§ 1. Негосударственный сектор экономики как объект

Глава 2. Государственный сектор как элемент национальной экономики

§ 1. Негосударственный сектор экономики как объект

Государственныйсектор представляет собой вполнеопределенный «кусок» национальнойэкономики.

Его величина может уменьшаться,а может увеличиваться; эффективностьего функционирования также можетвозрастать и снижаться; может менятьсяего состав и структура.

Все эти аспектыжизни госсектора являются чрезвычайноважными и требуют пристального изученияи оперативного мониторинга. Даннаяглава направлена на выяснение архитектурыгоссектора и закономерностей ее эволюции.

2.1. Понятие и сущность государственного сектора

Чтобыправильно распорядиться таким мощныминструментом развития национальнойэкономики, как госсектор, необходимопроведение в жизнь взвешенных,сбалансированных управленческихрешений.

Вместе с тем выработка правильныхрешений не мыслима без серьезнойаналитической работы, которая в своюочередь невозможна без эффективногостатистического учета деятельностигоссектора.

Таким образом, первая задача,которая встает перед системой управлениягоссектором – это построение адекватнойсистемы экономических понятий, котораяпозволяет измерять различные стороныдеятельности госсектора.

ВРоссии периода экономических реформ вотношении госсектора было допущеномножество ошибок, в основе которыхлежало смешение основополагающихэкономических категорий. В этой связинеобходимо четко разнести понятиегосударственного сектора и смежных сним понятий.

2.1.1.Государственный сектор экономики:понимание в узком смысле.Прежде всего, необходимо сказать, чтоникакого унифицированного подхода копределению и вычленению госсектора всамостоятельное понятие не существует.

Здесь имеются разночтения, которыеимеют целевую и национальную специфику.В связи с этим в настоящее время можноговорить о двух трактовках госсектора:в узкоми широкомсмыслах.Сначала рассмотрим первый аспект.

Приопределении сущности госсектора, какправило, исходят из того факта, что онявляется важнейшей составной частьюнациональной экономики.

При этомотличительная черта государственногосектора экономики заключается ввозможности государства осуществлятьпрямоеи оперативноеуправление хозяйствующими субъектами,входящими в его состав.

Само управлениехозяйствующими субъектами государственногосектора экономики осуществляетсягосударственными органами властипосредством своих представителей,участвующих в формировании стратегиии тактики деятельности предприятийгоссектора.

Методологическойосновой определения государственногосектора является понятиеадминистративно-хозяйственногоуправленияюридическими лицами (хозяйствующимисубъектами).

Под административно-хозяйственнымуправлением понимается воздействие состороны управленца (руководителяюридического лица) на деятельностьюридического лица, направленное намаксимально быстрое достижениепоставленной цели.

На основе данногопонятия формулируется определениегоссектора: подгосударственным секторомэкономикиследует понимать совокупность юридическихлиц (хозяйствующих субъектов),административно-хозяйственное управлениекоторыми осуществляется государствомчерез федеральные и региональные органывласти страны.

Глубинныйсмысл введенного определения заключаетсяв том, что предприятие попадает вгоссектор только в том случае, еслигосударство через своих уполномоченныхпредставителей может осуществлятьпрямое (непосредственное) управлениеего деятельностью.

Право осуществленияуправления столь высокогоуровня полнотыгосударство получает либо на основеизначального статуса предприятия(например, государственное унитарноепредприятие, государственное учреждениеи т.п.

), либо на основе доминированиягосударства в собственности илиакционерном капитале предприятия.

Важныммоментом понятия госсектора являетсято, что критерий административно-хозяйственногоуправления не предполагает «разрыва»в изначальном статусе предприятия.

Так,например, при передаче предприятиягоссектора в доверительноеуправлениечастному лицу или частной компании ононе уходит из состава госсектора, хотягосударство официально отказываетсяот административно-хозяйственногоуправления им.

Дело в том, что в этомслучае изначальный статус предприятияне изменяется, а государство сохраняетза собой право на возврат своих полномочийна ведение административно-хозяйственногоуправления практически в любой моментвремени. Более того, сам факт передачипредприятия в доверительное управлениеслужит лишь проявлением возможностигосударства в управленческомманипулировании предприятием.

Аналогичнаякартина наблюдается при передачепредприятий госсектора в аренду.Соответственно и при введении государствомвнешнегоуправленияна частных предприятиях данныехозяйственные структуры продолжаютоставаться частными. Таким образом,принципотсутствия «разрыва» в изначальномстатусе предприятия симметричен длягосударственного и частного секторов.

Рассмотренныймомент является ключевым в построенииправильной системы классификациихозяйственных субъектов по секторамэкономики, так как принципадминистративно-хозяйственногоуправления предприятием со стороныгосударства, положенный в основуопределения госсектора, приобретаетсвою окончательную логичность ицелостность только при совмещении спринципом недопустимости «разрыва» визначальном статусе предприятия.

2.1.2.Системы прямого (административно-хозяйственного)и косвенного (макроэкономического)регулирования экономики.Введение критерия административно-хозяйственногоуправления предприятием в качествеинституциональной основы госсекторане случайно.

Наличие госсектора внациональной экономике детерминируетсянеобходимостьюрешения важных социально-экономическихпроблем при невозможностиосуществления этого решения силамичастного и муниципального секторов.

Таким образом, само наличие госсекторав национальной экономике являетсяспецифическойформойупорядочения социально-экономическойжизни страны.

Местогосударственного сектора в экономическойполитике страны определяется тем фактом,что он, находясь под непосредственнымконтролем государства, помимо использованияобщих мер косвенного(макроэкономического)регулирования, предполагает широкиевозможности использования мер прямогорегулирования, базирующихся наадминистративно-хозяйственном управленииюридическими лицами.

Системапрямого (административно-хозяйственного)регулирования позволяет непосредственновоздействовать наобъемы,структуру (ассортимент) и ценыпродукции экономических рынков страны,имеющих стратегическое значение.

Прямаяадминистративная корректировкадеятельности хозяйствующих субъектовгосударственного сектора экономикипозволяет повысить оперативностьвнедрения в практику принимаемыхгосударственными органами стратегическихрешений.

При этом под прямым(административно-хозяйственным)регулированиемэкономики понимается непосредственноевоздействие государства на такиеэкономические параметры деятельностихозяйствующих субъектов, как объемы,ассортимент и цены производимой имипродукции.

Под действие мер прямого(административно-хозяйственного)регулирования экономики подпадаюттолько хозяйствующие субъектыгосударственного сектора. Реализацияпрямого регулирования государственногосектора экономики достигается посредствомосуществления административно-хозяйственногоуправления юридическими лицами данногосектора руководителями, назначаемымиорганами государственной власти.

Альтернативойсистеме прямого (административно-хозяйственного)государственного регулирования служитсистема косвенного (макроэкономического)регулирования экономики.

При этом подкосвенным(макроэкономическим) регулированиемэкономики понимается воздействиегосударства на экономические параметрыдеятельности хозяйствующих субъектовс помощью инструментов общего(макроэкономического) действия (налоги,процентные ставки, тарифы, квоты,нормативы общего действия и т.п.).

Поддействие инструментов общего действияподпадают все хозяйствующие субъектыгосударственного, муниципального ичастного секторов экономики. В отличиеот мер прямого регулирования экономикиинструменты общего действия не позволяютнепосредственно влиять на такиеэкономические параметры деятельностихозяйствующих субъектов, как объемы,ассортимент и цены производимой имипродукции.

Как правило, реакция предприятийна макроэкономические воздействияплохопредсказуема и сильно дифференцированапо субъектам национальной экономики.Именно в большей предсказуемостиключевых параметров рынка и состоитглавное преимущество использованияпрямых методов государственногорегулирования.

2.1.3.Трехсекторная модель российскойэкономики.Выделение в составе национальнойэкономики такого специфического блока,как государственный сектор, автоматическипредполагает существование еще каких-тосекторов. В настоящее время в Россиисложилась трехсекторная модель экономики,которая помимо государственного секторапредполагает еще существованиемуниципального и частного секторов.

Национальнаясистема производства России представляетсобой совокупность всех хозяйствующихсубъектов, занимающихся производствомтоваров и услуг на территории страны,к каковым относятся все юридическиелица и физические лица, ведущиехозяйственную деятельность безобразования юридического лица (лица,осуществляющие индивидуальнуюпредпринимательскую деятельность).Соответственно национальная системапроизводства делится на три сектора:государственный, муниципальный ичастный.

Поаналогии с государственным секторомэкономики можно определить остальныедва сектора.

Подмуниципальным секторомследуетпонимать совокупность юридических лиц(хозяйствующих субъектов),административно-хозяйственное управлениекоторыми осуществляется органамиместного самоуправления.

Таким образом, государственный имуниципальный сектора определяютсяаналогично и базируются на одном и томже понятии – административно-хозяйственномуправлении.Государственный и муниципальный секторав совокупности образуют общественныйсектор экономики страны.

Таблица 5.

Классификациясекторов российской экономики.

Государственный секторГосударственный секторОбщественный сектор
Негосударственный секторМуниципальный сектор
Частный секторЧастный сектор

Частныйсектор экономики определяется поостаточному принципу: к частномусекторуэкономики относятся все юридическиелица, не входящие в состав государственногои муниципального секторов, а такжефизические лица, ведущие хозяйственнуюдеятельность без образования юридическоголица. Соответственно частный имуниципальный сектора в совокупностиобразуют негосударственныйсектор экономики страны. Классификацияи «пересечения» секторов российскойэкономики приведены в табл.5.

Врамках каждого сектора экономикиотдельно выделяют смешанныйсектор, подкоторым понимается совокупностьюридических лиц (хозяйствующих субъектов),в которых часть собственности илиакционерного капитала принадлежитодному секторальному собственнику, адругая часть – другому собственнику.Однако, в конечном счете, смешанныйсектор относится к одному из трехосновных секторов экономики в зависимостиот того, какому собственнику принадлежитприоритет, т.е. кому принадлежитдоминирующая часть собственности.Например, если доминирующая (более 50%)часть собственности или акционерногокапитала предприятия принадлежитфедеральным или региональным органамвласти, то это предприятие относится кгосударственному сектору, несмотря нато, что в его собственности присутствуетзначительная доля частного капитала.

Следуетотметить определенное своеобразиероссийской модели национальной экономики,которая по имущественному признакуявляется трехсекторной,в отличие от большинства развитых странмира, где используется двухсекторнаямодель.

Национальная экономика западныхстран с точки зрения участия государствав деятельности отдельных хозяйственныхструктур, как правило, делится на двасектора: государственный или общественный(public)и негосударственный или частный(private).

Иными словами, в данных странахиспользуется понятие двухсекторнойэкономики, а муниципальные хозяйствующиесубъекты относятся, как правило, кгосударственному (общественному)сектору.

Такая конфигурация национальнойэкономики западных государств базируетсяна том факте, что муниципальныеструктуры власти являются естественнымпродолжением федеральных и региональныхвластных структур.

Фактически федеральный центр ирегиональные власти сознательно идобровольно передают часть своихполномочий городским властям на местах,исходя из соображения повышенияэффективности всего процессагосударственного управления. Именнотакой точки зрения придерживается,например, французское законодательство,относя к понятию «государственногоакционера» государство и органы местногосамоуправления (на уровне регионов,департаментов и коммун), а такжеобъединения этих органов управления(например, межкоммунальные илимежрегиональные объединения).

ВРоссии сложилась несколько иная трактовкауказанных понятий. С этой точки зрениявнедренная в российскую практикутрехсекторная модель экономики невписывается в методологические традициибольшинства развитых западных государств.

Между тем, строгих международныхстандартов в отношении того, что относитьк госсектору, не существует. В рядеслучаев используются иные классификации.

Например, в Китае все предприятия поимущественной спецификации разделяютсяна три сектора: государственные,негосударственные и смешанные.

Такимобразом, можно констатировать, что вовсех странах мира используется системадифференциации национальной экономикина государственный и частный сектора.Имеющиеся нестыковки и некоторыерасхождения в национальных классификацияхв целом не мешают пониманию сущностныхразличий между секторами.

2.1.4.Государственный сектор экономики:понимание в широком смысле.Помимо узкого понимания «государственногосектора экономики» как некоей части,«куска» национальной экономики, состоящейиз множества хозяйствующих субъектов,имеется и широкая трактовка данногопонятия.

Довольно часто под государственнымсектором понимается некая совокупностьхозяйственных объектов и экономическихотношений. В этом случае в госсекторвключается вся сфера государственнойсобственности, бюджет и другие ресурсы,находящиеся в непосредственномраспоряжении государства.

Короче говоря,госсекторв широкой трактовке – это государственнаясобственность плюс государственныефинансы (бюджет).

Даннаярасширенная трактовка госсектора дляхозяйственной практики имеет, пожалуй,негативное значение из-за возникающихразночтений и коллизий в имеющихсядефинициях. Однако оно имеет определенноезначение для экономической теории.

Внастоящее время в современной экономическойнауке имеет место разделение междудвумя научными направлениями: экономикагосударственного сектора (в англоязычнойтрадиции это «Economicsofthepublicsector»)и общественная экономика (в англоязычнойтрадиции это «Publiceconomics»).

Первое направление оперирует понятиемгоссектора в узком смысле (совокупностьхозяйствующих субъектов) и изучаетразличные аспекты функционирования иуправления данной частью национальнойэкономики. Второе направление оперируетпонятием госсектора в широком смысле(казна государства) и изучает различныеаспекты бюджетного регулирования исогласования групповых интересов.

Вкаждом из указанных разделов экономическойтеории акцент делается на совершенноразные стороны функционированияэкономики. Данные этимологическиенюансы следует иметь в виду для пониманиявсей научной панорамы проблематикигоссектора.

2.1.5.Государственный сектор и смежные с нимпонятия.Во избежание недоразумений в экономическойтеории госсектора необходима полнаятерминологическая ясность. Остановимсяна некоторых, наиболее важных экономическихкатегориях.

Однимиз основополагающих понятий являетсягосударственнаясобственность,которая представляет собой кумулятивный(накопленный) результат деятельностихозяйствующих субъектов. Иначе говоря,категория государственной собственностихарактеризует кумулятивный(накопленный)материально-вещественныйпотенциал государства.

К ней относится все движимое (оборотныйи основной капитал, нематериальныеактивы) и недвижимое (здания, сооружения)имущество государства, а также леса,недра и т.п. Фактически государственнаясобственность представляет собой частьнациональногобогатствастраны, находящегося в руках государства.

При этом, строго говоря, следует различатьпонятия государственногоимуществаи государственнойсобственности.Первое является более узким понятием,чем второе. К государственному имуществуследует относить все рукотворныехозяйственные объекты, а к государственнойсобственности – все государственноеимущество плюс все природные объекты.

Иногда понятия государственнойсобственности и государственногоимущества используются как синонимы,что не совсем верно.

Вотличие от государственной собственностигоссектор, будучи совокупностьюхозяйствующих субъектов, занятыхпроизводством товаров и услуг,характеризует текущий(как правило, в рамках года)материально-вещественный потенциалгосударства.

Однимиз результатов функционированияэкономики и всех ее секторов являютсягосударственныефинансы,которые представляют собой все финансы,находящиеся в распоряжении государстваи характеризующиетекущий финансовый потенциал государства.Если рассматривать такой денежныйагрегат как золотовалютные резервыЦентрального банка страны, то онхарактеризуеткумулятивный финансовый потенциалгосударства,но данный ресурс, строго говоря, неотносится к государственным финансам.

Очевидно,что все три рассмотренные категориипереплетаются между собой. Например,государственные финансы, принимая формугосударственного заказа, могутрасходоваться на нужды как государственного,так и негосударственного секторов.

Кроме того, государственные финансымогут расходоваться на различныесоциальные программы и нужды, реализациякоторых может быть возложена на структурычастного сектора. Отсюда ясно видно,что государственные финансы и госсекторникак не эквивалентны, но в то же времяи не противоположны друг другу.

Государственное имущество точно такжеможет находиться в распоряжениихозяйствующих субъектов как государственногои негосударственного секторов. Примеромвторого случая являются концессии.

Еслиговорить о природных объектахгосударственной собственности, то онимогут использоваться хозяйственнымисубъектами государственного инегосударственного секторов, а могутвременно вообще никем не использоваться,оставаясь потенциальным богатствомгосударства.

Ещеодним понятием, смежным с понятиемгосударственного сектора, являетсягосударственное предпринимательство.Под государственнымпредпринимательствомпонимается участие государства в любойхозяйственной деятельности с цельюизвлечения финансовой выгоды.

Покупкагосударством пакетов акций хозяйствующихсубъектов негосударственного сектора,как правило, направлена на получениедивидендов, но при этом данные пакетыакций могут и не быть контрольными.

Вэтом случае такие предприятия не входятв состав госсектора, государство спомощью долевого участия в их собственностине может осуществлятьадминистративно-хозяйственногоуправления предприятий из-за нехваткиакционерных , но само держаниеподобных пакетов акций представляетсобой разновидность государственногопредпринимательства.

Большоезначение имеют такие два важных понятия,смежных с понятием государственногосектора, как государственное регулированиеи государственное вмешательство. Какбыло показано выше, государственноерегулирование существует в двух формах– прямое и косвенное регулирование.

Проведение государством своих интересовчерез непосредственное влияние надеятельность госсектора является лишьчастью политики государственногорегулированияи не исчерпывает ее.

За рамками прямогорегулирования госсектором остаютсяпрактически все методы косвенногомакроэкономического регулирования.

Особой разновидностьюгосударственного регулирования выступаетгосударственноевмешательствов экономику. Такие действия осуществляютсяв отношении хозяйствующих субъектовкак государственного, так и негосударственногосектора. Как правило, государственноевмешательство имеет разовый, дискретныйхарактер.

Например, государство можетнационализировать обанкротившеесячастное предприятие и реорганизоватьего с целью продолжения его основнойдеятельности. Государство может такжеосуществить целенаправленную финансовуюподдержку частного предприятия, имеющегодля страны большое значение, но попавшегов сложное финансовое положение.

В данномслучае государственное вмешательствоне затрагивает предприятия госсектора.

Источник: https://studfile.net/preview/7380884/

Развитие негосударственного сектора как условие перехода к рыночной экономике (на опыте негосударственной промышленности Вьетнама) Нгуен, Тьен Зунг

§ 1. Негосударственный сектор экономики как объект

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние года большинство стран, которые ранее относились к социалистическим или про -должают придерживаться социалистического курса, встали па путь глубоких экономических реформ,- основное содержание которых составляет переход к рыночному хозяйствованию и многоукладности экономики.

-Одно из непременных'условий перехода к рыночной экономике, — .преодоление монополизма, государственной собственности, создание многообразных форм собственности и хозяйствования,равных условий для лх функционирования, чтобы в процессе конкуренции выбрать наиболее эффективную, модель.

Экономические реформы в СРВ*также проходят этот путь.

В течение, многих лет во Вьетнаме проводился курс социалистических преобразований, нацеленный, на обеспечение господствующих'позиций двух укладов: коллективного и государствеїшого, при этом последнему априорно отводилась ведущая роль.

Шесте с тем централизованная административно-командная система в СРВ сыграла определенную роль, но функционировать эффективно не могла. Не могла она и соответствовать новым потребностям развития на -.роднога хозяйства.

Поэтому был необходим переход от административно-централизованной к рыночной экономике, отказ от традиції -онных представлений, противопоставляющих плановое хозяйство товарному.

Только полное развитие товарного хозяйства и формиро -вание многоукладной экономики может действительно оживить эко -номику и развитие производительных сил. На этой основе экономические реформы'уже принесли,первые плоды. '

V Источник оздоровления1 экономики-, становления рыночных от ~ ношений заключается во 'введении разных форм собственности и развитии- на'этой основе тотосубъектной, многоуровневой системы хозяйствования. При этом необходима такая структура народного

— хозяйства, в которой негосударственный сектор играет вггаг/ю роль. В практике развития рыночной экономит существует такая

тенденция:,,вместе с развитием промышленности, с возникновением

.новых производств'происходит их отпочкование, іг,*:щ\ш[елша ь относительно самостоятельные в виде акциоігсртіх н;'о,і .приятии, об —

— служивающих крупные-.'промышленные концерни j'coyji.'ip'jTUQHHoro сек-

= 4 .:..''.'….,
тора. Такая тенденция развития промышленности является более \
гибкой и жизнестойкой, обладает большей восприимчивостью научнот технического прогресса, приспособляемостью к условиям рыночных

отношений. , .'.''.- . .'. .

Кроме отого, во Вьетнаме идет поиск новой системы хозяйст вования, с тем чтобы в условиях дефицита материально-техничес — ких ресурсов в руках государства стимулировать производственные единицы, самостоятельно изыскивать возможности для полного ис-' пользования мощностей на основе разработки местных ресурсов, развития межхозяйственных связей с родственными предприятиямиі как государственного, так и кооперативного и частного секторов, мелкой и кустарной промышленности. Тем более, в условиях Вьет нама развитие негосударственного промышленного сектора имеет большое значение и практика показывает, что негосударственный. сектор вообще и в промышленности в частности представляет собой фактор динамики экономического роста и основу экономических от

ношений с зарубежными странами. '»

Однако в отношении его скрытых возможностей и потребности . перехода к рыночной экономике развитие негосударственного про -мышленного сектора происходит медленно и противоречиво. Очевидно при этом, что без всестороннего и .глубокого анализа важнейших направлений секторов и объективных возможностей их.

осуществления с учетом достигнутого уровня развития производительных сил, национальных особенностей Вьетнама,: о развитии негосударственного промышленного сектора как условий перехода к рыночной . экономике не может быть и речи. Все сказанное позволяет опреде -лить актуальность темы диссертации.

— Особо следует отметить, что на современном этапе своего'развития Вьетнам нуждается не столько в масштабном развертывании действия бесконтрольного рыночного механизма, сколько в укреплении процессов государственного регулирования и управления.

В условиях СРВ важно создавать благоприятную атмосферу для действительного поощрения экономической деятельности всех секторои-народного хозяйства. Это означает, что по отношению к некоторым из :ких-следует представить конкретные'меры для развития негосударетвеїшогс промышленного сектора.

В связи с этим особую:значимость приобретаетисследование роли . государства в процессе'перехода к рыночной экономике,, чему, по — ' свяцена вторая глава диссертации. ,'.-'-

…* 5

Степень разработанности 'проблемы. Проблема перехода от административно-командной к' рыночной экономике является предметом экономических исследований многих ученых и экономистов России, Вьетнама, Китая и других стран.

В частности, в российской эко -номической литературе широко исследуются такие проблемы, как многообразие форм собственности, предпосылки перехода к рыноч -ной системе.

хозяйства и приватизация, разгосударствление,, роль государства в рыночной экономике, сущность и содержание разных форм собственности.

Вышеуказанные проблемы экономической теории получили отражение, 'В частности, в работах Л.Абалкина, А.Аганбегяна, И.Афа -насенко, А.Ахмедуева, Н.Баутина, Р.Белсусова, А.Городецкого, Э.Горбунова, С.Жукова, Е.Клиншо, В.Кулакова, Т.Кузнецова, А.Лившица, Л.Лккова, А.Модика, В.Овчинникова, А.Попова, И.Чуй -ко, С.

Шаталина, Во Дай, Хоанг Дат, Хоанг Ким Sao, Нго Динь Зао, Чы Ван Лам, Чан'Зу Лик, Дс Хоай Нагл, Дао Тхэ Туан, Лам Куан Хуен, Лао Суан Шам и др. Указанные российские и вьетнамские экономисты внесли значительный вклад в развитие экономической науки, оказывая большую практическую помощь в проведении экономических реформ.

Однако, как показывает практика, эти вопросы, не получили достаточно полного.решения в отечественной экономической литературе, особенно в условиях неразвитой экономики ЗРВ, и требуют специального анализа и развития в' условиях перехода к рыночной экономике с социалистической ориентацией.

Кроме этого, в их трудах вопрос различия экономического уклада и экономического сектора-, многоукладности и рыночпой экономики, а гакже вопросы, развития негосударствсшюго промышленного сектора іак важного, условия перехода к рыночной экономике еще недоста -точно изучены.

В этой связи'основним объектом исследования яв -іяется рассмотрение истории развития негосударственного промиш-іенного сектора при административно-командной системе и его ре-1КЦИЙ на радикальное изменение социально-экономической ситуации і.условиях Вьетнама. — '

Актуальность указанных проблем, практическая значимость и іедостаточная их теоретическая, разработанность обусловили вибор :емы, цель, и задачи'исследования. '

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной иботы является исследовашіе экономически!!, реформы и процесса

6 '

становления рыночных отношений во Вьетнаме и на этой основе-, раскрытие и обоснование объективного существования и важности роли негосударственного промышленного сектора, наиболее рациональных путей использования и поощрения негосударственного сектора в промышленности в процессе перехода к рыночной экономике во Вьетнаме.

Данная цель определила задачи, решенные в ходе работы:

  1. Дать более полное теоретическое обоснование необходимости формирования многоукладности во Вьетнаме.

  2. Исследовать объективное существование, место и роль негосударственного промышленного сектора в народном хозяйстве.

  3. Рассмотреть историю развития негосударственного промышленного сектора во Вьетнаме, особенно в процессе перехода к рыночному механизму.

  4. Исследовать производственные организационные формы кооперативной, частной, индивидуальной собственности как фактора' стимулирования рыночных отношений и тенденции их развития. *. …

  5. Проанализировать воздействие экономической политики государства в соответствии с движением рыночных субъектов. '

Теоретической и методологической основой исследования.явились документы, решения и постановления КПВ и правительства СРВ по экономической реформе.

1 В диссертации широко использованы результаты исследований российских, американских, китайских,' вьетнамских и Других экономистов, материалы научных и'научно-практических конференций, нормативно-методические материалы.

В качестве' информационной базы исследования использовались данные, опубликованные в,'ста —.

, тистических сборниках, издаваемых Госкбмстатом СРВ, во вьетнамской периодической печати и другие публикации на русском и «: вьетнамском языках.

В диссертационной работе автор использовал общенаучные ме-. тоды исследования: логический и сравнительный анализ, ..статисти

ческие выборки, принцип историзма. ' '

В соответствии с проведенным исследованием' на защиту выно-.

СЯТСЯ СЛеДУКЩИе ОСНОВНЫе ПОЛОЖеИИЯ: ' '. .'».»''

— Формирование многоукладной экономики является объектив -ной-тенденцией, что определяется экономической необходимостью и подтверждается теорией и практикой. В развитой экономике функ —

» ' «7 і

ционируют полиструктурные экономические субъекты, многообразие форм собственности и регулятивных систем. Нельзя, исходя из политических доктрин, игнорировать часть экономики, а именно -негосударственный сектор.

Для СЕВ, в настоящее время еще находящейся на уровне слаборазвитой экономики, развитие товарного хозяйства и форми -ровазше многоукладной экономики с рыночными отношениями мо;.ют повысить потенциал роста экономики. Именно в этом СРВ достигла первых успехов на основе экономических реформ.

Негосударственный промышленный сектор, в первую очередь частное'хозяйство, играет важную роль в народном хозяйстве СРВ. Этот сектор имеет большой потенциал и ряд преимуществ по сравнению с госсектором, на что и следует опереться как на один из необходимых шагов к рыночной экономике.

Через оценку развития производственных и организационных форм негосударственного промышленного сектора межно рассмотреть его позитивше и ограниченные стороїш з качестве экономического субъекта, который должен совершенствоваться в процессе конку -ренции с другими секторами.

Экономическая роль государства выражается в том, чтобы поощрить развитие негосударственного сектора, и осуществляется через экономическую политику, правовые институты. Каждый шаг

этого сектора вперед есть свидетельство результативности экономической политики государства в поэтапном переходе к рыночной экономике.-.

— Разгосударствление и приватизация во- Вьетнаме эффективно реализуются только тогда, когда негосударственный сектор, как

критериальный «признак, .будет достаточно развит.

Научная новизна диссертационной работы заключается в сле-, дующем:

Проанализирован международный опыт становления многоук -ладной экономики в ряде стран мира с точки зрешш возмо;хносте;1 его применения во-Вьетнамо.'

Доказана функциональная одномерность мозду экономичен -ким укладом И экономическим сектором, «при которой только л ьо;

, «' — Разработаны рекомендации ію оі;гани~:інді: спот-мг-ы нчго-rj-

дарственного сектора в' промышленности и. его активизации как-качественного условия формирования рыночной экономики.

Выявлены формы и методы государственного управления по -листруктурной экономикой на макроуровне, которые могут быть использованы при организации оптимальной системы развития негосударственного сектора в условиях формирования развитой рыночной структуры экономики Вьетнама.

Выдвинуты конкретные предложения по стимулированию раз -вития негосударственного промышленного сектора в соответствии с требованиями формирующегося рыночного хозяйства.

Теоретическая значимость определяется тем, что на основе критического осмысления прошлого опыта и первых результатов проводимых во Вьетнаме рыночных реформ автор обосновывает новые направления формирования экономических структур в стране и прежде всего негосударственного промышленного езктора. Исходя .

из принципов нового экономического курса, в диссертация выявляются фуігкции государства в стимулировании и развитии негосударственного сектора вообще и негосударственного'промышленного сектора в частности- в условиях форлиров'ания рыночной экономики, соотношения форм хозяйствования, учет чего может стать продук -тивным фактором экономического роста.

Практическая значимость диссертационной работы обусловлена возможностью использования ее результатов в практике управления экономикой как теоретической основы формирования экономической, политики государства и ІШВ, а также в процессе преподавания, экономической теории, истории экономических учений и истории развития народного хозяйства. Опыт Вьетнама в. развитии негосу -дарственного промышленного сектора может оказаться также полез-' ным при проработке аналогичных вопросов в России и других рее -публиках СНГ, т.к., несмотря на всю специфику_положения, сохраняется общность целого ряда принципов перехода к рыночной эко -ломике.

Апробация работы. Основные положения диссертации были

— включены в курсы лекций по политической экономии и по истории

экономических'учений., которые читались автором на экономическом

факультете университета г.Хошимин (Вьетнам), а также в других .

вузах Вьетнама; кроме того, они докладывались на годовых науч —

ных сессиях экономического факультета РТУ в 1993 и 1994 гг.

Структура диссертации определена целью и логикой исследо -вания. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библло -графии и приложений.

Источник: http://www.dslib.net/econom-teoria/razvitie-negosudarstvennogo-sektora-kak-uslovie-perehoda-k-rynochnoj-jekonomike.html

Экономика общественного сектора

§ 1. Негосударственный сектор экономики как объект

1. Общественный сектор — это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Истоки ее восходят к рубежам XIX—XX вв., когда были созданы основы индустриального общества и появились первые идеи о смешан­ной экономике. В последующий период произошло ее станов­ление и утверждение как новой перспективной формы социаль­но-экономического устройства общества.

Эволюция смешанной экономики происходила в условиях «накладки» двух режимов развития — формационного и цивилизационного. Это придало ее движению противоречивый, нели­нейный характер.

С одной стороны, становление смешанной экономики характеризовалось противостоянием разных соци­ально-экономических укладов, институтов и интересов, а также конфликтностью их носителей — классов и социальных групп.

С другой стороны, логика развития смешанной экономики как единой системы и интересы ее безопасности вызвали потреб­ность перехода от узко конфронтационного подхода к целост­ному видению общественного прогресса, к необходимости вы­явления универсальных тенденций развития современной циви­лизации, их синтезу.

На современном этапе общественного прогресса смешанная экономика переживает трансформационные процессы, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, к обществу, основанному на знаниях и ориентированному на развитие человека как самоценности.

Ее изменение характери­зует переход к обществу и экономике, которые становятся ча­стью глобальной мировой системы. Это придает новые черты со­временной смешанной экономике, развитие которой выходит в узкоэкономические рамки одномерного видения индивида как экономического человека.

На смену приходит многомерная трак­товка человека как общественного существа, что требует нетради­ционного, нового подхода.

Общественный сектор представляет собой совокупность ре­сурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Здесь координация экономической деятельности осуществляется с по­мощью системы бюджетного финансирования в сочетании с пра­вовым администрированием и политическим механизмом обще­ственного выбора (ания избирателей).

Общественный сектор в современных условиях характеризу­ется расширением зон частичных провалов рынка.

Это связано с увеличением объема смешанных общественных благ, благ и со­циальных услуг со значительным внешним эффектом и отдель­ных комплектующих элементов общественного блага как едино­го блага.

Организация производства и особенно поставка таких благ осуществляются на основе государственного и частного партнерства с использованием рынка. Общественный сектор выступает в роли не только субъекта публичного права, но и участника, контрагента рыночного процесса.

Провалы рынка это ситуации, в которых свободное дейст­вие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов. Причинами провалов рынка могут стать ограничен­ность (несовершенство) конкуренции, естественные монополии, внешние эффекты, асимметрия информации, неполнота рын­ков, дифференциация доходов.

Выделяют следующие виды провалов рынка.

1. Наличие монополий (прежде всего естественных), а также оли­гополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.

Это вызывает необходимость государственного вмешательства.

Оно выражается в форме созда­ния государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии или в виде мер государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества экономических благ.

Отдельно выделяется так называемая «легальная монополия», или монополия интеллектуальной собственности, специально соз­даваемая государством для стимулирования научно-технического, технологического прогресса и инновационного развития нацио­нальной экономики. Легальная монополия создается законода­тельно и существует в форме исключительных временных при­вилегий (правовых и финансовых), предоставляемых создателям новых объектов интеллектуальной собственности.

2. Информационная асимметрия у производителей и потреби­телей экономических благ.

Как правило, она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосве­домленностью потребителей о достоинствах и недостатках това­ров и услуг.

Особое значение она имеет в отраслях здравоохра­нения и образования, где невмешательство государства может привести к оппортунистическому поведению производителей и ущербу для потребителей.

3. Внешние эффекты — издержки (отрицательные внешние эф­фекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), получаемые лицами, не участвующими в конкретной сделке. В случае отрица­тельных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды) го­сударство вводит экологические налоги, а при положительных внешних эффектах предоставляет субсидии производителям.

4. Общественные блага — вид экономических благ, обладаю­щих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам).

Существуют чистые об­щественные блага, которые рынок не производит вообще (на­циональная оборона), и смешанные общественные блага (клуб­ные, социально значимые и квазиобшественные блага), которые рынок может производить, но в недостаточном количестве.

Ис точником их производства может быть гражданское общество (клубные блага) или государство — в определенном масштабе (социально значимые блага, квазиобщественные блага в отрас­лях естественной .монополии).

5. Недальновидное поведение потребителей и производителей на рынках страхования социальных рисков, рисков гражданской и профессиональной ответственности. Данный недостаток ведет к феномену неполного рынка страхования и негарантированно -сти права на жизнь для незастрахованных граждан. Это требует введения различных видов обязательного, в том числе государ­ственного, страхования.

6. Провалы рынка, обусловленные его нестабильностью (эконо­мические и финансовые кризисы), вызывающие безработицу, малообеспеченность, чрезмерную дифференциацию доходов и другие нега­тивные социально-экономические последствия для общества в целом. Такие провалы тоже требуют государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций.

Итак, ОС представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

1)                            Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;

2)                            Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

3)                            Экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

4)        Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Структура общественного сектора. Отсутствует общепринятая структура.

Главное отличие организаций частного и ОС является то, что в ОС организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

Рис. 1 Структура ОС.

На рисунках ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя ОС.

По мнению Н.А. Восколович структура общественного сектора состоит из:

  1. Государственный сектор. Федеральная собственность и собственность субъектов Федерации образуют экономическую основу государственного сектора экономики РФ. К другой ветви государственного сектора можно отнести муниципальный сектор, экономической основой которого является муниципальная собственность.
  2. Негосударственные некоммерческие организации – ННО (третий сектор экономики, добровольно-общественный сектор). К данной категории организаций принято относить общественные движения и организации, партии, ассоциации, союзы, благотворительные фонды, торгово-промышленные палаты и т.д.

Главными причинами их отнесения к общественному сектору, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, деятельность ННО в экономической сфере: помощь рынку в преодолении провалов путем производства и предоставления общественных благ.

Во-вторых, усиление значимости ННО в общественном секторе: путем взаимодействия с государственными структурами появляются новые механизмы предоставления социально значимых благ нуждающимся группам населения.

В-третьих, способность ННО осуществлять свою деятельность в тех сферах, где ни рынок, ни государство не способны функционировать эффективно.

  1. Частный подсектор, который будет составлять небольшую часть из частных предприятий и организаций рыночного сектора экономики, осуществляющих производство общественных благ. На практике частные предприятия и организации осуществляют производство общественных благ только в тех случаях, когда имеется возможность увеличить свои конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Примером может служить фирма, освещающая ночью часть улицы, или компания, осуществляющая облагораживание парковых зон.
  2. Подсектор, занимающий промежуточное положение между указанными тремя подсекторами. В результате взаимодействия государственного сектора с сектором ННО, частного с государственным сектором, а также сектора ННО с частным сектором возникают смешанные формы организации деятельности экономических субъектов. Это пространство занимают, в основном, новые организационные формы. Примерами таких смешанных структур могут являться государственные и муниципальные автономные учреждения, действующие в рамках Бюджетного кодекса РФ, государственные корпорации, действующие в рамках Закона о некоммерческих организациях, а также различные формы государственно-частного партнёрства: концессии, особые экономические зоны, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Российская венчурная компания» и другие.

Таким образом, под общественным сектором мы предлагаем понимать часть экономики страны, представленную государственной и муниципальной системой, негосударственными      некоммерческими организациями, объединениями смешанной формы, а также небольшой частью частного сектора, располагающей ресурсами, аккумулирующимися в результате взаимодействия указанных подсекторов, а также с другими секторами экономики, которые направляются на преодоление провалов рынка через механизмы производства общественных благ, установления определенных правил, преодоления несовершенства конкуренции, снижения воздействия экстерналий и др.

Рис. 2 — Структура общественного сектора

2.Существуют различные способы оценки масштабов общественного сектора и степени его воздействия на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой.

К их числу относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом — ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей.

 Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

 Масштабы государственной собственности в различных отраслях экономики также существенно отличаются.

Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии, характерен в среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной собственности в промышленности.

Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий почти во всех отраслях промышленного производства не превышает 25%.

 В России удельный вес промышленных предприятий государственной формы собственности в объеме производства составляет около 8%. С середины 90-х годов этот показатель сократился более чем на 1,5 процентных пункта. Государственные предприятия имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, как машиностроение и металлообработка и электроэнергетика.

 В разных странах время от времени предпринимаются попытки сокращения масштабов государственного регулирования экономики.

Характерным примером подобной политики могут служить рыночные реформы, проводимые в постсоциалистических странах и заключающиеся в масштабном сокращении государственного сектора, замещении государства рынком при помощи приватизации.

В период проведения рыночных преобразований в 90-х годах XX века государственные расходы в бывших социалистических странах сокращались как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Размер общественного сектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его функционированием.

К числу получаемых обществом выгод относятся:

— компенсация “провалов” рынка,

-сглаживание циклического развития экономики,

-достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан и др.

 Издержки– это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.

 В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

 1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;

 2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;

 3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств.

Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей.

Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

 4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора.

 Позитивные и негативные последствия расширения общественного сектора проявляются по-разному.

Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаются в течение длительного периода времени.

В итоге, если государство не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=29348

Государственный и негосударственный сектор производства общественных благ. Сравнительная характеристика

§ 1. Негосударственный сектор экономики как объект

Подобная сравнительная характеристика мною взята за основу с целью попытаться определить таким путём (путём сравнения) ответить на главный вопрос представленный в теме о возможностях государственного сектора.

В самом общем виде общественные блага — это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.

Сбой рынка в производстве общественных благ происходит в результате:

отсутствия платежеспособного спроса на общественное благо;

а также нерациональности коллективного выбора (проблема безбилетника).

В случае с общественными благами рынок не принимает эффективного решения. Возникает необходимость государственного вмешательства с целью корректировки рыночного сбоя. В целом необходимость этого вмешательства объясняется с позиций экономической эффективности. Государство тем или иным способом обеспечивает производство оптимального объема общественных благ.

Вместе с тем в некоторых случаях производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором. Это происходит тогда:

во-первых, когда предпосылка о поведении потребителя как «безбилетника» не срабатывает;

во-вторых, когда речь идет о клубных благах;

в-третьих, когда имеются дополняющие частные блага.

В отличие от смешанных общественных благ обеспечение чистыми общественными благами осуществляется только в рамках государственного сектора. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, поддержка общественного порядка и законности.

При этом правительство сталкивается с той же проблемой, что и частная компания, производящая частные блага, а именно с проблемой финансирования производства общественного блага.

Если для покрытия своих расходов частная фирма назначает цену за благо, то правительство для покрытия расходов вводит налог.

Таким образом, важнейшими проблемами в рамках государственного обеспечения общественных благ являются:

финансирование производства общественных благ;

определение оптимального объема производства;

выявление общественных предпочтений;

решение проблемы безбилетника.

Выявление предпочтений — это предоставление информации поставщику общественных благ о том, как оценивается потребителем польза от потребления этих благ.

Налог Кларка предназначен для того, чтобы было выгодно предоставлять достоверную информацию при выявлении предпочтений.

При этом каждый индивидуум ставится в такое положение, когда его влияние на принятие решения обособляется и становится решающим.

Процедура организации такого налога является практически сложной, поэтому возможность введения подобного налога представляет лишь теоретический интерес.

Таким образом, получается, что несмотря на мощный государственный сектор сбои в возможностях государственного сектора случаются. Но несмотря на это многие эксперты по мнению Кузнецова С.М.(1). отмечают, что за последнее время резко увеличилось государственное присутствие в экономике.

Правда, никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит не менее 50% ВВП.

Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться.

Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг. Попробуем определить его потенциал. При этом мы не претендуем на полную оценку этого потенциала, а попытаемся оценить основные направления концентрации ресурсов.

Общие параметры государственного сектора:

объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;

в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;

«Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;

доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП.

В настоящее время происходит формирование новых государственных корпораций с использованием как ядра (по аналогии с «Газпромом») «Рособоронэкспорта».

Казалось бы, монопольная структура, призванная контролировать и оказывать услуги в области экспорта вооружения, не должна выполнять роль собственника, однако в последнее время именно эта организация становится центром суперкорпорации, занимающей монопольное положение.

Даже беглый анализ потенциала государственного сектора экономики побуждает задаться вопросом: зачем государству, имеющему в своем распоряжении огромное количество рычагов управления экономикой на макро- и микроуровнях (лицензирование, тарифы, налоги, пошлины и т.д.

), такой объем непосредственно управляемой собственности? Представители государства предпочитают не отвечать на этот вопрос, оставляя экспертам необъятное поле для догадок и трактовок.

Эксперты перебирают говорят о создании системы, похожей на южнокорейские корпорации-чеболи

И разные мотивы создания мощного государственного холдинга. Л. Шевцова и А. Дынкин лларионов использует термин «венесуэлизация», поскольку Венесуэла в свое время тоже национализировала нефтяную промышленность и довела свой госсектор до 60%. Кто-то объясняет это попыткой создать экономическую вертикаль власти.

Но ответа на главный вопрос: зачем создается в России эта система и как она повлияет на развитие экономики ? пока нет. Но можно попробовать на него ответить.

Очевидно, что данная система позволяет выполнять три основные функции.

Контрольную функцию. Достаточно посмотреть на структуру экспорта российских товаров, чтобы понять, что без согласия и контроля государства никакой экспорт из страны невозможен. (В 2006 г.

, несмотря на сокращение объемов поставки нефти и газа на экспорт по сравнению с 2005 г. на 2,4 и 2,78%, соответственно, доходы России составили 139,4 млрд. долларов, что значительно выше, чем в 2005 г.

, экспорт вооружений превысил 5 млрд. долларов.)

Доступ к газо-, нефте- и массопроводам жестко контролируется государственными компаниями. Экспорт вооружения регулируется и осуществляется только через РОЭ. Поставка ядерного топлива, электроэнергии, организация космических запусков находятся под контролем государства.

Даже в случае отсутствия прямого контроля, через РЖД под любым предлогом можно ограничить перевозку за рубеж любого товара.

Принятие постановления правительства РФ о порядке инвестирования иностранного капитала в стратегические отрасли и развитие событий вокруг «Сахалина-2» дали понять инвесторам, что без участия и контроля государства вход в любые сверхприбыльные проекты невозможен.

Также через государственные СМИ можно заблокировать распространение любой нежелательной информации, а издание печатной продукции тиражом 5-6 тыс. экземпляров не может оказать влияние на население в значимом для страны масштабе.

Имея все эти рычаги и с учетом обычного набора регулирующих инструментов, государство способно в значительной мере контролировать все экономические процессы в стране, причем в случае необходимости ? при возникновении каких-либо провалов либо в случае обвинений в отходе от либеральных экономических ценностей ? в качестве виновных будут выставлены отдельные якобы независимые от государства компании и холдинги.

Функция перераспределения финансовых потоков. В любой корпорации всегда имеется возможность за счет внутренних цен сконцентрировать прибыль в той или иной дочке холдинга. Государство в этом не является исключением. Тарифное регулирование в стране способно сделать прибыльным или убыточным любой бизнес, причем на законных основаниях.

Производство цветных металлов и в первую очередь алюминия в России конкурентноспособно до тех пор, пока тарифы на электроэнергию значительно ниже мирового уровня, прибыльность производства минеральных удобрений регулируется стоимостью газа, прибыль черной металлургии и лесного комплекса из-за наших расстояний зависит в значительной степени от тарифов РЖД.

В свое время, когда один из авторов этой статьи работал в Минмонтажспецстрое СССР, он, анализируя работу главков, пришел к выводу об искусственно созданной рентабельности Главмонтажавтоматики.

Рентабельность работ, выполняемых главком, превышала 50%, причем 93% прибыли изымалось государством. Были подготовлены предложения об исключении из объемов строймонтажа стоимости оборудования и материалов и изменении распределения прибыли между главком и государством. Ответ был ошеломляющий: «Не думайте, что в Госплане СССР сидят дураки.

Чем собирать прибыль с тысячи заказчиков, лучше пускай это сделает главк, а мы потом соберем прибыль с него». Логика была железобетонная.

Сегодня понимаешь незыблемость данного подхода: зачем гоняться за каждым налогооблагаемым предприятием и физическим лицом, проще собрать деньги через тарифы и стоимость услуг, используя свое монопольное положение.

Можно сделать вывод, что внутренний рынок России не сможет обеспечить необходимое развитие высокотехнологичных отраслей из-за незначительной емкости. Для выхода же на внешние рынки необходимы новый менеджмент и создание крупных фирм как основы для формирования иерархических структур при разработке новых продуктов.

Экспорт наиболее развитых стран все больше сдвигается от мирового экспорта промышленной продукции к экспорту технологий образцов продукции и управленческих решений на мировой рынок.

Промышленное производство все больше сдвигается в страны Юго-Восточной Азии и в первую очередь в Китай и Индию.

Совершенно ясно, что только курс на расширение «торговли знаниями» может обеспечить необходимую реструктуризацию экономики России и освобождение от нефтяной зависимости.

Богачева Г.Н., выделил проблемы современной российской экономики следующим образом:

отсутствие необходимой инфраструктуры для доведения научных разработок до реальных коммерческих разработок и образцов;

недостаточное количество венчурных фондов и внешнеторговых фирм для обеспечения финансирования разработок и их вывода на мировой рынок (в Израиле имеется более 3 тыс. фирм и 180 венчурных фондов);

практически полное отрицание интеллектуальной собственности и невозможность защиты авторских прав;

неудовлетворительное количество и качество научных кадров (в большинстве институтов РАН средний возраст научных работников превышает 60 лет);

слабый менеджмент в секторе научно-промышленных разработок.

Именно эти точки являются самыми болевыми, и простым увеличением бюджетных расходов на науку эти проблемы решить нельзя.

Источник: https://studbooks.net/1725531/ekonomika/gosudarstvennyy_negosudarstvennyy_sektor_proizvodstva_obschestvennyh_blag_sravnitelnaya_harakteristika

Studio-pravo
Добавить комментарий