§ 1. Правовые основы регулирования трудовой миграции

Содержание
  1. Правовое регулирование международной трудовой миграции
  2. Трудовая миграция в России, ее правовое регулирование
  3. Их принятие вызвало значительное количество подзаконных актов, обновление ряда федеральных законов (в частности, существенно обновлен Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», принят Федеральный закон от 5 ноября 2006 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)», Федеральный закон от 6 января 2007 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»)

Правовое регулирование международной трудовой миграции

§ 1. Правовые основы регулирования трудовой миграции


Международные миграционные процессы являются частью современных глобальных процессов в правовой, экономической, политической, культурной и иных сферах. Миграция является проблемой межгосударственного значения, влияющей на процессы формирования взаимоотношений между различными странами и регионами мира.

Трудовая миграция сегодня обусловлена поиском достойной жизни и, следовательно, связана напрямую с возможностью достойной занятости.

По оценкам МОТ 214 миллионов человек — около 3,1 процента населения мира — живут за пределами своих стран происхождения, это в два раза больше, чем 25 лет назад.

Из этих 214 миллионов человек приблизительно 105 миллионов являются экономически активными, а вместе с членами своих семей они составляют почти 90 процентов от общего числа международных мигрантов.

В 2017 г. Международная организация труда (МОТ) представила доклад «Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2016 году, меняющийся характер занятости». [3, с.3]

В докладе затрагиваются страны, где трудящимися являются 84 % всей мировой рабочей силы. Работники трудятся по временным или краткосрочным трудовым договорам, без какого-либо договора, в условиях неофициальной занятости, или вовсе бесплатно работают на семейных предприятиях.

Как правило, работники, которые заняты на условиях неполного рабочего дня, и временные работники, живут в социальной изоляции и бедности.

Ключевыми факторами, из-за которых происходит сдвиг в сфере трудовых отношений и появлении новых форм трудовой деятельности являются новые технологии и изменения в организации труда и производства.

Однако большинству работников сегодня достаточно трудно вписаться в стандартную модель занятости.

МОТ в своем докладе дает прогноз на дальнейшее увеличение неравенства в доходах. Так, сейчас 10 % наиболее богатых людей получают от 30 до 40 % всех доходов, тогда как 10 % беднейших — лишь от 2 до 7 %.

Текущая проблема приобретает наиболее взрывной характер в странах и регионах, где безработица среди молодежи высока или быстро увеличивается.

В докладе МОТ отмечаются другие тенденции и проблемы, с которыми столкнулся мировой рынок труда, такие как нелегальная трудовая миграция, повсеместное нарушение прав трудовых мигрантов и членов их семей, антимигрантские настроения в принимающих странах.

Правовое регулирование трудовой миграции осуществляется посредством деклараций, конвенций и других актов, принимаемых, прежде всего на уровне Организации Объединенных Наций и ее специализированных организаций.

Международное регулирование, как правило, базируется на конвенциях и других актах системы ООН, на документах континентального и регионального уровня.

Законодательные акты государств в области миграции имеют, как общие признаки, так и нередко принципиальные отличия, в зависимости от различных причин: присоединилась или нет страна к международным актам по вопросам миграции, уровень социально-экономического развития, проблемы безопасности страны, демографическая ситуация государства, состояние рынка труда и т. д. [4, с.42]

К числу основных источников международных стандартов в области миграции следует отнести, прежде всего, так называемые всеобщие, или универсальные, миграционные стандарты. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепившая основополагающие положения и права человека с учетом миграционных процессов.

Другим универсальным международным актом является Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая 13 декабря 1985 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 40/144.

В данном акте устанавливается право иностранца покидать страну; право на свободу перемещения и свободу выбора места жительства в границах государства при условии законного нахождения на данной территории, право супруги иностранца и несовершеннолетних детей сопровождать иностранца, приехать к нему и остаться с ним. [2]

МОТ является важнейшим актором в системе ООН, влияющим на регулирование миграции. По инициативе МОТ был принят ряд конвенций, обязывающих государства-участники соблюдать принцип не дискриминации между гражданами и не гражданами в области трудовых отношений.

В Уставе МОТ определена четкая система контроля над соблюдением государствами-участниками положений, зафиксированных в ее конвенциях. Эта система предусматривает регулярное представление докладов правительствами государств-участников, а также специальные контрольные процедуры, основанные на рассмотрении докладов и жалоб.

Заложенные стандарты на практике исполняются лишь частично.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства государства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Конвенция включает статьи, обращенные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут обладать равными правами с гражданами принимающего государства в вопросах, определенных Конвенцией.

Международными стандартами предусматривается также возможность обеспечения для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Можно заметить, что рекомендации дают больше норм, способствующих конвенции. Рекомендации описывают желательную модель, перспективы, вследствие норм больше. В конвенциях регламентированы возможности государств, ратифицировавших конвенцию, нормы отражают действительность, т.

к у каждого государства разные возможности.

Конвенция развития МОТ № 117, принятая в 1962 году, гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения.

Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране.

Согласно Конвенции МОТ № 143, 1975 года, государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению.

Конвенция содержит требования независимо, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального вознаграждения обеспечения, участия государства в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей. [1]

Несмотря на быстрое становление суверенитета новых государств, миграционное пространство бывшего СССР, для большинства населения этих государств является общим.

Регулирование происходит посредством двусторонних и многосторонних договоров между странами участниками Содружества.

Двусторонних соглашений более 100 регулирующие сферы культуры, науки, социально-трудовых отношений, образования, миграции и т. д.

Трудовая миграция в границах СНГ вышла на новый уровень в связи с созданием Евразийского экономического союза, так договор о создании Союза включает в себя целый ряд положений о правилах передвижения и осуществления трудовой деятельности гражданами стран-участниц, а также членами их семей. Под давлением международных договоров ЕАЭС были внесены изменения и в национальные законодательства стран-участниц, касающиеся трудовых мигрантов, по части миграционного учета, заключения трудовых договоров, а также оформления разного рода разрешительных документов. [5, с.18]

Несмотря на крупномасштабные изменения, которые претерпела нормативно-правовая база СНГ в сфере регулирования миграционных потоков, совершенно очевидно, что властные элиты государств Содружества пока не достигли желаемых результатов, а процесс трансформации правовой базы еще не завершен.

Политика поддержки многосторонних координационных механизмов на национальном уровне и через региональные экономические сообщества, а также другие субрегиональные органы, балансирует различные потребности стран-доноров и стран-реципиентов рабочей силы.

Некоторые проблемы правового регулирования трудовой миграции остаются нерешенными, такие как борьба с нелегальной миграцией, жесткие меры, по борьбе с которой не приносят результата, особенно на фоне безвизового въезда.

В решении проблем нелегальной миграции необходим поиск баланса интересов между странами, между государством и бизнес-сообществами, между бизнес-сообществами и правами мигрантов.

Регулирование процессов трудовой миграции сейчас стоит на ступени совершенствования, но проблемы, связанные с миграцией, не исчезнут, поэтому международное сотрудничество в этой сфере будет развиваться. Возможно, что появятся новые интеграционные объединения, которые смогут оперативно решать возникающие вопросы и задачи в сфере миграционных процессов.

Литература:

  1. Конвенция Международной Организации Труда N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам [Электронный ресурс]: Женева, 24 июня 1975 г. // Справочная правовая система «ГАРАНТ» — Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата посещения: 17.10.2019).

Источник: https://moluch.ru/archive/283/63842/

Трудовая миграция в России, ее правовое регулирование

§ 1. Правовые основы регулирования трудовой миграции

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

118

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социально-экономическая трансформация российского общества в 90-е годы привела к существенному изменению миграционных процессов в Российской Федерации: значительное снижение общей миграционной активности населения России; миграции в Россию из стран СНГ и Балтии, что стало важным фактором поддержания численности населения нашей страны в условиях естественной убыли населения; отток населения из Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы страны, в связи с кризисом жизнеобеспечения и производства в этих регионах.

Появилась «вынужденная» миграция из районов этнических и вооруженных конфликтов, незаконная миграция.

С 90-х годов XX века в Россию хлынул поток прибывающих из-за рубежа. На парламентских слушаниях по вопросам применения Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», состоявшихся 31 октября 2002 г.

в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, было отмечено, что, по данным Федеральной пограничной службы, около 21 млн. человек ежегодно въезжают в Россию. Это не только иностранные туристы (по данным мэрии Москвы, за 2002 г. столицу посетило более 2 млн.

интуристов), но и другие категории лиц, приезжающие на сравнительно короткие сроки. Тысячи иностранцев желают получить высшее, а порой и средне специальное образование в Российской Федерации, совершенствовать здесь свою научную и профессиональную квалификацию.

В Российской Федерации на жительство и на работу приезжают не только граждане Российской Федерации, до этого проживавшие в других странах (их поток также растет), но и граждане других стран, особенно СНГ.

Не редкостью были смешанные браки, при которых и россияне выезжают в другие страны, и иностранцы едут в Российскую Федерацию. По данным специального доклада ООН, в Российской Федерации постоянно находится более 13 млн. иностранцев, и мы занимаем по этому показателю второе место в мире после США (34 млн.).

Проблемы миграции в Россию появились и по причине, к сожалению, не утихающих конфликтов в мире.

Российская Федерация приняла на себя международные обязательства, связанные с оказанием помощи беженцам и другим лицам, просящим убежища.

И она должна помогать тем, кто оказывается на территории Российской Федерации, спасаясь от преследований, предоставляя им кров и обеспечивая личную безопасность.

Увы, перед Россией встала и проблема так называемой неконтролируемой миграции — приезда на ее территорию иностранцев для работы, преступного и прочего нежелательного промысла (краж, грабежей, рэкета, наркоторговли, проституции и т. п.), а также транзитного проезда через Россию в другие страны, особенно Западной Европы.

Приток в Россию, обусловленный трудным экономическим положением во многих странах СНГ, неустроенностью, национальными конфликтами, откровенно недоброжелательным кое-где отношением к русским, усилился, хотя, как известно, и здесь их не ждут с распростертыми объятиями, причем не по злобе, а из-за тех же материальных проблем. По данным аппарата Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, миграция из государств — участников СНГ и стран Балтии в Россию составила от 8 до 10 млн. человек.

В то же время со второй половины 90-х годов возникли новые тенденции в развитии миграции: на фоне общего снижения миграционной подвижности населения и сокращения объемов внутренней и внешней миграции снижается роль иммиграции как фактора поддержания численности населения России.

В настоящее время ситуация складывается следующим образом: есть иммигранты, которые, как говорится, не прячутся от властей, но статус этих иммигрантов пока полностью не урегулирован. Однако есть и просто нелегальные иммигранты. Их точное количество неизвестно.

По данным, которые приводятся в печати, иммигранты без определенного правового положения находятся в Российской Федерации почти из 70 государств, в том числе Анголы, Афганистана, Вьетнама, Ирана, Китая, Сомали, Судана и других стран. В Постановлении Государственной Думы от 24 октября 2001 г.

«О мерах по борьбе с незаконной миграцией и упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации» говорится, что на территории Российской Федерации находится более миллиона иностранных граждан и лиц без гражданства, правовой статус которых не определен.

За последние 5 лет количество задержанных на границе незаконных мигрантов увеличилось почти в 10 раз. За нарушение правил пребывания в России привлечено к административной ответственности около 1 млн. иностранцев.

В последнее время в Российской Федерации приняты законы и иные нормативные акты по вопросам гражданства, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, внешней миграции, статуса беженцев, лиц, ищущих убежище, вынужденных переселенцев, въезда и выезда, государственной политики в отношении соотечественников за рубежом и др.

Ключевыми среди них надо назвать, конечно, федеральные законы от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» и от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2006 г.), Федеральный закон от 18 июля 2006 г.

№ 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который вступил в силу 15 января 2007 года.

Их принятие вызвало значительное количество подзаконных актов, обновление ряда федеральных законов (в частности, существенно обновлен Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», принят Федеральный закон от 5 ноября 2006 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)», Федеральный закон от 6 января 2007 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»)

В настоящей работе исследованы вопросы правового регулирования трудовой миграции для одного из регионов России — Южного федерального округа. С одной стороны, Южный федеральный округ — довольно типичный для России регион с точки зрения социально-экономических параметров, показателей уровня жизни и доходов населения.

С другой стороны, здесь на протяжении с 1990-х гг. по настоящее время отмечались значительные потоки вынужденных и нелегальных мигрантов, которые оказывают существенное влияние на рынок труда и активно участвуют в трудовых миграциях.

С этих позиций Южный федеральный округ представляет собой достаточно интересное поле для исследования проблематики правового регулирования трудовой миграции населения.

Степень разработанности проблемы также учитывалась при выборе темы нашего исследования. Тематика прав и свобод человека и гражданина была и остается одной из важнейшей в отечественной юриспруденции. На общетеоретическом уровне по тем или иным фундаментальным аспектам данной проблемы посвящены труды B.C. Афанасьева, В.М. Баранова, П.П. Баранова, Л.Ш. Берекашвили, В.Н.

Бутылина, И.И. Веремеенко, Н.В. Вит-рука, О.А. Галустьяна, И.Н. Глебова, В.Н. Григорьева, А.И. Йорыша, С.А. Комарова, О.Е. Кутафина, В.М. Курицына, В.В. Лазарева, И.П. Левченко, В.О. Лучина, Е.Г. Ляхова, В.П. Малахова, Н.В. Михайловой, П.С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, В.В. Оксомытного, А.С. Пиголкина, Т.Н. Радько, И.В. Ростовщикова, В.П. Сальникова, К.Б.

Толкачева и многих других ученых.

Наибольшее внимание исследованию проблем миграции граждан уделено в работах таких специалистов, как С.А. Авакьян, Г.Е. Витковский, Г.Г. Гольдин, Ж.А. Зайончковская, И.Н. Зубов, Н.А. Зорин, И.Б. Кардашова, А.В. Куракин, Н.А. Лимонова, И.В. Плаксина, О.В. Ростовщикова, МЛ. Тюркин, С.О. Харламов и др.

Значительный вклад в исследование миграции населения внесли зарубежные ученые Г.С. Гудвин-Гилл, Д. Крисп, Ф. Либо и др.

В последнее десятилетие серьезное внимание стало уделяться непосредственно проблемам миграции.

Анализу различных ее аспектов посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных ученых — юристов и социологов: Т.И. Борзуновой, Г.С. Витковской, В.В. Гриценко, В.В. Денисенко, В.А. Ионцева, Е.А.

Лукашевой, Л.В. Макаровой, Е.А. Мельник, Г.Ф. Морозовой, В.Н. Чапека, Б.С. Хорева, Е.И. Филипповой и других.

Практически все исследования рассматриваемой проблемы затрагивали отдельные ее стороны. Среди научных трудов по существу нет работ, посвященных комплексному изучению правового регулирования положения иностранных трудящихся на примере Южного федерального округа Российской Федерации. Подготовленное автором диссертационное исследование претендует на восполнение соответствующего пробела.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования миграции населения.

Предметом исследования являются теоретические и конституционно-правовые вопросы положения иностранных трудящихся в субъектах Российской Федерации (на примере субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа), а также проблемы дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной области.

В этой связи в работе поставлена цель — дать характеристику такого вопроса как государственная политика и правовое регулирование в сфере труда мигрантов в РФ и ее субъектах.

Это определило конкретные задачи исследования:

Выявить проблемные аспекты правового регулирования труда иностранцев в Российской Федерации на современном этапе;

Рассмотреть вопросы правового регулирования труда мигрантов в субъектах Российской Федерации;

Представить особенности правового регулирования внешней трудовой миграции в Южном федеральном округе, на основе анализа имеющихся нормативных актов субъектов Российской Федерации по данному вопросу;

Выявить существующую проблематику правового регулирования труда мигрантов в субъектах Российской Федерации на примере Южного федерального округа и наметить пути решения существующих правовых коллизий.

Методологической основой научного исследования являются общенаучные, частно-научные и специально-научные методы: исторический, сравнительно-исторический, логический, системный, структурно-функциональный, институциональный, формально-юридический, нормативно-правовой, сравнительно-правовой, метод сравнительного анализа. Безусловно, правовые методы исследования выступают ключевыми для раскрытия темы.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание, основные положения и выводы могут быть полезными в ходе дальнейших научных исследований правового регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации; при подготовке учебно-методических пособий по теории государства и права, конституционного права Российской Федерации, спецкурсов, проведении семинарских занятий по соответствующим темам; при написании курсовых и дипломных работ. Кроме того, данные научного исследования могут быть привлечены в качестве сравнительного материала по проблемам правового положения иностранцев в Российской Федерации.

fГлава 1. Государственная политика и правовое регулирование в сфере труда мигрантов в Российской Федерации и её субъектах

1.1 Правовые основы и современная практика регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации

Всероссийская перепись населения 2002 года выявила, что Россия вышла на третье место в мире по числу мигрантов после США и Германии. Согласно исследованию, проведенному в 2006 году Международной организацией по миграции, Россия занимала второе место между США и Германией.

Заместитель начальника Главного управления кадров МВД России генерал-майор внутренней службы Владимир Попков заявил, что количество незаконных мигрантов в России составляет от 1,5 до 15 млн. человек.

По его словам, хотя невозможно точно подсчитать количество незаконных мигрантов, очевидно, что в последние годы незаконная миграция приобрела глобальный характер и представляет угрозу стабильности и безопасности России.

«Ежегодно в России оседает 3-3,5 млн. незаконных переселенцев. К 2010 году число нелегально проживающих в России лиц может возрасти до 19 млн. человек», — заявил генерал-майор [131,59].

Основными группами незаконных мигрантов являются люди, работавшие по контракту, срок которого истек (вьетнамцы, корейцы), экономические мигранты, приезжающие в Россию с целью заработка (в основном из стран СНГ) и бывшие студенты (в основном из Афганистана, Эфиопии и Ирака).

Представители МВД отмечают, что наличие большого количества незаконных мигрантов не только оказывает давление на рынок труда и социальную сферу, но и является источником роста правонарушений.

Так, если иностранными гражданами и лицами без гражданства в 1993 году было совершено чуть менее 11500 преступлений, то в 2005-м их число составило более 36000 (что, конечно, может быть связанно и с тем, что общее число мигрантов стало больше).

Сложившаяся ситуация требует четкой нормативной базы для регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации. В настоящее время существует значительное количество нормативных актов регламентирующих процессы миграции и особенности труда и занятости мигрантов на территории Российской Федерации.

Одним из важнейших аспектов правового регулирования вопросов миграции является проблема соотношения международных обязательств и национального законодательства о миграции в России. В России процесс формирования национального миграционного законодательства тесно связан с межгосударственными (международными) отношениями. В соответствии с ч.

4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» [99,103]. Российская Федерация является участником множества международных актов, в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и права на свободу передвижения.

Такими актами являются: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему.

Эти документы образуют основу для признания и соблюдения прав человека в контексте международного права, включающего в себя принцип гуманного обращения с беженцами, вынужденными переселенцами и лицами, ищущими убежище.

Кроме этого, существуют обязательства России в рамках СНГ, которые сформировались в целях решения проблем, сложившихся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, для создания единого для государств СНГ правового поля. В 1993 г.

было подписано в г. Москве между Российской Федерацией, Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Этим документом были определены термины «беженец», «вынужденный переселенец» и была установлена правовая основа для решения проблем вынужденной миграции. Россией были сделаны шаги по упрощению порядка перемещения мигрантов через государственную границу.

Со многими странами СНГ заключены многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан.

Однако, несмотря на значимость сделанных Россией шагов по международному сотрудничеству в области правового регулирования проблем миграции, часть ее внутренних нормативных актов не соответствует международным обязательствам.

Проблемой для России также является отсутствие во внутреннем законодательстве многих норм, которые содержатся в ее международных обязательствах.

В связи с этим часть норм, содержащихся в вышеперечисленных международных договорах и соглашениях, до сих пор не востребована правоприменителем.

Это можно показать на следующих примерах:

1. Декларация ООН о правах человека 1985 г. в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, провозглашает, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона».

Аналогичное положение присутствует в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

Этими международными договорами предусматривается обязанность государств обеспечить защиту прав и свобод лиц, не являющихся гражданами государства проживания, однако в России законы «О милиции», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003г.

), предусматривают исключительную возможность обращения за защитой прав в органы государственной власти и органы местного самоуправления только для граждан России. При этом о праве на обращение для иностранных граждан и лиц без гражданства умалчивается. Лишь Федеральный закон от 2 мая 2006 г.

№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в своей ст. 1 п. 3 закрепил такую возможность для иностранных граждан и лиц без гражданства. Тем не менее, нарушения вышеуказанного правила существуют в ряде законов субъектов Российской Федерации, в т.ч. в законах об обращениях граждан в некоторых субъектах Российской Федерации.

2. В Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (в редакции от 30.12.2006) «О беженцах» имеет место отход от императивных норм Конвенции о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) и Протокола (1967 г.), касающихся статуса беженцев. Например, подпункт 1 п.

1 ст. 9 Закона не соответствует разделу «С» ст. 1 Конвенции. Поскольку получение беженцем разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации не может служить основанием для утраты статуса беженца, т.к. раздел «С» ст.

1 Конвенции содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения статуса беженца, также подпункт 1 п. 2 ст. 9 не соответствует разделу «С» ст. 1 Конвенции.

Осуждение беженца за совершение преступления на территории Российской Федерации не может служить основанием лишения лица статуса беженца [78,99].

Статья 42 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. специально запрещает оговорки к ст. 1 Конвенции данной конвенции. В пп. «d» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

указано: «Оговорка означает одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договоров в их применении к данному государству». Таким образом, в ст. ст. 1, 2, 3, 9 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 (в редакции от 30.12.2006) «О беженцах» содержатся формулировки, частично исключающие или частично изменяющие юридический смысл ст. 1 Конвенции о статусе беженцев.

Соглашение 1993 г. о помощи беженцам и вынужденным переселенцам регулирует такие аспекты вынужденной миграции, как:

— определение статуса вынужденных мигрантов;

— обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев необходимыми социально-бытовыми условиями и содействие в трудоустройстве;

— гарантии жителям зон вооруженных и межнациональных конфликтов на эвакуацию;

— возмещение беженцам и вынужденным переселенцам стоимости оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества и компенсации ущерба здоровью и потери заработка.

Несмотря на то, что Соглашение было принято еще в 1993 г., его положения до сих пор в целом не реализованы в законодательстве России.

Так, сохранились несоответствия понятий «беженец» и «вынужденный переселенец» в федеральных законах Российской Федерации и Соглашении.

В законодательстве России отсутствуют процедуры, предусмотренные ст. 7 Соглашения, в рамках которой государство «выезда» должно возместить беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсировать ущерб здоровью и потерю заработка.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995г. декларирует право законно находящихся на территории мигрантов и иностранцев на свободу мысли, совести и вероисповедания, равенство перед судом, личную неприкосновенность, свободу мирных собраний, свободу ассоциаций, право на социальное обеспечение, на свободное передвижение и свободу выбора места жительства и другие права.

К числу демократических начинаний перестройки принадлежали попытки решить давно назревший к тому времени вопрос о правовом обеспечении свободы передвижения, включая переезды с целью поиска работы.

Позволим себе напомнить, что в принятых 15 января 1991 года Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о занятости населения впервые, пока в самой общей форме, затрагивалась тема внешней трудовой миграции. Этот документ декларировал в ст. 11 право граждан СССР «на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей».

Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1031-1 «О занятости населения в РСФСР» уже более определенно устанавливал право граждан «на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей» (ст.10). Наконец, 1 января 1993 года в России вступил в действие принятый еще в СССР (20 мая 1991 года) Закон о порядке выезда из страны и въезда в нее.

Статья 27 (ч.

1) Конституции Российской Федерации закрепляет право на свободное передвижение по территории Российской Федерации за всеми лицами, пребывающими на ней на законных основаниях включая иностранных граждан и лиц без гражданства. Декларировано также право на свободу выбора места пребывания и места жительства, беспрепятственного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения обратно.

Другая конституционная норма (ст. 63) не только разрешает проживание на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, но и уравнивает их в основных правах и обязанностях с российскими гражданами.

В число этих прав, однако, не входят: избирательные права, несение воинской службы, право на занятие определенных государственных должностей (судьи, прокурора, нотариуса и некоторых других).

Кроме того, допускается ограничение свободы передвижения иностранцев по стране.

Отдельная статья Конституции говорит о возможности предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 63, ч. 1).

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00102450_0.html

Studio-pravo
Добавить комментарий