§ 1.1. Организации как субъекты административного права

Коммерческие организации как субъекты административного права

§ 1.1. Организации как субъекты административного права

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

По цели деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Согласно ч. 1 статьи 50 ГК коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие – не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут представлять собой предприятия и иные организации различных форм собственности.

В современных условиях производством, деятельностью в социально-культурной сфере, в административно-политической сфере занимаются различные коммерческие организации, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также в иных предусмотренных действующим законодательством, формах.

По роду деятельности (предназначению) различаются такие разновидности организаций, как предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.).

По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

Государственные организации по масштабу и значению своей деятельности могут быть федеральными, субъектов Федерации и местными – районного, городского, поселкового и сельского значения.

Коммерческие организации в соответствии с целями и задачами их создания могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.

Многообразны виды коммерческих организаций по отраслям: промышленные – заводы, фабрики, шахты, рудники и др.; сельскохозяйственные – кооперативы, артели, товарищества и др.

; транспортные – железные дороги, пароходства, аэропорты и др.; связи – почтамты, телефонные станции и др.

; жилищно-коммунальные, строительные, торговые и другие коммерческие организации.

Коммерческие организации могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными на то собственниками имущества. Учредительные документы коммерческой организации различаются в зависимости от типа учредителя (участника).

Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия. В целом, административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу государственных. Особенностью является то, что он реализуется в отношениях с органами местного самоуправления.

Негосударственные коммерческие организации действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Коммерческая организация считается созданной с момента её государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

Коммерческие организации (хозяйственные товарищества, партнерства и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Основу этой деятельности составляет его имущество. Коммерческая организация самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в её распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Объединения коммерческих организаций может существовать в виде: концерна, корпорации, союза, ассоциации.

Вместе с тем, административная правосубъектность различается по видам коммерческих организаций.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

На основании положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. 30.11.

2011) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию.

В Российской Федерации действуют: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Федерации, муниципальное предприятие; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Унитарное предприятие как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый Государственный реестр юридических лиц вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Место нахождения предприятия определяется местом государственной регистрации. Предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества этого предприятия.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 20 названного закона собственник имущества унитарного предприятия:

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение и др.

В зависимости от формы собственности различают следующие коммерческие организации:

1. Государственные (основанные на государственной собственности – федеральной или субъектов Российской Федерации).

2. Муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления).

3. Кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида).

4. Частные (основанные на частной собственности).

5. Коммерческие организации, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий).

6. Смешанные (основанные на двух или более формах собственности).

Что касается негосударственных (муниципальных, частных, общественных и религиозных) коммерческих организаций, то влияние на них со стороны государства ограничено.

Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Роль государства по отношению к этим коммерческим организациям заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех коммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и в контроле (надзоре) за соблюдением ими установленного режима.

Порядок управления негосударственной коммерческой организацией определяется законодательством и уставными документами коммерческой организации. При этом действующее законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

Собственник осуществляет свои права по управлению коммерческой организацией непосредственно либо через назначенные им органы. Собственник или уполномоченный им орган может полностью или частично делегировать свои права высшему органу управления коммерческой организацией (совету, правлению), предусмотренному её уставом.

Руководитель коммерческой организации нанимается собственником. При найме с ним заключается договор (контракт), в котором предусматриваются права, обязанности и ответственность руководителя коммерческой организации перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/9-48333.html

Глава 9. Организации как субъекты административного права. § 1. Понятие и содержание административно-правового статуса организаций

§ 1.1. Организации как субъекты административного права

⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 111Следующая ⇒

§ 1. Понятие и содержание административно-правового
статуса организаций

К коллективным субъектам административного права мы относим юридические лица всех категорий и разновидностей. Разобраться в статусах тех коллективных субъектов, которые не наделены властными полномочиями и являются потенциальными участниками управленческого процесса на стороне управляемых объектов, — задача непростая.

В научной и учебной литературе по административному праву наиболее часто встречается перечисление коллективных субъектов административного права, не являющихся властными субъектами, в таком виде: «предприятия, учреждения, организации» *(133).

При этом, как правило, даются научные определения административно-правовой природы указанных субъектов, поясняется разница в административном статусе, приводятся различные классификации и т.д.

Действительно, в советской административно-правовой науке и советском законодательстве, а вслед за ними и в нормативно-правовых актах обретшей государственную независимость Российской Федерации первое время (до вступления в силу Гражданского кодекса РФ) встречалась подобная идентификация коллективных субъектов права вообще и административного в частности. Однако со вступлением в силу кодифицированного акта гражданского законодательства подобная терминология потеряла актуальность и постепенно покинула нормативно-правовую лексику, в том числе и административных нормативно-правовых актов.

Юридическая техника, предполагающая четкость терминологии нормативно-правового акта, перестала идентифицировать «предприятия, учреждения, организации» с полным спектром юридических лиц российского права и вообще заставила усомниться в правомерности применения термина «предприятие» для обозначения юридического лица. Теперь, желая отразить в нормативно-правовом акте перечень адресатов его норм, законодатель и правоприменитель используют устоявшуюся и довольно удачную терминологию гражданского законодательства в качестве базового критерия. Если же речь идет о детализации определенного административно-правового режима, в рамках которого субъекты административного права действуют в конкретном административно-правовом статусе, то базовая гражданско-правовая категория уточняется параметрами статуса субъекта.

Существует специфическая категория коллективных субъектов административного права, которые не являются субъектами гражданского оборота и являются лишь субъектами административно-правовых отношений (это, прежде всего, общественные объединения, не прошедшие государственной регистрации).

Из этого обстоятельства мы делаем вывод о том, что говорить, например, о предприятиях как самостоятельных субъектах права в контексте действующих норм гражданского законодательства, устанавливающих статус предприятия как имущественного комплекса, совершенно некорректно (существует организационно-правовая форма юридических лиц «унитарное предприятие», но не «предприятие»). Следовательно, и всякая классификация предприятий на производящие продукцию, выполняющие работы и оказывающие услуги также бессмысленно, поскольку предприятие не субъект, а объект общественных отношений, складывающихся как гражданско-правовой, так и в административно-правовой сферах. Примерно такая ситуация складывается и относительно учреждений и организаций. «Учреждение» — это лишь одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации, в то время как «организация» — это в некотором роде синоним термина «юридическое лицо», поскольку все юридические лица в гражданском законодательстве подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Однако, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» *(134) выделяет общественные организации в качестве лишь одной из разновидностей общественных объединений, которые, кстати, могут и не иметь статуса юридического лица.

Итак, в качестве подвластных субъектов государственного управления и административного права могут выступать юридические лица и некоторые коллективные субъекты, не имеющие правового статуса юридического лица.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (т.е. государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в налоговом органе в порядке, определенном Федеральным законом от 8 августа 2001 г.

N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» *(135). Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях;

вследствие признания несостоятельным (банкротом) коммерческой организации, потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

Юридическое лицо приобретает как гражданские, так административные права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерческие организации — в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Допускается также создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Коммерческие организации являются основными объектами управленческого процесса в экономической сфере государственного управления, поскольку именно ими производится большая часть валового внутреннего продукта страны.

Именно на корректировку направлений и порядка деятельности коммерческих организаций направлено большинство административно-правовых режимов в сфере частного и государственного секторов экономики, поскольку индивидуальные участники экономического производства — предприниматели без образования юридического лица — составляют незначительную часть управляемых объектов в экономической сфере.

Организационно-правовые формы коммерческих организаций, закрепленные гражданским законодательством, не имеют большого значения для административно-правового статуса этих субъектов.

Исключение, пожалуй, составляет такая форма коммерческой организации, как государственные унитарные предприятия, которыми признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними государством (Российской Федерацией или ее субъектом) имущество.

Управление государственными унитарными предприятиями осуществляется государством непосредственно. Они являются основой государственного сектора экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г.

N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» *(136).

Некоммерческие организации, являясь наименее активными участниками хозяйственного оборота вследствие своих уставных задач, тем не менее, предстают наиболее значимыми субъектами административного права в социальной, культурной, образовательной, частично — политической сферах, выступая ключевым и наиболее активным сегментом гражданского общества, что предопределяет повышенное внимание государства именно к административно-правовому статусу этих субъектов. В связи с указанным обстоятельством административное законодательство, молчаливо принимающее гражданско-правовой статус коммерческих организаций (за исключением отдельных «управленчески» важных их категорий) как должное, значительное внимание уделяет административно-правовому статусу некоммерческих организаций.

Гражданское законодательство закрепляет возможность создания некоммерческих организаций в различных организационно-правовых формах, о которых было сказано выше. Уточнение перечня организационно-правовых форм и статуса указанных организаций осуществлено в специальном административно-правовом акте — Федеральном законе от 12 января 1996 г.

N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Этот документ не распространяет свое действие лишь на одну организационно-правовую форму некоммерческих организаций — потребительские кооперативы, статус которых определен Законом РФ от 19 июня 1992 г.

N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» *(137).

Итак, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Формами некоммерческих организаций являются общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также в другие формы, предусмотренные федеральными законами.

Общеправовой статус некоммерческой организации сводится к тому, что некоммерческая организация:

считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации;

имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество;

отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом;

может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

должна иметь самостоятельный баланс или смету;

создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации;

вправе открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;

имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, а также вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, эмблему;

имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности;

может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации.

Органы государственной власти создают государственные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ и осуществляют их полное или частичное финансирование. В пределах своей компетенции они могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Некоммерческая организация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязана вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность, а также предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В целях организации государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций законом установлено, что размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации; определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законами и учредительными документами некоммерческой организации.

⇐ Предыдущая19202122232425262728Следующая ⇒

Date: 2015-09-22; view: 164; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/7-24962.html

Понятие, основные виды и основы административноправового статуса организаций как субъектов административного права

§ 1.1. Организации как субъекты административного права

Как отмечалось выше, наряду с физическими лицами в административных правоотношениях участвуют и организации.

Под организацией как субъектом административных правоотношений следует понимать внешне организационно и юридически выраженное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящее из одного либо нескольких (многих) индивидуальных субъектов, обладающее возможностью самостоятельно, от своего имени вступать в урегулированные нормами административного права отношения с другими субъектами и являющееся носителем административных прав и обязанностей в этих отношениях.

Характеризуя организацию как субъекта административных правоотношений, необходимо отметить, что в административном праве неприемлемо отождествление терминов «организация» и «юридическое лицо».

Действительно, если в гражданских правоотношениях могут участвовать только организации, имеющие статус юридического лица, т.е. обладающие признаками, перечисленными в ст.

48 ГК и включенные регистрирующими органами в Единый государственный реестр юридических лиц, то в административных правоотношениях могут участвовать и организации, не имеющие такого статуса.

Например, участниками административных правоотношений непосредственно являются некоторые не имеющие статуса юридического лица органы исполнительной власти, различные комиссии, в частности административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что в качестве субъектов административных правоотношений должны рассматриваться все-таки не юридические лица, а организации, как обладающие, так и нс обладающие статусом юридического лица, но имеющие при этом возможность самостоятельно вступать в административные правоотношения и участвовать в них от своего имени, реализуя соответствующие административные права и обязанности. В этом смысле к числу организаций – субъектов административных правоотношений могут быть отнесены некоторые структурные, а также территориальные подразделения юридических лиц.

К числу организаций, являющихся самостоятельными субъектами административных правоотношений, наряду с юридическими лицами можно отнести:

  • • структурные подразделения органов исполнительной власти, в частности управления, отделы, службы, которые участвуют главным образом во внутренних административных правоотношениях;
  • • территориальные подразделения органов исполнительной власти, не обладающие статусом юридического лица, например территориальные отделения полиции;
  • • административно-публичные органы, не обладающие статусом юридического лица, в частности различные государственные комиссии, образуемые при органах исполнительной власти, административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних, образуемые при органах местного самоуправления.

Филиалы и представительства коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся юридическими лицами, как правило, не могут выступать в качестве самостоятельных субъектов административных правоотношений, действующих в этих отношениях от собственного имени.

В частности, в силу положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и КоАП в административные правоотношения с соответствующими административными органами, связанные с осуществлением последними административного контроля (надзора) и с привлечением к административной ответственности, могут вступать только организации, имеющие статус юридического лица. Филиалы и представительства могут выступать субъектами административных правоотношений лишь в случаях, прямо предусмотренных соответствующими законами или подзаконными нормативными правовыми актами.

Любая организация, являющаяся субъектом административных правоотношений, обладает соответствующим административно-правовым статусом.

Анализ административно-правового статуса организации дает нам представление о том, каковы место и роль этой организации в системе административных правоотношений, в каких юридических связях находится эта организация с другими субъектами указанных отношений.

В содержание административно-правового статуса любой организации, по нашему мнению, необходимо включать следующие элементы:

  • 1) место организации в административно-публичной сфере, в том числе подведомственность (подчиненность) ее конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти;
  • 2) сферу, предмет и виды деятельности организации;
  • 3) цели создания и деятельности организации;
  • 4) задачи, решаемые организацией в административнопубличной сфере;
  • 5) функции, выполняемые организацией в административно-публичной сфере;
  • 6) общие и (или) специальные административные права (полномочия) организации в административно-публичной сфере;
  • 7) ограничения общих и (или) специальных административных прав (полномочий) организации в административно- публичной сфере;
  • 8) общие и (или) специальные административные обязанности организации в административно-публичной сфере;
  • 9) юридическую (административную и иную публичноправовую) общую или специальную ответственность организации за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения.

В зависимости от особенностей содержания перечисленных элементов можно выделить общий и специальный административно-правовые статусы организаций.

Общий административно-правовой статус организации представляет собой ее общую административно-правовую характеристику и включает, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения этих прав, административные обязанности этой организации и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за правонарушения, совершенные в административноправовой сфере.

Общим административно-правовым статусом обладают, в частности, большинство как государственных, так и негосударственных предприятий, общественные и религиозные объединения, социально-культурные учреждения.

Такой статус возникает у организации с момента ее создания (государственной регистрации в качестве юридического лица), причем одновременно возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтосиособность).

Специальный административно-правовой статус организации выступает как специальная административноправовая характеристика данной организации и включает, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности организации и специальные условия привлечения ее к юридической ответственности за правонарушения, совершенные в административно-правовой сфере.

К числу организаций, обладающих специальным административно-правовым статусом, можно, например, отнести органы исполнительной власти и некоторые виды государственных учреждений, наделенные отдельными внешними государственно-властными полномочиями, в частности учреждения Пенсионного фонда РФ, региональные управления автомобильных дорог, администрации морских рыбных портов, исполнительные органы местного самоуправления.

Специальный административно-правовой статус возникает у организации с момента наделения ее в установленном законодательством порядке специальными административными правами, обязанностями и определения для нее специального режима привлечения к юридической ответственности в административно-публичной сфере. Таким моментом может быть утверждение положения об этой организации или ее устава, а также государственная регистрация организации в качестве юридического лица. Одновременно возникает и специальная административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность) организации.

Все организации, участвующие в административных правоотношениях, могут быть подразделены на виды по следующим основным, принципиальным именно для административного права критериям.

В зависимости от того, кем созданы, на какой форме собственности основаны и от чьего имени действуют организации, участвующие в административных правоотношениях, представляется возможным выделить пять групп таких организаций:

  • 1) государственные – это организации, созданные государством, т.е. Российской Федерацией или ее субъектами, для осуществления властно-публичной, социальной или экономической деятельности, основанные на государственной собственности, в том числе непосредственно финансируемые государством, действующие в административных правоотношениях от имени государства или от собственного имени, но по поручению государства (государственные органы, государственные учреждения, государственные унитарные и казенные предприятия);
  • 2) муниципальные – это организации, созданные муниципальными образованиями для осуществления властно- публичной, социальной или экономической деятельности, основанные на муниципальной собственности, в том числе непосредственно финансируемые соответствующими муниципальными образованиями и действующие в административных правоотношениях от их имени либо от собственного имени, но по их поручению (органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения);
  • 3) общественно-политические – это организации, созданные физическими и (или) юридическими лицами для осуществления общественно-политической деятельности, основанные на их совместной собственности, финансируемые ими и (или) членами этих организаций, действующие в административных правоотношениях от имени их членов и по их поручению (политические партии, профсоюзные организации, творческие союзы, фонды, религиозные объединения и т.п.);
  • 4) потребительские – это организации, созданные физическими лицами для обеспечения удовлетворения собственных материальных и нематериальных потребностей, основанные на их совместной собственности, действующие в административных правоотношениях от имени их членов и по их поручению (жилищно-строительные и гаражно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и т.п.):
  • 5) частные – это организации, созданные физическими и (или) юридическими лицами для осуществления возмездной экономической или иной деятельности, основанные на частной собственности их учредителей (участников), действующие в административных правоотношениях от собственного имени (хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие партнерства и т.п.).

Рассмотрим особенности административно-правового статуса каждой из названных групп организаций с выделением в их составе отдельных видов организаций с учетом их места и роли в системе административных правоотношений.

  • 1. Государственные организации. С учетом места и роли государственных организаций в системе административных правоотношений можно выделить следующие виды таких организаций:
  • 1) властвующие, т.е. организации, уполномоченные государством на осуществление от его имени административнораспорядительной и (или) административно-охранительной деятельности в отношении других, в том числе не подчиненных им, субъектов административных правоотношений и наделенные соответствующими публично-властными полномочиями по решению вопросов государственного значения (органы исполнительной власти, иные административные органы, например Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, избирательные комиссии, органы прокуратуры, а также отдельные виды государственных учреждений, например отделения (отделы, управления) Пенсионного фонда РФ);
  • 2) невластвующие, т.е. организации, уполномоченные государством на осуществление экономической, предпринимательской, социально-культурной и иной общественно полезной деятельности невластного характера и не наделенные при осуществлении этой деятельности публично-властными полномочиями (государственные унитарные и казенные предприятия, государственные социально-культурные учреждения, государственные фонды и т.п.).

Главное место в системе властвующих государственных организаций, являющихся субъектами административного права, безусловно, занимают органы исполнительной власти.

Все иные государственные организации, участвующие в административных правоотношениях, тем или иным образом связаны с федеральными органами исполнительной власти или с органами исполнительной власти субъектов РФ и в определенных формах взаимодействуют с ними.

В зависимости от характера связи и взаимодействия с органами исполнительной власти можно выделить следующие виды государственных организаций:

  • 1) находящиеся в непосредственном ведении соответствующих органов исполнительной власти и подчиненные им, входящие в систему федеральных министерств и федеральных служб государственные учреждения (например, учреждения высшего профессионального образования, лечебнопрофилактические учреждения, учреждения исполнения наказаний, а также казенные предприятия);
  • 2) не находящиеся в непосредственном ведении соответствующих органов исполнительной власти и нс подчиненные им, но зависимые от них, в частности обязанные отчитываться перед ними о своей деятельности, согласовывать с ними совершение определенных действий (учреждения государственных внебюджетных фондов РФ, государственные унитарные предприятия);
  • 3) не находящиеся в ведении никаких органов исполнительной власти, не подчиненные им и полностью независимые от них, строящие свои отношения с ними на основе равноправного взаимодействия государственные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти, например органы законодательной власти, суды, органы прокуратуры, избирательные комиссии, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ.
  • 2. Муниципальные организации. Административноправовой статус муниципальных организаций, так же как и государственных, неоднороден, поскольку они создаются публичными, а именно муниципальными, образованиями и некоторые из них выполняют функции публичного управления. Соответственно с учетом места и роли муниципальных организаций в системе административных правоотношений представляется возможным подразделить их, как и государственные организации, на два вида:
  • 1) властвующие, т.е. организации, уполномоченные Российской Федерацией или субъектом РФ на осуществление от их имени административно-распорядительной и (или) административно-охранительной деятельности в отношении других, в том числе не подчиненных им, субъектов административных правоотношений и наделенные соответствующими публично-властными полномочиями по решению соответствующих вопросов (исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, а также некоторые муниципальные учреждения, наделенные отдельными административно-властными полномочиями);
  • 2) невластвующие, т.е. организации, уполномоченные соответствующими муниципальными образованиями па осуществление экономической, предпринимательской, социально-культурной и иной общественно полезной деятельности невластного характера и не наделенные при осуществлении этой деятельности публично-властными полномочиями (муниципальные социально-культурные учреждения, муниципальные фонды и т.п.).

В зависимости от характера взаимоотношений с исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления все муниципальные организации могут быть подразделены на следующие виды:

  • 1) находящиеся в непосредственном ведении соответствующих исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и подчиненные им (муниципальные образовательные учреждения, муниципальные учреждения здравоохранения и социальной защиты, муниципальные учреждения культуры);
  • 2) не находящиеся в непосредственном ведении соответствующих исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, не подчиненные им, но зависимые от них, в частности обязанные отчитываться перед ними о своей деятельности, согласовывать с ними совершение определенных действий (муниципальные унитарные предприятия);
  • 3) не находящиеся в ведении никаких исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, не подчиненные им и полностью независимые от них, строящие свои отношения с ними на основе равноправного взаимодействия (представительные и контрольные органы местного самоуправления).
  • 3. Общественно-политические, потребительские и частные организации. В отличие от рассмотренных выше государственных и муниципальных организаций общественно-политические, потребительские и частные организации в административных правоотношениях могут выступать только в качестве невластвующих субъектов, поскольку никакие из них не вправе осуществлять административно- публичную деятельность и не наделяются административновластными полномочиями. В то же время административно-правовой статус указанных организаций неоднороден и имеет особенности в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности и целей их осуществления. В частности, цели и виды деятельности организации оказывают влияние на характер и объем ее взаимоотношений с властвующими субъектами административного права. Особенности административно-правового статуса рассматриваемых организаций сводятся, в частности, к следующему.

Общественно-политические организации вступают в административные правоотношения с властвующими субъектами по поводу их государственной регистрации, соблюдения правил поведения при проведении массовых публичных мероприятий, требований государственной и общественной безопасности.

Потребительские организации вступают в административные правоотношения с властвующими субъектами но поводу соблюдения установленных требований и эксплуатации объектов (жилых домов, гаражей и т.п.), созданных в целях удовлетворения указанных потребностей.

Частные организации вступают в административные правоотношения с властвующими субъектами по поводу соблюдения правил безопасного осуществления предпринимательской деятельности, защиты прав потребителей, экономических и финансовых интересов государства.

Источник: https://studme.org/86776/pravo/ponyatie_osnovnye_vidy_osnovy_administrativnopravovogo_statusa_organizatsiy_subektov_administrativnog

Организации как субъекты административного права

§ 1.1. Организации как субъекты административного права

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Организации как субъекты административного права

1. Общее понятие организаций как субъектов административного права.

2. Административно-правовой статус государственных и муниципальных предприятий, учреждений.

3. Административно-правовое положение негосударственных организаций.

4. Понятие и административно-правовой статус объединений граждан. Религиозные объединения.

5. Литература

1. Общее понятие организаций как субъектов административного права

К числу субъектов административного права относятся организации, осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.

Как субъекты административного права, организации различаются по своему административно-правовому статусу.

Такие различия обусловлены преследуемыми целями, принадлежностью к государственной, муниципальной или частной собственности, пространственными масштабами деятельности и др.

В зависимости от преследуемых целей организации подразделяются на коммерческие, которые согласно Гражданскому кодексу РФ в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, и, некоммерческие — не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 50).

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, некоммерческие — в форме потребительских кооперативов, объединений граждан, в том числе религиозных, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Коммерческие организации могут создаваться на основе договоров ассоциации и союзы в целях координации своей деятельности.

Среди организаций особое место занимают предприятия и учреждения, которые являются разновидностями организаций. Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от формы собственности предприятия могут быть государственными (находящимися в федеральной собственности и собственности субъектов); муниципальными (находящимися в собственности муниципальных образований) и частными, находящимися в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованными на базе смешанных форм собственности.

Предприятия могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия в лице органа по управлению имуществом.

Негосударственные предприятия действуют на основании устава, учредительного договора либо только устава (Например Общество с ограниченной ответственностью). В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

Государственные и муниципальные предприятия образуются в форме унитарных предприятий, частные предприятия образуются в форме хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, закрытое акционерное общество), производственных кооперативов и др.

По отраслевой специализации предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.

); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.); предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.

); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Государственные предприятия по значению подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные и унитарные) и предприятия субъектов федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение (местное значение).

Учреждение — это разновидность некоммерческих организаций, образованное с целью выполнения социально-культурных или административно-политических (управленческие) функций, создания ценностей социального характера.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, в случаях предусмотренных законодательством относятся аппараты представительных органов, органы исполнительной власти министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.

Учреждениями, осуществляющими социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством, являются: образовательные учреждения (школы и иные образовательные учреждения), научные учреждения (академии наук, научно-исследовательские институты и др.), учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки и др.), учреждения здравоохранения (больницы, поликлиники и др.), учреждения социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Учреждения, также как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные и частные), по масштабу своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); по сферам деятельности (образования науки, социальной защиты и т.п.).

Таким образом, различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основной деятельности.

К иным некоммерческим организациям относятся объединения граждан (общественные объединения), потребительские кооперативы, фонды, ассоциации (союзы).

Административная правосубъектность организаций (предприятий, учреждений, и иных некоммерческих организаций) различается по их видам, формам собственности целям деятельности и др.

Правовое положение предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами административного права.

Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением ими своих функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций независимо от форм собственности, устанавливают:

• общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

• государственную регистрацию предприятий, учреждений и иных некоммерческих организацией;

• порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;

• общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями российского законодательства. Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством.

2. Административно-правовой статус государственных и муниципальных предприятий и учреждений

административный право статус религиозный

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/2c0b65635a3ad79a4d53a88521216c26_0.html

Studio-pravo
Добавить комментарий