§ 2. Административно-правовые средства регулирования экономики

Административно-правовое регулирование в сфере экономики

§ 2. Административно-правовые средства регулирования экономики

Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия.

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других).

На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими свой собственный предмет и метод правового регулирования!): предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и другие.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений надотраслевого экономико-правового регулирования.

Наше современное хозяйство представляет собой экономику смешанного типа. В ней есть государственный, муниципальный и частный секторы. Рыночный механизм дополняется государственным вмешательством.

Помимо непосредственного участия в общественном производстве, государство осуществляет правовое регулирование всей экономической жизни общества.

Значительная нагрузка при этом приходится на административно-правовое воздействие.

Важную роль в управлении экономикой играет Правительство РФ. Оно обладает следующими полномочиями:

— осуществляет регулирование экономических процессов;

— обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

— вырабатывает структурную государственную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

— разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества;

— осуществляет общее руководство таможенным делом;

— принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

— обеспечивает функционирование оборонного производства.

Помимо Правительства РФ, государственное управление хозяйственно-экономической деятельностью на федеральном уровне теперь осуществляют семь федеральных министерств с подведомственными им федеральными службами и агентствами, а также несколько самостоятельных федеральных служб и агентств, руководство которыми осуществляется непосредственно Правительством РФ.

Ведущими федеральными министерствами хозяйственно-экономического блока выступают Министерство экономического развития и торговли, Министерство промышленности и энергетики и Министерство сельского хозяйства РФ.

К ним примыкают Министерство транспорта, информационных технологий и связи, Министерство природных ресурсов РФ.

В последнее время немаловажную роль в государственном управлении экономикой начинает играть Министерство регионального развития РФ.

Существенную роль в этом блоке, несомненно, играет Министерство финансов РФ. Из самостоятельных федеральных служб и агентств к этому блоку в первую очередь следует отнести Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по тарифам, Федеральную службу по финансовому мониторингу и Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральное агентство по атомной энергии.

Министерство экономического развития и торговли РФ остается ключевым федеральным органом исполнительным власти в разработке экономической политики и решении экономических проблем.

Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ было утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443. Согласно Положению (в действ. ред.

) вышеназванное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, разработки и реализации ведомственных целевых программ, подготовки сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ на 2006-2008 годы, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

В частности, Министерство осуществляет:

— мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;

— разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;

— подготовку заключений по проектам нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, в которых дается оценка влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности;

— регистрацию проектов и программ технической помощи, ведение единого реестра проектов и программ технической помощи, а также в установленном порядке контроль за целевым использованием технической помощи на этапе организационных мероприятий;

— функции национального координационного бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза;

— координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;

— подготовку в установленном порядке заключений по проектам федеральных целевых программ, а при необходимости организацию экспертизы указанных проектов;

— проведение проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета, за исключением инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

— проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров, подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных мер;

— руководство деятельностью торговых представительств РФ в иностранных государствах (Указом Президента РФ от 11.01.2008 г.

№ 39 «О передаче в оперативное управление Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества» определено, что Министерство экономического развития и торговли РФ в пределах своей компетенции является полномочным представителем Российской Федерации в отношении расположенного за пределами РФ федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств РФ);

— выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий и другие полномочия.

Очень четко определяются рамки ведомственного нормотворчества. В нормативных правовых актах Министерства экономического развития и торговли РФ, в частности, устанавливаются:

— перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;

— федеральные стандарты оценки, порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и состав включаемых в него сведений, порядок размещения в информационных системах общего пользования информации, содержащейся в указанном реестре, порядок ее представления заинтересованным лицам, методические указания по государственной кадастровой оценке земель;

— порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий;

— критерии оценки бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны, проводимой экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам;

— нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и рынках финансовых услуг, о естественных монополиях и рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ.

Немаловажную роль в государственном управлении экономикой играет Министерство регионального развития Российской Федерации, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40 (в действ. ред.).

Министерство регионального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

— выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства РФ;

— разграничение полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

— осуществление приграничного и межрегионального сотрудничества, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в РФ;

— защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ;

— предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в установленной сфере деятельности Министерства);

— согласование федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, осуществление прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований;

— разработка и согласование методик выделения средств государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям и внесение их в Правительство РФ на утверждение;

— координация деятельности государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство регионального развития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_96600_administrativno-pravovoe-regulirovanie-v-sfere-ekonomiki.html

Административные и экономические средства государственного регулирования

§ 2. Административно-правовые средства регулирования экономики

Итак экономические методы государственного управления — это система приемов и средств прямого воздействия на субъекты предпринимательской деятельности путем внедрения финансово-экономических законов и денежно-кредитных отношений с целью создания ния оптимальных условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результате.

К экономических методов государственного управления можно отнести следующие: индикативное планирование, государственное регулирование, денежно-кредитная и финансовая политика, конкурентная политика, влияние на рыночное ценообразование, налоговая политика, экономическое стимулированние.

Применение экономических методов государственного регулирования экономики позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или др. нши задачи пообщегосударственными и частными интересами Регулирование с помощью экономических методов позволяет субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведенияи.

Экономическое регулирование осуществляется инструментами: фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики

Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы и налоги, которые определяют бюджетные доходы Следовательно, существует связь между фискальным, бюджетным и налоговымнапря ямками политики.

Государственные закупки осуществляются через механизм государственных заказов, который предусматривает конкурентный отбор исполнителей государственных заказов, заключения контрактов, производство продукции (выполнение работ, на адання услуг), контроль, оплату продукции Объемы государственных закупок обусловлено государственными нуждами в продукции (работах, услугах), возможностями государственного бюджета обеспечить финансирование и моде лью фискальной политики Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, иа стимулирующее (рестрикционным), направленную на стимулирование производства

В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирования инвестиционных программ, обслуживание государственного долга Расходы государственного в бюджет осуществляется также в таких формах, как дотации, субсидии,.

Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспооможности отечественных производителей Налоговая политика реализуется по двум направлениям — это, во-первых, определения видов налогов и установление налоговых ставок и, во-вторых, предоставление налоговых льгот в кремами субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населенияя.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение Для достижения этой цели центральный банк использует следующие основные инструменты: денежная эмиссия, операции с ценными бумагами на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, манипулирования учетной ставкой.

Наиболее результативным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации Его внедрение позволяет предприятиям прогрессивных отраслей экономики уже в первые годы эксплуатации маш шин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестированияя.

Административные (организационно-распорядительные) методы включают комплекс организационных воздействий на различных уровнях управления и в разных формах их обнаружения Поэтому можно сделать вывод::

Административные методы — это совокупность приемов, воздействий, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми и общеорганизационных принципов управления.

Характерными особенностями административных методов государственного управления являются:

1) прямое воздействие на управляемый объект путем установления его полномочий (прав и обязанностей);

2) односторонний выбор субъектом управления ближайшей и конечной цели, задач управленческого процесса, порядка, сроков его выполнения объектом, ресурсного обеспечения, условий выполнения задач на к каждом конкретном этапе

3) юридическая обязательность актов управления (указов, постановлений, решений, распоряжений, приказов и резолюций), невыполнение которых рассматривается как нарушение обязанностей и может привести не только административных тивных или дисциплинарную ответственность, но даже уголовное.

Исходя из подзаконного характера организационно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, эффективное применение административного метода достигается лишь путем соблюдения принципа законности и в государственном управлении Это означает, что наиболее важные государственно-управленческие отношения должны быть урегулированы законами, а нормативно-правовые акты, которые являются выражением административных средств влияние в на управленческие объекты, должны основываться на действующем законодательстве и отвечать йому.

44.Прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики.
Для выполнения своих многочисленных функций государству нужны конкретные средства, инструменты.

По характеру воздействия на экономику страны эти инструменты принято делить на прямые (или административные) и косвенные (или экономические).

Прямое вмешательство допускается по отношению к некоторым отраслям (оборона, космос и т. д.) или в случае национальных бедствий (стихийные катастрофы, технические аварии и т. п.).

Административные инструменты регулирования значительно ограничивают свободу выбора, заставляют делать так, а не иначе.

К таким инструментам, прежде всего, относят законы и подзаконные акты, запрет отдельных видов деятельности и технологий, порядок регистрации фирм, антимонопольное законодательство, штрафы, таможенное регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие меры.

Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государственного регулирования:

·
антимонопольная политика, направленная на ограничение монополизации рынков;

·
отрицательныеэкстерналии рыночных процессов. Например, их последствия для окружающей среды;

·
социальная защита, т. е. определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование уровня, ниже которого жизненный уровень опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, система социальных гарантий, пособия по безработице и т. п.;

·
область международных экономических связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов.

Но в рыночной экономике предпочтение отдают всё же косвенным (экономическим) инструментам регулирования. Они более гибкие, направлены на создание у фирм экономической заинтересованности, оставляют для них свободу выбора, то есть это более демократические рычаги регулирования.

Назовём важнейшие из них: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика.

К фискальной политике относят, прежде всего, деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая – с их расходованием.

Денежная политика направлена на регулирование денежной массы, посредством чего государство влияет на уровень инфляции, цены, инвестиционные процессы, уровень потребления благ, объём производства и темпы экономического роста.

Социальная политика проводится государством в тесной взаимосвязи с перераспределением доходов, т. е. эту задачу государство решает через налоговую систему и различные социальные программы по защите малоимущих граждан (об этом подробнее будет сказано в следующем параграфе темы). К социальной политике относится и деятельность государства в области образования, культуры, медицины и т. п.

В числе важных косвенных инструментов – регулирование внешнеэкономической деятельности. Оно связано со стимулированием экспорта и ограничением импорта. Методами стимулирования экспорта являются: налоговые льготы, гарантии экспортного кредита, снижение валютного курса. А для регулирования импорта могут использоваться ставки налогов на импорт, таможенные тарифы.

Конечно, разграничение инструментов на административные и экономические довольно условно. Любой экономический регулятор несёт в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном инструменте есть или должен быть экономический смысл.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование всех инструментов – и административных, и экономических. Многие правительства в современных условиях разрабатывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Программы могут быть обычные и чрезвычайные.

Обычные среднесрочные программы рассчитаны, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой.

Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях (кризис, массовая безработица, опасная инфляция). Они, как правило, краткосрочные, и в их реализации преобладают инструменты административного регулирования.

В условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только индикативным, т. е. носить лишь рекомендательно-стимулирующий характер.

Просмотров 1535 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-5211.html

Административные средства государственного регулирования экономики

§ 2. Административно-правовые средства регулирования экономики

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Административное регулирование — это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений.

Администрация — это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества.

В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее.

Административные средства довольно эффективные, а порой имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.

Административное регулирование целесообразное в случае прямого государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.

Административный контроль ведут за экологической безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей и др.

Регулирование экономики административными средствами эффективное и тогда, если направленное на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.

Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рыночные.

Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму

Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно разнообразны.

Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Лицензирование — одно из наиболее характерных административных средств государственного регулирования экономики, которое представляет собой разрешение государства в лице его органов на определенные действия, в том числе на те или иные виды предпринимательской деятельности.

Лицензия представляет собой разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым относятся лишь те виды деятельность.

, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых невозможно иными методами, кроме как лицензированием. Вид деятельности, на выполнение которого на территории государства требуется получение лицензии в соответствии с законом является лицензируемым.

Запрещение — это запрет какой либо деятельности, признание общественно вредными , ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких либо товаров и услуг и их компонентов.

Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам.

Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

Экономические средства государственного регулирования экономики не менее разнообразны, чем административные. Одно из важнейших экономических средств — прогнозирование и планирование.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития государства представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйства.

Планирование — деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям, ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата.

Прогнозирование представляет собой предпосылку для планирования.Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов.

Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора.

Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно.

Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Предыдущая1234567891011121314Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/9-1813.html

Глава 2 Административно-правовой механизм регулирования экономики

§ 2. Административно-правовые средства регулирования экономики

Вмешательствов экономику опосредуется наборомфункций, которые оно осуществляет.Функция государства – основополагающеепонятие, раскрывающая основное назначениегосударства.

В годы существования СССРгосподствовало мнение, что в функцияхгосударства выражается лишь классоваясущность государства  (В.О. Тененбаум, Л. И. Загайнов и др.)45.

Однако в нынешних условиях данная точказрения является устаревшей инесоответствующей действительности.

Функциигосударства следует рассматривать какосновные направления деятельностигосударства, выражающие его сущностьи социальное назначение.

Следуетотметить, что большинство ученых-правоведовпридерживаются мнения о том, чтоэкономическая функция является однойиз основных функций государства, итаковой она стала лишь в 20 веке46.

Экономическаяфункция государства проистекает изобъективной необходимости нормальногофункционирования рыночной экономики,обеспечения конкуренции, развитияпредпринимательства и т.д. Можно выделить,следующие функции государства в сфереэкономики:

1)правовое регулирование экономическихотношений, в том числе в области:бюджетного регулирования, налогообложения,трудового законодательства и пр.;

2)защита конкуренции за счет разработкии реализации антимонопольных мер;

3)стабилизация экономики путем использованиябюджетной, налоговой, и кредитно-денежнойполитики, сглаживание кризисных явлений:спада производства, инфляции, безработицы,укрепление национальной валюты;

4)обеспечение социальной защиты исоциальных гарантий за счет перераспределениядоходов;

5)эффективное управление нерыночнымсектором народного хозяйства(фундаментальная наука, здравоохранение,образование, оборона, охрана правопорядка);

6)участие в международном управлении,оказание внешнеэкономической поддержкинациональным товарам на мировом рынке.

7)оборона государства, обеспечениенеприкосновенности и территориальнойцелостности страны.

Безреализации функций государства непредставляется возможным нормальноефункционирование рыночной экономики,так как именно государство призваноустранять противоречия и гарантироватьстабильность, что особенно проявляетсяв экономической сфере.

Однако государстводолжно осуществлять свои функцииосторожно, чтобы не допустить сбои врыночном механизме. Для этого необходимопостоянно вести мониторинг государственногорегулирования экономики и своевременноустранять негативные последствия.

Государство не должно выходить за рамки,угрожающие нормальному функционированиюрыночной системы.

Приоритетнойфункцией государства выступаетгосударственное регулирование экономики.Государственным регулированием экономикиявляется совокупность экономическихмер, которые направлены насоциально-экономическое развитиеобщества. Л. А. Калганова выделяетследующие цели государственногорегулирования экономики:

-обеспечение условий нормальногофункционирование рынка;

-обеспечение устойчивых темпов развития;

-регулирование структурных измененийв экономике, которые вызваны потребностямисовременной научно-технической революции;

-обеспечение социальной стабильностии социального прогресса;

-решение экологических проблем47.

Даннаядеятельность государства включаетнесколько направлений. Одной из наиболееважных функций государства в экономическойсфере является создание надлежащейправовой основы.

Эта функция заключаетсяв правовой регламентации экономики вцелом и её основных компонентов.

В данномслучае государство создает так называемые«правила поведения» в экономики, сдругой стороны оно обязано осуществлятьконтроль за выполнением соответствующихдокументов в этой сфере.

Следующейфункцией государства в экономическойсфере является создание общественныхблаг. Рынок самостоятельно способен ксозданию частных благ, и только государствоспособно к созданию и реализацииобщественных благ.

При этом государстводолжно гарантировать такое количествообщественных благ, которое позволяетв данный момент времени государственныйбюджет. Производство этих благ сверхнормы возлагается на негосударственныеорганизации.

Длярынка характерна тенденция к монополизации,приводящей к ограничению свободнойконкуренции, контролю производителейнад покупателями и в конечном счете кстагнации.

Только государство, используясвои ресурсы может проводить антимонопольнуюполитику, необходимую для стабилизацииконкурентного порядка.

Осуществляяданную политику, государство опираетсяна антимонопольное законодательство,представляющее собой совокупностьправовых документов, регулирующихотношения, связанные с обеспечениемразвития конкуренции, борьбой смонополизмом и недобросовестнойконкуренцией.

Рыноктакже не способен преодолеть проблемутак называемых внешних, или побочныхэффектов. Внешний эффект — это эффект,влияющий на фирмы и потребителей припроизводстве товаров, выполнении работи оказании услуг. Они бывают положительныеи отрицательные. В современных рыночныхусловиях противодействие внешнимэффектам возложено именно на государство.

Созданиеинфраструктуры экономики являетсядругим важным направлением деятельностигосударства в рассматриваемой сфере.Эффективнаяэкономика нуждается в соответствующейинфраструктуре — комплексе организаций,обеспечивающих условия воспроизводства.Существует несколько видов инфраструктуры:

-производственная (энергоснабжение,транспорт и связь);

-институциональная (аппарат управления);

-социальная (учебные, медицинские,культурные учреждения);

-информационная (совокупность информационныхканалов, информационных технологий).

Обществутребуется создание и эксплуатацияинфраструктуры экономики. Однако рынокв силу неопределенности платежеспособногоспроса на элементы инфраструктуры непринимает активное участие в данномпроцессе. Рынок передают эту функциюгосударству.

Вусловиях современной рыночной экономикигосударство выступает не только вкачестве координатора и контролера, нои в качестве предпринимателя.

Оно вданном случае осуществляет особый видпредпринимательства – государственноепредпринимательство, представляющеесобой деятельность государственныхпредприятий, направленных на выполнениеработ и услуг, необходимых для развитияэкономики страны.

Государство выступаетс одной стороны, как типичныйпредприниматель, а с другой стороны –как особый общественный предприниматель.Государство реализует данную деятельностьна основе государственного сектораэкономики.

Перераспределениедоходов представляет собой изъятиечасти доходов у одних лиц и передачадругим или добровольная передача частидоходов одними лицами другим, более вних нуждающимся. Перераспределениеведется государством и выступаетхарактерной особенностью рыночнойэкономики. Существует несколько способовперераспределения доходов.

Государственнаязакупка товаров и услуг является формойгосударственного потребления.

Даннаяформа перераспределения доходовперераспределения доходов затрагиваетв частности военные заказы, гражданскиестроительные программы, финансированиекапитальных вложений в государственныепредприятия.

Государственная закупкатоваров гарантирует предпринимателямстабильный рынок сбыта, получениеприбыли. Государственная закупка товарови услуг способствует решению проблемызанятости и благосостояния населения.

Большоезначение в перераспределении доходовимеют государственные кредиты и субсидии.Они предоставляются государством засчет средств федерального и местногобюджетов, а также специальных фондовфизическим и юридическим лицам и местныморганам власти.

Следующимвидом распределения доходов являетсяналоговое перераспределение доходов.Оно представляет собой полное иличастичное освобождение от уплаты налоговодних лиц, и повышенную ставку для другихлиц. Данная мера направлена на достижениенекоторых социальных и экономическихцелей. В частности, это может бытьпривлечение иностранного капитала илиразвитие малого бизнеса.

Длярыночной экономики, утверждает А. С.Пиголкин характерна цикличность,неравномерность развития, сопровождающаясярасслоением населения, потерей работыи пр.

Государство осуществляет функциипо выплате пособий по безработице,многодетным семьям, инвалидам и инымслоям населения, нуждающимся вгосударственной поддержке.

Государствообеспечивает доступность для населенияобразования, здравоохранения, спортаи культуры48.

Государствов условиях социально ориентированнойэкономики осуществляет еще однунемаловажную функцию как макроэкономическаястабилизация экономики. Эта функциянаправлена на недопущение экономическогоспада, поддержания уровня экономики наодном уровне, оздоровление экономики.

Макроэкономической стабилизации можнодобиться в частности проведениемфискальной и денежной политики. Основнымимерами макроэкономической стабилизацииявляется изменение государственныхналогов и расходов.

В период кризисадостичь стабилизации экономики можнолишь с помощью специальных программстабилизации или оздоровления экономики.

Фискальнаяполитика – это целенаправленноеосуществление расходных и налоговыхфункций правительства для достижениямакроэкономической стабилизации. Вслучае если экономика действует нижесвоих возможностей, то государствовынуждено проводить расширительнуюфискальную политику.

Поддержкамалого бизнеса – следующая мерагосударственного регулированияэкономики. В частности именно малыйбизнес способствует поддержаниюконкуренции, образованию рабочих мест.Государство поддерживает малый бизнеспутем проведения кредитной, налоговойполитики, а также оказанием образовательных,консультационных и других услуг.

Государстворегулирует не только внутреннюю, но ивнешнеэкономическую деятельность.Усиление роли государства вовнешнеэкономической деятельностиобусловлено обострением конкурентнойборьбы на мировых рынках, дестабилизациявалютных курсов, большая внешняязадолженность.

Любое государствостремится создать наиболее благоприятныеусловия для развития национальнойэкономики. Следуя национальным интересамв разные промежутки времени, государствопроводит политику либерализма, либопротекционизма.

Меры, при помощи которыхгосударство регулирует внешнеэкономическуюдеятельность можно разделить натаможенные тарифы и меры нетарифногорегулирования49.

Следующейфункцией в социально ориентированнойрыночной экономики является поддержканауки, проведение научно-техническойи инновационной политики.Современнаяэкономика основана на рациональнойнаучно-технической и инновационнойполитике.

Характерной чертой современнойэкономики является использование новойтехники и технологий, которые являютсяпродуктом научно-технического прогрессаи развития изобретательства. Развитиерыночных отношений в будущем предполагаетеще большее усиление значимости науки,техники и т.д.

Однако у частного бизнесанет заинтересованности в теоритическихисследованиях, так как их нельзя сразуиспользовать для извлечения прибыли.Эту функцию берет на себя такжегосударство.

Обеспечениеэкологической безопасности – важнейшаяфункция государство в экономике.Экстенсивное развитие экономики впоследние десятилетия привели к рядунегативных последствий. В частностиэто разрушение экосистем, снижение ВВП.

Это можно предотвратить либо путемснижения темпов экономического развития,либо путем принятия мер по экологизациипроизводства. Для современной рыночнойэкономики предпочтительным являетсявторой путь.

Его реализация предоставленагосударству.

Государствообеспечивает надлежащую системуконтроля, оценки и слежения за изменениями,происходящими в окружающей среде поддействием антропогенных факторов.

Государство создает сети стационарныхстанций наблюдения, авиакосмическиесредства контроля, которые позволяютследить за изменениями параметровсостояние среды.

Государство, принимаязаконы, осуществляя налоговую политику,применяя административные санкциипринуждает предпринимателей к соблюдениюприродоохранных мер и экологическихнорм50.

Такимобразом, можно сделать вывод о том,функции государства в сфере экономикинаправлены на устранение негативныхсоциально-экономических последствийнесовершенного рынка, обеспечениеусловий нормального функционированиянационального хозяйства в целом. Однаковмешательство государства в экономикудолжно иметь свои предел, которымявляется эффективность рыночнойэкономики как системы.

Источник: https://studfile.net/preview/5808069/page:5/

8. Административные средства регулирования экономикой

§ 2. Административно-правовые средства регулирования экономики

ЭКЗАМЕННАЦИОННЫЕВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РЕГИОНАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

  1. Регион как объект управления

Регион как объектуправления

Регион– это территория в административныхграницах субъекта Федерации,характеризующаяся: комплексностью,целостностью, специализацией иуправляемостью, т.е. наличиемполитико-административных органовуправления. В РФ — 85 субъектов.

Однимиз основных признаков региональногоопределения выступает целостностьрегиона – рациональное использованиеприродно-ресурсного потенциала региона,пропорциональное сочетание различныхотраслей, формирование устойчивыхвнутрирегиональных производственныхи технологических связей, наличиеособого сообщества людей с определеннымитрадициями и образом жизни.

Комплексностьхозяйства региона означаетсбалансированность, пропорциональноесогласованное развитие производительныхсил региона.

Важнымпризнаком региона является управляемость,непосредственно связанная садминистративно-территориальнымделением страны. Управляемости вопределенной степени способствуетцелостность региона, так какадминистративно-территориальные органыдолжны обеспечивать координацию(управление) всех элементов общественногохозяйства.

Экономическаясамостоятельность региона выражаетстепень обеспеченности его экономическими(в первую очередь финансовыми) ресурсамидля самостоятельного, заинтересованногои ответственного решениясоциально-экономических проблем, которыевходят в компетенцию региональногоуровня хозяйствования.

Принципсубсидарности. Основан на том, что болеевысокий уровени управления можетвмешиваться в действия более низкоголишь в том, какой последний проявилнеспособность к эффективному управлению.

  1. Задачи, объекты и принципы регионального управления

Задачи, объектыи принципы регионального управления

Задачирегионального управления многообразныи обусловлены особенностями переходногопериода. В число основных задачрегиональногоменеджмента входят:

  • обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

  • экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

  • оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

  • обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

  • формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходяиз сущности, содержания и задачрегионального менеджмента, сформулированныхвыше, его объектможноклассифицировать по следующим основнымпризнакам.

  1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).

  2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

  3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

  4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охр ана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).

Анализприведенной классификации объектовпозволяет сделать вывод о том, что кобъектам регионального менеджментаможно отнести все хозяйственные единицырегиона.

Косновным принципамрегиональногоуправления относятся:

-Децентрализация.Этот принцип ограничивает монополиюрегионального управления на всевластие,обеспечивает экономическую свободусубъектов хозяйствования в регионе иполицентрическую систему принятиярешений, а также делегирование функцийуправления сверху вниз.

-Партнерство.Предполагает отход от жесткой иерархическойсоподчиненности по вертикали.

-Субсидарность.Заключается в выделении финансовыхресурсов под заранее определенные цели.

-Мобильность иадаптивность. Способность системырегионального управления чуткореагировать на изменения внешней среды.

-Принципвыделенной компетенции (в отличие отпринципа разграничения функций)состоитв дифференциации функций не междусферами регионального управления, авнутри них. .

  1. Организационно-экономическая сущность стратегического планирования в региональном управлении

Стратегическоепланирование социально-экономическогоразвития региона — специфическаяфункция управления, состоящая в разработкестратегических решений, предусматривающихвыдвижение таких целей развития имеханизмов их достижения, реализациякоторых призвана обеспечить егоэффективное функционирование врассматривамой перспективе, быструюадаптацию к измняющимся условиям внешнейсреды.

Значениестратегического планирования -обоснование направлений и перспективразвития региона, предоставлениеинформацинного материала для выработкиэкологической и социальной политики ипринятия соответствующих управленческихрешений.

Предпоссылкистратегического управления региона:

  1. Перепроизводство — насыщение рынка товарами, работами, услугами;

  2. Требовательность — повышение уровня требований граждан к качеству продукции в следствие роста доходов и свободы выбора;

  3. Инновационность — улучшение технических возможностей выпуска новых товаров и услуг;

  4. Динамичность — ориентация на сокращение сроков внедрения новой продукции в связи с сокращением жизненного цикла товара;

  5. Люмпенизация — рост полной и частичной безработицы, увеличение контингента с низким уровнем доходов и спроса;

  6. Интервенция — международная конкуренция крупных зарубеных корпораций и попытка захвата национальных рынков;

  7. Аритмия спроса — изменение спроса потребителей рынка товаров и услуг в связи с сезонностью, нарушающее стабильность производства;

  8. Дифференциация — нарастающее разнообразие потребностей населения, увеличение ассортимента товаров и услуг.

  1. Системный подход в стратегическом территориальном планировании

С позиции системногоподхода регион как объект стратегическогоуправления можно рассматривать:

  1. Региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающее жизнедеятельность регионов

  2. Производственная система в которую входят все отрасли материального производства

  3. Социальная сфера — в состав которой входят все отрасли, занимающиеся духовным и культурным развитием населения регионов

  4. Финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи регионов, бюджет региона

  5. Управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе

Процессыстратегического планирования:

  1. Аналих проблемной ситуации ( SWOT-анализ)

  2. Создание образа будущего (определение качества жизни людей и среды их обитания, а также предназначения региона в соц-экономическом пространстве в стране и всего мира)

  3. Постановка целей и определение задач (постановка стратегических и тактических целей, а также критериев их достижения)

  4. Разработка основных направлений достижений целей (важным направлением является создание комфортных и безопасных условий существования)

  5. Реализация плана и мониторинга

Особую роль встратегическом планировании отводитсясохранению и развитию человеческогопотенциала. (трудовой , культурный,нравственный ресурс, созидательныевозможности каждого человека)

  1. Теоретические аспекты регионального управления

Региональноеуправление-совокупность действий поруководству соц. экономич. процессами,протекающими в границах регионов разногоиерархического уровня с целью поддержанияих на планируемой(предполагаемой)территории.

Рег. управлениерассматривается в 3 аспектах:

1.Теоретический-научноенапр-е, имеющее собственные объектиссле-я, предмет познания, методическиеинструментарии

2.Практический-деят-тьупр-й структурывсех уровней, регулирующихпространственное развитие и террит.орган-юстраны, регионов, городов и сел размещенияхоз. И инфраструктурных объектогв

3.Познавательный-учебнаядисциплина, синтезирующая практикурег. Упр-я и планир-я. Обличена в формудоступную для учащихся.

Субъектупр.-органы территориальнойвласти(рег.администтрации)органыместного самоупр.

Объектупр.- регионы, муниц. образования,депрессивные регионы, датационныерегионы в кот. необходимы вливания

Методыупр.- административные (прямогораспоряжения)экономические(косвенноговоз-я через соз-е условий),общественные(моральноговоз-я)

Механизмыупр.- часть рег.упр. программирования,прогноз-я, стиму-я и контроль

Инструменты упр.-нормативы, кредиты ,субсидии, дотации,штрафы

Процесстерриториального управления включает3 этапа:

1.Предвидение-разработкаи научное обоснование стратегий,концепций, прогнозы развития регионови муниципалитетов.

2.Регулирование-сохранениетраектории развития, обоснованной вматериалах предвидения.

3.Мониторинги контроль(счетная палата региона,контр. ревизионные органы)

  1. Управление региональной экономикой: цели, виды, принципы

Различают цели по:

1.Времени достиженияцелей: краткосрочная(1-2г)среднесрочная(3-5л)долгосрочная(более5 л)

2.По содержаниюцелей: экономич., соц-е, демографические

3. Поуровням упр-я: региональные, муниципальные,федеральные цели развития региона

Виды(типы)упр.регионального:

1.Демократическоеупр-е- передача б.части гос.фун-й упр-яот федерального центра регионам,предоставляя им значительную экономич.самостоят-ть

2.Авторитарный-полномочия,ответств-ть и контроль сосредоточеныпреим-но на высшем уровне, а регионыпользуются незначит. уровнем сам-ти

3.Координационное-реализ. в госуд-ах сконфедеративным устройством про которомкоординация деят-ти органов регионольногоупр-я со стороны федерального центра.

4.Субардинационное-основанона жестком, административном подчинении,выполнении задний, спускаемых свышестоящих на нижестоящие уровни

5.Административное-использованиеразличных методов воздействия вышестоящимиуровнями упр-я на нижестоящие, побуждаяих к подчинению независимо от ихмнения.(соответствует авторитарному)

Принципы:

1.Принципсистемности управления- все объекты,находящиеся на территории региона(независимоот формы соб-ти) так или иначе взаимодействуютдруг с другом.

2.Комплексности- развитие региона в наиб. привлекат.направлениях(с точки зрения природно-климат.условий, инфраструктуры и стр-ры трудовыхресурсов)

3.Пропорциональности-поддержание наиб. рациональных отраслейи террит. пропорций оптимальногосоотношения м/у отдельными подсистемамиРЭС

  1. Причины и цели государственного регулирования экономикой

Гос.рег-еэкономикой-вмешат-вогос-ва в экнонм. процессы с цельюизменения их течения и получениянеобход-х результатов

Целигос. рег. экономики:

1.Стимулир-еэкономического роста в период кризиса,депрессии, застоя

2.Развитие экспорта

3.Привлечениеиностранного капитала

4.Поддержка частногобизнеса

5. Обеспечение соц.Защиты наиб. уязвимых групп населения

6.Решение проблемзанятости населения

7.Вусловиях длит.и бурного подъема экономикиглавная цель притормозить ростпроиз-ва,сократить перепр-во товаров и накоплениякапиталов.

8. Вусловиях кризисов и депрессиях ставятсязадачи стимулирования спроса на товарыи услуги, повышение уровня занятости.

9.Прирегулированиизанятости населения- обеспечить спросна рабочую силу путем создания рабочихмест.

ГРЭосущест-ся как правило под возд-емопред-х профильных слоев населения. Этом.б. учителя, мед. работники, которые неудовлетворены уровнем безопасности,условиями труда и т.д.

Административные средства регулирования:

Они базируются на силегосударственной власти и включает всебя меры запрета, разрешения ипринуждения, они не связаны с созданиемдолжного материального либо финансовогостимула.

Пример:

— Правительство региона разрешаютиспользовать государственный заказникдля добычи полезных ископаемых, охоты,туризма и т.д., что создает благоприятныеусловия для местных горнодобывающихпредприятий и туристических компаний.

— Государство или регионы запрещаютчастным фирмам производить алкоголь,при этом не вводят каких-то налогов,штрафов, а просто прекращают выдачулицензий на производство тех или иныхтоваров.

— Принуждение применяется в примененииразличного рода ограничений и препятствийдля выполнения тех или иных работ.Например, заботясь об экологии региональнойвласти, могут, ввести большие штрафы завыбросы вредных веществ, за сброс грязныхстоков и т.д.

Административные средстварегулирования экономики, как правило,применяются странами с социалистическойсистемой. Самые крупные административныеакции ГРЭ были проведены в Японии и вРоссии. В Японии — разукрепление ведущихконцернов.

В России — решения о приватизациипредприятий, что косвенным образом изменило не только структуру производства,но и, по сути общественный строй.Российское законодательство ограничивает полномочия региональных органов властив применении административных меррегулирования.

В этих случаях, регионывынуждены входить на федеральныеструктуры с просьбой передачи или частиполномочий центра.

Некоторым региона РФ, аименно их региональному руководствуразрешена при угрозе экономическихкатастроф ограничивать деятельностьпредприятий вплоть до его полнойостановки (угроза затопления из-зааварии на ГЭС). Одной из мер ГРЭ на уровнерегиона выступает установлениефиксированных цен на товары и услуги.

Это прежде всего установление цен наминеральное сырье, электроэнергию,транспортные и коммунальные услуги.Искусственное занижение цен и тарифовчасто способствует снижению издержекпроизводства в частном секторе иповышению конкурентоспособностирегиональных товаров. Из всехадминистративных средств ГРЭ в регионахнаиболее эффективно ценовое регулирование,т.к. оно позволяет быстро снимать соц.

напряженность, активно воздействоватьна отдельные экономические процессы,т.е. управлять стабильностью.

9. Экономические средства регулирования экономикой

По лекции

Базируются наисполнении финансовых механизмов.

Реализуютсяпосредством банковской, бюджетной, иналоговой систем, ценовой политики,гос. сектора эк-ки.

Наиболее эффективныефинансовые регуляторы:

— налоги

-инвестиции

-ставки ссудного%

Дополнительно

Экономическиесредства государственного регулированияподразделяются на средства: денежно-кредитной, бюджетной политики.

Основные экономическиесредства:

-регулирование учетной ставки (дисконтнаяполитика, осуществляемая центральнымбанком)

-установление и изменение размеровминимальных резервов, которые финансовыеинституты страны обязаны хранить вцентральном банке

-операциигосударственных учреждений на рынкеценных бумаг, такие как эмиссиягосударственных обязательств, торговляими и погашение.

Припомощи этих инструментов государствоизменяет соотношение спроса и предложенияна финансовом рынке.

Прямоегосударственное хозяйственноерегулирование осуществляется средствамибюджетной политики.

Источник: https://studfile.net/preview/6145763/

Studio-pravo
Добавить комментарий