§ 1. Земельное правонарушение как основание применения

Земельное правонарушение как основание применения административной ответственности

§ 1. Земельное правонарушение как основание применения

Карпова Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры административного и муниципального права Воронежского государственного университета.

В статье исследуется понятие «земельное правонарушение», его соотношение с понятием «правонарушение в области охраны и использования земель». Также анализируются признаки и состав земельного правонарушения как основания применения административной ответственности.

Ключевые слова: земельное правонарушение, правонарушение в области охраны и использования земель, административная ответственность, признаки земельного правонарушения, состав земельного правонарушения.

Land offense as the foundation of administrative responsibility

E.S. Karpova

Karpova Ekaterina S., post-graduate student of the administrative and municipal law of Voronezh State University.

The article explorers the term «land offense», it's correlation with the term «offense in the area of land use and protection». It also identifies features and structure of land offense as the foundation of administrative responsibility.

Key words: land offense, offense in the area of land use and protection, administrative responsibility, features of land offense, structure of land offense.

На современном этапе развития общества административная ответственность является наиболее распространенным видом ответственности, применяемым при нарушении земельного законодательства. Из содержания ст.

74 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ЗК РФ) следует, что основанием применения административной ответственности является земельное правонарушение, хотя само понятие «земельное правонарушение» в законодательстве не раскрывается.

Обратим внимание на различные подходы к определению вышеуказанного понятия.

Так, в научной литературе под земельным правонарушением понимается «виновное, противоправное действие (бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей как национальным богатством» .

Чубуков Г.В. Земельное право России: учебник. М., 2002. С. 308 — 309.

Некоторые авторы отмечают, что «земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону» . О.И.

Крассовым земельное правонарушение определяется как «негативное социальное явление, результатом которого становится посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель, защиту прав лиц, эксплуатирующих земельные участки» .

Земельное право: учебник для бакалавров / В.Б. Агафонов, Г.В. Выпханова, Н.Г. Жаворонкова [и др.]; под ред. Н.Г. Жаворонковой, О.А. Романовой. М.: Проспект, 2013. С. 203.
Крассов О.И. Земельное право: учебник. 4-е изд. М., 2012. С. 293.

Мы полагаем возможным предложить собственное определение рассматриваемого понятия, основываясь прежде всего на положениях действующего законодательства: земельное правонарушение — это противоправное, общественно опасное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица в области использования, управления и охраны земель, за которое законодательством Российской Федерации в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного правонарушением вреда предусмотрена административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая или земельно-правовая ответственность.

Хотелось бы особенно обратить внимание на следующее. Статья 74 ЗК РФ называется «Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения», а глава XIII ЗК РФ носит название «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель».

Возникает вопрос относительно соотношения этих двух понятий: «земельное правонарушение» и «правонарушение в области охраны и использования земель». Проанализировав то, как ЗК РФ оперирует этими двумя понятиями, можно сделать однозначный вывод, что в нем они употребляются как синонимы.

Однако мы полагаем, что это не совсем верный подход, и считаем, что употребление термина «земельное правонарушение» обоснованно только в случае применения земельно-правовой ответственности.

При наступлении же других видов ответственности, а именно административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой, целесообразно говорить о правонарушении в области охраны и использования земель.

Как известно из общей теории права, административная ответственность наступает исключительно за административные правонарушения, уголовная — за преступления, дисциплинарная — за дисциплинарные проступки, гражданская — за совершение гражданско-правовых деликтов. То есть у каждого вида юридической ответственности есть свое собственное основание для ее применения.

Поэтому не совсем ясно, почему ЗК РФ использует одно общее понятие «земельное правонарушение» для абсолютно разных видов юридической ответственности.

Как отграничить, например, земельное правонарушение, за которое наступает земельно-правовая ответственность, от земельного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность? По каким критериям?

Учитывая изложенное, мы полагаем, что более обоснованной была бы следующая формулировка: за совершение земельных правонарушений виновные лица несут земельно-правовую ответственность; за совершение административных правонарушений в области охраны и использования земель — административную ответственность; за совершение преступлений в области охраны и использования земель — уголовную ответственность; за совершение дисциплинарных проступков в области охраны и использования земель — дисциплинарную ответственность; за совершение гражданско-правовых деликтов в области охраны и использования земель — гражданско-правовую ответственность.

Схожей точки зрения придерживаются М.В. Жерновой и А.П.

Дорохов, которые отмечают, что «основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок) в области охраны и использования земель, а также наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение» . Как мы видим, указанные авторы также оперируют понятием «административное правонарушение в области охраны и использования земель» вместо понятия «земельное правонарушение».

Жерновой М.В., Дорохов А.П. Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель // Российский следователь. 2008. N 13. С. 29.

Тем не менее, поскольку действующее законодательство использует термин «земельное правонарушение», в настоящем исследовании мы также будем работать с этим понятием.

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Поскольку ЗК РФ указывает на наступление административной ответственности за земельное правонарушение, логичным будет вывод, что земельное правонарушение является разновидностью административного правонарушения. В связи с этим не можем согласиться с мнением И.А.

Трофимовой, согласно которому «от административного правонарушения нужно отличать земельное правонарушение» .

Трофимова И.А. Административные правонарушения в области охраны собственности на землю // Правовые вопросы недвижимости. 2011. N 1. С. 18.

Земельному правонарушению как видовому явлению присущи все вышеназванные признаки общего понятия административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость). В земельном праве они лишь наполняются специфическим земельно-правовым содержанием.

Обратимся к первому признаку земельного правонарушения — противоправности. Данный признак обусловливается наличием нормативных оснований ответственности . Земельное правонарушение как противоправное деяние может выражаться в форме действия или бездействия.

Особенностью земельного правонарушения как основания применения административной ответственности является то, что норма ст. 74 ЗК РФ является бланкетной.

Она предусматривает, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. То есть данная статья отсылает нас к административному законодательству.

Непосредственно сам ЗК РФ не содержит ни одного состава земельного правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность. Все эти составы закреплены в КоАП РФ.

Иван Александрович Галаган и его научное наследие / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2010. С. 257.

Однако требования, за нарушение которых возможно наступление административной ответственности, содержатся в самом земельном законодательстве. Так, например, ч. 1 ст. 7.

2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков. Сама же эта обязанность закреплена в ст.

42 ЗК РФ: собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

«Противоправность» означает прежде всего то, что физическое или юридическое лицо понесет административное наказание, если будет доказано, что его действие или бездействие вызвало нарушение правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности, устанавливаемыми только законом .

Это общее правило распространяется и на земельные правонарушения.

Поэтому можно сказать, что противоправность применительно к земельному правонарушению означает, что лицо понесет административное наказание, если будет доказано, что его деяние вызвало нарушение правил, установленных земельным законодательством и защищаемых мерами административной ответственности, предусмотренными административным законодательством.

Рогачева О.С. Административная ответственность: учебное пособие. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2005. С. 92.

Следующий важный признак земельного правонарушения — виновность, которая также является обязательным условием наступления административной ответственности. «Отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. В таком случае исключается также административная ответственность за его совершение» .

Рогачева О.С. Указ. соч. С. 93.

Третий признак земельного правонарушения как основания административной ответственности — это наказуемость.

Сущность этого признака состоит в следующем: конкретное деяние может считаться земельным правонарушением только в том случае, если за его совершение КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, выражающаяся в применении к правонарушителю уполномоченными государственными органами предусмотренного административного наказания.

Говоря о наказуемости земельных правонарушений, хотелось бы отметить, что наиболее распространенными видами наказания за совершение земельных правонарушений являются предупреждение и административный штраф, размеры которого могут варьироваться в зависимости от статуса субъекта правонарушения. В отдельных случаях возможно применение такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности.

Можно назвать еще один признак земельного правонарушения, который официально не закреплен и является доктринальным, поскольку выделяется наукой административного права, — общественная опасность.

Земельное правонарушение однозначно является опасным для общества явлением, поскольку нарушает охраняемые законом земельные правоотношения и, конечно же, права и законные интересы участников данных отношений.

Однако очень важно отличать по степени общественной опасности земельные правонарушения от преступлений в сфере охраны и использования земель, поскольку оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства. Так, например, ч. 2 ст. 8.

6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Статья же 254 УК РФ за порчу земли, повлекшую причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, устанавливает уголовную ответственность.

Мы видим, что объект посягательств в данном случае один и тот же, разница лишь в последствиях, наступивших вследствие правонарушения, т.е. в степени общественной опасности.

Для квалификации противоправного деяния в качестве земельного правонарушения как основания административной ответственности требуется наличие совокупности необходимых и достаточных с точки зрения закона условий (элементов) — состава правонарушения. В состав земельного правонарушения, как и любого другого вида административного правонарушения, включаются четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Исходя из положений главы XIII ЗК РФ, общим объектом земельного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования земель. Тем не менее некоторые авторы отмечают, что общим объектом земельного правонарушения являются отношения в области использования, управления и охраны земель .

Полагаем, это мнение абсолютно верно, поскольку КоАП РФ предусматривает составы земельных правонарушений против порядка управления, например: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное предоставление сведений о состоянии земель (ст. 8.

5); незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ст. 7.16), и др.

Болтанова Е.С. Земельное право: учебник. М.: РИОР, 2009. С. 273.

Объективную сторону земельного правонарушения образует само деяние, которое нарушает требования земельного законодательства, обладает определенной степенью общественной опасности и может выражаться в форме противоправного действия (например, уничтожение или повреждение межевых знаков) или бездействия (например, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению). К признакам объективной стороны земельного правонарушения относятся причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими негативными последствиями, а также сам причиненный вред.

Зачастую земельные правонарушения характеризуются такими факультативными элементами, как место совершения правонарушения (например, нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах) или способ совершения правонарушения (порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления).

Субъектом земельного правонарушения как основания применения административной ответственности могут быть любые физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические лица, т.е. те лица, которые согласно ст. 5 ЗК РФ могут быть участниками земельных правоотношений.

Субъектами земельных правонарушений могут выступать лица, являющиеся правообладателями на земельные участки, т.е.

те, кому земельные участки предоставлены на законном основании (например, при использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием), и «посторонние» лица (например, при самовольном занятии земельного участка).

Субъективная сторона земельных правонарушений характеризуется наличием вины правонарушителя, т.е. наличием неосторожности или умысла. Большая часть земельных правонарушений совершается с умышленной формой вины, и умысел этот, как правило, косвенный.

Однако некоторые земельные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, предусмотренное ст. 7.

2 КоАП РФ уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков может быть совершено как умышленно путем сжигания или спиливания такого знака, так и в результате наезда на знак транспортным средством по неосторожности .

Земельное право России: учебник для бакалавров / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин; под ред. А.П. Анисимова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 257.

Как нами уже было отмечено ранее, составы земельных правонарушений определяются административным законодательством. Тем не менее для выявления элементов состава правонарушения во многих случаях требуется обращение к земельному законодательству.

Например, для правильной квалификации деяния по ст. 7.

16 КоАП РФ «Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения» требуется обращение к ЗК РФ, который определяет, что такое изменение правового режима земельных участков, а также какие земли относятся к землям историко-культурного назначения.

Итак, земельному правонарушению как основанию административной ответственности присущи все признаки общего понятия административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость, общественная опасность), а также наличие всех элементов состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако в земельном праве они наполняются специфическим земельно-правовым содержанием.

Литература

  1. Болтанова Е.С. Земельное право: учебник. М.: РИОР, 2009. 553 с.
  2. Земельное право России: учебник для бакалавров / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин; под ред. А.П. Анисимова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 415 с.
  3. Земельное право: учебник для бакалавров / В.Б. Агафонов, Г.В. Выпханова, Н.Г. Жаворонкова [и др.]; под ред. Н.Г. Жаворонковой, О.А. Романовой. М.: Проспект, 2013. 352 с.
  4. Иван Александрович Галаган и его научное наследие / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2010. 544 с.
  5. Крассов О.И. Земельное право: учебник. 4-е изд. М., 2012. 608 с.
  6. Рогачева О.С. Административная ответственность: учебное пособие. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2005. 192 с.
  7. Чубуков Г.В. Земельное право России: учебник. М., 2002. 328 с.
  8. Жерновой М.В., Дорохов А.П. Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель // Российский следователь. 2008. N 13. С. 28 — 30.
  9. Трофимова И.А. Административные правонарушения в области охраны собственности на землю // Правовые вопросы недвижимости. 2011. N 1. С. 17 — 19.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/83485-zemelnoe-pravonarushenie-osnovanie-primeneniya-administrativnoj-otvetstvennosti

Ответственность за земельные правонарушения

§ 1. Земельное правонарушение как основание применения
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Подготовка проекта строительства » Ответственность за земельные правонарушения

В статье подробно раскрыт вопрос основания и разграничения ответственности за нарушение земельного законодательства; особенности уголовной, административной и гражданской ответственности за нарушение норм земельного права.

Рациональное использование земельных участков – один из ключевых моментов земельного законодательства РФ.

Под таким использованием принято понимать такое поведение землепользователей, при котором, во-первых, достигается максимальный эффект в осуществлении целей землепользователей, во-вторых, производится оптимальное взаимодействие с природными факторами с учётом охраны земель.

Земельный Кодекс РФ регламентирует запреты и дозволения в процессе эксплуатации наделов, а также ответственность за земельные правонарушения. Этой теме посвящены статьи 74-76 в рамках главы XIII ЗК РФ.

Земельное правонарушение как основание возникновения юридической ответственности

Как было указано выше, на сегодняшний день установлена юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства на территории РФ. За нарушение земельного законодательства предусмотрены все виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и специальная земельно-правовая ответственность.

Понятие юридическая ответственность в области земельного права подразумевает под собой определённый вид социальной ответственности, наступающей, если будет доказан факт совершения правонарушения в процессе эксплуатации земли. Юридическая ответственность состоит в том, что на субъект правоотношений налагается конкретная санкция, которая влечёт за собой неблагоприятные последствия для виновного личностного или же имущественного характера.

Земельное правонарушение предполагает посягательство на охрану земли, её рациональное использование, восстановление плодородия почв, мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений противоправное; виновное действие (бездействие), влекущее за собой ответственность.

Для наступления такой ответственности необходимым ряд условием является наличие всех элементов правонарушения, поскольку отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Как и другие правонарушения, земельные включают в себя 4 основных элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

В качестве объекта земельного правонарушения выступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым в результате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза его причинения. Непосредственным объекта может быть:

  1. Конкретный земельный участок.
  2. Объекты недвижимости, связанные с землей.
  3. Установленные правила и порядок использования земель.
  4. Права на землю.
  5. Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения: пользования и распоряжения землей.
  6. Охраняемая экологическая обстановка и др.

Объективная сторона – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния.

Оно может быть совершено в форме действия (уничтожение межевых знаков либо самовольный захват земельного участка) или бездействия (систематическое невнесение платежей за землю).

Кроме того, существуют факультативные признаки объективной стороны: место правонарушения, способ совершения правонарушения, средства, с помощью которых оно совершено и другие.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение, то есть, физические и юридические, нарушившие нормы земельного законодательства (ими могут быть не только граждане РФ, но также иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица, в том числе иностранные предприятия и организации). Субъект земельного правонарушения должен отвечать условиям возраста наступления юридической ответственности и вменяемости. Должностные лица как специальные субъекты достаточно часто становятся субъектами земельных правонарушений. Например, в случае нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Субъектами в таком случае будут должностные лица соответствующих государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входит данное действие.

Субъективная сторона правонарушения даёт представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица, совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Формами вины являются умысел или неосторожность. При этом, различают прямой и косвенный умысел, а неосторожность разделяют на легкомыслие и преступную небрежность.

Для привлечения субъекта к ответственности необходимо наличие всех следующих условий:

  1. Противоправное поведение субъекта.
  2. Причинение вреда.
  3. Прямая причинная связи между вредом и деянием.
  4. Вина нарушителя.

Субъект правонарушения несёт ответственность только тогда, когда его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, то есть, когда нарушаются требования закона.

Если деяние не соответствует таким характеристикам, субъект не может быть привлечен к ответственности.

Следует иметь это ввиду, когда поведение субъекта может казаться правонарушением, однако не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть: имущественным (возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора, например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет) и моральным (наносит вред нравственного и физического характера).

Причинная связь между правонарушением и вредом указывает на возникновение вреда именно по этой причине, а не какой-либо другой.

Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но наличествует угроза причинения вреда, тогда виновный так же может привлекаться к ответственности.

Однако если нес взаимосвязи с действиями конкретного лица, привлечение лица к ответственности невозможно, как например, в случае стихийного бедствия.

Для привлечения субъекта правонарушения к ответственности обязательно наличие вины. В зависимости то того, какая обнаружена вина (умысел или неосторожность), устанавливаются разные меры наказания или взыскания.

Совокупность указанных выше основных элементов правонарушения, оснований и условий ответственности, влечёт наступление юридической ответственности.

Признаки юридической ответственности:

  1. Государственно-принудительный характер.
  2. Всегда связана с определёнными лишениями, поскольку сопровождается применением к виновному отрицательных (неблагоприятных) последствий, выражающихся в ущемлении, ограничении или лишением его прав (запрет заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы на определенный срок).
  3. Выполняет правовосстановительную функцию.
  4. Основание для применения юридической ответственности — состав правонарушения.
  5. Воплощается в процессуальной форме.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения возникает вследствие совершения правонарушения; она выражается в виде правоотношений между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, который претерпевает соответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельного участка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельного законодательства.

Специфика ответственности за нарушение земельного законодательства заключается в том, что они всегда непосредственно связаны с землей, не смотря на разнообразие правонарушений.

Разграничение видов ответственности за нарушение земельного законодательства

На сегодняшний день в рамках законодательства РФ предусмотрено разграничение юридической ответственности за правонарушения в области земельного законодательства. Выделяют пять типов ответственности, каждая из которых имеет свои особенности:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная;
  • земельно-правовая.

Каждый вид правонарушения предусматривает свою юридическая ответственность, на что прямо указано в XIII главе Земельного кодекса РФ – «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель». Административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст.

74 ЗК РФ; дисциплинарной — ст. 75; порядок возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, содержится в ст. 76.

Эти статьи ЗК носят бланкетный характер, так как отсылают за разъяснениями к другим нормативным источникам (например, уголовная ответственность за земельные правонарушения содержится в Уголовном Кодексе РФ).

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

В рамках данной темы уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  1. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ):
  • регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом;
  • умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Данный состав в качестве цели предусматривает корысть или иную личную заинтересованность. Субъектом является должностное лицо, использующее своё служебное положение.

  1. Порча земли (ст. 254 УК РФ): объективную сторону составляет
  • отравление;
  • загрязнение;
  • иная порча земли.

Порча может осуществляться вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ».

Общественно опасным последствием является причинение вреда:

  1. a) здоровью человека;
  2. b) окружающей среде.

Если эти деяния совершаются в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 254 УК РФ, а ч. 3 данной статьи в качестве последствия предусматривает смерть человека по неосторожности.

  1. Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ). Предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр при:
  • проектировании;
  • размещении;
  • строительстве;
  • вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Ответственность также влечёт самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. Общественно опасным последствием этих деяний выступает причинение значительного ущерба. Субъектом преступления признаётся лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, эксплуатацию объекта.

  1. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ). К непосредственным объектам относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и другие особо охраняемые государством природные территории. Последствием является причинение значительного ущерба.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное наказание – это мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения, целью его применения является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены статьей 74 ЗК РФ и КоАП РФ.

Нарушение норм земельного законодательства в рамках административной ответственности предусматривает наказание в виде:

  • предупреждения (официальное порицание физического или юридического лица, выносимое в письменном виде на основании ст. 3.4. КоАП РФ;
  • штрафа (денежное взыскание, установленное в размере до 5 000 руб. для граждан, до 50 000 руб. для должностных лиц, до 1 000 000 руб. для юридических лиц).

КоАП РФ закрепляет следующие составы земельных правонарушений:

  1. В гл. 7 КоАП РФ охраняет права собственности. Так, ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», в соответствии с которой наказывается самовольное занятие земельного участка либо его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. В примечаниях к данной статье отмечено, что:
  • за совершение указанных действий лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (п. 1);
  • при самовольном занятии части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка (п.2).
  1. Уничтожение или повреждение специальных знаков регулируется ст. 7.2 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 данной статьи ответственность наступает за уничтожение или повреждение:
  • скважин государственной опорной наблюдательной сети;
  • наблюдательных режимных створов на водных объектах;
  • маркшейдерских знаков;
  • специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов (в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ);
  • знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования;
  • знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий;
  • специальных знаков, обозначающих границы рыбопромысловых участков, указывающих на их принадлежность пользователю;
  • знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков;
  • знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам.

Часть 3 этой статьи в качестве оснований наложения на виновное лицо санкций предусматривает уничтожение, повреждение или снос:

  • пунктов государственных геодезических сетей;
  • пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть;

либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.

Часть 4 устанавливает ответственность за неуведомление собственником  (владельцем, пользователем) земельного участка (здания, сооружения), на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 статьи 7.

2 КоАП РФ, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ.

  1. Статья 7.9 КоАП РФ устанавливает санкции за самовольное занятие лесных участков или использование их для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков. Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указанными выше участками являются согласно ст. 7.10 КоАП РФ административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.
  2. В главе 8 КоАП РФ ответственность устанавливается за:
  • порчу земель (ст. 8.6);
  • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7);
  • Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8);
  • нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12).
  1. В соответствии с главой 10 КоАП РФ нарушением земельного законодательства являются правонарушения в области сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель:
  • проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9);
  • нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10).
  1. Глава 19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за:
  • нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9);
  • несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе и на земельные участки) (ст. 19.21).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

Данный вид ответственности в рассматриваемой сфере неразрывно связан с понятием имущественной ответственности за причинение ущерба имуществу граждан, юридических лиц, а также за негативные последствия для жизни и здоровья граждан.

Причинение ущерба может быть следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, либо совершение правонарушения. Обязанность должника по возмещению убытков устанавливается ст.

393 ГК РФ и характеризуется обязанностью должника по возмещению кредитору убытков, причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Виды ответственности закреплены в главе 25 ГК РФ. Среди них выделяются убытки и неустойка (ст. 394), ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395), ответственность и исполнение обязательства в натуре (ст.

396). Кроме того, ответственность за нарушение земельного законодательства может наступать на основании норм главы 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», так как общие положения такой ответственности закреплены в ст. 1064 ГК РФ.

Кроме того, ГК РФ содержит ряд специальных норм, связанных с ответственностью за нарушение земельного законодательства. К ним относятся:

  1. ст. 284 — изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению, при этом ст. 285 регулирует порядок этого изъятия. Такое изъятие осуществляется, если:
  • предназначение участка – ведение сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства;
  • участок не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
  1. ст. 285 — изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ. В частности, это возможно, если использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  2. ст. 287 — прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками.

Сложность земельных правоотношений проявляется во всех аспектах данного правового явления, в том числе в части ответственности за нарушение норм земельного законодательства.

Это подтверждается разнообразием видов ответственности. Все рассмотренные выше виды ответственности за нарушение земельно-правовых норм играют большую роль в процессе регулирования земельной отрасли права.

Применение каждой-либо из них требует учёта всех обстоятельств и факторов.

Проблемы дисциплинарной ответственности рассмотрены в статье…

Проблемы земельно-правовой ответственности рассмотрены в статье Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

Источник: https://advokat-malov.ru/podgotovka-proekta-stroitelstva/otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva.html

Основания ответственности за земельные правонарушения. Понятие и состав земельного правонарушения, их виды

§ 1. Земельное правонарушение как основание применения

Под земельным правонарушением понимается виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ, иными федеральными законами и законами субъектов РФ земельного строя, порядка управления и правил пользования землей, порядка охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также против земельных прав и интересов граждан и юридических лиц.

Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, посягающее на существующий земельный правопорядок. Субъектами земельных правонарушений могут быть как российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства.

Часто субъектами земельных правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объектами земельных правонарушений могут быть: порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные или обязательственные права граждан и юридических лиц.

В качестве основания ответственности выступает наличие в законе прямого указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если закон признает его поведение (действие или бездействие) противоправным.

Общепризнанными в теории земельного права видами земельных противоправных деяний (исходя из форм юридической ответственности), влекущих юридическую ответственность, являются:

  • 1) дисциплинарный проступок — противоправное деяние, связанное с неисполнением работником трудовых обязанностей или должностных функций в процессе трудовой или исполнительно-распорядительной деятельности в сфере организации охраны, управления и пользования земель. Ответственность за его совершение наступает по нормам как трудового, так и земельного законодательства;
  • 2) административный проступок — виновное противоправное деяние, связанное с нарушением установленного земельного правопорядка в сфере управления земельными ресурсами, а также правил использования и порядка охраны земельных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  • 3) преступление — уголовно наказуемое, общественно опасное деяние, объектом которого выступают земельные, а в совокупности с ними и общественные отношения (экономические, экологические, управленческие и др.).

Действующее законодательство не предусматривает применение мер уголовной и дисциплинарной ответственности к юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям).

Применение мер гражданско-правовой ответственности обусловлено фактом наступления полной гражданской дееспособности. Возможность применения мер административной ответственности связана с достижением правонарушителем 16-летнего возраста.

Возрастные ограничения установлены и для граждан, совершивших уголовно наказуемые деяния.

Земельным правонарушением признается противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного законом земельного строя, порядка управления и правил пользования землей, порядка охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также против земельных прав и интересов граждан и юридических лиц.

Земельное правонарушение состоит из следующих составляющих: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Под объектом понимается тот или иной вид общественных земельных отношений, социальных земельных интересов, которые претерпевают отрицательные последствия в результате совершенного виновного противоправного деяния.

К числу таких отношений можно отнести отношения собственности на землю (самовольный захват земельного участка, невыдача правоустанавливающих документов на право собственности, ограничение прав собственника, неправомерное прекращение права собственности, необоснованный отказ в переводе права пожизненного наследуемого владения на титул права собственности); экономические отношения (неуплата земельного налога, невнесение арендных платежей, неправомерная экономическая оценка земельных участков, принадлежащих собственнику); отношения в сфере управления земельными ресурсами (непроведение или отказ в проведении землеустройства, невыдача органами управления землеустроительной или кадастровой документации, сведений о наличии свободных земель); отношения в сфере землепользования (неисполнение правил использования земельных участков, порядка передачи земель иному субъекту права землепользования, неосновательное приобретение права землепользования и др.); организационно-правовые отношения по охране земель и защите земельных прав и интересов граждан (непроведение обязательных мероприятий по защите земель от ветровой и водной эрозии, неправомерный отказ в предоставлении земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, отказ в предоставлении служебного надела при наличии трудового соглашения и другие неправомерные действия).

Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица (предприятия, организации, учреждения), исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы управления земельными ресурсами и др. С учетом принятого Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъектами земельных правонарушений могут быть иностранные юридические лица, лица без гражданства и иностранные граждане.

Объективная сторона земельного правонарушения может быть представлена в виде противоправных действий (самовольный захват земельного участка, самовольная застройка земельного участка, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение межевых знаков и т.п.

) или бездействия, связанного с непроведением мероприятий по борьбе с сорняками, невнесением платежей за землю, непроведением обязательных мероприятий по защите почв от ветровой и водной эрозии.

Объективная сторона может также характеризоваться наличием или отсутствием наступивших вредных последствий в результате совершенного правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения отражает психическое отношение субъекта к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и наступившим вредным последствиям.

Основу содержания данного элемента составляют вина субъекта правонарушения в содеянном, осознание противоправности намерений и наступления вредных последствий, желание (или его отсутствие) достичь конечных результатов вредных воздействий.

В зависимости от этого можно говорить об умышленной и неумышленной форме вины, о противоправных, виновных деяниях, совершенных по неосторожности и по небрежности.

Примерами противоправных деяний, совершенных по неосторожности или небрежности, могут служить, в частности, несоблюдение условий хранения гербицидов, агрохимикатов, несоблюдение сроков внесения платежей за землю, невыполнение обязательных требований по защите почв от ветровой и водной эрозии.

Умышленной формой вины, как правило, характеризуются сокрытие информации о наличии свободных земельных участков в фонде перераспределения земель, самовольное занятие земельного участка, самовольная его застройка, занижение размеров земельных участков в книгах земельно-кадастровой документации, незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

В зависимости от форм ответственности за совершение того или иного земельного правонарушения можно выделить следующие виды таких правонарушений.

В области охраны собственности:

самовольное занятие земельного участка;

уничтожение межевых знаков;

пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией;

порча земель путем загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы;

самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;

самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения;

самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд;

использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования;

нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования:

несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

нарушение законодательства об экологической экспертизе;

неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина;

нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов;

порча сельскохозяйственных и других земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению.

Меры юридической ответственности за нарушение правового режима земельных участков являются его составной частью. С помощью юридической ответственности осуществляется защита прав и интересов собственников и иных правообладателей земельных участков. Учитывая направленность исследования, важно уделить особое внимание проблемам гражданско-правовой ответственности.

Нарушение правового режима земельного участка является основанием юридической ответственности. Возможность применить это основание возникает при наличии в законе указаний о применении соответствующих форм и видов ответственности, т.е. применении санкций, предусмотренных нормами об ответственности в этой области отношений.

Проблемы ответственности за нарушения правового режима земельных участков приобретают в настоящее время чрезвычайно важное значение в связи с постоянным ухудшением качества почв, опустыниванием, развитием водной и ветровой эрозии, потерей гумуса, ухудшением структуры почв, заболачиванием и засолением, зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами.

В зависимости от совершенного противоправного деяния выделяют следующие виды ответственности:

  • 1) гражданско-правовая;
  • 2) дисциплинарная;
  • 3) административная;
  • 4) уголовная.

Ситуационные (практические) задачи

Задача №1 Гражданин Петров обратился в районный суд с иском о признании права собственности на 1/3 долей земельного участка, ссылаясь на т, что по договору купли-продажи он приобрел 1/3 долей домовладения.

И с требованиями доля земельного участка, на котором расположена приобретенная им часть домовладения, была неправомерно оформлена на другого гражданина Сидорова, которому принадлежит оставшаяся часть домовладения.

Порядок пользования земельным участком у собственников жилого строения не сложился. Как следует разрешить возникший спор?

Ответ:

В случае если стороны не могут достигнуть соглашения дело разрешается судом. требования правомерны, суд должен признать право собственности на 37/100 долей земельного участка

В соответствии со ст.35 п.4 отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

Задача № 2 В Волжскую природоохранную прокуратуру обратилось около 60 граждан с заявлением о нарушении их прав в связи со строительством автомобильной стоянки на берегу реки в г. Твери. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения земельного и экологического законодательства при проектировании и строительстве данного объекта.

По требованию прокуратуры МПР РФ обязало областной комитет по охране окружающей природной среды отозвать заключение по проекту автостоянки и провести государственную экологическую экспертизу. Заключение было отозвано, строительство было приостановлено до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Какие требования законодательства должны быть соблюдены при отводе земли для размещения и строительства таких объектов? В случае получения в дальнейшем положительного заключения государственной экологической экспертизы считаете ли Вы правомерным продолжение строительства? Составьте исковое заявление от имени граждан об обжаловании такого заключения экспертизы (как выданного с нарушением принципов экспертизы и ее процедуры) и о признании недействительным решения о предоставлении 23 земельного участка.

Задача № 3 Жители деревни Колюшино Завьяловского района Удмуртской Республики в количестве 59 человек обратились в середине 1992 г. в Завьяловский районный народный суд с иском к Управлению строительства № 17 (войсковая часть) и агрокомбинату «Заря» о предоставлении земли.

Все истцы являлись пенсионерами совхоза «Заря», который к моменту обращения в суд уже был реорганизован в подсобное хозяйство войсковой части и как совхоз не существовал.

В заявлении истцов, в которых содержалось требование о выделении земли, в качестве цели получения земли было указано последующее внесение земельного участка в качестве пая во вновь организуемое товарищество. Является ли данный спор земельным спором? Разрешите по существу данный спор.

Ответ:

Данный спор не является земельным спором.

Судом установлено, что требования истцов о выделении земельного пая не связаны с созданием крестьянских хозяйств, так как все истцы пенсионного возраста (60-90 лет) и с учетом возраста и состояния здоровья не в состоянии самостоятельно обрабатывать землю и вести крестьянское хозяйство.

Это обстоятельство подтверждено объяснениями самих истцов о том, что подача заявлений о выделении им земли для ведения крестьянского хозяйства является только способом получить землю.

Фактически с самого начала ставилась цель создать новое предприятие, куда они намерены в качестве вклада внести свой имущественный и земельный пай для получения в дальнейшем дивидендов.

Кроме том, этот вывод суда подтвержден протоколом общего собрания жителей деревни, письмами, адресованными в различные республиканские органы, заявлениями истцов в агрокомбинат «Заря», где они требуют выделения земельного и имущественного пая не для ведения крестьянского хозяйства, а для внесения вклада во вновь организуемое товарищество.

Поэтому суд правомерно указал, что к данным правоотношениям при решении вопроса о предоставлении земли нет оснований применять Закон Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст. ст. 58, 59 Земельного кодекса РФ.

Суд также обоснованно признал, что истцы не имеют права на получение земли из имущественного фонда Управления строительства и агрокомбината «Заря».

Реорганизация колхозов и совхозов с перераспределением земель была предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства РСФСР от 29 декабря 1991 т. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», опубликованными 21 января 1992 г.

Однако к этому времени (по день издания данных нормативных актов) совхоз «Заря», пенсионерами которого являлись истцы, уже был реорганизован в подсобное хозяйство войсковой части и как совхоз не существовал.

Согласия трудового коллектива Управления строительства N 17 на выдел истцам части своего имущества на день рассмотрения дела в Верховном Суде Российской Федерации получено не было.

Вопрос о законности принятого решения о реорганизации совхоза в установленном порядке не разрешен.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в иске о предоставлении земли.

Источник: https://vuzlit.ru/1368881/osnovaniya_otvetstvennosti_zemelnye_pravonarusheniya_ponyatie_sostav_zemelnogo_pravonarusheniya_vidy

Studio-pravo
Добавить комментарий