§ 2. Государственно-частное партнёрство в механизме

Реализация механизмов государственно-частного партнерства в России

§ 2. Государственно-частное партнёрство в механизме

В последнее время тема государственно-частного партнерства (ГЧП) становится все более популярной. Масштабные инфраструктурные проекты в условиях возрастающего бюджетного давления требуют больших вложений и кооперации между бизнесом и государством.

Для привлечения частного капитала, технологий, эффективного менеджмента государству необходимо сформировать такой экономический и организационно-правовой механизм, который бы обеспечивал заинтересованность частного сектора в таком виде сотрудничества, создать прозрачную и справедливую процедуру отбора проектов и партнеров, сформировать среду, направленную на снижение общественных издержек, проектных и производственных рисков.

Существует несколько определений государственно-частного партнерства. В настоящее время в России не сложилось четкого понимания термина ГЧП. Существует несколько трактовок этого понятия внутри научного сообщества.

В широком смысле ГЧП может рассматриваться как любое сотрудничество государства и бизнеса.

В этом случае под этим термином понимают любое совместное участие публичной и частной стороны в инвестиционном проекте от софинансирования до создания экспертных советов из представителей государства и бизнеса [6]. Однако данная трактовка дает слишком общее описание ГЧП как явления и затрудняет применение этого термина.

В более узком смысле ГЧП — определенный тип отношений между государством и частным инвестором на оговоренных условиях, действующий ограниченный период времени, с разделением рисков, и, как правило, для реализации проектного финансирования в сфере инфраструктуры или оказания услуг. Речь идет о типе сотрудничества, среднем между полной приватизацией государственного имущества и представлением определенных частных услуг на уровне госзаказа. Это так называемый “проектный” или ”европейский” подход.[10]

Под механизмами следует понимать организационно-правовые конструкции, используемые при реализации ГЧП-проектов. К инструментам ГЧП относится достаточно широкий перечень различных государственных и финансовых институтов, организационно-правовых форм и источников финансирования. Т.е. понятие инструмент государственно-частного партнерства шире и включает в себя понятие механизма.

Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в России выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности страны, а также развития производственной и социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования с точки зрения соответствия потребностям развития экономики, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. При этом развитие инфраструктуры как одного из условий устойчивого развития экономики России должно являться не самоцелью, а реально способствовать качественному изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса в инвестиционном процессе [6].

Рассмотрим механизм ГЧП и его основных участников, их функции.

Каждый из элементов механизма имеет свои интересы, области деятельности, структуры, системы управления, нормативную и ресурсную базы, технологии работы и т. д.

Для государственного института интересами являются: защита прав граждан, обеспечение безопасности страны, создание правовой базы, формирование доходной части бюджета, распределение доходов между территориями и сферами жизни.

Для данного элемента характерны государственная, муниципальная и смешанные формы собственности.

Технологии работы отличаются спецификой деятельности ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной), а также характером функционирования государственных и муниципальных учреждений.

Для бизнеса интерес заключается в максимальном извлечении прибыли в конкурентной борьбе. Для него характерны частная и акционерные формы собственности. Этот элемент механизма характеризует широкий спектр применяемых технологий работы в зависимости от сферы деловой активности.

Для общества — лоббирование общественных интересов, предоставление социальных услуг целевым группам, общественной экспертизе и др. Основной формой собственности элемента является общественная. Технологии работы разнообразны и зависят от профиля деятельности некоммерческих организаций и их взаимоотношений.

Подобный механизм взаимодействия дает:

· согласование стратегических интересов государства, бизнеса и общества;

· четкое определение целей;

· законодательно закрепляет прозрачные процедуры реализации конкретных проектов;

· определяет особый статус проектов и их участников; предоставляет публичные полномочия бизнесу;

· направленность на текущие интересы в первую очередь общества, а затем государства и бизнеса;

· возможность обеспечить стабильность и защиту интересов партнерства.

Использование организационно-экономического механизма ГЧП в управлении развитием сферы услуг позволит решить сложную задачу, требующую значительных усилий и финансовых затрат — увеличение прибыли и повышение качества товаров и услуг. Эти затраты при эффективном взаимодействии партнеров окупятся.

Механизмы реализации ГЧП весьма разнообразны, однако их объединяют некоторые характерные особенности, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию.

Партнерство в управлении развитием сферы услуг строится как формализованная кооперация государства, частных структур и общества, специально создаваемая под те или иные цели и опирающаяся на соответствующие интересы и договоренности сторон.

Рис. 1. Схема механизма взаимодействия участников ГЧП.

Рис.2. Схема основных участников ГЧП.

Рис.3. Схема функций основных участников ГЧП.

Согласно последним опросам и исследованиям в России наиболее широко применяются следующие механизмы государственно-частного партнерства:

· Долгосрочные инвестиционные соглашения

· Арендные соглашения

· Концессионные договоры

· Договоры управления

· Создание совместных предприятий

· Соглашение о разделе продукции

· Различные смешанные договоры

Механизмы ГЧП отличаются правовой природой, степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за создание объекта, эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы и длительностью сотрудничества.

Долгосрочные арендные отношения как механизм ГЧП — это организационно-правовая конструкция, форма имущественного договора, при которой государство (арендодатель) передает принадлежащее ему имущество во временное владение и пользование арендатору (частному лицу) за арендную плату на оговоренных условиях.

Традиционные договоры аренды оставляют ответственность за проведение модернизации и развитие арендуемых основных фондов собственнику (государству). В практике ГЧП договор аренды зачастую дополняется инвестиционным соглашением и контрактом на обслуживание (восстановление, реконструкцию) основных средств.

Инвестиционное соглашение в данной схеме определяет, как правило, размер финансовых средств, которые арендатор должен вложить и объекты, которые должен построить (модернизировать).

Вновь созданные и модернизированные в рамках инвестиционного соглашения объекты становятся до окончания действия договора аренды собственностью оператора, а затем передаются в публичную собственность. Контракт на восстановление основных средств регламентирует, каким образом будет производиться ремонт и обслуживание арендованного имущества.

Договор аренды является составной частью многих форм и моделей ГЧП.

Договор управления является следующим механизмом ГЧП. Ст.

1012 ГК РФ содержит определение договора доверительного управления имуществом, как договора в соответствии с которым одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) [1].

Таким образом, государство (муниципальное образование) передает свое имущество управляющей организации, которая обязуется осуществлять управление этим имуществом за вознаграждение с одновременным проведением его модернизации, ремонта или реконструкции на оговоренных заранее условиях.

Вознаграждение частному сектору выплачивается на фиксированной или дифференцированной основе, с учетом премий, связанных с достижением конкретных целевых показателей. Финансовые риски несет государство.

Доверительное управление позволяет увеличить эффективность функционирования объекта, инвестиций и самого процесса предоставления услуг.

Соглашения о разделе продукции (СРП) — форма ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после принятия федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору — субъекту предпринимательской деятельности «на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск».[4] Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела. К сожалению, за прошедшее время в России не заключено ни одного соглашения о разделе продукции согласно действующему закону об СРП. Фактически, СРП в его нынешнем виде является отмирающим механизмом государственно-частного партнерства. Данный механизм имеет огромное количество недостатков, которые не оставляют возможности для развития этой организационно-правовой формы в России.

Еще одной широко распространенной в России формой ГЧП являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий.

Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале.

Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

Долгосрочные инвестиционные соглашения — договор, заключаемый между государством и частным инвестором, предусматривающий обязательства инвестора и государство по инвестированию денежных средств в объекты инвестиционного проекта и взаимные обязательства по партнерству между сторонами, объем и формы предоставления частного и государственного финансирования, а также иные условия [2]. Финансирование может осуществляться за счет средств бюджетов Российской Федерации, региональных бюджетов, Инвестиционного фонда РФ, Внешэкономбанка, ЕБРР, целевых программ, других институтов ГЧП, а также средств частного инвестора.

Наиболее гибкий и универсальный механизм государственно-частного партнерства в российской практике. Является составным элементом различных схем ГЧП.

Вышеперечисленные механизмы далеко не всегда используются отдельно. Реализация ГЧП-проекта требует комплексного подхода, и в рамках какого-либо одного отдельного механизма реализовать такой проект зачастую невозможно.

В этом случае отношения публичного и частного партнеров оформляются смешанными договорами, содержащими элементы различных договоров: договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, строительного подряда, договора аренды, доверительного управления имуществом, договора возмездного оказания услуг, оплаты в рассрочку и других. Данный тип отношений регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации.

Наконец, наиболее распространенной за рубежом формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии.

Концессия — это система отношений между, с одной стороны, государством (концедентом) и, с другой стороны, частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.

Опираясь на мировой опыт, Россия предпринимает в последнее время активные шаги по институционализации концессий. В октябре 2004 года прошли заседания Правительства РФ и Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве, посвященные становлению концессий в транспортном комплексе.

Принято решение активизировать усилия по подготовке закона о концессиях, который должен стать правовой основой ГЧП. С этой целью создан Экспертный совет по вопросам концессионного законодательства при Государственной думе РФ. Президент России В. В.

Путин, выступая на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей 16 ноября 2004 года, заявил: «Еще одно перспективное направление — это участие бизнеса в реализации инфраструктурных проектов государства, таких как крупные транспортные, магистральные проекты, энергообеспечение, укрепление приграничной инфраструктуры.

Считаю, что уже в самое ближайшее время следует создать правовую базу для совместной работы по приоритетным программам, и государство должно обеспечить стабильность условий работы частных инвесторов — включая рамки концессионных соглашений».[7]

Пока в России только разрабатываются концептуальные основы концессий. В стране нет ни соответствующих институтов, ни законодательства в этой области, ни четкого представления о том, как должны регулироваться предприятия, созданные на основе концессий.

В то же время экономический потенциал концессий в России можно оценить как высокий.

В качестве приоритетных направлений применения концессий должны рассматриваться объекты производственной инфраструктуры при условии сохранения их в государственной собственности и создания системы регулирования и контроля со стороны органов государственной власти за деятельностью частных компаний: автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, электростанции, коммунальные системы.

Рассмотрев основные механизмы реализации государственно-частного партнерства, следует выделить законодательные акты, касающиеся реализации механизмов государственно-частного партнерства в РФ:

Таблица 1.

Законодательные акты, регулирующие механизм ГЧП в России.

Законодательный акт
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗЧасть первая Гражданского кодекса содержит общие положения об обязательствах, единые для всех контрактных типов государственно-частного партнерства.

Источник: https://studbooks.net/1435099/menedzhment/realizatsiya_mehanizmov_gosudarstvenno_chastnogo_partnerstva_rossii

Читать книгу «Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации» онлайн— Андрей Пушкин — Страница 2 — MyBook

§ 2. Государственно-частное партнёрство в механизме

Глава 1

Основы государственно-частного партнерства

1.1. Понятие государственно-частного партнерства

Сегодня наша страна вступает в новую эпоху своей великой истории, которая ознаменовывается переходом России к последовательному развитию во всех сферах социальных и экономических отношений. Время же неустойчивости и непрерывных социальных потрясений осталось в прошлом. Политика стабилизации ушла, ей на смену приходит политика, устремленная в будущее.

Сотрудничество государства и частного сектора для решения важнейших общественно значимых задач имеет давнюю историю не только в мире, но и в России.

Государственно-частное партнерство в силу известных обстоятельств не могло использоваться в условиях бывшего СССР, хотя и в царской России, и в 1920-е гг. в период НЭПа такая форма ГЧП, как концессия, имела весьма широкое и эффективное применение.

В 1920-е гг. концессии создавались почти во всех отраслях народного хозяйства СССР.

Проектирование и строительство практически всех советских заводов, создание новых отраслей промышленности были во многом обеспечены за счет заключенных концессионных соглашений с иностранными фирмами.

Свыше 80% этих концессий были сосредоточены в сфере добычи золота, серебра, свинца, марганца, нефти, в производстве цветных металлов, в эксплуатации лесных, рыбных ресурсов, в машиностроении, электроэнергетике и т.п.2

Между тем набирать наибольшие обороты государственно-частное партнерство начало лишь в последние 10–15 лет.

Государственно-частное партнерство — не что иное, как перевод с английского распространенного в мире понятия public-private partnership (public — государство, private — частный, partnership — партнерство).

Одно из первых профильных исследований, посвященных ГЧП, было осуществлено Институтом государственно-политических исследований (IPRP) в 2001 г.

В отчете Building Better Partnerships государственно-частное партнерство было определено как «отношения по разделению рисков, основанные на взаимной заинтересованности публичного сектора, с одной стороны, и одного или нескольких представителей частного (благотворительного) сектора — с другой, и нацеленные на достижение согласованного материального результата и (или) на оказание общественно-значимых услуг.

Схожая дефиниция была закреплена рабочей группой, учрежденной правительством Северной Ирландии для изучения ГЧП в 2003 г.

: «ГЧП это главным образом средне- или долгосрочные отношения между публичным и частным сектором (включая благотворительный и общественный сектор), подразумевающие под собой разделение рисков и прибыли, а также применение межотраслевых умений, опыта и финансов для получения запланированных результатов, находящихся в сфере публичных интересов».

Здесь же необходимо отметить, что в иностранной практике для обозначения ГЧП наиболее используется аббревиатура «PPP». Однако распространены и альтернативные названия:

  • Private Participation in Infrastructure (PPI) — термин, созданный Мировым банком и мало используемый вне финансового сектора, кроме южнокорейской PPI программы;
  • Private-Sector Participation (PSP) — также используется в банковском секторе;
  • P3 — используется в Северной Америке;
  • Privately-Financed Projects (PFP) — используется в Австралии;
  • P-P Partnership — используется во избежание путаницы с «PPP — паритет покупательной способности»;
  • Private Finance Initiative (PFI) — британский термин, используемый также в Японии и Малайзии.

Зарубежные законодатели, подчеркивая приоритетность направления частного бизнеса, внесли понятие частно-государственного партнерства, дабы подчеркнуть приоритет именно бизнеса над государством в этом союзе.

В России же, напротив, учитывая менталитет, особенности национального рынка, главенствующую роль органов государственной власти, более прижилось понятие государственно-частного партнерства, которое определяет ведущую роль государства.

В России каждый чиновник и каждый политик вкладывает свой собственный смысл в это неведомое для него понятие, стараясь соответствовать конъюнктуре.

Единого и системного понимания этого явления на государственном, законодательном уровне пока нет, хотя оно широко применяется в различных нормативных актах, в частности в Бюджетном кодексе Российской Федерации и ряде федеральных целевых программ.

При этом в этих документах речь идет лишь об осуществлении деятельности «на основе принципов государственно-частного партнерства», «организации и участии в реализации проектов государственно-частного партнерства», о «консолидации и концентрации ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства», а само понятие отсутствует.

В региональном законодательстве в определении основных понятий продвинулись чуть дальше — отдельные нормативно-правовые акты закрепляют понятие ГЧП и его формы, но единообразия в определениях нет.

В целом ГЧП рассматривается как взаимовыгодное сотрудничество (отношения) государства и частного бизнеса в реализации социально значимых проектов, но реализуется такое сотрудничество в самых различных формах.

По формулировке, предложенной Е.А.

Дыниным, ГЧП — это объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.)3.

Заслуживает внимания определение, представленное В.Г. Варнавским: «ГЧП — это стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг»4.

На наш взгляд, одной из наиболее точно отвечающей требованиям современной действительности формулировкой понятия ГЧП стала дефиниция, разработанная Центром ГЧП, функционирующим при Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: ГЧП — это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

Данное определение имеет информативный и инструктивный характер (понятна основа для взаимодействий партнеров, ясно, кто является инициатором проекта, какие задачи стоят перед участниками проекта и на каких условиях они работают).

Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух основных значениях употребления термина ГЧП:

  • ГЧП как сотрудничество государства и частного бизнеса;
  • ГЧП как политико-правовая форма такого сотрудничества.

В большинстве своем дефиниции ГЧП очерчивают следующий круг характеристик данного института:

  • средне- или долгосрочные отношения;
  • отношения, основанные на общих ожиданиях (стремлениях, целях);
  • в эти отношения может вовлекаться множество партнеров;
  • подразумевается разделение рисков, доходов и ресурсов между сторонами;
  • целью является достижение материальных результатов и оказание услуг в публичных интересах и на постоянно совершенствующейся основе.

Преимущества от использования инструментов ГЧП следующие:

  • повышение качества оказываемых населению услуг, отнесенных к компетенции государства;
  • воплощение в жизнь крупных инфраструктурных проектов, которые не смогли бы быть реализованы в ближайшем обозримом будущем по тем или иным основаниям;
  • помощь в наиболее выгодной реализации и развитии объектов государственного имущества;
  • уменьшение налогового бремени, предоставление льгот и преференций для бизнеса;
  • сохранение государственного контроля над активами, способствование появлению возможности успешно использовать опыт, навыки и профессионализм частного бизнеса;
  • создание благоприятной среды для появления различного рода форм новаторства и инноваций;
  • активизация бизнес-процессов в обществе, стимулирование предпринимательского мышления в области поиска новых и перспективных методов взаимодействия;
  • способствование внедрению передовых принципов управления в органах государственной и муниципальной власти;
  • способствование развитию диалога между властью и бизнесом во всевозможных сферах.

В целом, забегая вперед, необходимо признать, что процесс взаимодействия власти, бизнеса и общества в России несколько отстает от уровня других развитых стран, а быть может, даже проходит начальную стадию в этой сфере государственной деятельности. В связи с этим, прежде чем перейти к рассмотрению отдельных механизмов и инструментов ГЧП в России, целесообразно обратиться к опыту западных государств, чему будет посвящен следующий раздел настоящей книги.

1.2. Государственно-частное партнерство за рубежом

Прежде всего необходимо отметить, что государственно-частное партнерство не является каким-то новым экономическим механизмом.

В XVIII и в начале XIX в. группа британских местных вельмож сформировала дорожно-строительные трасты, которые занимали деньги у частных инвесторов для ремонта дорог, а возвращали займ через взимание платы за проезд.

Строительство большинства лондонских мостов также финансировалось за счет таких мостовых трастов вплоть до середины XIX в., а в конце XIX в. Бруклинский мост в Нью-Йорке был построен по такой же схеме с участием частного капитала.

Если обратиться к Франции, то там строительство каналов с участием частного капитала началось еще в XVII в.

Этот тип ГЧП известен как «концессия», так называемая модель «платит пользователь», в которой частный участник (концессионер) имеет возможность получать оплату за пользование объектами — например, мостами, тоннелями или дорогами. Взимаемая плата компенсирует концессионеру затраты на строительство и обслуживание объекта, и эта оплата, как правило, возвращается под контроль публичного сектора в конце периода концессии.

Помимо дорог и смежных отраслей, концессии применялись во многих странах в XIX и начале XX в. для строительства таких объектов, как железные дороги, объектов водоснабжения и канализации очистных сооружений.

Дальнейшее развитие концессий выразилось в появлении франшизы (французский аналог — affermage). Франшиза — это право эксплуатировать уже построенный объект, т.е. это то же самое, что и концессия, но без первоначальной стадии строительства.

Пользователь франшизы может сделать единовременную оплату публичному органу власти для получения этого права. Франшиза не рассматривается как ГЧП, потому что она не подразумевает финансирование строительства или развитие инфраструктуры, а только использование объекта.

Тем не менее договорной и финансовый базис частично тот же.

Хотя использование концессий для строительства новых инфраструктурных объектов снизилось во многих странах после XIX в.

(с увеличением роли государства), франшизы остались важным явлением, например, во французской водной отрасли. Концессии снова активизировались только в конце XX в.

, когда возрос интерес к ним и другим механизмам ГЧП как альтернативам фондовой модели (модели финансирования из собственных средств государства).

Государственно-частное партнерство в его современном понимании зародилось в начале 1990-х гг. в Великобритании. В то время на смену традиционному сотрудничеству государства и подрядчика пришла модель, называемая частная финансовая инициатива (англ.

Private Finance Initiative), при которой государство лишь заказывало, но не оплачивало бизнесу те или иные капиталоемкие объекты. После окончания работ объект брался государством в долгосрочную аренду при условии, что подрядчик продолжал обеспечивать его эксплуатацию.

Таким образом, инвестиции возвращались подрядчику за счет арендных платежей. Как правило, после окончания оговоренного срока аренды объект передавался заказчику по символической стоимости или бесплатно.

В дальнейшем практика была существенно расширена — государственно-частное партнерство стало своеобразной альтернативой приватизации важных отраслей или объектов (электроэнергетики, транспорта, коммунального хозяйства и т.д.).

Не имея финансовой возможности обеспечить расширенное воспроизводство в этих отраслях, государство передавало их в долгосрочную аренду (концессию) бизнесу, оставляя за собой право контроля за их деятельностью. Постепенно такие правоотношения стали распространяться и на отдельные масштабные проекты — от оказания общественных услуг до проведения НИОКР и внедрения инноваций5.

Звание первопроходцев в деле развития ГЧП с Великобританией могут оспорить США. Там формы ГЧП возникали и развивались в двух направлениях:

1) кооперационные исследования отдельных отраслевых и межотраслевых производств;

2) привлечение научного потенциала штатов для решения национальных проблем и передача технологий, созданных на федеральные средства для развития производств в отдельных штатах.

Приведем пример некоторых подобных форм.

1. Кооперационные программы НИОКР в рамках инновационного цикла — участниками партнерств выступают фирмы, представляющие весь спектр разработки и освоение новых технологий. Государство в лице федеральных ведомств оказывает содействие в создании таких партнерств и непосредственно участвует в их деятельности.

2. Стратегические межотраслевые партнерства — учреждаются для разработки и коммерциализации базовых технологий массового применения.

3. Региональные центры передачи технологий НАСА. Эти центры координируют технологические инициативы штатов и научно-технических организаций с НАСА. Региональные центры создаются при университетах, их деятельность финансируется в равных долях правительством, штатами и фирмами.

ГЧП в США изначально было разработано для концентрации средств, направляемых на создание и внедрение новых технологий для совместного использования полученных результатов. Это позволило США развить технологическую мысль, учесть реальные потребности новых рынков и добиться значительного успеха в данной отрасли.

В настоящее время проекты ГЧП разрабатываются более чем в 60 странах мира.

Как правило, за границей государственно-частным партнерством обычно называют очень большой ассортимент бизнес-образцов и отношений.

Данное понятие применяется при любых вариантах использования ресурсов частного капитала для удовлетворения общественно значимых потребностей.

Первые места в области применения всевозможных механизмов государственно-частного партнерства мы с уверенностью можем отдать таким державам, как США, Великобритания, Франция и Германия.

Исследуя проекты ГЧП некоторых зарубежных стран, заключенных в государствах с разным экономическим развитием, мы пришли к выводу, что государственно-частные партнерства успешно применяются в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, развлечение, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.), в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы). Лидирующей является транспортная инфраструктура, второе место занимает социальная инфраструктура.

Пик увеличения ГЧП в мире пришелся на конец XX в. По данным Всемирного банка, с 1990 г. в развивающихся странах и странах с переходной экономикой появилось около 2700 проектов ГЧП. При всей привлекательности этой формы взаимодействия власти и бизнеса реализация проекта ГЧП требует решения огромного количества организационных, юридических, методических и других вопросов.

Источник: https://MyBook.ru/author/a-v-pushkin/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-mehanizmy-real/read/?page=2

Читать

§ 2. Государственно-частное партнёрство в механизме
sh: 1: —format=html: not found

А.А. Алпатов, Р.М. Джапаридзе, А.В. Пушкин

Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации

Руководитель проекта А. Деркач

Технический редактор Н. Лисицына

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка М. Поташкин, Ю. Юсупова

© Пушкин А. В., 2010

© ООО «Альпина Паблишерз», 2010

© Электронное издание. ООО «Альпина», 2011

Государственно-частное партнерство – уникальный инструмент, позволяющий органам государственной власти и представителям бизнес-сообщества выйти на новый этап развития взаимоотношений. Принципы этого партнерства сложны и многообразны.

Книга «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации» является для читателя помощником в понимании глубины всех нюансов этого правового явления, выявления истинных потребностей экономического и политического развития своей страны, своего региона, своего народа.

Хочется верить, что выпуск данной книги будет способствовать появлению принципиально нового витка взаимодействия государства и бизнеса, укрепит процесс налаживания диалога с властью по вопросам дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.

Авторы книги простым и доступным языком изложили наиболее часто встречающиеся механизмы государственно-частного партнерства, приводя конкретные примеры уже имеющихся проектов, доступно и легко рассказали о преимуществах и недостатках того или иного способа работы с частным инвестором, выработали практические рекомендации по применению всевозможных способов развития добрых и перспективных отношений государственной власти и субъектов предпринимательской деятельности.

Данная книга подойдет людям, непосредственно занимающимся вопросами государственно-частного партнерства, и также тем, кто живо интересуется всем, что происходит в экономике и в обществе в целом.

С уважением и пожеланиями новых творческих успехов,

Ю.В. Шамков, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Понятие «государственно-частное партнерство» впервые появилось в России менее 10 лет назад и за короткое время стало популярным. К сожалению, использование данного понятия зачастую заканчивается его произнесением, а понимание ограничивается каким-то взаимодействием частного бизнеса и государства.

Книга юридической компании Tenzor Consulting Group представляет собой достаточно удачную попытку восполнить этот сложившийся информационно-правовой пробел.

Материал, изложенный в данной книге, поможет глубже понять смысл государственно-частного партнерства, разобраться в его механизмах, осознать суть самой идеи привлечения частного бизнеса для осуществления совместных с государством проектов и, конечно же, послужит своего рода побуждением к действию и планом работы для участников таких отношений.

Эта книга, прежде всего, интересна тем, что теоретическая составляющая переплетается с примерами реализации механизмов ГЧП на практике и рекомендациями авторов, доступным и простым языком описываются многие варианты применения механизмов государственно-частного партнерства.

Прочитав книгу «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации», вы сможете понять смысл государственно-частного партнерства, особенности реализации данной экономической концепции в России, оценить практическую пользу и перспективы этого явления и, безусловно, попытаться реализовать его механизмы в своем регионе или муниципальном образовании.

С уважением,

А.В. Баженов, директор Центра государственно-частного партнерства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Введение

Наша страна с каждым годом все сильнее укрепляет свои позиции на мировом рынке, все активнее развивает свои возможности, занимается совершенствованием законодательства, определяет основные приоритеты развития государственности, не забывая и о частном бизнесе, без участия которого невозможно представить ни одно государство мира.

Эта книга посвящена изучению и презентации одной из главных основ становления современной рыночной экономики – взаимодействия власти и бизнеса. По-другому мы это называем государственно-частное партнерство (далее ГЧП), в зарубежной же доктрине и практике используется термин «public-private partnership» (PPP).

В современных рыночных условиях успеха достигнуть можно лишь в реализации социально значимых проектов, при этом необходимо объединить усилия государства и бизнеса. Это должно быть в обязательном порядке взаимовыгодное партнерство, сотрудничество, направленное на развитие всего государства, общества и экономики в целом.

В таких партнерствах органы государственной власти и субъекты предпринимательской деятельности всецело дополняют друг друга, взаимовыгодно сотрудничают и вместе идут к одной заранее намеченной цели. Вопросы такого взаимодействия приобретают особую значимость.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, развитие институтов государственно-частного партнерства определяется в качестве стратегического направления.

Наша страна не является исключением, и поэтому в последнее время как в России, так и во всем мире наблюдается тенденция сотрудничества государства и бизнеса, особенно в инфраструктурных отраслях, которые ранее всегда находились в государственной собственности и в государственном управлении.

Одной из основных задач государства на данном этапе становления государственно-частного партнерства является повышение привлекательности всех механизмов государственно-частного партнерства, попытка сделать их максимально доступными для бизнеса, сформировать основные составляющие и усовершенствовать нормативную правовую базу для развития столь перспективного и нужного направления. Бизнес должен получить более деятельную поддержку со стороны всех институтов развития форм государственно-частного партнерства.

Принято считать, что вследствие постоянной нехватки средств бюджетов всех уровней и инвестиционного фонда создание новых инструментов финансирования на разных уровнях власти приобретает острую необходимость.

Учитывая всем хорошо знакомые последствия недавних кризисных явлений, на сегодняшний день самой главной задачей ГЧП в России является делегирование местным и региональным властям полномочий по внедрению механизмов ГЧП.

Представителям государственной власти необходимо сделать акцент на развитии инфраструктуры в каждом городе, в каждом населенном пункте. Регион должен научиться самостоятельно искать инвесторов, разрабатывать программы развития и совершенствования существующих систем привлечения капитала, так как лучше его истинные потребности и возможности никто не знает.

В России начинает возрастать интерес органов государственной и муниципальной власти, а также частных инвесторов к возможным способам привлечения финансирования под конкретный проект.

Очень важно в этом случае грамотно, взвешенно и точно рассчитать собственные силы, возможности инвестора и совместными усилия прийти к единственно правильному и верному решению.

При этом не стоит забывать, что спрос на многолетние финансово значимые и прибыльные проекты территориального, городского или промышленного развития во многом инициируются за счет деятельности именно органов государственного и муниципального управления.

Естественно, подобного рода взаимодействие потребует к себе очень внимательного и тщательного подхода, оно не может протекать без каких-либо противоречий, сложностей и неясностей. Тем более, когда все это только начинает развиваться и является по практической сути новым для российской рыночной экономики.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=431014&p=2

Studio-pravo
Добавить комментарий