§ 1. Понятие «государственная служба» и ее виды: Понятие государственной службы. В Законе Республики Казахстан от 23

Понятие государственной службы

§ 1. Понятие «государственная служба» и ее виды: Понятие государственной службы. В Законе Республики Казахстан от 23

В статье дается характеристика, понятие, основные принципы государственной службы.

Проведенный анализ различных точек зрения ученых, а так же законодательства Республики Казахстан позволили автору выделить следующие наиболее существенные элементы в государственной службе как: государственная служба связана с государственным управлением и определяется характером государственной власти; государственная служба осуществляется на государственных должностях преимущественно в государственных органах. 

В советское время к государственным служащим практически относились все те служащие, которые занимали должности в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в том числе и в органах государственной власти и управления, и получали заработную плату из государственного бюджета. Распад СССР и обретение бывшими союзными республиками политической самостоятельности привели к переосмыслению методов государственного управления, а вместе с тем способствовали совершенствованию института государственной службы.

Подобное понимание государственных служащих имеет место в настоящее время и в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и других. При этом в разных странах используются различные термины «государственная служба» (stateservis), «публичная служба» (publicservis), «гражданская служба» (civilservis), далеко не совпадающие по своему содержанию.

Республики Казахстан как демократическое, правовое и социальное государства не может существовать без эффективного государственного аппарата, основой которого являются кадры государственной службы.

В Послании народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2015»: Новый политический курс состоявшего государства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркивал: «Предстоит сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого, в соответствии с провозглашенными мной сегодня принципами, служение народу и государству превыше всего» [1].

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая еѐ готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства.

В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности.

В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права.

Государственная служба это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

В самом широком теоретическом понимании государственная служба это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е.

от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольнонадзорных органов, администрацию государственных (казѐнных) предприятий.

В Законе Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года №416-V «О государственной службе Республики Казахстан» (п. 6, ст. 1) определено, что государственная служба Республики Казахстан деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти [2].

Однако необходимо отметить, что в специальной юридической литературе отсутствует однозначное, а, следовательно, общепринятое определение государственной службы. Так, Ю.Н.

Старилов указывает, что «в самом широком теоретическом понимании государственная служба это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казенных) предприятий» [3, с. 23].

Алѐхин А.П. сводит понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах [4, с. 37].

Лазарев Б.Ю. определяет государственную службу как «…служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач функций государства в государственных органах» [5, с. 58].

Наиболее четкое определение понятия «государственная служба» дает, на наш взгляд, Атаманчук Г.В.: «Государственная служба это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах» [6, с. 26].

Он считает, что в системе элементов, которые отражают взаимодействие государства и общества, власти и гражданина (государство система государственных органов государственный орган государственная должность государственный служащий гражданин общество), государственная служба включает прежде всего такие элементы, как государственная должность государственный служащий гражданин, и охватывает два вида правоотношений: между лицом, исполняющим государственную должность, и государством (через государственный орган или систему государственных органов); между лицом, исполняющим государственную должность (государственным служащим), и гражданами государства.

Среди других распространенных в литературе подходов к определению сущности государственной службы можно выделить следующие:

  • это публичный социально-правовой институт, связанный с обеспечением функционирования государства в соответствии с Конституцией и законами; порядок осуществления государственной власти на основе и в целях реализации права свободной жизнедеятельности человека и общества;
  • неотделимый элемент современного демократического государства, одна из «несущих конструкций» государственного управления;
  • публично-правовое отношение между гражданином и государством и процесс реализации законов и политики государства, административный процесс;
  • единство правовых институтов, регулирующих осуществление государственной власти и государственного управления, и социального института сообщества, профессиональной корпорации лиц, практически исполняющих государственные функции в соответствии со своим правовым статусом;
  • система государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;
  • особый вид управленческой деятельности государственная административная (аппаратная) деятельность;
  • государственная организация, с обозначением специфичности индивидов, совместно работающих в устойчивой системе должностной иерархии и разделения труда, имеющих дело с общей регуляцией, координацией и контролем ресурсов, людей и отдельных подсистем.

Таким образом, во множестве определений государственной службы можно выделить следующие наиболее существенные элементы: во-первых, предназначение государственной службы связано с практическим осуществлением целей и функций государства, с государственным управлением и определяется характером государственной власти; во-вторых, государственная служба осуществляется на государственных должностях преимущественно в государственных органах, хотя служебное законодательство некоторых стран относит к государственным служащим и работников государственных учреждений и предприятий.

Определим основные понятия, связанные с государственной службой:

  • государственное управление целенаправленное, организующее, регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц в них) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей; деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций, обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики:
  • государственный аппарат в широком смысле это совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства: представительные, исполнительные, судебные органы, прокуратура, армия и др.; в узком смысле это совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством; государственный аппарат можно определить так же, как публично-правовую институциональную систему государственных органов, их подразделений, государственных должностей в них и лиц, исполняющих эти должности;
  • государственный орган учрежденное в структуре аппарата государства в установленном порядке образование, имеющее собственную компетенцию и наделенное властными полномочиями по осуществлению определенного вида государственной деятельности, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями, формами и методами.

Закон Республики Казахстан «О государственной службе» [2] дает следующие понятия:

  • должностное лицо лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах; (ст.1, п.8);
  • должностные полномочия права и обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, отвечающие целям и задачам, стоящим перед государственными органами, в которых осуществляют свою деятельность государственные служащие; (ст.1, п.9);
  • административный государственный служащий государственный служащий, осуществляющий свою деятельность на постоянной профессиональной основе, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан; (ст.1, п.10);
  • категория административной государственной должности совокупность административных государственных должностей с соответствующими квалификационными требованиями; (ст.1, п.11);
  • государственный служащий гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального Банка Республики Казахстан государственную должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства; (ст.1, п.12);
  • государственная должность структурная штатная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий; (ст.1, п.15);
  • политический государственный служащий государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политико-определяющий характер, который несет ответственность за реализацию политических целей и задач; (ст.1, п.16) [2].

Согласно теории и практике государственного управления США, в категорию государственных служащих включаются как должностные лица и вспомогательно-технический персонал, связанный с реализацией государственно-властных полномочий, так и работники по найму (в том числе преподаватели государственных заведений, рабочие государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания).

В США государственным служащим (governmentemployee) или служащим общественного сектора (publicemployee) в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штатов или местных органов власти. «Понятие «служащий общественного сектора», писал председатель Комиссии гражданской службы в правительстве Л.Джонсона Д.

Маси, может включать полицейского в патрульной машине, преподавателя в классе, почтальона, сборщика налогов в его конторе или механика на военно-морской базе».

Смешивая в понятии «государственный служащий» должностных лиц, обслуживающий персонал и работников по найму, государствоведческая наука США преследует цель создать представление обо всех лицах, занятых в государственном секторе, как о едином социальном слое [3, с. 112].

Государственная служба в Республике Казахстан основывается на принципах:

  • законности;
  • казахстанского патриотизма;
  • единства системы государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
  • приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;
  • эффективности, результативности, прозрачности в деятельности государственных органов;
  • равного права граждан на доступ к государственной службе;
  • добровольности поступления граждан на государственную службу;
  • профессионализма государственных служащих;
  • меритократии признания личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижения по государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и государственных служащих нижестоящих государственных органов;
  • подконтрольности и подотчетности государственных служащих;
  • личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих должностных полномочий;
  • этичности;
  • нетерпимости к правонарушениям;
  • учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
  • правовой и социальной защищенности государственных служащих;
  • равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы;
  • поощрения государственных служащих за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности;
  • непрерывности обучения государственных служащих и развития необходимых компетенций;
  • практической ориентированности подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

В государственных органах не допускается создание организаций политических партий. Государственные служащие при исполнении должностных полномочий руководствуются требованиями законодательства Республики Казахстан и не связаны с решениями политических партий, общественных объединений и их органов.

Принципы государственной службы обуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране базируются на основных положениях правовой системы с учѐтом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РК, и других законах, указах Президента РК, постановлениях Правительства РК, конституциях уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РК.

Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установление в Законе РК «О государственной службе», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. Стратегия «Казахстан-2015»: Новый политический курс состоявшего государства.
  2. Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями от 04.2016 г.)
  3. Старилов Ю.Н.. и др. Служебная карьера / М.: Экономика,
  4. Алехин А.П. Современная государственная служба. М.: Юридическая литература,
  5. Лазарев Б.М. Правовой статус государственных служащих. М.: Юридическая литература, 6 Атаманчук Л.М. Государственная служба. / М.: Экономика, 2012.
  6. Новиков А.В. Правовые формы организации государственной службы в США / А.В. Новиков М.: Наука, 1979. 412 с.

Фамилия автора: С.М. Абрешева

Новая методология формирования стандартов медицинской деятельности построена на основе концептуальной составляющей, заключающейся в переходе от стандартных, фиксированных технологий к регулируемому

К.К. КУРАКБАЕВ, Д.С. ИСАЕВ, М.К. КОШИМБЕКОВ, Б. НУРУЛЛА, А.Б. КУМАР, К. КАМАЛОВ, А.Э. ИГЛИКОВА, А. Ш. РУСТЕМОВА, 2014

Источник: https://articlekz.com/article/19040

Тема № 1. Понятие, принципы, функции и особенности государственной службы в Республики Казахстан

§ 1. Понятие «государственная служба» и ее виды: Понятие государственной службы. В Законе Республики Казахстан от 23

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 17Следующая ⇒

В любом государственно организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих.

Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима.

Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества мира возлагают на свои государства.

Государство как политически организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований.

Проводником государственного управления является государственная служба.

Она выступает основным средством практической реализации задач и функций государства, обеспечивая функционирование его структур, создающих условия для нормальной жизнедеятельности общества и человека.

Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности, связанные с качеством государственного управления. В зарубежном государствоведении высказывается даже мнение, правда, не бесспорное, что хорошая администрация для общества важнее, чем самая совершенная конституция.

Новое государственное строительство осуществляется в условиях, когда идет интенсивный пересмотр многих из существовавших ранее представлений об организующем и регулирующем воздействии государства, о его функциях, системе государственной власти, отношениях собственности.

Осмысливать их приходится с учетом кардинальных общественно-политических преобразований, реформирования социально-экономической структуры общества, жизненного уклада.

Изменяясь, общество строит новое государство, которому нужны квалифицированные специалисты, способные эффективно реализовывать функции государства, а точнее — государственного управления, согласно новым потребностям общественного развития.

Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в укреплении государственности, модернизации и стабилизации общества на основах демократии и права. Государственная служба, формируемая как социальный институт, призвана опираться на принципы взаимодействия государства и общества, соблюдения гражданских свобод и прав человека, определяющие суть государственного управления в его современном понимании.

Вопрос о государственной службе как профессиональной деятельности по обеспечению полномочий органов государственной власти приобрел свою значимость в связи с конституционным провозглашением целей строительства демократического, правового, социально ориентированного государства. Демократический социально-правовой характер государственной службы проявляется в том, что она вступает в контакт с гражданским обществом и представляет государство в его действиях по защите общественных интересов в целом и человека — как отдельной личности.

Профессия государственного служащего есть род трудовой общественно необходимой деятельности людей, владеющих специальными теоретическими знаниями, навыками и умениями, приобретенными в результате образовательной подготовки, опыта работы в системе государственного управления.

Социально-правовой характер профессиональной деятельности госслужащего раскрывается в его участии в практической реализации политической линии, определяемой избранными народом руководителями, сочетающей индивидуальный, общенародный и государственный интересы.

Такой социальный статус делает чиновника обладателем делегированной официальной власти. Объем этой власти может быть большим или меньшим в зависимости от занимаемого им положения, но власть у чиновника есть всегда.

Наличие в ее основе, волевого компонента предполагает при этом зависимость от подчиненности во властных отношениях

Власть госслужащих, принадлежащая им по праву государственного управления, имеет триединое значение: во-первых, — способность, возможность и право оказывать воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств (закона, авторитета, воли, принуждения); во-вторых, — система соответствующих институтов и органов, принимающих властные решения; в-третьих, — лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

Особый характер профессиональной деятельности государственных служащих обусловливается спецификой выполняемых задач по реализации функций государства, их общественно-полезной масштабностью.

Выделение государственно-служебной деятельности как профессии среди других видов социального управления (структурами бизнеса, политическими организациями, профсоюзами и т.д.

) позволяет определить присущие ей характеристики:

сфера профессиональной деятельности — органы государственной власти;

род занятий — государственная служба;

предмет труда — информация, которая также и средство воздействия на управляемых (обслуживаемых) наряду с принуждением, побуждением, поощрением и т.д.;

продукты труда — управленческие решения и их последствия. Работа госслужащих имеет свои профессиональные особенности: — участие во властных и управленческих структурах, а значит возможность влияния на принятие и реализацию решений, исходящих от государства;

— знание законодательства и следование нормам права; — требования государственной дисциплины, регламентированность аппаратной работы;

-умение находить оригинальные решения для конкретной ситуации; — высокий уровень ответственности за принимаемые решения и совершаемые действия;

— подверженность морально-психологическим нагрузкам, связанным с условиями службы;

-публично-правовой характер отношений с гражданами и организациями, с которыми они вступают во взаимодействие в процессе выполнения функций государственного управления.

Государственная служба обеспечивает реализацию полномочий государственных органов и должностных лиц, наделенных государственной властью.

Как постоянно действующий институт, не зависящий от срока полномочий избираемых органов власти, она объективно сориентирована на сохранение преемственности осуществления управленческих функций, которые производны от политической власти.

В этом смысле соотношение таких понятий, как власть, политика, право, государственное управление, которые являются основными категориями профессиональной деятельности государственных служащих, в решающей мере определяет характер их взаимодействия с участниками социального процесса.

Как институциональное понятие государственная служба отличается многогранным и сложным содержанием, выражает важное и противоречивое общественное явление.

Характеристики государственной службы как одного из социальных институтов, обладающих специфическим содержанием, определяются глубинными свойствами конкретного общества, его политическим развитием, традициями, государственным устройством.

Институционализация государственной службы в концентрированной форме отражает существующие в данном обществе экономические, политические, духовные отношения и способ организации социального управления.

Государственная служба призвана обеспечивать реализацию функций власти государства. Однако современное государство само по себе не является первоисточником властных полномочий. Они ему делегированы народом.

В демократическом процессе, в поступательном развитии положительного взаимодействия органов власти с укрепляющимся гражданским обществом меняется само государство. По мере своей демократизации оно становится правовым и социальным. Этим же изменениям подвергается и государственная служба.

Оставаясь государственно-правовым институтом, она приобретает в своем воздействии на человека и общество социальную ориентацию, изменяющую приоритеты государственного служения.

Выступая от имени государства, она становится менее директивной, но более обслуживающей общество и человека в той мере, в какой она способствует реализации его интересов, прав и свобод как гражданина и суверенной личности.

В социальном плане государственная служба представляет собой институт взаимодействия общества и государства, госаппарата и общественных структур, госслужащего и гражданина.

В этом смысле система государственной службы обеспечивает выполнение функций регулятора поведения людей в различных социальных отношениях, порождаемых потребностями, интересами, склонностями, привычками, инстинктами и другими побуждениями.

Именно на государственную службу возлагается решение задач по обеспечению социальных гарантий и прав граждан, определяемых Конституцией и законодательством. Государственное служение обществу должно помогать человеку решать его проблемы, способствовать удовлетворению его социальных потребностей.

Не государство наделяет человека жизненными правами и свободами — они принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы.

Реализация этих основополагающих конституционных положений (а они признаны непосредственно действующими) значительно обогащает деятельностное содержание государственной службы как социально-правового института, ставит ее в прямую зависимость не столько от государства, сколько от граждан, народа. Чиновник государства призван конституцией служить прежде всего человеку. Общество выше государства, которое есть лишь форма организации общественных отношений, их регулирования посредством государственного управления. Государственная служба, выступая проводником государственного управления, руководствуется приоритетами развития общества, приумножения его духовного и материального благосостояния.

Процесс создания государственной службы как социальной, повернутой к обществу, к человеку структуры государства, требует новых акцентов в работе чиновников.

Усиление функции служения людям позволит придать корпоративной культуре новый импульс, связанный с качеством социального обслуживания людей. Выражением этого может стать азбучный для сферы быта и услуг принцип: «клиент всегда должен быть доволен».

Для общества было бы весьма желательно и полезно, чтобы этот принцип мышления был воспринят не только предпринимателями, но и чиновниками государства.

Разумеется воплощение конституционных идеалов в обыденной жизни, учитывая опыт не только отечественной, но и всемирной истории и современные проблемы государственности, процесс становления государственной службы, отвечающей таким целям и задачам, будет весьма длительным и тернистым.

Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент структуры государства. Она выполняет связующую роль между государством и обществом.

Главный критерий выделения ее сущности заключен в ее основном предназначении — профессионально выполнять и компетентно реализовывать функции государственного управления по организации и регулированию общества.

В претворении задач и функций государства по руководству обществом состоит функциональное назначение государственной службы.

Сущность государственной службы имеет социальную обусловленность, так как преследует общественно-полезные цели и задачи, состоящие в служении общенародным интересам. Решая многие общественные и государственные задачи государственная служба выполняет функции обеспечения, исполнения и реализации государственной власти, которая должна служить обществу.

Имея тесную связь с реализацией власти, технологией и механизмом управления, государственная служба нацелена на выполнение функций социальной организации, планирования и прогнозирования, разработки и исполнения решений, социальной коммуникации, координации, контроля, информирования. На современном этапе функционирования государственной службы все более доминирующей становится тенденция производства государственных социальных услуг — образовательных, воспитательных, правовой защиты, безопасности и т.д. Если исходить из сущности государственной службы как административной деятельности, то можно выделить такие функции: информационно-аналитические, организационно-технические, экспертные, соблюдения управленческих процедур и выполнения управленческих решений, финансово-хозяйственные, правовые, кадровые.

Как важная сфера государственно-управленческой деятельности государственная служба организуется на определенных началах, основах, чем придается четкий ориентир ее правовому регулированию и деятельности государственных служащих.

Социально-правовые основы государственной службы образуют официально провозглашаемые приоритеты и направления общественного развития, соответствующие им установки и цели государственного строительства, а также нормативно установленные принципы и основы организации и функционирования государственной службы.

Социальным началом здесь выступают прежде всего приоритеты и ценности гражданского общества, правового демократического государства, интересы, права и свободы человека и гражданина (обеспечение и защита прав и свобод личности, верховенство закона, гласность, демократизм службы и т.п.).

Социальная роль государственной службы, ее социальный статус предопределены характером общественно-экономического строя, политической системы, типом государства, внутренним устройством госаппарата, характером механизма его функционирования, персональным составом корпуса госслужащих.

Диалектика взаимодействия субъекта и объекта государственного управления подчиняет цели и задачи государственно-служебных взаимоотношений потребностям и воле социума, его первосубъекта — народа.

В конечном счете эффективность государственной службы, ее социальная полезность определяются тем, как, каким образом и насколько качественно она обслуживает потребности человека, помогает ему в жизни.

Правовое начало государственной службы составляют юридические нормы, принципы, установления, регламентирующие порядок формирования и практики ее осуществления.

В юридическом смысле государственная служба принадлежит к публично-правовой сфере, регулирующей общественную, государственную жизнь человека. Государственная служба всегда связана с властью, что предопределяет специфику ее правового опосредствования и организации.

В ней много императивного — должного, необходимого, обязательного, того, что непременно следует осуществлять независимо от желания или воли лица, находящегося на государственной службе или с ней соприкасающегося.

Здесь проявляется отличие государственной службы от труда, относящегося к частной жизни человека (по крайней мере в свободном обществе), где частноправовые отношения регулируются гражданским законодательством.

К принципам, определяющим демократическую сущность государственной службы, относятся те, которые постулируют воплощение идеалов социальной справедливости в государственно-служебной практике.

Принципы государственной службы РК закреплены в ст. 3 Закона «О государственной службе». Государственная служба в Республике Казахстан основывается на принципах:

1) законности;

2) казахстанского патриотизма;

3) единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

4) приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;

5) общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой;

6) добровольности поступления граждан на государственную службу;

7) профессионализма и компетентности государственных служащих;

8) равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы;

9) обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов;

10) подконтрольности и подотчетности государственных служащих;

11) учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

12) правовой и социальной защищенности государственных служащих;

13) поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности;

14) личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий;

15) непрерывности повышения квалификации государственных служащих.

Таким образом, государственная служба должна олицетворять собой единство элементов двух групп.

С одной стороны — системы правовых институтов, определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства и применения государственной власти.

А с другой, — совокупности людей, специально подготовленных и профессионально занятых в госаппарате для воплощения социальной роли государства.

Такое единство придает государственной службе параметры социального публично-правового института, занимающего самостоятельное место среди государственных, правовых и общественных институтов.

Конституционно-правовые основы государственной службы образует система законодательных и иных нормативных правовых актов конституционного, административного, административно-процессуального, трудового и социального законодательства.

Законодательство о государственной службе РК состоит из Конституции, Закона «О государственной службе» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В группу иных нормативных правовых актов можно включить указы Президента РК, постановления Правительства РК, приказы Председателя Агентства РК по делам государственной службы, правовые акты руководителей министерств и ведомств, местных органов власти.

Тема № 2. Государственный служащий: понятие, статус, ответственность, правовая и социальная защита

Государственные служащие выступают субъектами государственного управления, находясь во взаимосвязи с его объектами — общественными, государственными, муниципальными, частными институтами, организациями, гражданами, иностранцами и лицами без гражданства.

Что же касается сферы государственного управления как профессии государственных служащих, то представления о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, а также под влиянием общественно-государственных ценностей, доминирующих политических ориентиров и личностных предпочтений.

В этом смысле значительная часть требований к профессиональной деятельности государственных служащих формируется исходя из установок политической культуры, управленческих способностей и нравственно-волевых предпочтений.

Современный корпус госслужащих должен соответствовать высоким требованиям, которые предъявляются сегодня к их профессионализму и компетентности, знаниям и опыту, личностным моральным, деловым, психологическим и физическим качествам, способности прогрессивно мыслить и умело выполнять стоящие перед ними задачи, достигая служебно-целевой результативности.

При формировании кадрового корпуса государственной службы, т.е. профессионалов государственного управления, изначально значимо то, каковы побудительные мотивы человека, приходящего на работу в орган государственной власти.

Большинство тех, кто избирает своей профессиональной деятельностью государственную службу, ориентировано на добросовестное исполнение должностных обязанностей, они хотят использовать свой интеллектуально-творческий потенциал в интересах общества.

Их предпочтения вполне очевидны: перспективы служебного и профессионального роста, стремление занять достойное место в обществе, реализовать себя в качестве управленца в определенной сфере государственной деятельности, иметь постоянную работу с гарантированным уровнем оплаты социальных льгот.

Такая установка содержит немалый заряд оптимизма, способствует благоприятному социально-психологическому климату в государственном аппарате. Другое дело, что не всякий, кто стремится стать госчиновником, готов признать при необходимости свою неспособность компетентно исполнять служебные функции, соответствовать занимаемой должности.

Ведь роль госслужащего не сводится только к механическому выполнению бюрократических задач. Выступая в статусе должностного лица, управленца от имени государства, ему нельзя забывать о том, что в каком бы чине он ни состоял, он всегда служит не конкретному начальнику (президенту, министру, акиму), а призван выражать и защищать своими действиями интересы граждан.

Государственный служащий призван, с одной стороны, на охрану и обеспечение государственных интересов и общества в целом, а с другой, — он должен с уважением относиться к разнообразным формам собственности и видам деятельности, защищать интересы, права и свободы граждан. И тот и другой интересы взаимосвязаны, здесь нет политических приоритетов для государственных служащих.

Проблемы нравственной сформированности, воспитания чувств гражданского долга, моральной ответственности, надежности государственных служащих представляются сверхактуальными, особенно в настоящее время длящихся социальных реформ, обостренных экономическим кризисом. Если проблемы подготовки в области профессиональных знаний и умений сообразно новейшим требованиям решаются, то личностно-нравственный уровень чиновников никак нельзя признать соответствующим идеальным представлениям

В настоящее время, когда идет становление новой государственности, процесс реформирования государственной службы еще не завершен.

Продолжается поиск оптимального соотношения политико-правовых, деловых, нравственных, этических начал в профессии госслужащего.

Но очевидно, что в результате должна сложиться новая модель государственной службы РК, которая будет отвечать нормативно-ценностным установкам и в то же время будет соотноситься с реалиями жизни, опираться на методы научного анализа.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Date: 2015-10-22; view: 1105; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/8-119776.html

Понятие государственной службы в республике Казахстан

§ 1. Понятие «государственная служба» и ее виды: Понятие государственной службы. В Законе Республики Казахстан от 23

Традиционно советская государственная служба рассматривалась как особый вид государственной деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемая им.

При таком подходе к определению государственной службы, выделяются, с одной стороны задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.

Необходимость создания государственной службы и её правого регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти).

Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

Конкретные виды и принципы государственной службы в Республике Казахстан

Государственная служба — это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

В самом широком теоретическомпонимании государственная служба — это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. С точки зрения современного законодателя, государственная служба в РК — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими органов государственной власти РК и субъектов РК компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Государственная служба — деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. В этом определении можно выделить следующие аспекты:

1) государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность, являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;

2) в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

3) Деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства. Общими признаками государственной службы являются:

1) замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;

2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно — обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы обуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы.

«Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности». Принципы государственной службы — это субъективное понятие.

Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РК, и других законах, указах Президента РК, постановлениях Правительства РК, конституциях уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РК.

Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установление в Законе РК «О государственной службе», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Источник: https://studbooks.net/1048984/pravo/ponyatie_gosudarstvennoy_sluzhby_respublike_kazahstan

1. Понятие и виды государственной службы

§ 1. Понятие «государственная служба» и ее виды: Понятие государственной службы. В Законе Республики Казахстан от 23

Государственнаяслужбаэтоорганизационно-функциональная основагосударства. Еесуть заключается в осуществлении попоручению государстваисполнительно-распорядительных функцийгражданами, занимающими государственныедолжности.

Понятие«государственная служба», в юридическойлитературе, толкуется по-разному: каксоциально-правовой институт, как видорганов государства и как род деятельностичеловека.

Какправовойинститут,государственнаяслужба представляет собой совокупностьнорм, регулирующих государственно-служебныеотношения.

Данный правовой институт являетсямногоотраслевым, объединяянормы конституционного, административного,финансового, уголовного трудовогоправа.Основноеего содержание составляют нормыадминистративного права.

Они устанавливают правовое положениегосударственного служащего, определяютпорядок приема на государственнуюслужбу, условия ее прохождения ипрекращения.

Каквидорганов государства,государственнаяслужба представляет собой структурноеобразование, наделенное определеннымобъемом компетенции и властных полномочий,необходимых, для реализации возложенныхна него задач.Существуют Служба внешней разведки РФ,Федеральная миграционная служба,Федеральная служба безопасности РФ идр.

Ворганизационном отношении государственнаяслужба динамична, управляема. Путемиздания нормативных правовых актовгосударство может менять конкретныекомпоненты ее системы, в частности,уточняя круг осуществляющих ее субъектов.

Данноеобстоятельство в немалой степениповлияло на трактовку государственнойслужбы, как рода деятельности. Так, приотсутствии однозначного определениягосударственной службы в нормативныхправовых актах в юридической литературеона понималась в широком и узком смысле.

Государственная служба вшироком смысле сводиласьк выполнению служащими своих обязанностей(работы) в государственных организациях:в государственных органах, на предприятиях,в учреждениях, иных организациях,оплачиваемая избюджетных средств.Например, государственными служащимипризнавались и учитель школы, и врач, иминистр и т.п.

Данное определение былохарактерно для советскогопериода государственного строительствав России.Современноероссийское законодательство исходитиз трактовки понятия «государственнаяслужба» в узком смысле.Онарассматривается как профессиональнаядеятельность по обеспечению исполненияполномочий государственных органов.

Кгосударственной службе стали относитьсятолько лица, замещающие государственныедолжности в государственных органах(при этом учителя и врачи не были включеныв перечень таких должностей).

Следовательно,как роддеятельностигосударственнаяслужба есть ни что иное, как профессиональнаяслужебная деятельность граждан РоссийскойФедерации по обеспечению исполнениягосударственных полномочий.

Федеральныйзакон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системегосударственной службы РоссийскойФедерации» (ст. 1) устанавливает, чтогосударственнаяслужба Российской Федерации— это профессиональная служебнаядеятельность граждан РоссийскойФедерации по обеспечению исполненияполномочий:

  • Российской Федерации, в целом;
  • федеральных органов государственной власти;
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Президент РФ, депутаты, министры, судьи);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (например, губернатор края или области).

ПричемФедеральныйзакон «О системе государственной службы»установил, что он не регулируетдеятельность лиц, замещающих государственныедолжности РФ и субъектов РФ. Следовательно,значительный круг лиц, занимающихгосударственные должности не отнесенык государственным служащим.

Государственныедолжности РФэтодолжности, устанавливаемые КонституциейРФ и федеральными законами длянепосредственного исполнения полномочийфедеральных государственных органов,лица их замещающие неявляются государственными служащими.Это,например, должности,непосредственноустановленные Конституцией РФ:ПрезидентаРФ (ст.

11, 80); Председателя Совета ФедерацииФедерального Собрания Российскойфедерации (ст. 101); ПредседателяГосударственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации (ст. 101);федеральных министров (ст. 110); судейфедеральных судов (ст. 128); депутатов(статья 97, 98) и др.

Полныйперечень государственных должностей,предусмотренных Конституцией РоссийскойФедерации и федеральными законамиустановлен Сводным перечнем государственныхдолжностей Российской Федерации1.

Государственныедолжности субъекта РФэтодолжности, устанавливаемые конституциями,уставами, законами субъектов РФ длянепосредственного исполнения полномочийгосударственных органов субъектов РФ,например, руководители субъектов РФ иих органов государственной власти,мировые судьи2.

Особенностиих правового статуса закрепляются вКонституции РФ и соответствующихфедеральных конституционных законахи федеральных законах.

Так, правовоеположение Председателя ПравительстваРФ, его заместителей и федеральныхминистров устанавливаются КонституциейРФ и Федеральным конституционным закономот 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О ПравительствеРоссийской Федерации».

Правовое положениепредседателя, его заместителя и судьифедерального суда определяется ЗакономРФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судейв Российской Федерации».

Государственныедолжности следует отличать от должностейгосударственной службы.Государственнымислужащими являются лишь те, кто замещаетдолжности государственной службы.

Например, это помощники, пресс-секретари,советники и референты Президента РФ,губернатора Красноярского края;помощники, советники и консультантыдепутатов Федерального Собрания РФ иЗаконодательного Собрания Красноярскогокрая; руководитель (директор), советники специалист департамента федеральногоминистерства; руководитель, советник,консультант и специалист департаментаСовета администрации Красноярскогокрая; помощник судьи, специалист,секретарь судебного заседания; начальникотдела и специалист прокуратуры. Именноони признаны государственными служащими.В Законе определено, какие должностиотносятся к государственным должностямгосударственной службы, а их переченьподлежит внесению в Реестр государственныхдолжностей федеральной государственнойгражданской службы РФ, утверждаемыйПрезидентом РФ3.

Реестрнеобходим прежде всего для того, чтобыустановить порядок учреждения должностейфедеральной государственной гражданскойслужбы. Правовой статус лица, замещающегодолжность федеральной государственнойгражданской службы возникает не смомента ее учреждения, а с даты включенияв Реестр и сохраняется до того момента,пока она числится в Реестре.

Системагосударственной службывключает в себя следующие видыгосударственной службы:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Крометого, государственная гражданскаяслужба подразделяется на федеральнуюгосударственную гражданскую службу игосударственную гражданскую службусубъектов Российской Федерации.Военная и правоохранительная службаявляются исключительно видами федеральнойгосударственной службы.

Государственнаягражданская службапредставляетсобой профессиональную служебнуюдеятельность граждан на должностяхгосударственной гражданской службы пообеспечению исполнения полномочийфедеральных государственных органов,государственных органов субъектовРоссийской Федерации, лиц, замещающихгосударственные должности РоссийскойФедерации, и лиц, замещающих государственныедолжности субъектов Российской Федерации.

Взависимости от принципа разделениявластей различается государственнаяслужба в органах законодательной,исполнительной и судебной власти. Заэтими рамками остается служба в органахпрокуратуры, избирательных комиссияхи некоторых других органах, котораятакже является государственной.

Кчислу лиц, проходящих государственнуюгражданскую службу, относятся, например,сотрудники Администрации ПрезидентаРФ, аппарата Правительства РФ, аппаратахпалат Федерального Собрания РФ, органахгосударственной власти субъектов РФ(например, в Совете администрацииКрасноярского края) и других государственныхорганах, за исключением, так называемых,силовых ведомств. Вопросы прохождениягосударственной гражданской службырегулируются Федеральным законом от27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственнойгражданской службе Российской Федерации»и другими нормативными правовыми актами.

Следуетобратить особое внимание на такуюразновидность трудовой деятельности,как альтернативнаягражданская служба,которая осуществляется в интересахобщества и государства взамен военнойслужбы по призыву. Этот вид службыпредусмотрен Федеральным законом от25 июля 2002 г.

№ 113-ФЗ «Об альтернативнойгражданской службе», а сама такаядеятельность регулируется Трудовымкодексом Российской Федерации с учетомособенностей, предусмотренных названнымзаконом.

Право на замену военной службыпо призыву альтернативной гражданскойслужбой имеет гражданин в случаях, если:

несениевоенной службы противоречит егоубеждениям или вероисповеданию;

онотносится к коренному малочисленномународу, ведет традиционный образ жизни,осуществляет традиционное хозяйствованиеи занимается традиционными промыслами.

Местомпрохождения такой службымогут быть:

организации,подведомственные федеральным органамисполнительной власти;

организации,подведомственные органам исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации;

ворганизациях Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, других войск, воинскихформирований и органов в качествегражданского персонала.

Граждане,относящиеся к коренным малочисленнымнародам, направляются для прохожденияальтернативной гражданской службы ворганизации традиционных отраслейхозяйствования и традиционных промыслов.

Срокальтернативной гражданской службыв 1,75 раза превышает установленныйФедеральным законом «О воинскойобязанности и военной службе» сроквоенной службы по призыву и составляетдля граждан, направленных для еепрохождения после 1 января 2008 года, — 21месяц.

Военнаяслужбаэтопрофессиональная служебная деятельностьграждан на воинских должностях вВооруженных силах Российской Федерации,других войсках и воинских формированияхи органах, осуществляющих функции пообеспечению обороны и безопасностигосударства4.

Правовоерегулирование указанного вида службырегулируется актами, определяющимипорядокпрохождения военной службы, напримерФедеральными законами от 28 марта 1998 г.№ 53-ФЗ «О воинской обязанности ивоенной службе», от27 мая 1998 г. № 76–Ф3 «Остатусе военнослужащих», Положениемо порядке прохождения военной службы,утвержденным Указом Президента РФ от16 сентября 1999г.№ 1237.

Так,Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ«О воинской обязанности и военнойслужбе» четко определяет, в какихструктурах она осуществляется.

Согласноэтому Закону военная служба — особыйвид федеральной государственной службы,исполняемой гражданами в ВооруженныхСилах РФ, а также в пограничных войсках,во внутренних войсках Министерствавнутренних дел, войсках гражданскойобороны, инженерно-технических идорожно-строительных воинскихформированиях при федеральных органахисполнительной власти, Службе внешнейразведки РФ, органах федеральной службыбезопасности, федеральных органахгосударственной охраны, федеральноморгане обеспечения мобилизационнойподготовки органов государственнойвласти Российской Федерации, воинскихподразделениях Государственнойпротивопожарной службы МинистерстваРФ по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий исоздаваемых на военное время специальныхформированиях и т.д.

Квоеннослужащим относятся:

военнослужащие,проходящие военную службу по контракту,- офицеры, прапорщики и мичманы, курсантывоенных образовательных учрежденийпрофессионального образования, сержантыи старшины, солдаты и матросы, проходящиевоенную службу по контракту;

офицеры, призванныена военную службу в соответствии суказом Президента РФ;

военнослужащие,проходящие военную службу по призыву,- сержанты, старшины, солдаты и матросы,проходящие военную службу по призыву,курсанты военных образовательныхучреждений профессионального образованиядо заключения с ними контракта.

Правоохранительнаяслужбапрофессиональнаяслужебная деятельность граждан надолжностях правоохранительной службыв государственных органах, службах иучреждениях, осуществляющих функциипо обеспечению безопасности, законностии правопорядка, по борьбе с преступностью,по защите прав и свобод человека игражданина5.

Такимгражданам присваиваются специальныезвания и классные чины.Хотя согласно статье 19 закона приведенноеопределение применяется со дня вступленияв силу федерального закона оправоохранительной службе.

Специальныйзаконодательный акт, который предусматривалбы общую регламентацию правоотношений,связанных с прохождением правоохранительнойслужбы, — единую для всех субъектов ееосуществления — на сегодняшний деньотсутствует.

ПроектФедерального закона «О правоохранительнойслужбе», внесенный Президентом РФ впорядке законодательной инициативыпока еще не принят, перечень органов, вкоторых, осуществляется прохождениеправоохранительной службы нормативноне закреплен, правовой статус сотрудниковправоохранительных органов регламентируетсяразрозненными, отличающимися по своейюридической силе нормативными правовымиактами. По формальным признакам кправоохранительной можно отнести службув таможенных органах, в органах иучреждениях исполнения наказаний, ворганах, осуществляющих контроль заоборотом наркотиков, службу судебныхприставов и, конечно же, службу в органахвнутренних дел. Вместе с тем, этотперечень не является исчерпывающим,так как нет полной уверенности в том,можно ли к этому виду службы относитьслужбу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах.По смыслу Федерального закона от 20апреля 1995 г. № 45–ФЗ «О государственнойзащите судей, должностных лицправоохранительных и контролирующихорганов» правоохранение осуществляют:прокуроры; следователи; лица, производящиедознание; лица, осуществляющиеоперативно-розыскную деятельность;сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ;сотрудники органов по контролю заоборотом наркотиков. Однако, окончательныйоднозначный ответ на вопрос о том, службув каких органах следует считатьправоохранительной, можно будет датьтолько после принятия соответствующегофедерального закона и утвержденияПрезидентом РФ перечня типовых должностейправоохранительной службы.

Службав ОВД, которая интересует нас в наибольшейстепени, в настоящее время регулируетсядвумя основными нормативными правовымиактами: Законом РФ «О милиции» и Положениемо службе в ОВД.

Оба этих документа былиприняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.)в период советского государства, которогоуже не существует.

Отдельные положенияэтих нормативных актов противоречатдруг другу и, естественно не отвечаютизменившимся социально-политическимусловиям.

Выводы

Понятие«государственная служба», в юридическойлитературе, толкуется по-разному: каксоциально-правовой институт, как видорганов государства и как вид деятельностичеловека. Так в первом случае — этосовокупность норм регулирующих однородныеотношения, во втором — организационно-структурноеобразование, в третьем — родобщественно-полезной деятельности.

Такимобразом, законодательством РоссийскойФедерации создана система законодательствао государственной службе, в которуювходят федеральная государственнаяслужба и государственная служба субъектовРФ.

Федеральнаягосударственная служба включаетв себя государственную гражданскуюслужбу, военную службу и правоохранительную.

Субъектами РФ осуществляется толькогосударственная гражданская служба,действующая в соответствии с федеральнымзаконодательством о государственнойслужбе и законодательством субъектовРФ на основе их компетенции.

Источник: https://studfile.net/preview/5269485/page:2/

Лекция 5. Государственная служба

§ 1. Понятие «государственная служба» и ее виды: Понятие государственной службы. В Законе Республики Казахстан от 23

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

5.1. Понятие государственной службы и ее виды

В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»[1], которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.

Государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

—  государственная гражданская служба;

—  военная служба;

—  правоохранительная служба.

Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена на следующих принципах:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба.

Это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Таким образом, различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона.

Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ — их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2] предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:

по категориям:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

по группам:

—  высшие должности гражданской службы;

—  главные должности гражданской службы;

—  ведущие должности гражданской службы;

—  старшие должности гражданской службы;

—  младшие должности гражданской службы.

В свою очередь, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» — на высшую, главную, ведущую и старшую группы, а категории «обеспечивающие специалисты» — на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы[3].

Военная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»[4]. Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту); а иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;

2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Кроме того, руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица этих организаций — управляющих компаний, согласно новому Жилищному кодексу РФ, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более 3 месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

1) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

2) производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

3) направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

Правоохранительная служба — это также один из видов федеральной государственной службы, т.е.

деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (например, работа в органах прокуратуры, юстиции и органах внутренних дел).

[1] СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

[2] СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

[3] Более подробный перечень должностей государственной гражданской службы регламентирован в Указе Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173.

[4] СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

Источник: http://www.aup.ru/books/m228/6_1.htm

Studio-pravo
Добавить комментарий