§ 1. Дисциплинарное производство и его соотношение с административным

21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном

§ 1. Дисциплинарное производство и его соотношение с административным

Необходимо сразу указать, что в административный процесс включаются лишь такие дисциплинарные производства, которые урегулированы материальными и процессуальными нормами административного права. Таким образом, к административному
1 Додин Е. В. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий: Учеб. пособ. — Одесса: Юридична література, 1999. — С. 3.

процессу не могут быть отнесены производства по делам о дисциплинарных проступках относительно рабочих и служащих, которые регламентируются нормами трудового права.

Круг дисциплинарных производств, регулируемых преимущественно нормами административного права, ограничивается дисциплинарными производствами относительно государственных служащих, учащихся, лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также лиц, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине. Взяв за основу определение дисциплинарного производства, предлагаемое Д. Н.

Бахрахом1, можно дать следующее понятие дисциплинарного производства по административному праву: это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

Большинство ученых-административистов рассматривают дисциплинарное производство как одну из составляющих админист-ративно-юрисдикционного процесса, то есть как одно из его производств2. При этом Д. Н. Бахрах уточняет, что одним из производств административно-юрисдикционного процесса является дисциплинарное производство на основе норм административного права3.

Следовательно, представляется, что к дисциплинарному производству по административному праву могут применяться все основополагающие категории административно-юрисдикционного процесса.

Дисциплинарное производство по административному праву базируется на определенных принципах, которые являются исходными позициями, лежащими в основе проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках.

Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисциплинарных проступках государственных служащих, учащихся и других субъектов и пронизывают все стадии дисциплинарного производства. Учитывая 1 Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2000. — С. 589. 2 См.: Овсянко Д. М.

Административное право: Учебное пособие для студентов юридических факультетов и институтов. — М.: Юристъ, 1996. — С. 120; Алехин А. П, Кармолицкий А. А, Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. — М.: Зерцало, 1997. — С. 313; Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 1996. — С. 155, 306. 3 Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 1996. — С. 306. процессуальный характер дисциплинарного производства, очевидно, что ему присущи общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности. Это принципы: законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.

Наравне с общими принципами, дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические.

Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисциплинарного производства, такими как внесудебный порядок и наличие особых субъектов. Это — принципы экономичности, оперативности, целесообразности. Подчеркнем, что принципы дисциплинарного производства должны быть закреплены в правовых нормах, только в этом случае они приобретают реальную общую обязательность и юридическую силу. Дисциплинарные производства по административному праву можно различать в зависимости от категорий лиц, относительно которых они проводятся. Так, можно выделить: — дисциплинарное производство в отношении государственных служащих; — дисциплинарное производство в отношении учащихся; — дисциплинарное производство в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы; — дисциплинарное производство в отношении лиц, к которым применяются нормы уставов или положений о дисциплине. Кроме того, указанные виды также могут быть разделены на подвиды. Подвиды дисциплинарных производств можно различать в зависимости от того, относительно какого вида государственных служащих осуществляется дисциплинарное производство и какими нормативными актами оно регулируется. Так, можно выделить: а) дисциплинарные производства относительно военнослужащих и работников органов внутренних дел, которые регулируются Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Украины и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Украины; б) дисциплинарные производства относительно прокурорско-следственных работников регулируются Дисциплинарным уставом прокуратуры Украины; в) дисциплинарные производства относительно служащих таможенных органов, которые регулируются Положением о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины; г) дисциплинарные производства относительно судей регулируются Законами Украины «О статусе судей», «О судоустройстве Украины» и др. Дисциплинарные производства относительно учащихся могут быть также классифицированы в зависимости от вида на: 1) дисциплинарные производства относительно учеников школ; 2) дисциплинарные производства относительно учащихся профессионально-технических учреждений; 3) дисциплинарные производства относительно студентов высших учебных заведений и др. В зависимости от сложности и объема процессуальной деятельности, которая выражается в наименовании, количестве и содержании стадий дисциплинарного производства, можно выделить упрощенное и обычное дисциплинарные производства. Несмотря на многочисленные отличия в порядке проведения дисциплинарного производства для разных категорий лиц, можно выделить ряд общих положений, характерных для всех указанных выше видов производств: — за один и тот же дисциплинарный проступок может быть • наложено только одно дисциплинарное взыскание; — при осуществлении дисциплинарного проступка совместно несколькими лицами, дисциплинарное взыскание накладывается на каждого виновного в отдельности; — при избрании вида взыскания, уполномоченными лицами учитываются характер проступка, его последствия, обстоятельства при которых он был совершен, предшествующее поведение правонарушителя, его отношение к службе, квалификация, стаж службы и прочие обстоятельства; — перед применением дисциплинарного взыскания от обвиняемого в совершении дисциплинарного проступка истре-буется объяснение (в письменном или устном виде); — продолжительность осуществления дисциплинарного производства связана определенными временными рамками (сроками); — лицо, на которое наложено наказание, имеет право его обжаловать. Учитывая важность и специфику дисциплинарного производства относительно государственных служащих, хотелось бы более детально остановиться на его характеристике. Для начала нужно выяснить, что такое дисциплинарная ответственность государственных служащих, так как именно для ее реализации и осуществляется дисциплинарное производство. К государственным служащим применяются разные виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная, однако чаще всего к государственным служащим применяются меры дисциплинарной ответственности. Это выражается в наложении компетентным должностным лицом или органом подчиненного по службе служащего, который совершил дисциплинарный проступок, указанного в законе дисциплинарного взыскания. Дисциплинарная ответственность государственных служащих представляет собой претерпевание государственным служащим лишений и ограничений личного или имущественного характера за осуществление дисциплинарного проступка или другого нарушения, за которое законом предполагается применение мероприятий дисциплинарной ответственности уполномоченными на то субъектами. Дисциплинарная ответственность государственных служащих имеет двоякий характер. Она устанавливается, во-первых, на общих основах с другими гражданами (например, равенство всех перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушении и т. д.); а во-вторых, с учетом специфики профессиональной деятельности государственных служащих1. В современный период целесообразно различать дисциплинарную ответственность по трудовому праву, дисциплинарную ответственность, урегулированную нормами административного и трудового права, и дисциплинарную ответственность по административному праву. Раньше в литературе указывалось, что дисциплинарная ответственность, в основном, регулируется нормами трудового права. Однако с закреплением в законодательстве особой категории работников — государственных служащих, данное положение подлежит пересмотру и конкретизации. Дисциплинарная ответственность государственных служащих, вследствие специфики осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности подлежит регулированию нормами административного права. Выделяют общую и специальную дисциплинарную ответственность государственных служащих. Общей дисциплинарной ответственности государственные служащие сейчас подлежат по нормам административного и трудового права, а специальная дисциплинарная ответственность регламентируется исключительно нормами административного права, а именно уставами и положениями о дисциплине, а также специальными нормативными актами. Другими словами, все те государственные служащие, которые не несут ответственность по уставам и положениям о дисциплине, подлежат общей дисциплинарной ответственности государственных служащих. Специальную дисциплинарную ответственность несут военнослужащие, работники органов внутренних дел, работники прокуратуры, судьи, а также другие государственные служа- 1 Государственная служба: теория и организация: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 482. щие, на которых распространяется действие уставов и положений о дисциплине. И общая, и специальная дисциплинарная ответственность государственных служащих имеют ряд признаков, которые позволяют отмежевать их от других видов юридической ответственности. 1. Основанием для дисциплинарной ответственности государственных служащих является дисциплинарный проступок. Однако, в специально установленных в законодательстве случаях, основанием дисциплинарной ответственности могут выступать нарушение морального характера, а также совершение административного проступка. 2. Дисциплинарная ответственность выражается в применении к государственным служащим дисциплинарных взысканий. В соответствии сп. 22 статьи 92 Конституции Украины за действия, являющиеся дисциплинарными правонарушениями, и ответственность определяется исключительно законами Украины. Соответственно, дисциплинарные взыскания должны закрепляться законами Украины, то есть актами, которые имеют высшую юридическую силу. Можно выделить четыре группы дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным служащим. Первую группу составляют взыскания морально-правового характера: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии, лишение особого нагрудного знака. Ко второй группе относятся взыскания, которые временно ограничивают свободу передвижения, или приводят к лишению определенных благ, таких как лишение очередного увольнения, назначение вне очереди в наряд на роботу или в наряд по службе; арест с надзором на гауптвахте до 10 (7) суток. В третью группу входят взыскания, касающиеся должности или звания лица, совершившего дисциплинарный проступок: задержка в присвоении очередного ранга (звания) или в назначении на более высокую должность; понижение квалификационного класса; понижение классного чина; понижение в должности; понижение в звании; лишение звания. Последнюю группу составляют наиболее суровые меры дисциплинарной ответственности — взыскания, которые прекращают пребывание лица на государственной службе, а именно: увольнение со службы (с лишением классного чина); освобождение от должности. Нужно указать, что в странах с устоявшимися системами государственной службы к государственным служащим применяются аналогичные с установленными в Украине, или похожие ме- роприятия дисциплинарной ответственности. Так, во Франции, где дисциплинарная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности, применяемой к государственным служащим, законом также предусмотрены предупреждения и выговор. Более суровые виды связаны с продвижением по службе: прекращение повышения в разряде; временное увольнение сроком до 15 дней; перевод на другое место работы; понижение в разряде; временное увольнение на срок от 6 месяцев до 2 лет1. В США, в дисциплинарной практике разных ведомств используются предупреждение, выговор, понижение в должности, временное отстранение от работы без выплаты зарплаты, увольнение со службы. В полиции применяется наложение денежного штрафа как мера дисциплинарного взыскания2. В Японии широко применяются дисциплинарные санкции материального характера: временное устранение от должности сроком от одного дня до одного года (за это время государственный служащий, как правило, не получает заработную плату); удержание из должностного оклада (может быть удержано до трети жалованья за период от одного дня до одного года). Применяются также освобождение от должности и письменный выговор (замечание)3. В Египте среди видов взысканий, которые накладываются на государственных служащих, значительное место занимают дисциплинарные взыскания, приводящие к материальным лишениям государственных служащих: отсрочка не более чем на три месяца назначения надбавки к должностному окладу; удержания из заработной платы не более двух месяцев на протяжении года в размере до 25%; снятие половины надбавки к должностному окладу, который полагается за выслугу лет; отстранение от работы на срок до шести месяцев на протяжении года с соответствующим удержанием из заработной платы; снятие надбавки к должностному окладу. На служащих могут накладываться также предупреждение, отсрочка повышения по службе на срок до двух лет, понижение в должности, переведение на пенсию; увольнение4. Таким образом, при сравнении перечней дисциплинарных взысканий, которые применяются к государственным служащим в Украине и в других государствах, можно отметить следующее. 1 Административное право зарубежных стран: Учеб. пособ. — М.: Спарк, 1996. — С. 86. 2 Государственная служба основных капиталистических стран. — М.: Наука, 1977. — С. 92. 3 Административное право зарубежных стран: Учеб. пособ. — М.: Спарк, 1996. —С. 170. 4 Административное право зарубежных стран: Учеб. пособ. — М.: Спарк, 1996.— С. 221-222. В зарубежных государствах большой удельный вес составляют дисциплинарные взыскания материального характера, которые, несомненно, являются для основной массы служащих более действенными, чем, например, моральные дисциплинарные взыскания. Эффективность таких мероприятий дисциплинарной ответственности не оспаривается и, возможно, в ближайшем будущем наступит такой период развития нашего общества, когда введение вышеназванных дисциплинарных взысканий будет благоприятным. При применении дисциплинарной ответственности положение усложняется тем, что установленные законодательством дисциплинарные взыскания не имеют «привязки» к видам служебных проступков. Таким образом, в законодательстве, за редким исключением (например, Закон Украины «О борьбе с коррупцией») не дается соотношение между видом дисциплинарного проступка, числом случаев его осуществления, мерой вины служащего, последствиями и мерой дисциплинарного взыскания. Таким образом, поскольку применение дисциплинарных взысканий базируется на усмотрении субъектов, наделенных дисциплинарной властью, определенная регламентация здесь будет выступать гарантией от нарушений прав государственных служащих и в то же время будет оказывать содействие неотвратимости наступления ответственности за правонарушения. 3. Следующим признаком дисциплинарной ответственности, которая отображает присущие только ей особенности является то, что право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти. Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках устойчивых коллективов работников, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива. 4. Еще один признак — это наличие специального субъекта такой ответственности, а именно государственного служащего. 5. Характерной особенностью дисциплинарной ответственности государственных служащих является также то, что она устанавливается многочисленными разрозненными законами и подзаконными актами. Основные нормативные акты, которые содержат положения о дисциплинарной ответственности государственных служащих: Закон Украины «О государственной службе», Закон Украины «О борьбе с коррупцией», Закон Украины «О статусе судей», Закон Украины «О прокуратуре» и Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, Закон Украины «О милиции» и Дисциплинарный устав органов внутренних дел Украины, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Украины, Положение о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 февраля 1993 г, Инструкция «Об аттестации должностных лиц таможенных органов Украины» и др. Кроме того, 13 июня 1995 г. Постановлением Кабинета Министров Украины был утвержден Порядок проведения служебного расследования, регулирующий проведение служебного расследования относительно государственных служащих. Базовым и наиболее распространенным основанием дисциплинарной ответственности, как уже было сказано, является совершение дисциплинарного проступка. Однако, дисциплинарное законодательство, в отличие от уголовного и административного, не дает определения основания дисциплинарной ответственности. Дисциплинарный проступок государственного служащего, это — общественно-вредное противоправное виновное деяние (действие или бездеятельность), которое состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей, или другом нарушении служебной дисциплины, за которое законом предусмотрена дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность может применяться также за совершение других правонарушений и нарушений морального характера. Кроме того, дисциплинарная ответственность может применяться за проступки, которые являются также и административными проступками. Тот факт, что правонарушение государственного служащего может признаваться одновременно и дисциплинарным и административным, ставит вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух взысканий — дисциплинарного и административного. Действующее законодательство Украины идет по пути возможности применения двух определенных видов юридической ответственности за одно и то же противоправное действие. Так, статьи 7, 8, 9, 10 и 11 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» предусматривают за коррупционные действия и другие правонарушения, связанные с коррупцией, как административную, так и дисциплинарную ответственность. К сожалению, законодателем не были разрешены все спорные моменты и сложности, связанные с наложением сразу двух видов ответственности. В некоторых странах государственный служащий может подвергаться одновременно и дисциплинарной и уголовной ответственности за совершение одного правонарушения. Так, во Франции иногда рассматриваются одновременно два дела — уголовное и дисциплинарное: одно — общим судом, другое — администрацией. Их подход к судьбе чиновника бывает разным. Суд толкует всякое сомнение в пользу подсудимого и может считать вину недоказанной и оправдать его. Администрация же рассматривает дело с позиций морали и истолковывает все сомнительное не в пользу лица, которое привлекается к ответственности. Чиновник может быть уволен лишь по подозрению. Укажем, что действующее украинское законодательство не допускает объединения уголовной и дисциплинарной ответственности. Тем не менее в тех случаях, если на государственного служащего уже наложено дисциплинарное взыскание, а в составе совершенного дисциплинарного правонарушения обнаруживаются признаки преступления, наложенное дисциплинарное взыскание не освобождает государственного служащего от уголовной ответственности. Однако, если дисциплинарное взыскание в этих случаях еще не приведено в исполнение, то выполнение его прекращается до решения уголовного дела. Дисциплинарное законодательство не содержит, за редким исключением, конкретных составов дисциплинарных проступков. Дисциплинарная ответственность не может быть реализована в каждом конкретном случае без правоприменительной деятельности, которая устанавливает событие правонарушения и его субъектов, обеспечивает сбор необходимых материалов и доказательств, их проверку и, в конце концов, определяет в правовом акте соответствие юридического и фактического оснований ответственности (наличие состава правонарушения в конкретном действии) и способ реагирования на проступок. Хотя применение мер дисциплинарного принуждения предусматривает не только наложение дисциплинарных взысканий, но это, безусловно, главное, что включается в понятие дисциплинарного производства. Таким образом, под дисциплинарным производством относительно государственных служащих нужно понимать урегулированную законодательством деятельность уполномоченных субъектов по применению дисциплинарных взысканий, что гарантирует обеспечение прав и законных интересов государственных служащих.

Единого акта, который регулировал бы осуществление дисциплинарного производства относительно государственных служащих в Украине пока не существует.

Источник: С. В. Кивалов. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО УКРАИНЫ. 2004

Источник: https://jurisprudence.club/administrativnoe-uchebnik/211-ponyatiya-vidyi-distsiplinarnyih.html

Дисциплинарное производство по административному праву

§ 1. Дисциплинарное производство и его соотношение с административным

Дисциплинарное производство — это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов линейной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное производство — это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности.

Нормы о дисциплинарном производстве — это процессуальный механизм, использование которого позволяет применять материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности.

Это — составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса.

Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами.

В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ дисциплинарному производству посвящено около 30 статей.

Среди действующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, который бы столь детально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.

В дисциплинарном производстве можно различить четыре стадии:

  • служебное разбирательство (расследование);
  • рассмотрение дисциплинарного дела;
  • пересмотр дела;
  • исполнение наложенного взыскания.

На первой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. На второй стадии на основе собранной информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать, в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и неотмененные взыскания должны быть исполнены.

Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным.

Это делается при наличии повода — поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении проступка самим руководителем.

В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверки документов, замеры и т. д.

Во всех случаях у члена коллектива должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю. Ему же могут поступить материалы дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе:

    а) вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;б) ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;в) направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, студенческого совета и т. д.);г) наложить на виновного дисциплинарное взыскание;д) если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности (например, декан — ректору);е) при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих, сотрудников милиции самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд на работу) могут налагаться устно.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме приказов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты:

    а) издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;б) одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек;в) в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;г) взыскание налагается решением коллегии (коллегиального органа).

Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях.

Приказ о наложении взыскания — одна из разновидностей административных актов. Он вступает в силу немедленно.

Как всякий административный акт приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть: жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

Изменить, отменить приказ могут его автор, вышестоящий руководитель и суд.

В дисциплинарных уставах и иных подобных актах обычно не говорится о праве члена устойчивого коллектива обратиться с жалобой в суд. Но такое право они, как и все граждане, имеют в соответствии со ст.

46 Конституции РФ и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кстати, в ст.

4 этого Закона прямо сказано о возможности военнослужащего обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Рассмотрев жалобу, вышестоящий начальник, суд может признать ее необоснованной и оставить приказ в силе. Если жалоба будет признана обоснованной, приказ отменяется полностью или частично. Довольно широкое применение получила такая практика: вышестоящий начальник поручает руководителю, издавшему приказ, пересмотреть свое решение.

Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранных дисциплинарных взысканий. Многие из них имеют только морально-правовое содержание (выговор и т. д.) и их исполнение состоит в доведении их до сведения, оглашении. Если начальник избрал взыскание организационного характера — понижение в должности, увольнение (исключение) и т. п., — его нужно выполнить реально.

В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету. Взыскания, налагаемые на военнослужащих и служащих правоохранительных органов, заносятся в их служебные карточки.

После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние — состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются.

Во-вторых, в это время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным (систематическим!) нарушением дисциплины и влечет применение более суровых санкций.

В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию.

Как и члены трудовых коллективов, члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники милиции, студенты и др.

) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности.

Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается.

По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, т. е. с даты издания приказа. Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца. Совершение нового проступка прерывает течение неоконченного срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=33871

Административное право России

§ 1. Дисциплинарное производство и его соотношение с административным

Дисциплинарное производство — разновидность административного производства. Его основные черты определяются тем, что оно осуществляется по делам о дисциплинарных проступках. Субъектом дисциплинарной власти в отношении подчиненного ему работника, сотрудника, служащего.

В отношениях между ними принцип «власть — подчинение» реализуется в полной мере. Он имеет специфическую организационную и правовую основу — административное подчинение в процессе трудовой, служебной деятельности, весьма разнообразной по своим субъектам и характеру.

Отсюда множественность субъектов дисциплинарной власти и наличие как общих, так и специфических актов (норм), регулирующих дисциплинарное производство.

В систему правовых актов, содержащих нормы о дисциплинарном производстве, входят:

  1. федеральные конституционные законы, федеральные законы: Трудовой кодекс РФ, законы о государственной службе и др.;
  2. указы Президента РФ по вопросам государственной службы, дисциплины должностных лиц и других служащих. Так, указами Президента РФ утверждены от 14 декабря 1993 г. № 2140 (с изменениями от 30 июня 2002 г.). Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, от 16 ноября 1998 г. № 1396 Дисциплинарный устав таможенной службы;
  3. правовые акты Правительства РФ, в том числе утверждаемые им положения и уставы о дисциплине работников и служащих тех или иных отраслей и сфер деятельности;
  4. правовые акты других федеральных органов исполнительной власти. Многими такими органами приняты специальные инструкции, регламентирующие производство о применении мер поощрения и дисциплинарной ответственности работников, служащих в подведомственных им системах;
  5. конституции, уставы, законы и иные правовые акты субъектов РФ, регулирующие производство по дисциплинарным проступкам в пределах их компетенции, например, в отношении их гражданских служащих.

Условно к системе рассматриваемых актов можно также отнести законы, предусматривающие особенности дисциплинарного производства в отношении определенных должностных лиц, например, об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ и т.п.

Наиболее общие положения, характеризующие дисциплинарное производство, сводятся к следующим.

Главными его задачами является установление наличия дисциплинарного проступка и его состава в действиях привлекаемого к ответственности, законное и обоснованное назначение ему дисциплинарного взыскания из предусмотренных нормативными правовыми актами.

К принципам дисциплинарного производства относятся: законность, презумпция невиновности; гласность; объективность и всестороннее исследование доказательств; уважение права и достоинства лица, в отношении которого ведется производство.

Субъектами дисциплинарного производства могут быть лишь уполномоченные на то органы и должностные лица, которые, по общему правилу, одновременно являются субъектами дисциплинарной юрисдикции по данному делу. Но в производстве могут участвовать и другие лица: либо те, кто инициировал производство, или те, чье участие необходимо для принятия правильного решения по делу.

По ТК РФ субъектом дисциплинарной власти является работодатель (ст. 192). Иначе и неоднозначно решается вопрос о субъектах дисциплинарной власти в нормативных правовых актах о государственной службе.

Субъектами дисциплинарной власти по дисциплинарным проступкам, совершенным: гражданскими служащими является представитель нанимателя; сотрудником органа внутренних дел, наркоконтроля, таможенного органа и т.п.

прямой начальник; военнослужащим — командир (начальник).

В системе правоохранительных органов и военной службы установлены субординационные отношения между сотрудниками, военнослужащими. Они имеют иерархическую структуру. Исходя из их должностного статуса среди них выделяются прямые и вышестоящие начальники, командиры, а исходя из персональных званий — старшие и младшие.

Прямыми начальниками, командирами являются лица, которым сотрудники, военнослужащие подчинены по службе. Прямой начальник, командир является его непосредственным начальником. По персональным званиям определяется старшинство сотрудников, военнослужащих; при равных званиях — в соответствии с занимаемой должностью.

Указанная классификация сотрудников, военнослужащих характеризует специфику отношений между ними и положена в основу определения круга участников дисциплинарного производства, характера и объема их дисциплинарной власти.

Прямые начальники, командиры являются субъектами дисциплинарной юрисдикции. Они могут налагать предусмотренные нормативными правовыми актами дисциплинарные взыскания в пределах их прав. Предоставленные им права принадлежат также вышестоящим начальникам, командирам.

Последние имеют также право отменить, смягчить или ужесточить дисциплинарное взыскание, примененное прямым начальником, командиром. Но данное правило не является всеобщим. Оно имеет исключение при применении взысканий к военнослужащим.

Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти.

Он вправе отменить взыскание, если найдет, что оно не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

В системе правоохранительных органов, военной службы не каждый прямой командир (начальник) обладает дисциплинарной властью в полном объеме. Например, такой властью обладает министр обороны РФ, а также командующие войсками округа, фронта, группой войск, флотом в отношении подчиненных им прапорщиков и мичманов.

В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил виды субъектов дисциплинарной власти и объем этой власти определяются в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка, статуса военнослужащих, виновных в его совершении, видов дисциплинарных взысканий, соответствующих статусу военнослужащего, которые могут быть к нему применены.

Так, здесь определены права командиров (начальников) налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных им солдат, матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов. Конкретизирована также дисциплинарная власть командиров (начальников) в соответствии с их воинскими званиями, предусмотренными по занимаемым должностям, заместителей командиров (начальников).

В тех случаях, когда, по мнению командира (начальника), к сотруднику, военнослужащему необходимо применить дисциплинарное взыскание, выходящее за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником.

Начальник, командир при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности.

Необходимой процедурой производства, предшествующей применению дисциплинарного взыскания, является затребование от привлекаемого к ответственности объяснения в письменной форме. Отказ дать объяснения не может быть препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

В необходимых случаях до применения дисциплинарного взыскания проводятся проверка, разбирательство, имеющие целью установление виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка, правильного применения дисциплинарного взыскания за его совершение.

Сроки, в пределах которых может быть применено дисциплинарное взыскание, являются императивными, по дифференцируются в зависимости от характера дисциплинарного проступка либо его субъекта.

По ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. В этот срок не входит время болезни нарушителя, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работника.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

С учетом сложности и специфики выявления проступков срок для применения за них дисциплинарных взысканий не может быть позднее двух лег со дня их совершения, а именно: по результатам ревизии, проверки производственно-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Иные сроки применения дисциплинарных взысканий предусмотрены нормативными правовыми актами, устанавливающими дисциплинарную ответственность сотрудников правоохранительной службы и военнослужащих.

Дисциплинарное взыскание на сотрудника органов внутренних дел должно быть наложено до истечения десяти суток, когда начальнику стало известно о совершенном проступке.

В случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня окончания проверки или вынесения окончательного решения по указанным делам. В этот срок не включается время болезни виновного или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время болезни сотрудника, в период его нахождения в отпуске или командировке, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — более двух лет со дня его совершения.

В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административных правонарушениях. Данное положение в основном аналогично тому, которое имеется в ТК РФ.

В нем лишь не указывается аудиторская проверка, с которой ТК РФ увязывает двухлетний срок для применения дисциплинарного взыскания.

На военнослужащего дисциплинарное взыскание налагается, как правило, через сутки, но не позднее десяти суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

При определении вины и вида дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его последствия, предшествующее поведение и отношение к исполнению служебных обязанностей совершившего проступок и т.д.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Оно может быть применено в письменной, а замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд также в устной форме. Дисциплинарное взыскание в письменной форме объявляется приказом (распоряжением).

Приказ (распоряжение) с указанием мотивов применения взыскания объявляется привлеченному к ответственности под расписку.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одной.) месяца со дня его применения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание, примененное приказом, считается снятым, если в течение года со дня его применения сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, командиром, наложившим данное взыскание, равным ему или вышестоящим начальником, командиром.

В специфическом порядке применяются и снимаются дисциплинарные взыскания, связанные с изменениями в должностном положении, персональном звании привлеченного к ответственности.

Особенности порядка наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

В этом уставе особо и детально регламентируется производство по исполнению каждого вида дисциплинарных взысканий.

Например, о наложенных дисциплинарных взысканиях объявляется: солдатам и матросам — лично или перед строем; сержантам и старшинам — лично, на совещании или перед строем сержантов или старшин и т.п. Запрещается объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol107.htm

Соотношение административного правонарушения и дисциплинарного проступка

§ 1. Дисциплинарное производство и его соотношение с административным

     В зависимости от сочетания интеллектуального и волевого моментов различают следующие формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (самонадеянность или небрежность). 

     Администрации предоставлено право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушениях трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Поэтому за дисциплинарный проступок могут быть применены и меры общественного воздействия. 

     К дисциплинарным взысканиям не относятся меры дисциплинарного воздействия, например, такая мера дисциплинарного воздействия, как уменьшение ежегодного оплачиваемого отпуска на число дней прогула работникам, совершившим прогул без уважительных причин.

(При этом продолжительность отпуска не может быть менее 24 рабочих дней. Отпуск уменьшается за тот рабочий год, в котором совершены прогулы, независимо от времени его фактического использования.

) Эти меры являются дополнительными, применяются наряду с мерами дисциплинарного взыскания или независимо от них и считаются мерами дисциплинарного воздействия. 

     Следует отметить, что не может быть мер дисциплинарного воздействия, не предусмотренных законодательством. Так, запрещено в порядке дисциплинарного воздействия понижать разряды, лишать надбавок за классность и т.д. 

     Таким образом, дисциплинарный проступок в области трудовых отношений — это виновное противоправное нарушение трудовых обязанностей рабочими и служащими, за совершение которого может быть применена дисциплинарная санкция, содержащаяся в трудовом праве (мера дисциплинарного взыскания или воздействия).

ОТГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТУПКА

     Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений.

Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 2.1 КоАП РФ). 

     Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений.

Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких — преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения — преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству — преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, — административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение. 

     Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями.

Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)».

Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых служебных функций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в заключение о социальной природе противоправного поведения. Главное в этом поведении — то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам  граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества.

Правонарушения различают по своей направленности, по  вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д.

Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками.

  Отечественная наука изучает правовые явления в социально-историческом аспекте, подчеркивая, что преступность — это относительно массовое, исторически изменчивое, социальное имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени». В своей принципиальной основе это положение относится и к другим видам правонарушений.  В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормами права, а могут и вытекать в общей форме из «духа закона», противоправные действия должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами. С этой точки зрения правонарушения можно говорить лишь в рамках и с полиции закона, определяющего понятие и признаки гражданского, административного или иного правонарушения, а нередко и устанавливающего точный перечень противоправных деяний. Такого рода «формализм» противоправности обеспечивает ясность и 

Источник: https://sozvezdie-zakon.com/sootnoshenie-administrativnogo-pravonarusheniya-i-distsiplinarnogo-prostupka/

Взаимосвязь производства по делам об административных правонарушениях с иными производствами (гражданским, арбитражным, уголовным, дисциплинарным и исполнительным)

§ 1. Дисциплинарное производство и его соотношение с административным

Рассматриваемое производство весьма тесно связано с гражданским судопроизводством.

Но необходимо различать две правовые ситуации: первую, когда судья единолично в соответствии со статьями 202 и 202-1 КоАП за административное правонарушение налагает административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ или ареста; и вторую, когда судья единолично рассматривает дела по жалобам согласно пунктам 1,2,3 статьи 267 КоАП, но по правилам, предусмотренным главой 24 (статьи 236-239) ГПК.

Мы солидарны с авторами, которые считают, что рассмотрение судами дел, возникающих из административно-правовых отношений, это специфичная форма судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти[1].

Расширение судебного контроля — важнейшее условие построения правового государства, поэтому-то законодатель закрепляет право на судебное обжалование в определённых случаях действий должностных лиц и административных органов.

Производство по делам, связанным с судебным обжалованием административных взысканий в виде штрафов не предусматривалось в ГПК 1923 года и было урегулировано в ГПК РСФСР 1964 года.

Процедура судебного обжалования постановлений о взыскании административного штрафа закреплялась в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» от 21 июня 1961 года[2] и в Указе Президиума Верховного Совета РСФСР «О дальнейшем ограничении штрафов, налагаемых в административном порядке» от 3 марта 1962 года[3] (статьи 21-25).

Следует отметить, что существует ряд работ, посвящённых исследованию юридической природы данного вида гражданского судопроизводства и его места в системе гражданскою процесса[4].

Судопроизводство по жалобам на действия государственных органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать материалы об административных правонарушениях и применять административные взыскания, состоит в следующем

В соответствии со статьёй 26 КоАП в течение трёх дней с момента вынесения постановления его копия вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

В течение десяти дней со дня вручения гражданам и должностным лицам постановления об административном взыскании последние вправе обжаловать названный документ в суд.

Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении N° 10 от 14 апреля 1998 года (пункты 3,5) «О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях» (в редакции постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 года)[5] указал судам на недопустимость отказа в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечения сроков наложения взыскания, исполнения постановления. В случае пропуска десятидневного срока обращения в суд по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление.

Жалоба должна подаваться в соответствии с требованиями статьи 126 ГПК и согласно статьи 270 КоАП её подача в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Суд рассматривает жалобу в десятидневный срок — это весьма небольшой, так называемый сокращенный срок (часть 4 статьи 99 ГПК).

Также законодатель предусматривает возможность рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещённых заявителя и должностного лица либо представителя органа, вынесшего постановление о наложении административного взыскания.

Сущность судебного решения по рассматриваемым делам раскрыта в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР № 4 от 14 апреля 1988 года, где разъясняется, что судам следует тщательно исследовать обстоятельства, относящиеся к административному правонарушению, так и к личности субъекта, его совершившего. Суд в процессе рассмотрения обязан установить следующее: произведено ли административное взыскание на основании действующего закона и управомоченным на то органом или должностным лицом; соблюдён ли установленный порядок привлечения к административной ответственности; совершило ли лицо, подвергнутое взысканию, правонарушение и виновно ли оно (либо бремя доказывания лежит на субъекте, привлекающем к ответственности); учтены ли при наложении взыскания характер совершённого правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, семейное и имущественное положение, не истекли ли сроки давности для наложения взыскания.

В полномочии суда принять в соответствии с требованиями законности и обоснованности одно из таких решений, как: а) признав административный акт законным и обоснованным, оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения; б) признав административный акт незаконным, отменить его и направить дело на новое рассмотрение; в) отменить административный акт и прекратить дело об административном правонарушении; г) изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение с те, чтобы взыскание было усилено.

В случае установления того обстоятельства, что административный акт вынесен некомпетентным субъектом, такое постановление отменяется, а дело направляется по подведомственности.

Таким образом, судебный орган, разрешая административно-правовой спор в случае обжалования действий административного органа, оказывает воздействие на органы исполнительной власти, признавая административные акты последнего незаконными и необоснованными или наоборот (законными и обоснованными).

В связи с чем ставится вопрос: прекращается ли административный процесс обжалованием в суд постановления о привлечении к административной ответственности или же это является продолжением административного процесса?

Мы разделяем мнение учёных (Д.Н. Бахрах, А.Т. Бонер, Б.Н. Юрков, И.Н. Колядко, Н.В. Берёзина и др.), которые считают, что рассмотрение в суде жалобы гражданина на действия органов исполнительной власти не является продолжением административного процесса, ибо административный процесс на время обжалования приостанавливается.

Обжалование постановлений о наложении штрафных санкций не является стадией административного процесса, оно не входит в область административно-процессуальных правоотношений. Если суд удовлетворит жалобу гражданина, то исполнительное производство не производится, а административный процесс завершается.

При удовлетворении жалобы и вступлении решения в законную силу наступает стадия исполнения постановления, на которой административный процесс возобновляется.

В юридической науке (А.А. Добровольский, А.А. Мельников, Н.М Коршунов и др.

) весьма распространено мнение о том, что иском можно защищать субъективные права, возникающие не только из гражданских (в широком смысле слова), но и из административных правоотношений, поскольку и в том и другом случаях возникает одна и та же конфликтная ситуация, именуемая спором о праве. Действующее законодательство не определяет понятия «спор о праве», а в юридической литературе мнения по данному вопросу неоднозначны.

Одни учёные рассматривают данное понятие как определённое (особое), новое состояние существующих материальных правоотношений, в котором оказывается субъективное право после его нарушения (М.А. Викут, МА Гурвич, Л А Ванеева).

Другие авторы считают, что спор о праве не может раскрываться только в рамках материального права Его нельзя отрывать от процессуальной формы, а для того, чтобы спор о праве стал являться реальной действительностью, разногласия, несоответствие во мнениях сторон должны проявляться в определённых действиях.

И тем самым они спор о праве не отделяют от процесса его урегулирования (М.Д Матиев- ский, ИА Жеруолис, ДМ. Чечот и др.).

Действующее законодательство подчёркивает, что понятие «спор» следует использовать для обозначения разногласий между субъектами определённых материальных правоотношений, хотя неправильно названные разногласия сводить к материальным правам и обязанностям.

Они вообще могут не существовать, хотя спор о праве как разногласие сторон может реально иметь место.

Так, для предъявления иска не нужно, чтобы на стороне истца было действительное материальное право, достаточно, если он утверждает, что такое право у него имеется и требует установления защиты его, а суд обязан разобраться, если у последнего конкретное право, подлежит ли оно установлению и охране.

Таким образом, мы солидарны с авторами, которые определяют, что спор о праве — конфликт, разногласие по поводу прав и обязанностей сторон, вытекающее из определённого материального правоотношения.

В зависимости от правовой регламентации следует отметить, что с одной стороны, возможно предъявление иска без наличности материального права, а с другой- возможен противоположный процесс, то есть, отсутствие права на иск при наличности материального права.

В связи с чем мы разделяем мнение учёных, которые признают самостоятельность права на иск и материальное право, отмечая как связь названных явлений, так и самостоятельность[6].

Утверждения в юридической литературе о том, что в делах, возникающих из административно-правовых отношений не разрешается спор о праве, а суд здесь лишь проверяет законность и обоснованность действий органов государственного управления[7] [8] представляется неубедительными. В последнее время не вызывает у большинства учёных сомнения в наличии спора о праве в делах, возникающих из административно-правовых отношений*[9].

В процессуальной литературе достаточно распространено мнение о том, что производство по делам, возникающим из административных правоотношений, представляет собой особую разновидность искового производства.

Во-первых, в судах спор о праве всегда рассматривается по правилам искового производства.

Во-вторых, между жалобами, подаваемыми на действия административных органов и должностных лиц, и исковыми заявлениями нет принципиальных различий.

В-третьих, гражданин просит защитить своё нарушенное субъективное право, он не согласен с административным актом и требует признания его незаконным, то есть, налицо спор о праве между двумя заинтересованными сторонами.

В-четвёртых, следует отметить, что правовое положение субъектов материального права не оказывает существенного влияния и не влечёт неравенства сторон при разбирательстве этих дел в суде.

Дискуссионным остаётся в настоящий период вопрос о правовой природе иска по делам, возникающим из административноправовых отношений, какой он: гражданский или административный? По справедливому утверждению ряда учёных[10] по своей сути эти иски схожи, ибо оба представляют обращённое к суду требование о защите нарушенного права и охраняемою законом интереса, хотя административный иск имеет особенности.

Итак, на основании вышеизложенного следует заключить следующее.

  • 1. Производство по делам об административных нарушениях и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, теснейшим образом между собой взаимосвязаны, поскольку, законодательно установлено рассмотрение административных деликтов судьёй единолично по наложению административной санкции и по обжалованию уже наложенного взыскания административным органом. Процедура рассмотрения в названных ситуациях регламентируется нормами гражданского процесса. Следовательно, порядок рассмотрения дел не изменяет природы самих правоотношений, из которых возникают споры. Административное нарушение, влекущее наложение штрафа в порядке гражданского судопроизводства, является административным проступком, а налагаемый судьёй штраф — административное взыскание, применяемое судом в порядке гражданского судопроизводства
  • 2. Для дел, возникающих из административно-правовых отношений, присуще наличие админ и стратв иного спора о правея, подведомственного судам, который:
    • • возникает из административных, финансовых или иных правоотношений и весьма тесно связан с взаимообусловленными ими правоотношениями;
    • • хотя бы один из участников его должен обладать властными полномочи ями;
    • • заинтересованное лицо имеет право на выбор обращения либо в суд, либо к вышестоящему в порядке подчинения административному органу, но иногда безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным элементом (предпосылкой) для обращения в судебные инстанции;
    • • важнейшей целью, имеющей самостоятельное значение, является признание незаконным акта (действия) административного органа (должностного лица);
    • • принятое судебное решение может быть значимо для неопределенного круга лиц, заинтересованных в осуществлении данного субъективного публичного права, и, наконец, административный иск рассматриваться должен специальным административным судом (административной юстицией). Последние в настоящий период находятся в стадии планирования, полагаем, что основанием для возбуждения рассмотрения административных споров общим судом по правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского судопроизводства, является административная специальная жалоба, а для арбитражных судов — иск;
    • • принятие самостоятельного решения по административному делу всегда будет для суда ограничено определёнными пределами. Так, если суд установит, что штраф наложен без учёта тяжести совершённого проступка, личности виновного, его имущественного положения и сумма его занижена, он не вправе изменить ситуацию «к худшему». Видимо и некоторые административные действия могут быть совершены не судом, а только административными органами. В частности, суд признав незаконным и необоснованным постановление о лишении лица водительских прав, не может возвратить последнему отобранные административным органом указанные документы.
  • 3. Анализ действующего законодательства и сложившейся практики позволяет признать убедительными выводы учёных (И.М. Зайцев, МЛ. Масленников, Ю.Н. Старилов и другие) о необходимости законодательного введения понятия «административный иск», то есть, требование граждан, возникающее из административных правоотношений. Последний должен рассматриваться по правилам искового производства без ограничений каких-либо и, как нам представляется, в судах административной юстиции независимо от того коллективный или индивидуальный субъект возбуждает административно-юрисдикционное производство. Следовательно, исследуемое производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений в перспективе должно стать административно-юрисдикционным производством и регламентироваться нормами административно-процессуального характера Федеральный закон РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года[11] может служить важным этапом в формировании в обозримом будущем административной юстиции.

Также аналогичным образом взаимодействует исследуемое административно-юрисдикционное производство с арбитражным процессом, но в отличие от гражданского судопроизводства арбитражные суды компетентны рассматривать споры, возникающие из административных правоотношений между коллективными субъектами и иными субъектами предпринимательства. В соответствии со статьёй 4 Арбитражно-процессуального кодекса РФ[12] заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом. Отказ от права на обращение в суд признаётся недействительным С принятием искового заявления в арбитражном суде: на действия органов исполнительной власти или, наоборот, государственных органов о взыскании штрафных санкций производство по делам об административных правонарушениях приостанавливается. Разбирательство спора происходит в порядке арбитражного судопроизводства.

Взаимосвязь исполнительного производства и производства по делам об административных правонарушениях заключается в следующем Динамично развивающаяся правовая база исполнительного производства в Российской Федерации позволяет нам рассматривать исполнительное производство как вид административно-юрисдикционного производства со всеми признаками, присущими последнему[13]. Следовательно, исполнительное производство как вид административно-юрисдикционного производства представляет собой деятельность по исполнению актов с применением мер принуждения вообще и административных взысканий в частности. В связи с чем, думается, что завершающую стадию производства по делам об административных правонарушениях (исполнительную) логичнее вывести из последнего производства, а аккумулировать в исполнительное производство, где отсутствует спор о праве, а решается вопрос о быстром и эффективном исполнении предписаний, закреплённых во вступившем в законодательную силу правоприменительном акте.

Производство по делам об административных правонарушениях взаимосвязано с уголовным процессом по объектам посягательства.

Прокурор, следователь, орган дознания и судья при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела и при наличии в совершённом правонарушении признаков административного проступка выносит мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и одновременно в соответствии со статьёй 113 УПК РСФСР, 38 КоАП направляют материалы для их разрешения в административном порядке. Названные статьи закрепляют обязанность органов, вынесших постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, направлять материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которою согласно главы 16 КоАП о подведомственности, входит рассмотрение дел данной категории. Административное взыскание в данном случае налагается не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Следовательно, по факту нарушения, посягающего на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, может возбуждаться уголовное дело, которое блокирует производство по делам об административных правонарушениях или если последнее было возбуждено, то прекращает его. Такое положение даёт основание говорить о специфичном принципе производства по делам об административных правонарушениях — приоритете уголовной ответственности по отношению к административной ответственности. Если же при возбуждении уголовного дела в процессе расследования установлено отсутствие состава преступления, но наличие всех признаков администратвиного проступка, то уголовное дела прекращается, и всё возвращается в русло исследуемого административно-юрисдикционного производства

В такой ситуации возникает ряд вопросов, требующих своего урегулирования.

Во-первых, для рассматриваемой категории дел установлен давностный срок привлечения к ответственности в один месяц, причём исчисляется он с момента прекращения уголовного дела Думается. Что данное положение нуждается в доработке. К примеру, субъект привлекался к уголовной ответственности, но в процессе расследования уголовное преследование было прекращено, ибо в его дей- 72

ствиях были признаки не преступления, а административного проступка. Органы уголовной юрисдикции обязаны передать материалы о выявленном административном проступке по подведомственности.

Органы же административной юрисдикции должны иметь возможность привлекать субъекта к административной ответственности и в данном случае по общим правилам административно- юрисдикционного производства, то есть, в течение не одного, а двух месяцев после не просто «вынесенного постановления», а с момента получения соответствующим органом решения об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Поскольку, как показывает практика, весьма плохо обстоят дела с информированием и тем более со своевременным представлением документов о прекращении возбуждённых уголовных дел, в которых содержатся признаки административных проступков.

Во-вторых, в процессе возвращения из уголовного рассмотрения в рамки производства по делам об административных правонарушениях законодатель не закрепляет обязательность составления протокола об административном правонарушении.

Хотя, как свидетельствует практика, в этом есть необходимость: а) административно-процессуальное законодательство не содержит запрета для изменения обвинения в административно-юрисдикционном производстве в сторону утяжеления; б) при смене квалификации даже на равноценную по тяжести необходимость в составлении нового протокола очевидна; в) и наконец, отсутствие протокола при возвращении от уголовного процесса к административно-юрисдикционному лишает субъекта реализовывать своё право на защиту на стадии возбуждения администратвиного расследования, чем нарушает Основной Закон РФ.

Ьцсциплинарное производство в большинстве его разновидностей осуществляется в административно-процессуальных формах, что даёт основание рассматривать его как вид административно-юрисдикционного процесса по разбирательству спора.

Названное производство и производство по делам об административных правонарушениях — два административно-юрисдикционных производства тесным образом между собой взаимосвязаны.

Статья 16 КоАП закрепляет в качестве правового основания для возбуждения дисциплинарного производства в отношении военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных и лиц рядового и начальствующего состава ОВД совершение последними администратвиного проступка. Протокол об административном правонарушении (и материалы

0 правонарушении), составленный в соответствии с требованием производства по делам об административных правонарушениях в случаях, указанных в КоАП, направляется командирам (начальникам) воинских подразделений для решения вопросов о наложении дисциплинарных взысканий.

Таким образом, установив взаимопроникновение административно-юрисдикционных производств (производства по делам об административных правонарушениях, исполнительного, дисциплинарною) с гражданским, уголовным, арбитражным процессом нельзя не обратить внимание на значительные черты сходства, что и послужило поводом к появлению новой, мало разработанной доктрины единства теории процесса, ибо по справедливому утверждению профессора В.А. Рязановского наука процесса едина, а отдельные процессы есть лишь отдельные отрасли единой науки процессуального или судебного права[14].

Данное воззрение было развито в трудах Н.Н. Розина, И.В. Михайловского[15]. Весьма характерным является позиция русского дореволюционного законодательства. Так, ранее действовавший Закон об административных судах позволял восполнение недостающих норм административного процесса соответствующими нормами гражданского процесса.

Профессор Таубер в своих трудах совместно освещал институты уголовного и гражданского процессов[16].

Всё изложенное позволяет говорить о единой науке, о процессуальном праве, о процессе в будущем, а в настоящий период — о взаимопроникновении процессов(административного, уголовного, гражданского, арбитражного).

Источник: https://studref.com/405441/pravo/vzaimosvyaz_proizvodstva_delam_administrativnyh_pravonarusheniyah_inymi_proizvodstvami_grazhdanskim_arb

Studio-pravo
Добавить комментарий