§ 1. Назначение и компетенция пограничных органов Федеральной службы

Федеральный закон от 04.05.2000 N 55-ФЗ

§ 1. Назначение и компетенция пограничных органов Федеральной службы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

7 апреля 2000 года

Одобрен

Советом Федерации

19 апреля 2000 года

Настоящий Федеральный закон определяет основные задачи и полномочия, общий состав Пограничной службы Российской Федерации, основы руководства и управления Пограничной службой Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля и надзора за ее деятельностью.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пограничная служба Российской Федерации

Пограничная служба Российской Федерации (далее — Пограничная служба) — государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (далее — Государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

Статья 2. Состав Пограничной службы

Пограничная служба состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, войск, органов и других организаций Пограничной службы.

Статья 3. Основные задачи Пограничной службы

1.

Основными задачами Пограничной службы являются:

защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;

осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

2. Пограничная служба осуществляет выполнение иных задач, возложенных на нее федеральными законами, а также задач в рамках соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Глава II. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 4. Правовое регулирование деятельности Пограничной службы

Пограничная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Основные принципы деятельности Пограничной службы

Пограничная служба осуществляет свою деятельность на основе следующих основных принципов:

соблюдения законности;

гуманизма;

уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ;

мирного разрешения пограничных споров;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи;

сочетания гласных и негласных форм и методов деятельности;

единоначалия и централизации управления.

Статья 6. Полномочия Пограничной службы

Пограничная служба в пределах своих полномочий:

1) организует и осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;

2) осуществляет задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;

3) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно — розыскную и иную деятельность;

4) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи, заключает международные договоры межведомственного характера, участвует в международно — правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;

5) использует на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности; получает на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

6) запрашивает и получает на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений и граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства необходимую информацию (в том числе навигационную, метеорологическую, гидрографическую, радиоэлектронную, космическую и другую), за исключением случаев, если федеральным законодательством установлен специальный порядок получения информации;

7) получает и использует беспрепятственно при выполнении служебных задач каналы и средства связи, принадлежащие государственным органам, органам местного самоуправления, организациям независимо от форм собственности и общественным объединениям (за исключением дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и международных организаций), а в случае необходимости — гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, с возмещением владельцам по их требованию расходов в установленном федеральным законодательством порядке;

8) получает от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства объяснения об известных им обстоятельствах совершения преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;

9) использует в соответствии с федеральным законодательством на безвозмездной основе государственные средства массовой информации для передачи оперативной информации;

10) вносит в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности, общественные объединения или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;

11) привлекает к выполнению возложенных на Пограничную службу задач на добровольных началах граждан Российской Федерации в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников Пограничной службы и в иных формах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

12) применяет оружие, специальные средства, боевую, специальную и другую технику, физическую силу и служебных собак в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

13) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством регистрацию лиц, учет статистических и иных данных;

14) создает и использует в соответствии с федеральным законодательством информационные системы;

15) организует шифровальную службу и ведомственные сети шифрованной связи, участвует в создании и работе межгосударственных и межведомственных сетей шифрованной связи;

16) участвует в соответствии с федеральным законодательством в обеспечении безопасности объектов государственной охраны;

17) принимает необходимые меры по обеспечению собственной безопасности;

18) участвует в охране дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах;

19) принимает в соответствии с федеральным законодательством участие в пределах приграничной территории в выполнении задач, связанных с обеспечением режима чрезвычайного положения, ликвидацией незаконных вооруженных формирований и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством другие полномочия.

Глава III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 7. Руководство и управление Пограничной службой

1.

Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции координирует деятельность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе с деятельностью других федеральных органов исполнительной власти.

3.

Управление Пограничной службой осуществляет руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и его территориальные органы. Руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

4.

Положение о специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по пограничной службе утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Глава IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 8. Войска Пограничной службы

1.

Войска Пограничной службы (пограничные войска) осуществляют защиту и охрану Государственной границы, а также выявляют, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения в сфере защиты и охраны Государственной границы.

Войска Пограничной службы участвуют также в выполнении возложенных на органы Пограничной службы задач.

2. В соответствии с федеральным законодательством войска Пограничной службы совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации участвуют в отражении агрессии против Российской Федерации, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства.

3.

Устав войск Пограничной службы Российской Федерации (пограничных войск) утверждается руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.

Статья 9. Органы Пограничной службы

1.

Органы Пограничной службы осуществляют:

государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;

пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами;

в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрану биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации;

другие установленные федеральным законодательством функции Пограничной службы.

Органы Пограничной службы участвуют также в выполнении возложенных на войска Пограничной службы задач и обеспечивают деятельность указанных войск.

2. Органы Пограничной службы привлекаются в соответствии с федеральным законодательством к выполнению отдельных задач в области обороны.

3.

Положения об органах Пограничной службы утверждаются руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.

Статья 10. Организации Пограничной службы

Предприятия, образовательные учреждения профессионального образования, научно — исследовательские, экспертные, военно — медицинские организации, учебные центры, центры специальной подготовки и иные организации Пограничной службы предназначены для обеспечения деятельности Пограничной службы и осуществляют указанную деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 11. Комплектование Пограничной службы

1.

Личный состав Пограничной службы включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Пограничной службы.

2. Комплектование Пограничной службы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством:

1) военнослужащими — путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту и путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу;

2) гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

3.

Военнослужащие Пограничной службы (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа граждан Российской Федерации, назначенные на должности военнослужащих Пограничной службы, на должности государственных инспекторов органов морской охраны и инспекторов органов пограничной стражи Пограничной службы, являются сотрудниками Пограничной службы.

4.

Сотрудникам Пограничной службы выдаются служебные удостоверения установленного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе образца.

5.

Штатная численность военнослужащих Пограничной службы утверждается Президентом Российской Федерации, а штатная численность гражданского персонала Пограничной службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Особенности правового положения сотрудников Пограничной службы и военнослужащих Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву

1.

Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством.

2. Требования сотрудников Пограничной службы и военнослужащих Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву, предъявляемые ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для исполнения гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

3.

Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, не несут ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу правонарушителя, а также за причинение ему морального вреда в связи с применением в предусмотренных федеральным законодательством случаях оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости.

Статья 13. Применение оружия, специальных средств, физической силы и служебных собак

1.

Сотрудникам Пограничной службы разрешаются хранение и ношение оружия и специальных средств.

2. Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, применяют в соответствии с федеральным законодательством оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также служебных собак в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава V. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 14. Материальное и техническое обеспечение деятельности Пограничной службы

1.

К имуществу Пограничной службы относятся жилые помещения, здания и сооружения органов управления Пограничной службы, военных городков соединений, воинских частей и подразделений, организаций и образовательных учреждений профессионального образования Пограничной службы, оборудование, учебные объекты, находящиеся на них учебно — материальная база и технические средства обучения, а также вооружение, военная и специальная техника, инженерные сооружения и заграждения, иное материальное и техническое имущество, используемые Пограничной службой для выполнения возложенных на нее федеральным законодательством задач.

2. Имущество Пограничной службы находится в федеральной собственности и принадлежит Пограничной службе на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Отнесение имущества Пограничной службы к имуществу, изъятому из оборота, либо к имуществу, ограниченному в обороте, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

3.

Материальное и техническое обеспечение Пограничной службы, создание инфраструктуры в Пограничной службе осуществляются за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

4.

Нормы обеспечения основными образцами (системами, комплексами) вооружения, военной и специальной техники, нормы расхода моторесурсов и горючего, а также порядок принятия на вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта и списания образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядок подготовки военнослужащих и гражданского персонала Пограничной службы к действиям, связанным с применением образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации перечнем основных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, нормами и порядком материально — технического обеспечения Пограничной службы.

5.

Строительство, реконструкция или предоставление объектов, предназначенных для расквартирования соединений, воинских частей и подразделений Пограничной службы, осуществляется в соответствии с порядком и нормами, установленными Правительством Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с учетом особенностей, определяемых руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе), за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств федеральных органов исполнительной власти, по инициативе которых осуществляется строительство или реконструкция.

6.

Пограничная служба вправе принимать в соответствии с установленным порядком во владение и в пользование от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, граждан Российской Федерации транспортные средства, другую технику и иное имущество, необходимые для выполнения задач, возложенных на Пограничную службу федеральным законодательством. Порядок использования указанного имущества определяется руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности Пограничной службы

Финансовое обеспечение деятельности Пограничной службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 16. Порядок использования земель и других природных ресурсов

1.

Земли для размещения и постоянной деятельности органов управления Пограничной службы, соединений, воинских частей и подразделений, организаций и образовательных учреждений профессионального образования Пограничной службы на безвозмездной основе предоставляются им в постоянное или во временное пользование соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

2. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные Пограничной службе, используются Пограничной службой в соответствии с федеральным законодательством.

Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 17. Контроль за деятельностью Пограничной службы

Контроль за деятельностью Пограничной службы осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, судебными и иными органами в пределах полномочий, определяемых федеральным законодательством.

Статья 18. Прокурорский надзор за деятельностью Пограничной службы

Надзор за соблюдением федерального законодательства, регламентирующего деятельность Пограничной службы, и соблюдением законности в деятельности Пограничной службы осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и уполномоченными им прокурорами в соответствии с федеральным законодательством.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

Президента Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

4 мая 2000 года

N 55-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 55-ФЗ О Пограничной службе Российской Федерации

Приказ ФПС РФ от 14.06.2002 N 375 Об утверждении Положения об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации

В целях совершенствования правового регулирования служебной деятельности органов морской охраны Пограничной службы Российской Федерации и во исполнение требований статьи 9 Федерального закона «О Пограничной службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст. 2021) приказываю:

Источник: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04052000-n-55-fz-o/

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

§ 1. Назначение и компетенция пограничных органов Федеральной службы
Эмблема Федеральной Пограничной службы России

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ России) — формирование ФСБ России, основной задачей которого является защита, охрана и оборона сухопутных и водных рубежей Российской Федерации.

В своей деятельности Пограничная служба руководствуется законодательством России, международными договорами России, ведомственными (межведомственными) нормативными правовыми актами.

Пограничную службу ФСБ России возглавляет руководитель Пограничной службы — первый заместитель Директора Федеральной Службы Безопасности России.

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

В царской России охрана границ империи была возложена на Отдельный корпус пограничной стражи. Вопросами контроля пересечения границы государства и въезда- выезда за его пределы занималась пограничная жандармерия.

В советской России после Октябрьской революции вышел Декрет Совнаркома от 28 мая 1918 года, которым была учреждена Пограничная охрана РСФСР.

30 марта 1918 года при Наркомате финансов РСФСР было создано Главное управление пограничной охраны из кадровых военных бывшего Управления отдельного корпуса пограничной стражи России.В 1919 году Главное управление пограничной охраны было передано в ведение Наркомата торговли и промышленности.

24 ноября 1920 года ответственность за охрану границы РСФСР была передана Особому отделу Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). 27 сентября 1922 года был сформирован Отдельный пограничный корпус войск ОГПУ.

С июля 1934 года руководство пограничными войсками осуществляло Главное управление пограничной и внутренней охраны НКВД СССР, с 1937 года ‑ Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР, а с февраля 1939 года ‑ Главное управление пограничных войск НКВД СССР.

В 1946 году было создано Министерство государственной безопасности СССР (МГБ СССР) и пограничные войска были переданы в ведение этого министерства.

В 1953 году пограничные войска были переданы в подчинение Министерства внутренних дел СССР (МВД СССР).

В 1957 году было создано Главное управление пограничных войск КГБ.

В декабре 1991 года после реорганизации КГБ СССР Главное управление пограничных войск было упразднено и образован Комитет по охране государственной границы СССР.

Пограничные войска Российской Федерации были созданы 12 июня 1992 года Указом Президента РФ № 620 на базе Комитета по охране Государственной границы СССР и вошли в состав Министерства безопасности Российской Федерации.

В 1993 года на базе Пограничных войск была образована Федеральная пограничная служба (ФПС) — Главное командование Пограничных войск Российской Федерации.

30 декабря 1994 года, она была переименована в Федеральную пограничную службу России (ФПС России).

В 2000—2003 годах полномочия пограничных войск и ФПС России регулировались Федеральным законом № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации».

11 марта 2003 года функции Федеральной пограничной службы России были переданы в ведение Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, при которой с 1 июля 2003 года была создана Пограничная служба ФСБ России. Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации является структурным подразделением Федеральной Службы Безопасности России.

  • Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I — «О Государственной границе Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 08 января 1998 г. № 20 — «Об утверждении порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. №759 — «О мерах по обеспечению деятельности Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 339 — «О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 94 — «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 977 — «О порядке применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве»
  • Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 872 — «Об утверждении правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 80 — «Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 963 — «О порядке установления режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1310 — «Об утверждении порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации в подводной среде»
  • Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. №253 — «Об утверждении Правил определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации».

В состав Пограничной службы ФСБ России входят: органы пограничного контроля; орган внешней разведки; оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС России; органы пограничной стражи и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством; пограничные войска ФПС России; военные образовательные учреждения профессионального образования: предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ПС ФСБ России; лечебно-оздоровительные учреждения Пограничной службы ФСБ России; ремонтные заводы и части тылового, технического и других видов обеспечения.

С июля 2004 года в пограничной службе был осуществлен переход к регионально-объектовому принципу охраны государственной границы и в пределах федеральных округов Российской Федерации были организованы 8 региональных пограничных управлений, 30 пограничных управлений и Береговая охрана пограничной службы ФСБ России.

  • Региональное пограничное управление по Центральному федеральному округу
  • Региональное пограничное управление по Дальневосточному федеральному округу
  • Региональное пограничное управление по Южному федеральному округу
  • Региональное пограничное управление по Уральскому федеральному округу
  • Региональное пограничное управление по Приволжскому федеральному округу
  • Региональное пограничное управление по Сибирскому федеральному округу
  • Северо-Западное Региональное пограничное управление
  • Арктическое Региональное пограничное управление.

День пограничника — профессиональный праздник личного состава Пограничной службы. Отмечается ежегодно 28 мая — в день выхода Декрета Совета Народных комиссаров от 28 мая 1918 года, об учреждении Пограничной охраны РСФСР. Традиционно широко отмечается всеми, кто служил в пограничных войсках, в том числе и в странах СНГ.

28 мая ежегодно проводится комплекс культурно-массовых мероприятий, посвященных Дню пограничника:

  • возлагаются венки к мемориальному комплексу «Могила Неизвестного солдата» и цветов к памятнику Пограничникам Отечества;
  • производится награждение государственными и ведомственными наградами наиболее отличившихся сотрудников Пограничной службы ФСБ России и пограничных органов в Центральном пограничном музее ФСБ России;
  • проводится комплекс культурно-массовых мероприятий в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. и в Парке Победы на Поклонной горе;
  • в Государственном Кремлевском дворце проводится концерт, посвященный Дню пограничника.
  • Официальный сайт пограничной службы ФСБ РФ

Источник: https://megabook.ru/article/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%8B%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Законодательная база Российской Федерации

§ 1. Назначение и компетенция пограничных органов Федеральной службы

  • ПРИКАЗ ФПС РФ от 11.09.2000 N 455 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1.1.

Органы пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации (далее именуются — органы пограничного контроля) — органы управления (Департамент пограничного контроля Федеральной пограничной службы, отделы и отделения пограничного контроля региональных управлений Федеральной пограничной службы, пограничной и оперативных групп), соединения, воинские части (отдельные отряды пограничного контроля, отряды пограничного контроля, отдельные контрольно — пропускные пункты) и подразделения (контрольно — пропускные пункты, отделения пограничного контроля и посты пограничного контроля) Пограничной службы Российской Федерации, выполняющие задачи по организации и осуществлению пограничного контроля и пропуску через Государственную границу Российской Федерации (далее именуется — Государственная граница) лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также участвующие в выполнении задач, возложенных на войска Пограничной службы Российской Федерации (далее именуется — Пограничная служба).

1.2. В своей деятельности органы пограничного контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями, правовыми актами Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее именуется — ФПС России) и настоящим Положением.

1.3. Структура и штат органов пограничного контроля утверждаются директором ФПС России.

II. Основные задачи

Органы пограничного контроля выполняют следующие задачи:

2.1. Осуществление государственного контроля за соблюдением режима Государственной границы в части касающейся и режима в пунктах пропуска через Государственную границу (далее именуются — пункты пропуска).

2.2. Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы и режим в пунктах пропуска.

2.3. Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных во взаимодействии с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами.

2.4. Участие в выполнении возложенных на войска Пограничной службы задач и выполнение других задач, установленных законодательством Российской Федерации.

III. Основные функции

Органы пограничного контроля во исполнение возложенных на них задач осуществляют следующие функции:

3.1. Организация и осуществление пограничного контроля и пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

3.2.

Координация деятельности подразделений таможенного, санитарно — карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля, а также инспекций государственного надзора, служб авиационной безопасности и служб, осуществляющих контроль за безопасностью движения на железнодорожном транспорте, созданных в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска, и администрации пунктов пропуска по вопросам поддержания режима Государственной границы и режима в пунктах пропуска в интересах охраны Государственной границы.

3.3. Разработка проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность органов пограничного контроля.

3.4. Подготовка предложений по совершенствованию деятельности государственных контрольных органов в пунктах пропуска, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области охраны Государственной границы в пунктах пропуска.

3.5. Разработка и осуществление мер по выявлению и пресечению незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства.

3.6. Организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФПС России:

учета фактических данных и статистических сведений о проследовавших через Государственную границу лицах и транспортных средствах совместно с таможенными органами;

учета утерянных и объявленных недействительными документов на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации;

учета иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации;

учета поручений правоохранительных органов, органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, и службы судебных приставов;

учета оперативных заданий по поручениям правоохранительных органов, органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, и службы судебных приставов;

иных учетов, необходимых для выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций.

3.7. Изучение и обобщение опыта служебной деятельности, опыта соответствующих органов иностранных государств, внедрение положительных результатов в служебную деятельность.

3.8. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, внесение предложений по решению содержащихся в них вопросов.

3.9. Подготовка предложений по согласованию актов Правительства Российской Федерации об установлении, открытии и временном закрытии пунктов пропуска.

3.10. Участие в работе межведомственных комиссий по приемке открываемых пунктов пропуска.

3.11. Организация специальной подготовки личного состава органов пограничного контроля.

3.12. Участие в кадровом обеспечении служебной деятельности органов пограничного контроля.

3.13.

Ведение в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, производства по делам об административных правонарушениях, выявленных в ходе служебной деятельности, рассмотрение таких дел, осуществление контроля за производством по делам об административных правонарушениях, а также за перечислением средств, взыскиваемых в качестве штрафов и поступающих от реализации задержанных предметов контрабанды.

3.14. Участие в мероприятиях, проводимых оперативными органами Пограничной службы.

3.15. Организация морально — психологического обеспечения служебной деятельности и анализ морально — психологического состояния военнослужащих органов пограничного контроля.

3.16. Осуществление контроля за состоянием радиационной и химической обстановки в пунктах пропуска.

3.17. Подготовка предложений по обеспечению техническими средствами пограничного контроля, вооружением, военной и специальной техникой, а также о потребностях в финансовых средствах на закупку, эксплуатацию и ремонт технических средств пограничного контроля, вооружения, военной и специальной техники, и осуществление контроля за расходованием указанных средств по назначению.

3.18. Участие в организации и контроль за осуществлением всестороннего обеспечения органов пограничного контроля.

3.19. Иные функции, установленные законодательством Российской Федерации.

IV. Основные полномочия

В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» органы пограничного контроля при осуществлении служебной деятельности полномочны:

Абзац первый статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г.

N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст.

594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 1997, N 29, ст. 3507; 1998, N 31, ст. 3831; 1999, N 23, ст. 2808).

4.1. Возводить и использовать необходимые инженерно — технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать вооружение, специальную технику, включая технические средства пограничного контроля, на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации землях.

4.2. Находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей, а также сопровождать транспортные средства при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска и в обратном направлении, располагать на них пограничные наряды.

4.3. Проверять документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации у лиц, документы на транспортные средства, грузы, товары и животных, делать в указанных документах соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы.

4.4. Продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства Департамента консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.

4.5. Не пропускать через Государственную границу, независимо от наличия документов, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации.

4.6. Производить досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы и режима в пунктах пропуска, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

4.7. Осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, режима в пунктах пропуска, доставление таких лиц в расположение органов пограничного контроля или иные места для выяснения обстоятельств нарушения.

4.8. Осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы или режима в пунктах пропуска, на срок, установленный законодательством Российской Федерации, применять в соответствии с законодательством Российской Федерации иные меры административного воздействия за совершение правонарушений, отнесенных к ведению Пограничной службы.

4.9.

Задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых приняты решения о передаче их властям сопредельного государства или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации на время, необходимое для исполнения решения, постановления.

4.10.

Содержать лиц, подвергнутых административному задержанию, в помещениях, специально оборудованных для этих целей; задержанных по подозрению в совершении преступления и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, — в изоляторах временного содержания или в помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать таких лиц в следственные изоляторы уголовно — исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, изоляторы временного содержания и другие специально оборудованные помещения органов внутренних дел.

4.11. Приглашать лиц в подразделения органов пограничного контроля и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима в пунктах пропуска.

4.12. Передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные при осуществлении пограничного контроля перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства.

4.13. Временно ограничивать или запрещать в пунктах пропуска движение лиц и транспортных средств, а также производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.14.

Использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, транспортные средства, принадлежащие государственным органам, органам местного самоуправления, организациям независимо от форм собственности и общественным объединениям, а в случае необходимости — гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном федеральным законодательством порядке расходов либо причиненного ущерба. Средства связи используются за исключением дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и международных организаций.

4.15. Запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на органы пограничного контроля, за исключением случаев, когда федеральным законодательством установлен специальный порядок получения информации.

4.16. Вести необходимые для осуществления пограничного контроля и поддержания режима в пунктах пропуска регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем законодательству.

4.17. Вести учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу.

4.18.

Участвовать в осуществлении сотрудничества с органами пограничного контроля иностранных государств, другими органами и организациями по вопросам, входящим в компетенцию органов пограничного контроля, принимать от них и оказывать им гуманитарную и техническую помощь, обмениваться с ними на взаимной основе информацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами.

4.19. Привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах своей компетенции на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников органов Пограничной службы и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы.

4.20. Применять оружие, боевую и специальную технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.21.

Требовать от перевозчиков возмещения фактических расходов на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных ими в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации.

4.22.

Вносить в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности, общественные объединения или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы.

4.23. Реализовать иные права, установленные законодательством Российской Федерации.

V. Организация деятельности

5.1.

Органы пограничного контроля осуществляют свою деятельность во взаимодействии с войсками и другими органами Пограничной службы Российской Федерации и с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, иными организациями и учреждениями, имеющими отношение к международному сообщению.

5.2. Органы пограничного контроля возглавляют начальники, назначаемые на должности и освобождаемые от должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Начальники имеют заместителей.

Начальники:

осуществляют управление органами пограничного контроля;

определяют задачи и функции подчиненных органов пограничного контроля, должностные и специальные обязанности военнослужащих и гражданского персонала органов пограничного контроля;

несут персональную ответственность за выполнение возложенных на органы пограничного контроля задач;

утверждают планы работы;

издают в пределах своей компетенции акты;

готовят предложения о выделении финансовых средств на изготовление и поставку технических средств пограничного контроля и других расходных материалов для обеспечения служебной деятельности и подготовки кадров за счет сметы ФПС России;

готовят предложения по созданию и реорганизации органов пограничного контроля;

готовят предложения по кандидатам для назначения на должности в органах пограничного контроля, а также о присвоении военнослужащим органов пограничного контроля воинских званий;

готовят предложения об освобождении от должности военнослужащих и гражданского персонала органов пограничного контроля;

в пределах предоставленных прав применяют поощрения и налагают дисциплинарные взыскания на военнослужащих и гражданский персонал органов пограничного контроля;

готовят предложения об изменении структуры и штатов подчиненных органов пограничного контроля, о прохождении военной службы военнослужащими и осуществлении трудовой деятельности гражданским персоналом;

организуют планирование и предоставление отпусков военнослужащим и гражданскому персоналу органов пограничного контроля;

обеспечивают соблюдение режима секретности;

пользуются правами, предоставленными им нормативными правовыми актами ФПС России;

осуществляют другие полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами ФПС России.

5.3. Делопроизводство в органах пограничного контроля осуществляется в порядке, установленном актами ФПС России.

5.4. Всестороннее обеспечение органов пограничного контроля, военнослужащих и гражданского персонала производится в порядке, установленном правовыми актами ФПС России.

5.5. В отсутствие начальников их обязанности исполняет один из заместителей.

5.6. Заместители осуществляют полномочия начальников в соответствии со своими должностными обязанностями.

  • ПРИКАЗ ФПС РФ от 11.09.2000 N 455 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/235456

Studio-pravo
Добавить комментарий