение признается совершеннымпо неосторожности, если лицо, егосовершившее, предвидело воз­можностьнаступления вредных последствий своегодействия либо бездействия, но легкомысленнорассчитывало на их пре­дотвращениелибо не предвидело возможности наступленията­ких последствий, хотя должно былои могло их предвидеть.

В отличие от умыславолевой признак неосторожной фор­мывины характеризуется не желанием (илидопущением) вред­ных последствий, а,напротив, надеждой на их предотвращение.В теории права она именуетсясамонадеянностью.

Так, водительавтомашины А. выехал на автомобиле снеис­правной тормозной системой.Рассчитывая на свое профессио­нальноемастерство и учитывая хорошие дорожныеусловия, А.

предполагал, что сумеетпредотвратить дорожно-транспорт­ноепроисшествие. Однако его расчет оказалсялегкомысленным и при резком торможениивпереди идущей автомашины А.

не сумелостановить свой автомобиль, в результатечего произош­ло столкновениетранспортных средств.

Другой формойнеосторожности является небрежность.В этом случае лицо не предвидит возможностинаступления вредных последствий своегодеяния, хотя должно было и могло ихпредвидеть исходя из жизненного опытаили профессиональ­ного положения.Возможность предвидения таких последствийосновывается на оценке реальнойобстановки, в которой дей­ствовалолицо.

Административномуправу известны составы, как с умыш­ленной,так и с неосторожной формой вины. Причеммногим административным проступкамсвойственны обе формы. Пре­вышениеводителем скорости движения оцениваетсязаконода­телем как административноеправонарушение, независимо от того,умышленно или по неосторожности превышенаскорость.

Для одних составовхарактерна только умышленная формавины (мелкое хулиганство), для других –только неосторожная (утрата паспортав результате его небрежного хранения).

Факультативнымипризнаками субъективной стороны со­ставаадминистративного правонарушенияявляются: цель, т.е. существующее всознании правонарушителя представлениео ценности или интересе, которые онжелает получить, совершая правонарушение,и мотив.

Источник: https://studfile.net/preview/5404797/page:21/

Состав административного правонарушения

§ 2. Объективные и субъективные признаки административных

Состав — совокупность признаков, установленных нормой административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.

Все признаки состава делятся на:

— объективные — объект, объективная сторона;

— субъективные — субъект, субъективная сторона.

По особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:

1. Материальные и формальные.

Материальные — составы, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий совершенного деяния или описывается деяние, обязательно влекущее наступление вредных последствий, хотя последствия законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Формальные — составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

2. Простые и квалифицированные.

Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

3.

Однозначные и альтернативные.

В однозначных составах описывается одно противоправное деяние, за которое устанавливается административная ответственность.

В альтернативных составах описывается два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.

Субъективные признаки

Субъект административного правонарушения — в ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 — летнего возраста, в ст. 2.

8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности.

Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности.

Наряду с общим выделяется и специальный субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные. К признакам спец. субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.

По видам спец. признаков выделяют следующие спец. субъекты:

— должностные лица; водители; работники торговли, общественного питания; допризывники, призывники, военнообязанные; иностранные граждане и лица без гражданства; родители или лица их заменяющие;

— лица, совершившие в состоянии алкогольного опьянения; лица, совершившие административное правонарушение повторно; лица, находящиеся под надзором; и др.

Спец. субъекты выделяются в целях индивидуализации административной ответственности граждан.

Административная ответственность спец. субъектов является повышенной; это заключается в том, что к ним применяются все без исключения административные взыскания.

Спец. субъекты одновременно могут привлекаться к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Санкции в статьях, устанавливающих ответственность спец. субъектов имеют более строгий характер.

Признаки общего и спец. субъекта включаются в составы как обязательные, вместе с тем в нормативных актах указывается значительное число признаков субъектов административной ответственности, которые в состав не включаются, но имеют юридическое значение.

Признаки таких субъектов объединяются в отдельную группу и на этой основе выделяют особый субъект административной ответственности. К особым субъектам в административном праве относятся:

— совершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет; инвалиды I и II группы;

— беременные женщины; женщины, имеющие детей до 1 года и до 12 лет; военнослужащие, сотрудники ОВД, а также другие лица, указанные в ст. 2.5 КоАП РФ.

Признак особого субъекта может выполнять роль смягчающего обстоятельства, исключить наложение некоторых административных взысканий, влияет на порядок привлечения к административной ответственности.

Субъективная сторона. Основным признаком субъективной стороны является вина (психическое отношение лица к совершенному деянию и его следствия). Помимо вины в некоторые составы в субъективную сторону могут включаться такие понятия как цель.

Цель — факультативный признак.

Эмоции лица при совершении правонарушения в субъективную сторону не включаются, они могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств. В ст. 4.2 ч.1 п.3 названо совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнении (аффекта) либо при стечении личных и семейных обстоятельств.

Вина при совершении административного правонарушения может быть в виде умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступления этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее предвидело возможность наступление своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на его предотвращение, либо на предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно и могло их предвидеть. В большинстве административных проступков форма вины в состав не вводится.

Цель — мысленный образ результата, к которому стремится правонарушитель; если цель вводится в состав правонарушения, то тогда деяние всегда совершается умышленно.

Объективные признаки

Объект. Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

В теории административного права выделяется 3 вида объектов:

1. Общий объект — вся совокупность общественных отношений, охраняемые нормами административного права.

2. Родовой объект — признается группа однородных близких по содержанию общественных отношений составляющих часть общего объекта. Родовые объекты указываются в названиях глав особенной части II раздела КоАП РФ (пр.: глава 11 “Административные правонарушения на транспорте”). Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.

3.

Непосредственный объект — каждый отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению. Данное конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, будет являться непосредственно объектом правонарушения (пр.: ст. 11.7 “Нарушение правил плавания”).

Объективная сторона состава проступка — совокупность предусмотренных нормой права признаков характеризующих внешнюю сторону проступка.

Обязательным признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием).

Факультативные признаки объективной стороны — место, время, способ, средство совершения правонарушения; если состав материальный, то в объективную сторону включаются такие признаки как наступление материального ущерба и причинная связь между деянием и наступлением последствия.

Признаки объективной стороны:

— место — территория (определенная), на которой устанавливается специальные правила поведения и нарушения этих правил влечет признание деяний административным правонарушением (общественное место, автодорога, пограничная зона, государственная граница, железнодорожный путь, лес и др.);

— время — признаком действия является период, в рамках которого совершение определенных действий будет признаваться правонарушением. Временным признаком бездействия является период, по истечению которого бездействие признается правонарушением;

— способ совершения правонарушения включает: порядок, метод, последовательность действий, приемы применяемые правонарушителем;

— средства совершения правонарушений — предметы, при помощи которых совершается правонарушение (транспортные средства, взрывчатые вещества, спиртные напитки и т.д.).

Производство по делам об административных правонарушениях строится по следующим принципам: законности; право лица, привлекаемого к ответственности на защиту; презумпция невиновности; равенство граждан перед законом и органом, рассматривающим дело; принцип гласности; принцип оперативности производства;

Производство по делам административных правонарушений — как процессуальная деятельность складывается из ряда органов и лиц, в зависимости от выполняемых участниками производства процессуальных функций. Их можно разделить на группы:

1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать гласные акты, составлять правовые документы, определяющие судьбу дел;

2. Лица, имеющие личный интерес в деле — лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевшие и их законные представители;

3.

Лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты, переводчики, понятые).

Производство по делам административного правонарушения делится на стадии: расследование дела; рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Все стадии кроме (3) являются обязательными, стадия 3 является факультативной.

Стадия — сравнительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами всего производства имеет свои собственные задачи. Решение задач каждой стадии, как правило, оформляется специальным документом, которое подводит итог деятельности на каждой стадии. административный правонарушение виновный ответственность

Стадии расследования административного правонарушения включает в себя следующие этапы: возбуждение дела; выявление фактических обстоятельств дела и их процессуальное оформление; направление дела по подведомственности.

Расследование может осуществляться в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в течение 1 месяца, а в исключительных случаях срок расследования продляется на 1 месяц, а по ч.5 ст. 28.7. на 6 месяцев.

Фактические обстоятельства, которые должны быть установлены на стадии расследования, можно разделить на следующие группы:

1. Обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава;

2. Обстоятельства, находящиеся за рамкой состава, но имеющие значение для индивидуализации ответственности, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности (смягчающие, отягчающие, особого субъекта и др.).

Процессуальным документом является протокол (фиксирует результат расследования). Он составляется о каждом правонарушении за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4 ч.1 и ст. 28.6 КоАП РФ. Перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе, указан в ст. 28.2 КоАП РФ.

При совершении правонарушения группой лиц, протокол составляется на каждого в отдельности.

В зависимости от результатов расследования материалы дела могут быть направлены органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных правонарушений. Полный перечень дан в главе 23 КоАП РФ. Также данные материалы могут быть направлены в органы ОВД или прокуратуру, если будут выявлены факты преступления.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Стадии рассмотрения:

1. Подготовка дела к рассмотрению;

2. Разбирательство дела и принятие решения;

3.

Вынесение постановления по делу.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела могут являться протокол об административном правонарушении либо постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление компетентного органа.

Для рассмотрения дела по существу проводится необходимая подготовка согласно ст. 21.1 КоАП РФ. Орган или должностное лицо при подготовке дела и рассмотрению разрешает вопросы:

— относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

— правильно ли составлен протокол и другие материалы об административном правонарушении;

— извещены ли лица, участвующие в деле о времени и месте;

— истребуются дополнительные доказательства;

— рассмотрение заявлений или ходатайств лиц, участвовавших в деле.

Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения административной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних или по месту жительства правонарушителя.

Дело разрешается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности; заочное рассмотрение возможно лишь в случаях, когда имеются данные о том, что гражданин извещен о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Несоблюдение этих правил влечет признание постановление по делу не действительным.

В случаях уклонения от явки лица, привлекаемого к ответственности по вызову ОВД или суда это лицо может быть подвергнуто приводу.

Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или должностного лица, рассматривающего дело, который участвующим в деле разъясняет их права и обязанности.

После этого оглашается протокол или другие материалы дела.

На заседании заслушиваются лица, участвующие в деле, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства, в случаях участия рассмотрения дела прокурора заслушивается его заключение.

При рассмотрении дела коллегиальным органом ведется протокол заседания. Протокол подписывается председателем заседания или секретарем.

В зависимости от результатов рассмотрения дела могут быть вынесены следующие постановления:

— о наложении административного взыскания;

— о прекращении дела;

Постановление должно надлежащим образом оформляться и содержать установленным законом реквизиты ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрении дела, копия постановления в течение 3 дней вручается или высылается лицу, в отношении которого он вынесено, копия постановления вручается под расписку, а если высылается, то делается запись в материале дела ст. 29.11 КоАП РФ.

Пересмотр постановления о наложении административного взыскания

Право на обжалование постановления ст. 30.1 КоАП РФ предусматривает 2 способа:

— административный — жалобы на постановление подается по подчиненности, то есть в орган вышестоящий, органу или должностному лицу, вынесшего постановление;

— судебный — срок обжалования указан в ст. 30.3 КоАП РФ, подается в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении принимается в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях указано в разделе V КоАП РФ.

Источник: https://studbooks.net/1163447/pravo/sostav_administrativnogo_pravonarusheniya

Studio-pravo
Добавить комментарий