§ 1. Возбуждение производства по дисциплинарному делу

Производство по делам о дисциплинарных проступках

§ 1. Возбуждение производства по дисциплинарному делу

Производство по делам о дисциплинарных проступках — это установленный нормами права порядок привлечения виновного к дисциплинарной ответственности и наложения взыскания, предусмотренного законодательством о труде, дисциплинарными уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Особенное место среди них занимает Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г.

Дисциплинарное производство состоит из следующих стадий:

— возбуждения и служебное расследование дела;

— рассмотрение дела и принятие по нему решения;

— обжалование решения по делу;

— исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания.

Возбуждение дела и служебное расследование. Основанием для возбуждения дела является факт совершения дисциплинарного проступка.

Дело не возбуждается, если с момента обнаружения проступка прошло более одного месяца или более шести месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни или пребывания работника в отпуске, в отдельных случаях (при расследовании) – не позднее одного года со дня совершения поступка.

Дело о дисциплинарном проступке возбуждает уполномоченное на то лицо, которое одновременно организует проведение служебного расследования.

Служебное расследование состоит в получении от лица, совершившего дисциплинарный проступок, объяснения, сборе и анализе информации о проступке, в составлении заключения по итогам служебного расследования.

Рассмотрение дела о дисциплинарном проступке и принятие по нему решения.

Дела о дисциплинарных проступках своих подчиненныхрассматривают руководители органов, предприятий, учреждений, организаций, руководители вышестоящих органов, При этом они изучают материалы дела, заслушивают объяснения лица, привлекаемого к ответственности, при необходимости истребуют дополнительные сведения, принимают одно из двух решений по делу: о привлечении лица к дисциплинарной ответственности или об освобождении от нее.

Решение о наложении взыскания оформляется письменным приказом, который под расписку объявляется лицу, привлеченному к ответственности, и соответствующей категории работников органа, предприятия, учреждения, организации. Такое взыскание, как замечание, выговор могут быть наложены в устной форме.

При наложении взыскания учитываются характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение лица, привлекаемого к ответственности; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка.

Обжалование решения по делу.

Жалоба на решение по делу подается вышестоящему органу (должностному лицу) либо в суд в течение трех месяцев после наложения взыскания.

Решение по жалобе может быть следующим: жалоба оставлена без удовлетворения; изменена мера взыскания в сторону снижения ее тяжести; дело производством прекращено; приказ о наложении взыскания отменен, и дело рассматривается тем, кому поступила жалоба.

Данная стадия производства по дисциплинарным проступкам является факультативной, поскольку решение по делу может быть оставлено без обжалования.

Исполнение решения (приказа) о наложении дисциплинарноговзыскания. Исполнение такого решения состоит в объявлении его лицу, в отношении которого оно принято, и в совершении действий, предусмотренных этим решением, например, увольнение.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения лицо не будет подвергнуто новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Руководитель, применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по ходатайству трудового коллектива при добросовестном поведении работника.

Меры поощрения во время действия взыскания не применяются.

Нормативные акты и литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в редак­ции Указа ПВС от 4 марта 1980 г.) «О порядке рассмотрения предложений, заяв­лений и жалоб граждан» (ВВС СССР. 1980. № 11. Ст. 192; 1988. № 6. Ст. 94).

3. Закон города Москвы от 18 июня 1997 г. «Об обращениях граждан» (газета «Тверская, 13». 1997. №31).

4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ.1995. №51. Ст. 4970).

5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.), гл. 23, 24.

6. Гражданский процессуальный кодекс РФ, гл. 241.

7. Проект ФКЗ «О федеральных административных судах в РФ» (внесен Верховным Судом РФ в Государственную Думу и принят в первом чтении).

8. Учебники и учебные пособия по административному праву.

9. Стартов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история перспекти­вы. М., 2001.

10. Судебное рассмотрение административных дел: правовая реальность и перспективы развития. Пособие для судей. Издание РАП. М,, 2002.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_68124_proizvodstvo-po-delam-o-distsiplinarnih-prostupkah.html

Особенности возбуждения дисциплинарного производства в отношении военнослужащих (С.М. Кондратьев,

§ 1. Возбуждение производства по дисциплинарному делу

Особенности возбуждения дисциплинарного производства в отношении военнослужащих

Административно-процессуальная форма дисциплинарного производства получила свое правовое закрепление в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ). По мнению В.В.

Касюлина, производство по привлечению к дисциплинарной ответственности может быть простым или сложным*(1).

Простое производство применяется при наложении устного дисциплинарного взыскания и может включать в себя: 1) возбуждение дела и проведение разбирательства; 2) принятие решения о наложении дисциплинарного взыскания и доведение его до виновного; 3) применение дисциплинарного взыскания.

В структуре сложного дисциплинарного производства, как и административного процесса, можно выделить следующие стадии:

1) возбуждение дисциплинарного производства;

2) рассмотрение материалов дела о проступке и принятие решения;

3) исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания;

4) пересмотр дела.

Выделение и содержательный анализ стадий дисциплинарного производства имеет большое значение, поскольку «позволяет глубже исследовать такие процессуальные нормы и правила, которые наряду с материально-правовыми основаниями обусловливают и реализуют дисциплинарную ответственность военнослужащих»*(2). Стадии, в свою очередь, можно подразделить на этапы, а в рамках последних указать характерные для них действия.

Особый интерес с точки зрения прикладного характера проблемы представляет первая стадия — возбуждение дисциплинарного производства.

Возбуждение дисциплинарного производства включает следующие этапы:

а) обнаружение факта дисциплинарного проступка и возбуждение дела.

Поводом для возбуждения производства могут выступать: непосредственное обнаружение командиром (начальником) органа, подразделения, учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации или его заместителем признаков дисциплинарного проступка; поступившие материалы о факте совершения военнослужащим правонарушения (рапорты, донесения, докладные записки, телеграммы и т.п.); сведения о происшествии с участием военнослужащего; материалы проверок, ревизий; публикации в СМИ; добровольное сообщение военнослужащего о совершенном проступке и др. Анонимные сообщения, оперативные данные (за исключением сведений о совершении военнослужащим преступления, когда такого вида информация может быть проверена) не могут выступать поводами для проведения разбирательства;

б) получение (истребование) от военнослужащего объяснения об обстоятельствах совершенного им проступка;

в) назначение и проведение разбирательства. Проведение разбирательства возможно лишь при наличии поводов для возбуждения дисциплинарного производства и при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности;

г) составление протокола о грубом дисциплинарном проступке;

д) направление протокола о грубом дисциплинарном проступке (либо материалов дела) на рассмотрение.

https://www.youtube.com/watch?v=gLuZDGXSpvc

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка, и предшествует принятию решения о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности (ст. 81 ДУ ВС РФ).

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части, который принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение. Разбирательство может быть назначено соответствующей резолюцией на служебном документе, в приказе или в устной форме в день получения сведений о дисциплинарном проступке. Датой начала разбирательства следует считать дату отдачи приказа о проведении разбирательства или письменного распоряжения (резолюции) на документе, послужившем основанием для его проведения.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). Полагаем, что разбирательство может при необходимости проводиться и комиссионно.

Лицо, назначенное для проведения разбирательства, должно иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, а также не иметь прямой или косвенной заинтересованности в результатах разбирательства (подобные положения в ДУ ВС РФ отсутствуют).

При совершении дисциплинарных правонарушений вне расположения воинской части разбирательство может проводиться начальником гарнизона, старшим морским начальником, военным комендантом гарнизона, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами при наложении дисциплинарных взысканий в особых случаях.

Разбирательство может не назначаться в случаях, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами дела об административном правонарушении.

В этом случае в течение трех суток составляется протокол о грубом дисциплинарном проступке. При совершении военнослужащим административного правонарушения, за которое он подлежит дисциплинарной ответственности, целесообразно дополнить дисциплинарное законодательство по аналогии с ч. 2 ст. 24.

5 КоАП РФ следующим положением: «В случае направления материалов дела об административном правонарушении военнослужащего органам военного командования для привлечения виновного к дисциплинарной ответственности дисциплинарное разбирательство по этому проступку может не производиться».

Это предложение подтверждается и мнением опрошенных судей военных судов.

Военно-дисциплинарное законодательство не устанавливает обязательности письменной фиксации факта проведенного дисциплинарного разбирательства и его хода, исключение составляет лишь случай совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, когда обязательно составление протокола согласно абз. 6 ст. 81 ДУ ВС РФ. Также в абз. 5 ст.

 81 ДУ ВС РФ закреплено еще одно правило: «Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде».

Таким образом, командир (начальник), в исключение общепринятого порядка, используя дискреционные полномочия, по своему личному усмотрению вправе требовать представления письменных материалов разбирательства.

Иначе говоря, «наличие у командира (начальника) определенной свободы усмотрения в выборе формы проведения разбирательства обусловлено разнообразием конкретных фактических обстоятельств и условий совершения дисциплинарного проступка»*(3).

Вместе с тем, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, «проведение разбирательства в устной или письменной форме перед наложением дисциплинарного взыскания на военнослужащего не лишает последнего правовой защиты, в том числе права на обжалование в установленном порядке неправомерных действий должностных лиц, и не изменяет механизма реализации указанной защиты»*(4).

В ходе разбирательства, согласно правилам ст. 81 ДУ ВС РФ, должно быть установлено следующее:

— событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

— лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

— вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы его совершения;

— данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

— наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

— обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

— обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность;

— характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

— причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

— другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с того момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка (п. 3 ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Продление вышеуказанного срока или проведение повторного разбирательства по одному и тому же проступку не допускается.

Следует отметить отсутствие законодательной возможности для продления срока дисциплинарного разбирательства при болезни, командировке военнослужащего, выполнении им боевой задачи и т.п., что является существенным правовым пробелом и требует соответствующего восполнения в ст. 28.

8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» или в ДУ ВС РФ. В подобных случаях также неприменимы положения и ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, регламентирующей проведение служебной проверки и устанавливающей месячный срок для ее проведения.

Поэтому поддерживается позиция, что «именно на стадии проведения разбирательства важно обеспечить личное присутствие военнослужащего, поскольку закон предоставляет ему право давать объяснения и представлять иные доказательства своей невиновности, и его отсутствие при проведении в отношении его разбирательства может существенно повлиять на объективность его результатов»*(5).

В случае привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности за появление его на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), для подтверждения такого факта необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае явно выраженного отказа военнослужащего от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получение каких-либо объяснений от военнослужащего до его вытрезвления не допускается.

Реализуя для всех субъектов властных отношений конституционную гарантию государственной защиты, федеральный законодатель установил единый для всех субъектов правовой институт срока давности привлечения к ответственности за совершенное правонарушение в уголовном, административном, налоговом законодательстве — там, где наиболее ярко проявляется публичный характер регулируемых правоотношений*(6). В сфере дисциплинарной ответственности такой институт предусмотрен законодателем для подавляющего большинства категорий работников и государственных служащих, которым дисциплинарная ответственность установлена соответствующими законами и уставами, положениями, а также корпоративными актами профессиональных сообществ*(7).

Как известно, в системе действующего законодательства срок давности привлечения к ответственности не является ни разновидностью процессуальных сроков, ни разновидностью срока исковой давности. Отсюда вытекает, что к сроку давности неприменимы нормы других институтов, регулирующие, в частности, восстановление срока, т.е. он является пресекательным*(8).

Это означает, что истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершенное правонарушение. Данные положения нашли свое отражение и в практике Европейского Суда по правам человека. Так, в своем решении по делу «Coeme and others v. Belgium» (ECHR 2000-VII (22.06.

00) §146) Суд постановил, что «…давность может определяться как право, предоставляемое законом лицу, совершившему преступление, больше не быть преследуемым или судимым после истечения определенного срока с момента совершения деяний»*(9).

Но пропуск срока давности привлечения к ответственности по своей правовой природе не является реабилитирующим обстоятельством.

Согласно ст.

 83 ДУ ВС РФ применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи, но до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (один год). По окончании военной службы (военных сборов) привлечение к дисциплинарной ответственности не допускается. При передаче материалов о дисциплинарном проступке в порядке подчиненности вышестоящему командиру он также вправе принять решение о привлечении виновного к ответственности в срок до 10 суток с момента получения всех материалов. Суммируя срок проведения разбирательства и срок наложения дисциплинарного взыскания (при отсутствии оснований для продления последнего согласно ст. 83 ДУ ВС РФ), получаем 20 суток — максимальный срок для наложения дисциплинарного взыскания с момента его обнаружения.

А правовая регламентация срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, должна осуществляться именно Федеральным законом «О статусе военнослужащих», без какой-либо отсылки к ДУ ВС РФ.

Последующая процедура разбирательства не урегулирована ни ДУ ВС РФ, ни нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации*(10). В рамках разбирательства выясняются обстоятельства совершенного дисциплинарного проступка и осуществляется сбор необходимых доказательств.

В качестве доказательств допускаются: объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности; объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности; заключение и пояснения специалиста; документы; показания специальных технических средств; вещественные доказательства (ст. 50 ДУ ВС РФ). Военнослужащему, привлекаемому к ответственности за совершение грубого дисциплинарного проступка, разъясняются его права. Материалы разбирательства должны устанавливать конкретные положения федеральных законов, иных нормативных правовых актов, ведомственных правовых актов, которые были нарушены военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.

Должностные лица, проводящие разбирательство, вправе*(11):

— проводить опрос военнослужащего, в отношении которого производится разбирательство, а также иных лиц, которым известны какие-либо обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, и получать от них соответствующие объяснения в устной и письменной форме;

— знакомиться с необходимыми документами, в том числе с материалами личного дела, необходимыми для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам разбирательства;

— запрашивать необходимую информацию для установления обстоятельств, подлежащих выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;

— выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения;

— применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства;

— применять меры обеспечения производства по делу о дисциплинарном проступке;

— вносить соответствующему командиру (начальнику) предложения о временном отстранении военнослужащего в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки;

— ходатайствовать перед соответствующим командиром (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии;

— вносить соответствующему командиру (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи военнослужащему, в отношении которого проводится разбирательство.

Исходя из конституционного принципа презумпции невиновности, обязанность доказывания нарушения воинской дисциплины, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается в дисциплинарной ответственности, лежит на военной администрации.

Запрещается перелагать эту обязанность на военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, и требовать от него представления, поиска доказательств в обоснование выдвигаемых им версий, тех или иных положений под угрозой нежелательных для него последствий.

Военнослужащий, в отношении которого проводится разбирательство, вправе давать объяснения в устной и письменной форме по обстоятельствам совершенного проступка и не свидетельствовать против самого себя, представлять необходимые документы, заявлять ходатайства, ознакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами дела, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания (ст. 48 ДУ ВС РФ). После составления протокол о грубом дисциплинарном проступке*(12) предоставляется для ознакомления и подписания военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, с вручением копии протокола. В случае грубого нарушения дисциплины группой военнослужащих протокол составляется на каждого военнослужащего в отдельности. Следует отметить, что ДУ ВС РФ расширяет форму протокола о грубом дисциплинарном проступке по сравнению с п. 8 ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и требует в разделе протокола «Сведения о военнослужащем» указывать малоинформативные данные о его месте жительства (регистрации), семейном положении, не имеющие никакого отношения к совершенному дисциплинарному проступку и имеющие значение лишь при рассмотрении материалов дисциплинарного дела гарнизонным военным судом.

После совершения всех необходимых действий протокол (материалы дела) направляется по инстанции для рассмотрения.

С.М. Кондратьев,

кандидат юридических наук, доцент

«Право в Вооруженных Силах», N 9, сентябрь 2014 г.

————————————————————————-

*(1) Касюлин В.В. Проблемы дисциплинарной практики органов внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 80.

*(2) Туганов Ю.Н. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих при переходе Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18.

*(3) Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лепаринской Татьяны Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 4 статьи 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и абзацем пятым статьи 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 17 дек. 2009 г. N 1617-О-О. Документ опубликован не был.

*(4) Решение Верховного Суда Российской Федерации «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей и не подлежащей применению статьи 86 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.12.1993 г. N 2140» от 19 сентября 2007 г. N ВКПИ07-10. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. N КАС07-613 указанное решение оставлено без изменения.

*(5) Шишканов В.А. О некоторых проблемах применения дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащих.

*(6) Аулов В.К., Туганов Ю.Н. Пресекательные сроки дисциплинарной ответственности судей как антикоррупционная предпосылка.

*(7) Аулов В.К., Туганов Ю.Н. Указ. соч.

*(8) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» от 14 июля 2005 г. N 9-П. (Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.Г. Ярославцева).

*(9) Цит. по: По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 14 июля 2005 г. N 9-П // Вестн. Конституционного Суда Рос. Федерации. 2005. N 4.

*(10) Указанный правовой пробел не восполняет также и Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10.

*(11) Указанные полномочия специально не регламентированы одним нормативным актом и являются в данном случае результатом собирательного анализа.

*(12) В протоколе о грубом дисциплинарном проступке, форма которого устанавливается ДУ ВС РФ, указываются: 1) дата и место составления протокола; 2) должность, воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3) должность, место военной службы (прохождения военных сборов), воинское звание, фамилия, имя, отчество военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в отношении которого составлен протокол; 4) должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности (для лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, — фамилии, имена, отчества и адреса места жительства); 5) время, место, способ и другие обстоятельства совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка; 6) доказательства, подтверждающие наличие события грубого дисциплинарного проступка и виновность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы; 7) положения федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены; 8) сведения о примененных мерах обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае участия при этом понятых — должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества понятых, являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, либо фамилии, имена, отчества и адреса места жительства понятых, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы; 9) обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность; 10) другие фактические данные, необходимые для установления обстоятельств совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка.

Источник: https://base.garant.ru/57521133/

Поводы для начала дисциплинарного производства

§ 1. Возбуждение производства по дисциплинарному делу

Поводы для начала дисциплинарного производства. Порядок возбуждения и права участников дисциплинарного производства.

Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката.

Не может повлечь применение мер дисциплинарной ответственности действие (бездействие) адвоката, формально содержащее признаки нарушения требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса этики адвоката, предусмотренного пунктом 1 статьи 18 Кодекса (далее — нарушение), однако в силу малозначительности не порочащее честь и достоинство адвоката, не умаляющее авторитет адвокатуры и не причинившее существенного вреда доверителю или адвокатской палате.

Меры дисциплинарной ответственности применяются только в рамках дисциплинарного производства в соответствии с процедурами, предусмотренными Разделом 2  Кодекса профессиональной этики адвоката.

При определении меры дисциплинарной ответственности должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, форма вины, а также иные обстоятельства, которые Советом признаны существенными и приняты во внимание при вынесении решения.

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни адвоката, нахождения его в отпуске.

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату, если с момента совершения им нарушения прошло не более одного года.

Мерами дисциплинарной ответственности могут являться:

1) замечание;

2) предупреждение;

3) прекращение статуса адвоката.

Поводами для возбуждения дисциплинарного производства являются:

1) жалоба, поданная в адвокатскую палату другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно – при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований – жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке статьи 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

2) представление, внесенное в адвокатскую палату вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим;

3) представление, внесенное в адвокатскую палату органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;

4) сообщение суда (судьи) в адрес адвокатской палаты.

Жалоба, представление, сообщение признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного производства, если они поданы в письменной форме и в них указаны:

1) наименование адвокатской палаты, в которую подается жалоба, вносятся представление, сообщение;

2) фамилия, имя, отчество адвоката, подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию;

3) фамилия, имя, отчество доверителя адвоката, его место жительства или наименование учреждения, организации, если они являются подателями жалобы, их место нахождения, а также фамилия, имя, отчество (наименование) представителя и его адрес, если жалоба подается представителем;

4) наименование и местонахождение органа государственной власти, а также фамилия, имя, отчество должностного лица, направившего представление либо сообщение;

5) фамилия, имя, отчество, а также принадлежность к соответствующему адвокатскому образованию адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства, реквизиты соглашения об оказании юридической помощи (если оно заключалось) и (или) ордера;

6) конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей;

7) обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с жалобой, представлением, сообщением, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

8) перечень прилагаемых к жалобе, представлению, сообщению документов.

Президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, по поступлению документов, предусмотренных п. 1 ст. 20 Кодекса профессиональной этики адвоката, возбуждает дисциплинарное производство не позднее десяти дней со дня их получения.

Участники дисциплинарного производства заблаговременно извещаются о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией, им предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дисциплинарного производства.

Дисциплинарное производство включает следующие стадии:

1) разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;

2) разбирательство в Совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Дисциплинарное дело, поступившее в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным квалификационной комиссией уважительными.

Разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации осуществляется устно, на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства.

Перед началом разбирательства все члены квалификационной комиссии предупреждаются о недопустимости разглашения и об охране ставших известными в ходе разбирательства сведений, составляющих тайну личной жизни участников дисциплинарного производства, а также коммерческую, адвокатскую и иную тайны.

Квалификационная комиссия должна дать заключение по возбужденному дисциплинарному производству в том заседании, в котором состоялось разбирательство по существу, на основании непосредственного исследования доказательств, представленных участниками производства до начала разбирательства, а также их устных объяснений.

Копии письменных доказательств или документов, которые участники намерены представить в комиссию, должны быть переданы ее секретарю не позднее двух суток до начала заседания.

Квалификационная комиссия может принять от участников дисциплинарного производства к рассмотрению дополнительные материалы непосредственно в процессе разбирательства, если они не могли быть представлены заранее.

В этом случае комиссия, по ходатайству участников дисциплинарного производства, может отложить разбирательство для ознакомления с вновь представленными материалами.

Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не является основанием для отложения разбирательства. В этом случае квалификационная комиссия рассматривает дело по существу по имеющимся материалам и выслушивает тех участников производства, которые явились на заседание комиссии.

Разбирательство в комиссии осуществляется в пределах тех требований и по тем основаниям, которые изложены в жалобе, представлении, сообщении. Изменение предмета и (или) основания жалобы, представления, сообщения не допускаются.

Участники дисциплинарного производства с момента его возбуждения имеют право:

1) знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, в том числе с помощью технических средств;

2) участвовать в заседании комиссии лично и (или) через представителя;

3) давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства;

4) знакомиться с протоколом заседания и заключением комиссии;

5) в случае несогласия с заключением комиссии представить Совету свои объяснения.

По просьбе участников дисциплинарного производства комиссия вправе запросить дополнительные сведения и документы, на которые участники ссылаются в подтверждение своих доводов.

Адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, имеет право принимать меры по примирению с лицом, подавшим жалобу, до решения Совета. Адвокат и его представитель дают объяснения комиссии последними.

Квалификационная комиссия обязана вынести заключение по существу, если к моменту возбуждения дисциплинарного производства не истекли сроки, предусмотренные статьей 18 Кодекса профессиональной этики адвоката.

По результатам разбирательства квалификационная комиссия вправе вынести следующие заключения:

1) о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса этики адвоката, либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем; либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты;

2) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отсутствия в действии (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса этики либо вследствие надлежащего исполнения адвокатом своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой;

3) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

4) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, представления, сообщения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;

5) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности;

6) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

Разбирательство во всех случаях осуществляется в закрытом заседании квалификационной комиссии. Порядок разбирательства определяется квалификационной комиссией и доводится до сведения участников дисциплинарного производства.

Заседание квалификационной комиссии ведет ее председатель (назначенный им заместитель из числа членов комиссии), который обеспечивает порядок в ходе ее заседания. Нарушители порядка могут быть отстранены от заседания комиссии по ее решению.

Участники дисциплинарного производства вправе присутствовать при оглашении заключения комиссии.

Заседание квалификационной комиссии фиксируется протоколом, в котором отражаются все существенные стороны разбирательства, а также формулировка заключения. Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии. В случаях, признаваемых комиссией необходимыми, может вестись звукозапись, прилагаемая к протоколу.

По существу разбирательства комиссия принимает заключение путем ания именными бюллетенями, форма которых утверждается Советом. Формулировки по вопросам для ания предлагаются председателем комиссии или назначенным им заместителем. Именные бюллетени для ания членов комиссии приобщаются к протоколу и являются его неотъемлемой частью.

По просьбе участников дисциплинарного производства им в десятидневный срок вручается (направляется) заверенная копия заключения комиссии.

Заключение комиссии должно быть мотивированным и обоснованным и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части заключения указываются время и место вынесения заключения, наименование комиссии, его вынесшей, состав комиссии, участники дисциплинарного производства, повод для возбуждения дисциплинарного производства.

Описательная часть заключения должна содержать указание на предмет жалобы или представления (сообщения), объяснения адвоката.

В мотивировочной части заключения должны быть указаны фактические обстоятельства, установленные комиссией, доказательства, на которых основаны ее выводы, и доводы, по которым она отвергает те или иные доказательства, а также правила профессионального поведения адвокатов, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодексом этики, которыми руководствовалась комиссия при вынесении заключения.

Дисциплинарное дело, поступившее в Совет палаты с заключением квалификационной комиссии, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев с момента вынесения заключения, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным советом уважительными. Участники дисциплинарного производства извещаются о месте и времени заседания Совета.

Участники дисциплинарного производства не позднее десяти суток с момента вынесения квалификационной комиссией заключения вправе представить через ее секретаря в Совет письменное заявление, в котором выражены несогласие с этим заключением или его поддержка.

Совет при разбирательстве не вправе пересматривать выводы комиссии в части установленных ею фактических обстоятельств, считать установленными не установленные ею фактические обстоятельства, а равно выходить за пределы жалобы, представления, сообщения и заключения комиссии. Представление новых доказательств не допускается.

Разбирательство по дисциплинарному производству осуществляется в Совете в закрытом заседании. Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не препятствует разбирательству и принятию решения.

Участникам дисциплинарного производства предоставляются равные права изложить свои доводы в поддержку или против заключения квалификационной комиссии, а также высказаться по существу предлагаемых в отношении адвоката мер дисциплинарной ответственности.

Решение Совета должно быть мотивированным и содержать конкретную ссылку на правила профессионального поведения адвоката, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодексом этики, в соответствии с которыми квалифицировалось действие (бездействие) адвоката.

Совет с учетом конкретных обстоятельств дела должен принять меры к примирению адвоката и лица, подавшего жалобу.

Решение по жалобе, представлению, сообщению принимается Советом путем ания. Резолютивная часть решения оглашается участникам дисциплинарного производства непосредственно по окончании разбирательства в том же заседании. По просьбе участника дисциплинарного производства ему в десятидневный срок выдается (направляется) заверенная копия принятого решения.

В случае принятия решения о прекращении статуса адвоката копия решения вручается (направляется) лицу, в отношении которого принято решение о прекращении статуса адвоката, или его представителю независимо от наличия просьбы об этом.

Совет вправе принять по дисциплинарному производству следующее решение:

1) о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса этики, о неисполнении или ненадлежащим исполнении им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой и о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных статьей 18 Кодекса этики;

2) о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката вследствие отсутствия в его действиях (бездействии) нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса этики, либо вследствие надлежащего исполнения им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой, на основании заключения комиссии или вопреки ему, если фактические обстоятельства комиссией установлены правильно, но ею сделана ошибка в правовой оценке деяния адвоката или толковании закона и Кодекса этики;

3) о прекращении дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками, по тому же предмету и основанию;

4) о прекращении дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, представления, сообщения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;

5) о направлении дисциплинарного производства квалификационной комиссии для нового разбирательства вследствие существенного нарушения процедуры, допущенного ею при разбирательстве;

6) о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией;

7) о прекращении дисциплинарного производства вследствие малозначительности совершенного адвокатом проступка с указанием адвокату на допущенное нарушение;

8) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

Источник: https://juristic.pro/advokatura/povody-dlya-nachala-disciplinarnogo-proizvodstva-poryadok-vozbuzhdeniya-i-prava-uchastnikov-disciplinarnogo-proizvodstva.html

Studio-pravo
Добавить комментарий